Что считается литературным произведением
Литература
Содержание
О границах понятия
Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Однако это современное понимание не следует прямо применять к культуре отдалённых от сегодняшнего дня эпох. Древние научные трактаты и религиозно-мифологические сочинения — такие, например, как «Теогония» Гесиода или «О природе вещей» Лукреция — с точки зрения современников не противопоставлялись, например, эпическим поэмам («Илиаде» Гомера или «Энеиде» Вергилия) как нехудожественная литература художественной. В России в 1820-е годы критики сходились во мнении, что лучшие образцы русской прозы — «История Государства Российского» Карамзина и «Опыт теории налогов» Николая Тургенева. Отделяя художественную литературу других периодов от литературы религиозной, философской, научной, публицистической, мы проецируем наши современные представления в прошлое.
Тем не менее, у литературы есть ряд универсальных свойств, неизменных во всех национальных культурах и на всем протяжении человеческой истории, хотя каждое из таких свойств связано с определёнными проблемами и оговорками.
Следует добавить ещё один критерий, относящийся уже не к структуре литературных текстов, а к их функции.
Основные виды литературы
Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя совершенно непохожие и действительно различные явления. Зачастую типологически различные тексты одной и той же эпохи гораздо ближе друг к другу, чем типологически одинаковые тексты разных эпох и культур: у лежащих в основе европейской философской литературы «Диалогов» Платона куда больше общего с другими памятниками древнегреческой словесности (скажем, с драмами Эсхила), чем с трудами таких философов Нового времени, как Гегель или Рассел. Судьба некоторых текстов складывается таким образом, что во время своего создания они тяготеют к одному виду литературы, а впоследствии движутся в сторону другого: так, например, «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо прочитываются сегодня скорее как произведение детской литературы, а между тем писались они даже не просто как произведение художественной литературы для взрослых, а как памфлет с существенной ролью публицистического начала. Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени. Для прикладных целей, однако, эти сложности не имеют принципиального значения, так что практическим нуждам книжной торговли и библиотек удовлетворяют довольно разветвлённые, хотя и поверхностные по подходу системы библиотечно-библиографической классификации.
Художественная литература
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Научная и научно-популярная литература
Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована. Первые научные произведения создавались в различных жанрах: в виде трактатов, рассуждений, поучений, диалогов, путешествий, жизнеописаний и даже в стихотворных формах. В настоящее время формы научной литературы стандартизованы и состоят из монографий, обзоров, статей, докладов (в т.ч. их тезисов), авторефератов, рефератов и рецензий. В настоящее время во многих странах действует механизм аттестации научной литературы, поддерживаемый правительством или общественными научными организациями. В России, например, такую аттестацию проводит ВАК (Высшая аттестационная комиссия). В числе основных требований к изданию научной литературы — обязательное её рецензирование. В рамках этого процесса издательство или редакция научного журнала перед публикацией новой научной работы направляет её нескольким (обычно двум) рецензентам, считающимися специалистами в данной области. Процесс рецензирования призван исключить публикации в рамках научной литературы тех материалов, которые содержат грубые методологические ошибки или прямые фальсификации. С начала XX века наблюдается регулярное экспоненциальное увеличение объёма публикуемой научной литературы. В связи с этим, одним из самых главных носителей научной литературы в настоящее время являются периодические издания, главным образом, рецензируемые научные журналы. С конца XX века наблюдается тенденция по переходу этих журналов с бумажных носителей на электронные, в частности в Интернет.
Научно-популярная литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей. Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков. В отличие от научной литературы, произведения научно-популярной литературы не рецензируются и не аттестуются. Научно-популярная литература включает произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах. Лучшие популярные сочинения пропагандируют достижения передовой науки в форме, наиболее доступной читателям, которым они предназначены. В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке — «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова. Из бесед возникли «История свечи» М. Фарадея и «Жизнь растения» К. А. Тимирязева. Известны популярные сочинения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных» приключений и т. п.
Справочная литература
Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы:
В идеале справочные издания должны содержать только считающиеся объективно установленными факты и адекватно отражать существующий в данный момент уровень человеческих знаний. Однако на практике невозможно полностью отделить факты от интерпретаций и неявных, подразумеваемых допущений, поэтому та или иная доля тенденциозности в любом справочном издании присутствует. В некоторых случаях эта доля довольно велика и привносится в справочное издание целенаправленно: таковы, в частности, большинство справочных изданий советской эпохи, особенно в том, что касается гуманитарного знания, — даже короткие словарные статьи оказываются в них идеологически окрашены. Касается это и отбора материала: так, в литературных энциклопедиях, выпущенных в СССР, находилось место для сугубо второстепенных писателей социалистической и коммунистической ориентации, но отсутствовали весьма значительные авторы, известные своим негативным отношением к советскому строю. Даже спустя короткое время пользоваться такими изданиями как справочными становится невозможно: слишком много усилий приходится затрачивать на то, чтобы отделить факты от интерпретаций; однако именно эта идеологическая окраска делает справочные издания особенно интересными как историческое свидетельство, памятник своей эпохи.
Учебная литература
Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать уравнения или правильно расставлять знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.
Техническая литература
Техническая литература — это литература, относящаяся к области техники и производства (каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей, патенты и т. п.).
Литература и носители текста
Литературный текст остаётся самим собой независимо от того, каково его материальное воплощение: рукопись, книга, компьютерный файл на мониторе. Не следует, однако, думать, что эволюция носителей текста никак не влияет на саму литературу. Напротив, состояние литературы в обозримом прошлом полностью определяется цивилизационной революцией, совершённой изобретшим книгопечатание Гутенбергом: до этого воспроизведение любого сколько-нибудь длинного текста требовало значительных затрат времени и сил писца, и это накладывало существенные ограничения на количество и характер текстов, фиксируемых письменно и распространяющихся за пределы непосредственного круга общения автора. На исходе XX века новая цивилизационная революция вызвала к жизни два качественно новых носителя текста: это аудиокнига и компьютерный файл. Вполне возможно, что повсеместное распространение этих носителей в самом скором будущем приведёт к новым серьёзным изменениям в структуре литературного пространства.
дать полные определения таким понятиям: что такое литературное произведение?
Значение термина «литературное произведение», центрального в науке о литературе, представляется самоочевидным. Однако дать ему четкое определение нелегко.
Музыкальное произведение –
сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
сценарное произведение-
представляет собой детальный творческий план постановки фильма, содержащий точную разбивку на кадры с указанием планов и их метража, съемочных цветов, музыкального и изобразительного решений и т. д. Представляется, что с полным основанием режиссерский сценарий должен быть признан объектом авторского права, так как является результатом творческой работы и, по сути дела, новым, не существовавшим ранее произведение.
К объектам авторских прав относятся:
Произведение признается объектом творческого труда только в том случае, если оно несет в себе нечто новое, ранее неизвестное, творческое, отличающееся индивидуальностью.
Не являются объектами авторского права:
Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
А́втор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.
Автор (лат. auctor) — творец всякого литературного, музыкального или любого художественного произведения и вообще всякого произведения ума, воплощённого искусством. Помимо этого, под автором понимают создателя чисто научных работ, а также любых иных текстов.
Писа́тель (реже, литератор) — человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не только для непосредственного адресата).
Писателем обычно называют человека, для которого указанное занятие является основным либо одним из основных. Кроме того, в качестве критериев принадлежности автора текста к категории писателей может использоваться получение им дохода от своих произведений: в новейшее время — в виде гонораров, роялти, грантов, в более ранние эпохи — материального вознаграждения со стороны представителей привилегированных классов, так или иначе заинтересованных в поддержке искусства (см. также меценатство).
Авторам также следует знать, что при исчислении налоговой базы они имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме расходов, фактически произведенных на создание объектов интеллектуальной собственности. Такие расходы должны быть документально подтверждены. Если же автор не имеет возможности документально подтвердить свои расходы, то они принимаются к вычету согласно нормативу затрат, установленному в ст. 221 НК РФ. Так, затраты на создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка принимаются к вычету в размере 20 процентов от суммы начисленного дохода. Вычеты из доходов, начисленных за создание художественно-графических произведений и фоторабот для печати, составляют 30 процентов. При этом расходы, подтвержденные документально, при определении налоговой базы не могут учитываться одновременно с расходами в пределах норматива, установленного в ст. 221 НК РФ.
Безусловно любой текст (будь он написан в литературном произведении либо в газетном заголовке или в сообщении (выложенном в интернет) информационного характера и др.) имеет автора. Но нелюбой текст является литературным произведением как объект авторского права. При ином подходе к любому тексту автора как к объекту интеллектуальной собственности пришлось бы каждому автору текстовых сообщений платить авторские налоги.
Что считать литературой?
Слово «литература» происходит от лат. litteratura (literatura), что означает «написанное, рукопись, сочинение».
Обычно говоря о литературе, имеют в виду ее художественную разновидность, то есть литературу как отдельный вид искусства. Но данное понятие, которое сложилось в эпоху романтизма, не стоит прямо относить к культуре более ранних эпох.
Так, древние религиозно-мифологические произведения и научные трактаты — такие, к примеру, как «О природе вещей» Лукреция и «Теогония» Гесиода — с точки зрения современных исследователей не противопоставляются, к примеру, эпическим поэмам, таким как «Илиада» Гомера или «Энеида» Вергилия, как нехудожественная литература художественной.
Российские критики еще в 1820 гг. считали «Опыт теории налогов» Н. Тургенева и «Историю Государства Российского» Н. Карамзина лучшими образцами русской прозы. Поэтому художественную литературу прошлых эпох трудно отделить от религиозных, философских, научных, публицистических сочинений.
Тем не менее, существует ряд признаков, что принято считать литературой, но у каждого свойства определенные оговорки.
Авторские тексты
К литературе во всех культурах относятся только авторские тексты, в том числе и анонимные, написанные инкогнито или под псевдонимом, и коллективные, то есть созданные определенной группой лиц, например, если речь идет об энциклопедическом справочнике.
То есть принадлежность текст определенному автору или авторам, имеет значение не с юридической и не с психологической точки зрения, а потому, что наличие у сочинения определенного создателя обеспечивает данному произведению законченность: именно автор ставит заключительную точку, после чего этого текст начинает свое существование.
Однако истории знакомо множество текстов, которые существуют по другим правилам, — к примеру, фольклорные. Поскольку авторство не закреплено, то в текст может вносить любые изменения тот, кто его переписывает или пересказывает.
Те или иные записи подобных тестов могут быть связаны с именем ученого или писателя, который осуществил такую запись, к примеру, «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева, однако подобная литературная фиксация нелитературного текста не отменяет возможность существования других его вариаций, и Афанасьеву принадлежит именно эта запись, а не сами сказки.
Письменные тексты
С предыдущим свойством связано и следующее: к литературе относятся только письменные тексты. Устное творчество не считается литературой, поскольку оно, предшествуя письменности, исторически не поддавалось фиксации.
Однако в XIX веке появились письменные формы фольклора, к примеру, девичьи альбомы. Известные и другие переходные и пограничные случаи.
Так, в национальных культурах XX и XXI столетий сохраняются сказители, которые занимаются устным, граничащим с песней, творчеством. Раньше подобные произведения сразу относились к фольклору, изменяясь и развиваясь в устном виде других исполнителей. Но сегодня многие из таких сочинений, к примеру, фольклорные тексты Джамбула Джабаева письменно фиксируются сразу после создания, поэтому получают возможность существовать как литературный тест.
Еще один способ превратить устное произведение в письменное сочинение — так называемая «литературная запись»: к примеру, воспоминания матери Александра и Зои Космодемьянских, которые неоднократно издавались отдельной книгой, были записаны с ее слов и обращены в литературный текст интервьюировавшей ее писательницей Фридой Вигдоровой.
Читайте тексты: Стили и типы текста: создание текстов различных стилей.
Тексты человеческой речи
К литературе относятся только тексты, состоящие исключительно из элементов человеческого языка – слов, буквенной передачи звуков человеческой речи. Синтетические (созданные из нескольких компонентов) и синкретические слова (с нерасчлененным значением) не могут считаться материалами для создания литературы.
Однако при этом существуют тексты, в которых словесная форма не может быть отделена от визуального, музыкального или какого-либо другого компонента.
Сами песни или опера не считаются литературой, но если музыка написана композитором на уже авторский текст, написанный поэтом, тогда музыкальное произведение может считаться литературным. К примеру, песня «Дорогая», которую исполняет группа «Кукрыниксы» с музыкой А. Горшенева на стихи С. Есенина.
В XX веке создано множество произведений, автор которых одновременно создает словесный текст, музыку и часто сам исполняет его. Но тут возникает дискуссионный вопрос о правомерности отделения словесной формы из общего произведения и рассмотрения теста в качестве самостоятельного литературного сочинения.
Поэтому в некоторых случаях синтетические произведения считаются литературные, если несловесных элементов в них относительно мало (к примеру, известная «загогулина» в «Приключениях Тристрама Шенди» Лоренса Стерна или рисунки в знаменитой детской книге Синкен Хопп «Волшебный мелок») или если их роль принципиально подчиненная (например, формулы в учебной литературе, даже если они занимают большую часть текста).
Но иногда количество несловесных компонентов настолько велико, что литературным тестом произведение можно назвать уже с большой натяжкой. К примеру, сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц», важной частью которой является множество визуальных элементов — авторских рисунков.
Всем вышеназванным критериям не в полной мере соответствуют некоторые древние тексты, традиционно считающиеся литературными. К примеру, «Илиада» и «Одиссея», поскольку существование такого единого автора как Гомер не подтверждено.
Вполне возможно, что тексты этих произведений сложены из древнегреческого фольклора в виде песен. При том, что письменно они были зафиксированы намного позже, но все это случилось так давно, что их причисление к литературе можно считать оправданным.
Тексты социального значения
Еще одно свойство относится не к структуре, а к функции литературных текстов.
Так, к литературе относятся тексты, представляющие социальную значимость или написанные с расчетом на это. Из этого следует, что литературными текстами НЕ являются: личные дневники, записки, частная и служебная переписка, школьные сочинения и т.д.
Этот критерий кажется вполне очевидным, однако и здесь возникает ряд сложностей. Известно много случаев, когда личная переписка авторитетных авторов стала литературным текстом (художественным или научным). К примеру, в сборниках писателей, поэтов или научных трактатах часто включают раздел писем, в которых содержатся ценные и важные для науки или искусства сведения.
Иногда эти собрания содержат главы, в которых опубликованы школьные сочинения или первые наброски научных открытий будущих политиков, писателей, философов, ученых, политиков. Эти вкрапления в область литературы необходимы, чтобы объяснить, что привело к написанию того или иного произведения, творческих работ авторов в целом. Например, первые наброски «Маленького принца» 14-летний Сент-Экзюпери сделал, когда писал сказку по заданию в школе.
Кроме того, в ряде случаев поэты, философы, критики, публицисты специально превращают свои дневники или частную переписку в факт литературы: пишут их целенаправленно для постороннего читателя, публично печатают отрывки, издают тексты и т. Д. Так, литературой считаются, примеру, дневник Сергея Есина, письма русских писателей 1820‑х годов, состоявших в литературном обществе «Арзамас», переписка Вячеслава Курицына и Алексея Парщикова и пр.
С другой стороны, статус литературности остается проблематичным в отношении творчества неизвестных авторов, тексты которых являются достоянием их личным достоянием и узкого круга их знакомых. К примеру, спорным считается правомерность рассмотрения как литературное явление поздравление в стихах, сочиненное служащими ко Дню рождения своего руководителя.
Еще больше сложностей появилось в условиях всемирной глобализации, когда любой желающий может свободно поделиться своим творчеством в Интернете.
Современные деятели (к примеру, социолог Пьер Бурдье и его последователи) стремятся очертить социальные рычаги, определяющие литературу, науку, искусство, науку и отгораживающие их от любительской деятельности, но предложенные ими механизмы не стали общепринятыми и являются объектом ожесточенных споров. Поэтому однозначного мнения, что считать литературой пока нет.
Литература и носители текста
Таким образом, литературный текст является таковым, независимо его материального воплощения. Это может быть книга, рукопись, файл на компьютере или страничка в Интернете. Эволюция людей, как носителей языка, влияет и на развитие литературы.
Состояние литературы во многом определяется цивилизационной революцией, когда Гутенбергом было изобретено книгопечатание: до этого времени запись любого длинного текста требовала существенных затрат сил и времени писца, что накладывало значительные ограничения на характер и количество письменных текстов, распространяющихся в широкие массы.
В конце XX века новейшая революция цивилизации принесла два качественно новых носителя литературного текста: аудиокнига и компьютерный файл. Вполне реально, что в скором будущем появятся новые серьезным изменения в структуре литературного пространства.
Что такое произведение
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «произведение» можно с полным правом назвать междисциплинарным.
В математике — это число, полученное в результате умножения. В различных видах искусства – это законченное творение, итог творческого свершения.
Чтобы уточнить значение слова, обратимся к справочному материалу.
Произведение — это.
Толковый словарь даёт до 4-х значений:
В художественной литературе произведение – это словесное сочинение любого жанра, имеющее автора.
Это может быть повесть, рассказ, роман, стихотворение, поэма, даже дневниковая запись – всё, что вышло из-под пера или набилось на клавиатуре писателя.
Признаки произведения
Иронически произведением можно назвать всё что угодно, — хоть надпись на заборе. А если по гамбургскому счёту? Есть определённые критерии художественности. Перечислим основные из них:
Последний критерий выглядит расплывчатым. Что имеется в виду? Речь о том, что качественное произведение искусства похоже на отдельный материк или хотя бы остров, на котором вполне можно прожить всю жизнь, не нуждаясь в отплытии на чужую землю.
Например, сказки о Муми-троллях Туве Янссон. Идиллический мир долины Муми-троллей, образы дома, семьи, философствующего папы и заботливой мамы, трогательный Муми Тролль, свободолюбивый Снусмумрик, взвинченная Филифьонка…
В их мирке есть место всем оттенкам человеческих эмоций, герои вместе переживают радость летних полдней и ужас зимнего умирания. Кажется, им нет дела до нас с вами, а мы, тем не менее, узнаём в них себя.
Или малороссийские повести Н.В.Гоголя. Его парубки и дивчины, черти и ведьмы, Пацюки и Солохи обращаются друг с другом запросто: едят, спят, пляшут, поют, женятся, ссорятся, летают в «Петембурх».
А между тем, всё, на чём держится мир, у них есть: добро и зло, Бог и дьявол, любовь и ненависть, талант (что это?) и бездарность. Этому миру, сказочному и волшебному, веришь как живому. Такой представляешь себе душу украинца, полную ярких красок, безудержного веселья и фантастической веры в чудесное.
Литературное произведение обобщает свойства человека, времени или пространства, выделяя самое яркое, главное, запоминающееся, после чего за ними закрепляются навсегда определённые представления.
Чем убедительнее художественный образ, чем совершенней произведение, тем сильнее его влияние на общество.
Анализ литературного произведения
При анализе художественных произведений важно помнить о том, что начинать его нужно не с частностей.
Сперва нужно обозначить основную идею, описать культурно-исторический контекст, в котором создавались поэма или роман, затем перейти к разбору тем, мотивов, персонажей.
Схема анализа прозаического произведения выглядит так:
Анализируя произведения небольшого объёма, рекомендуется тщательнее изучить формальные признаки текста (метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, синтаксические и стилистические фигуры).
В « плотно написанном» тексте содержание «упаковано» в шкатулки словесных образов, к которым нужно подобрать правильный ключик. Особенно это справедливо в отношении поэтических произведений. Но поэзия – это особая галактика, говорить о которой нужно отдельно.
Заключение
Произведение, после того как оно написано, начинает жить собственной жизнью. И предугадать, какой будет очередная его интерпретация, совершенно невозможно.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Зачем анализировать литературное произведение? Прочитал, если понравилось, значит автору удалось достучаться до моего разума. Если речь о школе, то там до косточек придется разбирать даже то творение, что не произвело хорошего впечатления, ведь ещё и сочинение писать придётся.
Игорь: вот я с Вами полностью согласен. Зачем анализировать, когда есть только два критерия — понравилось и не понравилось. Никогда этого не понимал. Зачем что-то выискивать между строк? Искать скрытый смысл? Зачем вообще знать, что хотел сказать автор? Мне кажется, что сам автор ничего из того, что ему приписывают сказать и не хотел.