Что изучает житейская психология
Житейская и научная психология: примеры, сходства и различия, взаимосвязь
Психология выделилась как самостоятельная наука в середине XIX века. Но возникает вполне логичный вопрос: разве до этого не существовало психологических феноменов типа стресса и неврозов, разве люди не общались и не конфликтовали, разве не было личных проблем. Были. Но носило это характер народной мудрости, наблюдений. До научной психологии была житейская.
Что такое житейская психология
Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью.
Источники житейской психологии:
Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.
Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие. Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».
Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку. Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет».
Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым. Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.
Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены. Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.
Что такое научная психология
Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.
Источники научной психологии:
Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.
Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.
Различия житейской и научной психологии
Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:
Сходство научной и житейской психологии
Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.
Как выглядит объединение научной и житейской психологии:
Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.
Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды. Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума. Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида. И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Разве может учитель следовать только написанному в учебнике материалу, игнорируя условия среды и особенности именно тех детей, с которыми он взаимодействует. Так что, по сути, речь идет о теоретической и практической психологии.
Житейская и научная психология
Психология охватывает широкий спектр областей. В её сферу входит не только ряд научных разделов и школ (социальное направление, возрастное, педагогическое), но и так называемая житейская психология. Совокупность компонентов научной и житейской составляют практическую психологию.
Подробнее о научной психологии
Научная психология — это комплекс данных, получаемых с помощью исследований и имеющих и теоретическое, и практическое применение.
Психология тесно связана с другими науками:
Из взаимосвязи психологии с другими культурно-образовательными областями рождается множество ответвлений данной науки — педагогическое, медицинское, социальное, возрастное.
Житейская психология
Условно каждого из нас можно назвать психологом. Ведь качество жизни напрямую зависит от того, насколько грамотно мы анализируем других людей, способны на них влиять, выстраивать межличностную коммуникацию.
Житейская психология — это совокупность убеждений, верований, единиц фольклора — в общем, опыта, накопленного поколениями.
Наше представление об окружающем мире, собственной жизни формируется на базе личного опыта, знаний. При этом следует помнить, что мы не можем постичь всей полноты мира, его многогранности. Восприятие человека ограничено рамками, состоящими из конкретных знаний и убеждений.
Ключевая особенность житейской психологии состоит в её ситуативности. Данная характеристика проистекает из рамок, которыми ограничен микромир конкретной личности. Тем не менее, не стоит недооценивать знания и опыт, которые она получает. Именно на их основе принимаются оптимальные решения.
Характерные черты житейской психологии
В отличии от психологии научной, житейская не имеет под собой академической базы. Эта психология характеризуется следующими признаками:
Далеко не каждому человеку присущи наблюдательность, прозорливость, умение быстро делать правильные выводы. Поэтому, перенимая чужой опыт, помните о том, что он не является догмой. Чтобы полнее составить представление о конкретных явлениях, лучше узнать разные точки зрения.
Сравнение научной и житейской психологии
В житейской психологии знания приобретаются путём проб и ошибок, на базе личного опыта и интуиции. Эти знания всегда имеют конкретный характер.
Научный подход оперирует абстрактными понятиями. Опыт абстрагирован, для его получения используют различные методики, приёмы, а после знания систематизируют.
Также есть отличия в объекте изучения, способах передачи знаний, понимании причин, по которым функционируют те или иные проявления.
Житейская и научная психология, хотя и не являются одним целым, переплетаются довольно тесно. Понимать психологию и поведение людей научит курс Викиум «Менталист».
Житейская психология
Житейская психология – это информация, факты, полученные посредством субъективных наблюдений. Это индивидуальное понимание особенностей мироздания и психологических закономерностей. Иначе житейскую психологию именуют мудростью. Другими словами житейский подход к пониманию сути человеческой души и людского взаимодействия являет собой донаучную дисциплину, где каждый человек примеряет на себя амплуа психолога. Он сочетает опыт и совокупность воззрений, верований, изречений, убеждений, пословиц, обычаев, традиций, афоризмов, а также иную подобную информацию, знания о жизни и людях, которые использует большая часть жителей планеты.
Что это такое
Научное ученье, изучающее закономерности зарождения, созревания и функционирования психических явлений, выделилось в форме отдельной научной дисциплины сравнительно недавно. Поэтому вполне закономерен вопрос – неужели ранее не существовало стрессоров, негативно сказывающихся на человеческом здоровье, неврозоподобных состояний, конфронтаций, проблем в людском взаимодействии? Конечно, были. И психологическая поддержка существовала уже тогда, однако носила она больше характер жизненной мудрости, наблюдений, опыта.
Таким образом, житейская психология определение имеет следующее. Она представляет собой представления, убеждения, информацию, знания о душе, понимания сущности её психики и принципов функционирования, приобретённые в обыденном бытие и соединяющие в себе житейский опыт отдельного человека, а также иных людей.
Источниками житейской психологии являются:
– взаимодействие с окружением;
Житейской психологии присущи нижеприведённые признаки:
– интуитивность – недостаточное понимание происхождения имеющихся знаний;
– конкретность – соотнесение с конкретными людьми, привязка к определённым ситуациям бытия, условиям, проблемам бытия;
– ограниченность знаний – смутное понимание свойств некоторых психологических явлений, областей их действия;
– фундамент основывается на личных размышлениях и субъективных наблюдениях – багаж знаний научно не обоснован;
– ограниченность в информации – человек не соотносит личные психологические выводы, знания, воззрения с подобными сведениями, которыми обладают иные субъекты.
При этом житейский опыт накапливается и приобретается не лишь посредством взаимодействия с окружением, но и при помощи литературы, искусства, отображающего духовный мир всех людей.
Отсюда понятие житейская психология являет собой результат восприятия субъективного опыта человека, однако такой результат совсем необязательно подойдет другим людям. Главным способом познания в «психологии повседневной жизни» считается метод экспериментов и следующих за ними промахов.
При этом житейская и научная психология тесно взаимосвязаны. Вторая просто невозможна без первой. Основой научной дисциплины является её житейский аналог. Ведь субъект постоянно сталкивается в процессе бытия с психологическими феноменами: необходимостью нахождения общего языка с социумом, воспитанием детей, потребностью понимать личные желания, стремления и устремлять их в направлении верного курса, семейными проблемами.
Знания, которые таит в себе житейская психология и которыми она делится с человечеством, необходимо подвергать ничуть не меньшему анализу, нежели научные факты, дабы получить пользу от них. Так, например, народные поговорки, афоризмы нуждаются в интерпретации, нельзя бездумно их применять в любых отчасти подходящих под их смысл жизненных обстоятельствах, дабы действовать эффективно и верно.
Особенности
Ученье о внутренней составляющей человека в качестве некой формы житейского знания зародилась давно, практически одновременно с зарождением человеческого социума. Накопление жизненного багажа знаний и повседневного опыта в последующем стало фундаментом для зарождения науки психология, опирающейся на научные факты.
Таким образом, житейская психология являет собой знания, накапливаемые в процессах бытия и используемые в жизнедеятельности. Она включает досужие рассуждения, людские наблюдения, личные умозаключения касательно определённой ситуации. Например, малыши прекрасно умеют манипулировать близкими взрослыми, но подобные действия не срабатывают с чужими людьми.
Ниже приведены особенности житейской психологии:
– иррациональность выводов (практически всегда заключения совершаются людьми интуитивно);
– ограниченность и ошибочность обобщения (часто люди ошибочно все подобные обстоятельства сводят к одной типичной ситуации, например, если человек одевается неформально, то его автоматически бабушки, отдыхающие под подъездами, относят к преступным элементам);
– убеждения основываются на субъективных переживаниях, страхах;
– суждения обусловлены слухами, настроениями, модой;
– знания основываются на случайности обстоятельств, размышлениях;
– недостаточность культурного уровня рассматриваемого варианта психологии, приземлённость суждений нередко с примесями суеверий.
Ещё одна характеристика житейской психологии заключается в подаче людьми своих «открытий» в качестве истины. Люди обычно убеждены в собственной правоте, считая себя лучшими психологами, грамотными учителями, сведущими наставниками. Ярчайшим примером этому служат блогеры либо известные ведущие популярных «мыльных» телепередач. Они подают информацию не в качестве личных измышлений, а в качестве единого и непреложного факта. Они убеждены в собственной правоте, хотя их знания поверхностны, а умозаключения базируются исключительно на собственном опыте, который всегда субъективен, поэтому информация, которую они несут в массы, не может служить ориентиром либо поведенческим паттерном для всех людей.
Отличия житейской от научной психологии
Описываемое понятие можно рассматривать в качестве фундамента научного ученья о душе. Ведь учёные деятели, обращая внимание на какой-либо феномен, встречаемый в бытие, впоследствии поддают его всеобъемлющему анализу. Научные данные применяются в жизнедеятельности с целью разрешения проблемных ситуаций. Отсюда житейская и научная психология характеризуются массой точек соприкосновения.
Научный эквивалент ученья о душе анализирует сходства, различия, ситуации, становящиеся базисом получения информации о внутренней составляющей индивидов и человеческом взаимодействии, а также производит сравнение житейской и научной психологии.
Ниже приведены ключевые отличия одного ученья от другого. Прежде всего, эти две разновидности психологии рознит объект изучения. Обыденная житейская психология изучает условия либо конкретного субъекта, научная – психические процессы. Например, первая – говорит, что абсолютно все индивиды разные, а научная – это утверждение объясняет спецификой психических процессов (темперамент).
Житейская психология обрисовывает конкретные обстоятельства и конкретных субъектов, что зачастую носит абстрактный либо стереотипный характер. Научная дисциплина обобщает, группирует, систематизирует.
Житейская психология использует самонаблюдение и неорганизованное наблюдение. Научный подход имеет в собственном арсенале множество различных инструментов: анкетирование, организованное наблюдение, эксперимент, проведение опросов, тестирование.
Следующее различие между житейской и научной психологии состоит в доступности знаний и способе их сохранения. Отсюда, какая информация считается более доступной? Та, которую люди самостоятельно берут либо получают от иных индивидов в процессе обмена опытом. На этом базируется бытовая психология. Если не вдумываться, то может казаться, что более доступно житейское ученье о душе, однако в действительности, проще взять специальную литературу и прочесть интересуемое, нежели получить жизненный опыт от окружения.
Научная дисциплина передает накопленный опыт, знания, полезную информацию через педагогов в университетах, посредством учебной литературы и иных обучающих материалов. Бытовые же знания передаются, как правило, устно, например, от старшего поколения младшему либо при помощи народного искусства, сказок, былин, легенд.
Научная психология транслирует знания, передаёт информацию, используя специальные термины, обозначения, понятия, житейская – при помощи обычных общепонятных слов и формулировок.
Помимо различий приведённых выше, можно выделить и сходства между житейской и научной психологией. И прежде всего их схожесть заключается в направленности. Ведь целью этих двух подходов всегда является помощь людям в лучшем понимании друг друга, решении повседневных проблем.
Научный подход черпает свои знания именно из своего житейского аналога. Рассматриваемые психологические учения направлены не на противостояние друг к другу, а на дополнение. Именно в этом и скрывается ключ к успешному пониманию загадочной человеческой души.
Примеры
Понятие «житейская психология» опирается на приобретённые знания посредством рефлексии, наблюдений за поведенческой моделью окружения, родных, коллег, многообразными социальными ситуациями. Восприятие мироздания людьми в донаучной дисциплине определялось их обыденными занятиями с последующим накоплением опыта и его передачей потомкам. Об особенностях психических явлений и характерах окружения ранее можно было судить лишь по их действиям и поведенческому паттерну.
Обычаи, обряды, присловья, афоризмы, присказки, поговорки, пословицы, мифы, былины, легенды, народные сказки и иной фольклор – это ярчайшие примеры житейской психологии. При этом часто несколько источников знаний могут противоречить друг другу. Так, например, каждая пословица может иметь свою смысловую противоположность: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» и «Умная ложь лучше глупой правды».
Многие паблики в социальных сетях, различные тематические форумы, статьи в мировой паутине – всё это также является продуктом житейской психологии. Ведь в них вкладывается всегда чей-то субъективный опыт, повседневные наблюдения, описания жизни, истории промахов и взлётов конкретных людей.
Инструменты донаучной психологии представлены творчеством, искусством. Так, люди передают собственный опыт либо понимание мироздания посредством картин, кинофильмов, стихотворений. Каждый человек, столкнувшийся с произведением искусства того либо иного творца, составляет собственное представление о том, что хотел автор донести, что он за человек, какова его жизнь. И в этом процессе нет места специальным терминам или определениям. Здесь лишь субъективное восприятие. Интуитивно сделанные заключения, основанные на личных размышлениях, наблюдениях, субъективном опыте являют собой главный продукт житейской психологии.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Житейская психология
Знание законов жизни несравненно важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности.
Герберт Спенсер
Житейская психология – это такая психология, в которой каждый человек может быть психологом. Ведь она представляет собой совокупность верований, взглядов, изречений, обычаев, пословиц, афоризмов и прочих подобных знаний о жизни и людях, которых придерживается основная часть населения. Мы все что-нибудь знаем о жизни и о людях, об их поведении и закономерностях этого поведения, благодаря своему личному опыту и опыту хорошо знакомых нам людей. Эти знания по-своему ценны, но далеко не ко всем ситуациям применимы. Ведь в большинстве случаев они основаны на стихийных наблюдениях и носят интуитивный характер. Поэтому то, что закономерно в одной ситуации, совершенно неприменимо для другой. Иными словами, житейские знания всегда конкретны. Но несмотря на это, они весьма полезны для каждого из нас в отдельности и для общества в целом, поскольку житейская психология всегда практична, так как она передает нам в весьма простой и понятной большинству людей форме опыт многих поколений. Что же, давайте вместе посмотрим, чем житейская психология может быть нам интересна.
Первым делом мне хочется сказать вам, уважаемые читатели, что житейская психология не так проста, как кажется, и порой над теми знаниями, которые она в себе несет и которыми делится с нами, размышлять нужно не меньше, чем над научными знаниями, чтобы получить от них пользу. Те же народные пословицы и поговорки нуждаются в толковании, нельзя использовать их во всех более или менее подходящих под них жизненных ситуациях, чтобы действовать грамотно и эффективно. Научные знания тоже не универсальны, хоть наука и стремится к обобщению, поэтому их также необходимо применять в жизни осторожно, продуманно, постепенно. А уж житейский опыт и подавно весьма ситуативен, даже когда речь идет о вашем личном опыте, который неоднократно повторялся. Поэтому если вы, к примеру, много раз видели, как люди на сделанное им добро отвечали злом – не нужно сразу подгонять эти наблюдения под известные поговорки и окончательно определяться в отношении добрых поступков и реакции на них со стороны других людей. Иначе вы не сможете принять правильное решение в той ситуации, когда рядом с вами окажется человек, способный достойно оценить вашу доброту и многое вам за нее дать взамен. А ведь именно такие люди делают нашу жизнь счастливой, именно их мы хотим видеть рядом с собой. И подобных примеров полно. Так что те прописные истины, на которых основывается житейская психология – не всегда истинны. Помните об этом.
Лично я очень уважаю житейскую психологию, потому что считаю, что какими бы конкретными не были житейские знания их можно обобщить, можно создать из этих знаний определенную систему, имеющую свои доказанные практикой закономерности. Собственно говоря, научная психология в значительной мере опирается на житейский психологический опыт, как на опыт, сформировавшийся в течение многих поколений людей. Это, сами понимаете, довольно-таки солидный опыт. Поэтому житейские знания можно упорядочить таким образом, что они превратятся в знания научные, то есть, в более обобщенные, более точные, в проверяемые и практичные знания. В житейской психологии многие знания хоть и истинны, и во многом полезны, но к сожалению – не очень хорошо упорядочены. Они недостаточно гибки и недостаточно полны, чтобы их можно было использовать при решении сложных жизненных ситуаций. Некоторые из этих знаний не проверены практикой, экспериментами и основываются на вере людей в истинность этих знаний. Плюс к этому, некоторые житейские знания представляют собой утверждения, которые охватывают довольно-таки обширную область человеческой жизни, но при этом не имеют поправок на различные особенности конкретного человека и той жизненной ситуации, при которых эти утверждения являются верными. Ну, вы наверняка замечали, что, скажем, те же пословицы, поговорки и разного рода народные предсказания частенько противоречат друг другу. Никогда не задавались вопросом, почему оно так? Дело не в том, что одни поговорки правильные, а другие неправильные, что одни пословицы истинные, а другие нет, что одни предсказания сбываются, а другие не сбываются. Дело в ситуативности житейской психологии. Каждая конкретная ситуация со всеми ее особенностями, отражена в отдельно взятой пословице и поговорке. Каждая конкретная закономерность отражена в отдельно взятом предсказании. Поэтому житейские знания верны при определенных обстоятельствах, но не всегда. Жизнь слишком сложна и люди достаточно сложны, чтобы можно было представить все знания о них и их поведении в нескольких строгих и нерушимых законах о жизни. Даже научная психология, как всякая наука, хоть и стремится к обобщениям, все же надо признать, что и она не способна все без исключения жизненные ситуации объяснить с помощью общих для всех подобных ситуаций законов и закономерностей. Поэтому в любом случае – анализ той или иной ситуации требует глубоких размышлений над ней, для полного ее понимания, независимо от того, какими знаниями мы руководствуемся при ее анализе, научными или житейскими, или и теми, и другими. Если бы всеми ситуациями в жизни можно было бы управлять с помощью нескольких алгоритмов, если бы в жизни не было неопределенности и новизны, то всю нашу жизнь можно было бы рассчитать с помощью математических формул и управление людьми можно было бы смело доверить компьютерам.
Между тем, большим преимуществом житейской психологии является то, что она всегда практична, так как имеет прямое отношение к тем событиям и условиям, в которых вырабатывалась. Сложных теорий в ней нет, есть только примеры из жизни, которые люди подмечают и фиксируют в своем и общественном сознании с помощью пословиц, поговорок, примет, обычаев, обрядов и тому подобных вещей. Из этого следует, что у любого человека можно чему-то научиться, так как каждый из нас имеет ценный опыт, который способен уберечь других людей от множества ненужных ошибок. Беда людей заключается в том, что им не всегда удается эффективно передать свои знания и опыт другим людям и в частности последующим поколениям. А другие люди не всегда готовы эти знания принять и даже не всегда проявляют к ним интерес. Мы вообще очень неохотно друг у друга учимся, предпочитая больше учить и наставлять других людей, чем учиться у них. Собственно, именно наша лень, гордыня, невнимательность, беспечность, тормозят наше развитие. Житейская психология многое дает каждому из нас, как и психология научная, но работать с этими знаниями и применять их в жизни хотят не все. Только подумайте, каких бы мы с вами добились успехов в жизни, как каждый из нас по отдельности, так и все вместе, если бы мы охотно учились на ошибках друг друга. Это был бы просто грандиозный прорыв в эволюции – это была бы революция человеческого развития. Ведь сегодня, как никогда раньше, это может сделать каждый. Мы все можем учиться новому постоянно, мы можем перенимать опыт друг у друга, не выходя из дома, благодаря современным информационным технологиям. Но, увы, действительность такова, что большинство людей даже на своих собственных ошибках не всегда учатся, тем самым лишая себя возможности добиться впечатляющего успеха в жизни. И многие из нас совершают одни и те же ошибки по нескольку раз. А мы с вами знаем, что история часто повторяется, и у этого повторения есть своя цель. Жизнь будет преподносить людям один и тот же урок до тех пор, пока они его не усвоят. Мы многие уроки проходим по нескольку раз, потому что не усваиваем их ни с первого, ни со второго, ни порой даже с десятого раза. И это, при всем том обилии знаний, которым мы располагаем благодаря в том числе и нашим предкам, которые из поколения в поколение накапливали и передавали ценные житейские знания. Вот такие мы, люди. Наверное, в этом есть свой смысл – всему свое время.
Мы все делаем свой вклад в житейскую психологию, когда активно делимся своим опытом с другими людьми. У нас у всех есть прошлое, которое чему-то нас научило, есть познания жизни, которые, конечно же, не являются полными, но зато весьма практичными. Всем этим мы можем делиться друг с другом, чтобы просвещать друг друга в различных областях. Многие житейские знания такие же ценные, как и знания научные, так как они указывают на такие истины, которые неизменны на протяжении всей нашей истории. Зная эти истины, человек может продвинуться в своей жизни значительно дальше, чем его предшественники, ведь он уже будет знать – что ждет его за тем или иным углом. Не все эти истины прописаны в учебниках, многие из них передаются из уст в уста и постоянно ложатся на наш слух, но мы не всегда их в полной мере осознаем. Дело в том, что если человек много раз в своей жизни о чем-то слышал, то у него возникает ложное представление о том, что он понимает, о чем идет речь. А в действительности, осознания услышанного, увиденного, прочитанного, нет, но человек считает, что вот эту-то прописную истину он точно усвоил, поэтому она ничего нового для него не несет и уделять ей свое внимание не нужно. При этом человек может поступать вопреки этой истине, но не замечать этого. Уверен, вы неоднократно сталкивались с этим в своей жизни. И подмечали, уж если не за собой, то за другими людьми точно, что говорить они могут одно, правильно говорить, мудро, а поступать вопреки сказанному, даже не допуская ошибочности своих действий. Это я к тому, что многое из того, о чем житейская психология нам сообщает, мы можем знать с детства, но при этом, эти знания, эти прописные истины не идут нам на пользу, потому что мы им не следуем, а не следуем мы им по той причине, что не понимаем их. Понаблюдайте за собой, вдруг вы именно так и живете, когда вроде знаниями полезными владеете, но при этом не руководствуетесь ими в своей жизни. Тогда, возможно, у вас появится повод задуматься над тем, что вы знаете, чтобы осознать это.
Стоит также сказать, что у житейской психологии имеется много общего с практической психологией. Житейская психология всегда имеет отношение к психологии практической, но практическая психология не полностью состоит из психологии житейской. Все дело в конкретности житейской психологии, из-за которой она не ко всем ситуациям применима. А практическая психология в немалой степени опирается на научные эксперименты, которые носят универсальный характер, насколько это возможно.
Свои житейские знания мы всегда можем проверить личным опытом и этот опыт на самом деле бесценен. Я давно заметил, еще после того, как отучился на психолога, что многое в жизни можно понять только благодаря собственному опыту, что многое из того, чему нас учат не имеет полного сходства с реальной жизнью. Тут уж и житейская и научная и практическая психология, да и вообще любая наука, проверяется жизнью. Мы, конечно, можем организовывать эксперименты, можем проводить профессиональные наблюдения, которые дадут нам массу полезной информации, объясняющей те или иные закономерности этого мира. И все равно, в процессе жизни, мы будем постоянно поражаться новым комбинациям тех или иных закономерностей, делающих нашу жизнь непредсказуемой. Поэтому я считаю, что каждому из нас следует ценить и приумножать свой опыт, который по сути является – проверенными жизнью знаниями.
Не стоит ждать от житейской психологии стопроцентной точности, ведь какую бы мудрость она в себе не несла, ко всем жизненным ситуациям она не применима. В общем-то, и научная психология не так точна и универсальна, как хотелось бы. Поэтому в любой науке нужно полагаться не только на чужие знания и даже не всегда на свои собственные знания, но и на интуицию, как это делают настоящие ученые. А в жизни нам всем часто приходится быть немного учеными, ибо порой жизнь такие задачи перед нами ставит, что для их решения нам никакие знания из учебников и никакой опыт предков не поможет. В этом и заключается прелесть жизни – она загадочна и непредсказуема, что хоть и пугает нас в ней немного, но зато делает нашу жизнь чертовски интересной.