Что считается плагиатом в рисунке
Что считается плагиатом в рисунке
Каждый иллюстратор хотя бы раз в жизни встречается по крайней мере с двумя разными видами нарушения ваших авторских прав. Во-первых, кто-то может украсть вашу работу и использовать её как свою. Во-вторых, кто-то может копировать ваш стиль, палитры, композицию, дизайн персонажей и так далее.
Обе эти ситуации описываются термином «плагиат» — (от лат. plagio-похищаю) присвоение или самовольное использование чужого художественного, научного произведения без согласия автора и без ссылки на него. Большинство успешных художников так или иначе сталкивались с копиями или воровством своих работ. Потому что как только вы публикуете свою работу в сети, её становится очень легко украсть. А если в сеть не выкладывать — уже не получается эффективно продвигать свою работу. В целом, копирование качественной иллюстрации — неплохой учебный процесс. Другой вопрос, что часто это выходит за рамки учебного процесса и публикуется как самостоятельная часть портфолио другого человека.
Среднестатистический пользователь интернета зачастую считает, что всё, что опубликовано в сети можно использовать как душе угодно. К сожалению, далеко не все знакомы с понятием авторского права, а особенно в цифровой среде. Два года назад я начала преподавать предмет «Медиатехнологии» в старшей общеобразовательной школе, и c ужасом поняла, что вопрос авторского права совсем не поднимается в школьной программе. Я стараюсь это, конечно, изменить, но это всего лишь коснется пары десятков ребят.
Нарушители авторских прав даже могут не подозревать, что делают что-то неправильно. Поэтому, если вы обнаружили, что вашу работу используют без разрешения, полезно предположить по умолчанию, что это сделано непреднамеренно и без какого-либо злого умысла. Хотя незнание, конечно, — не оправдание, но лучше сначала узнать контекст ситуации.
Напишите черновик письма, в котором в спокойной и профессиональной манере объясняете следующие пункты:
1. Объясните, что вы являетесь обладателем авторских прав на иллюстрацию. Что вы её создали и не давали разрешения на её использование. 2. Приложите иллюстрацию к письму.
3. В зависимости от ситуации, попросите либо совсем убрать иллюстрацию из публикации, либо отметить ваше авторство. Этот момент решать вам — в каких-то случаях публикация вашей работы может быть для вас хорошим промо, а может быть ситуация, когда ваша работа опубликована на сайте или в издании, с которым вы не хотите ассоциироваться по тем или иным причинам. 4. Если ваша работа используется в коммерческих целях, вы вправе требовать денежную компенсацию за использование своей иллюстрации. 5. Старайтесь сразу не угрожать конкретными последствиями, но сформулируйте намерение предпринять дальнейшие действия, в случае, если плагиатор не исполнят ваши требования к определенному сроку.
Чаще всего, такого сообщения будет достаточно и работу удалят. Хотя, возможно, смущенный плагиатор, осознав свою ошибку, не ответит вам письменно. Иногда вы всё же можете ожидать честный ответ, как в следующем примере.
Добрый день,
Я заметила, что иллюстрации на вашем сайте используются без согласия автора, коим я являюсь. Эти иллюстрированные иконки извлечены из анимации, созданной мной в 2014-м году [ссылка]. Сообщите мне пожалуйста, с какого ресурса вы взяли эти иллюстрации? Вам необходимо согласовать использование со мной.
Вы также рискуете столкнуться с вопросами от рекламного агентства, с которым мы работали над этим проектом, и непосредственно клиента, для которого эта анимация была создана. Они пока что не осведомлены об этой проблеме.
Использование иллюстраций за срок публикации должен быть оплачен, иллюстрации следует снять с публикации в срочном порядке.
Мы также можем согласовать условия их дальнейшего использования.
Пожалуйста, свяжитесь со мной при первой же возможности.
Добрый день,
Мы в полной мере осознаём и принимаем свою ответственность за происшествие.
Просим прощения за непреднамеренный плагиат вашей работы!
Честно говоря, сайт был разработан с этими иллюстрациями на самых ранних стадиях. Они использовались как визуальный пример необходимой графики. И судя по всему, иллюстрации так и остались там.
Пожалуйста, сообщите нам на каких условиях мы должны оплатить работу и могли бы продолжать использовать ваши иллюстрации, а пока мы будем рады их убрать с сайта до согласования условий.
Самый худший вариант — когда вас совершенно игнорируют, иллюстрацию не снимают с публикации и на ваше письмо не отвечают.
Здесь дело за вами — продолжать попытки связаться или нести дело в суд. Для большинства фриланс иллюстраторов вариант идти в суд стоит больше времени и денег, чем желаемый результат, поэтому получается достаточно бессмысленным процессом. Если вы, например, узнали, что ваш рисунок оказался на майках на рынке в Китае — вы вряд ли сможете найти ответственных за этот процесс.
Сейчас существует ряд онлайн инструментов, позволяющих найти ресурсы, использующие вашу работу. Начиная с обратного поиска изображений в google и сервиса tineye, где вы можете увидеть на каких других ресурсах опубликована ваша картинка. Сервис Pixsy, например, полностью заточен на поиск плагиата и борьбу с ним.
Но конечно же не стоит забывать, что если вы будете маниакально мониторить интернет в поисках плагиата на свои иллюстрации — времени на новые иллюстрации просто не останется. Поэтому имеет смысл оставить это дело вашим коллегам, и реагировать уже по факту обнаруженных нарушений.
Закон об авторском праве разрешает использовать чужие работы в следующем случае:
1. Исследовательская работа — в случае, если у этой деятельности нет коммерческой цели, и только когда указан автор исходного материала. Например, цитаты или изображения в диссертации или подобной проектной работе.
2. Доклад новостей — журналисты могут цитировать из письменных работ или речей, но не могут использовать художественные изображения, такие как фотографии или иллюстрации без разрешения автора.
3. Образование — вас не осудят за использование чужих картинок в презентации доклада для домашки. Но хорошим тоном является указание имени автора иллюстрации или фотографии. Недавно появился прекрасный ресурс unsplash.com который предназначен как раз для подобных некоммерческих целей и сразу показывает имя автора для подписи работы.
4. Обзоры и отзывы — если издание публикует обзор на выставку, они могут показывать работы, выставленные на выставке, при условии, что авторы будут указаны. Подобные обзоры являются своеобразным промо-материалом для самих авторов.
5. Пародия — сложный вопрос, т.к. в теории, да и на практике, может навредить репутации автора, из-за чего могут возникнуть сложности. С точки зрения авторского права пародия разрешена, но лучше просить разрешения у автора лично.
6. Оммаж — работа-подражание другому художнику, с указанием оригинального материала. При этом оригинальный материал будет чаще всего очевидно известен аудитории.
7. Фанарт — производное от популярных произведений творчество, основанное на персонажах, сюжете, стиле визуализации. Чаще всего в иллюстрации мы сталкиваемся с перерисовкой образов персонажей мультфильмов/иллюстраций других авторов. Публиковать такие работы возможно, с указанием авторов оригинала. Использовать в коммерческих целях — категорически запрещено.
С недавних пор существует ряд хитроумных способов заработать на стоковой иллюстрации, используя чужие работы. Иллюстраторов либо нанимают перерисовывать чужие работы в векторе, либо мошенники могут сканировать объекты авторского права и продавать их через сайты стоковых иллюстраций.
У стоковых сайтов пока нет адекватной системы борьбы с подобными случаями плагиата, поэтому, если вы обнаружили, что ваша иллюстрация продаётся на стоках, но загружена была не вами — приготовьтесь к сражению. Вам необходимо будет завести аккаунт на сайте, напрямую связываться с недобросовестным пользователем или отправлять коды подозрительных изображений непосредственно администрации сайта, чтоб начинать расследование. Тем не менее, в текущей практике такой процесс не гарантирует никаких результатов.
Во-первых, не нарушайте авторских прав. Подробно изучите, что является, а что не является нарушением авторского права. Как только вы так или иначе используйте чужую работу в своих целях, без получения разрешения автора — вы рискуете нарушить их авторское право.
Если вы обводите чужой рисунок, вы несомненно воруете чужую работу. Здесь самая лучшая иллюстрация — дело Шепарда Фейри и его портрета Обамы, который был обведен с фотографии другого автора. Если вы используете чужую работу в одном из разрешенных контекстов, убедитесь, что вы отметили автора изображения или цитаты. Если же вы публикуете чужую работу без разрешения, будьте готовы в любой момент убрать её и уважать права автора изображения.
Многие начинающие иллюстраторы, вдохновленные своими кумирами, сами того не замечая (или вполне замечая), копируют любимые стили и образы в учебных целях. Это вполне нормальная и естественная практика, до тех пор пока вы не публикуете эти работы как свои без указания автора оригинальных изображений. Если же вы копируете техники, композиции, дизайн персонажей и другие элементы настолько, что ваши иллюстрации напоминают, как две капли воды, иллюстрации исходного автора — вы подражатель.
Причины на это могут быть разные. В России, например, достаточно распространена практика заказывать иллюстрацию в стиле другого иллюстратора. Меня неоднократно спрашивали и продолжают спрашивать посоветовать иллюстратора, работающего в стиле Малики Фавре. Потому что заказать иллюстрацию у Малики стоит от тысячи долларов, а у подражателя можно заказать дешевле (про разницу в результатах в данном случае говорить пока не будем). Стиль и технику, к сожалению, нельзя «застолбить» и запретить другим использовать похожие подходы, да и темы иллюстраций очень часто повторяются. Но порой эти пересечения по ряду пунктов выдают братьев–близнецов. На моей практике неоднократно были разные по тяжести случаи копирования моих работ. В каждом случае я связывалась с авторами и узнавала причины.
В случае подобных запросов нарисовать что-либо в стиле кого-либо, я сразу отправляю заказчика заказывать работу непосредственно тем, в чьем стиле сделаны их референсы.
Еще одна типичная ситуация — «вдохновение» иллюстрациями автора.
Вы наверняка наслышаны об относительно недавнем громком деле с копиями работ Виктории Семыкиной, где персонажи на иллюстрированной карте были совершенно очевидно скопированы из Викиных предыдущих работ. Автор копий говорила, что «повдохновлялась работами» Вики, а по факту скопировала с десяток персонажей и животных. Подробнее про это дело можно почитать у Виктории в фейсбуке.
Кстати о Малике Фавре, так часто копируемой. В прошлом году она опубликовала в своем твиттере наилюбопытнейший случай плагиата.
В Болгарии на выставке Модернизм и Авангард была представлена копия её скетча к известной работе Кама Сутра. Утверждалось, что этот скетч — работа болгарского художника начала 20 века Сирака Скитника. Вот это действительно совершенно новый уровень плагиата.
Слева — копия эскиза Малики Фавре, к её работе Кама Сутра (справа).
Эта копия якобы подписана художником Сираком Скитником и заявлена как его скетч.
Стиль, к сожалению, нельзя зарезервировать за собой, пластика может повторяться или копироваться, художники свободны работать любым выбранным ими способом и средствами. Зачастую скопированный стиль вырастает во что-то более уникальное, если автор действительно вкладывает в работу душу, а не просто бездумно копирует.
Референсы поз, например, всегда лучше брать из жизни, а не с уже стилизованных рисунков. Поменьше смотрите в Инстаграм и Пинтрест и побольше в свой скетчбук, цените и уважайте свою авторскую иллюстрацию и авторское право своих коллег.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Авторское право и плагиат: 10 заблуждений
Статья из журнала «Кукольный мастер».
«С 1. 01. 2008 г в России принята новая редакция закона об авторском праве, схожая с принятыми в большинстве развитых стран.
Закон об авторском праве имеет множество сложных и разветвленных подразделов. Некоторые вопросы решить может только суд. Но это вовсе не означает, что в нем нет ясных, однозначных и понятных правил, которые должны знать все и которые нужно выполнять. Вот об этих-то правилах и хочется поговорить. Неграмотность в области авторских прав в среде тех, кто является ее субъектами – художников, прикладников, писателей – иногда просто потрясает.
Что же говорит по этому поводу закон, что принято в развитых порядочных сообществах художников?
Автор любого оригинального произведения при создании его имеет исключительные права на это произведение. Его права делятся на личные неимущественные и имущественные права.
В личные права входит, например, право на имя – его произведение не может публиковаться, показываться или выставляться под чужим именем или анонимно. Только автор может решать – показывать ли его произведение, ставить ли свое имя, выпускать под псевдонимом или показывать анонимно. У него есть так же право не показывать созданное там, где он не хочет.
Запомнили? Не посторонний вы, не человек, которому понравилось произведение, а его автор.
По российскому закону право автора на имя под произведением не заканчивается никогда, и автором может быть только физическое лицо.
Имущественные права охватывают всякие реальные события с произведением – его показ, его копирование, его продажу и так далее. Имущественные права автор может продать какой-то организации или другому лицу ( например издательству). Но в любом случае у произведения есть обладатель прав, и только он может решать, что можно, а что нельзя делать с произведением.
Можно ли его публиковать, копировать, переделывать, воссоздавать в другой области искусства, продавать или сдавать в аренду, создавать инструкции по изготовлению и так далее.
Можете ли вы выставить чужое произведение под своим именем? – Нет.
Можете ли вы выставить копию, переделку, воспроизведение чужого дизайна, чужого рисунка, чужой куклы под своим именем? – Нет, если автор не дал вам отчетливо выраженного согласия и не договорился об условиях, на которых вы это можете.
В художественной и рукодельной среде существует множество заблуждений относительно разрешенного и запрещенного в области авторских прав. Нам будет легче разобраться, если мы обратимся к ним.
Если вещь опубликована в интернете – это означает разрешение ею пользоваться по своему усмотрению.
Ошибочно. Публикация ( в книге, в журнале, в интернете) никак не означает потери автором прав на свою работу, права по-прежнему принадлежат автору и по-прежнему только он решает, можно ли ее копировать, переделывать и выставлять под своим именем. Если оригинальное произведение или иллюстрация вам понравились – единственный способ повторить это или как-то использовать – написать автору и спросить его разрешения.
Любимый аргумент любого рукодельного форума. Произносится очень скандальным голосом, упирая виртуальные руки в виртуальные упитанные бока.
Если человек хотел бы, чтобы его работу не повторяли – он должен был бы написать о запрете на это. Раз запрет не заявлен, то можно.
Ошибочно. Отсутствие запрета по закону не является разрешением вам использовать результаты авторской деятельности. По умолчанию – нельзя. Вот если автор напишет, что можно – всем, или лично вам – тогда можно. Знак копирайта © не является обязательным в настоящее время, поэтому отсутствие его не значит, что работу использовать можно.
Ну да:) идете вы мимо чужой двери — а там ручка красивая и коврик нарядный под дверью. И если на них не написано крупными буквами — отойди, ворюга, брать себе нельзя — то брать можно. А если сосед придет удивляться сжатыми кулаками — мы ему и выдадим аргумент — не написано же было, что коврик брать нельзя!!
Если я купил куклу, журнал, книгу с иллюстрациями – я могу пользоваться дизайном и образами по своему усмотрению.
Ошибочно. Вы приобрели только предмет, только экземпляр оригинальной работы. Права на имя и права на решение об оригинальном произведении по-прежнему принадлежать автору. Но сам предмет вы можете перепродать или подарить, на это не нужно разрешения автора. То есть вы можете подарить книгу с рисунками или перепродать коллекционную куклу. Но копировать рисунки или кукол и выдавать их за свои факт покупки вам не разрешает.
Мне часто приходилось с ним встречаться. С очень авторитетным видом люди повторяют: если переделать 10 процентов в работе – ее можно считать своей и выставлять под своим именем.
Ошибочно. В законе нет и не было никаких упоминаний о процентах. До тех пор, пока работу можно положить бок о бок с оригиналом и увидеть неоспоримое сходство – это плагиат. Одной переменой цвета на бантике вы не делаете работу ни своей, ни оригинальной. Более того, как мы уже видели по закону изменять и переделывать свое произведение может только автор.
Если чья-то работа опубликована с мастер-классом в журнале – вы имеете полное право делать ее на продажу, выставлять на выставках и давать по ней уроки.
Ошибочно. Практически во всех западных крафтовых журналах в том или ином виде на странице со сведениями о журнале написано: уроки и мастер-классы предусмотрены только для личного пользования, вы можете сделать работу лично для себя – и все. Ни торговать, ни официально выставлять ее нельзя.
Заявления – ну если человек сам рассказал, как это делать, он дал нам разрешение делать, что угодно с этой работой – ошибочны. Мастер-классом автор дал вам право сделать это в личное пользование, научиться, приобрести личные умения. А уж для творческих целей сделать что-то свое, оригинальное, сочиненное вами.
Если я сделал это своими вот этими руками из своих тряпочек-деревяшек-бумаги –я и автор.
Ошибочно. Если вы повторили чужой дизайн, чужой мастер-класс, чужой рисунок – ваш физический труд по исполнению делает вас автором не более, чем китайского работника, штампующего на заводе вещь по придуманному французским дизайнером образцу. Вы либо просто учитесь — если повторяете для себя, либо плагиатор — если выставляете это под своим именем.
Если я сделал это в другой технике – то это не плагиат. Например, автор отливал из фарфора, я вылепил барельеф, или автор рисовал иллюстрацию, я сделал куклу.
Ошибочно. Нет, вы не имеете права. Право на созданный образ принадлежит именно этому автору, и закон говорит, что только он может решать вопрос создания копий, переделок, вариаций и работы по мотивам. Без его письменного разрешения вы не можете делать вариации его работ.
Фанфики – это не плагиат, это разрешено. Если я беру чужой образ, но с любовью делаю с ним что-то новое – это можно.
Ошибочно. Фанфики официально тоже противозаконны. Вы не можете писать роман с героями, придуманными другим человеком, вы не можете рисовать иллюстрации с персонажем, придуманным другим художником, и вы не можете делать кукол, придуманных другим дизайнером, как бы вам они не нравились.
На практике обладатели копирайтов часто смотрят сквозь пальцы на фанфики или даже поощряют их под своим крылом. Но только потому и тогда, когда это выгодно им – приносит большую славу, большие тиражи. Заметьте, что главный в решении этого вопроса – обладатель копирайта. Не плагиатчик решает, имеет ли он право использовать чужой образ – а только и всецело обладатель авторских прав. Когда Александра Рипли написала и издала продолжение «Унесенных ветром» она сделала это с официального разрешения правообладателей.
Если я подпишу, кем вдохновлялся, я могу брать любой образ и выставлять работу под своим именем.
Ошибочно. Упоминать источник вдохновения очень правильно ( и я напишу про случаи, когда это нормально), но одним упоминанием того, у кого вы позаимствовали дизайн, дела не поправить. Вы по-прежнему плагиатчик, и это по-прежнему противозаконно, если чужая работа явно узнается и вы при этом не получили разрешения автора использовать ее.
Отдельного упоминания заслуживает ошибочное понимание терминов закона.
Заблуждение №10 Самое распространенное.
На идеи не существует копирайта, поэтому я могу копировать идею этой работы целиком или по частям.
При этом говорящие ошибочно понимают «идею», как полный продуманный дизайн, определенный узнаваемый внешний вид, оригинальность образа.
В законе же под «идеей» понимается самая общая мысль, самое общее описание создаваемой работы.
Если вы слово в слово спишете «Анну Каренину» — это будет плагиат. Даже если вы замените имя на Кару Анненину. Но при этом идея романа в принципе о разных семейных судьбах или романа о женщине, имеющий мужа и возлюбленного – не может быть зарезервирована ни за кем и никому не запрещается написать свой собственный роман на эту тему. На идею такого романа нет копирайта.
Так, например, и мысль сделать куклу-лыжницу – это идея, и она не защищена копирайтом. Я могу сделать свою лыжницу, вы можете свою. Оттого, что я сделала лыжницу – вы не потеряли право сделать куклу-лыжницу свою.
Но копирайт распространяется на конкретное воплощение куклы, конкретный внешний образ, конкретную форму, в которой эта идея воплощена.
И если вы повторили образ и конкретную форму – вы повторили не идею, а совершили плагиат.
В любом и общем случае, как бы вам ни хотелось позаимствовать чужой образ автора-современника и выставить его публично, у вас нет ни малейших прав решать самостоятельно, в каких условиях это можно сделать. Правильный ответ – ни в каких. Можно ли вам это сделать, может решить только автор. Если вам хочется что-то «позаимствовать», обратитесь к автору – и вы из первых рук узнаете, против ли он абсолютно или дает вам разрешение на каких-то условиях.
Очень часто в дискуссиях я слышала восклицания – я добрый человек, я люблю делиться, я бы был согласен!
Увы, на девяносто процентов эти добрые люди не имеют ничего такого, что бы у них можно было позаимствовать, и их доброта ничего не стоит. Но даже если и есть что, и человек не страдает финансово или репутацией при заимствованиях — решать он может только и исключительно про себя! Нельзя свое отношение переносить на другого – если мне не жалко, значит я могу таскать у других!
По умолчанию – брать чужого нельзя. Всегда и всех нужно спрашивать.
Отнеситесь к этому как к коврику под чужой дверью – оттого, что он лежит свободно и оттого, что вам вашего личного коврика не жалко, это не означает, что вы можете спокойно прийти, свернуть чужой коврик и положить себе в авоську.
Что же, неужели нельзя совсем ничего, нельзя попробовать полюбившееся, нельзя использовать любое изображение? Все не так страшно. Кое-что можно.
Первое и главное. Без спроса у автора и без его разрешения вы можете делать копии в личное пользование. Если вы хотите попробовать понравившийся вам образ, пропорции, композицию – делайте на здоровье. До тех пор, пока вы учитесь, пока вещь эта не выходит на публику и вы не обманываете никого об авторстве оригинального исполнения – для себя вы можете копировать кого угодно.
Выставлять же куклу в галерее, продавать, делать тиражи, печатать в журналах и книгах повтор чужой работы вы не можете. По крайней мере без разрешения лично автора. (А теперь представьте автора, которому вы пишете – я тут сделал вашу куклу и выставил под своим именем на продажу в галерею, вы согласны?)
Ну а если вам приглянулась Мона Лиза? Если вы хотите сделать куклу по ее образу? Кого спрашивать? Леонардо давно не отвечает на письма.
Вот тут вступает в силу другая особенность авторских прав, и эта новость вас может обрадовать.
Авторские имущественные права ( для простоты будем считать, что художник их никому не передавал при жизни) сохраняются за автором на протяжении всей жизни и 70 лет после его смерти за его наследниками. Такой срок существует в законах многих стран, в том числе и в России. После этого произведения переходят в общественное достояние.
И это означает, что вы можете сделать куклу по рисунку, иллюстрации, картине другого автора, без разрешения и без уплаты ему гонорара, если автор умер ранее 1939 г.
Но и в этом случае право на имя остается за ним – и вы должны непременно указать « выполнено по рисунку ( картине, статуе) такого-то».
Как же быть в том случае, если вы вдохновились кем-то, находитесь под впечатлением и обаянием чьего-то образа? То, что вам что-то сильно понравилось, говорит о том, что вам близко это, созвучно с вашей душой, вашим вкусом, вашим стилем. Поиграйте с этим в одиночестве, покопируйте, поразбирайте работу в учебних целях. А когда захотите сделать свою работу, вдохновленную чужой – спросите себя, что главное, что произвело на вас впечатление? Опишите это самыми общими словами. Что персонажи очень реалистичны? Что на всем лежит оттенок обшарпанности, старения, распада? Что пропорции искажены так, что кукла очень выразительная? Что главное в ней – удивительный наряд? Что кукла находится в пространстве-сцене со множеством аксессуаров?
Возьмите эту главную понравившуюся вам черту- и сделайте свой дизайн, свою фигурку, свои пропорции, свою композицию. Не забудьте при публикации рассказать, кто на вас подействовал, что вас вдохновляло.
Каждый ваш правильный шаг и поступок в области авторского права будет служить построению такого художественного общества, где идеи будут процветать, новые поиски не будут скрываться, авторы будут охотнее делиться информацией, зная, что она попадет в бережные и уважительные руки, а вознаграждения – и славой и финансово будут доставаться тем, кто это заработал.
Где найти информацию о законах по авторскому праву:
С 01.01.2008 г авторские права освещаются в части четвертой Гражданского Кодекса РФ»