Что считается первой библиотекой

Что считается первой библиотекой. Смотреть фото Что считается первой библиотекой. Смотреть картинку Что считается первой библиотекой. Картинка про Что считается первой библиотекой. Фото Что считается первой библиотекой

Древние материалы

Люди стремились сохранить знания об окружающем мире и передать их последующим поколениям. Именно поэтому научились использовать различные методы записи. Бумага была изобретена в Китае, остальному миру стала известна достаточно поздно, поэтому для письма приходилось брать подручные средства.

В Древнем Египте писали на папирусе. Он представляет собой растение, произраставшее по берегам главного водоема, Нила. Из стеблей изготавливали материал для письма, особой прочностью он не отличался, поэтому работать приходилось очень осторожно. Процесс создание «папирусовой бумаги» был сложен, однако о том, что он был освоен в совершенстве, говорит тот факт, что многие папирусы дошли до наших дней.

Что считается первой библиотекой. Смотреть фото Что считается первой библиотекой. Смотреть картинку Что считается первой библиотекой. Картинка про Что считается первой библиотекой. Фото Что считается первой библиотекой

На Востоке писали на глиняных табличках. Материал также не отличался прочностью, но некоторые изделия сохранились. Использовали также пергамент — выделанную особым образом бычью кожу. На Руси популярными были берестяные грамоты.

Существовали также деревянные книги, записи на пальмовых листах и некоторые другие необычные варианты.

Появление первых библиотек

Само слово имеет греческое происхождение и состоит из двух корней: «библио» — «книга» и «тека» — «хранилище». Получается, что библиотека — это хранилище для книг.

Первые подобные учреждения появились в стране пирамид. Фараон Рамзес Второй в своем дворце повелел построить «аптеку для души», именно в этом помещении и хранились папирусы, которые, по мнению египтян, по силе воздействия на внутренний мир человека напоминали лекарство для тела. Особенности первых библиотек:

Что считается первой библиотекой. Смотреть фото Что считается первой библиотекой. Смотреть картинку Что считается первой библиотекой. Картинка про Что считается первой библиотекой. Фото Что считается первой библиотекой

Позднее использование свитков позаимствовали римляне.

Одно из чудес света

Знаменитая Александрийская библиотека — величайшая сокровищница древнего мира, в ее коллекцию входило более 800 тысяч текстов, написанных на различных языках. При этом каждый правитель считал своим долгом пополнить библиотечный фонд. Миф гласит, что Птоломей ІІІ во время голода в Афинах продавал хлеб грекам только в том случае, если они позволят ему скопировать редкие книги. Жители Эллады согласились, но потребовали в залог достаточно большое количество золота. Мудрый Птоломей отказался возвращать книги, пожертвовав сокровищами.

Что считается первой библиотекой. Смотреть фото Что считается первой библиотекой. Смотреть картинку Что считается первой библиотекой. Картинка про Что считается первой библиотекой. Фото Что считается первой библиотекой

К сожалению, до наших дней библиотека не дожила, в 273 году она была уничтожена страшным пожаром. Интересные факты:

Управлял этим собранием книг верховный жрец.

Учреждение в Пергаме

Пергамская библиотека — настоящая соперница Александрийской. Основанная царем Эвменом Вторым, она стала средоточием культурной жизни античного мира. Коллекцию составили более 200 тысяч книг. Одним из руководителей был грамматик и философ Кратет Малосский, который переехал в Пергам после получения образования в Тарсе. Ему принадлежит честь основания грамматической школы, которая стала конкурентом аналогичного заведения в Александрии. Особенности библиотеки:

Что считается первой библиотекой. Смотреть фото Что считается первой библиотекой. Смотреть картинку Что считается первой библиотекой. Картинка про Что считается первой библиотекой. Фото Что считается первой библиотекой

История Пергамской библиотеки завершилась из-за Марка Антония. Он подарил все книги Клеопатре, которая распорядилась передать их в Александрию.

Есть в страницах истории мира библиотек и не совсем выявленные факты. Например, ученым по сей день не удается найти собрание книг Ивана Грозного. Легенды гласят, что в нем хранилось огромное количество наименований редких рукописей.

Периоды Средних веков и Возрождения

Рассказ о библиотеке следует продолжить описанием этих временных отрезков. Вот несколько увлекательных фактов, которые можно использовать для подготовки сообщения или доклада, они будут интересны ребенку и взрослому. Уже в Древней Греции появились первые частные собрания книг, в период Средневековья эта традиция получила распространение. Однако основным оплотом науки и знаний стали монастыри. Для хранения книг выделяли особое большое помещение, назначался ответственный сотрудник — библиотекарь. Вот какие монастыри владели самыми крупными собраниями рукописей и печатных изданий:

Основные труды таких библиотек носили религиозный характер. Это были сочинения теоретиков христианства, поучения святых отцов, жития, а также по истории России. Позднее появился еще один пласт — учебники. Книги были очень ценными и дорогими, поэтому для защиты от похитителей их приковывали к полкам.

Эпоха Возрождения характеризуется возвратом внимания к деятелям античной культуры. Именно в этот период труды греческих философов и писателей начинают по-настоящему цениться. Появляется огромное количество частных собраний, в которые входят не только полезные книги, но и красивые, настоящие произведения искусства.

Последующее развитие

Подлинным расцветом библиотечного дела становится Век Просвещения, появляются национальные заведения, платные, даже публичные. Люди получают возможность брать книги домой. Позднее в фонды библиотек начинают включать газеты, статьи которых несли в себе какую-либо ценность.

Сейчас заведения переживают не лучшие времена, бывает так, что небольшие местные филиалы закрываются из-за нехватки финансирования и отсутствия читателей.

Что считается первой библиотекой. Смотреть фото Что считается первой библиотекой. Смотреть картинку Что считается первой библиотекой. Картинка про Что считается первой библиотекой. Фото Что считается первой библиотекой

Самой крупной по фондам является Библиотека Конгресса в Вашингтоне, где содержатся более 75 миллионов названий, не только книг, но и фотографий, аудио- и видеоматериалов. В мире также существует 150 «живых» библиотек, позволяющих пригласить интересного человека и послушать случаи из его жизни. Эту информацию также следует включить в сообщение про возникновение и развитие книгохранилищ, которое предстоит читать в классе.

Типы современных библиотек:

Для каждого читателя заводится формуляр, в который вписывают его личные данные, а также информацию о взятых книгах. Карточки изданий помогают сотрудникам быстро находить то, что интересует читателя. Современные учреждения прилагают усилия для привлечения пользователей. Проводятся выставки, мероприятия, конкурсы и прочие «библиотечные штучки».

Многие библиотеки были небольшими, но очень ценными благодаря тому, что в их фондах имелись редчайшие издания книг или старых газет. Например, хранилище в Йельском университете содержит только уникальные издания. Стены его изготовлены из прозрачного мрамора, поэтому в залах нет окон.

На тему библиотек и их истории можно говорить долго, коротко же выделить даже наиболее интересные и значимые факты непросто, их слишком много. Однако важно то, что возникновение и распространение таких учреждений помогало сохранить и развивать культуру и образование во всем мире.

Источник

Где и когда возникли первые публичные библиотеки

Содержание статьи

Что считается первой библиотекой. Смотреть фото Что считается первой библиотекой. Смотреть картинку Что считается первой библиотекой. Картинка про Что считается первой библиотекой. Фото Что считается первой библиотекой

Сокровища древних цивилизаций

Знаменитая Александрийская библиотека в Египте, основанная в III веке до н.э., была более доступна для широкого круга посетителей. Являясь крупнейшей библиотекой в античном мире, она в современном понимании была больше похожа на академию или научный институт: здесь жили, занимались своими исследованиями и преподаванием ученые разных стран. В 237 году основное здание Александрийской библиотеки погибло в огне после череды нескончаемых войн и набегов римлян.

Греческое слово

Римская культура берет свое начало в Древней Греции. Оттуда же пришла в Рим мода на частные библиотеки: многие политики, общественные деятели и просто богатые люди собирали книги в своих поместьях. Их книжные коллекции были открыты для друзей, учеников и почитателей.

Идеи Юлия Цезаря

Идея создания публичной библиотеки в Риме принадлежала Юлию Цезарю, который стал невольным виновником уничтожения части библиотеки в Александрии. Однако реализовать свой замысел Цезарь не успел: первая римская публичная библиотека была основана через пять лет после его гибели, в 39 г. до н. э. Гаем Ассинием Поллионом, в прошлом военным, а после общественным деятелем.

Публичная библиотека была создана на средства, полученные от военной добычи, и размещалась в храме Свободы в Атриуме. Первая общедоступная библиотека стала площадкой для чтения новых произведений, их критики и обсуждения, выступления ораторов. Создание такой библиотеки имело большое культурное значение: так к сокровищам литературы получили доступ те круги читателей, которые не могли позволить себе создавать свои личные библиотеки.

Источник

Самая первая библиотека (3 фото)

Что считается первой библиотекой. Смотреть фото Что считается первой библиотекой. Смотреть картинку Что считается первой библиотекой. Картинка про Что считается первой библиотекой. Фото Что считается первой библиотекой

Coвceм нe мнoгим извecтнo, кoгдa былa oткpытa пepвaя библиoтeкa. Oкaзывaeтcя, этo cлyчилocь oчeнь дaвнo, eщe в 25 вeкe дo нaшeй эpы, и oнa былa pacпoлoжeнa в вaвилoнcкoм xpaмe. Boзмoжнo, cyщecтвoвaли и бoлee дpeвниe xpaнилищa, нo apxeoлoги пoкa eщe иx нe нaшли. Библиoтeкa тoгo вpeмeни пpeдcтaвлялa coбoй xpaнилищe глиняныx тaбличeк.

Гдe coздaвaлиcь пepвыe библиoтeки?

Дoкaзaтeльcтв тoмy, чтo люди вceгдa cтpeмилиcь coxpaнить cвoй oпыт и пepeдaть eгo cлeдyющим пoкoлeниям, нeмaлo. B зaвиcимocти oт эпoxи чeлoвeчecтвo coбиpaлo инфopмaцию и нa глиняныx тaбличкax, и нa пaпиpyce, и нa бyмaгe. Cчитaeтcя, чтo пepвaя пyбличнaя библиoтeкa пoявилacь в 6 вeкe дo нaшeй эpы eщe в Дpeвнeй Гpeции. Bo вpeмeнa aнтичнocти библиoтeки былo пpинятo coздaвaть пpи xpaмax, a в cpeднeвeкoвьe – пpи мoнacтыpяx. Toгдa вce тeкcты были нaпиcaны вpyчнyю, мнoгиe из ниx были yкpaшeны иллюcтpaциями. B библиoтeкax вo избeжaниe кpaж дopoгиe экзeмпляpы были пpикoвaны к пoлкaм. Toгдa библиoтeки были eщe и apxивaми. Гpaмoтныx людeй в тe вpeмeнa былo нeмнoгo, нo cитyaция cтaлa мeнятьcя пpи пoявлeнии книгoпeчaтaния. Toгдa пoявилиcь библиoтeки, в кoтopыx xpaнилиcь coбpaнныe пpoизвeдeния кaк пиcьмeннocти, тaк и пeчaти.

Библиoтeки в Poccии

Caмaя пepвaя poccийcкaя библиoтeкa пoявилacь блaгoдapя Яpocлaвy Myдpoмy в 1037 гoдy. Toгдa oнa былa ocнoвaнa в Kиeвe пpи Coфийcкoм coбope. Пoзжe, пocлe 16 вeкa, библиoтeки cтaли coздaвaть пpи вeдoмcтвax. B нaчaлe 18 вeкa нa тeppитopии Poccии былa oткpытa пepвaя гocyдapcтвeннaя нayчнaя библиoтeкa. Cпycтя нeкoтopoe вpeмя oнa былa пepeдaнa в вeдoмcтвo Aкaдeмии нayк. Ceгoдня в PФ oткpытo бoлee 50 тыcяч библиoтeк. B этoт cпиcoк включeны и мyниципaльныe библиoтeки, и фeдepaльныe, и peгиoнaльныe. Пoмимo этoгo в cтpaнe нacчитывaeтcя бoлee 60 тыcяч библиoтeк, pacпoлaгaющиxcя в шкoлax. Библиoтeки oткpыты тaкжe нa тeppитopии мнoгиx зaвoдoв, бoльниц, мyзeeв и т.д. Hикoмy тoчнo нe извecтнo, cкoлькo cyщecтвyeт библиoтeк и кaкoe кoличecтвo издaний в ниx xpaнитcя. B кaждoй библиoтeкe paбoтaют люди, кoтopыe пoмoгaют пoceтитeлям быcтpo oтыcкaть нeoбxoдимyю им книгy. Tpyд библиoтeкapeй нe тaк пpocт, кaк мoжeт пoкaзaтьcя c пepвoгo взглядa. Этy пpoфeccию мoжнo нaзвaть yнивepcaльнoй и мнoгoгpaннoй. Paбoтники «книжныx дoмoв» кaждый гoд oтмeчaют cвoй пpoфeccиoнaльный пpaздник – Bcepoccийcкий дeнь библиoтeк 27 мaя.

Caмaя длиннaя книгa в миpe пo oбъeмy

Poмaн из oднoй cтpoчки, или caмaя кopoткaя книгa в миpe

Источник

История возникновения библиотек. И немного подробностей по этой теме.

Историческая библиотека. Форум об истории

История возникновения библиотек. И немного подробностей по этой теме. ⇐ Историческая библиотека

Сообщение Олег историк » 10 дек 2016, 10:14

Современная Александрийская библиотека. Египет.

С Александрийской библиотекой соперничала Пергамская библиотека, которая была создана во втором веке до нашей эры и насчитывала около 200 тысяч папирусных и пергаментных рукописей. Пергамская библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда. Её большую часть составляли медицинские трактаты – Пергам считался центром медицины. История библиотеки завершилась в 43 году до нашей эры, когда Пергам стал провинцией Рима, и большая часть книг попала в Александрийскую библиотеку.

Сегодня Пергам находится на территории Турции, и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.
Первая римская публичная библиотека была создана по греческим образцам Сезонием Поллионом. Позднее в Римской империи возникли библиотеки, учреждённые императорами Августом, Тиберием, Траяном, византийскими правителями. Самые ранние христианские библиотеки возникли при больших епископальных церквях.

В 1037 году киевский князь Ярослав Мудрый (около 980 – 1054) основал первую библиотеку в Киевской Руси. Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников Древней Руси – Евангелие, книги пророков, жития святых. Здесь хранились и важные государственные документы. 500 томов – таким собранием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара в 1124 году или была уничтожена в 1240 году во время разгрома Киева войсками монгольского хана Батыя.

Одной из самых загадочных библиотек является библиотека первого русского царя Ивана Грозного (1530 – 1584). Он обладал уникальным книжным собранием, которое хранил в глубоких подземельях Кремля. Иностранцы, видевшие книжное собрание, говорили, что там были в числе прочих книг, очень редкие. После смерти царя его библиотека стала легендой, так как бесследно исчезла. Тайна библиотеки не даёт покоя историкам и археологам уже не одно столетие. До сегодняшнего дня поиски библиотеки так и не увенчались успехом.
С тех самых времён, когда возникли первые библиотеки, их хранители были озабочены тем, чтобы книги не пропадали. Издавна этой цели служит книжный знак. В наше время он называется экслибрис.

Сообщение Валентин » 10 дек 2016, 12:36

Сообщение Олег историк » 10 дек 2016, 15:28

Что считается первой библиотекой. Смотреть фото Что считается первой библиотекой. Смотреть картинку Что считается первой библиотекой. Картинка про Что считается первой библиотекой. Фото Что считается первой библиотекой

Сообщение Gosha » 10 дек 2016, 16:22

Библиотека Ивана Грозного (также используются названия Либерея, от лат. liber — «книга») — легендарное собрание книг, манускриптов, владельцами которого были московские великие князья и цари. Считается, что она была утрачена или спрятана Иваном Грозным. Поиски библиотеки ведутся уже несколько столетий, однако она по сей день не найдена. Неоднократно высказывались сомнения в самом существовании царского книгохранилища. Многие из ученых, исследователей пришли к выводу, что библиотека, скорее всего, погибла в результате пожаров или во времена Смуты. Либерея является темой и источником многочисленных домыслов и спекуляций. На сегодняшний день выдвинуто более 60 гипотез о её местонахождении.

Предыстория.
За много веков, в хранилищах церковных храмов, византийских императоров накопилось большое количество манускриптов разных эпох и государств. К середине XV столетия царствующая династия Палеологов стала обладательницей ценного собрания книг.
Существует предположение, что во время осады турками Константинополя в 1453 году, бесценные манускрипты вывезли из города и спасли от варварского уничтожения. Семь генуэзских судов, пять венецианских и пять судов, принадлежавших Константинополю, прорвали турецкую блокада и ушли в открытое море. Древние свитки и книги, в итоге оказались в Риме. Дальнейшую судьбу византийской библиотеки связывают с именем Софьи Палеолог (1455-1503).
Это представительница византийской императорской династии Палеологов, племянница Константина XI. После падения Византийской империи семья Палеологов вынуждена была перебраться в Италию, где проживает под покровительством главы католической церкви.
В 1467 году умирает Мария Тверская (1442-1467) – жена великого Московского князя Ивана III (1440-1505). Владыка христианских восточных земель остаётся вдовцом.
Папа Павел II, стремясь сгладить противоречия между Католической и Православной церквями, решил найти путь к согласию и сотрудничеству, а также усилить своё влияние на востоке. Софья, невеста императорской крови, должна была стать связующим звеном в политике папского престола.
В 1469 году Папа Римский предлагает великому Московскому князю Ивану III сочетаться в браке с 14-летней Софьей Палеолог. В качестве приданого за девушкой подошла библиотека древних книг и свитков. На переговоры, сборы и переезд ушло три года.
Бесценное духовное богатство в виде манускриптов прибыло в Москву вместе с Софьей Палеолог.
Предание гласит, что опасаясь пожаров, великая княгиня повелела схоронить книги и свитки в подвале церкви Рождества Богородицы.

Свидетельства о библиотеке московских царей.
В марте 1515 года на Афон пришла грамота московского великого князя. Василий Иванович просил прислать для разбора княжеской библиотеки старца Савву. Но Савва был слишком дряхл для такой далекой поездки, и выбор пал на Максима. В грамоте с Афона указывалось на него как на «искусного божественному писанию и на сказание или толкование всяких книг и церковных, и глаголемых еллинских».
В 1518 году ученый монах Максим прибыл в Москву.
В так называемом “Сказании о Максиме Философе” содержатся первые дошедшие до нас сведения о царской библиотеке. В нем сообщалось, что московский великий князь Василий III «обрете в некоторых палатах безчисленное множество греческих книг», заключенных в подземной книгохранительнице. Приглашенный из Афона, увидев это книжное сокровище, якобы произнес, что даже у греков он не видел подобного множества книг. В дальнейшем Максиму поручили заняться переводом греческой «Псалтыри» на русский язык. До прибытия в Москву Максим Грек получил образование во Флоренции, участвовал в движении знаменитого Савонаролы, постригся в монахи и жил на Афоне. Он находился в чести у великого князя девять лет, а затем был обвинен в ереси. Дальнейшая жизнь Максима Грека прошла в темницах и монастырях, где он и умер в 1556 году. Страдальческая участь возвела его в глазах современников в ранг святых.
По мнению некоторых исследователей автором «Сказания о Максиме Философе» был не кто иной как князь Андрей Курбский поскольку в «Сказании» есть целый ряд мест совпадающих с другими сочинениями Курбского. В них он часто ссылается на античных авторов, в том числе на Цицерона и Аристотеля, ему известны произведения Эразма Роттердамского и Энея Сильвия Пиколомини, поэтому рассказ князя о царской книгохранительнице приобретает особенную достоверность и историческую ценность. Где же как не в царской библиотеке могжно было отыскать эти произведения? 1551 год: … из наказа Ивана Грозного русскому послу Михаилу Сунгулову, ездившему к ногайским татарам: «Если Минехмат-князь спросит посла об обещанном царем знаменитом сочинении иранского ученого Казвини «Аджейибу-ль-Махлукат» (“Чудеса природы”), ответить – «Государь наш тое книги в казнах своих искати велел и доискатись ее не могли».
Важным источником сведений о Либереи оказывается «Хроника ливонца Ниештедта» (Ливонская Хроника). Рижский бургомистр Франц Ниенштедт (1540-1622). в своей «Хронике» пишет о немецком пасторе Иоганне Веттермане. Это пастор сыскал уважение царя Ивана Грозного своей праведной жизнью и набожностью. Тот пригласил пастора в Кремль в 1570 году. Здесь он решил показать ему древнейшие манускрипты, хранящимися в подземелье. В сопровождении трёх дьяков пастор проследовал в хранилище. Ему показали огромное количество древних книг на латинском, греческом и еврейском языках.
Иоганн Веттерман помнил и имена сопровождавших его служителей: Андрей Щелкалов, Никита Висковатый и Никита Фуника. Франц Ниенштедт приводит слова пастора: «книги, как драгоценное сокровище, хранились, замурованными в двух сводчатых подвалах».
В 1556 году пастор смотрел книги в присутствии дьяков Андрея Щелкалова, Ивана Висковатова и Никиты Фуникова. Ниештедт называет «высшего канцлера и дьяка Андрея Солкана, Никиту Высровату и Фунику». Несмотря на некоторые неточности это указание имеет чрезвычайное значение, поскольку все названные в «хронике» лица имели непосредственное отношение к царской казне, где хранились важнейшие государственные документы и книги, что несомненно указывает на подлинность этого сообщения.
После осмотра книг Веттерман в восторге заявил, что охотно отдал бы за такие книги все свое имущество, лишь бы передать их в протестанские университеты. Дьяки от имени царя предложили немцам перевести какую-либо книгу на русский язык, но те испугавшись, что их заставят переводить книги до самой смерти сославшись на благовидный предлог отказались «… Обо всем этом – заключает хронист Ниештадт, – впоследствии мне рассказывали сами Томас Шреффер и Иоганн Веттерман».
После 1571 года, Либерея «исчезает». Это исчезновение обычно относят к периоду после когда царь «удалился от мира» в Александровскую слободу. Предположительно, она была запечатана в каком-то подземном тайнике. Объём библиотеки обычно оценивают как очень большой: 800 томов или 30 (возможно даже 70) подвод, гружёных книгами.
В период 1662 – 1672 годов, в Москве находился епископ Иерусалимской Церкви, греческий митрополит Паисий Лигарид. В своем письме к царю Алексею Михайловичу он писал: «…давно уже известно о собрании вашим величеством из разных книгохранилищ многих превосходных книг; почему нижайше и прошу дозволить мне свободный вход в ваши книгохранилища для рассмотрения и чтения греческих и латинских сочинений».
В конце 1659 года хорватский богослов, философ Юрий Крижанич подал через Посольский приказ прошение царю. В нем он просил, чтобы его назначили придворным библиотекарем – он готов даже самолично составить каталог. Вначале Крижанич указывает, что как в древние времена в Египте, Ассирии, Персии, Греции, так и ныне в Европе у всех самодержцев есть библиотеки, а присматривает за ними человек, который много языков знает и в книгах разбирается. Он пишет: «…Ваше царское величество имеет многие книги. Не зло б было во един ряд их разложити, сочтати, списати, да ваше царское величество на время буде могло очи имел забавити, разумевающе».
В правление Петра I, шведский богослов Николай Берг, выпустивший труд о русской церковной книжности, упоминает и о библиотеках, в том числе о библиотеке великих князей: «Есть какая-то библиотека у царя, довольно богатая рукописными и печатными книгами и что она хранится в его личном дворце».
В 1724 году пономарь церкви Иоанна Предтечи на Пресне Конон Осипов заявил, что некий дьяк Василий Макарьев перед смертью поведал о подземном ходе от Тайницкой башни до реки Неглинной: Ссылаясь на рассказ умершего дьяка, Осипов описывал хранилище так: «Есть в Москве под Кремлём-городом тайник, и в том тайнике есть две палаты, полны наставлены сундуками до стропу. А те палаты за великою укрепою; у тех палат двери железные, поперёк чепи в кольца проёмные, замки вислые, превеликие, печати на проволоке свинцовые, а у тех палат по одному окошку, а в них решётки без затворов. А ныне тот тайник завален землёю, за неведением, как виден ров под Цехаузной двор и тем рвом на тот тайник нашли на своды, и те своды проломаны и, проломавши, насыпали землю накрепко». О книгах пономарь не упоминал, но сторонники версии существования либереи считают, что речь идет о ней. Петр I, интересуясь древностями для Кунсткамеры, повелел Осипову найти сей ход. Однако раскопки оказались неудачны.
В 1734 году, Осипов опять обратился в Сенат, попросив денег и 20 рабочих-арестантов. Но оказалось, что пономарь скрыл факт первых раскопок, а в своей церкви еще и проворовался и надеялся казенными деньгами покрыть недостачу. Раскопки запретили, а Осипова наказали.
В 1822 году, в статье «О юридическом факультете в Дерпте» професср римского и германского права в Дерпте Дабелов опубликовал выдержку из документа, названного им «Указателем неизвестного лица». Это – список рукописей юридического содержания, некогда находившихся в библиотеке русского царя. В своей статье Дабелов утверждает, что после приезда в Дерпт в процессе архивных разысканий этот список был им обнаружен среди неопубликованных бумаг. Сообщением Дабелова заинтересовался молодой ученый Фридрих-Вальтер Клоссиус. В 1824 году Клоссиус приезжает в Дерпт и в апреле того же года становится ординарным профессором кафедры уголовного судопроизводства, истории, права и юридической словесности. Здесь он и познакомился с Дабеловым и его находкой.
В ноябре 1824 году в письме к одному из своих коллег Клоссиус сообщал, что «существует рукописный каталог библиотеки князя Ивана Васильевича Великого, супруга принцессы Софьи, племянницы последнего греческого императора. Этот князь купил много рукописей на Востоке».
В мае 1826 года, в письме к знакомому, Клоссиус вновь указал на этот «каталог».
В 1834 году, незадолго до своей смерти, Клоссиус не опубликовал статью “Библиотека великого князя Василия (IV) Иоанновича и царя Иоанна (IV) Васильевича. Впервые была опубликована «Записка анонима» и подробный рассказ о ее находке.
По словам Клоссиуса, Дабелов в Дерпте занимался поиском материалов по истории лифляндского права и «получал с разных сторон документы, которые сообщались ему частию от разных посторонних лиц». В 1826 году Клоссиус узнает от Дабелова, что среди этих бумаг находились четыре «связки или тетради», обозначенные им как «Collectania Pernaviensia». Одна из них «была писана не одною рукою, а разными почерками, на бумаге разных форматов, большего и меньшего, и, по-видимому, состояла из документов, которые были сшиты вместе без всякого порядка». Среди этих документов, относящихся к истории Дерпта и Пярну, «находилось на 1,5 или 2 листах известие одного дерптского пастора, который имел в своих руках рукописи московского царя». Оно «было написано на простонародном немецком наречии… мелкими буквами и чрезвычайно нечетко, желтыми некрасивыми чернилами и на бумаге, также совсем пожелтелой».
Далее самое главное: Клоссиус приводит текст сообщения дерптского пастора, переданный ему Дабеловым: «Сколько у царя рукописей с Востока. Таковых было всего до 800, которые частию он купил, частию получил в дар. Большая часть суть греческие, но также много и латинских. Из латинских видены мною: Ливиевы истории, которые я должен был перевести. Цицеронова книга de republica и 8 книг Historianim. Светониевы истории о царях, также мною переведенные. Тацитовы истории. Ульпиана, Палиниана, Павла и так далее. Книга Римских законов. Юстиновы истории. Кодекс конституций императора Феодосия. Вергилия Энеида и Ith. Calvi orationes et poem. Юстинианов кодекс конституций и кодекс новелл. Сии манускрипты писаны на тонком пергамине и имеют золотые переплеты. Мне сказывал также царь, что они достались ему от самого императора и что он желает иметь перевод оных, чего, однако, я не был в состоянии сделать. Саллюст[ия] Югурт[инская] война и сатиры Сира. Цезаря комментарий de bello Gallico и Кодра Epithalam. Греческие рукописи, которые я видел, были: Полибиевы истории. Аристофановы комедии. Basilica и Novelloe Constitutiones, каждая рукопись также в переплете. Пиндаровы стихотворения. Гелиотропов Gynothaet. Гефестионовы Geographica. Феодора, Афанасия, Lamoreti и других толкования новелл. Юстин|иановы] зак[оны] аграр[ные]. Zamolei Matheimtica. Стефанов перевод пандектов. …реч (и) и … Hydr. пиловы Истории. Кедр? …Char и эпиграммы Huphias Hexapod и Evr”. Далее в своей статье Клоссиус писал, что по приезде в Дерпт в 1824 г. первым делом бросился на розыски оригинала “Рукописи профессора Дабелова”, “ибо я предполагал вместе с г. профессором Дабеловым, что оный находится в архиве перновского городского совета”. Однако поиски оказались тщетными: даже старые архивисты не могли припомнить указанной связки. Не значилась она и ни в одной из описей. «Осведомления мои в других местах остались без всякого успеха… я принужден был вовсе отказаться от надежды увидеть собственными глазами этот достопримечательный документ», – писал Клоссиус.
В 1834 году научная общественность получила возможность познакомиться с обширным перечнем книг библиотеки московского царя. Он произвел сильнейшее впечатление. «Рукопись профессора Дабелова» сообщала о способе комплектования библиотеки московского царя (за счет дарений и покупки); становилось известно общее число рукописей – до 800 (греческих и латинских); приводился перечень тех из них, которые наиболее заинтересовали дерптского пастора, причем назывались авторы и произведения, не только известные ученому миру (“История” Тита Ливия, “Жизнь цезарей” Светония, “История” Тацита, “Энеида” Вергилия, “Югуртинская война” Саллюстия, “История” Полибия, “Комедии” Аристофана, “Песни” Пиндара), но и малоизвестные, а то и вовсе неизвестные (“О республике” и 8 книг “Истории” Цицерона, “Оратории и поэмы” Кальвина, “Сатиры” драматурга Сира, “Корпус” Ульпиана, Папиана и Павла, “Gynothaet” Гелиотропа и другие).
Публикация была воспринята как исключительно добросовестное и тщательное исследование. Это была первая, наиболее полная работа о библиотеке Ивана Грозного и его отца. Она рассматривалась как достоверное свидетельство о рукописных богатствах, сохранявшихся в России на протяжении многих веков. Так продолжалось до 90-х годов XIX века.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *