Что считается газоном при стоянке автотранспорта
За парковку на газоне введут штрафы. Когда поймут, как определять газон
Автоюристы считают, что автомобилисты смогут оспорить такие штрафы.
Понятия «газон» и «зеленые насаждения» законодательно закрепили депутаты Заксобрания области. Они изменили областной закон «Об административных правонарушениях». Поправки уже вступили в силу. Теперь дело за малым — понять, как вычислять такие нарушения. И кто это будет делать.
Фото// архив Ревда-инфо.ру
Эта история не нова. Еще десять лет назад в регионе ввели штрафы за парковки на благоустроенных территориях. Но норму оспорил суд из-за того, что она идет вразрез с федеральным законодательством (по которому ответственность наступает по ст.12.19 КоАП РФ «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств»). Иными словами, региональные законодатели превысили свои полномочия, установив ответственность за нарушение норм ФЗ.
В октябре 2017 года Заксобрание снова приняло поправки в соответствующий закон. Он действовал недолго — сначала Свердловский областной суд, а затем Верховный суд РФ отменили эту санкцию, поскольку закон содержит неясные моменты.
Например, не было конкретизировано, за какое действие следует налагать штраф — за стоянку или движение автомобиля по газону. Также не была раскрыта формулировка «объекты благоустройства», содержащаяся в законе. В разных муниципалитетах под ней могли понимать разные объекты.
Прошлой осенью Конституционный суд РФ постановил, что регионы вправе принимать законы, касающиеся благоустройства. И Заксобрание в очередной раз приняло закон против гряземесов, как любителей парковаться на газонах называют в народе.
Очередные поправки расширили понятие «объекты благоустройства», введя термины «газон» и «зеленые насаждения». Они закреплены в статье 16 («Размещение транспортных средств на территории, занятой зелеными насаждениями»).
За парковку на газоне и в зоне зеленых насаждений водителя могут оштрафовать на 3-5 тысяч рублей. Если водитель — должностное лицо, то на 5-40 тысяч рублей, а юрлицо, совершившее правонарушение, накажут штрафом 150-500 тысяч рублей. Проступок квалифицируют как нарушение правил благоустройства, и штрафовать по этому закону могут сотрудники ГИБДД и мэрии (а именно, отдела охраны окружающей среды и благоустройства).
Газон — покрытая травянистой и (или) древесно-кустарниковой растительностью либо предназначенная для озеленения поверхность земельного участка, имеющая ограничение в виде бортового камня (поребрика, бордюра) и граничащая с твердым покрытием пешеходных дорожек, тротуаров, проезжей частью дорог.
Поэтому вопрос обсуждали на очередном заседании городской думы 30 января. Докладывала начальник юридического отдела администрации Ольга Куркина. Депутат Юрий Мячин назвал этот вопрос очень интересным. Непонятно, по его словам, только, «какими силами всех нарушителей вылавливать, определять и наказывать».
Зеленые насаждения — травянистая и (или) древесно-кустарниковая растительность естественного и искусственного происхождения, включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники.
Спикер думы Андрей Мокрецов подчеркнул, что комендантам (их в Ревде двое) предстоит большая работа. Однако он понадеялся, что после введения этой нормы порядка в городе станет больше.
Однако юристы считают, что закон будет работать плохо. Председатель Свердловского регионального отделения комитета по защите прав автомобилистов Алексей Доровских рассказал агентству «УралИнформБюро», что штрафы за такую парковку легко можно будет оспорить:
— Вот, например, там прописано, что парковаться нельзя на земельных участках, предназначенных для озеленения. А что это за участки такие? Как понять, предназначены они для озеленения или нет? Да, депутаты наконец-то дали определение слову «газон», но такое, что в переводе на русский язык за газон можно принять и обочину. Дальше — на газоне нельзя размещать транспортные средства. То есть сюда относятся и велосипеды. За них тоже штрафовать? Согласно тексту документа, газон — это участок земли с зелеными насаждениями, а также участок, предназначенный для зеленых насаждений. И вопрос в том, как водитель должен понять, для чего предназначен этот участок.
Ревдинцы на новость отреагировали по-разному. Кто-то считает, что закон нужен — потому что городские дворы заставлены автомобилями. А кто-то согласен с автоюристами, предполагая, что работать эта норма не будет, так как несовершенна.
— Смотря что считать зелеными насаждениями, и большой вопрос, кому вообще можно парковаться во дворах, — пишет участник группы @revdainfo во «ВКонтакте» Сергей Владимирович. — После «реконструкции дворовых территорий» сейчас на многих парковках растет трава, так как эти территории отделены забором от явно газонов и прочих «зеленых насаждений», смысл за это штрафовать? По сути водители паркуются не на газоне, а на парковке, а по факту — на газоне. Лучше бы штрафовали тех, кто паркуется в чужих дворах (точнее, тех, кто явно не прописан в конкретном доме, например всяких сожителей/сожительниц), так как они по факту используют чужую инфраструктуру незаконно (или пусть соберут согласие хотя бы 90% жильцов дома, на территории которого припаркован их авто).
Юлиана Накарякова пишет:
— Однозначно против! Во дворах, где нет парковочных мест вообще, машину поставить негде. С одной стороны стоянка ближе 10 метров к дому запрещена, с другой стороны на газон ставить теперь тоже нельзя. Как быть? Сначала бы оборудовали все дворы парковочными местами, а потом бы придумывали про газон.
Александр Артыков подчеркивает:
— Проблема парковок была, есть и будет. С каждым днем машин становится все больше, а культуры вождения все меньше. Машину паркуют как хотят и где хотят, не задумываясь о том, что дети гуляют, мамы с колясками. В первую очередь, прежде чем штраф придумывать, наверное стоит обдумать и четко прописать: где, когда, и кому можно парковаться. Ну а для точности отделить территорию парковки и обозначить ее спецзнаком. Вот тогда вопросов не будет.
Парковка на придомовых территориях — решение проблемы на муниципальном уровне
Парковка на придомовых территориях — решение проблемы на муниципальном уровне
Размещение и эксплуатация транспортных средств на прилегающей к дому территории и во дворах: есть ли решение на муниципальном уровне?
Стихийные парковки во дворах – бич нашего времени. Машины можно встретить везде: на тротуарах, клумбах и газонах, спортивных и детских площадках. Они не только ухудшают экологию, но и занимают места, предназначенные для отдыха, хозяйственных нужд жителей. Заставленные автомобилями дворы давно стали «головной болью» не только жителей, но и органов власти. Практика показывает, что частично эту проблему можно решить посредством совершенствования правил благоустройства территории, а также силами самих граждан.
Казалось бы, установить запрет на размещение автомобилей вне гаража или специально отведенных для парковки и стоянки транспортных средств мест, и проблема загромождения дворов транспортом решена. На самом деле все не так просто, данная норма в настоящее время весьма затруднительна для исполнения. По сути, она обязывает владельца автотранспортного средства ставить его гараж или на специально отведенные места для парковки. При этом законодательного определения понятия «парковка» действующим законодательством не установлено, нельзя также утверждать, что таким местом является платная стоянка. Владелец автомобиля может потребовать исполнения этой нормы, а именно места для установки гаража в шаговой доступности от своего дома или специально отведенного места для парковки. Обязывать же гражданина приобретать гараж или ставить автомобиль на платную стоянку – означает нарушить его право как потребителя и навязывать ему платные услуги, что недопустимо. Таким образом, данный вопрос действующим законодательством урегулирован только частично.
Вопросы правоотношений в сфере транспорта, в т. ч. размещения транспортных средств и эксплуатации на дворовых территориях, в настоящий момент регулируются:
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ);
Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ);
Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ);
Правилами дорожного движения Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – Правила дорожного движения).
На стадии строительства многоквартирных домов должны быть соблюдены технические нормы и правила, касающиеся обустройства прилегающей к дому территории. Так, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние от открытых автостоянок разной вместимости до фасадов жилых домов и торцов с окнами должно составлять:
до 10 машин – не менее 10 м;
11–50 машин – не менее 15 м;
51–100 машин – не менее 25 м.
Таким образом, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко обозначен разрыв от открытых сооружений и паркингов до фасадов жилых домов и торцов (как с окнами, так и без), и это расстояние должно составлять не менее 10 м.
Указанные расстояния допускается сокращать для гаражей на 25% этого расстояния при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий (СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).
К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ относятся:
утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в т. ч. требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Следовательно, на местном уровне вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на придомовой территории и во дворах могут быть урегулированы в объеме, не нашедшем регламентации на федеральном уровне, и при отсутствии противоречий в законодательстве посредством внесения изменений в принятые Правила благоустройства территории и совершенствования муниципального законодательства.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ: ОПЫТ ТЮМЕНИ
В марте 2014 г. в Правила благоустройства территории г. Тюмени, утв. решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 № 81 (далее – Правила), были внесены изменения в части урегулирования вопроса эксплуатации и содержания транспортных средств. Данная мера была продиктована необходимостью приведения муниципальных норм в соответствие с нормами федерального законодательства.
Поправки в Правила нацелены на исключение норм, связанных с остановкой, стоянкой и проездом транспортных средств, а также устанавливающих запрет на повреждение и загрязнение дорожных покрытий, поскольку данные требования урегулированы федеральным законодательством. Ряд норм, направленных на создание и сохранение благоприятных условий проживания населения города, уточняется в Правилах с целью сохранения объектов благоустройства на территории города.
В частности, в Правила внесены следующие изменения:
исключена ст. 7 «Транспорт», а также один пункт из ст. 5, где речь идет о хранении транспортных средств в непредусмотренных для этих целей местах, поскольку регламентация данных отношений лежит в сфере полномочий федерального законодателя;
изменены и конкретизированы некоторые положения ст. 13, касающиеся ограничений и запретов в отношении владельцев автотранспорта. В частности, запрещены размещение, мойка и заправка горючим транспортных средств на территории детских игровых, хозяйственных и спортивных площадок, в парках, скверах и на газонах, а также перевозка твердых сыпучих грузов в незакрытом виде и бетона в негерметичных и открытых емкостях.
Кроме того, Правила устанавливают понятия детских площадок и газонов, за стоянку на которых владельцы автотранспорта могут быть оштрафованы.
Изменения, внесенные в Правила, позволили улучшить экологическую ситуацию в городе и освободить дворовые территории от транспортных средств.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗМЕЩЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА ВО ДВОРАХ СОБСТВЕННИКАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Урегулировать вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на прилегающей к дому территории могут и сами жители. В соответствии с нормами действующего жилищного законодательства собственники жилых помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в т. ч. на общем собрании собственников принимать решение по вопросам стоянки и парковки транспортных средств на придомовой территории. Таким образом, действующее законодательство не запрещает собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принять правила, наиболее удовлетворяющие их требования.
Реальную помощь в части размещения и эксплуатации транспортных средств на территории двора могут оказать ТОС и иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении. Согласно ст. 33 Федерального закона № 131-ФЗ граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, Федеральному закону № 131-ФЗ, законам субъектов РФ.
С 2007 г. в целях эффективного контроля и координации работ подрядных организаций и хозяйствующих субъектов в границах имущественных комплексов административных округов г. Тюмени введен институт квартальных. Квартальный имущественного комплекса – это должностное лицо, на которое возложены функции по организации работ по благоустройству и текущему содержанию конкретного имущественного комплекса. Квартальные ведут ежедневную работу по контролю за санитарным состоянием закрепленных за ними комплексов, выявлению брошенного автотранспорта, отслеживают состояние всех видов и форм внешнего благоустройства, освещения, содержание фасадов зданий, малых архитектурных форм, заборов, вазонов, урн, адресного хозяйства и др. По результатам проверок они составляют акты, к которым прилагаются фотоматериалы. В случае выявления нарушений составляются протоколы.
Квартальные имеют возможность контролировать размещение транспортных средств вне предусмотренных для этих целей местах, выносить по этим вопросам предписания, составлять протоколы. Так, в 2013 г. за размещение транспортного средства вне предусмотренных для этих целей мест ими было выписано 2218 протоколов, сумма наложенных штрафов составила 1 494 400, 00 руб.
Сами жители также должны сигнализировать о нарушениях по части оставленного в непредусмотренных местах транспорта, которые происходят на их территории. В этом отношении положителен опыт Тюмени по выявлению жителями, так называемых брошенных автомобилей.
Журнал «Практика муниципального управления», № 07, 2014
Автор: Н.В. Габрусь, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»
Парковка на газоне: кто и как штрафует
В законе нет понятия “газон”, а в ПДД он упоминается только при описании тротуара (ст. 1 ПДД), как элемент, разделяющий пешеходную зону и проезжую часть. При составлении протокола инспектор ГИБДД или местные власти используют определение газона из толкового словаря, например, Татьяна Ефремова определяет газон как “участок земли с коротко подстриженной травой”. Иногда сотрудники ГИБДД пишут в протоколе, что водитель совершил парковку на газоне, не описывая понятие такого зеленого насаждения.
В некоторых регионах понятие “газон” закреплено в местных законах. Например, в Московской области под ним понимается искусственно созданный участок с травой и возможностью размещения на нем зелёных насаждений и парковых сооружений (ст. 4 Закона Московской области № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве»). А власти в Твери определили подобную поверхность как травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, а также естественная травяная растительность (п. 1.5 Приложения к Решению Тверской городской думы №368 от 16 октября 2014 года).
Но отсутствие точного термина в федеральных законах ещё не говорит о том, что наказание за стоянку на газоне незаконно, поэтому стоит быть предельно внимательным и парковаться только на асфальте.
Что грозит за парковку на газоне
Региональные власти самостоятельно устанавливают размер штрафа за парковку на газоне. Если его не предусмотрели, то водителю придется заплатить 500 рублей по ст. 12.19 КоАП (“Нарушение правил остановки и стоянки автомобилей”). При этом парковка на газоне одним колесом или зимой, если через снег видны насаждения, тоже является нарушением. Как правило, если водитель припарковался так впервые, то получит минимальное наказание. При повторном нарушении придется заплатит по максимуму.
Кто фиксирует нарушения за стоянку на газоне
Инспекторы ГИБДД, МАДИ (в Москве), камеры, органы местного самоуправления и обычные граждане (через приложения «Помощник Москвы», «Народный инспектор» и др.) могут сфотографировать нарушителя. Затем эти материалы и заявление о правонарушении передают полицейским или местным администрациям, поскольку только они имеют право выписать штраф автолюбителю.
Чтобы не ошибиться, относится ли территория, на которой припаркован автомобиль, к газону, в Москве и некоторых регионах разработана схема, на которой отмечены такие зеленые насаждения. Именно поэтому жалоб на штрафы за парковку на газоне в Москве практически нет, ведь законность местных норм подтвердил Конституционный суд (Определение № 2790-О от 08 ноября 2018 года).
Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала говорит, что необходимо зафиксировать на фото или видео незаконную парковку на газоне и направить его вместе с заявлением о привлечении к ответственности в местную администрацию и полицию. Автомобиль не будет помещен на штрафстоянку, но эксперт объясняет: «Машину могут забрать как вещественное доказательство, на период разбирательства, но применяется это крайне редко».
В течение 3 дней с момента вынесения постановления о штрафе его отправят нарушителю, который должен проверить, что на машине видны отчетливо номера и факт наезда на газон. При этом важно знать, если машина несколько дней стояла на газоне, а водитель получил несколько штрафов за каждый день простоя, то он обязан оплатить только один: остальные отменяются.
На штрафы за парковку на газоне скидка 50% не распространяется.
Когда штраф за парковку на газоне не назначат
Так, автолюбитель из Москвы припарковала машину во дворе многоэтажки, но получила штраф 5000 руб. за парковку на газоне по ст. 8.25 КоАП Москвы («Размещение машин на зеленых насаждениях»). Не согласившись с решением, она подала жалобу в Московский городской суд. Судья Людмила Сумина запросила сведения в АИС «Реестр зеленых насаждений», из которых было видно, что территория, на которой водитель оставила свою машину, является дворовой и на ней нет газона. Мосгорсуд отменил штраф автовладельцу, так как состав административного правонарушения отсутствовал (дело №7-0013/2018).
В Курске жительница многоквартирного дома пожаловалась в местную администрацию на то, что Владимир Корнеев** постоянно ставит свою машину на газоне. Местные власти зафиксировали нарушение и назначили автолюбителю штраф 3000 руб. Он обратился с жалобой в Ленинский районный суд г. Курска и утверждал, что автомобиль из фото ему не принадлежит. Судья Елена Скрипкина не нашла в материалах дела доказательств того, что территория, где стояла машина, является газоном. Не оказалось и протокола осмотра места происшествия, а по фотографиям машины непонятно, когда, где, кем и при каких обстоятельствах они сделаны, поэтому Корнееву отменили штраф (дело №12-963/2018).
Административная комиссия города Чебоксары оштрафовала водителя на 1000 руб. за парковку на газоне. Считая такую санкцию незаконной, он подал жалобу в Московский районный суд города Чебоксары. Автомобилист доказывал, что силами и средствами жителей многоэтажки на территории, где он оставил свою машину, была построена экопарковка, на которой можно оставлять автомобиль. После изучения договора поставки строительных материалов, сметы на устройство открытой автостоянки и фотографий машины судья Алексей Никитин установил, что автомобиль припаркован на специально отведенном для этого месте, поэтому отменил штраф водителю (дело №12-1217/2015).
*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.
**Имена участников спора изменены редакцией
Полицейские разъясняют вопросы ответственности за парковку транспортных средств на газонах
В январе текущего года сотрудники ГИБДД выехали по указанному адресу и изучили существующую организацию дорожного движения на обозначенной территории. Факты отстоя транспортных средств на газонах подтвердились. Выборочная проверка припаркованного автотранспорта показала, что преимущественно автомобили принадлежат жильцам, проживающим в близлежащих домах.
Сегодня Правилами дорожного движения Российской Федерации не регламентируется остановка и стоянка транспортных средств на газонах либо на территориях, занятых деревьями и кустарниками, а также проезд транспортных средств через указанные территории. В соответствии со ст. 1.3 закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», детские и спортивные площадки, пляжи, газоны являются объектами благоустройства. До 20 апреля 2013 года ч.2 ст.4.18 данного закона Самарской области была предусмотрена административная ответственность за стоянку транспортных средств на детских и спортивных площадках, пляже, газоне, на территории общего пользования в границах населенного пункта, занятой деревьями, кустарниками, а также проезд транспортных средств через указанные территории. В 2013 году сотрудниками органов внутренних дел Самарской области по таким фактам было составлено более 5000 протоколов об административных правонарушениях. В связи со вступившими в силу изменениями в действующем законодательстве (закон Самарской области от 10.04.2013 №26-ГД «О внесении изменений в закон Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»») вышеуказанная статья утратила силу.
Однако, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 30.05.2012 №81-АНГ 12-1, уничтожение или повреждение газонов, цветников и клумб может квалифицироваться как умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества. При этом вина в совершении вышеуказанного административного правонарушения должна обязательно подтверждаться справкой (счетом) собственника насаждений, спортивных или детских площадок о стоимости поврежденных (уничтоженных) газонов (цветников, клумб) или спортивных (детских) площадок. Также необходимо устанавливать собственников объектов благоустройства (детских, спортивных площадок и газонов) и размер причиненного ущерба. В этом случае ответственность наступает в соответствии со статьей 7.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушителям может грозить штраф в размере от трехсот до пятисот рублей. Составлять протоколы по ст. 7.17 КоАП РФ вправе должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних, вневедомственной охраны и участковые уполномоченные полиции.
Необходимо отметить, что ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Так, в соответствии с п. 2.5, 2.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.12.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64 по внутридворовым проездам придомовой территории не должно осуществляться транзитное движение транспорта. На земельных участках обязаны существовать подъезды и проходы к каждому зданию. Необходимо, чтобы места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей соответствовали гигиеническим требованиям к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов. Полномочиями по привлечению к ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наделены должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Пресс-служба ГУ МВД России по Самарской области