Что считается источниками соборного уложения
Центральный музей таможенной службы
Соборное уложение 1649 года
16 июля 1648 г. В Москве был созван Земский собор, на котором дворяне подали царю Алексею Михайловичу челобитную о составлении Уложения. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия (приказ) во главе с князем Н.И. Одоевским. Практическая работа над проектом была завершена к 1 сентября 1649 года. Слушание проходило в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освящённый собор, в другой выборные люди разных чинов, депутаты от дворян и посадских людей. Внешне оно представляло собой слиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце его шли подписи участников Собора (315 человек), в местах склейки столбцов стояли подписи дьяков. С этого подлинного свитка были отпечатаны 1200 экземпляров Уложения, что не обеспечило потребности в издании, поэтому в XVII – начале XVIII в. книга переписывалась вручную.
Соборное Уложение является первым печатным памятником русского права, до его издания законы обычно возвещались на площадях, что давало возможность совершать чиновникам многочисленные злоупотребления. Появление печатного закона практически исключало такую возможность. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства по богатству и объёму юридического материала, оно представляло собой первый в истории России систематизированный закон. Уложение не имело себе равных также в современной ему западноевропейской практике. Источниками Уложения послужили уставные и указные книги приказов, указы и боярские приговоры, судебники, Литовский Статут.
Свод законов делится на тематические главы. Глава IX, содержащая 20 статей, была специально посвящена вопросам таможенного дела, имела подзаголовок «О мытех, перевозех, и мостех». В связи со сложением Всероссийского рынка и развитием торговли вопросы, касающиеся проезжих пошлин, были особенно актуальны и требовали более чёткой регламентации. Уложение выделяет две основные категории пошлин – государевы (государственные) и вотчинно-поместные. Первые взимались в царских владениях, вторые в вотчинах и поместьях, в соответствии с иммунитетными пожалованиями. Государственные пошлины собирались специальными должностными лицами – головами и целовальниками или отдавались на откуп. В главе «О мыте, перевозех и мостех» (мыт – проезжая пошлина, перевоз – пошлина, взимаемая при переправе через реку, мостовщина – пошлина, взимаемая за проезд через мост) регламентируются, главным образом, проезжие и торговые пошлины.
Статьи главы содержат разнообразную информацию по таможенным вопросам: право сбора пошлин, санкции за нарушения при взимании пошлин, нормы о наказании за оскорбление, побои и грабёж, связанные со взиманием пошлины, вопросы тайного провоза, уклонение от уплаты пошлин, запрещение установления новых и дополнительных пошлин, проблемы содержания дорого и мостов и целевого использования средств.
Особенно необходимо выделить главу XIV Уложения «О крестном целовании». Крестное целование применялось при вступлении в государеву должность и при присяге в судопроизводстве при отсутствии доказательств. Крестоцеловальная присяга широко применялась в таможенном деле при исках русских к иноземцам, согласно ст. 2 главы IX «О мытех…» истец, потерпевший ущерб при неправомерном взимании пошлин, приводил в доказательство истинности своих слов – крестоцелование. А иностранец целовал крест «по своей вере».
Соборное Уложение закрепило основные положения мытного дела и отразило сложившуюся таможенную практику в России к середине XVII в.
Книга представляет собой рукопись, переписанную русским полууставом в 1721 году.
Что считается источниками соборного уложения
Соборное Уложение являлось первым печатным сводом законов России. Оно было было утверждено Земским собором 1648-49 гг. В отличие от предшествующих памятников права, содержащих в основном нормы процессуального права, Соборное Уложение содержало нормы государственного, административного, гражданского и уголовного права.
Подготовка Уложения
Первым сводом законов Московского государства был Судебник, принятый в 1497 г. при Иване III. В 1550 г. в самом начале царствования Ивана Грозного был составлен новый более полный Судебник. Однако и Судебник 1550 г. не охватывал всех вопросов судопроизводства и государственного устройства. В связи с этим Судебник дополнялся царскими указами, которые заносились в Указные книги. Каждый приказ руководствовался своей Указной книгой, составленной из царских распоряжений по делам, отнесенным к компетенции данного приказа. Известны Указные, или Уставные книги Холопьего, Разбойного, земского и Поместного приказов. За столетие, прошедшее после 1550 г., таких книг и отдельных указов накопилось великое множество. Зачастую они противоречили друг другу, что порождало путаницу и злоупотребление. Как отмечал историк М. Дьяконов, «законодательный вопрос, уже решенный раз по докладу какого-либо приказа, мог быть возбужден во второй раз и в третий и.д. другими приказами, которые ничего не знали об изданном указе». В Московском государстве осознавали потребность в систематизации законов и принятии единого кодекса. Об этом свидетельствуют челобитья служилых людей. Так, в 1637 г. по окончанию неудачной Смоленской войны дворяне и дети боярские из разных городов просили «государеву уложенную судебную книгу». Вопрос о реформе судопроизводства поднимался и на Земском соборе 1642 г. Несмотря на назревшую необходимость упорядочивания законов, власти пошли на это только после Соляного бунта в Москве 1 июня 1648 г. и ряда народных восстаний, прокатившихся по многим городам страны (подробнее о городских восстаниях в разделе «Бунташный век»).
Источники Соборного Уложения
Комиссия князя Одоевского в сжатые сроки подготовила проект Уложения, взяв за основу ряд кодексов и юридических сборников. Источниками Уложения послужили:
5) Приговоры Боярской думы. Боярские приговоры легли в основу ряда статей Уложения, причем иногда приговоры перекладывались почти дословно с минимальной литературной правкой
Кроме того, в подготовленный комиссией Одоевского проект был внесен ряд новых статей по челобитным участников Земского собора. По подсчетам исследователей, 82 статьи Уложения были приняты по инициативе и при непосредственном участии выборных, а глава «О посадских людях» была заново переписана по челобитным посадских людей, выбранных на собор.
Земский собор 1648-49 гг.
Собор открылся 1 сентября 1648 г. Обстановка была тревожной. Шведский посланник Поммеринг сообщал в своих письмах, что народ каждый день бежит из Москвы, словно из тюрьмы, а по боярским дворам раздаются мушкеты. Царь Алексей Михайлович, по сообщению посла, «ежедневно работает сам со своими сотрудниками, чтобы устроить хорошие порядки, дабы народ, насколько возможно, был удовлетворен». О работе самого собора мы знаем совсем немного. Историк М. Н. Тихомиров высказывал догадку, что данные о заседаниях собора, возможно, были скрыты или нарочито искажены: «Записи о соборе не сохранилось, а судя по существованию записей о некоторых других земских соборах, такая запись должна была существовать. Исчезновение записи о соборе 1648 г., возможно, и не случайность, так как на соборе должны были запрашивать от его участников «сказки», как это это было, например, на земском соборе 1642 г.» Обращает на себя внимание и тот факт, что чтение статей Уложения началось только 3 октября, то есть спустя месяц после открытия собора. Не исключено, что это время было потрачено на обсуждение предложений участников собора и внесения требуемых изменений, а в дальнейшем свидетельство бурных дебатов было решено уничтожить. Так или иначе с октября 1648 г. по январь 1649 г. Уложение было «чтено выборным людям, и в то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевич Долгорукой, да с ним выборные люди». Царь, Боярская дума и Освященный собор заседали отдельно от выборных, но когда чтение было закончено, список Уложения был скреплен участникам собора.
Подписи участников Собора
Оригинал Соборного Уложения в серебряном позолоченном «ковчеге»
Важнейшие реформы Уложения
Соборное Уложение окончательно оформило крепостное право, подведя юридический итог под долгим процессом прикрепления крестьян к земле и ограничения их гражданских прав. Глава XI «Суд о крестьянах» устанавливала бессрочный сыск беглых крестьян. Таким образом бесповоротно отменялась практика урочных лет. Теперь беглые, независимо от срока давности, должны били быть возвращаемы прежнему владельцу. Основанием крепостной зависимости признавались писцовые книги, которые велись Поместным приказом.
В Соборном Уложении была закреплена посадская реформа. Поскольку социальный кризис в городах являлся одним из тех побудительных толчков, который привел к созыву Собора и принятию Уложения, посадской реформе уделялось большое внимание. Реформа была проведена под нажимом жителей посадов. 30 октября 1648 г. выборные от служилых и посадских людей подали ряд челобитных с требованием вернуть в посады все подгородные слободы, городские дворы и торговые заведений, которые не несли посадское тягло. На основании этих челобитных была составлена глава XIX «О посадских людех». Соборное Уложение ликвидировало «белые слободы», принадлежавшие патриарху, монастырям, боярам и думным людям. На жителей этих слобод, которые «всякими торговыми промыслами промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят и служб не служат» теперь накладывалось такое же тягло, как и на посадских людей. Белые слободы», устроенные в городах, предписывалось «взяти в посад без лет и бесповоротно, за то, не строй на государеве земле слобод, и не покупай посадской земли». Соборное Уложение закрепляло за посадским населением ряд привилегий. Отныне только посадским людям дозволялось заниматься торгово-промышленной деятельностью. Боярским и монастырским зависимым людям, купившим такие заведения, предписывалось немедленно продать их посадским людям «и впредь ничьим людем и крестьяном, опричь государевых торговых посадских людей, тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц ни у кого не покупати». Крестьнам. привозившим в город сельскохозяйственные продукты, разрешалось торговать ими только с возов в гостиных дворах.
Соборное Уложение серьезно ограничило церковный иммунитет. Небольшая по объему глава XIII «О Монастырском приказе» делало духовное сословие подсудным в общем порядке. Монастырскому приказу были также подсудны и крестьяне, принадлежавшие духовным феодалам. Только за патриархом и его служащими сохранялись прежние льготы.
Духовенство выражало недовольство этой реформой. Никон, который в 1649 г. в сане архимандрита Новоспасского монастыря приложил руку к Уложению, став патриархом называл Уложение «проклятою книгою, дьявольским законом». В большой записке он утверждал, что первоначальное намерение законодателей заключались в том, чтобы просто собрать старые законы «ни в чем же отменно». Обманом же «ложнаго законодавца» князя Одоевского были допущены нарушения прав духовенства. Поэтому Никон не признавал законности Уложения и не раз просил государя Уложение «отставить», т. е. отменить. Монастырский приказ был ликвидирован уже после низложения Никона.
Энциклопедия феодального права
Уголовное право и судопроизводство
Иванов С.В. Суд в Московском государстве
В вводной части Уложения декларировалось: «всякая росправа делати всем людем Московского государьства, от большаго и до меньшаго чину, вправду», хотя на самом деле о равенстве всех перед судом в ту эпоху не могло быть и речи. В то же время Уложение делало шаг вперед, отменив выданные ранее «несудимые грамоты» и запретив выдавать их вновь. В Уложении определялись виды преступлений, формы вины, детально регламентировался судебный процесс, включавший следствие и суд, определялась система наказаний.
Государственные преступления
К государственным преступлениям относились воинские преступления. Карались те, кто «недругу город сдаст изменою» или «в городы примет из иных государств зарубежных людей для измены же» или «учнет изменою ис полков переезжати в неприятелския полки, и в неприятельских полкех сказывати про вести и про государевых ратных людей». К государственным преступлениям примыкали преступления против православной церкви, предусмотренные главой I «О богохульниках и церковных мятежниках». Под этими преступлениями подразумевались богохульство, препятствование совершению литургии, «непристойные речи» и бесчинство в храме, челобитье царю, патриарху, митрополитам и епископам во время богослужения.
Соборное Уложение вводило принцип индивидуальной ответственности за государственные преступления, что являлось шагом вперед по сравнению с временами Ивана Грозного. С другой стороны, в Уложении не проводилась разница между умыслом и деянием, что являлось характерной чертой средневекового права. В то же время в уголовных преступлениях Уложение различает злостный умысел («похвалится каким лихим делом») от непредумышленного преступления («не по умышлению»)
Доносы
Розыск и суд по тяжким преступлениям
Промежуточное положение между местными властями и центральными органами занимали временные следственные комиссии, создававшиеся для следствия о массовых народных выступлениях. Они состояли из нескольких человек, обычно боярина или окольничего с «товарищами» из стольников. Такие комиссии самостоятельно выносили приговоры.
Важных государственных преступников доставляли в Москву, где их дело «вершили» царь и Боярская дума.
Пытки
А.М. Васнецов Московский застенок
В провинции не хватало охотников браться за это дело, и поэтому воеводы иногда принуждали быть палачами стрельцов и других служилых людей. Например, воротники Оскольского города жаловались:»воеводы заставляют нас сильно винных людей кнутом бить и пытать, а мы преж сего кнутом не бивали и не пытывали. и нынеча нам от того насильства розбресться розно». Иногда жители прятали палачей, как это было в 1639 г. в Шуе: «Палача Еремку с женой и детьми из Шуи вывели в деревню и хоронили его беззвестно многое время, чтобы лихованных и оговоренных людей пытать было некому».
Показания пытаемого заносились подьячим в так называемую «пыточную речь», которую судьи, не выходя из застенка, должны были скрепить своими подписями. Такими судьями, в зависимости от важности дела, могли быть и члены Боярской думы. Например, в 1674 г. в Москву был привезен самозванец, выдававший себя за царевича Симеона Алексеевича, «и указал великий государь вести его с товарищами на Земский двор к боярам для расспросу и им пытать их всякими жестокими пытками, а что они, воры, станут сказывать, и их расспросные и пыточные речи указал государь прислать к себе. государю, с боярином Матвеевым, а им, боярам, ждать покамест от великого государя указ будет; и бояре расспрашивали, пытали и с расспросными речами послали к великому государю боярина Артамона Сергеевича, а сами дожидались указа великого государя на земском дворе; и как приехал боярин Артамон Сергеевич, и бояре, по указу великого государя, велели того вора вершить, четвертовать на Красной площади»
Наказания
В назначении наказаний за совершение одинаковых преступлений прослеживалось неравенство. Например, убийство зависимым человеком своего владельца каралось смертью «безо всякия же пощады». Но непредумышленное убийство «в драке. или пьяным делом» крестьянина сыном боярским или его приказчиком не каралось вообще, и лишь если это был чужой крепостной, из вотчины или поместья убийцы брали лучшего крестьянина и отдавали владельцу убитого. Пережитком патриархального строя была разница в наказаниях за убийство детьми родителей и родителями детей. За отцеубийство или убийство матери казнили смертью безо всякой пощады, в то время как за убийство отцом или матерью своего сына или дочери назначалось тюремное наказание до одного года и церковное покаяние.
Правоведы различают простую и квалифицированную смертную казни. В первом случае казнь обычно осуществлялась отсечение головы. Повешение в Соборном Уложении упоминается один раз в статье о воинских преступлениях. Изменника, тайно сносившегося с врагом, вешали прямо напротив неприятельских полков. Но, по свидетельству современников, виселицы были достаточно обычной деталью городского ландшафта. Правда, в отличие от топора, палачи, по крайней мере в начале XVII в., плохо управлялись с петлей. Н. Д. Сергеевский в своем исследовании о наказаниях в России сообщал, что одного из союзников Ивана Болотника, самозванца, выдававшего себя за царевича Петра, при Василии Шуйском повесили неправильно и он остался жив. Тогда палач взял у близ стоявшего мужика дубину, влез на виселицу и ударил повешенного по голове. Четырехлетнего «ворёнка», сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II, по свидетельству современника-иностранца, повесили на мочальной веревке, тельце ребенка было так мало и легко, что петля не могла затянуться, и полуживого мальчика оставили умирать на виселице.
Кроме казней, предусмотренных Соборным Уложением, применялось четвертование и колесование. Четвертование означало отсечение рук, ног и головы. Колесование в России несколько отличалось от колесования в европейских странах. Там колесование состояло в том, что приговоренного несколько раз переезжали, ломая ему кости, тяжелым кованым колесом, а затем привязывали к этому колесу и выставляли на всеобщее обозрение. Способ, применявшийся на Руси, описан профессором А.Ф.Кистяковским: «К эшафоту привязывали в горизонтальном положении Андреевский крест, сделанный из двух бревен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки, расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он был обращен к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в каждом месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооруженный железным четырехугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переламыванием станового хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо.»
Суд по гражданским искам
Соборное Уложение определяло порядок ведения судебного процесса: «исцу и ответчику, став перед судьями искати и отвечати вежливо и смирно и не шумко, и перед судьями никаких невежливых слов не говорити и межь себя не бранитися.» Жизнь и безопасность судьи была защищена суровыми наказаниями. Каралось и оскорбление судьи: «А будет кто ни буди, пришед в который приказ к суду. судью обесчестит непигожим словом, а сыщется про то допряма, и того за государеву еню бити кнутом или батогом, что государь укажет».
Ряд статей Соборного Уложения был направлен на обеспечение беспристрастности объективности рассмотрения дел. Впервые вводился институт отвода судей. Об этом имели право ходатайствовать обе стороны: » А будет которой судья исцу будет недруг, а ответчику друг или свой, и о том истец учнет бити челом государю до суда, что ему перед тем судьею искати не мощно, такьже будет и ответчик до суда же учнет бити челом, что истцу его судья друг или свой и отвечати ему перед тем судьей не мощно, и тех исца и ответчика тому судии, на кого будет такое челобитье, не судити, а судити их иному судии, кому государь укажет.» Судьи несли ответственность за оправдание виноватых или обвинение невиновных «по посулы», то есть за взятки. Бояр, окольничих, думных людей за такой проступок лишали чести, судей не из думных людей подвергали торговой казни, то есть наказанию кнутом на площади. Особые меры предосторожности принимались против хитроумных подьячих. В Уложении подробно расписывалось, что делать, когда обнаружиться подлог в судном деле и как поступать, если то спорное дело «истцовым или ответчиковым промыслом подьячий вынесет ис приказу для какия ни буди хитрости». При вступлении в должность судьи приносили на Евангелии торжественную клятву не вершить дела по «посулам и поминкам». Но, по отзывам современников, это мало помогало. Подьячий Г. Котошихин писал о судьях: «ни во что их есть вера и заклинателство, и наказания не страшатся, от прелести очей своих и мысли содержати не могут и руки свои ко взятию скоро допущают, хотя не сами собою, однако по задней леснице чрез жену, или дочерь, или чрез сына и брата, и человека, и не ставят того себе во взятые посулы, будто про то и не ведают».
Судьба Соборного Уложения
Соборное уложение 1649 года
Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе
В данной статье мы рассмотрим Соборное уложение 1649 года кратко, как одного из первых документов, который систематизировал законодательство Руси. В 1649 году, впервые в истории России была осуществлена кодификация государственного права: Земский Собор разработал Соборное уложение. В этом нормативном документе впервые не просто были собраны основные законы государства, они были классифицированы по отраслям. Это существенно упрощало систему российского законодательства, обеспечивало ее стабильность. В данной статье описываются основные причины принятияСоборного Уложения 1649 года, его основной смысл и краткая характеристика, а также анализируются основные последствия принятия закона на развитие российской государственности.
Причины принятия Соборного уложения 1649 года
В период между 1550 и 1648 годами было издано около 800 указов, законов и других нормативно-правовых актов. Особенно много их вышло во время Смуты. Работа с ними требовала не только больших знаний, но и много времени на обработку. Кроме того, были случая, когда некоторые положения одного указа могли входить в противоречие с другими, что приносило большой ущерб системе законодательства Российского царства. Эти проблемы заставляли задумываться о проведении кодификации существующих законов, то есть их обработке и составлению из них единого и целостного свода законов. В 1648 году в Москве состоялся Соляной бунт, одним из требований восставших был призыв к созыву Земского Собора для создания согласованного и единого закона.
Еще одной причиной, подталкивающей Алексея Михайловича к созданию Соборного Уложения 1649 года, была тенденция государства к абсолютной монархии, которая требовала четкого закрепления в законах. Царь из молодой династии Романовых фактически сосредоточил всю власть в своих руках, ограничив влияние Земского Собора, однако, новая политическая система требовала закрепления в законах. Также новые сословные отношения, а особенно статус дворянства и крестьянства (тенденции к формированию крепостного права) также нуждался в юридическом пересмотре. Весь этот набор причин привел к тому, что в конце 1648 года Алексей Михайлович созвал Земский Собор, дав ему задание сформировать единый свод законов, который вошел в историю как Соборное Уложение.
Источники Уложения и работа по его созданию
Для создания свода законов была создана специальная комиссия, состоящая из приближенных к царю, которую возглавил князь Никита Одоевский. Кроме него в комиссию вошли герой Смоленской войны князь Федор Волконский, а также дьяк Федор Грибоедов. В работе комиссии принимал участие лично царь Алексей. Основой для написания Соборного уложения 1649 года, если кратко, послужили соедующие правовые источники:
Характеристика Уложений по отраслям
В 1649 году Соборное Уложение было полностью закончено. Интересно то, что это был не только первый сборник законов России, сформированный по рубрикам, которые определялись областями права. Это был первый свод законов России, который был в печатной форме. Всего Соборное Уложение состояло из 25 глав, в которых было 967 статей. Историки российского права выделяют следующие правовые отрасли, которые были раскрыты в Соборном уложении 1649 года:
Государственное право
Закон полностью определял правовой статус монарха в России, а также механизмы наследования власти. Статьи из этой отрасли права снимали вопросы, с точки зрения законности прсутствия династии Романовых на престоле. Кроме того, эти статьи закрепляли процесс становления абсолютной монархии в России.
Уголовное право
Во-первых, тут были классифицированы виды преступлений. Во-вторых – описаны все возможные виды наказания. Были выделены следующие виды преступлений:
Что касается наказаний за преступления, то Соборное Уложение 1649 года выделяло несколько основных видов:
Гражданское право
Кроме того, Соборное уложение 1649 года кратко, но окончательно завершило закрепощение крестьян: помещик имел право спустя любой срок после побега искать беглых крестьян. Таким образом, крестьяне окончательно «прикреплялись» к земле, становясь собственностью помещика.
Семейное право
Что касается супружеских пар, то муж имел фактическое право собственности над своей женой. Брачный возраст для мужчины был 15 лет, а для женщины – 12. Развод был жестко регламентирован, допускался лишь в отдельных случаях (уход в монастырь, неспособность жены родить детей и т.д.).
Кроме вышеуказанных положений, Соборное уложение касалось процессуальной составляющей права. Так, были закреплены следующие процедуры, целью которых было получение доказательств:
Дополнения к закону в 17 веке
На протяжении второй половины 17 века были приняты дополнительные законы, которые вносили изменения или дополнения в Уложение. Например, в 1669 году был принят закон об увеличении наказаний для преступников. Он был связан увеличением преступности в России в этот период. В 1675-1677 были приняты дополнения о статусе вотчины. Это было связано с увеличением количества споров относительно права на землю. В 1667 году был принят «Новоторговый устав», который был призван поддержать российского производителя в борьбе с иностранными товарами.
Историческое значение
Таким образом, Соборное уложение 1649 года имеет несколько значений в истории развития российского государства и права:
Соборное уложение 1649 года действовало до 1832 года, когда Сперанским был разработан Свод Законов Российской империи.