Что считается аварийной ситуацией
Аварийная ситуация
Аварийная ситуация – это сочетание опасных состояний (положений или условий существования и функционирования) объектов природно-техногенной сферы, определяющих переход из нормальной (штатной) обстановки или ситуации к аварийной, связанной с поражением объектов, человека и среды жизнедеятельности. Может привести к взрыву, пожару, отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потерям материальных ценностей.
Аварийная ситуация является частью или показателем аварийной обстановки, когда превзойдены ее предельно допустимые границы и начинаются опасные обратимые или необратимые изменения параметров состояния объектов, человека (операторов, персонала, населения) и среды жизнедеятельности.
Факторы
Возникновение и развитие аварийной ситуации на объектах природно-техногенной сферы может быть обусловлено следующими факторами:
Аварийная ситуация, как и аварийная обстановка, может возникать на объектах гражданского, промышленного и оборонного назначения, а также на заданных территориях.
При проектировании, создании, эксплуатации, выводе из эксплуатации и утилизации объектов техносферы (зданий, сооружений, машин, конструкций, коммуникаций) должен проводиться анализ аварийной ситуации, источников и сценариев их возникновения и развития, инициирующих и поражающих факторов, уязвимости объектов, населения, природной среды, а также последствий и ущербов от аварийной ситуации.
Для проведения качественного и количественного анализа аварийной ситуации рассматриваются следующие типы (цепочки) аварий, характеризующие нарастание тяжести (ущербов) от них:
Для анализа и предупреждения аварийной ситуации осуществляется их оперативная диагностика. При этом используются штатные и аварийные системы диагностики, которые может быть встроенными в объекты или мобильными, функционирующими при возникновении и развитии аварийной ситуации и дающими информацию о состоянии объектов, человека и окружающей среды.
Ликвидация последствий аварийной ситуации осуществляется силами и средствами работающих операторов и персонала, а также специальными противоаварийными службами после получения соответствующих указаний.
Источники: Ресурс безопасной эксплуатации сосудов и трубопроводов. Махутов Н.А., Пермяков В.Н. Новосибирск, 2005; Безопасность России: Правовые социально-экономические и научно-технические аспекты: Функционирование и развитие сложных технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций. — М., 1998. Раздел 2.
АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ
АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ — сочетание условий и обстоятельств, создающих угрозу возникновения аварий (см. АВАРИЯ) и других происшествий, которые могут привести к взрыву (см. ВЗРЫВ), пожару (см. ПОЖАР), отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потерям материальных ценностей [1].
Аварийные ситуации могут быть вызваны природными катаклизмами (см. МОНИТОРИНГ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ) (землетрясение, наводнение, тайфун, извержение вулкана, атмосферное электричество и т. д.), техногенными причинами (см. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ) (отказ, поломка, повреждение технических систем и (или) транспорта).
Факторы, определяющие опасность аварийных ситуаций
Возникновение и развитие аварийной ситуации на объектах природно-техногенной сферы может быть обусловлено следующими факторами:
1. Техногенными (отказами, поломками, повреждениями и разрушениями элементов сложных технических систем). Для снижения вероятности аварийных ситуаций техногенного характера проводятся работы по повышению надежности технологического оборудования и транспортных средств, созданию систем диагностики состояния опасных агрегатов, по оснащению опасных производств системами пожарной автоматики (см. СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ) (пожарной сигнализации (см. ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ) и пожаротушения (см. АВТОМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ)).
2. Антропогенными (человеческими) (ошибочными, несанкционированными, террористическими или военными действиями людей). Для снижения вероятности возникновения аварийной ситуации антропогенного характера проводится обучение персонала и населения (см. ОБУЧЕНИЕ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ):
· действиям, направленным на снижение материального ущерба и гибели людей при возникновении аварийной ситуации;
· правилам пользования первичными средствами пожаротушения (см. ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ);
3. Природными (опасными гео-, гидро-, аэровоздействиями на объекты, операторов и персонал). Для снижения вероятности возникновения природных аварийных ситуаций соответствующими службами проводится прогнозирование погодных условий, геомагнитных явлений, гидрологической обстановки и другого с оповещением населения и администрации о возможности создания аварийной ситуации. Аварийная ситуация, как и аварийная обстановка, может возникать на объектах гражданского, промышленного и оборонного назначения, а также на заданных территориях.
При проектировании, создании, эксплуатации, выводе из эксплуатации и утилизации объектов техносферы (зданий, сооружений, машин, конструкций, коммуникаций) должен проводиться анализ аварийной ситуации, источников и сценариев их возникновения и развития, инициирующих и поражающих факторов (см. ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА), уязвимости объектов, населения, природной среды, а также последствий и ущербов от аварийной ситуации. [1]
Для проведения качественного и количественного анализа аварийной ситуации рассматриваются следующие типы (цепочки) аварий, характеризующие нарастание тяжести (ущербов) от них:
· нормальные (штатные) ситуации;
· режимные отклонения от штатных ситуаций;
· проектные, запроектные аварийные ситуации;
· гипотетические аварийные ситуации.
Для анализа и предупреждения аварийной ситуации осуществляется их оперативная диагностика. При этом используются штатные и аварийные системы диагностики, которые могут быть встроенными в объекты или мобильными, функционирующими при возникновении и развитии аварийной ситуации и дающими информацию о состоянии объектов, человека и окружающей среды [2].
Стадии развития аварийных ситуаций
Аварийные ситуации на техногенных объектах развиваются согласно следующим стадиям:
1. Возникновение отклонений от установленных норм протекания технологического процесса.
2. Возникновение предпосылок к возникновению аварийной ситуации.
3. Активная фаза аварийной ситуации, в течение которой поражающие факторы воздействуют на работников, происходит выход из строя оборудования, повреждение зданий и сооружений.
4. Последствия аварии выходят за пределы места происшествия, и негативное влияние распространяется на ближайшие населенные пункты, природные объекты.
5. Мероприятия по ликвидации возникшей катастрофы и ее последствий. [3].
По характеру происхождения техногенные катастрофы подразделяются:
1. На аварийные ситуации на очистных сооружениях (ОС). К числу аварий на очистных сооружениях относятся:
· аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
· аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ (см. ТОКСИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ).
Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ в ОС, естественно, отрицательно влияет на персонал. Такие аварии могут стать источником заболеваний опасными инфекционными болезнями людей и животных.
2. Аварии коммунальных систем. К авариям на коммунальных системах жизнеобеспечения относится: поломка канализационной системы, водопроводной, тепловой сети. Если нанесен урон электроэнергетическому объекту, то это может привести к длительному отсутствию электроснабжения на обширной территории, что отразится и на ряде других областей жизнедеятельности.
3. Нарушение работы электроэнергетических систем. Под повреждением в электроустановках понимается нарушение их нормальной работы, обусловленное каким-либо аварийным событием (обрывом, схлестыванием, перегоранием проводящих элементов и т. д.). Как правило, при этом происходит изменение установленной величины тока, напряжения или частоты от заявленной поставщиком.
4. Обрушение зданий — это чрезвычайная ситуация, возникающая по причине ошибок, допущенных при проектировании здания, отступлении от проекта при ведении строительных работ, нарушении правил монтажа, при вводе в эксплуатацию здания или отдельных его частей с крупными недоделками, при нарушении правил эксплуатации здания, а также вследствие природной или техногенной чрезвычайной ситуации (см. ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ).
5. Гидродинамические аварии. Обширное затопление и отложение наносов на территории расположения производственных объектов и домов населения. Причиной аварии может быть прорыв дамб и плотин. В некоторых случаях затопление сопровождается волной прорыва, также несущее в себе механический фактор разрушения.
6. Выброс биологически и химически опасных веществ. Сюда относятся аварии техногенного характера на предприятиях и в лабораториях, связанных с производством разного рода химикатов. Также в эту группу входят аварии во время транспортировки опасных веществ.
7. Радиационные аварии. Это следствие нарушения работы атомных электростанций и ядерных промышленных установок. Также сюда входят аварии вследствие неправильного хранения ядерных боеприпасов.
8. Взрывы и пожары. Под этим имеются ввиду разного рода взрывы и возгорания ( см. ВОЗГОРАНИЕ ) в жилых и промышленных помещениях, лесах и объектах по добыче полезных ископаемых, складах хранения горючих ( см. ГОРЮЧИЕ ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ ) и взрывоопасных веществ.
9. Транспортные аварии. Это всевозможные разновидности дорожно-транспортных происшествий и аварии, связанные с перевозкой каких-либо грузов.
Меры по предупреждению аварийных ситуаций
Предупреждение аварий на технических объектах может обеспечиваться посредством правового регулирования требований технической безопасности (см. БЕЗОПАСНОСТЬ) при размещении, проектировании, строительстве, вводе и выводе из эксплуатации, а также эксплуатации:
· коммунальных систем жизнеобеспечения (канализационных систем, системы снабжения населения питьевой водой, тепловых источников и сетей, коммунальных газопроводов);
· иных технических объектов.
Предотвратить аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания на производстве возможно путем обучения, инструктажа и обеспечения работающих соответствующими инструкциями по охране труда. Инструкции по охране труда разрабатывают на основе накопленного опыта ошибок по данным анализа травматизма, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях. Каждое требование инструкции представляет предупреждение об ошибках, приведших ранее к несчастным случаям, заболеваниям и авариям. Таким образом, единственная функция инструкций по охране труда для работающих — предупреждение аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
При разработке комплекса защитных мер проводятся мероприятия, направленные на максимальное снижение негативных последствий и потерь в случае возникновения аварийной ситуации. Активной является и работа по созданию оптимальных условий для проведения аварийно-спасательных работ (см. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ).
Содержание мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера должно соответствовать требованиям нормативных документов (см. НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ), регулирующих деятельность того или иного объекта защиты (см. ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ). Для получения наибольшей эффективности таких мер необходимо соблюдать принцип своевременности и заблаговременности их применения (см. ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ).
На промышленных или транспортных объектах должны создаваться безопасные условия труда, отвечающие нормативам, разрабатываться планы действий в случае возникновения внештатной ситуации, создаваться аварийные источники управления сооружениями. Кроме того, оснащение предприятий современными индивидуальными и коллективными средствами защиты (см. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ) значительно уменьшит число пострадавших.
К мероприятиям по предупреждению аварийных ситуаций также следует отнести все действия по обеспечению бесперебойной и надежной работы объекта. От этого зависит успешность по реализации задач, направленных на защиту рабочих и оборудования при различных производственных авариях или природных катастрофах.
К подобным мерам относятся:
· внесение в план проекта предприятия, чья деятельность сопряжена с опасными и/или взрывчатыми веществами (см. ВЗРЫВЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО) специальных защитных сооружений (см. ВЗРЫВОЗАЩИТА);
· составление плана по эвакуации (см. ПЛАН ЭВАКУАЦИИ) жителей поселений (см. НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ), которые находятся на участках, подверженных оползням, селям, подземным толчкам;
· доведение до сведения работников и служащих графика работы и возлагающихся на них обязанностей при возникновении внештатной ситуации;
· правильное хранение и поддержание в рабочем состоянии необходимых средств защиты (см. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ) в достаточном количестве;
· проведение обучающих семинаров и распространение памяток среди населения по правилам безопасного поведения при различных природных катаклизмах или в случае утечки опасных веществ (см. ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА);
· ежегодная проверка систем массового оповещения (см. СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ), доведения до сведения людей информации о порядке действий в случае объявления эвакуации;
· приготовления резервных запасов долго хранящихся продуктов и чистой воды [4].
Аварийные ситуации в многоквартирном доме
Что такое аварийная ситуация согласно законам
Аварийная ситуация заключается в повреждении или выходе из строя коммунальных систем сроком более 8 часов. Аварии могут повлечь за собой ущерб окружающей среде, самому человеку и его имуществу.
Попробуйте программу 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ И ЖСК для работы с аварийно-диспетчерской службой.
Подробнее о возможностях программы
В области водоснабжения термин «авария» расшифровывает Постановление Правительства №167:
«повреждение или выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения».
Это же определение содержится и в Приказе от 14 апреля 2008 г. №48. Также приказ дает определения аварии в сфере:
водоотведения и очистки сточных вод: «В системе канализаций аварией являются нарушения режима работы и их закупорка, приводящие к прекращению отведения сточных вод, массовому сбросу неочищенных сточных вод в водоемы или на рельеф, подвалы жилых домов».
теплоснабжения: «Аварией считается отказ элементов систем, сетей и источников теплоснабжения, повлекший прекращение подачи тепловой энергии потребителям и абонентам на отопление и горячее водоснабжение на период более 8 часов». Это же определение содержится в Приказе Росстата от 18.07.2019 № 414.
электроснабжения: «Аварией считается отказ элементов систем и сетей, повлекший прекращение подачи электрической энергии потребителям и абонентам на электроснабжение на период более 8 часов».
Аварии в многоквартирном доме и меры по предотвращению и устранению неисправностей описаны в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.
Дополнительно регулируют сферу аварий в многоквартирном доме законы:
Постановление Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
Постановление Правительства РФ №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»
Постановление Правительства РФ от 03 апреля 2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»
Создание аварийно-диспетчерской службы:
обязанности АДС и ее роль при аварийных ситуациях
Для разрешения аварийных ситуаций должна быть создана аварийно-диспетчерская служба (АДС). Согласно Постановлению Правительства №416 это обязанность управляющей компании, ТСЖ или кооператива.
Аварийная служба должна работать круглосуточно, в праздничные и нерабочие дни. Для этого можно нанять сотрудников; заключить договор с организацией, оказывающей услуги АДС; договориться напрямую с ресурсоснабжающей организацией.
принимает заявки от жителей,
организует выполнение (оперативно направляет специалистов на место аварии),
составляет отчет о выполнении,
сообщает заявителю номер заявки и регламентные сроки ее выполнения.
Постановление Правительства №331 изменило нормы деятельности аварийно-диспетчерских служб. Правки вступили в силу 1 марта 2019 года. Эти правки расширили список обязанностей АДС и дали четкие сроки их выполнения:
5 минут на ответ на звонок; если звонок не был принят – 10 минут на инициирование связи со звонившим (перезвонить; дать клиенту возможность оставить голосовое или электронное сообщение, на которое также нужно среагировать в течение 10 минут).
30 минут с регистрации заявки отводится на локализацию повреждений систем водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.
2 часа на устранение засоров системы водоотведения.
засор мусоропровода нужно устранить за 2 часа.
не более 3 суток должно уйти на ликвидацию аварийных ситуаций в системах водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.
Сроки исполнения необходимо сообщить заявителю в течение 30 минут со времени регистрации его заявки. Если произошла авария в системах водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, управляющая компания уведомляет орган местного самоуправления муниципального образования.
Еще стоит учесть, что работа АДС должна осуществляться в соответствии с требованиями законов России, направленными на обеспечение тишины и покоя граждан (в разных регионах они отличаются, к примеру, в Москве действует этот).
АДС бесплатно обслуживает только аварии на общедомовом имуществе. Аварийное обслуживание оплачивают собственники помещений. Если авария случилась внутри квартиры, ремонт будет оплачивать собственник отдельно.
Аварийно-диспетчерская служба проводит мелкий аварийный ремонт, меняет оборудование. Например, замена лифта входит в капитальный ремонт и занимает месяцы.
Аварийно-диспетчерская служба работает не только на устранение, а также и на предотвращение аварий в многоквартирном доме. От качества аварийного обслуживания зданий зависит последующее количество аварий. Если профилактика регулярна и на уровне, то аварий можно избежать.
Типы услуг аварийно-диспетчерских служб:
Обслуживание центрального отопления. Входят профилактические работы, которые помогут предотвратить аварии: устранение поломок, проведение сварочных работ, замена трубопровода.
Обслуживание водоснабжения. Включает устранение неисправностей системы, устранение последствий аварий. При неполадках в этой системе могут быть отсутствие воды или затопление квартир.
Обслуживание системы канализации. Включает откачку воды, ликвидацию засоров и другие мероприятия по работе с системой канализации.
Обслуживание электрических сетей. Включает устранение неполадок в электрических сетях, обновление проводки и прочее для безопасности, чтобы не случился пожар или другие аварийные ситуации.
Способы сообщения об аварийных ситуациях
Обязанности собственников при аварийных ситуациях:
информировать специалистов АДС при обнаружении неисправностей на оборудовании и приборах учета;
информировать при возникновении пожаров в инженерных системах;
принять возможные меры по устранению поломки с учетом техники безопасности.
Если житель обнаружил неисправности, аварии, нужно как можно скорее сообщить о них в управляющую компанию. Для этого управляющая компания должна предоставить несколько удобных, оперативных, действенных каналов связи. Об этих каналах нужно оповестить жителей: разместить на информационных стендах у подъезда, указать в квитанциях.
По телефону
Подать заявку в АДС можно по телефону. Известный и проверенный временем метод. Удобно, когда знаешь номер наизусть. Плюс его в том, что средство для связи – телефон – обычно всегда под рукой, а звонки в АДС должны записываться.
Сложности могут возникнуть в другом:
надо сперва найти номер (или знающего человека);
порой сложно дозвониться;
нет возможности отправить фото или видео аварии, когда сложно ее описать.
Личным обращением
Можно обратиться с заявлением в АДС лично. Плюсом является то, что можно сразу в деталях обрисовать ситуацию, при необходимости показать диспетчеру фото и видео. Однако подача заявления лично занимает много времени, особенно если компания находится далеко от дома.
нужно идти, искать нужный адрес и кабинет;
можно потратить много времени;
если заявка срочная, на прогулки до АДС может не быть времени.
Через сайт
Если у управляющей компании есть сайт, заявку в АДС можно оставить там. Плюсом станет то, что можно подать заявку из дома в спокойной обстановке, обдумав формулировку проблемы. Также житель может отслеживать статусы своей заявки.
компьютер не всегда может оказаться под рукой;
если заявка касается перебоя электричества, стационарный компьютер будет бесполезен (но может спасти ноутбук);
если заявка срочная, может не быть времени бежать к компьютеру.
В мобильном приложении
Удобно отправлять заявки в АДС со смартфона – это быстрый способ, если ваша управляющая компания позаботилась о создании своего мобильного приложения. Плюсы: вы делаете фото или видео на телефон и тут же прикрепляете их к своей заявке. История заявок хранится в личном кабинете. Подаете заявку оперативно и ждете такого же оперативного решения проблемы.
Минус может быть тогда, когда не ловит мобильный интернет (хотя с распространением сетей такое сейчас случается редко).
Виды аварийных ситуаций и сроки их устранения
Предельные сроки устранения аварийных ситуаций введены законом (приложение №2 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда) для регуляции работы управляющей компании в экстренных ситуациях. Они представляют собой предельное время на реагирование и устранение аварии, поломки. Отсчитываются с момента обнаружения неисправности и заявления о ней. Сроки установлены для того, чтобы жители могли максимально быстро вернуться к пользованию услугами.
Повреждения системы водоотвода
Возможность выпадения отдельных кирпичей из-за утраты их связи с кладкой наружных стен
1 сутки + ограждение опасной зоны
Неплотность в дымоходах, газоходах и сопряжения их с печами
Разбитое стекло, сорванные створки окон и дверей:
– в зимнее время
– в летнее время
Повреждение входных дверей подъезда
Отделка: внутренняя и наружная
Отслоение штукатурки на потолке или верхней части стены, что может привести к обрушению стены
5 суток + немедленные меры безопасности
Нарушение связи со стенами наружной облицовки и лепных изделий на фасадах зданий
Немедленно принять меры безопасности
Протечки в перекрытиях, которые получаются вследствие нарушения водонепроницаемости гидроизоляции полов в санузлах
1 сутки + немедленное завершение эксплуатации до устранения неисправностей
Течь в водопроводных кранах и кранах сливных бачков унитазов
Неисправности трубопроводов аварийного порядка, включая неисправности сопряжений трубопроводов с фитингами, арматурой, приборами водопровода и горячего водоснабжения, центрального отопления, канализации и газооборудования
Повреждение кабелей, питающих дом. Отключение системы питания жилых домов или силового электрооборудования
Необходимость замены автоматических выключателей, предохранителей или рубильников вводно-распределительного устройства
Неисправные автоматы защиты стояков и питающих линий
Проблемы аварийного порядка (например, короткое замыкание)
Нарушение работы электроплиты – в случае выхода из строя одной конфорки и жарочного шкафа
Нарушение работы электроплиты – в случае отключения всей электроплиты
Проблемы в системе освещения общих помещений (в том числе замена ламп)
Приложение 1 к Постановлению Правительства №354 устанавливает сроки перерыва подачи коммунальных ресурсов:
Холодной воды и водоотведения – не более 4 часов единовременно, не более 8 часов суммарно за месяц.
Горячей воды – не более 4 часов единовременно, не более 8 часов суммарно за месяц, 24 часа подряд при аварии на тупиковой магистрали.
Электроснабжения – 2 часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа при наличии 1 источника питания (информацию о количестве источников питания можно узнать у исполнителя).
Газоснабжения – не более 4 часов суммарно за месяц.
Отопления в отопительный период: не более 24 часов суммарно за месяц; не более 16 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°С до нормативной температуры); не более 8 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°С до +12°С); не более 4 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°С до +10°С).
Вывоз твердых коммунальных отходов: не более 72 часов суммарно за месяц; не более 48 часов единовременно (при среднесуточной температуре воздуха +5°C и ниже); не более 24 часов единовременно (при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°C).
Роль управляющей компании
при устранении аварийных ситуаций
С 1 марта 2019 года были приняты поправки к Постановлению Правительства №331. Они говорят о том, что управляющим организациям и ТСЖ пора автоматизировать свою деятельность, в частности, АДС. Управляющая компания отвечает за то, чтобы аварийное обслуживание оказывалось жителям многоквартирных домов вовремя.
Главное для управляющей организации – организовать аварийно-диспетчерскую службу и контролировать ее работу, поскольку именно управляющая компания ответственна за нее. Притом АДС может быть собственной или передана подрядной организации (п.9 Правил 416). Если нанят подрядчик, который некачественно выполняет работу, то к административной ответственности будет привлечена управляющая компания. Впоследствии УК может потребовать от сторонней АДС возмещение штрафа.
контролировать состояние имущества;
готовиться к отопительному сезону;
обеспечивать работоспособность внутридомовых сетей;
поддерживать надлежащее состояние сетей;
обеспечивать соблюдение Правил пожарной безопасности.
Управляющая компания должна организовывать прием граждан по их обращениям в аварийную службу. На приеме предоставить результаты выполнения заявок граждан: они должны быть внесены в журнал личного приема. Копия записи в журнале личного приема выдается обратившемуся собственнику.
Если домом управляет ТСЖ, оно становится посредником между жильцами дома и аварийными службами и несет ответственность по устранению аварийных ситуаций. УК необходимо вовремя заключать договоры с обслуживающими компаниями и вовремя оплачивать услуги. Иначе заявления жильцов могут не выполняться в срочном порядке, а только в течение рабочего дня. Ночью или в выходной на аварию выедут только в том случае, если есть угроза жизни (к примеру, неисправная система газоснабжения). Поэтому важно управляющей компании ответственно контролировать работу АДС и вовремя оплачивать счета.
Каким бы способом жители не оставляли заявки в АДС, нужно с ними работать, не потерять ни одну и контролировать их выполнение, а также отчитываться о результатах.
Управляющей компании важно отслеживать все эти заявки, вовремя обрабатывать, давать обратную связь – это удобно в программе 1С Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ, ЖСК.
Сайт ЖКХ и приложение для смартфонов ЖКХ: Личный кабинет интегрируются с программой, что позволяет собрать все заявки в одном месте и не пропустить хоть одну. Также можно учитывать материал и оборудование в АДС (подробнее).
Также в программе реализован специальный помощник – Мастер обеспечения заявок АДС.
Автоматизация аварийно-диспетчерской службы поможет выполнить все требования Постановления Правительства №331 и повысить эффективность работы с заявками.
Если управляющая компания не исполняет свои обязанности по аварийно-диспетчерской службе, жители могут написать жалобу в двух экземплярах в УК на имя руководителя. По истечение 10 дней они могут обратиться в Роспотребнадзор или в прокуратуру и суд, если управляющая организация не выполняет своих прямых обязательств по АДС и тем самым создает опасные ситуации для жителей.
Управляющей компании важно не подвергать жителей опасности, не допускать аварийных ситуаций или быстро на них реагировать и устранять. То есть качественно организовать и выполнять свои обязанности в сфере аварийного обслуживания. В этом поможет автоматизация работы при помощи программного обеспечения 1С-Рарус. Это будет залогом комфорта жителей и показателем профессионализма работников управляющей компании.