Что считается дефектом земляного полотна сдо
Что считается дефектом земляного полотна сдо
Деформации, повреждения и разрушения
Дефекты являются следствием недоработок при проектировании ЗП, его защитных и укрепительных сооружений, нарушении технологии строительного процесса и временной эксплуатации железнодорожных линий, неудовлетворительного текущего содержания и ремонтов железнодорожного пути.
Деформации ЗП возникают в следующих случаях: при недостаточной несущей способности грунтов, из которых оно сооружено, несоответствии мощности верхнего строения пути (ВСП) нагрузкам от подвижного состава, при недостаточной защите грунтов ЗП от неблагоприятных воздействий климатических и инженерно-геологических факторов.
Классификация наиболее распространенных дефектов и деформаций земляного полотна
Основная площадка ЗП
· Термокарстовые понижения и провалы на мари и земляном полотне
· Весенние пучинные просадки
· Пучинные горбы над «холодным трубопроводом»
· Обрушения крутых откосов выемок в лессовых грунтах
· Размывы откосов контрбанкетов и берм
· Сплывы откосов выемок
· Сплывы откосов насыпей
· Ополpание откосов насыпей
· Сплывы откосных частей насыпей над пересекающими их термотрассами
· Оползание рыхлых отложений по контакту со скальными породами
Тело и основание ЗП
· Оседание насыпи вследствие уплотнения слагающих ее грунтов
· Осадка и расползание насыпей на оттаивающих вечномерзлых грунтах
· Сдвиг (сползание) насыпи или ее низовой части по наклонному основанию
· Смещение насыпи, расположенной на куруме
· Суффиозное разрушение откосных частей ЗП
· Оседание насыпи вследствие уплотнения грунтов основания
· Оседание насыпи вследствие выпирания грунтов основания
· Выпирание грунтов в выемке
· Провалы насыпей на торфяных болотах
· Провалы ЗП на закарстованных территориях
Повреждения ЗП в местах его взаимодействия с инородными конструкциями
· Осадки ОПЗП над трубопроводными пересечениями
· Нарушение отвода поверхностных вод у пассажирских платформ и погрузочно-выгрузочных площадок
· Повреждения приоткосных частей ЗП в местах прокладки кабелей
· Оседание ЗП над шахтными разработками
· Длительное оседание насыпей на подходах к мостам и водопропускным трубам
Повреждения и разрушения ЗП, подверженных неблагоприятным природным воздействиям
Дефекты ЗП при строительстве дополнительных путей
Основные признаки БК:
Причины возникновения БК:
Мероприятия по устранению БК:
Основные признаки балластного ложе:
Причины возникновения балластного ложе:
Контакт балластных материалов и глинистых грунтов
Мероприятия по ликвидации балластного ложе
Основные признаки БМ:
Причины возникновения БМ:
Мероприятия по ликвидации БМ:
Построечный поперечный профиль
Выпирание грунта из-за образования балластного мешка
Контакт балластных материалов и глинистых грунтов
Основные признаки БГ:
Причины возникновения БГ:
Контакт балластных материалов и глинистых грунтов
Мероприятия по ликвидации балластного гнезда
Отмостка откоса для выпуска воды из прорези
Расстояние от верха балластной призмы до дна
Поперечные дренажные прорези закладывают на глубину не менее чем на 0,2 м ниже дна балластного ложа, балластного мешка, балластного гнезда.
По дну прорезей придают уклон в насыпях не менее 0,1 м, а в выемках 0,05 для отвода воды.
Термокарстовые понижения и провалы на мари и земляном полотне
Мероприятия по ликвидации:
Термокарстовое понижение у подошвы откоса насыпи
Верхняя граница вечной мерзлоты
Определение пучин и их разновидность
По характеру искажения положения рельсовых нитей пучины делят на:
Пучины в зависимости от местоположения пучинообразующего слоя делятся на балластные и грунтовые.
Зимнее положение пути
Летнее положение пути
Грунтовые пучины делятся на 3 вида:
1. Пучины, возникающие при промерзании грунтов верхней части земляного полотна после промерзания балластного слоя и растущие в течение первой половины зимы. Пучины этого вида характерны для участков, где грунты основной площадки переувлажняются из-за наличия балластных корыт, лож и т.д.
2. Пучины, образующиеся при промерзании грунтов всей замерзающей зоны и растущие до конца зимы.
3. Пучины, появляющиеся при промерзании грунтов нижней части замерзающие зоны и растущие в течение второй половины зимы. Эти пучины характерны для участков, где слой старых балластных материалов под балластной призмой имеет большую толщину.
Причины грунтовых пучин
Причиной грунтовых пучин является замерзание воды в грунтах и увеличения объема в дренирующих грунтах на 9 %. В пучащих грунтах (супеси, суглинки, глины) объем вспучивания грунта увеличивается в 2 раза по сравнению с дренирующими грунтами. Это связано с тем, что в процессе замерзания влажность пучащих грунтов увеличивается в 2 раза за счет подсасывания воды из нижних слоев. Таким образом, чем толще слой пучащего грунта, тем больше высота пучинного горба в данном месте.
Способы ликвидации грунтовых пучин
Первая группа способов ликвидации грунтовых пучин
Первая группа этих способов состоит в том, чтобы пучащий грунт, расположенный под основную площадку земляного полотна вывести из зоны промерзания. Для этого осуществляют подъемку пути либо на балласт, либо на противопучинную подушку, а затем на балласт. В этом случае имеется возможность сохранить существующий балластный слой, механизировать работы по ликвидации пучин.
Вторая группа способов ликвидации грунтовых пучин
Вторая группа способов ликвидации грунтовых пучин связана с осушением пучащих грунтов. Осушение грунтов на пучинистых участках должен обеспечить перехват дренажными сооружениями водоносного горизонта, питающего грунты, или понизить уровень грунтовых вод, выводя капиллярную зону из зоны промерзания. В основном используют подкюветные или закюветные дренажи.
Третья группа способов ликвидации грунтовых пучин
К третьей группе способов ликвидации пучин относят замену пучащего грунта дренирующим.
Четвертая группа способов ликвидации грунтовых пучин
Балластные пучины образуются при наличии углублений в основной площадке ЗП, загрязненного балластного слоя, запущенности кюветов, лотков и водоотводных канав. Они появляются сразу с наступлением морозов и достигают высоты 20-40 мм. В начале весны балластные пучины быстро спадают.
Борьба с балластными пучинами сводится к очистке щебеночного и замене песчано-гравийного загрязненного балласта, срезке обочин, осушению балластных корыт и лож, подъемке пути на балласт при достаточной его толщине, устранению неровностей основной площадки, сложенной глинистыми грунтами.
Деформация основной площадки
Деформация основной площадки земляного полотна. Основная площадка земляного полотна – это один из важных составных элементов железнодорожного полотна, определяющаяся стабильностью геометрии рельсовой колеи.
Вместе с тем сложные условия работы с грунтами основной площадки, как правило приводят к широкому распространению в сети железных дорог дефектов и деформаций этого составного элемента (более 40 % от протяжения всех видов деформаций), что вызывает повышенные затраты на содержание пути.
Проблема обеспечения стабильности основной площадки становится особенно острой на линиях, где предусматривается введение скоростного пассажирского движения либо повышение осевых или погонных нагрузок в грузовом движении.
Наиболее характерными факторами деформация основной площадки являются балластные углубления, которые связаны с недостаточной прочностью слагаемых в ней грунтов, что и вызывает попадание мелких частиц грунта в балласт и последующее его интенсивное загрязнение, а также морозное пучение при промерзании и весенней усадки при оттаивании.
Условия работы этого элемента для длительно эксплуатируемых линий существенно отличаются от условий работы для только что построенного полотна.
Основным отличием деформация основной площадки является то, что под основной площадкой при длительной эксплуатации накоплена толща из старого балласта, представляющего собой смесь материалов с разными свойствами, граница их не имеет правильного очертания, что не обеспечивает нормальный отвод проникающей в балластную призму воды.
При этом главным вопросом является вопрос свойств этих материалов: возможность восприятия нагрузки, фильтрационные свойства и склонность к морозному пучению при замерзании.
Для ответов на эти вопросы рассмотрим возможные случаи появления деформаций на основной площадке при выходе этого элемента земляного полотна за предельное состояние.
Первую группу деформация основной площадки земляного полотна составляют развитие балластных углублений и появление выплесков в результате поднятия вверх мелких частиц грунта. Причинами данных деформаций является недостаточная прочность (несущая способность), либо глинистых грунтов под накопленными балластными материалами с внедрением этих материалов в ослабленные глинистые грунты, либо загрязнение мелкими частицами балластных материалов.
При этом зона их развития распространяется на так называемую рабочую зону земляного полотна под основной площадкой, в местах где имеется наибольшее силовое воздействие и нагрузка. Глубина этой зоны составляет до 1 метра и более, а внешней нагрузкой, вызывающей деформации, являются напряжения в грунте, возникающие от воздействия поездов.
Соответственно прочность грунтов площадки существенно зависит от их влажности, снижаясь при ее увеличении. Причем нарушение условий прочности при повышении влажности возможно как в глинистых грунтах, так и в балластных материалах, имеющих наибольшее содержание пылевато-глинистых грунтов.
Для правильной оценки возможных изменений предельного состояния по несущей конструкции рабочей зоны земляного полотна железных дорог применяется два способа:
— расчетный, основанный на оценке возникновения в грунте сдвигов, возникающих по причине превышения напряженности предельной нагрузки, определяемой его прочностными свойствами;
— натурный, основанный на выделении участков возникновения больших упругих усадок, в которых под расчетной нагрузкой не превышают изменения 2 мм.
При этом непревышение напряжений должно быть определено в каждой точке грунтового массива.
По форме и глубине развития углублений различают: балластные корыта, ложа, мешки и гнезда (рис. 1)
Рис. 1. Балластные углубления: а — балластные корыта; б — балластное ложе; в — балластный мешок; 1 — балласт; 2 — грунт земляного полотна; 3 — вода
Балластные корыта, замкнутые под каждой шпалой в углублениях конструкции основной площадки, чаще всего связаны с недостающей толщиной балласта под шпалой и образуются в начальном периоде сооружения земляного полотна. Глубина их минимальна и составляет 0,1—0,3 метра.
Балластные ложа, вытянутые вдоль железнодорожного пути замкнутые углубления в основной площадке (развиты под несколькими соседними шпалами), чаще всего связаны с недостаточным уплотнением глинистых грунтов насыпей и недостаточной прочностью глинистых грунтов для выемок. Глубина лож достигает 0,4—0,5 метра.
Балластные мешки, замкнутые глубокие вдавливания в основной площадке, развитые в поперечном сечении, часто к откосной части, формируются в течение продолжительного срока эксплуатации, как правило, на высоких насыпях и, особенно, в зонах водопропускных труб, по причине недостаточной прочности глинистых грунтов.
Глубина мешков может составлять от одного до несколько метров. Опасность балластного мешка заключается в формировании условий для смыва откоса из-за прорыва скопившейся в нем воды и выноса мелких частиц.
Балластные гнезда, балластные мешки и ложа, имеющие один или несколько карманов, которые заполнены балластными материалами, характеризуются следующими опознавательными признаками: просадка пути, толчки, перекосы, разжижение и выплески балласта, трещины на поверхности балластного слоя, на откосах и обочинах, выпирание глинистого грунта на междупутье или в кюветы.
Для устранения последствий деформаций балластных углублений производится выпуск воды из углубления и отведение ее от мест неисправностей, вырезка слабых грунтов и подъем пути на балласт с его выправкой и обеспечением норм геометрии рельсовой колеи.
Вторую группу деформация основной площадки земляного полотна составляют деформации морозного пучения как в виде пучин, так и равномерного пучения, которые для обеспечения безопасности и устойчивой работы железнодорожного пути, должны быть устранены на участках, с намеченным проведением ремонтных работ.
При этом деформации зимой проявляются при промерзании в виде вспучивания грунта, а весной при оттаивании — в виде просадок. Зоной развития таких деформация основной площадки является деятельный слой грунта, где периодически происходят промерзания и оттаивания. Глубина такой зоны зависит от климатических условий и может доходить до 3 метров.
Морозное пучение грунта — это увеличение его объема при замерзании в порах воды, которое приводит к поднятию его поверхности. Этот процесс в грунтах, склонных к пучению, происходит примерно следующим образом.
При вхождении фронта промерзания во влажный пучинистый грунт вода начинает замерзать вначале в более крупных порах, образуя центры кристаллизации льда, рост которых вызывает уменьшение пленочной влаги и нарушение ее равновесия. Создается разность потенциалов влажности, которая приводит к миграции влаги к фронту промерзания из теплых слоев грунта.
Эта влага замерзает, образуя новые линзы льда, и процесс продолжается в динамике дальше вместе с движением фронта промерзания вглубь грунта. Процесс замерзания влаги в слое грунта продолжается до достижения его температуры минус 3—5 °С, когда происходит замерзание прочно связанной влаги.
При оттаивании грунта происходит обратный процесс. При этом над фронтом оттаивания образуется слой слабого водонасыщенного грунта, фильтрация воды из которого возможна только вверх в уже оттаявшие грунты. Такие условия создают предпосылки к потере прочности грунта, его выдавливанию в стороны и к просадкам пути.
На железных дорогах России по морозному пучению нормируется как сама деформация, так и ее неравномерность. На эксплуатируемом пути эти величины нормируются в зависимости от скорости движения поездов.
Величина пучения определяется по высоте поднятия поверхности балластного слоя (рельсошпальной решетки) по сравнению с ее предзимним положением. При разнородном составе грунтов земляного полотна величина пучения определяется суммой величин пучения всех грунтов, слагающих зону сезонного промерзания.
Общепринятой количественной характеристикой степени пучения грунта является интенсивность пучения, которая представляет собой отношение величины пучения слоя промерзшего грунта к его толщине. Соответственно, чем больше величина пучения, тем более пучинистым считается грунт.
К пучинистым грунтам относятся все глинистые грунты, мелкие и пылеватые грунты, а также крупнообломочные грунты с большим содержанием мелких частиц. Загрязнение толщины старого балласта, при определенном содержание в нем пылеватых и глинистых частиц так же может быть пучинистым.
Дренирующие грунты, предохраненные от загрязнения и заиливания, неводонасыщенные мелкие пески, а также асбестовые отходы, применяемые в качестве балластных материалов, пучению не подвержены.
Пучинами называют неравномерные по протяжению пути деформации морозного пучения, которые вызывают искажения профиля рельсовой колеи, превышающие ее допуски по содержанию. В отличие от пучин равномерным пучением называются такие деформации морозного пучения, которые не приводят к искажению профиля рельсовой колеи выше допускаемых норм содержания.
Пучины фиксируются дистанциями пути в техническом паспорте в виде ведомости пучин (Форма ПУ10). Пучина характеризуется высотой и длиной. Высота пучины определяется разностью между величиной пучения в месте максимальной неровности hн и величиной равномерного пучения hp.
Величины hн и hp могут быть определены только инструментально по результатам двух кратного нивелирования в момент до начала промерзания и при максимальном промерзании. Косвенно в дистанциях пути высоту пучины определяют максимальной толщиной пучинных прокладок, на которые исправляют путь. По величине высоты пучины классифицируются на пучины высотой до 10 мм, от 10 до 25, от 25 до 50 и более 50 мм.
Рис. 2. Разновидности пучин: а — пучинный горб; б — пучинная впадина; в — пучинный перепад; г — перекосная пучина; д — односторонняя пучина; е — пучинный участок; I и II — левая и правая нити; 1,2— соответственно летнее и зимнее положение пути; 3— пучинные подкладки; hp — величина равномерного пучения; hr hB, hn, hoa — высота соответственно пучинного горба, впадины, перепада, односторонней пучины
По форме искажения рельсовой колеи выделяются следующие основные разновидности отдельных пучин (рис. 2): пучинный горб, пучинная впадина, пучинный перепад, перекосная пучина, односторонняя пучина. Кроме приведенных разновидностей пучин на практике часто встречаются также протяженные пучинные участки (длина 100 м и более), где имеется по протяжению чередование отдельных неровностей (рис. 2, е).
Возникновение пучин, при которых неравномерность морозного пучения превышает установленные нормы, происходит по следующим причинам:
—неоднородность состава и сложения грунта по простиранию и по глубине;
—неравномерность увлажнения грунта в результате перераспределения фильтрующейся атмосферной влаги, а в местах балластных углублений, за счет локальных источников грунтовых вод;
—неравномерность промерзания грунта земляного полотна и основания в местах инженерно технических сооружений (на пересечениях трубопроводов, водопропускных труб, пассажирских платформ и т.п.), а так же по причине неодинаковой толщины снежного покрова.
Эти причины могут возникать как порознь, так и совместно. К особому виду пучин относят налёдные пучины, которые образуются при наличии напорного потока грунтовых вод. Налёдные пучины характеризуются большой высотой, которая может составлять 100 мм и более.
Просадки при оттаивании грунтов земляного полотна возникают на участках пучин или при большом равномерном пучении, когда распученный грунт при его оттаивании теряет свою прочность.
Просадки происходят в весенний период и характеризуются быстропротекающими неравномерными оседаниями и сдвижками рельсовой колеи, разжижением глинистого грунта с выплесками из-под шпал и выдавливанием масс этого грунта на поверхность обочин, в кюветы или в междупутье.
Последствия пучин устраняются выправкой пути в зимнее время на специальные пучинные подкладки, а в весеннее время — и выправкой балластом. При значительных деформация основной площадки и с учетом быстротечности процесса деформирования и трудности прогнозирования его протекания часто на участках пучин во время их роста и спада приходится вводить ограничения скорости движения поездов.
Наиболее частому пучению и просадкам подвержены участки железнодорожного пути со следующим типом земляного полотна:
Деформации земляного полотна
Внастоящее время основным требованием к перевозочному процессу является обеспечение безопасности движения поездов и надежности работы технических средств. Земляное полотно как важнейший элемент железнодорожного пути играет в этом первостепенную роль. Так как существующее земляное полотно сооружалось в разное время по разным нормам, то оно характеризуется большим разнообразием конструктивных размеров, геометрических параметров и состоянием. Несмотря на это, земляное полотно на значительном протяжении сети железных дорог России работает удовлетворительно. Однако примерно на 11 % эксплуатационной длины сети оно имеет дефекты и деформации.
Дефекты — отступления геометрических размеров земляного полотна от современных норм. Деформации — изменение формы земляного полотна в процессе эксплуатации под воздействием поездных нагрузок, под влиянием гидрогеологических факторов и из-за низкого качества строительства земляного полотна.
Основными видами деформаций земляного полотна являются:
— искажение формы основной площадки;
— сплывы откосов насыпей и выемок;
Наиболее распространенной деформацией земляного полотна является искажение формы основной площадки — балластные корыта, балластные ложа, балластные мешки.
Балластные корыта (рис. 1.30, а) представляют собой углубления в основной площадке под отдельными шпалами, заполненные балластом. Они возникают при недостаточной толщине балластного слоя или при недостаточной несущей способности грунта основной площадки. Балластные корыта достигают глубины 0,1 — 0,3 м. Для предупреждения образования балластных корыт необходимо тщательно уплотнять верхний слой земляного полотна и производить балластировку по проекту.
Балластные ложа (рис. 1.30, б) — протяженные вдоль пути, замкнутые под рядом шпал углубления в основной площадке, достигающие глубины 1,5—2 м. Причиной образования балластных лож является недостаточное уплотнение грунтов в насыпи или недостаточная прочность грунтов в основании выемки.
Балластные мешки (рис. 1.30, в) — изолированные значительные углубления в основной площадке, заполненные балластом. Балластные мешки достигают глубины 3—8 м.
Углубления в основной площадке — корыта, ложа, мешки — могут вызвать деформации земляного полотна под движущимися поездами.
Мерами борьбы с углублениями в основной площадке являются срезка бортов корыт с заменой грунта дренирующим грунтом. Борта балластных корыт и лож срезают на глубину не менее 0,20 м ниже их дна с расчетом
полного выпуска воды. Балластные ложа и корыта осушают и устройством односторонних или двусторонних прорезей, с заполнением их дренирующим грунтом (рис. 1.31 и 1.32).
Дренажные прорези закладывают на глубину не менее 0,20 м ниже дна ложа или мешка. Для отвода воды из прорези их дну придают уклон в насыпях не менее 0,1, в выемках 0,05. Из поперечных прорезей воду выпускают на откос насыпи или в кювет выемки. Сплошную срезку балластных корыт и лож целесообразно производить при капитальном и среднем ремонтах пути.
Пучины. При низких температурах происходит замерзание воды, содержащейся в порах грунта. Происходит увеличение объема, но из-за неоднородности грунтов, это увеличение объема различно. Неровности, образующиеся при этом на поверхности грунта, называются пучинами. Пучины бывают в форме пучинного горба или пучинной впадины (рис. 1.33). Пучины вызывают неровности рельсо-шпальной решетки, а это не обеспечивает безопасность движения поездов. Пучины делятся на балластные и грунтовые. Балластные образуются из-за промерзания загрязненного балластного слоя; грунтовые — из-за замерзания воды в грунте земляного полотна.
Балластные пучины возникают в первой половине зимы. Высота (или глубина) их не превышает 50 мм. В начале весны балластные пучины быстро исчезают. Борьба с балластными пучинами заключается в очистке щебеночного балласта или замене песчано-гравийного балласта щебеночным, осушении балластных корыт и лож, в подъемке на балласт при недостаточной его толщине.
Грунтовые пучины появляются преимущественно в выемках и на нулевых местах, когда балластный слой уже замерз, и начинают замерзать грунты земляного полотна. Они продолжают увеличиваться до тех пор, пока возрастает глубина промерзания грунта, так как процесс поступления воды в промерзающий слой из нижних, еще не замерзших слоев продолжается в течение всего периода промерзания. Грунтовые пучины достигают высоты 100—150 мм и более. В конце весны или летом грунтовые пучины постепенно исчезают.
Способы ликвидации грунтовых пучин следующие:
|
— подъемка пути на балласт, если это допускает продольный профиль
пути;
— замена пучинистого грунта на глу
бину промерзания крупнозернистыми
непучинистыми (дренирующими)
грунтами (рис. 1.34);
— устройство теплоизоляционных
накладных, врезных и комбинирован
ных подушек из асбеста, укладка пено
пласта, чтобы не допустить промерза
ния пучинистых грунтов.
— осушение иучинистых грунтов с
помощью дренажей (см. рис. 1.28).
Пучины создают угрозу безопасности движения поездов, требуют больших расходов на устройство плавных отводов пути от пучинистых горбов и впадин, препятствуют внедрению прогрессивных конструкций пути (бесстыкового пути, железобетонных шпал), делают невозможным высокоскоростное движение поездов. Поэтому предотвращение образования пучин является очень важной задачей.
В процессе эксплуатации земляного полотна бывают случаи, когда тело земляного полотна обладает достаточной прочностью и устойчивостью, а откосы деформируются.
Наиболее распространенными повреждениями откосов являются: сплы-вы откосов насыпей и выемок; сползание балластных шлейфов на откосах насыпей; размывы поверхности откосов насыпей и выемок; вывалы отдельных камней и шелушение поверхностей выемок и полувыемок в легковы-ветривающихся скальных породах.
Сплывами называют деформации откосов, охватывающие массивы грунта на глубину от 0,5 до 1,0 м. Сплывы откосов происходят главным образом на высоких насыпях и в глубоких выемках.
Сплывы откосов наиболее характерны для молодого земляного полотна (в первые 5 лет после постройки земляного полотна). Основной причиной сплывов является переувлажнение слабоуплотненных грунтов откосов.
Грунты откосов насыпей, плохо уплотненные при строительстве, переувлажняются за счет атмосферных осадков, выпадающих на откосы.
На устойчивость откосов отрицательно влияет сбрасывание на них старого балласта при ремонтах пути или образование шлейфов в результате подъемок пути на оседающих насыпях.
Сплывы насыпей на косогорах (рис. 1.35) происходят вследствие увлажнения грунтов основания под насыпью поверхностными или грунтовыми водами, выходящими на поверхность склонов под насыпью.
Этот вид деформаций возникает, когда при поперечном уклоне местности не была сделана необходимая подготовка основания насыпи: не вырезан
дерн, не нарезаны уступы, не удовлетворительно содержатся водоотводы с нагорной стороны, не выполнено поддерживающее сооружение с низовой стороны при его необходимости.
Расползание насыпей происходит, как правило, длительное время. Такие деформации возникают из-за недостаточного учета важных местных особенностей участка, на котором строится дорога или из-за нарушения правил производства строительных работ. Например, расползание насыпи происходит при недостаточном уплотнении грунтов при сооружении насыпи, что является нарушением правил производства работ.
Обеспечение устойчивости нестабильных откосов и склонов производится путем устройства различных поддерживающих и удерживающих сооружений: контрбанкетов, контрфорсов, подпорных стен.
Осыпи и обвалы распространенный вид деформаций крутых откосов глубоких выемок и полувыемок в скальных грунтах, в связи с потерей устойчивости отдельных частей или целого массива, а также обрывистый характер прилегающих к полотну железной дороги естественных горных склонов.
Основными мероприятиями по предотвращению обвалов являются: упо-ложение откосов и склонов, укрепление неустойчивых скальных массивов подпорными поддерживающими стенками (рис. 1.36) Радикальной мерой защиты пути от скальных обвалов является укрытие его в галерею (рис. 1.37). Осыпи образуются на крутых горных склонах и откосах выемок и полувыемок, при выветривании скальных пород. Перемещение осыпного материала происходит под действием силы тяжести. Для защиты от осыпей применяют агролесомелиорацию, укрепление откосов выемки и полувыемки, устройство полок, траншей.
На обвальных участках и участках с осыпями предусматривают надзор за состоянием земляного полотна и прилегающих к нему склонов, охрану пути,
проведение мероприятий по предупреждению произвольных обрушений, ликвидацию последствий горных обвалов.
При трассировании новых линий скально-обвальные участки следует обходить.