Что считается дурным тоном в среде праздного класса
Правила этикета, которые должен знать каждый образованный человек
Случаи, когда цветы мужчине дарить принято:
1) Фильмовая премьера;
2) Концертная премьера;
3) Издание книги;
4) Публикация статьи;
5) Серьезное открытие;
6) День Рождения;
7) Вручение какой-либо премии;
8) Спортивный рекорд.
Считается, что начальнику лучше дарить каллы зеленого или изумрудного цвета. Композицию и ее составление лучше дарить флористам – профессионалам.
2. Рукопожатие
С женщинами не принято здороваться за руку, но если она протягивает руку первой, следует пожать ее, но не так крепко как мужчинам. Но твое рукопожатие не должно быть слабее, чем женщины или она решит, что ты слабак.
Старший по возрасту подает руку первым, учитель или наставник – ученику, начальник — подчиненному. Не стоит менять правила игры, хоть касты в нашем обществе и отсутствуют, вы можете вызвать неприятие и непонимание у окружающих.
При пожатии руки стоит смотреть в глаза и немножко улыбнуться в знак дружеского расположения. Отводить глаза или вообще смотреть в сторону при рукопожатии неуважительно. Иногда отвод глаз воспринимается как лживость и служит сигналом, что доверять такому человеку нельзя.
3. По правилам этикета тарелку с супом во время еды нужно наклонять ОТ СЕБЯ! Некоторые источники пишут, что наклонять вообще нельзя.
4. Мужчины ВСЕГДА должны вставать, когда дама выходит из-за стола!
5. Нет ничего плохого, когда муж называет жену «зайка», а она его «зайчик». Однако эти ласкательные прозвища не предназначены для посторонних ушей! Находясь не наедине, лучше называть друг друга по имени.
6. Иногда очень приятно выпить напиток через соломинку, но в таких случаях не следует высасывать его до последней капли, так как пронзительное бульканье внесет некоторый диссонанс в общую беседу.
7. Вот основные современные правила этикета в ресторане:
а) Резать большие куски на более мелкие;
б) Когда блюдо естся руками, то не нужно горбиться и вторгаться локтями в пространство соседа;
в) На горячую пищу дуть нельзя, нужно дождаться, пока она остынет;
г) Во время еды руками лучше откусывать по чуть-чуть;
д) Использовать салфетку и не облизывать пальцы;
е) Всегда промокать рот салфеткой;
ж) Никогда не вытирать рот рукой и не говорить с набитым ртом;
з) Даже если все вокруг едят руками, вполне приемлемо есть самому вилкой и ножом;
и) Никогда не стоит класть телефон на стол.
8. Жевать жевательную резинку на публике и во время беседы, считается вульгарным! Привычка жевать жевательную резинку обличает нас именно в незнании правил приличия!
9. Верхом невоспитанности, считается во время разговора отвлекаться на свои часы, мобильный телефон или записную книжку. Даже если Вы устали и Вам скучно, не показывайте этого!
10. На лестнице:
— Если на лестнице оказываются мужчина и женщина, то поднимаясь, мужчина должен оставить женщину позади себя, а спускаясь, нужно наоборот, чтобы женщина оказалась впереди. Но если лестница слишком узкая, крутая или темная, то мужчина должен идти впереди женщины.
— Женщина, идя по лестнице, должна выбрать ту сторону, которая с перилами. Она может не отходить от перил, если встретит на пути мужчину, даже если это противоречит правилам правостороннего движения.
— Мужчина, находясь на лестнице, должен уступать место у перил женщинам, пожилым людям и детям.
— Если мужчина поднимается по лестнице, держа женщину под руку, то подвигаться корпусом он должен ровно настолько, чтобы служить достаточной опорой женщине, но при этом не двигаться порывисто и не тянуть ее вперед, так же себя мужчина должен вести и спускаясь с женщиной по лестнице.
— Если вы встречаетесь на лестнице с человеком, несущему тяжелую ношу, то следует приостановиться или сойти на ближайшую площадку и уступить ему дорогу.
По статистике только 10% знают эти пункты.
Воспитанный человек сразу выделяется из толпы, его отличают определённые черты поведения или манеры, такие как интонация голоса, особенные выражения, употребляемые в речи, тон, жестикуляция, мимика, походка. Всё это называют манерами. Хорошие манеры это и сдержанность, и скромность, и умение контролировать свои слова и поступки. Способность тактично и внимательно общаться с собеседниками сразу отличает хорошо воспитанного человека от других. Для того чтобы соответствовать понятию «воспитанный человек» необходимо знать основы правил этикета и хороших манер. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА Привычка громко говорить, манера речи, при которой не стесняются в выражениях и проявлении эмоций, считается дурным тоном. А если это еще сдобрено активной жестикуляцией, развязностью, бестактностью и несдержанной мимикой, то вы вполне рискуете заработать себе репутацию невоспитанного человека. Кроме этого, считаются неприемлемыми такие паттерны поведения, как грубость в выражениях, неряшливость в одежде, пренебрежение чужих интересов, откровенная недоброжелательность к собеседникам, навязывание другим своих желаний и воли. Манера общения определяется внутренней культурой человека и обычно регулируется воспитанием, а также принятыми обществом правилами этикета. Этикет же, в свою очередь, подразумевает уважительное и доброжелательное отношение ко всем окружающим людям, их социальному положению, мировоззрению, должности, возрасту, национальности и многому другому. В целом правила этикета в цивилизованном обществе предполагают вежливость, в основе которой лежит гуманизм. На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы соблюдать правила этикета. Предлагаем вам 17 правил хороших манер на каждый день, которые могут значительно облегчить вам жизнь. 17 ПРАВИЛ ЭТИКЕТА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ Многие правила хорошего тона безнадёжно устарели, но существует ряд предписаний, соблюдая которые вы можете прослыть воспитанным человеком: 1. Никогда не приходите в гости к людям без предупреждения. Если же к вам явились нежданные гости, то вы, не смущаясь, можете ходить по дому в халате или спортивных штанах и не извиняться за неубранную комнату. Пусть это будет их проблемой; 2. Дурным тоном считается заставлять гостей снимать обувь. Они о таких вещах должны догадываться сами. Если нет — правила этики им неведомы; 3. Одной из самых распространённых ошибок считается сушка зонта в раскрытом виде в общественных местах. Делайте это исключительно дома. В гостях или офисе повесьте зонт в закрытом виде на вешалку; 4. Хорошие манеры для девушек включают правила поведения со своими аксессуарами. Например, многие дамы делают одну и ту же ошибку – кладут свою сумку на колени или, вообще, ставят на стол. Это непозволительно для воспитанной девушки. Если маленький изящный клатч ещё можно положить на стол без смущения, то объемную сумку или, тем более, рюкзак, нужно ставить на пол или вешать на стул. Мужские портфели необходимо ставить исключительно на пол; 5. Ношение полиэтиленовых или бумажных фирменных пакетов в повседневной жизни считается откровенным жлобством. Целлофановые пакеты можно использовать только для того, чтобы донести продукты из супермаркета домой. Тоже с и бумажными пакетами – отнесли покупку из бутика домой, и забыли о нём; 6. Мужчине вообще не стоит носить женскую сумку, а женский плащ или пальто брать в руки, только когда подаёт их даме или несет в раздевалку в театре или другом общественном месте; 7. Халат, пижама, нижнее белье – это предметы для спальни. Дома рекомендуется носить удобный свитер, футболку, брюки. Конечно, они должны иметь пристойный вид. На крайний случай пусть это будет спортивный костюм, но его состояние должно быть приличным. Оттянутые колени и пятна не допускаются; 8. Соблюдение границ другого человека и способность отстоять свои – это одно из важных правил этикета. Если у вашего ребёнка есть отдельная комната, научитесь входить в неё со стуком, когда он находится там. Точно так же ребёнок должен поступать, когда хочет войти в вашу спальню. Письма, которые приходят на адрес другого человека не имеет права вскрывать никто, то же самое касается электронных ресурсов, аккаунтов, почты и мобильных телефонов. Читать чужие смс, лазить по карманам и сумкам – тоже признак дурного тона; 9. Женщина может не снимать в помещении шляпу и перчатки, а вот шапку и варежки лучше снять. Не стоит, думаю, говорить о том, что мужчина обязан снять любой головной убор в помещении; 10. Международный протокол предписывает, что количество украшений не должно насчитывать более 13 предметов. Некрасивым считается сочетание на одной руку колец из разных драгоценных металлов, например, золота и серебра. И, вообще, нельзя нагромождать свой внешний облик излишеством украшений. Выберите какую-то пару: кольцо и брошь, серьги и браслет, колье и заколка; 11. Некоторые люди не понимают правил оплаты в кафе и ресторанах. Если вы, общаясь с человеком, произносите фразу «Я тебя (вас) приглашаю», то платить, разумеется, должны вы. Если женщина приглашает на обед делового партнёра, то платит, соответственно она. Если вам говорят «Давайте сходим в ресторан», то платить вы будете пополам. Если же мужчина предложит женщине заплатить за ней, она имеет право согласиться или отказаться; 12. Хорошие манеры предписывают в лифт входить первыми мужчинам, а выходить тому, кто ближе находится к двери; 13. Самым престижным местом в автомобиле считается место сзади водителя. Именно туда по правилам этикета должна садиться женщина, а мужчина занимает место рядом с ней. При выходе он открывает дверцу перед дамой и подаёт ей руку. Многие феминистки в наше время считают открывание дверей перед собой в машине или в здании неправильным. Они говорят о том, что в деловом мире нет деления по половому признаку; 14. Считается крайне неприличным заявлять в обществе о том, что вы на диете, не употребляете алкоголь или больны. То, почему вы не можете или не хотите употреблять что-то в пищу или пить алкоголь, ваши сугубо личные проблемы. Можете ничего не есть, попросить сухого вина, немного пригубить его, но похвалить хозяйку за её старания вы обязаны; 15. Светская беседа предполагает, что существует ряд запретных тем для всеобщего обсуждения. Это религия, политика и здоровье. Очень неприлично спрашивать о стоимости имущества, одежды или аксессуаров. Если вам задали подобный вопрос – улыбнитесь, скажите, что это подарок и переведите разговор на другую тему. Тем более неприлично интересоваться размером заработной платы другого человека. Если вас спросили об этом, то вежливо скажите, что не хотели бы обсуждать эту тему; 16. К любому человеку, возраст которого перешёл отметку двенадцати лет необходимо обращаться на «вы». Очень грубо выглядит со стороны, когда люди обращаются на «ты» к людям, работающим в обслуживающей сфере. В деловой сфере, даже если вы близкие друзья, в присутствии других людей необходимо обращаться друг к другу на «вы». Если в отношении вас какой-то незнакомый человек позволяет себе сказать вам «ты», вы может попробовать ему тонко намекнуть следующей фразой: «Вы ко мне обращаетесь?». Если случай особенно тяжёлый скажите ему прямо, но вежливо: «Прошу прощения, но мы не переходили с вами на «ты»! 17. Общество приличных людей не выпускает на всеобщее обозрение личную жизнь и негативные качества своих близких. Обсуждение, осуждение и тем более сплетни, категорически неприемлемы. Если ваш муж так плох, то зачем же вы с ним живёте? Это же касается и страны, в которой вы проживаете. Говоря плохо о ком-то или чём-то, вы автоматически причисляете себя к этим людям. Надеемся, наши рекомендации помогут вам скорректировать поведение и выработать у себя хорошие манеры для общения с друзьями, коллегами, партнерами либо любимым человеком. Работайте над собой и результат не заставит себя ждать!
Если в низшем слое труд не считается чем-то унизительным, по крайней мере в рамках этого низшего слоя, и единственным способом соперничества у них является борьба за денежную престижность, а борьба эта заключается лишь в том, что люди проявляют повышенное усердие и крайнюю осмотрительность в расходах, то в высшем праздном классе труд является унизительной деятельностью и соперничество у них проявляется совершено иначе: этот класс также не лишен стремления к соперничеству, к усердию и экономии, но вторичные факторы денежного соперничества подавляют это усердие и стремление и оно не находит никакого выражения. Труд для высшего класса не является показателем чем-то возвышенного, показателем же для него является обладание властью и богатством. Но всё же мало обладать богатством и властью, необходимо это обладание чем-то подкреплять, сделать его очевидным. И очевидным обладание богатством и властью делает то, что богатый господин может показать свой покой и блаженство, то, что у него в подчинении находятся рабы и то, что он, не имея никакого отношения к труду, ни в чём не нуждается.
Праздный класс не означает лень или неподвижность, люди в этом классе ведут активный образ жизни: участвуют в различных развлечениях, охотятся, но они занимаются этими занятиями не для получения какого-то блага, так как, как уже говорилось, этот класс не признает производительного труда. Праздный класс представляет для себя возможным проводить время непроизводительно и может себе позволить в денежном плане проводить это время в безделье.
Но всё же, на мой взгляд, что в праздном классе люди чересчур высокоморальны и даже, можно сказать, немного лентяи. В доказательство моих слов даже можно привести пример из этого же, прочитанного нами, произведения: из жизни короля Франции, который был настолько высокоморален, что ему это не позволило, сидя перед камином в то время как рядом не было слуг, спасти свою жизнь.
Также праздный класс отличает не только определенное времяпрепровождение, но и утонченный вкус, изысканные манеры, образ жизни. Но с этим они не рождаются, а учатся этому в течение жизни. И обладание всем этим передается из поколения в поколение. То есть, если родившийся человек имеет корни высшего класса, но у него нет больших богатств, он всё равно занимает привилегированное положение в обществе.
Институт праздного класса стал появляться вместе с институтом собственности, в том числе с институтом собственности на других людей. Среди прислуги были пленники, жертвы долгового рабства, женщины и, чуть позже мужчины. Женщины в праздном классе высоко ценятся и обладание ими как слугами говорит о благополучии господина, о его богатстве и власти. Иногда женщины были не только прислугами, но впоследствии становились женами господина. Но как положение в обществе, так и праздность женщины в высшем обществе главным образом отличалось от положения господина. Как уже говорилось, женщина была слугой своего господина, даже не смотря на то, что в некоторых женщинах течет благородная кровь: до замужества она была невольницей своего отца, а после замужества – невольницей мужа. Но всё же факт благородства возвышает жену господина над всеми его рабами. Хоть по сравнению с мужем она и выполняет непростой труд: занимается обстановкой в доме, обслуживает мужа или господина, но всё же праздностью такой труд можно назвать, так как женщина, как представительница этого слоя, выполняет относительно небольшую производственную работу.
В современном мире такое положение женщин сохранилось, наверное, только в восточных странах, где женщинам запрещается практически всё и муж является для неё господином.
После того как получает распространение практика обладания слугами и то, что в некоторых службах слуг необходимо выставлять напоказ, в этих службах предпочтение стало отдавалось слугам-мужчинам.
Следовательно, появляется ещё один класс, так называемый показной праздный класс. Функция этого класса заключается в представлении праздности подставным образом, чтобы повысить престижность настоящего праздного класса. Смысл этого показного праздного класса заключается в следующем: чем богаче господин, чем больше у него власти, тем больше людей находится в окружении этого человека.
Но всё же обладание слугами – это ещё пол дела, необходимо ещё и их специальное обучение. Так как, например, если слуга, во время какой-либо церемонии, при розливе того же вина, облил кого-либо из гостей, это скажет о жадности господина и о том, что он не выделил или выделил недостаточное количество для хорошей подготовки своих слуг.
А для того, чтобы наглядно показать своё положение, своё богатство, так сказать, чтобы подтвердить свою праздность в глазах окружающих людей, появляется такой феномен как праздное или демонстративное потребление. Иными словами это дополнительный способ доказательства своего положения, своего престижа в обществе. Например, употребление на церемониях, дорогого и выдержанного не один год, вина или употребление черной икры и других дорогих продуктов. Зачастую обладатели всех этих яств и сами не любят этих дорогих продуктов, но они их употребляют для того, чтобы доказать своё высокое положение в обществе.
Также в каждом человеке есть инстинкт мастерства, который не позволяет ему проявлять расточительность. Например, чтобы потратить большое количество денежных средств, человеку нужна хотя бы показная цель. Например, если человек хочет купить дорогой продукт питания, то он должен обращать внимание не на его высокую стоимость, а, допустим, на то, что он полезен для здоровья или на то, что он голоден.
Кроме того, до тех пор, пока производственная деятельность выполняется слугами, люди высшего слоя (праздного класса) считают эту деятельность унизительной, что, в свою очередь, мешает проявлению инстинкта мастерства. Но после того как произошел переход от квазимиролюбивой стадии к миролюбивой стадии, которая характеризуется такими чертами как наёмный труд и денежная оплата, инстинкт мастерства вырабатывает у индивидов убеждения о том, что достойно поощрения.
Что же такое демонстративное потребление в праздном классе? Это потребление чего-либо в чём нет острой необходимости. Например, если человек покупает супердорогой и супернавороченный мобильный телефон, в котором он практически ничего не понимает и в котором нет острой необходимости – это наглядный пример демонстративного потребления. То есть покупка этого мобильного телефона преследовала не оценку его полезных свойств, напротив, покупатель стремился совершенно не к этому, его целью было достичь отличия от окружающих, как-то выделиться в обществе.
А демонстративная праздность, в свою очередь, это непроизводственное потребление времени, осуществляемое соответствующим образом. Например, игра на саксофоне или изучение языка каких-либо очень древних народов – это как раз непроизводственное потребление времени, но не факт, что в будущем эти навыки пригодятся человеку по жизни.
Также существует ещё и подставная праздность, представляющая собой подставное использование времени или материальных средств в таком количестве, которое необходимо для нормы денежного благополучия.
Следовательно, представители различных классов различаются не только материальным положением, сознанием, но и отличающими их символами, такими как одежда, какие-либо отличительные знаки, которые показывают принадлежность к тому или иному господину или классу, исходя из характеристик потребления данного человека.
В наше время в определенной среде стало модным подражать «праздному классу» в одежде, аксессуарах, манере вести себя. Веблен же писал о различиях в одежде в сельской и городской местности: в городе люди старались одеваться как можно лучше, так сказать, показательно, а в сельской же местности люди наоборот стремились как можно лучше обустроить свой дом и если они приезжали в город, то можно было сразу понять, что эти люди приехали из сельской местности. Отчасти и в наше время есть такие люди из сельской местности, да и в городе некоторые люди стараются откладывать свои материальные средства на что-либо и отказывают себе и в хорошей одежде, и в хорошей мебели, и в хорошем оборудовании и прочем.
В наше время респектабельно одеваются практически все: и студенты, и врачи, и музыканты, и телеведущие, и адвокаты, но ведь их нельзя отнести к «праздному классу».
Таким образом, внешние признаки отличий «праздного класса» от других классов содержались в выставлении напоказ безделья и потребления, которое было рассчитано на демонстрирование богатства. Также самым существенным отличием «праздного класса» от других классов является их отношение к труду: они не занимались производственной деятельностью и считали её для себя унизительной
Итак, в наше время многие внешние отличия между высшим классом и низшим классом стерты.
Таким образом, владение большей собственностью предполагает повышение престижа статуса, рост социального положения. Поэтому «современному праздному классу» необходимо постоянно демонстрировать свое богатство в целях формирования и поддержания общественного мнения.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Теория праздного класса
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Теория праздного класса
Торстейн Веблен и его книга «Теория праздного класса»
Автор книги «Теория праздного класса» Торстейн Веблен, крупный американский экономист и социолог, является основоположником одного из главных направлений современной буржуазной политической экономии — институционализма. Это направление возникло на рубеже XIX и XX вв. в ведущей капиталистической стране, США, в период вступления американского капитализма в стадию империализма. Довольно большое распространение институционализм получил уже в 20-е годы нашего столетия. Представителями раннего институционализма, помимо его создателя Т. Веблена, были американские экономисты У. Митчелл, Дж. Коммонс, А. Берли, Э. Богарт, У. Гамильтон, Г. Минз, Р. Тагвелл.
В эволюции американского институционализма с точки зрения его значимости в буржуазной экономической науке можно наметить такую периодизацию: в 20-30-е годы наблюдалось широкое распространение институционализма; в 40-50-е — уменьшение его влияния (хотя и в эти годы такие представители этого учения, как А. Берли, Г. Минз, Дж. М. Кларк, А. Лоув, К. Эйрес, опубликовали ряд работ, развивая собственные концепции); начиная с середины 60-х годов и по настоящее время отмечается усиление влияния институционализма и увеличение интереса к нему.
Представители современного институционализма, или неоинституционализма, — это известные американские буржуазные ученые Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, О. Тоффлер, Р. Хейлброиер, шведский экономист Г. Мюрдаль, французский экономист Ф. Перру и многие другие. С 1965 г. в США функционирует специальная ассоциация институционалистов, имеющая собственный печатный орган. В буржуазной литературе 70-х годов появились крупные исследования об институционализме. Достаточно назвать, например, монографии видного американского экономиста А. Гручи «Неоинституционализм и его вклад в современную экономическую мысль», известного английского исследователя Д. Секлера «Торстейн Веблен и институционалисты»[1] наглядно свидетельствующие о масштабах влияния данного направления буржуазной экономической науки. В 1978 г. в Нью-Йорке состоялся симпозиум американских экономистов и социологов, специально посвященный перспективам развития институциональной экономической теории.
Термин «институционализм» связан с двумя понятиями: «институция» — установление, обычай, порядок, принятый в обществе, и «институт» — закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения. Разделение этих понятий достаточно условно, так как в концепциях институционалистов они имеют чрезвычайно широкое и размытое содержание. Теоретик институционализма У. Гамильтон дает следующее определение: «Институты — это словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для группы или превратился для народа в обычай… Институты устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и неразрывную ткань институтов»[2].
Практически идеологи институционализма относили к институтам как категории политической и правовой надстройки общества, так и экономические явления — государство, семью, нравы, предпринимательство, частную собственность, систему денежного обращения, кредит и многое другое. По существу, концепция «института» выступает как вспомогательный инструмент. Введение этого термина лишь отразило характерное для идеологов данного направления стремление изучить неэкономические явления. Впоследствии термин «институт» утратил свою ключевую роль, в известной мере сохранив свое значение в качестве указания на этимологическую основу названия направления в целом.
Скрывающаяся за терминологией институционалистов концептуальная неопределенность связана с аморфностью теоретических предпосылок идеологов институционализма. Это создает некоторые трудности при анализе и не позволяет установить, жесткие границы институционализма как течения. Он никогда не был однородным направлением, представители которого были бы объединены достаточно узким кругом идей. Напротив, его теоретики выступали с широким диапазоном гипотез, оценок, мнений по вопросам не только экономическим, но и правовым, философским, историческим, социологическим, психологическим и пр. Тайной в истории экономической мысли называет институционализм Д. Секлер, подчеркивая, что именно стремление раскрыть «секрет направления», найти «тайну институционализма» и движет им в его исследовании[3]. Кажущаяся таинственность институционализма — это, на наш взгляд, лишь отражение эклектичности данного направления, вобравшего в себя сложный набор концепций.
Институционалисты осуществили необоснованное расширение предмета политической экономии за счет привлечения многих дисциплин; они пытались придать экономической науке междисциплинарный характер. Своеобразие институционализма состоит также и в том, что одновременно было разработано несколько направлений вульгаризации буржуазной политэкономии.
Появление институционализма отразило противоречивые тенденции, существовавшие в буржуазной политэкономии. Институционализм при его чрезвычайной сложности явился двойственным направлением: институционалисты предъявили серьезные требования к экономической науке и не сумели их реализовать, стремились найти выход из кризиса буржуазной политэкономии и одновременно углубляли этот кризис.
Вместе с тем возникновение институционализма — важная веха в истории развития буржуазной политической экономии. Практическая направленность институционализма, характерное для институционалистов стремление к реалистическому описанию социально-экономических процессов были восприняты в дальнейшем многими буржуазными экономистами. В советской «Экономической энциклопедии» ранний институционализм расценивается как один из «ближайших и важнейших предшественников кейнсианства»
В буржуазной литературе Т. Веблену отводится видная роль в развитии американской буржуазной политэкономии. Особенно высоко расценивается роль Т. Веблена в создании ее институционального направления. Действительно, в его работах были впервые сформулированы важнейшие положения институционализма. Именно идеи Т. Веблена в значительной степени определили и дальнейшую эволюцию этого направления. Анализ его работ, необходим для выявления идейных корней современного институционализма и для всесторонней критики этого течения буржуазной политэкономии.
Основные работы Веблена неоднократно переиздавались в США. Его биография наиболее подробно излагается в книге Дж. Дорфмана «Торстейн Веблен и его Америка»[7]. Отметим, что до настоящего времени ни одна из работ Т. Веблена еще не была переведена на русский язык.
Родители Веблена, Томас Веблен и его жена Кэри, эмигрировали из Норвегии в США в конце 40-х годов прошлого столетия. Некоторое время Томас Веблен был фабричным рабочим, потом — плотником, а накопив определенную сумму денег, купил ферму и обосновался в норвежском поселении Като. На этой ферме 30 июля 1857 г. и родился шестой ребенок в семье Торстейн, Бунде Веблен.
Образ жизни семьи Вебленов полностью подчинялся традициям норвежских земледельцев: бревенчатый дом с примыкающей пристройкой для скота, домашнее изготовление основных продуктов