Что изучает землеведение 5 класс география
География. 5 класс
Конспект урока
Урок 01. Как география изучает Землю
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
География; географ; Земля
География – это наука о природных условиях земной поверхности, населении Земли и его хозяйственной деятельности
Географ – это человек, изучающий землю и всё, что на ней происходит.
Земля – третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Наука география – очень древняя, но, тем не менее, не потерявшая свою актуальность и по сей день.
Что изучает география?
Тема нашего урока: Как география изучает Землю.
Нам сегодня предстоит: Узнать, как представляли Землю наши далекие предки. Как зарождалась география. Ответить на вопрос: «Зачем нам нужно изучать географию сегодня, если уже все открыто?».
Также мы познакомились с методами исследований и выяснили, что наряду с общенаучными методами исследования (к ним относятся: логический. исторический, математический методы, методы наблюдения, моделирования и другие) существуют методы географической науки (сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический).
Описывать, объяснять, наблюдать и прогнозировать процессы – задача науки географии.
В ходе урока мы сделали выводы. Что география позволяет ответить на множество вопросов: как живет наша природа, почему различаются природные условия и виды деятельности в разных странах, как меняется природа и хозяйство вокруг нас, что ждет человека и всю Землю в ближайшем отдалённом будущем.
Разбор типового тренировочного задания
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте
Текст вопроса: Восстановите текст, вставив в пропуски нужные слова
География является одной из самых __________наук. Самыми первыми географическими знаниями стали ____________, изображающие те или иные знания о местности.
Записки путешественников первооткрывателей
Правильный вариант ответа:
География является одной из самых древних наук. Самыми первыми географическими знаниями стали наскальные рисунки, изображающие те или иные знания о местности.
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Сортировка элементов по категориям;
Текст вопроса: распределите объекты
Природные объекты Антропогенные объекты
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
География — одна из наук о планете Земля. 5 класс. План-конспект урока
Оборудование: учебник, примеры источников географической информации, мультфильм «Кто раскрасил море?», заготовка для рефлексии «Острова».
Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для учащихся
1. Организационно-мотивационный этап урока
Определение темы урока
– Какие науки вы изучали в начальной школе?
– Какой школьный предмет изучает природу?
– Какие еще науки изучающие природу вы знаете?
– Называют различные науки из курса начальной школы.
– Называют окружающий мир.
– Называют естественные науки.
– Дети должны вспомнить и назвать науки о природе.
Формулирование задач урока
– Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?
– Называют основные понятия урока в рамке на стр. 5 (география, географические объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка)
Создание мотивационной установки
Просмотреть мультфильм «Кто раскрасил море» и сделать вывод о том, в чем причина неправильного поведения школьника? Как ее можно устранить?
Знакомятся с содержанием мультфильма и называют в качестве основной причины – незнание географии, которую нужно изучать.
Значимость географических знаний для современного человека.
2. Процессуально-содержательный этап урока
Что изучает географическая наука?
Определить, что является предметом изучения географической науки?
– Поиск необходимой информации на стр. 5–6 учебника.
– Работа с рисунком № 1 с. 6 (Разнообразие географических объектов)
Приводить примеры географических объектов на территории Хабаровского края, России, мира (заполнить таблицу на доске).
Для чего изучают Землю?
Привести примеры, подтверждающие значимость географии для определенных профессий. Какими материалами (географическими продуктами) они пользуются?
– Какие географические объекты известны любому жителю планеты?
– Почему об этих объектах знают все жители Земли?
– Называют описание объектов, объяснение причин, прогнозирование и предупреждение о событиях, последствиях изменений и т.д.
– Перечисляют названия памятников природы и подходят к обобщению
– Выходят на формулировку понятия памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО
Необходимость сохранения природного наследия для потомков.
Назвать, известные способы изучения объектов?
Какие из них может использовать география?
– Называют: наблюдение, описание, сравнение, анализ, изучение во времени
С помощью чего изучают Землю?
Привести доказательства утверждению «Учебник географии для школьника – это основной источник получения географических знаний».
Изучить оглавление учебника и познакомиться со структурой и содержанием основных разделов учебника и аппаратом ориентировки в нем.
Привести примеры других известных вам источников географической информации
– Читают вводную статью «Как построен учебник» и приводят аргументы: дано описание географических объектов и явлений, объясняются причины изменений их во времени
– Знакомятся с учебником.
– Отвечают на вопросы учителя.
Например, В каком параграфе и на какой странице мы найдем ответ на вопросы:
– Называют карты, книги, дневники путешествий, энциклопедии, космические снимки, фильмы, газеты, передачи и др.
3. Этап закрепления
1. Вопросы для беседы:
– Что означает слово география?
– Что изучает географии?
– Для чего изучает география?
– Как изучает география?
– С помощью чего изучает география?
– С чем или с кем вы связываете географию?
– Что вы знаете о географии?
– Что бы вы хотели узнать, изучая географию?
– Какие книги и журналы географического содержания вы читали?
– Какие телепередачи и кинофильмы географического содержания вы видели?
Отвечают на вопросы.
– Формулируют существенные признаки (ключевые) определения
1) Название «география» в переводе с греческого означает:
А) землеведение
Б) землепользование
В) землеописание
2) Научные представления о природе Земли можно получить с помощью
А) сборника стихов о природе
Б) учебника географии
В) мультфильма
3) Какой объект не являются географическим?
А) Луна
Б) вулкан Везувий
В) Египетские пирамиды
Выбирают 1 – в, 2 – б и 3-а и объясняют причину выбора.
Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль)
– Герой комедии Д.И. Фонвизина «недоросль» Митрофанушка говорит своему учителю: «зачем мне география? Куда надо, меня извозчик довезет». А какое ваше мнение? Нужны ли современному человеку географические знания и для чего?
– Высказывает свое мнение.
Мини-эссе (5 предложений)
4. Рефлексивный этап урока
На карте с изображением островов со следующими названиями о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Удовольствия, о. Воодушевления, о. Наслаждения прикрепить или нарисовать (на листе ватмана на парте или на доске) свой корабль в соответствующем разделе карты, который отражает Ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние.
Прим. Можно нарисовать новый остров со своим названием, если его нет на карте и даже изобразить Бермудский треугольник.
Располагают свои подписанные каравеллы на заготовке карты (на магнитной доске, ватмане или др.)
– Анализ своего эмоционального состояния.
5. Объяснение домашнего задания
– Найти в тексте (параграф 1 с. 5) и выписать в словарик определения:
1) географический объект,
2) географические процессы и явления,
3) географическая оболочка.
– Сравнить в тексте статьи (параграф 1 с. 7) количество объектов ЮНЕСКО в 1978 г. и в 2011г. сделайте вывод: во сколько раз увеличился показатель?
Дополнительное задание (по выбору)
Задание № 6 стр.10 (по желанию)
Составить перечень географических объектов своей местности
Продолжить первое предложение, характеризующее вашу позицию и ее аргументацию.
Я думаю, что новые географические исследования на нашей планете необходимы, так как…
— Выясните, в чем заключается роль географической науки в жизни общества. Спросите об этом своих родных и близких. Запишите их мнение в таблицу.
Проанализируйте поученные результаты. Сделайте вывод.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: География- наука о Земле.
Цель урока : Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.
Планируемые результаты : Зарождение науки о Земле. Система географических наук.
Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Предметные результаты обучения: Определять понятие «география». Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками, объяснять для чего изучают географию
Метапредметные результаты обучения:
Познавательные УУД: Уметь выявлять различия двух частей географии.
Регулятивные УУД: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.
Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте параграфа ( смысловое чтение)
Оборудование: физическая кapтa, полушарий, презентация
Образовательный аспект: Проверить степень усвоения материала, выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;
Развивающий аспект :Способствовать формированию и развитию УУД как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
Воспитательный аспект : способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
I . Организационный этап.
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии?
Приветствуют друг друга
Показывают смайлик настроения
II . Проверка изученного материала.
Какое общее название имеют науки о природе?
Что в переводе с греческого обозначает «логос»? (наука, учение)
Наука о веществах и их превращениях? (химия)
В переводе с греческого языка эта наука означает учение о живых организмах. О какой науке идёт речь? (биология)
Эта наука возникла как часть биологии. Сейчас это самостоятельная наука о природном доме человечества? (экология)
Эта наука описывает нашу планету и в переводе с греческого означает «землеописание»? (география)
Вводный урок географии в 5 классе «Что такое география»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вводный урок географии в 5 классе «Что такое география»
Цель урока: Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях изучением которых они занимаются.
— осознавать необходимость изучения географии;
— проявление учебно- познавательного интереса к предмету.
— ставить учебную задачу;
— планировать свою деятельность;
— оценивать работу одноклассников;
— умение работать с текстом, выделять в нем главное.
— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
— учиться критично относиться к своему мнению;
— понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории)
— кратко формулировать свои мысли в устной и письменной форме.
— объяснять специфику географии как науки;
— рациональное использование источников географических знаний в конкретных ситуациях.
— знать основные правила работы в кабинете.
Тип урока: Вводный урок. Урок изучения нового материала.
Понятия, номенклатура и персоналии: География, наука, Эратосфен.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобусы, портреты путешественников, учебник, атлас.
Приветствие учащихся. Подготовка к уроку. Контроль посещаемости.
II. Актуализация опорных знаний.
Ребята, вы изучали природу в 4 классе. Как назывался ваш предмет. Предполагаемый ответ (Окружающий мир). Хорошо. А какой учебник вы принесли сегодня на урок? Как он называется? (география). Как вы думаете, какую науку мы будем изучать на наших уроках? (география).
Но прежде чем, начнем изучать этот предмет, давайте ознакомимся с учебником. В этом учебнике всего 28 параграфов. Это мало, но это не значит, что в нем мало для вас информации. География – это серьезная наука. И не всегда информация будет простой. В начале параграфа, вы заметили, есть три рубрики: вспомните, вы узнаете, как вы думаете. В тексте параграфа, есть выводы и повторим главное. В конце параграфа есть вопросы, одни проще, другие сложнее «Проверим знания». В конце каждого тематического раздела даны итоговые задания. В конце учебника находится краткий словарь основных терминов, которые необходимо знать. На уроках географии вы узнаете много нового, необычного, необходимого каждому образованному человеку.
Наверное, не найдется такого человека, который не сталкивался с географией. Скажите, зачем нужна эта наука? (предполагаемые ответы).
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
Вопрос: О чем идет речь в этой загадке? ( о Земле)
Какая наука изучает природу Земли, население Земли? (география)
Все ли вы знаете о том, что изучает география? А хотели бы вы знать? Вам это интересно?
Как вы думаете, какая тема нашего урока? Попробуйте сформулировать тему урока? (Предполагаемые ответы: Что такое география, что изучает география….)
Формулировка темы, запись на доске, в тетради.
Исходя из темы, определите цель урока? Какова цель нашего урока сегодня? (предполагаемые ответы)
— Что является главным объектом изучения географии? (земля)
— Какие другие науки изучают Землю? (геология-строение ЗК, экология-биол.наука о взаимосвязях организмов с окр.средой, геоденезия-наука, из-я формы и размеры З.)
— Зачем человеку необходимо изучать Землю? (т.к.ЗК –источник ПИ)
А сейчас давайте попробуем ответить на такие вопросы:
— Что означает «география» в переводе с древнегреческого? (гео-земля,графия-пишу) Сформулируйте сами это определение, что такое география? (совокупность наук о планете Земля)
— Когда возникла география как наука? (в Греции,2 тыс лет назад. 276-196 гг до н э)
— Что изучает география? (примерные ответы учащихся).
А сейчас ребята, откройте учебник стр.6 и найдите ответ на эти вопросы. Сравните ваши ответы, с ответами учебника.
Кто дал название науки география? (Эратосфен) Почему он так назвал эту науку? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 6.
А как бы вы назвали эту науку? ( предполагаемый ответ)
А сейчас, давайте попробуем порассуждать о том, какие задачи стоят перед географией?
Чем занимается современная география? Ведь к концу 19 века почти вся поверхность нашей планеты оказалась описанной. Открыты, измерены и нанесены на карту все известные острова, реки, озера, горы. Стали говорить о том, что на карте мира почти не осталось «белых пятен», то есть территорий, неизвестных человеку. Казалось, что география как наука прекратит свое существование, и от нее останутся только тысячи книг, описывающих поверхность нашей планеты, да подробные карты, поверхность которой они изображают. Оказалось, что это начало нового этапа развития древней науки. В чем заключался этот новый этап? Давайте разберемся. Откройте учебник стр. 7. Прочитайте этот абзац и ответьте на вопрос: Что изучает современная география? Что эта за наука?
Ребята посмотрите на экран. Как вы думаете, чья эта фотография. Да, на этой фотографии Эратосфен.
Задание: Ребята, хорошо подумайте и приведите примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
Ребята, как вы думаете, достаточно ли уметь писать и читать, для того, что бы знать географию? ( ответы учащихся)
— Давайте подумаем и составим схему, какие еще науки помогают изучать географию? ( Ответы учащихся. Учитель помогает составлять схему наук о природе.)
( можно использовать вопросы на стр. 8)
— я узнал на уроке______________
— мне было трудно___________________
— я не понял_________________________
— мне было интересно, я все понял и смогу рассказать об этом _______________
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.
Образовательные: способствовать формированию знаний о науке география, географических объектах, географических процессах и явлениях, географической оболочке.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебником.
Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Личностные: Осознание значимости географических знаний для современного человека.
Ознакомление с примерами природного наследия ЮНЕСКО (на территории мира, в том числе и России). Мотивация на изучение географии.
Метапредметные: выделять с ущественные признаки понятия,
ориентироваться в учебнике и находить ответ на поставленный вопрос;
составлять мини-эссе; анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос; использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей; составлять определение понятиям, создавать обобщения.
Предметные: различать географические объекты и правильно называть их,
существенные признаки понятий: «географический объект», «географические процессы и явления», приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, способность к самостоятельному приобретению новых знаний; умения управлять своей познавательной деятельностью, организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; оценивать достигнутые результаты.
Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: водный урок, урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Цель: эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Давайте познакомимся с учебником географии, кто его автор и содержание предмета.
Определение темы урока: Какие науки вы изучали в начальной школе?( называют различные науки из курса начальной школы)
Какой школьный предмет изучает природу? (называют окружающий мир)
Какие еще науки изучающие природу вы знаете? (называют естественные науки. Дети должны вспомнить и назвать науки о природе.)
Формулирование задач урока: Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке? (называют основные понятия урока в рамке на стр.5 (география, географические объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка)
Создание мотивационной установки: просмотреть мультфильм «Кто раскрасил море» и сделать вывод о том, в чем причина неправильного поведения школьника? Как ее можно устранить?(дети знакомятся с содержанием мультфильма и называют в качестве основной причины – незнание географии, которую нужно изучать.)
Что изучает географическая наука? Определить, что является предметом изучения географической науки?
-Поиск необходимой информации на стр.5-6 учебника
-Работа с рисунком №1 с.6 (Разнообразие географических объектов)
-Приводить примеры географических объектов на территории Кемеровской области, России, мира (заполнить таблицу на доске).
Для чего изучают Землю? Приведите примеры, подтверждающие значимость географии для определенных профессий. Какими материалами (географическими продуктами) они пользуются?
Какие географические объекты известны любому жителю планеты? (перечисляют названия памятников природы)
Почему об этих объектах знают все жители Земли? ( выходят на формулировку понятия памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Необходимость сохранения природного наследия для потомков.)
Как изучают Землю? Назовите известные способы изучения объектов? Какие из них может использовать география? (называют: наблюдение, описание, сравнение, анализ, изучение во времени)
С помощью чего изучают Землю? Приведите доказательства утверждению «Учебник географии для школьника – это основной источник получения географических знаний». (учащиеся читают вводную статью «Как построен учебник» и приводят аргументы: дано описание географических объектов и явлений, объясняются причины изменений их во времени)
Учитель: Ребята давайте посмотрим оглавление учебника и познакомимся со структурой и содержанием основных разделов учебника и аппаратом ориентировки в нем.
Отвечают на вопросы учителя.
Например, В каком параграфе и на какой странице мы найдем ответ на вопросы:
1. Что такое водопады?
2. Каковы их внешние признаки?
3. На каких реках они есть? (с.98-99 §17)
Учитель: Приведите примеры других известных вам источников географической информации. (называют карты, книги, дневники путешествий, энциклопедии, космические снимки, фильмы, газеты, передачи и др.)
1.Вопросы для беседы:
-Что означает слово география?
— Что изучает географии?
— Для чего изучают географию?
— Как изучают географию?
— С помощью чего изучают географию?
-С чем или с кем вы связываете географию?
-Что вы знаете о географии?
-Что бы вы хотели узнать, изучая географию?
-Какие книги и журналы географического содержания вы читали?
-Какие телепередачи и кинофильмы географического содержания вы видели?
Тест 1) Название «география» в переводе с греческого означает:
2) Научные представления о природе Земли можно получить с помощью
А) сборника стихов о природе
Б) учебника географии
3) Какой объект не являются географическим?
В) Египетские пирамиды
Ответы 1-в 2-б и 3-а и объясняют причину выбора. Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль)
Учитель: Герой комедии Д.И. Фонвизина «недоросль» Митрофанушка говорит своему учителю: «зачем мне география? Куда надо, меня извозчик довезет». А какое ваше мнение? Нужны ли современному человеку географические знания и для чего? ( учащиеся высказывают своё мнение. Получается мини-эссе, 5 предложений)
4.Рефлексивный этап урока
Прием «Острова». На карте с изображением островов со следующими названиями о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Удовольствия, о. Воодушевления, о. Наслаждения прикрепить или нарисовать (на листе ватмана или на доске) свой корабль в соответствующем разделе карты, который отражает Ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние.
Примечание. Можно нарисовать новый остров со своим названием, если его нет на карте и даже изобразить Бермудский треугольник.
5. Объяснение домашнего задания
Обязательное задание Найти в тексте (параграф 1 с.5) и выписать в словарик определения:
1) географический объект,
2) географические процессы и явления,
3) географическая оболочка.
— Сравнить в тексте статьи (параграф 1 с.7) количество объектов ЮНЕСКО в 1978 г. и в 2011г. сделайте вывод: во сколько раз увеличился показатель?
Дополнительное задание (по выбору)
Задание № 6 стр.10 (по желанию) (Составить перечень географических объектов своей местности)
Социологический опрос. Выясните, в чем заключается роль географической науки в жизни общества. Спросите об этом своих родных и близких. Запишите их мнение в таблицу.
Проанализируйте поученные результаты. Сделайте вывод.