Что изучает возрастная анатомия и физиология человека
Возрастная анатомия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Предмет и методы возрастной анатомии
Возрастная анатомия — это наука, которая изучает изменения строения человеческого организма в процесс индивидуального формирования при прохождении различных возрастных периодов.
Анатомия – это наука, которая изучает строение человеческого организма и исследует закономерности его развития в связи с процессом взаимодействия между ним и окружающей средой.
Анатомия рассматривает организм с позиции целостности и единства между ним и окружающей средой. Также анатомия обращает внимание на становление человеческого организма в филогенезе (процессе исторического развития органического мира).
Возрастная анатомия является комплексной наукой, которая использует знания из нескольких областей:
Весьма популярным в возрастной анатомии является такой метод исследования, как параллельное изучение тех или иных черт строения органов у представителей различных возрастных групп. Сопоставление выявленных особенностей позволяет проанализировать отклонения и систему нормативного развития детей различных возрастных групп.
Возрастная анатомия рассматривает все периоды развития организма в течение жизни, а именно:
Для того, чтобы получить полноценные сведения об описанных выше периодах онтогенеза, необходимо использовать данные эмбриологии и геронтологии.
Задачи возрастной анатомии
Основными задачами, которые реализует возрастная анатомия являются:
Готовые работы на аналогичную тему
Возрастная анатомия тесно связана с возрастной физиологией и многими другими науками из цикла биологических. Например, для понимания закономерностей формирования функций органа в тот или иной возрастной период, необходимо знать особенности развития его составных частей.
Возрастная анатомия является очень важной наукой, поскольку знания о жизнедеятельности организма и строения органов дает возможность сформировать комплексные представления о каждом возрастном этапе становления организма. Также данные возрастной анатомии дают возможность предотвратить многие соматические и вегетативные заболевания, возникающие у детей, тем самым укреплять их здоровье с самого раннего возраста.
Факты из истории развития возрастной анатомии
В нашей стране развитие возрастной анатомии было связано с открытием школ для детей из богатых семей. Основы понимания важности внедрения анатомических знаний в процесс воспитания внедрил М. В. Лесгафт, а также М. В. Ломоносов и другие ученые.
Одним из основоположников возрастной анатомии называют И.И. Мечникова, который сформулировал теорию старения и смерти, как результата отравления организма человека различными продуктами гниения белков внутри кишечника.
Серьезным прорывом в области возрастной анатомии стало открытие кафедры гигиены в Петербургской медико-хирургической академии. Таким образом, в полной мере научное изучение возрастных анатомических особенностей организма начинается только во второй половине 19 века. Развитие, происходящее в прошлые периоды можно охарактеризовать как накопительный этап знаний об анатомическом строении организма.
Как самостоятельное учение возрастная анатомия начала развиваться в 20 веке. Ее основоположником называли Н. П. Гундобина, который первым уделил должную степень внимания анатомо-физиологическим особенностям детского организма.
Центром изучения организма подростков и детей в нашей стране стал Институт школьной гигиены и физического воспитания АПН РСФСР.
Также данные возрастной анатомии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований организации жизни. Также возрастная анатомия позволяет понять, каким образом можно организовать учебные занятия, также занятия физической культурой, определить режим труда и отдыха.
Особенно важны данные возрастной анатомии для изучения функциональных возможностей организма. Поэтому возрастная анатомия также помогает развивать педагогическую науку, психологию, физиологию питания, труда и спорта.
Возрастная анатомия позволяет также является очень важной сферой знаний для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений. Это происходит потому, что в этот период для организма очень важна правильная организация условий жизни и обучения. При нарушении этих тенденций возникает большое количество патологий, нарушения функций центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы.
Сегодня возрастная анатомия находится на позитивной стадии развития. Она позволяет повысить качество обучения, сделать его значительно более безопасным для детей различных возрастов. Методы обучения и воспитательного воздействия должны быть адекватны возрастным физиологическим особенностям школьников и дошкольников.
Педагогическая эффективность определяется так же с соответствием условий организации учебного процесса возможностям детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития ребенка с повышенной чувствительностью и пониженной сопротивляемостью организма. В связи с этим возрастная анатомия и физиология являются необходимы компонентом знаний молодого специалиста, работающего с детьми: воспитателя, учителя, психолога, социального педагога, социального работника, гигиениста.
Возрастная анатомия, Физиология, гигиена.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Возрастная анатомия, Физиология, гигиена.
ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ГИГИЕНЫ Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях организма человека. Анатомия человека – это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия человека изучается, как правило, путем рассмотрения различных органов. Физиология – наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток, взаимосвязь и изменение функций в разных условиях окружающей среды и при различных состояниях организма.
Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни. Возрастная физиология – это наука, которая изучает особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни. Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.
Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие: изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом; выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды; определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы); установление закономерностей индивидуального развития.
Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность, и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда. Гигиена создает основы текущего и предупредительного санитарного надзора, санитарных мероприятий по оздоровлению условий труда и отдыха человека. Одной из задач гигиены является экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Современная гигиена разрабатывает нормативы воздушной среды населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, материалов одежды, обуви с целью сохранения здоровья человека и предупреждения заболеваний для увеличения продолжительности жизни. Гигиенические нормативы, необходимые для сохранения здоровья человека, создаются на основе знаний анатомии и физиологии.
Из общей гигиены выделились ее разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков (или школьная гигиена), военная гигиена, радиационная гигиена и др. Гигиена детей и подростков наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья. Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Известны санитарные предписания в своде законов Древней Индии, в которых указывалось на необходимость смены белья и одежды, ухода за кожей и зубами, запрещение в излишествах пищи.
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. В настоящее время утверждена схема возрастной периодизации, согласно которой выделяют следующие этапы: новорожденность – до 1 мес. жизни; грудной возраст – от 1 мес. до 1 года; раннее детство – от 1 года до 3 лет; первое детство – от 4 до 7 лет; второе детство: мальчики – от 8 до 12 лет; девочки – от 8 до 11 лет; подростковый возраст: мальчики – от 13 до 16 лет; девочки – от 12 до 15 лет; юноше- ский возраст: юноши – от 17 до 21 года; девушки – от 16 до 20 лет.
ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков используются 4 критерия: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности (для оценки состояния здоровья ребенка последний критерий имеет особенно большое значение, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития). Наличие или отсутствие заболеваний определяют при осмотре врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год. Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического развития определяют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).
В зависимости от состояния здоровья, дети подразделяются на следующие группы: Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Сюда относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда же следует относить детей, перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни. Правильный режим – это рациональная продолжительность и чет- кое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления. Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Возрастная анатомия и физиология (пособие для ОЗО)
Внимание! Данный материал находится в процессе регулярного обновления и усовершенствования. Поэтому приносим свои извинения за возможные незначительные отклонения от учебных программ прошлых лет.
Дополнительно: Возрастная анатомия и физиология- вопросы, литература, темы рефератов. Кликните, чтобы перейти.
Сазонов В.Ф.
Возрастная анатомия и физиология (пособие для ОЗО)
(Основы анатомии и физиологии детей и подростков)
Электронное учебное пособие онлайн
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) для обучающихся
© 2012-2021 Сазонов В.Ф. © 2012-2021 kineziolog.su
Введение
Возрастная анатомия и физиология изучают особенности строения и жизнедеятельности организма в различные возрастные периоды, строение и функции органов и систем органов по мере их роста и развития.
Знание возрастных особенностей необходимо для обеспечения правильного развития ребёнка, профилактики нарушений, оберегания организма от чрезмерных нагрузок и, в целом, здоровьесбережения. Любой специалист, работающий с детьми, должен знать основы возрастной анатомии, физиологии и гигиены.
1. Общие сведения о строении организма человека. Системы органов
Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.
Анатомия изучает строение тела и его отдельных частей и органов. Знание анатомии необходимо для изучения физиологии, поэтому изучение анатомии должно предшествовать изучению физиологии.
Физиология — это наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма и его частей в динамике, т.е. в состоянии деятельности, изменений во времени.
Различия между анатомией и физиологией
Анатомия описывает структуры (строение) организма в статичном состоянии.
Физиология описывает процессы и явления организма в динамичном состоянии (т.е. в движении, в изменении).
Терминология
Анатомия и физиология пользуются общими терминами для описания строения и работы организма. Большинство из них имеют латинское или греческое происхождение.
Основные термины (смотри тут):
Видео: Строение человеческого тела
Клетки и ткани
Органы
Несколько тканей, объединенных в определенный комплекс, образуют орган (почка, глаз, желудок и т.п.). Орган представляет собой часть тела, которая занимает в нём постоянное положение, имеет определённое строение и форму и выполняет одну или несколько функций.
Орган состоит из нескольких видов тканей, но обычно одна из них преобладает и определяет его главную, ведущую функцию. В мышце, например, такой тканью является мышечная ткань, состоящая из мышечных волокон.
Системы органов
Несколько органов, совместно выполняющих определённую функцию, образуют систему органов.
2. Общие представления о процессах роста и развития. Основные отличия детского организма от взрослого
Определение понятия
Развитие включает в себя следующие процессы:
Принципиальные отличия ребёнка от взрослого:
Возрастные изменения, показатели развития
1. Длина тела
Это наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме и в какой-то мере уровень его зрелости.
Длина тела новорожденного ребенка колеблется от 46 до 56 см. Принято считать, что если новорожденный ребенок имеет длину тела 45 см и менее, то он недоношен.
Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. В первом квартале жизни ежемесячная прибавка длины тела составляет 3 см, во втором — 2,5, в третьем — 1,5, в четвертом — 1 см. Общая прибавка длины тела за 1-й год — 25 см.
За 2-й и 3-й годы жизни прибавки длины тела составляют соответственно по 12—13 и 7—8 см.
Длина тела у детей от 2 до 15 лет вычисляется также по формулам, предложенным И. М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977). Длина тела детей в 8 лет принимается за 130 см, на каждый недостающий год от 130 см отнимается 7 см, а на каждый превышающий год прибавляется 5 см.
2. Масса тела
Масса тела в отличие от длины является более изменчивым показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин экзо- (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера. Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки.
Масса тела новорожденного составляет в среднем около 3,5 кг. Новорожденные массой 2500 г и меньше считаются недоношенными или родившимися с внутриутробной гипотрофией. Дети, родившиеся с массой тела 4000 г и более, рассматриваются как крупные.
В качестве критерия зрелости новорожденного ребенка используется массо-ростовой коэффициент, который в норме составляет 60—80. Если его величина ниже 60 — это свидетельствует в пользу врожденной гипотрофии, а если выше 80 — врожденной паратрофии.
После рождения в течение 4—5 дней жизни у ребенка происходит потеря массы тела в пределах 5—8 % от исходной, то есть 150—300 г (физиологическое падение массы тела). Затем масса тела начинает повышаться и около 8—10-го дня достигает первоначального уровня. Снижение массы тела более чем на 300 г нельзя считать физиологическим. Основная причина физиологического падения массы тела — прежде всего недостаточное введение в первые дни после рождения младенца воды и пищи. Имеет значение потеря массы тела в связи с выделением через кожу и легкие воды, а также первородного кала, мочи.
Следует учитывать, что у детей 1-го года жизни увеличение длины тела на 1 см, как правило, сопровождается прибавкой массы тела на 280—320 г. При расчете массы тела детей 1-го года жизни с массой при рождении 2500—3000 г за исходный показатель принимается 3000 г. Скорость нарастания массы тела детей после года значительно замедляется.
Масса тела у детей старше года определяется по формулам, предложенным И, М. Воронцовым, А. В. Мазуриным (1977).
Масса тела ребенка в 5 лет принимается за 19 кг; на каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2 кг, а на каждый последующий год прибавляется 3 кг. Для оценки массы тела детей дошкольного и школьного возраста в качестве возрастных норм все шире используются двухмерные центильные шкалы массы тела при различной длине тела, построенные на оценке массы тела по длине тела внутри возрастно-половых групп.
3. Окружность головы
Окружность головы у ребёнка при рождении в среднем составляет 34-36 см.
2. Дети от 2 до 15 лет: окружность головы в 5 лет принимается за 50 см; на каждый недостающий год следует вычесть 1 см, а на каждый превышающий год прибавить 0,6 см.
Контроль за изменением окружности головы детей первых трех лет жизни является важным компонентом врачебной деятельности при оценке физического развития ребенка. Изменения окружности головы отражают общие закономерности биологического развития ребенка, в частности церебральный тип роста, а также развитие ряда патологических состояний (микро- и гидроцефалии).
Почему такое значение придаётся окружности головы ребёнка? Дело в том, что ребёнок рождается уже с полным набором нейронов, таким же, как у взрослого. А вот вес его мозга составляет всего лишь 1/4 от мозга взрослого человека. Можно сделать вывод, что увеличение веса мозга происходит за счет образования новых связей нейронов между собой, а также за счёт увеличения числа глиальных клеток. Рост головы отражает эти важные процессы развития мозга.
4. Окружность груди
Окружность груди при рождении в среднем составляет 32—35 см.
На первом году жизни она увеличивается ежемесячно на 1,2—1,3 см, составляя к году 47—48 см.
К 5 годам окружность груди увеличивается до 55 см, к 10 — до 65 см.
Окружность груди — важный показатель, отражающий степень развития грудной клетки, мышечного аппарата, подкожного жирового слоя на груди, который тесно коррелирует с функциональными показателями дыхательной системы.
5. Поверхность тела
Поверхность тела является одним из важнейших показателей физического развития. Этот признак помогает оценить не только морфологическое, но и функциональное состояние организма. Она имеет тесную корреляционную взаимосвязь с рядом физиологических функций организма. Показатели функционального состояния кровообращения, внешнего дыхания, почек тесно связаны с таким показателем, как поверхность тела. Отдельные медикаменты также следует назначать в соответствии с этим фактором.
Вычисляется поверхность тела обычно по номограмме с учетом длины и массы тела. Известно, что поверхность тела ребенка, приходящаяся на 1 кг его массы, у новорожденного в три, а у годовалого в два раза больше, чем у взрослого.
6. Половое созревание
Оценка степени полового созревания важна для определения уровня развития ребёнка.
Степень полового созревания ребенка является одним из наиболее надежных показателей биологической зрелости. В повседневной практике она оценивается чаще всего по выраженности вторичных половых признаков.
У девочек это рост волосяного покрова на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (А), развитие грудных желез (Ma) и возраст первой менструации (Me).
У мальчиков, кроме роста волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах, оцениваются мутация голоса (V), оволосение лица (F) и формирование кадыка (L).
Оценку половой зрелости должен проводить врач, а не учитель. При оценке степени половой зрелости обнажать детей, особенно девочек, рекомендуется по частям ввиду повышенного чувства стыдливости. Если необходимо, то ребенка следует раздевать полностью.
Общепринятые схемы оценки степени развития вторичных половых признаков у детей по областям тела:
Развитие волосяного покрова на лобке: отсутствие волос — Р0; единичные волосы — Р1; волосы на центральном участке лобка более густые, длинные — Р2; волосы на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, густые — Р3; волосы расположены по всей области лобка, переходят на бедра и распространяются вдоль белой линии живота —Р4t.
Развитие волосяного покрова в подмышечной впадине: отсутствие волос — А0; единичные волосы — А1; волосы редкие на центральном участке впадины — А2; волосы густые, вьющиеся по всей впадине — А3.
Развитие молочных желез: железы не выдаются над поверхностью грудной клетки — Ма0; железы несколько выдаются, околососковый кружок вместе с соском образует единый конус — Ma1; железы значительно выдаются, вместе с соском и околососковым кружком имеют форму конуса — Ма2; тело железы принимает округлую форму, соски приподнимаются над околососковым кружком — Ма3.
Развитие волосяного покрова на лице: отсутствие оволосения — F0; начинающееся оволосение над верхней губой — F1; жесткие волосы над верхней губой и на подбородке — F2; распространенное оволосение над верхней губой и на подбородке с тенденцией к слиянию, начало роста бакенбардов — F3; слияние зон роста волос над губой и в области подбородка, выраженный рост бакенбардов — F4.
Изменение тембра голоса: детский голос — V0; мутация (ломка) голоса— V1; мужской тембр голоса — V2.
Рост щитовидного хряща (кадыка): отсутствие признаков роста — L0; начинающееся выпячивание хряща — L1; отчетливое выпячивание (кадык) — L2.
При оценке степени полового созревания детей основное внимание обращается на выраженность показателей Ma, Me, P как более стабильных. Другие показатели (A, F, L) более вариабельны и менее надежны. Состояние полового развития принято обозначать общей формулой: А, Р, Ma, Me, в которой соответственно указываются стадии созревания каждого признака и возраст наступления первой менструации у девочек; например А2, P3, Ма3, Ме13. При оценке степени полового созревания по развитию вторичных половых признаков отклонением от средневозрастных норм считается опережение или отставание при сдвигах показателей половой формулы на год и больше.
7. Физическое развитие (методики оценки)
Физическое развитие ребенка является одним из важнейших критериев в оценке его состояния здоровья.
Из большого числа морфологических и функциональных признаков для оценки физического развития детей и подростков в каждом возрасте используются различные критерии.
Кроме особенностей морфофункционального состояния организма при оценке физического развития в настоящее время принято использовать и такое понятие, как биологический возраст.
Известно, что отдельные показатели биологического развития детей в различные возрастные периоды могут быть ведущими или вспомогательными.
Для детей младшего школьного возраста ведущими показателями биологического развития являются число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина тела.
При оценке уровня биологического развития детей среднего и старшего возраста большее значение имеют степень выраженности вторичных половых признаков, оссификация костей, характер ростовых процессов, меньшее значение — длина тела и развитие зубной системы.
Для оценки физического развития детей используются различные методы: метод индексов, сигмальных отклонений, оценочные таблицы-шкалы регрессии и в последнее время — центильный метод. Антропометрические индексы представляют собой соотношение отдельных антропометрических признаков, выраженных в виде формул. Доказана неточность и ошибочность использования индексов для оценки физического развития растущего организма, поскольку в результате исследований возрастной морфологии показано, что отдельные размеры тела ребенка увеличиваются неравномерно (гетерохронность развития), а значит, антропометрические показатели изменяются непропорционально. Широко используемые в настоящее время для оценки физического развития детей метод сигмальных отклонений и шкалы регрессии основываются на предположении соответствия исследуемой выборки закону нормального распределения. Между тем исследование формы распределения ряда антропометрических признаков (масса тела, окружность груди, мышечная сила рук и др.) указывает на асимметрию их распределения, чаще правостороннюю. В силу этого границы сигмальных отклонений могут искусственно завышаться или занижаться, искажая истинный характер оценки.
Центильный метод оценки физического развития
Этих недостатков лишен основанный на непараметрическом статистическом анализе центильный метод, который в последнее время все шире используется в педиатрической литературе. Так как центильный метод не ограничен характером распределения, он приемлем для оценки любых показателей. Метод прост в работе, в силу того что при использовании центильных таблиц или графиков исключаются всякие расчеты. Двухмерные центильные шкалы — «длина тела — масса тела», «длина тела — окружность груди», в которых рассчитываются значения массы тела и окружности груди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития.
Обычно для характеристики выборки применяются 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й центили. 3-й центиль — это такая величина показателя, меньше которой он наблюдается у 3% членов выборки; величина показателя меньше 10-го центиля — у 10 % членов выборки и т. д. Промежутки между центилями названы центильными коридорами. При индивидуальной оценке показателей физического развития определяется уровень признака по его положению в одном из 7 центильных коридоров. Показатели, попавшие в 4—5-й коридоры (25—75-я центили), следует считать средними, в 3-й (10— 25-я центили) — ниже средних, в 6-й (75—90-я центили) — выше средних, во 2-й (3—10-я центили) — низкими, в 7-й (90—97-я центили) — высокими, в 1-й (до 3-й центили) — очень низкими, в 8-й (выше 97-й центили) — очень высокими.
Дизгармоничным считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (3-й коридор, 10— 25-я центили) или больше должных (6-й коридор, 75—90-я центили) за счет повышенного жироотложения.
Резко дизгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (2-й коридор, 3—10-я центили) или превышают должную величину (7-й коридор, 90— 97-я центили) за счет повышенного жироотложения.
«Квадрат гармоничности» (Вспомогательная таблица для оценки физического развития)
Процентные (Центильные) ряды | ||||||||
3,00% | 10,00% | 25,00% | 50,00% | 75,00% | 90,00% | 97,00% | ||
Масса тела по возрасту | 97,00% | Гармоничное развитие, опережающее возраст | ||||||
90,00% | ||||||||
75,00% | Гармоничное развитие, соответствующее возрасту | |||||||
50,00% | ||||||||
25,00% | ||||||||
10,00% | Гармоничное развитие ниже возрастных норм | |||||||
3,00% | ||||||||
Длина тела по возрасту |
В настоящее время физическое развитие ребенка оценивается в определённой последовательности.
Устанавливается соответствие календарного возраста уровню биологического развития. Уровень биологического развития отвечает календарному возрасту, если большинство показателей биологического развития находится в средневозрастных пределах (М±б). Если же показатели биологического развития отстают от календарного возраста или опережают его, это свидетельствует о задержке (ретардации) или ускорении (акселерации) темпов биологического развития.
После определения соответствия биологического возраста паспортному оценивается морфофункциональное состояние организма. Для оценки антропометрических показателей в зависимости от возраста и пола применяются центильные таблицы.
Применение центильных таблиц позволяет определить физическое развитие как среднее, выше- или нижесреднее, высокое или низкое, а также гармоничное, дизгармоничное, резко дизгармоничное. Выделение в группу детей с отклонениями в физическом развитии (дизгармоничных, резко дизгармоничных) обусловлено тем, что у них часто имеются нарушения деятельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной и других систем, на этом основании они подлежат специальному углубленному обследованию. У детей с дизгармоничным и резко дизгармоничным развитием функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Для таких детей с учетом причины отклонений физического развития от возрастных показателей разрабатываются индивидуальные планы оздоровления и лечения.
Оплодотворением называют слияние мужской и женской половых клеток, в результате которого возникает зигота (оплодотворённая яйцеклетка) с диплоидным (двойным) набором хромосом.
Оплодотворение
Оплодотворение чаще всего совершается в расширении женского яйцевода (в маточных трубах). Сперматозоиды, излившиеся в составе спермы во влагалище, благодаря своей исключительной подвижности и активности продвигаются в полость матки, проходят через неё до яйцеводов и в одном из них встречаются со зрелой яйцеклеткой. Здесь сперматозоид внедряется в яйцеклетку и оплодотворяет её. Сперматозоид вносит в яйцеклетку наследственные свойства, характерные для мужского организма, содержащиеся в упакованном виде в хромосомах мужской половой клетки.
Дробление
Рисунок: Начальные стадии эмбриогенеза млекопитающих животных
I – стадия 2-х бластомеров; II – стадия 4-х бластомеров; III – морула; IV–V – образование трофобласта; VI – бластоциста и первая фаза гаструляции:
1 – темные бластомеры; 2 – светлые бластомеры; 3 – трофобласт;
4 – эмбриобласт; 5 – эктодерма; 6 – энтодерма.
Морула
Бластула
Бластула образуется из морулы за счёт того, что в ней появляется полость. Полость называется первичная полость тела. Она содержит жидкость. В дальнейшем полость заполняется внутренними органами и превращается в брюшную и грудную полости.
Нейрула
Плод, развивающийся в матке, находится в особых оболочках, образующих как бы мешок, заполненный околоплодными водами. Эти воды дают возможность плоду свободно передвигаться в мешке, обеспечивают защиту плода от внешних повреждений и инфекций, а также способствуют нормальному течению родового акта.
Критические периоды развития
В эти периоды наряду с повышенной смертностью зародышей встречаются локальные (местные) уродства и пороки развития.
3. Третий критический период — это формирование детского места (плаценты), которое происходит у человека между 8-й и 11-й неделями развития зародыша. В этот период у зародыша могут проявляться общие аномалии, включая ряд врождённых заболеваний.
В критические периоды развития повышена чувствительность зародыша к недостаточному снабжению его кислородом и питательными веществами, к охлаждению, перегреванию, ионизирующей радиации. Попадание в кровь тех или иных вредных для него веществ (лекарственные вещества, алкоголь и другие ядовитые вещества, образующиеся в организме при заболеваниях матери, и т.д.) может вызвать серьёзные нарушения в развитии ребёнка. Какие? Замедление или остановку развития, появление разнообразных уродств, высокую смертность зародышей.
Отмечено, что голод или недостаток в пище матери таких компонентов, как витамины и аминокислоты, приводят к гибели зародышей или к аномалиям их развития.
Инфекционные заболевания матери представляют серьёзную опасность для развития плода. Действие на плод таких вирусных заболеваний, как корь, оспа, краснуха, грипп, полиомиелит, свинка, проявляется преимущественно в первые месяцы беременности.
Другая группа заболеваний, например, дизентерия, холера, сибирская язва, туберкулёз, сифилис, малярия, оказывает действие на плод большей частью во вторую и последнюю треть беременности.
Одним из факторов, особенно вредно и сильно действующих на развивающийся организм, является ионизирующее излучение (радиация).
Непрямое, косвенное, действие радиации на плод (через организм матери) связано с общими нарушениями физиологических функций матери, а также с изменениями, наступившими в тканях и сосудах плаценты. Наибольшей чувствительностью к лучевым воздействиям отличаются клетки нервной системы и кроветворных органов эмбриона.
Таким образом, зародыш чрезвычайно чувствителен к изменению условий внешней среды, в первую очередь к изменениям, которые происходят в материнском организме.
Часто нарушается зародышевое развитие в тех случаях, когда отец или мать страдает алкоголизмом. У хронических алкоголиков дети часто рождаются с ослабленными умственными способностями. Наиболее характерно то, что младенцы ведут себя беспокойно, повышена возбудимость их нервной системы. Алкоголь оказывает пагубное действие уже на половые клетки. Таким образом он причиняет вред будущему потомству как до оплодотворения, так и в период развития эмбриона и плода.
Периодизация возраста в постнатальном периоде:
— младенчество (до 1 года);
— преддошкольный (1-3 лет);
— дошкольный (3-7 лет);
— младший школьный (7-11-12-лет);
— средний школьный (11-12-15 лет);
— старший школьный (15-17-18 лет);
— зрелость (18-25)
В 18 лет наступает физиологическая зрелость.
Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков — размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желёз внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу.
Организм ребёнка развивается в конкретных условиях среды, непрерывно действующей на организм и в значительной мере определяющей ход его развития. Ход морфологических и функциональных перестроек организма ребёнка в разные возрастные периоды подвержен воздействию как генетических факторов, так и факторов среды. В зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность. Качественное своеобразие организма ребёнка, изменяющееся на каждой ступени индивидуального развития, проявляется во всём, и прежде всего в характере его взаимодействия с окружающей средой. Под влиянием внешней среды, особенно её социальной стороны, те или иные наследственные качества могут быть реализованы и развиты, если среда способствует этому, или, наоборот, подавлены.
Акселерация
Различают два вида акселерации – эпохальную (secular trend, т.е. «тенденция века», она присуща всему нынешнему поколению) и внутригрупповую, или индивидуальную – это ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
Ретардация – это задержка физического развития и формирования функциональных систем организма. Она противоположна акселерации.
Термин «акселерация» (от латинского слова acceleratio — ускорение) предложен немецким врачом Koch в 1935 году. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического развития и завершении созревания организма.
Имеются данные о том, что в связи с внутриутробной акселерацией плода могут рождаться полноценные зрелые новорожденные с весом свыше 2500 г и длиной тела больше 47 см при сроках беременности менее 36 недель.
В дошкольном возрасте акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только в психической и соматической сфере, но и в отношении развития отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дизгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая (телесная) акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дизгармоничная акселерация. Типичным примером дизгармоничной акселерации является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма («детскости»).
Акселерация в раннем детском возрасте имеет ряд особенностей. Ускорение психического развития по сравнению с возрастной нормой даже на 0,5-1 год всегда делает ребенка «трудным», уязвимым к стрессовым, особенно к психологическим ситуациям, которые не всегда улавливаются взрослыми.
В период полового созревания, который начинается у современных девочек в 10-12, а у мальчиков в 12-14 лет, скорость роста сильно увеличивается. Раньше наступает и половое созревание.
В больших городах половое созревание подростков наступает несколько раньше, чем в сельской местности. Темпы акселерации сельских детей также ниже, чем в городах.
Высказывались опасения, что связанные с акселерацией сокращение периода роста и ускорение полового созревания могут повлечь за собой более раннее увядание и сокращение продолжительности жизни. Эти опасения не подтвердились. Продолжительность жизни современных людей увеличилась, более длительно сохраняется трудоспособность. У женщин менопауза отодвинулась к 48-50-му году жизни (в начале ХХ века менструации прекращались в 43-45 лет). Следовательно, удлинился детородный период, что также можно отнести к проявлениям акселерации. В связи с более поздним наступлением климакса и старческих изменений «передвинулись» на более старший возраст болезни обмена, атеросклероз и рак. Полагают, что более лёгкое течение таких болезней, как скарлатина и дифтерия связано не только с успехами медицины, но и с акселерацией благодаря изменению реактивности организма. В результате акселерации реактивность детей младшего возраста приобрела черты, которые прежде были свойственны старшим детям (подросткам).
В связи с ускорением физического и полового созревания особое значение приобрели проблемы, связанные с ранней половой активностью и ранними браками.
Основные проявления акселерации по Ю. Е. Вельтищеву и Г. С. Грачевой (1979):
Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения (И. М. Воронцов, А. В. Мазурин, 1985).
Теории причин акселерации
1. Физико-химические:
1) гелиогенная (влияние солнечной радиации), её выдвинул немецкий школьный врач Е. Кох, который и ввел в начале 30-х гг. термин «акселерация»;
2) радио-волновая, магнитная (влияние магнитного поля);
3) космическая радиация;
4) повышенная концентрация углекислого газа, вызванная ростом производства;
5) удлиннение светового дня за счёт искусственного освещения помещений.
2. Теории отдельных факторов условий жизни:
1) алиментарная (улучшение питания);
2) нутрицевтическая (улучшение структуры питания);
3) влияние гормональных стимуляторов роста, поступающих вместе с мясом животных, выращенных на этих стимуляторах (гормоны для ускорения роста животных начали применять с 1960-х годов);
4) повышенный поток информации, повышенное сенсорное воздействие на психику.
3. Генетические:
1) циклические биологические изменения;
2) гетерозис (смешение популяций).
4. Теории комплекса факторов условий жизни:
1) урбаническое (городское) влияние;
2) комплекс социально-биологических факторов.
Таким образом, относительно причин акселерации до настоящего времени не сформировано общепринятой точки зрения. Выдвинуто много гипотез. Большинство учёных считают изменение в питании определяющим фактором во всех сдвигах развития. Связывается это с увеличением количества потребляемых полноценных белков и натуральных жиров на душу населения.
Ускорение физического развития ребенка требует рационализации трудовой деятельности и физической нагрузки. В связи с акселерацией должны периодически пересматриваться регионарные нормативы, которыми мы пользуемся для оценки физического развития детей.
Децелерация
Процесс акселерации пошёл на спад, средние размеры тела нового поколения людей вновь уменьшаются.
Намечающаяся в настоящее время децелерация является следствием влияния комплекса природных и социальных факторов на биологию современного человека, так же как и акселерация.
За последние 20 лет стали регистрироваться следующие изменения физического развития всех слоев населения и всех возрастных групп: уменьшилась окружность грудной клетки, резко снизилась мышечная сила. Но имеются две крайние тенденции в изменении массы тела: недостаточная, ведущая к гипотрофии и дистрофии; и избыточная, ведущая к ожирению. Все это расценивается как негативные явления.
Причины децелерации:
— ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, структуры питания;
— всё тот же рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и в ответ на это к её торможению;
— снижение физической активности.
6. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Рефлекторная дуга, роль каждого из её звеньев
Основной формой нервной деятельности являются рефлексы.
Рефлекс (смотрите также Рефлекс)
7. Отличия условных (приобретённых) рефлексов от безусловных. Условия образования условных рефлексов
Таблица. Различия между безусловными и условными рефлексами
№ | Рефлексы | |
Безусловные | Условные | |
1 | Врожденные | Приобретенные |
2 | Наследуются | Вырабатываются |
3 | Видовые | Индивидуальные |
4 | Нервные связи постоянные | Нервные связи временные |
5 | Более сильные | Более слабые |
6 | Более быстрые | Более медленные |
7 | Трудно тормозятся | Легко тормозятся |
8. Закономерности процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Их роль в деятельности нервная система. Медиаторы возбуждения и торможения. Торможение условных рефлексов и его виды
Безусловное, или внешнее
1. Безусловный тормоз: биологически сильный сигнал угнетает осуществление текущего рефлекса.
2. Ориентировочное: новый незнакомый или неожиданный раздражитель тормозит осуществление текущего рефлекса.
3. Запредельное торможение: сверхсильные раздражители тормозят осуществление не только текущего рефлекса, но и угнетают прочую рефлекторную деятельность.
9. Иррадиация и индукция
Импульсы возбуждения, возникшие при раздражении того или иного рецептора, поступая в центральную нервную систему, распространяются на соседние её участки. Это распространение возбуждения в ЦНС называют иррадиацией. Иррадиация тем шире, чем сильнее и длительнее нанесённое раздражение.
Иррадиация возможна благодаря многочисленным отросткам в центростремительных нервных клетках и вставочных нейронах, связывающих различные участки нервная система. Иррадиация хорошо выражена у детей, особенно в раннем возрасте. Дети дошкольного и младшего школьного возраста при появлении красивой игрушки раскрывают рот, прыгают, смеются от удовольствия.
В процессе дифференцирования раздражителей торможение ограничивает иррадиацию возбуждения. В результате возбуждение концентрируется в определённых группах нейронов. Теперь вокруг возбуждённых нейронов возбудимость падает, и они приходят в состояние торможения. Это явление одновременной отрицательной индукции. Концентрацию внимания можно рассматривать как ослабление иррадиации и усиление индукции. Рассеивание внимания можно рассматривать также как результат индукционного торможения, наведённого новым очагом возбуждения в результате возникшей ориентировочной реакции. В нейронах, которые были возбуждены, после возбуждения возникает торможение и, наоборот, после торможения в тех же нейронах возникает возбуждение. Это последовательная индукция. Последовательной индукцией можно объяснить усиленную двигательную активность школьников во время перемен после длительного торможения в двигательной области коры больших полушарий в течение урока. Отдых на перемене должен быть активным и подвижным.
Наглядное объяснение иррадиации и индукции: Перейти
11. Динамический стереотип и его роль в обучении и воспитании
12. Слово как условный раздражитель. Развитие речи у детей
13. Определение ВНД, её типы. Связь типов ВНД с темпераментом и характером детей
14. Межполушарная функциональная ассиметрия и латерализация функций
Функции больших полушарий головного мозга
Левое полушарие | Правое полушарие |
Доминирующее | Субдоминантное (подчинённое) |
Последовательное мышление | Параллельное, одновременное |
Логика | Образы (образное мышление) |
Чувство времени (прошлое, настоящее, будущее) | Нет |
Детализация (анализ, подробности) | Целостная картина, связь в систему, синтез |
Объяснение | Внутреннее понимание |
Мужское | Женское |
Речевое и логическое воспроизведение | Творчество, создание нового |
Обращение к прошлому опыту, стандартам и стереотипам | Создание новых комбинаций, конструирование новых образов |
Рассудок | Чувства, эмоции |
Планирование на будущее (активно в привычных ситуациях) | «Здесь и сейчас» (активируется при стрессе) |
Возрастная динамика:
Дети в основном правополушарные существа, леворукость может проявляться с младенчества. Формирование асимметрии происходит до 12 лет. В период полового созревания активизируется правое полушарие.
Межполовые различия:
У женщин облегчено переключение с левополушарной деятельности на правополушарную и наоборот. У женщин мозолистое тело, связывающее два полушария, на 40% мощнее, чем у мужчин.
15. Физиологические основы памяти, её виды и возрастные особенности
Запечатлённая мозгом информация хранится более или менее длительно. Отсюда и возникло деление памяти на краткосрочную и долговременную. Полагают, что в корковых клетках, участвующих в образовании временной связи, при кратковременном сохранении её происходят определённые функциональные сдвиги. Возбуждение условным и безусловным раздражителями цепи нейронов вовлекаются в круговую ритмическую активность по петлям обратных связей, и эта циркуляция нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям лежит в основе кратковременной памяти.
Длительное удержание нервных связей («долгосрочная память») связано, видимо, со структурными изменениями в синаптическом аппарате или в теле нервных клеток.
Высказываются предположения, что долгосрочная память связана с изменением трофических процессов, затрагивающих синтез медиаторов, передающих нервное возбуждение. Следы памяти связывали с перераспределением ионов, регулирующих уровень возбудимости нейронов, с перестройкой ферментных систем. В последние годы широкое распространение получили взгляды о роли нуклеиновых кислот и белка как вероятного материального носителя следов памяти. Многие исследователи склоняются к той точке зрения, что материальным субстрактом долговременной памяти следует считать ДНК ядра нервной клетки.
Память складывается из трёх процессов:
усвоение информации;
хранение информации;
воспроизведение («слабое место»).
Виды памяти:
мгновенная;
кратковременная;
долговременная.
По восприятию память делится на:
зрительная;
слуховая;
моторная;
эйдетическая (память на образы).
16. Сон, гигиена сна, значение его продолжительности для здоровья детей. Физиология сна
17. Зрительный анализатор
18. Гигиена зрения
19. Требования к осанке. Гигиеническое обеспечение правильной осанки. Профилактика сколиозов, кифозов
20. Профилактика плоскостопия
Плоскостопием называют деформацию стопы, при которой уплощаются её своды. При поперечном плоскостопии нога опирается на все плюсневые косточки, а не на первую и пятую, как должно быть в норме. При продольном плоскостопии уплощается продольный свод стопы. Причиной заболевания могут быть неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, заболевания ног с нарушением кровообращения.
При плоскостопии страдает мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Пятки разворачиваются в стороны, большие пальцы поворачиваются в сторону мизинца и деформируют остальные. Проявляется болезнь ноющими болями в стопе, мышцах голени, пояснице, бедре. Нарушается походка.
Ходьба босиком, правильно подобранная обувь, специальные упражнения способствуют профилактике плоскостопия. Суть лечения плоскостопия заключается в следующем: раздражение подошвы ног вызывает безусловные рефлексы, поднимающие свод стопы. Эти движения, как правило, не подчиняются волевым усилиям, но сохраняются у большинства больных.
22. Первичные и вторичные половые признаки у подростков. Половое созревание у мальчиков и девочек
28. Основные факторы, приводящие к нарушению здоровья детей и подростков.
Основные вредные факторы для здоровья в школе:
Осложняющие факторы для здоровья в школе:
Внешкольные факторы, вредящие здоровью:
29. Понятие о психоэмоциональном стрессе. Метод предупреждения и снятия психоэмоционального стресса.
Различают 5 вариантов уровня физического развития: