Что считается интернет магазином
Что считается интернет магазином
6 МИН
Правила онлайна: кто проверяет интернет-магазины
За последние 5 лет россияне стали покупать товары в интернете в 2 раза чаще. Рассказываем, какие требования нужно соблюдать, если вы уже начали или только планируете продавать товары через интернет.
Какие правила нужно соблюдать
Общие правила работы офлайновых и онлайновых магазинов одинаковы: соблюдать право покупателей на качественную продукцию, достоверную информацию, возврат и обмен товаров. Но существуют и специальные требования, которым подчиняются только онлайн-магазины.
Не продавайте запрещённые товары
Интернет-магазины не могут продавать :
Для лекарственных средств есть исключение. Нерецептурные медикаменты могут продавать предприниматели и организации с фармацевтической лицензией, например аптеки или некоторые маркетплейсы (в частности, Ozon). Рецептурные лекарства продавать можно только в офлайне.
Соблюдайте правила работы с персональными данными
При первом посещении пользователя сайт собирает куки — первичные данные о том, из какого города и с какого компьютера зашёл пользователь. Затем при заказе просят ввести номер телефона, ФИО, адрес, а при оплате — данные банковской карты.
Чтобы соблюсти требования закона и не получить штраф, разработайте два внутренних документа:
Постарайтесь разместить политику на видном месте на сайте, а текст согласия — в форме, в которой покупатель указывает конфиденциальную информацию. Чтобы подготовить документы было проще, воспользуйтесь рекомендациями по составлению политики и образцом согласия на сайте Роскомнадзора.
Подробнее о том, как правильно работать с персональными данными, читайте в нашей инструкции.
Указывайте на сайте полную информацию о товаре
На сайте магазина должна быть полная и достоверная информация о товаре. Вот что нужно указать в карточке каждого товара:
Если доставленный товар не соответствует описанию на сайте, покупатель может его вернуть в течение 7 дней с момента получения. При этом деньги ему выплатят не позднее 10 дней.
Информацию о компании или ИП тоже нужно разместить на сайте: это требование закона о защите прав потребителей. Одного названия недостаточно, укажите место регистрации, ИНН, ОГРН и режим работы.
Кто приходит с проверкой
Работу интернет-магазинов контролируют три ведомства: Роскомнадзор, Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Обычно они проверяют сайты по жалобам покупателей, но раз в три года могут включить ваш магазин в план проверок.
Роскомнадзор 
Проверяет, как соблюдаются требования о защите персональных данных. Инспекторы Роскомнадзора смотрят, есть ли на сайте политика обработки персональных данных и текст согласия на их получение. Если сотрудники ведомства установят, что интернет-магазин собирал персональные данные, но не спрашивал согласие покупателей, выпишут штраф от 15 до 75 тысяч рублей за каждое нарушение.
Роспотребнадзор 
Проверяет, как интернет-магазины соблюдают закон «О защите прав потребителей». Вот какие ошибки совершают предприниматели:
Роспотребнадзор запрашивает у интернет-магазина документы по жалобе. Список зависит от проблемы, которую выявили инспекторы или на которую пожаловались клиенты. Например, если она касается доставки, то попросят договор, квитанцию и чек. Если касается состава, свойств или внешнего вида товара, то сертификаты качества.
Антимонопольная служба 
ФАС проверяет, как интернет-магазин рекламирует себя и свои товары. Реклама должна быть достоверной и не вводить покупателей в заблуждение. Если вы напишете, что товар стоит 20 тысяч рублей, а в магазине на ценнике написано 25 тысяч рублей, то инспекторы могут выписать вам штраф на сумму от 100 до 500 тысяч рублей.
Кроме того, антимонопольная служба следит, чтобы предприниматели боролись за потребителя честными методами. Например, если вы пишете «лучший товар в России», но никак не подтверждаете эту информацию, ФАС посчитает ваши действия актом недобросовестной конкуренции.
Коротко
—
Интернет-магазины, как и офлайновые точки, работают по общим правилам торговли: они обязаны соблюдать право потребителей на качество продукции, достоверную информацию, возврат и обмен товаров.
—
Дополнительно интернет-магазинам нужно выполнять требования закона о персональных данных и предоставлять покупателям полную информацию о товаре на сайте.
—
Интернет-магазинам запрещено продавать некоторые группы товаров, в том числе алкоголь, табачную продукцию, рецептурные лекарства.
—
Интернет-магазины контролируют Роскомнадзор, Роспотребнадзор и ФАС. Обычно они обращаются к сайтам по жалобам, но раз в три года имеют право провести плановую проверку.
Как регулируется работа интернет‑магазинов: законы, обязательства, штрафы
Интернет-магазин с точки зрения процессов выглядит проще обычного офлайн-магазина: привозим товары на склад, продаем с наценкой, доставляем покупателю. Продавцы не нужны, арендовать склад можно недорого, даже за городом. Но вот в части законодательного регулирования все сложнее.
Специального закона, где собраны все нормы, нет. Поэтому для работы в сети нужно соблюдать как привычное торговое законодательство, так и особые правила, разработанные специально для дистанционных продаж.
Рассказываем, что нужно учесть, чтобы интернет-магазин работал без претензий со стороны налоговой, Роскомнадзора, Роспотребнадзора и других проверяющих органов.
Что такое интернет-магазин
Интернет-магазин — это демонстрация товаров на интернет-ресурсах, прием заказов на них, продажа и организация доставки покупателю, например, в пункт самовывоза. Подробное определение есть в п. 57 ГОСТа Р 51303-2013.
Интернет-магазином считается не только отдельный сайт, но и группа в социальной сети или профиль в Инстаграме, если покупатель может выбрать в них товар и заказать его.
Работу интернет-магазинов регулируют несколько законов:
Интернет-магазином будет считаться любой бизнес, который продает товары дистанционно через интернет. Например, у вас может быть офлайн-точка и группа в соцсети — с точки зрения закона это два магазина, обычный и дистанционный.
Под интернет-магазином обычно понимают торговлю с физлицами. Работу с бизнесом регулирует Гражданский кодекс и договорные отношения, «Закон о защите прав потребителей» не действует.
Правовая форма и налоговый режим
Даже если вы решили не делать свой сайт, а начать торговлю через сообщество в соцсетях, нужно соблюдать требования закона и платить налоги. Для этого сообщите об открытии бизнеса в налоговую, выберите правовой статус и форму налогообложения.
Есть несколько вариантов.
Зарегистрироваться как самозанятый
Это самый простой способ — достаточно скачать приложение «Мой налог» и с помощью фото и паспорта получить новый статус.
Предел оборота — 2,4 млн руб. в год. Отчетности нет. Нужно выбивать чеки через приложение, и это бесплатно. Налог — 4 % с продаж физлицам, 6 % от юридических лиц. Продавать можно только товары своего производства, перепродажи не допускаются. Еще нельзя реализовывать подакцизные товары и товары, требующие маркировки.
Зарегистрироваться как ИП
Документы на регистрацию ИП можно подать на сайте ФНС, через мобильное приложение «Личный кабинет предпринимателя» или на портале госуслуг. Есть несколько систем налогообложения, нужно выбрать одну. Для интернет-магазина обычно используют УСН — или «доходы» с налогом в 6 % со всей выручки, или «доходы минус расходы» с налогом в 15 % от прибыли.
У ИП на упрощенке предел оборота в год — 150 млн руб. Нельзя нанимать больше 100 сотрудников. Нужно платить взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования, в 2021 году это 40 874 руб. плюс 1 % сверх дохода в 300 000 руб. ИП сдает налоговую отчетность.
Открыть ООО
В отличие от ИП, бизнесом в ООО могут владеть несколько участников — например, вы вместе с другом открываете интернет-магазин. ООО тоже может использовать УСН, с теми же ограничениями, что и ИП. Для открытия ООО нужен уставный капитал и учредительные документы, требуется сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Если интернет-магазин будет работать без регистрации, к вам могут прийти из налоговой с проверкой — например, по жалобе покупателя. Вот что вам грозит:
Основные права потребителей
Клиент интернет-магазина — это потребитель, который имеет право на приобретение качественного товара. Этот товар должен соответствовать ГОСТам и другим обязательным требованиям, если такие есть.
Кроме того, потребитель имеет право получить правдивую информацию о товаре и еще до покупки ознакомиться с условиями оформления заказа, оплаты и доставки.
Добавьте на сайт договор публичной оферты
Это соглашение с пользователями, в котором вы заранее договариваетесь об условиях и порядке заключения договора купли-продажи (ст. 494 ГК РФ). Такой договор не нужно подписывать — в публичной оферте может быть указание, что, если пользователь приобретает товар, он автоматически соглашается на эту оферту.
Содержание оферты не может противоречить законодательству. Обычно оферту размещают в пользовательском соглашении — клиент соглашается принять его в процессе регистрации аккаунта или оформления покупки. Оферту можно разместить и в группе в соцсети, главное, чтобы документ был заметен и доступен всем покупателям.
В содержание оферты добавляют порядок заказа товара и его оплаты, условия доставки, порядок получения скидок и участия в акциях, порядок возврата денег и другую информацию, регламентирующую взаимодействие покупателя и магазина.
Подробно заполняйте карточку товара
Описание каждого товара должно соответствовать действительности. Нельзя продавать желтое платье, а покупателю привозить синее. Обычно указывают вид товара, артикул или модель, если есть, описание конкретного товара, его характеристики, страну изготовителя, цену, срок годности.
Соблюдайте требования к оформлению заказа
При оформлении покупателю нужно сообщить название и адрес интернет-магазина, указать имя получателя заказа и адрес доставки. Добавьте к информации наименование товара, его артикул, марку, цену, комплект и количество единиц. Укажите и срок доставки.
Обычно всю информацию публикуют на отдельной странице сайта — ее покупатель видит перед тем, как перейти к оплате. Или добавляют все данные к публичной оферте — тогда нужно написать, какое действие пользователя будет считаться подтверждением оформления заказа. Например, нажатие на кнопку «Я согласен».
Соблюдайте условия доставки
Вы обязаны доставить товар в заранее оговоренное место и время (п. 20 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи…»)
Опишите на сайте способы доставки и цену за каждый из них. Если товар не получилось передать по вине покупателя, магазин имеет право договориться о новом сроке доставки, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи. Это условие тоже лучше разместить в оферте.
Особенности возврата товаров при дистанционной торговле
Процесс зависит от того, какой товар возвращает покупатель — качественный или с дефектом.
Возврат качественного товара
Покупатель интернет-магазина может отказаться от сделки и потребовать деньги обратно в любой момент до получения товара и в течение 7 дней после. Если не указать порядок возврата на сайте, то срок увеличивается до трех месяцев. Процесс регулируется ст. 26.1 «Закона о защите прав потребителей».
Вернуть качественный товар покупатель может только в случае сохранения товарного вида. Если у покупателя нет чека, это не значит, что ему можно отказать.
Из правила есть исключение: покупатель не может отказаться от качественного товара, если этот товар может использовать только он. Проще говоря, если человек купил пиджак, сшитый по индивидуальному дизайну и размерам, отказаться от него он не может. Если он купил обычную серийную одежду, то в случае сохранения товарного вида он может ее вернуть.
Продавец должен вернуть деньги в течение 10 дней после предъявления требования. Деньги на доставку от потребителя обратно в магазин обычно вычитают из суммы возврата.
Возврат некачественного товара
Правила возврата товара с недостатками в интернет-магазинах такие же, как и в обычных. Если покупатель обнаружил недостаток, он может требовать замены товара на такой же или аналогичный, соразмерную недостатку скидку, компенсацию ремонта в сторонней организации, ремонт или возврат денег.
Чтобы выяснить, кто виноват в появлении недостатка, можно сделать независимую экспертизу. Если недостаток возник из-за действий покупателя, ему отказывают. Еще можно попробовать компенсировать расходы на экспертизу.
Если недостаток появился по вине магазина или производителя, то магазин должен удовлетворить требование покупателя. Ответ на претензию покупателя нужно дать в течение 10 дней.
Ответственность за нарушение прав потребителей
Ответственность бывает трех видов: гражданско-правовая, административная и уголовная.
Гражданско-правовая
Возникает в случае отказа в возврате некачественного или качественного товара, обмана покупателя, проблем в сервисе, например, с доставкой. Покупатель обращается в магазин с претензией, если ему отказывают или игнорируют его, обращается в суд.
В зависимости от решения суда, вот за что придется платить:
Итого гражданская ответственность может превышать в несколько раз сумму проданного товара.
Административная
Наступает в том случае, если клиент пожалуется в Роспотребнадзор, налоговую или другие контролирующие органы.
Вариантов штрафов много:
Уголовная
Дело возбуждают за торговлю с несоблюдением требований безопасности и подделку документов качества. Обычно это происходит, если действия продавца привели к ранениям или гибели людей. Наказание — до 10 лет лишения свободы.
Соблюдайте законодательство о персональных данных
Персональные данные — это информация, которая позволяет идентифицировать человека. Например, ФИО, контактные данные, домашний адрес. Когда вы совершаете сделку с покупателем, вы получаете, обрабатываете и храните эти данные. Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152 интернет-магазин не может это делать без явного согласия покупателя.
Чтобы получить разрешение клиента и предупредить его об обработке данных, разместите на сайте политику конфиденциальности.
В документе нужно указать перечень персональных данных, которые вы собираете, и объяснить, для чего вы это делаете. Например, для исполнения договора купли-продажи или для отправки рекламных сообщений. Нужно добавить срок хранения данных, рассказать о мерах защиты данных — например, шифрование.
Пропишите в политике, какое действие будет считаться согласием пользователя на нее — например, нажатие на кнопку «Я согласен» при регистрации аккаунта.
Если не соблюдать законодательство, придется платить штраф по ст. 13.11 КоАП. Например, за отсутствие политики на сайте 5 000 — 10 000 руб. для ИП или 15 000 — 30 000 руб. для ООО. За сбор и обработку данных без согласия ИП заплатит 10 000 — 20 000, а ООО — 15 000 — 75 000 руб.
Еще нужно уведомить Роскомнадзор о начале сбора персональных данных. Если этого не сделать, бизнес оштрафуют по ст. 19.7 КоАП РФ: ИП — на сумму до 500 руб., ООО — до 5 000 руб. Хранить персональные данные можно только в России — уточните, где находятся сервера вашего хостера.
Выясните, осуществляет ли ваш сайт сбор и хранение данных о посещениях ресурса пользователем. Это можно узнать у разработчиков, в спецификации CMS или в соглашении об использовании, если создали сайт на конструкторе.
Если да, настройте для всех новых пользователей оповещение об этом. Обычно используют всплывающее окно, где спрашивают согласие на использование cookies (так называется технология сбора данных). И добавьте информацию об этом в политику конфиденциальности.
Не нарушайте авторские права
Авторские права есть у любого контента. Найти в поиске фотографии, описания товаров и логотипы чужих компаний, а затем разместить их у себя в интернет-магазине нельзя. За нарушение авторских прав на вас могут подать в суд — штрафы достигают миллионов рублей за один факт нарушения.
Вот что нужно сделать, чтобы избежать проблем:
Подробная информация об авторских правах и их использовании есть в разделе VII ГК РФ.
Как быть с кассой и чеками
Интернет-магазин должен применять ККТ независимо от способа расчета: наличными, банковскими картами или электронными средствами платежа. Если ваш интернет-магазин продает товары, то нужно выдавать чек покупателю в течение одного рабочего дня после оплаты или в момент передачи товара, в зависимости от того, что наступит раньше. Согласно п. 5.3 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 вы можете отправить его на электронную почту или на телефон клиента.
Кто конкретно формирует этот чек, зависит от формата доставки и вида оплаты.
Оплата на сайте: картой или электронными деньгами
Подключают обычно с помощью договора с банком или через специальные сервисы (Яндекс.Касса, Робокасса или PayPal).
Автоматизируйте учет товаров от поставки до продажи, следите за остатками. Сервис подойдет любым магазинам
Нужна онлайн-касса, которая умеет интегрироваться к сервису. После сделки касса сама сформирует чек и отправит его покупателю.
Оплата курьеру при встрече
Если курьер ваш, то есть два варианта.
Если используете услуги сторонней службы доставки, то чеки должны пробивать их курьеры. Для этого заключите с ними агентский договор на доставку и получение денег от вашего покупателя. Внимательно изучите документ — в нем должен быть пункт о передаче чеков покупателю. Если его нет, то ответственность за это остается на вас.
Оплата по платежке в банке или через интернет-банк
Это актуально для небольших магазинов. Чек нужно пробивать, если продаете физическим лицам, для оплаты от ИП или ООО касса необязательна.
Чек формируете в кассе и передаете любым удобным способом. Например, можно отправить на электронный адрес или по смс.
Оплата наложенным платежом на почте
Покупатель передает деньги почте, а уже она переведет их на ваш расчетный счет. Чеки и касса в таком формате вам не нужны — все сделает почта.
Особые правила для самозанятых
Они обязаны выдавать покупателям чек, сформированный в приложении «Мой налог» либо в личном кабинете на сайте ФНС.
Маркировка товаров
Маркировка — это нанесение на товар специального изображения, похожего на QR-код. Каждый код уникален — таким образом власти планируют отслеживать движение товара на всех этапах, от производителя до конечного потребителя. А потребители смогут убедиться, что конкретный товар не подделка.
По замыслу властей, к 2024 году все товары должны маркироваться. Сейчас постепенно вводится обязательная маркировка для разных видов товаров. Например, в 2020 году нужно было маркировать обувь, шины, постельное белье и фотокамеры. С 1 января 2021 году производители должны отпускать уже промаркированную одежду. До 1 февраля магазинам нужно самостоятельно промаркировать всю одежду, купленную до 1 января.
Актуальный список товаров, которые нужно маркировать, отслеживайте на сайте системы Честный ЗНАК. Если вы реализуете товары из категорий, обязательных для маркировки, нужно передавать данные об этом в систему. Процесс выглядит так:
Чтобы не нарушать закон о маркировках, нужно перед началом работы зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК. Вы можете сделать это заранее, даже если ваши товары еще не входят в категорию обязательных для маркировки. Чтобы работать с системой, понадобится электронная подпись и модернизированная онлайн-касса. Придется приобрести устройство для сканирования кодов маркировки и подключить систему электронного документооборота.
Если выдавать чеки без кода маркировки, можно получить штраф за неправильное формирование кассового чека: 1 500 — 3 000 руб. для должностных лиц, 5 000 — 10 000 руб. для юрлиц.
Комплексные решения для работы с маркированными товарами, которые подойдут для интернет-магазинов, есть здесь — Контур.Маркировка.
Что запрещено продавать в интернете
В «Правилах дистанционной торговли» явно прописан один запрет — на торговлю алкогольными напитками через интернет. Продажа остальных товаров ограничивается другими нормативными актами. Например, нельзя продавать в интернет-магазинах:
Прежде чем начинать торговлю, выясните, не запрещен ли ее оборот на территории России и нет ли в нормативах отрасли запрета на дистанционную торговлю.
Новые правила для интернет-торговли с 2021 года
С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, которое ввело новые правила продажи товаров в розницу. Они будут действовать до 1 января 2027 года.
В основе этих правил — «Закон о защите прав потребителей», они регулируют отношения между продавцами и клиентами при продаже товаров по договору розничной купли-продажи, в том числе при дистанционном способе. Поэтому на них нужно обратить внимание.
В частности, в правилах конкретизируется:
Также в правилах подробно описываются особенности продажи продовольственных товаров, технически сложных товаров, ювелирных изделий и других категорий.
Кратко о том, как регулируется работа интернет-магазинов
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ
виды, специфика и преимущества
Электронная коммерция (англ. e-commerce, e-comm,) стала неотъемлемой частью нашего общества. По мере интенсивного роста числа пользователей сети Интернет она становится все более мощным инструментом бизнеса, средством реализации товаров и услуг. Интернет стал основным источником информации для огромного числа потенциальных покупателей.
Электронная коммерция предоставляет огромные возможности для развития своего дела. Однако для того чтобы использовать ее действительно эффективно мало быть талантливым предпринимателем, точно так же, как и мало уметь ориентироваться в безграничном виртуальном пространстве. Необходимо еще обладать рядом высокотехнологичных инструментов для ведения электронного бизнеса. Одним из них и является интернет-магазин.
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН
Интернет-магазин является одной из разновидностей электронной коммерции. Продажа собственных товаров и услуг через интернет – основной способ коммерческого использования сайтов для большинства производственных и торговых предприятий. Компания создает сайт и размещает на нем информацию о своих товарах и услугах, ценах и гарантиях для покупателей. Интернет-магазины становятся одним из необходимых и эффективных инструментов увеличения числа продаж предприятия, увеличения оборота и повышения имиджа, успешного развития. Существует несколько определений «что такое интернет-магазин».
Интернет-магазин является посредником между покупателем и складом производителя, которому достаточно иметь ресурс в Интернете и телефон. Магазин виртуального типа не нуждается в представительном офисе, складских помещениях, не несет расходы на содержание помещений, владелец магазина может управлять продажами даже из своей квартиры. Именно потому цены в таких магазинах минимальны. Купленные вещи подвозят потребителю непосредственно со склада производителя.
ВИДЫ ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНОВ
Интернет-магазины можно классифицировать по следующим видам:
— по модели бизнеса;
— по объемам продаж;
— по видам продаж;
— по способам получения дохода;
— по товарному ассортименту;
— по отношению с поставщиками;
— по представляемым товарам в каталоге.
По модели бизнеса:
1. Чисто онлайновый магазин.
2. Совмещение оффлайнового бизнеса с онлайновым (когда интернет-магазин был создан на основе уже действующей реальной торговой структуры). Этот вид интернет-магазина характеризуются отличительными чертами классического бизнеса: склад, купленные партии товара, сотрудники, бухгалтер, юрист и т. д.
3. На аутсорсинге. При этом виде интернет-магазина вы сами непосредственно не занимаетесь приемом, доставкой, хранением и комплектацией заказов, а передаете на аутсорс сторонней компании, решая лишь организационные бизнес вопросы. Такая модель освобождает массу времени и в то же время, позволяет получать довольно значимую прибыль (около 70% от фактической выручки интернет-магазина).
4. Продажа по системе дропшипинг (когда товара нет, а сайт магазина «продает» продукцию поставщиков, отправляя заказчику готовые заказы или покупая у него от имени своего покупателя).
По объемам продаж:
— розничная продажа (продажи на одного клиента идут в небольших объемах, зачастую по одной единице товара);
— оптовая продажа (продажи идут в больших объемах, зачастую клиент является постоянным, что говорит о систематичности покупок).
По видам продаж:
— B2B (би-ту-би или «бизнес для бизнеса») — продажа или оказание услуг иным коммерческим предприятиям;
— B2C (би-ту-си или «бизнес для клиента») — продажа или оказание услуг конечному потребителю.
По способам получения дохода:
1. Продажа через сайт товаров и услуг от производителя или официального представителя. Продажа собственных товаров и услуг через Интернет – основной способ коммерческого использования сайтов для большинства производственных и торговых предприятий. Компания создает сайт и размещает на нем информацию о своих товарах и услугах, ценах и гарантиях для покупателей.
2. Продажа товаров и услуг по партнерской программе (аффилиатские сети). Основная идея партнерских программ – это участие в чужих продажах. Суть подобных программ состоит в том, что продавец (владелец «партнерки») согласен разделить часть дохода от продажи товаров или услуг с владельцем того сайта (партнером, или аффилиатом), который прислал ему покупателя.
3. Продажа информации (контента). Для продажи информации уже нет необходимости в затратах на бумагу, тиражи, точки продаж. Любая веб-страница может быть доступна миллионам пользователей из всех стран мира. Основной способ реализации этого вида интернет-магазина – платные электронные рассылки и сайты с платным доступом. Оплата за информацию происходит таким же образом – в онлайне, как и при оплате материальных товаров в стандартном интернет-магазине.
Виды интернет-магазинов по товарному ассортименту: книги, аудио и видеокассеты, CD, DVD, компьютерная и бытовая техника, мобильные телефоны, мебель, одежда, обувь, часы и другие товары.
По отношению с поставщиками:
— имеют собственный склад (наличие реальных товарных запасов);
— работают по договорам с поставщиками (отсутствие значительных собственных запасов).
Виды интернет-магазинов по представляемым товарам в каталоге:
— интернет-витрины;
— интернет-магазины;
— онлайн-аукционы.
Каждый из видов интернет-магазина включает в себя несколько групп, достаточно чётко определяющих смысл существования магазина и его аудиторию.
Интернет-витрина – скорее это рекламный сервер. На витрине выкладывают информацию о товарах, которую постоянно обновляют. Затраты на ее создание и администрирование могут быть довольно низкими, а практическая польза такой витрины очевидна. Но это еще не торговля. Потенциальный покупатель, посетив витрину, должен позвонить на фирму, оплатить товар, договориться о доставке. Поэтому интернет-витрина оправданна в тех случаях, когда покупателя надо познакомить со сложной продукцией, на изучение которой в торговом зале у него уйдет слишком много времени.
Каталог интернет-магазина будет содержать многоуровневое логическое дерево разделов и подразделов, внутри которых будут находиться списки с карточками товаров. Он должен быть хорошо структурированным и очень логичным, чтобы в разнообразии товаров посетители нашли то, что им действительно нужно. Конечной точкой перемещения по каталогу должна стать карточка товара, содержащая его описание, признак наличия в продаже и цену. Список в каталоге сортируется по признаку наличия товара на складе. Актуальные товары находятся в начале списка, снятые с продажи – в конце.
Онлайн-аукцион, или интернет-аукцион – это аукцион, проводящийся посредством сети Интернет. Он является видом интернет-магазина, так как имеет в своем функционале прием онлайн-платежей. Момент окончания интернет-аукциона заранее назначается самим продавцом при постановке товара на торги. По окончании интернет-аукциона покупатель должен перевести деньги продавцу по безналичному расчёту (реже — наличными, например — при получении товара лично), а продавец обязан выслать товар покупателю по почте, нередко в любую точку страны проведения или всего мира. Границы возможной пересылки товара указываются самим продавцом заранее.
СПЕЦИФИКА ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ
Логика работы интернет-магазина
Следующим этапом является выбор формы оплаты. Как правило, происходит переход на сайт платёжной системы, где пользователь авторизуется и оплачивает покупку.
Интернет-магазин глазами юриста
Работа интернет магазина по продаже тех или иных товаров ни что иное как продажа по образцам, которая в настоящее время в Российской Федерации регулируется Правилами продажи по образцам и Гражданским Кодексом РФ.
Правила продажи по образцам утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» (с изменениями и дополнениями).
Основные законодательные акты Российской Федерации, действием которых регулируется работа электронного магазина:
1. Гражданский Кодекс РФ.
2. Закон о защите прав потребителей.
3. Правила продажи по образцам.
4. Федеральный закон «О персональных данных».
Преимущества и риски
Интернет-магазин обладает рядом преимуществ по сравнению с обычными магазинами:
1. Интернет-магазин работает 24 часа в сутки, 365 дней в году, без перерыва на обед, без выходных и праздничных дней.
2. Необязательно иметь в наличии товар. Но в этом случае обязательно иметь сеть поставщиков, работающих по принципу «точно вовремя». Это гарантирует доставку товара в заранее оговоренные минимальные сроки.
3. Не нужно помещение для продаж. Витрины, стеллажи, прилавки, квадратные метры и арендная плата – на всем этом можно существенно сэкономить. На чем сэкономить нельзя – так это на качественно выполненном дизайне сайта для интернет-магазина, поскольку именно внешний вид веб-страниц будет заменять покупателям и стеллажи, и витрины.
4. Срок и стоимость создания интернет-магазина несоизмеримо ниже, чем обычного магазина.
5. Свобода передвижений продавца. Поскольку интернет-магазин – это точка продаж в виртуальном пространстве, вы можете управлять им из любого уголка земного шара, где есть доступ в Интернет.
6. С интернет-магазином вы получаете возможность расширить географию своего бизнеса вплоть до мировых рынков. С оговоркой, что содержание сайта будет понятно даже иностранцам.
7. Можно не нанимать продавцов, администраторов, менеджеров, товароведов, кассиров, охранников и еще кого бы то ни было. Профессионально грамотно созданный интернет-магазин может работать полностью автономно. Практически без обслуживания.
8. Интернет-магазин дает вам возможность самим распределять свое рабочее время. Вы можете тратить на его обслуживание столько часов в сутки, сколько захотите – один, два, а то и все двадцать четыре. И когда хотите – ночью, днем, утром, вечером.
9. Для создания интернет-магазина не требуется получения многочисленных разрешений и лицензий. Его не проверяет пожарный инспектор, санэпидемстанция и другие службы.
Однако помимо преимуществ ведения торговли через интернет-магазин есть и существенные риски:
1. Атака хакеров. В «лучшем» – внесут путаницу в данные о заказах, отправках, расчетах, и Вам будет необходимо объясняться со всеми своими клиентами на предмет «Извините, это наша ошибка». В худшем случае у Вас могут украсть базу данных с номерами кредитных карт клиентов, а Вы погрязнете в судебных разбирательствах. Однако в Интернете есть средства обеспечивающие безопасность электронной торговли, поэтому имеется возможность интегрировать в интернет-магазин новейшие защитные разработки.
2. «Баги». Это ошибки в программном обеспечении, сделанные самими разработчиками. Ошибки есть всегда. В любом программном обеспечении для интернет-торговли. Это может привести к тому, что в определенный момент, при определенных условиях Ваш магазин начинает «глючить» или вообще «откажется» работать. Проблему с багами помогает решить четко функционирующая служба технической поддержки при компании-разработчике. Техническая поддержка – это гарантия того, что в случае обнаружения ошибки к Вам на помощь придут высококвалифицированные специалисты. Если таковой не имеется – подумайте семь раз прежде, чем приобретать интернет-магазин у этого производителя.
3. Покупка «кота в мешке». Покупая интернет-магазин, вы никогда сразу не поймете владельцем какого «добра» отныне Вы являетесь. Поэтому насторожитесь, если компания-разработчик отказывается предложить вам совершенно бесплатно в течение некоторого времени попользоваться своим продуктом. Или, в крайнем случае, не гарантирует возврата Ваших денег – опять же в течение определенного времени. Бесплатное тестовое использование и гарантия возврата денег – это не рекламный ход, это возможность «примерить» программное обеспечение на свой бизнес.
4. Клиенты легко приходят и уходят. К счастью, в интернет-магазин не надо «идти» – важно знать адрес. Но, к сожалению, чтобы его покинуть, также достаточно одного щелчка «мышью». Все, чем Вы можете привлечь клиентов на свой сайт – это оригинальный дизайн, выгодные предложения, хорошие тексты-описания товаров. Никаких эмоций, никакого общения, никаких старых знакомых клиентов. И никакой быстрой реакции на ситуацию. Однако и эта проблема в последнее время становится разрешимой. Появляется такое программное обеспечение, которое позволяет буквально отслеживать посетителей вашего сайта – по полу, возрасту, профессии, месту жительства и т. п., а также добавляется интерактивность: вы можете с ними общаться! Профессиональные разработчики интернет-магазинов предусматривают возможность встраивать в свои продукты подобные программы либо производят их сами.
Тем не менее, интернет-магазины завоевывают всё больше доверия и популярность, и, несомненно, их ожидает большое будущее.