Что известно о новом истребителе

Checkmate вошел в число главных достижений в сфере военной авиации

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Фото: Leonid Faerberg / globallookpress.com

Российский легкий тактический самолет (ЛТС), известный как Checkmate и Су-75, включили в список главных авиационных достижений 2021 года. Самолет вошел в рейтинг журнала Aviation Week & Space Technology. Об этом сообщает ТАСС.

В публикации отметили, что Су-75 попал в список достижений в сфере военной авиации наряду с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). В рейтинг издания также попала первая дозаправка, которую выполнил беспилотник, и первый полет ведомого БПЛА.

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Checkmate построен по открытой архитектуре. В ноябре директор Музея войск противовоздушной обороны (ПВО), военный эксперт Юрий Кнутов назвал преимущества самолета. По его словам, открытая архитектура позволяет собрать самолеты разного типа на двигателе, планере и стандартном оборудовании Су-75.

Также к преимуществам перспективного самолета отнесли стоимость обслуживания. Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов ранее сообщил, что стоимость летного часа Су-75 в семь раз ниже, чем у F-35.

Источник

Что известно о новом российском истребителе Сheсkmate

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Самая долгожданная премьера на авиасалоне состоялась — корпорация «Сухой» представила новый истребитель пятого поколения. Самолет, который получил название Checkmate, представили президенту Владимиру Путину.

Легкий тактический однодвигательный истребитель способен развивать сверхзвуковую скорость и малозаметен для радаров противника. Некоторые его параметры засекречены до сих пор.

Сообщается, что данная машина имеет прорывные характеристики, включая высокие летные качества, широкие ударные и разведывательные возможности, новейший комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Истребитель сможет развивать скорость до 1900 км/ч, а его дальность составит около 3 тыс. км. На его базе можно создать беспилотник либо двухместный самолет. Новый истребитель получит на вооружение управляемые и неуправляемые ракеты, а также авиационные бомбы. Он может одновременно атаковать до шести воздушных, наземных или морских целей.

Сергей Чемезов, глава «Ростеха»: «Наша машина отличается тем, что есть возможность максимальное количество полезного груза взять — более 7 тонн она может нести. Это и различные виды вооружения — ракеты, управляемые ракеты, авиабомбы, и стрелковое вооружение — пушка будет установлена».

По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, Checkmate будет готов в течение четырех лет. А поднимется он в воздух в 2023 году. «Самолет полетит в 2023 году. Это образец, это не просто макет, не просто демонстратор. Вот он в воздух и поднимется», — сказал гендиректор ОАК Юрий Слюсарь на презентации нового истребителя. Он уточнил, что испытания завершат меньше чем через год.

Источник

Как выглядит и сколько стоит российский истребитель пятого поколения Checkmate

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Это первый в России легкий многоцелевой истребитель 5-го поколения с одним двигателем.

По данным источников РИА «Новости», его взлетная масса не превысит 18 т, а скорость будет более 2 Махов.

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Как сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов, новый самолет призван стать «легкой конницей» для совершения неожиданных ходов и решения исхода партии. Он сможет бороться с любыми целями в воздухе, на воде и на суше. На основе истребителя могут создать новый ударный беспилотник. Специально для него создали систему логистической поддержки «Матрешка».

Как отмечает РБК со ссылкой на «Ростех», летный час нового самолета будет в шесть-семь раз дешевле по сравнению с американским истребителем 5-го поколения F-35. Стоимость российской техники будет сравнима со шведским многоцелевым истребителем 4-го поколения Gripen NG.

К тому же у самолета снижена радиолокационная заметность. Новейший истребитель может быть не только одноместным, но и двухместным. Кроме того, согласно презентации, возможен его беспилотный вариант.

Первый полет истребителя запланирован на 2023 год, следует из презентации. По имеющимся данным, первые поставки заказчикам планируется начать через 5,5 лет.

Экспертное мнение

Пока делать конкретные прогнозы о перспективах этой модели рано, поскольку подробностей о ее характеристиках еще нет. Зато есть фундамент и научно-технический задел для успешного испытания этого самолета и впоследствии успешного продвижения на международном рынке, сказал «Газете.Ru» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Особенным этот самолет делает наличие у него только одного двигателя, отметил он.

В российской авиации самолетов, созданных по такой схеме, нет.

Как отметил Виктор Мураховский, однодвигательный самолет с относительно небольшой взлетной массой по сравнению с тяжелыми истребителями должен быть дешевле в эксплуатации.

России, чтобы иметь полный комплект и полный пакет предложений на мировом рынке, не хватает легкого, легко-среднего истребителя, и об этом говорили давно, отметил в беседе с «Газетой.Ru» эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Фролов. Он привел в пример Су-57 — довольно крупный и, соответственно, дорогой истребитель. К тому же, его стоимость увеличивает наличие двух двигателей, что не каждый может себе позволить.

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Он допустил, что после выхода на международный рынок потенциальными покупателями самолета могут стать, в первую очередь, те страны, которые уже эксплуатируют МиГ-29 — к концу 2020-х годов они устареют и морально, и физически.

Как заявил РИА «Новости» Сергей Чемезов, к потенциальным заказчикам истребителя относятся страны Ближнего Востока, АТР и Латинской Америки.

Главная интрига МАКС-2021

О новейшем самолете говорили на протяжении последних нескольких месяцев, но подробности его создания ранее не раскрывались.

«Ростех» только несколько раз демонстрировал внешний облик нового самолета. Накануне он был показан в видео, опубликованном в Facebook госкорпорации. «Барабанная дробь. Вот оно — «лицо» нового самолета», — подписали ролик в соцсети. На видео демонстрируются контуры самолета, разработанного компанией «Сухой». Ранее госкорпорация публиковала снимки нового самолета.

О планах создать легкий однодвигательный истребитель 5-го поколения «в пилотируемом и беспилотном вариантах» в декабре прошлого года рассказал Сергей Чемезов.

«Мы считаем, что это перспективный самолет, и рассматриваем в том числе различные варианты кооперации с зарубежными партнерами», — говорил он.

Работу компания выполняла за собственный счет: Министерство обороны России такие самолеты не заказывало. То есть «Ростех» может продавать свои разработки другим странам. Как подчеркивал Чемезов, в планах было создать универсальную машину, «в пилотируемом и беспилотном вариантах».

Как ранее сообщал «Газете.Ru» источник в оборонно-промышленном комплексе, новый самолет будет оснащен развитой системой управления на базе искусственного интеллекта.

Благодаря ей будет минимизировано участие летчика в пилотировании.

«Беспилотные технологии поведения в пространстве будут активно использованы, так что в случае, например, ранения летчика или потери им сознания самолет продолжит полет и сможет безопасно вернуться на аэродром вылета», — пояснял источник.

Источник

Почему у Cу-75 Checkmate нет противников в его весовой категории

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Первый несоветский бренд

Интерес к программе неудивителен. В современной авиации программы новых истребителей появляются не каждый год и обычно развиваются довольно медленно. И уж совершенно необычно, чтобы новая машина выскакивала из ниоткуда. Например, франко-немецкая программа FCAS берет свои корни из концептуальных проработок начала века, несколько лет разработчики показывали различные «картинки» и масштабные модели. И только в 2019 году показали модель в масштабе один к одному (при этом довольно условную), а первый полет прототипа планируется на 2027 год.

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Checkmate же не был известен до показа в Жуковском вовсе, а общая информация о том, что в России ведется совместно с зарубежным партнером проработка легкого истребителя, не принималась ранее всерьез — довольно часто подобные программы идут «в стол», для поддержания компетенций конструкторских бюро или на случай внезапного интереса.

Маркетологи «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) продемонстрировали совершенно уникальный, особенно для нашей страны, уровень работы с массмедиа и соцсетями. Ажиотаж, или как принято сейчас говорить «хайп», начали подогревать дозированными вбросами информации за несколько дней до премьеры, и поскольку это был «гром среди ясного неба», интерес среди околоавиационной среды по всему миру оказался огромен.

Любопытно, что программа Checkmate, вероятно, первая, которая в значительной части идет под брендом именно ОАК, а не под брендами КБ советских времен.

При этом показали публике не «модельку», а функциональный полноразмерный прототип. В данном случае грамотно называть его комплексным натурным стендом, КНС. Было даже первоначально заявлено, что именно он после наземных испытаний и доукомплектования будет использоваться для летных испытаний. Причем состояться полет должен был уже в 2023 году. Судя по более поздним заявлениям, сделанным уже в Дубае, для этой цели решили использовать уже находящиеся в постройке два летных прототипа, но от сроков полета не отказались.

Мировая премьера в Дубае неслучайна и вызвана не только тем, что сейчас по причине пандемии авиашоу редки. Именно ОАЭ были иностранным партнером в совместной разработке легкого истребителя, договоренность о чем была заключена еще в 2017 году, и сейчас, по словам главы ОАК Юрия Слюсаря, планируется «активизация переговоров по программе».

Еще на МАКСе отмечалось, что кроме ряда интересующихся стран (в рекламных материалах отдельно упоминались Вьетнам, Индия, Пакистан, Аргентина) есть и одна «особая». Помогают в переговорах с арабами, вероятно, и американские коллеги — ОАЭ пытались приобрести F-35 и даже подписали соглашение в последние дни президентства Дональда Трампа, но сделка текущей президентской администрацией фактически заморожена и может быть вообще отменена.

Унифицирован и готов к предзаказу

Отсутствие высокой политизированности военно-технического сотрудничества не должно настораживать. Checkmate является совершенно уникальным предложением для рынка тактической реактивной авиации. В буквальном смысле этого слова — это единственный в мире близкий к реализации и готовый к предзаказу легкий истребитель пятого поколения.

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

В мире идет ряд программ разработки новых истребителей. Серийно выпускается ряд машин — американский F-35, российский Су-57, китайский J-20. Идут испытания еще одной китайской машины — J-31, готовится к полетам южнокорейский KF-21. Однако почти все они это достаточно крупные двухдвигательные машины, что приводит к соответствующей стоимости как приобретения, так и, что еще более важно, жизненного цикла.

В идеале «младший» брат должен быть еще унифицирован со старшим, в первую очередь по силовой установке — как удачно получилось у американцев в четвертом поколении истребителей с парой F-15 и F-16, использующих одинаковые двигатели.

Необходимость легкого и дешевого истребителя даже для богатых стран при этом такова, что в США F-16 может, по текущим планам, задержаться на службе даже дольше «Рапторов» F-22. С пятым поколением у Штатов так уже не получилось — из-за специфики требований F-35 хоть и однодвигательная, но совершенно не легкая машина, как по массе, так и по стоимости эксплуатации. Достаточно сказать, что взлетная масса его на одном уровне с Су-27. И унификации со «старшим» F-22 не вышло, во многом из-за разрыва во времени создания.

С Checkmate должно получиться по-другому: планируется создать настоящий мировой экспортный бестселлер, новый МиГ-21 или F-16. Самолет создан на основе свежего, актуального опыта разработки Су-57. Машины будут унифицированы по силовой установке и части радиоэлектронного оборудования, изначально созданы для действий в едином информационно-управляющем поле, что делает их прекрасным предложением.

В особенности для российских вооруженных сил, которым только Су-57 будет явно численно недостаточно для замены истребителей четвертого поколения.

Таким образом Checkmate является, с одной стороны, доступной машиной относительно конкурентов, а с другой — учитывает наиболее актуальные тенденции в развитии авиации на ближайшую пару десятилетий.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Александр Ермаков — военный обозреватель, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД).

Источник

(Не) нужный Checkmate: кто купит новый российский истребитель

Ожидаемая неожиданность

Официально представленный на минувшем авиасалоне МАКС Checkmate (теперь за ним уже прочно закрепилось обозначение Су-75) имеет все шансы стать главной российской новинкой в сфере военной авиации за последние годы. Сейчас часто говорят про двухместный Су-57, а также про стратегический бомбардировщик нового поколения. Но эти машины появятся, пусть даже в варианте прототипа, не скоро. В то же время Checkmate уже существует, по крайней мере, как демонстратор: изначально предполагали, что показанная на МАКС машина — лишь макет, но это, видимо, не соответствует действительности.

Характеристики машины озвучили ещё на презентации, и в очередной раз касаться их не будем. Отметим лишь, что концептуально самолет представляет собой условный менее дорогой аналог Су-57, построенный на новой базе. Машина имеет один двигатель и выполнена по нормальной аэродинамической схеме с V-образным оперением.

Вместо двух двигателей, как на Су-57, решили ограничиться одним. Видимо, с оглядкой на F-35. Внутри фюзеляжа — три отсека для размещения вооружения: основной и два боковых. Два боковых предназначены для ракет класса «воздух-воздух». В основном можно разместить три ракеты класса «воздух-воздух» или две класса «воздух-земля».

Одна из причин, по которой сложно говорить о реальных характеристиках машины — модульный принцип. Проще говоря, «начинка» может меняться в зависимости от требований заказчика.

На службе ВКС

И хотя в программе F-35 задействовано множество государств мира, она родилась, прежде всего, как элемент перевооружения американской армии (причём сразу ВВС, ВМС и КМП США). Если мы посмотрим на Су-57 или китайский J-20, то увидим, что эти машины, скорее всего, вообще не нашли ни одного иностранного клиента. Более старый Eurofighter Typhoon четвертого поколения вне ЕС и Великобритании (создатели машины) относительно массово эксплуатируют лишь саудиты, не имеющие своего развитого ОПК. Несколько выделяется на общем фоне успешный на рынке в последнее время Dassault Rafale. Но даже сейчас Франция эксплуатирует больше этих машин, чем все остальные покупатели, вместе взятые: всего порядка 140 боевых самолетов.

Создавался ли Су-75 для нужд ВКС? Сам факт возможных поставок армии новой машины не отрицался. При этом становится всё более очевидным, что Вооруженные силы станут его главным покупателем.

Косвенно это подтверждает недавнее заявление вице-премьера Юрия Борисова.

Речь идёт о госпрограмме вооружений на 2024-2033 годы.

Борисов отметил, что наличие всего одного двигателя вызывает у Минобороны настороженность с точки зрения требований надёжности. Это несколько странно, если учесть, что современные однодвигательные машины практически ничем не уступают в плане надёжности двухдвигательным. С другой стороны, это касается прежде всего США, у которых двигатели соответственной надёжности (и характеристик) действительно имеются.

Шах, мат и экспорт

И всё же очевидно, что эффектное название (в переводе с английского — «Шах и мат»), презентационный ролик, да и сама презентация рассчитаны на зарубежного покупателя. По словам Юрия Борисова, спрос на международном рынке на новейший российский истребитель оценивают в 300 машин.

Чиновник отметил, что Россия имеет якорного заказчика на новый самолет. Более того, якобы «для него он и делается».

Впрочем, время шло, а зарубежные покупатели так и не объявились. «Нет», — сказал «на полях» ВЭФ глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев, отвечая на вопрос о том, есть ли иностранные заявки на Checkmate.

Выводы, очевидно, делать пока рано: самолет не существует ни в серийной, ни в предсерийной версии. Сможет ли Сухой чем-то заинтересовать клиентов в перспективе? По некоторым данным, истребитель Checkmate может получить до трех различных экспортных версий, что логично с учётом изначально заявленной модульности. Это способно повысить к нему интерес.

Главным же козырем должна стать цена новинки: по крайней мере, такой вывод напрашивается из официальных заявлений. По словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, самолет будет стоить 25–30 миллионов долларов.

Сложно сказать, откуда вообще взялась эта цифра и как именно её высчитывали. Если говорить простым языком, современные истребители уже давно столько не стоят на мировом рынке. Самый яркий пример — Индия, которая недавно приобрела французские Rafale по 200 миллионов долларов (!) за самолет.

Несколько лет назад эксперты подсчитали цену одного российского Су-35, проданного Китаю. Получилась сумма в 104 миллиона долларов за истребитель. Цена менее продвинутого истребителя Су-30МКИ, указываемая в открытых источниках — порядка 83 миллионов. А ведь и Rafale, и Су-35, и Су-30МКИ — это машины прошлого, четвертого поколения. То есть с большой долей вероятности истребитель пятого поколения, построенный по технологии стелс, будет ещё дороже.

Что известно о новом истребителе. Смотреть фото Что известно о новом истребителе. Смотреть картинку Что известно о новом истребителе. Картинка про Что известно о новом истребителе. Фото Что известно о новом истребителе

Наличие у Су-75 одного двигателя вместо двух (как в случае с упомянутыми выше машинами) мало что меняет: современные авиационные комплексы включают в себя множество дорогой электроники, сложнейших систем и подсистем. Сам по себе двигатель уже не играет такой большой роли в номинальной цене: это в большей степени сказывается на стоимости эксплуатации истребителя.

Единственным разумным объяснением видится то, что 25–30 миллионов — это «внутренняя» цена Checkmate для российских ВКС. Это, конечно, порождает неудобные вопросы, однако все остальные варианты вообще трудно рассматривать всерьёз.

Таким образом, мы вернулись к тому, с чего начали. Су-75 — это, прежде всего, «статусный проект», который в теории может найти своё применение в ВКС России. Исключать экспортные поставки тоже нельзя, но заявленное число в 300 самолетов выглядит преувеличенным.

Самолет не будет ни «легким» (в классическом понимании), ни «бюджетным». И едва ли станет массовым. А вот превзойдёт ли он по соотношению цена/боевая эффективность уже существующий в серийном виде Су-57 — другой вопрос. На него, к сожалению, пока что ответить невозможно, так как программы находятся на принципиально разных стадиях реализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *