Что считается крупным бизнесом

Малый, средний и крупный бизнес: понятия и основные черты

Крупные предприятия — это организации с большим количеством собственных ресурсов, масштабным товарооборотом, значительным уровнем реализации услуг и высокой капитализацией. Представители — международные компании, функционирующие на глобальных рынках.

Разбираться, в чем отличие малого и среднего бизнеса от крупного, следует всем, особенно начинающим предпринимателям. Еще на начальных этапах — при определении идеи вашего дела и написании бизнес-плана — следует иметь представление о будущем занятии.

Базовые понятия

Малый бизнес — это самая распространенная форма предпринимательства. У таких фирм минимальная численность (до 100 человек) и невысокий годовой доход (не более 800 млн руб.). У средних компаний есть обширные ресурсы и высокая ежегодная доходность. Малый и средний бизнес — это субъекты МСП. Организации, которые включены в реестр малого и среднего предпринимательства, вправе претендовать на налоговые и бухгалтерские льготы (209-ФЗ от 24.07.2007). Крупные предприятия — это компании с большим количеством сотрудников (от 250 человек) и доходами от 2 млрд рублей за предшествующий год (209-ФЗ, ПП РФ № 265 от 04.04.2016).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что входит в налоговые каникулы у ИП. Используйте эти инструкции бесплатно.

Основные характеристики предпринимательства

Каждая форма коммерческой деятельности отличается друг от друга экономическим масштабом. Разбираем критерии малого, среднего и крупного бизнеса и их основные характеристики.

Малые компании

Субъектом малого предпринимательства являются не только ИП, но и юридические лица. Среднегодовая численность сотрудников — не более 100 человек (пп. “а” п. 2 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ). Территориальная деятельность этих компаний небольшая. В список их сферы деятельности входят:

Для малого предпринимательства срок проведения неналоговых проверок сокращен и ежегодно составляет не более 50 часов.

В 209-ФЗ указано, чем отличается малый бизнес от среднего, — критерии изложены в п. 1.1 ст. 4. Вновь зарегистрированным ИП предоставляются двухлетние налоговые каникулы. Возможность их получения есть у предпринимателей, которые:

Малый бизнес в 2021 и 2022 гг. освободили от плановых контрольно-надзорных мероприятий (ПП РФ № 1969 от 30.11.2020, ПП РФ № 1520 от 08.09.2021). Но внеплановые контролирующие ведомства провести вправе, список их с 1 июля 2021 года значительно расширен (248-ФЗ от 31.07.2020).

Основные примеры малого бизнеса — это индивидуальные предприниматели и ООО с небольшой численностью. Малые предприятия не нуждаются в подтверждении статуса. Необходимо придерживаться ограничений по доходу, количеству работников и доле участия в уставном капитале (ст. 4 209-ФЗ от 24.07.2007). Если вы превысите лимиты, то вас исключат из реестра МСП после подачи бухгалтерской отчетности — 10 августа следующего года (письмо ФНС № СД-4-3/8479@ от 22.05.2020).

Средние предприятия

В ст. 4 209-ФЗ приведены и характеристики среднего бизнеса — это хозяйствующие субъекты со среднесписочной численностью работников от 101 до 250 человек и с годовым доходом до 2 млрд руб. По сравнению с малыми средние предприятия включают целые сети компаний, работающие на большую потребительскую аудиторию. Эта предпринимательская форма осуществляет свою деятельность не только в пределах одного города, но иногда даже и области. По сравнению с малым бизнесом, где большая роль отведена персоналу, в среднем на первый план ставится качество товара (услуг). Таким компаниям несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях. Вот примеры средних предприятий из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2021:

Большой или крупный бизнес

В нормативах нет точного определения, что такое крупный бизнес, но с экономической точки зрения крупными являются предприятия с высокой обеспеченностью ресурсами, обширным объемом производства и миллиардной прибылью. Крупные компании имеют множество филиалов и представительств, в которых работают тысячи сотрудников. Пример российских крупных компаний — ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк».

Критерии отнесения к малому, среднему или крупному бизнесу

Налоговики ведут реестр МСП. В него включают компании, удовлетворяющие условиям для малого и среднего предпринимательства. Категорию экономических субъектов определяют по ряду критериев финансово-хозяйственной деятельности:

Для сравнения привели в таблице характеристики крупного бизнеса средних и малых предприятий.

КритерийПризнаки малого бизнесаПризнаки среднего бизнесаПризнаки крупного бизнеса
ДоходДо 800 млн руб.До 2 млрд руб.Более 2 млрд рублей
Количество сотрудников100 работниковСреднесписочное количество сотрудников среднего бизнеса: 101–250 работниковСтандартная численность крупного предприятия — более 250 работников
Доля участия третьих лиц в уставном капиталеСовокупная доля участия РФ, субъектов РФ, государственных учреждений, общественных, религиозных организаций и фондов не более 25 %. Для других юридических лиц (иностранных и тех, которые не являются субъектами МСП) максимальная доля — 49 %. Если участники относятся к МСП, то их доля не ограничена.

Если у ИП нет работников, то его статус определяется по годовому доходу. Если ИП и ООО только включены в единый реестр МСП, то их статус устанавливается по количеству работников.

Преимущества малого бизнеса

Малый бизнес (в том числе и микропредприятия) имеет определенные льготы:

Что считается крупным бизнесом. Смотреть фото Что считается крупным бизнесом. Смотреть картинку Что считается крупным бизнесом. Картинка про Что считается крупным бизнесом. Фото Что считается крупным бизнесом

Основные плюсы малого бизнеса:

Преимущества средних компаний:

Плюсы крупных предприятий:

По сути, для владельца компании неважно, к какой форме относится его ООО, — это малый или средний бизнес или даже микропредприятие. Главное — это конкурентоспособность, стабильный доход и низкие издержки.

Минусы и риски

Перед тем как начать собственное дело, сопоставьте все плюсы и минусы для различных экономических масштабов. Основные минусы малого бизнеса:

Имеет значение и размер первоначального капитала. Чем выше этот показатель, тем больше шансов продержаться во время кризиса и не обанкротиться.

Недостатки среднего бизнеса:

Риски владения крупной компанией:

Отличия

Наглядная схема, чем малый бизнес отличается от среднего в части бизнес-процессов.

Что считается крупным бизнесом. Смотреть фото Что считается крупным бизнесом. Смотреть картинку Что считается крупным бизнесом. Картинка про Что считается крупным бизнесом. Фото Что считается крупным бизнесом

Основы успеха

Успех небольшого предприятия зависит от стратегии — долгосрочного плана развития. Средний бизнес легко подстраивается под изменяющиеся условия рынка, а его успех практически всегда зависит от наличия эффективного менеджмента.

В ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ от 24.07.2007 разъясняется, как определить большой бизнес — проверить численность (больше 250 человек) и доход (свыше 2 млрд рублей) компании. Успешное развитие крупного предприятия зависит от эффективных бизнес-моделей, которые разработаны на долгосрочную перспективу — даже через десятки лет такие компании продолжают работать, справляясь с кризисом и принося огромный доход.

Нормативный регламент

Вопросы функционирования малого, среднего и крупного бизнеса регулируются:

Источник

Малый, средний и крупный бизнес: что это такое, определения, отличия

Что считается крупным бизнесом. Смотреть фото Что считается крупным бизнесом. Смотреть картинку Что считается крупным бизнесом. Картинка про Что считается крупным бизнесом. Фото Что считается крупным бизнесом

Что считается крупным бизнесом. Смотреть фото Что считается крупным бизнесом. Смотреть картинку Что считается крупным бизнесом. Картинка про Что считается крупным бизнесом. Фото Что считается крупным бизнесом

На рынке можно встретить множество самых разных форм предпринимательства. Одни из них отличаются большим объемом, другие — обслуживают небольшое количество клиентов. А главное, некоторые виды коммерции сами по себе предполагают развитие до определенных размеров. Малый, средний и крупный бизнес — что это такое, в чем особенности и отличия каждого из них расскажем здесь.

Определение понятий

Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.

Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим — предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.

Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.

Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.

Основные характеристики предпринимательства

Каждая из представленных выше форм имеет свои уникальные черты и особенности. Но некоторые из них объединяют коммерцию в целом:

Любое предприятие становится участником рыночных взаимоотношений.

Компании в своей работе всегда сталкиваются с двумя основными аспектами: экономической и правовой. Вести деятельность без учета организационных и юридических норм запрещается.

Главная функция любой фирмы — участвовать в экономике страны, на территории которой она находится, и вносить требующиеся нововведения, чтобы постоянно развивать ее. Речь здесь идет об использовании новых технологий, поиске альтернативных источников энергии, сырья и прочего.

Организации всегда зависят от изменений на рынке своих услуг и продаж, они должны подстраиваться под них, чтобы рабочий цикл не прекращался.

Все это важно для предприятия, независимо от его размера, количества клиентов, годового оборота.

Источник

Особенности налогового и бухгалтерского учета на крупном предприятии

Крупные предприятия выполняют важную функцию – они служат движущей силой национальной экономики. В данной статье рассматриваются позитивные и негативные стороны их деятельности, критерии крупного предприятия, особенности ведения бухгалтерского учета, отчетности, кредитования и налогообложения.

Определение крупного предприятия

Определений крупного предприятия можно найти несколько. Одного быть и не может, поскольку экономика страны объемная и разнообразная. Крупной называют фирму, которая производит существенную и значительную часть всего объема отрасли. Также можно основываться на такие показатели:

Под крупным предприятием подразумевают любое из перечисленных ниже:

Критерии крупного предприятия в некоторых отраслях

Чтобы назвать предприятие крупным, необходимо учитывать специфику отрасли, к которой оно относится, и территории, где расположено. В таблице отражены отличительные признаки для некоторых отраслей экономики:

Крупные предприятия: плюсы и минусы

По сравнению с МСБ крупные предприятия серьезно влияют на национальную экономику. Работают они намного эффективнее.

Позитивные стороны крупных предприятий:

Основой успеха крупных предприятий являются бизнес-модели их деятельности. Они придуманы давно и настолько эффективны, что продолжают успешно функционировать и приносить прибыль. Безусловно, модели слегка усовершенствованы и обновлены с учетом современных условий.

Функции крупных предприятий

Крупные компании выполняет функции:

Для крупных компаний характерны и дополнительные функции:

Крупные предприятия представлены в виде таких основных форм:

Формы крупного бизнесаХарактеристика
1. Самостоятельное предприятиеНеделимый объект хозяйствования с единой структурой производства.

Может состоять из нескольких юридических лиц, но деление только номинальное

2. Компания1) Объединены воедино несколько фирм.

2) Их связывает подобный вид деятельности.

4) Каждая составная компании – самостоятельная единица. Она вправе, в случае надобности, работать самостоятельно

3. Интегрированная бизнес-группа

Несколько компаний с общими собственниками.

Предприятия часто относятся к различным отраслям

Важно! Крупные предприятия функционируют не просто как элемент экономической системы. Они в силе изменять окружающее пространство. Такие предприятия влияют на экономическую ситуацию в отрасли, к которой они принадлежат.

Крупные предприятия и МСБ. Как отличить?

Отличить предприятия крупные от МСБ можно, исходя из таких критериев:

ПредприятиеСреднегодовая численностьМаксимальный доход, млн. руб.
отдо
Микро115120
Малое15100800
Среднее1002502000
Крупное251 и вышеБольше 2000

Казалось бы, различить за подобными критериями предприятия просто. Чтобы стать крупным, необходимо наполнить штат не менее, чем 251 работником и довести доход до отметки, которая больше двух миллиардов рублей. Но есть отрасли, у которых количество персонала может быть и меньше 250, однако они принадлежат к крупным:

Источник

В чем разница между малым, средним и крупным бизнесом и какие показатели среднего бизнеса в российской экономике на 2021 год

Средний бизнес – темная лошадка среди всех участников предпринимательства. Он как бы есть, но отдельно о нем никто не говорит. МСП (малое и среднее предпринимательство), крупный и средний бизнес… По факту, средний бизнес всегда где-то рядом, но о нем мало что известно.

Так чем же отличается средний бизнес от малого и крупного? Средний бизнес – это сколько сотрудников должно быть и какой оборот в год? Разберемся далее.

Что такое средний бизнес: самое простое определение

Средний бизнес – это организация, у которой годовой доход варьируется от 120 до 800 млн. руб., число сотрудников от 16 до 250 человек, а доля государственного участия не должна превышать 25%.

Предприятия среднего бизнеса не так приметны, как участники малого и крупного. Это те компании, которые находятся на городском и региональном рынке. Почему редко говорят о среднем бизнесе? Если найти примеры малого предпринимательства (это маленькие магазины, салоны красоты, строймаги местного значения) и крупного (это гиганты бизнеса на уровне страны и мира: Магнит, Пятерочка, Победа, Звениговский и др.) – легко, то относящиеся к среднему бизнесу фирмы – куда сложнее.

Таблица “Чем отличается средний бизнес от малого и крупного”

Критерий

Малый

Средний

Крупный

от 15 до 100 человек

от 101 до 250 человек

Непросто на любую сумму

Непросто на крупную сумму

Одна фирма в городе

Сеть в городе и регионе

Сеть по стране и за ее пределами

Имея в голове эту простую шпаргалку, всегда можно понять, какое предприятие относится к малому, среднему и крупному бизнесу и почему.

Что относится к среднему бизнесу: известные примеры

Найти конкретные примеры среднего бизнеса в Рунете практически невозможно (мы пытались). Известно лишь то, что границы между малым и средним бизнесом достаточно размыты. Можно предположить, что к среднему бизнесу относятся многочисленные нефтяные компании, агрохолдинги, горнодобывающие компании, сельскохозяйственные производители, сети строительных магазинов (например, “Березка”) и др.

Какие налоги платит средний бизнес

Малый и средний бизнес привычно объединяют в одно определение – МСП. Во всех источниках в Интернете пишут либо эту аббревиатуру, либо вовсе говорят лишь о малом бизнесе. Это свидетельство того, что средний бизнес находится в тесной связи с малым. А значит, условия для них будут примерно одинаковыми.

1. УСН

УСН есть нескольких видов – УСН “Доходы” (ставка от 1 до 6%) и УСН “Доходы минус расходы” (от 5 до 15%). Ставки определяются исходя из субъекта, в котором вы живете. УСН чаще всего выбирают предприниматели. По ней удобно платить, отчитываться и даже экономить.

2. ОСНО для всех

Общая система налогообложения автоматически применяется к любому бизнесу, если предприниматель при регистрации сам не выбрал налоговый режим. Вести учет по ней очень сложно, и без бухгалтера практически невозможно.

На общей системе есть сразу несколько видов налогов:

Налог на прибыль (20% платят организации);

НДС для всех (0%, 10%, 20%);

Налог на имущество для организаций (менее 2,2%).

Какие источники финансирования характерны для среднего бизнеса

Номер

Внутренние

Внешние

Прибыль. Это главный источник финансирования. Он рассчитывается так: доход — затраты х себестоимость товара.

Прибыль зависит от цены на продукцию, себестоимости товара и объема сбыта продукции.

Средства сторонних организаций. Если у вас с владельцем иной фирмы есть общие интересы, то можно объединиться и создать более масштабный и выгодный общий бизнес.

Валовая и остаточная прибыль. Под первой понимают общую прибыль, из которой еще не вычли издержки, налоги и пр. Остаточная прибыль – та сумма, которая остается после всех вычетов (чистая прибыль).

Распространение акций компании. Покупателями акций могут быть самые разные люди, с разным достатком. Их может быть 10, а может быть и 1000. Важно, что они вносят деньги в бизнес, а это финансирование.

Запасы товара. Деньги, которые вложены в приобретение продукции, учитывать как деньги в обороте нельзя. Их попросту нет, они вложены. Поэтому нужно грамотно распределять ресурсы и вычислять, когда стоит выделить деньги на товар, а когда стоит повременить.

Кредит. Как вариант – оформить займ в банке. Там фиксированная ставка и срок, все официально. Но может потребоваться залог.

Амортизация. Есть отдельный фонд, который создан для сбора денег на обслуживание, ремонт и замену техники. Оттуда можно одолжить деньги, но с последующим возвратом.

Коммерческий кредит. Можно занимать товары у поставщиков. Условия могут быть разными – отсрочка, рассрочка и др.

Государство. Можно попробовать выиграть грант, получить субсидию или госзаказ. Некоторые программы помогают выпутаться недавно открытым компаниям.

Как коронавирус повлиял на малый и средний бизнес

В 2019 году закрылось более полумиллиона субъектов малого и среднего предпринимательства, а в 2020 – 4,5 млн. руб. В июле 2020 года насчитывалось 6,1 млн. МСП в стране. Уже через месяц число сократилось до 5,6 млн. В 2021 году будет перепись малого и среднего бизнеса, и данные, конечно, изменятся.

Какие проблемы есть у малого и среднего бизнеса: статистика 2021 по России

Каждая десятая фирма объявила о своем закрытии. Дело в том, что спрос на товары и услуги, который упал в период пандемии, не восстановился. Другая проблема – сложно платить налог на имущество и арендную плату. Предприниматели упорно просят снизить налоговую нагрузку, иначе число банкротов увеличится.

Также бизнесы не могут платить зарплаты сотрудникам и отчислять за них налоги в фонды. В этом вопросе государство уже их поддержало – ввело кредиты на з/п. Но на куче кредитов далеко не уедешь.

Меры поддержки государства

В пандемийный период пришлось тяжко всем. Чтобы оставить бизнес на плаву, Правительство приняло несколько программ по поддержке (подробнее о них – здесь).

По данным РБК, воспользоваться кредитами под 2% смогли более 21% опрошенных (всего было задействовано 5 000 руководителей). Отсрочку по долгам использовали 19%. Продление сроков внесения страховых взносов стало популярным среди 16% бизнесменов.

Меры поддержки, которые распространяются на 2021 год:

Возможность получать авансы по госконтрактам

Если раньше поставляющие государству по госконтрактам предприниматели могли получить максимум 30% предоплаты, то сейчас размер возрос до 50%.

Новая программа кредитования

С 1 марта вступил в силу закон о льготной программе кредитования. “ФОТ 3.0”, а именно так она называется, позволяет пострадавшим от коронавируса предприятиям взять кредит под 3%. Поручителем выступит государство.

Условия:

Кредит можно оформить до 1 июля 2021 на 12 месяцев;

Максимальная сумма – 500 млн. руб.;

На период действия соглашения работодатель обязан сохранить штат на 90% и более;

В первые полгода заемщик не платит платежи и проценты, во втором полугодии – ежемесячно отчисляет одинаковую сумму;

Воспользоваться программой смогут более пострадавшие отрасли – туризм, гостиничный бизнес, рестораны и др.

Как зарегистрировать средний бизнес

Будем рассматривать в качестве примера ООО, так как это самая популярная форма. Вообще, регистрация подразумевает несколько этапов, если она осуществляется самостоятельно:

1 ЭТАП. Подготовительный

Это сбор и систематизация имеющихся сведений – юридического адреса, паспортных данных, определение видов деятельности, фиксирование размера уставного капитала.

2 ЭТАП. Оформление документов

Решение о создании общества;

Договор об учреждении;

Заявление формы 11001.

3 ЭТАП. Сбор документов для регистрации

Заявление формы 11001;

Квитанция об уплате госпошлины.

4 ЭТАП. Обращение в налоговую, ожидание и готовые документы

Со всеми документами вам нужно обратиться в налоговую. Как только вы их подадите, в течение 5 дней вас поставят на учет. На выходе вы получите свидетельство о госрегистрации и постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ, заверенную копию устава. Далее вам нужно будет открыть расчетный счет, сделать печать, уведомить об этом ФНС. И готово!

Самый прибыльный средний бизнес сейчас

В условиях пандемии спросом у населения стала пользоваться доставка товаров на дом. Это и еда, и вещи, и прочее. Другие выгодные в наше время сферы:

юридические консультации и др.

Часто задаваемые вопросы

Почему средний бизнес умирает?

Год от года растет налоговая нагрузка (особенно НДС), бизнесу сложно платить. Некоторые начинают работать как ИП или сокращают штат, чтобы перейти в малый сектор. Так у них появляется возможность работать по ПСН или УСН, что гораздо выгоднее других систем.

Коронавирус тоже внес свою лепту. Сферы услуг, развлечений стали убыточными. Но это касается практически всех МСП. Выживают сильнейшие (читать: те, у которых была финансовая подушка безопасности, чтобы пережить безденежье и коронавирус какое-то время).

Почему средний бизнес называют двигателем экономики страны?

Средний бизнес в любой стране – опора экономики. Он создает рабочие места, поддерживает конкуренцию, выпускает новые товары. Как бы ни было парадоксально, средний бизнес – что-то среднее между малым (который гибок и легок на подъем) и крупным (который имеет вес в мире). То есть такой тип значительно влияет на экономику страны, является привлекательным для инвесторов и составляет большую часть ВВП.

Какой средний бизнес самый выгодный сегодня, а от какого стоит отказаться?

Как мы уже говорили, в 2021 году выгодно заниматься всем, что связано с интернетом и удаленкой. В прошлом году потерявшие работу ринулись проходить курсы в интернете и зарабатывать на новых навыках. Тенденция актуальна и сейчас. Кроме того, есть смысл заниматься доставкой товаров, логистикой перемещений, предоставлением консультаций в сфере юриспруденции и финансов.

Скорее продавать нужно гостиницы, коммерческую недвижимость под офисы, салоны красоты, бассейны, развлекательные клубы. Открывать такой бизнес сегодня мы вам не советуем – велики риски.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *