Что изучает военная история

Предмет и задачи военной истории.

1.1 Объект и предмет исследования военной истории.

Военная история, или военно-историческая наука, — совокупность научных знаний о реальных военно-исторических явлениях, событиях прошлого как нашей страны, так и других стран и народов, о развитии военного дела с древнейших времен до наших дней. (т.о. ОБЪЕКТ военной истории – это военные события и явления прошлого и развитие военного дела с древнейших времен до наших дней).

Она включает в себя обширный фактический материал и теоретические обобщения, является средством познания, понимания и объяснения. Военная история как наука изучает причинно-следственные связи и отношения, содержание и сущность военно-исторических явлений, обобщает исторический опыт решения национальных, политических, экономических и иных задач средствами вооруженного насилия, как в условиях мира, так и во время ведения войны. Исследует действие законов в военной области, в войне в исторически конкретных ситуациях, а также специфические закономерности вооруженной борьбы.

Составными частями военной истории (наиболее значимые свойстваобъекта) как учебной дисциплины являются:

— история военной мысли,

— история военного искусства,

— история строительства вооруженных сил,

— история вооружения и военной техники,

— источниковедение и др. (это ПРЕДМЕТ военной истории)

Включаясь в жизнь общества, в функционирование многих его институтов, военно-историческая наука выполняет ряд функций, и прежде всего познавательную функцию, которая включает в себя момент оценки событий, ибо в войне, вооруженной борьбе действуют люди с их личностными и социальными особенностями, характерами и интересами.

Напомним, что составными частями военной истории как учебной дисциплины являются: история войн, история военной мысли, история военного искусства, история строительства вооруженных сил, история вооружения и военной техники, источниковедение и др.

История войн — фактологическая основа военно-исторической науки в целом, исследует социальную сущность войны как особого общественного явления, раскрывает причины и социально-экономические условия ее возникновения, политические и военно-стратегические цели, характер и особенности конкретных войн, оценивает силы и планы сторон, рассматривает ход военных кампаний, операций и боев, анализирует их итоги, определяет влияние данной войны на развитие общества.

Исследования в области истории войн показывают, какую роль в ходе и исходе каждой конкретной войны сыграли народные массы, экономические, политические и моральный факторы, количество и качество войск, вооружения и военной техники, уровень полководческого искусства. Изучение истории подготовки, развязывания и ведения войн позволяет обобщить богатый военный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Изучая и синтезируя его, военно-историческая наука выявляет факторы, влияющие на ход и исход войн, сражений и боев, выделяет из них главные, определяющие. История войн представляет собой богатый материал для извлечения выводов и уроков, обоснованного решения современных проблем военной теории.

История военной мысли изучает зарождение, становление и эволюцию военно-теоретических взглядов под воздействием военно-технического прогресса, экономических, социально-политических и других факторов; выявляет общее направление развития военной науки, закономерности и тенденции этого процесса, вскрывает условия и факторы, способствовавшие развитию или, наоборот, торможению его.

История военного искусства исследует возникновение, развитие, смену форм и способов ведения вооруженной борьбы, выявляет зависимость данного процесса от характера и уровня производства, политики государства и полководцев, вскрывает закономерности и тенденции развития стратегии, оперативного искусства и тактики. В ней синтезируются выводы и уроки из истории войн, истории строительства вооруженных сил, истории развития вооружения и военной техники, обучения и воспитания войск. Изучение и обобщение военного опыта многих поколений способствуют дальнейшему развитию современной военной науки.

История строительства вооруженных сил (ВС) исследует процессы и закономерности возникновения и развития ВС как по общим хронологическим признакам этапов их строительства, так и по структурно-организационным — видам и родам войск.

К военной истории относятся и так называемые вспомогательные или специальные отрасли: военная историография, воссоздающая историю военно-исторической науки; военно-историческое источниковедение, занимающееся теорией и практикой изучения и использования письменных, устных, вещественных, этнографических и других военно-исторических источников; военная археология, исследующая по вещественным источникам деятельность людей в военной области в прошлом.

Источник

Военная история

Что изучает военная история. Смотреть фото Что изучает военная история. Смотреть картинку Что изучает военная история. Картинка про Что изучает военная история. Фото Что изучает военная история

Что изучает военная история. Смотреть фото Что изучает военная история. Смотреть картинку Что изучает военная история. Картинка про Что изучает военная история. Фото Что изучает военная история

Вое́нная исто́рия — история войн, которые велись известным народом или государством или происходивших в какую-нибудь определённую историческую эпоху; также — история какой-либо одной войны или даже отдельной кампании.

Следует отличать военную историю от истории военного искусства, которое развивается как в военное, так и в мирное время и имеет предметом военные учреждения и приёмы того или другого народа или государства.

Военная история — наука о происхождении, строительстве и действиях вооружённых сил (воинских формирований) государств (народов) мира, составная часть военной науки.

Основные сведения

Изложение военной истории не сводится к простому повествованию о военных событиях (действиях), но должно также давать оценку политическим обстоятельствам, вызвавшим войну и влиявшим на её ход. Как часть военной науки, она должна представить точную картину театра войны и состояние вооружённых сил враждующих сторон, насколько это имело влияние на ход действий; она должна исследовать те мысли, которыми руководились распорядители военных операций, равно как обстоятельства, которые можно считать причиной успеха или неудачи; наконец, военная история обязана дать войне критическое освещение и путём этой критики выводить основы военного искусства.

Все эти задачи не легко исполнимы. В интересах воюющих — держать свои планы, расположение своих войск и т. п. в тайне, как перед открытием военных действий, так и во время их. И после окончания войны по причинам весьма разнообразного свойства правители и полководцы часто не желают снимать завесу со многих обстоятельств, существенно важных. Официальные бюллетени и реляции часто являются настолько фантастичными, что требуется крайне внимательное сопоставление их с другими свидетельствами и документами, чтобы восстановить действительный ход событий. Сочинений по всеобщей военной истории очень немного; но зато сочинениями об отдельных войнах и кампаниях литература весьма богата. Важным материалом для изучения военной истории служат мемуары, корреспонденции, равно как и разрабатываемые в последнее время истории полков.

Источник

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ, 1) процесс развития воен. дела с древнейших времён до совр. эпохи. 2) Наука, изучающая войны и вооруж. силы прошлого и раскрывающая закономерности их развития; является частью историч. науки, ибо рассматривает одну из сторон истории человеческого общества; в то же время В. и. является частью военной науки, ибо изучает и обобщает опыт подготовки и ведения минувших войн. Важнейшие отрасли В. и.: и с т о р и я войн, раскрывающая цели, причины и характер конкретных войн, их ход, итоги и значение в историч. процессе; история строительства вооруж. сил, изучающая процесс создания, организации, подготовки и технич. оснащения видов вооруж. сил и родов войск; история военного искусства, исследующая развитие и смену форм и способов ведения воен. действий; история военной мысли, изучающая развитие воен.-теоретич. воззрений на природу и характер войн, их подготовку и ведение, на проблемы воен. строительства и воен. искусства. Спец. разделами В. и. являются воен. историография, воен. источниковедение и воен. археография.

На протяжении многих веков было накоплено огромное количество воен.-историч. материала, написано много трудов по истории войн и воен. иск-ва, но до сер. 19 в. В. и. не являлась наукой в подлинном смысле слова. Её представители, отражая интересы господствующих классов, часто извращали события, произвольно подбирали факты, фальсифицировали историю. Характерными чертами таких произведений были игнорирование роли нар. масс, преувеличение деятельности монархов и полководцев. Во взглядах на ход воен.-историч. процесса господствовал идеализм, объективные законы развития воен. дела и воен. иск-ва не были раскрыты. Основы подлинно научной В. и. заложили К. Маркс и ф. Энгельс, к-рые показали, что развитие воен. дела определяется не одной деятельностью полководцев, а в первую очередь материальными условиями жизни общества. Огромной заслугой Маркса и Энгельса является то, что они впервые применили диалектич. метод к анализу мировой В. и. и дали науч. решение важнейших её проблем. В их трудах показан процесс возникновения войн и воен. организации, вскрыта непосредств. связь войны с внеш. и внутр. политикой господствующих классов. Работы Маркса и Энгельса положили начало марксистской воен.-историч. науке, к-рая росла и крепла в ожесточённой борьбе с бурж. воен. историографией. «Военная история как наука, в которой правильная оценка фактов является единственным руководящим принципом,- отмечал ф. Энгельс,- еще очень молода и не может пока похвастаться больший объемом литературы. Тем не менее это уже сложившаяся область знаний, и с каждым днем она все более и более отметает, как ненужную примесь, бесстыдное и глупое хвастовство, которым длительное время отличались произведения, именовавшиеся историческими лишь на том основании, что в них намеренно извращался каждый факт, о котором рассказывалось» (МарксК. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 11, с. 436-37). Одним из первых воен. историков-марксистов был ф. Меринг. Неоценимый вклад в В. и. внёс В. И. Ленин. Развивая учение Маркса и Энгельса, он осветил вопрос о происхождении и сущности войн как обществ, явления, дал чёткую классификацию историч. типов войн, вскрыл факторы, определяющие исход войны, дал глубокую характеристику ряда войн, особенно войн эпохи империализма.

С победой Великой Октябрьской социалистич. революции связано возникновение сов. воен.-историч. науки, к-рая развивалась на базе марксистско-ленинской методологии. Основы сов. воен. историографии заложили работы В. И. Ленина послеоктябрьского периода, в к-рых он определил роль и место В. и. в системе знаний, необходимых народу для строительства новой армии, организации обороны страны, дал характеристику осн. этапов развития Сов. Вооруж. Сил, событий Гражд. войны.

За годы Сов. власти в СССР была создана обширная воен.-историч. лит-ра. Изданы коллективные обобщающие работы: 5-томная «История Гражданской войны в СССР», 6-томная «История Великой Отечественной войны Советского Союза», «50 лет Вооружённых Сил СССР» и др. Большим вкладом в воен.-историч. науку являются труды А. А. Свечина, Е. А. Разина и А. А. Строкова по истории воен. иск-ва; Л. Г. Бескровного и П. А. Жилина по истории Отечеств, войны 1812; Е. 3. Барсукова, А. М. Зайончковского, А. К. Коленковского, Н. Г. Корсуна, В. ф. Новицкого, ф. Е. Огородникова, Н. А. Таленского и др. по истории 1-й мировой войны; А. В. Голубева, А. Б. Кадишева, Н. Е. Какурина, Н. Ф. Кузьмина, В. А. Меликова и др. по истории Гражд. войны; Е. А. Болтина, А. Н. Грылева, В. М- Кулиша, Н. Г. Павленко, С. П. Платонова, Д. М. Проэктора, А. М. Самсонова, В. А. Секистова и др. по истории Великой Отечеств, и 2-й мировой войн; В. А. Белли, Л. М. Еремеева, И. С. Исакова, Р. Н. Мордвинова, Н. В. Новикова и др. по истории воен.-мор. флота и воен. действий на море.

Марксистская воен.-историч. наука развивалась в острой идеологич. борьбе с бурж. воен. историографией. С кон. 19 в. бурж. воен. историки (X. Дельбрюк, А. Шлифен, Б. Г. Лиддел-Гарт, Дж. Фуллер, М. Шварте, авторы офиц. трудов по истории 1-й и особенно 2-й мировых войн, изданных в Германии, Франции, Австрии, США, Великобритании и др.) наряду с совершенствованием методики военно-исторического исследования в своём большинстве открыто выступают в защиту агрессивной политики империализма, ответственного за развязывание двух мировых и мн. локальных войн. Особенно наглядно реакц. концепции проявляются в совр. воен. историографии США, ФРГ и Великобритании. Выступая против фальсификаторов истории, сов. воен. историки в то же время поддерживают и расширяют контакты с прогрессивными представителями бурж. воен. мысли, к-рые стремятся понять объективное содержание воен.-историч. процесса, своими трудами способствуют развитию В. и. как науки.

Источник

Военная история. Учебник для военных вузов

Что изучает военная история. Смотреть фото Что изучает военная история. Смотреть картинку Что изучает военная история. Картинка про Что изучает военная история. Фото Что изучает военная история

Учебник включает в себя основное содержание учебной дисциплины «Военная история». Он был разработан авторским коллективом под редакцией доктора военных наук профессора Н. Б. Ачкасова в ФГКВОУ «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного» при участии Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова, Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского и Михайловской военной артиллерийской академии. Учебник предназначен для курсантов высших военно-учебных заведений. Его содержание соответствует требованиям ФГОС ВПО, учебным программам по военной истории и направлено на формирование у курсантов необходимых общекультурных и военно-профессиональных компетенций. Учебник рекомендован Ученым советом Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного» Министерства обороны Российской Федерации в качестве учебника для курсантов военно-учебных заведений. Имеет положительные рецензии председателя диссертационного совета при ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова» доктора военных наук профессора Ю. А. Зубрицкого, профессора кафедры истории войн и военного искусства ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова» доктора военных наук профессора А. В. Платонова, а также профессора кафедры Института Федеральной службы безопасности РФ доктора исторических наук профессора генерал-майора Э. М. Филиппова.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Военная история. Учебник для военных вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Военная история как составная часть военной науки

История войн, которые велись народами и государствами в различные исторические эпохи, процесс развития военного дела составляют военную историю. Военная история является одновременно частью военной науки и частью исторической науки, так как изучает одну из важнейших сторон истории человеческого общества — военную.

1.1. Становление и развитие военной науки

Знания, необходимые человеку и обществу, формируются наукой. Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат; систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.

Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Все науки условно делятся на естественные, общественные и технические.

Несколько особняком стоит военная наука. Предметом ее изучения является вооруженная борьба.

Война, армия и военная наука. Вся история человечества неразрывно связана с войнами различного масштаба и характера. Война как сложное социально-политическое явление с незапамятных времен занимает умы государственных деятелей, военных, историков и философов, ученых и писателей. Каждое поколение людей оставило в истории свое понимание войны, свой взгляд на причины ее происхождения и пути дальнейшей эволюции. Научное познание было направлено на установление сущности и объективных закономерностей войны, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений наблюдаемой действительности.

Сегодня областью научных знаний, изучающей вопросы подготовки и ведения войны, является военная наука. Военная наука — это составная часть военного дела, область науки (теоретической и практической), представляющая собой единую систему знаний о подготовке и ведении военных действий (войны) государствами, коалициями государств или классами для достижения политических целей.

На протяжении истории практическая военная деятельность, по мере своего становления и развития, оформилась в военное искусство. Военное искусство — это составная часть военного дела, теория и практика подготовки и ведения военных (боевых) действий на суше, море и в околоземном пространстве.

Краткая история становления военно-теоретических знаний.

В многотысячных армиях Вавилона, Ассирии, Древних Индии, Египта и Персии уровень военного искусства был достаточно высок, что позволяет говорить о существовании определенной системы подготовки воинов, формирования и устройства вооруженных сил, ведения боевых действий. Многовековая история этих государств и высокий уровень их развития дают возможность предположить и существование военно-теоретических трудов, а возможно, и цельной военной теории в тот период.

Значительное развитие военная теория получила в Древнем Китае в работах Сунь-Цзы (VI в. до н. э.), У-Цзы (V в. до н. э.) и др. Однако китайская военная школа не оказывала влияния на развитие европейского военного искусства вплоть до начала XX в.

Европейской родиной военно-теоретической мысли, оказавшей огромное влияние на все последующее развитие военной науки, считается Древняя Греция. В Греции зародилась и военная история, носившая первоначально чисто описательный характер. Геродот описал борьбу греков с персами. Фукидид оставил нам историю Пелопоннесской войны с 431 по 410 г. до н. э. Однако развитие организации армии, вооружения и способов ведения боя — все это заставляло не только констатировать факты и описывать события, но и анализировать их.

Крупнейшим представителем древней военной мысли был Ксенофонт (род. в 430 г. до н. э.). Уступая во многом Геродоту и Фукидиду как историк, Ксенофонт превзошел их способностью анализировать и обобщать исторические события, став первым крупным военным теоретиком. Характерной особенностью его работ является изложение вопросов военного искусства в контексте собственных военно-исторических повествований. Таковыми являются «Анабазис» и «История Греции» (410-362 гг. до н. э.). Будучи не только военным историком, но и военным практиком, Ксенофонт написал большую работу под названием «Киропедия», где изложил принципиальные основы комплектования, организации, вооружения, воспитания и обучения войск и основы некоторых положений тактики. Работы Ксенофонта сыграли важную роль в развитии военного искусства. Они стали основой дальнейшей разработки теории военного дела.

Первой большой специальной военно-теоретической работой, освобожденной от исторической формы, была «Тактика» Энея, который написал свой труд около 357 г. до н. э. Дошедшая до нас небольшая часть этого произведения посвящена искусству осады городов и дает в систематизированном виде наиболее раннее изложение различных приемов осады укреплений, способов возведения различных технических сооружений и их применения.

Более полные теоретические трактаты по тактике относятся к I в. до н. э. — I в. н. э. Это «Тактика» Эсклепиодота и «Теория тактики» Элиана. Незначительное количество теоретических трудов объясняется тем, что другие авторы или не писали своих наставлений по ведению военных действий, будучи чистыми практиками (Диогнет, Каллий, Трифон, Епимах и др.), или их произведения вовсе до нас не дошли (например, сочинения Диада). Именно эти сочинения лежали в основе последующих произведений по военным вопросам, написанным в эпоху римского владычества.

Древний Рим, установив свое господство в бассейне Средиземного моря, как губка впитал в себя то лучшее, что было у народов, вошедших в состав империи. Касалось это не в последнюю очередь и области военно-теоретических знаний. Многочисленные войны, которые вели римляне, находили свое обобщение, прежде всего, в военно-исторических трудах.

Крупнейшим военным историком был Полибий (II в. до н. э.), написавший «Всеобщую историю» (от Второй Пунической войны (218 г. до н. э.) и до завоевания римлянами Греции (146 г. до н. э.)). В ней Полибий главное внимание уделял войнам, что дало основание некоторым историкам назвать ее «Военной историей».

Вторым крупным военным историком периода римского владычества считают Арриана (II в. н. э.). Его работа «Походы Александра», составленная по первоисточникам, дает самый достоверный материал по войнам Александра Македонского.

Характерной особенностью крупных историков Древнего мира является рассмотрение ими общей и военной истории в тесной связи, без отделения одной от другой. Это позволяло рассматривать войны не как отдельные, самостоятельные акты человеческой истории, а как вытекающие из предшествующей жизни государства, из его политики.

Военно-исторические работы накапливали фактический материал, который требовал теоретических обобщений. В этом направлении и работала военно-научная мысль, имеющая уже достаточно солидную теоретическую базу. Прежде всего, следует указать на работы по отдельным вопросам — «Стратегемы» Фронтина и Поливна, труд Витруеия (в 10-й книге) и др. Из греческих писателей позднего периода (II–VII в. н. э.), работавших над развитием военной теории и военного искусства, следует отметить Аполлодора, Афинея, Анонима Византийского и др.

В эпоху Средневековья, вплоть до XVII в., несмотря на ведение многочисленных войн в раздробленной на множество небольших государств Европе, военная наука сколько-нибудь заметного развития не получила. Только в XVII в., в период утверждения абсолютистских государств, с появлением новых постоянных, а затем и регулярных армий военная наука продолжила развиваться. В это время появляются труды таких военных теоретиков, как Н. Макиавелли (1469-1527), С. Вобан (1633-1707), Мориц Саксонский (1696-1750), А. Фекьер (1648-1711), А. Пюйсегюр (1751-1825), Ж. Фолар (1669-1752) и ряда других.

Однако настоящий прорыв в военной науке, определивший ее дальнейшее развитие именно как самостоятельной науки, произошел на рубеже XVIII–XIX вв. Генрих Дитрих фон Бюлов (1757-1804) и Карл фон Клаузевиц (1780-1831) в Германии, эрцгерцог Карл (1771-1847) в Австрии, Антуан Анри (Генрих Вениаминович) Жомини (1779-1869) во Франции создали свои знаменитые труды, в основе которых был анализ исторических и военных событий, участниками которых они являлись. Авторы, опираясь на опыт истории, доказывали объективность существования законов и принципов войны и военных действий, пытались сформулировать эти законы, создать теорию войны. Появление теоретических трудов в значительном количестве в столь короткий исторический промежуток времени (1799 — «Дух новой военной системы» Бюлова; 1813 — «Основы стратегии, поясненные очерком кампании 1796 г. в Германии» эрцгерцога Карла; 1803 — «Теоретический и практический курс высшей тактики», 1807 — «О главных принципах военного искусства», 1837-1840 — «Очерки военного искусства» в двух томах Жомини; 1831 — «О войне» Клаузевица) позволяет сделать вывод о возникновении и существовании серьезной причины для этого в ближайшие предшествующие их появлению годы. Такой причиной явились небывалые по размаху, масштабам, количеству участвующих войск и последствиям войны наполеоновской Франции. Сами войны и их характер были следствием нового государственного устройства Франции, обеспечивавшего учет интересов большей части населения страны при ведении внешнеполитической деятельности, цели которой, следовательно, были близки и понятны этому большинству, а значит и поддерживаемы им.

Много военно-теоретических трудов было создано во 2-й половине XIX в., когда бурное развитие военной техники, путей сообщения и средств связи вызвало необходимость теоретического осмысливания новых явлений в военном деле.

Прошло почти 60 лет со дня выхода в свет работы Клаузевица до момента опубликования первых трудов по теории морской войны — «Влияния морской силы на историю» американского офицера Альфреда Мэхэна в 1890 г. и «Морской войны, ее основных принципов и опыта» английского адмирала Филиппа Коломба в 1891 г. Положения теории Мэхэна и теории Коломба дополняли друг друга. Именно поэтому они должны рассматриваться в органическом единстве.

В работе А. Мэхэна давалось в основном политическое обоснование необходимости создания морской мощи и ее пользы для государства. Ф. Коломб рассматривал вопросы военной части теории — как завоевывать господство на море и использовать его. С момента своего появления теория войны на море стала оказывать определяющее влияние на развитие военно-морского искусства и военно-морскую политику государств. Положения теории учитывались при подготовке флотов к войне, в соответствии с ними составлялись планы войны и велись боевые действия. Это объясняется тем, что сама теория была разработана на основе анализа боевого опыта и учитывала основные закономерности, объективно существовавшие в практике ведения морской войны.

Первые войны эпохи империализма показали возрастание роли военно-морских флотов в составе вооруженных сил и потребовали дальнейшего развития теории применения флота в войне. Вышедшая в Великобритании в 1911 г. книга Ю. Корбетта (1854-1922) «Некоторые принципы морской стратегии», имея в основе положения теории Мэхэна — Коломба, являлась самостоятельным исследованием закономерностей морской войны и органично продолжала и развивала теорию господства на море.

Становление и развитие военной науки в России протекало самостоятельным путем с критическим учетом европейского опыта в условиях, когда русский народ вел частые войны за свою свободу и независимость.

В XVI в. появились первые русские военно-исторические труды в виде общеисторических описаний. В этот же период разрабатывались основы устройства вооруженных сил и вопросы организации и несения пограничной службы, что следует считать одним из первых истоков русской военно-теоретической мысли.

В развитии русской военно-исторической литературы наряду с летописными сказаниями имели значение воинские повести. К ним следует отнести «Сказание Авраамия Палицына», «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Повесть о прихождении свейского короля с немцы под град Псков», повесть Катырева-Ростовского, повести об «азовском взятии» и «осадном сидении». Содержанием этих сказаний и повестей являются военные события, многие из которых имеют значение в развитии военного искусства.

Следует также отметить общеисторический труд Г. К. Катошихина (1630-1667) «Россия в царствование Алексея Михайловича», в котором в трех главах (7, 8 и 9-й) сообщается об устройстве вооруженной организации Русского государства в XVII в. Это одно из первых произведений, в котором довольно подробно описываются учреждения, ведавшие военным делом, система комплектования, организация, вооружение и снабжение русского войска, а также обеспечение государственных границ. В XVII в. более обстоятельно велись разрядные книги, сохранившие документальные военно-исторические данные. Воинские повести, труд Катошихина и разрядные книги XVII в. являлись первыми элементами зарождавшейся отечественной военно-исторической науки.

В начале XVII в. возник термин «воинская наука», содержанием которого являлись прикладные военные знания. Изучалась и переводилась иностранная военная литература.

В XVII в. уже имелись зачатки дифференциации военных знаний. Наряду с военно-исторической литературой появились уставы, излагавшие военно-технические знания и составлявшие, по мнению современников, содержание воинской науки. Сохранились две рукописные и первая в России печатная военные книги XVII в.

В период правления В. Шуйского с немецкого на русский язык Юрьевым и Фоминым была переведена «Воинская книга», в которой довольно подробно изложены рецепты изготовления пороха, а также правила стрельбы из пушек и пищалей.

В 1621 г. Онисим Михайлов закончил работу над Уставом, где рассмотрел большой круг военных вопросов, совокупность которых составляет содержание воинской науки XVII в. Устав включал в себя права и обязанности различных лиц командования, организацию похода и расположение войска для отдыха, подготовку к ведению боя, организацию осады и обороны крепостей, изготовление и применение наряда, а также устройство «оружейных домов». В предисловии О. Михайлов указал на необходимость для всех изучения «изряднейших славных старых книг ратного дела, кои в давные лета писаны» людьми «премудрыми и искусными» в воинском деле, обучаясь ему «в тех и в иных государствах».

Для разработки Устава автору потребовалось 14 лет, в течение которых он изучил и обобщил национальный и западноевропейский опыт военного дела. Устав показывает высокий уровень развития русской военно-теоретической мысли начала XVII в. Значение Устава для русского войска заключалось в том, что он знакомил военачальников с опытом организации и обучения в западноевропейских армиях, а также выявлял некоторые общие положения военного искусства. В течение почти 50 лет этот Устав являлся единственным руководством для обучения русского войска.

В 1647 г. была издана первая русская печатная военная книга — «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», представлявшая собой вольный перевод с немецкого знаменитого труда И. Я. фон Вальгаузена «Kriegskunst zu Fuss» («Искусство пешей войны»).

Подлинным преобразователем военного дела был Петр I (1672-1725). Он внес большой вклад в развитие стратегии и тактики, осуществил ряд крупных военных реформ, разработал эффективные методы военного обучения.

Бурный прогресс пережила русская военно-теоретическая мысль в XVIII в. Много нового внесли в развитие русской военной науки П. А. Румянцев (1725-1796), А. В. Суворов (1730-1800), М. И. Кутузов (1745-1813), Ф. Ф. Ушаков (1744-1817) и другие выдающиеся полководцы и флотоводцы. Большой вклад в развитие военной теории в XIX в. внесли А. И. Астафьев (1816-1863), Н. П. Михневич (1849-1910), Д. А. Милютин (1816-1912), М. И. Драгомиров (1830-1905), П. С. Нахимов (1802-1855), Г. И. Бутаков (1820-1882), С. О. Макаров (1848-1904) и другие. Астафьев в труде «О современном военном искусстве» (часть 1, 1856) считал, что понятие «военная наука» значительно шире, чем понятие «военное искусство», подразумевая под первым широкие теоретические познания, относящиеся к ведению войны, военным действиям, достижению победы, к развитию военного дела в целом, подготовке войск. Михневич выдвинул тезис об эволюции военного дела, подверг пересмотру давно сложившиеся в российской военной теории, но устаревшие взгляды. Его перу принадлежит более 30 работ по различным вопросам военной науки. Он утверждал, что военная наука «занимается изучением войны — это есть наука о войне».

В конце XIX — начале XX в. в России были изданы «Энциклопедия военных и морских наук» и многотомная «Военная энциклопедия», обобщившие теорию военного дела того времени. В последней из них сформулированы принципы военного искусства и дано определение военной науки: «Военная наука занимается всесторонним исследованием войны. Она изучает: 1) явления в жизни общества и 2) силы, средства и способы для ведения вооруженной борьбы. Первая область исследования входит в социальную динамику, вторая — технически военная, теория военного искусства» (том 6, 1912).

Западная военная наука после Первой мировой войны вступила в новую полосу развития. Применение новых средств ведения войны впервые в истории военного искусства наглядно показало единство военных действий, проводимых во всех средах человеческой деятельности: на земле, под землей, на море, под водой, в воздушном пространстве над водой и сушей. До Первой мировой войны не только единство, но и взаимосвязь проводимых в различных средах военных действий не всегда были очевидны. Отсутствие боевых средств, которые в равной степени эффективно можно было использовать в войне на море и на суше (за исключением небольшой прибрежной полосы, размеры которой, следует заметить, с течением времени постоянно увеличивались), заставляло моряков и армейцев заниматься вопросами теории войны на море и на суше изолированно друг от друга. Исключение составляли лишь десантные операции. Теперь же, с появлением авиации, сфера действий которой в равной мере была значима и для флота и для армии, были созданы предпосылки для появления единой общей теории войны, законы которой в равной мере могли быть распространены на море, сушу и воздушное пространство.

Первым, кто попробовал рассматривать войну как единое целое, независимо от среды, в которой ведутся военные действия, был итальянский генерал Джулио Дуэ (1869-1930). Из-под его пера вышло множество работ, наиболее значимыми из которых являются «Господство в воздухе» (1921), «Государственная оборона» (1923) и «Война 19… года» (1930). Теория воздушного господства окончательно оформилась к 1930 г., пройдя в своем развитии несколько этапов. Доктрина, первоначально касавшаяся почти исключительно авиации, распространилась на всю совокупность вооруженных сил.

Большая заслуга в развитии советской военной науки принадлежит М. В. Фрунзе (1885-1925), который наряду с разработкой вопросов советской военной доктрины сделал важные выводы по многим актуальным проблемам военного строительства. Значительный вклад в развитие военной науки внесли М. Н. Тухачевский (1893-1937), И. П. Уборевич (1896-1937), В. К. Триандафиллов (1894-1931), Б. М. Шапошников (1882-1945), К. И. Величко (1856-1927), В. Д. Грендаль (1884-1940), A. И. Егоров (1883-1939), К. Б. Калиновский (1897-1931), Д. М. Карбышев (1880-1945), А. К. Коленковский (1880-1942), Е. А. Шиловский (1889-1952), Б. Б. Жерве (1878-1934), М. А. Петров (1885-1937), B. А. Алафузов (1901-1966), И. С. Исаков (1894-1967) и др.

Большое влияние на развитие отечественной военной теории оказали многочисленные дискуссии, проводившиеся по основным направлениям исследования опыта Первой мировой войны. Дискуссии носили продуктивный характер и способствовали выработке всесторонне взвешенных решений по вопросам определения путей развития отечественных Вооруженных сил. Привлечение для обсуждения насущных вопросов теории широкого круга специалистов, офицеров флота и авиации являлось немаловажным положительным фактором в скорейшем освоении военного опыта.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., которая явилась экзаменом на зрелость советской военной науки, были успешно решены многие проблемы, вставшие перед нашей страной и ее Вооруженными силами в связи с нападением фашистской Германии: ведение стратегической обороны, подготовка и осуществление контрнаступления, эшелонирование сил и средств на важнейших направлениях и маневр ими в ходе сражений, использование резервов и другие. Одновременно были разработаны и решены многие вопросы военного строительства, военной экономики, обеспечения морально-политического единства фронта и тыла страны. Большой вклад в решение этих вопросов внесли советские полководцы и военачальники: Г. К. Жуков (1896-1974), А. М. Василевский (1895-1977), К. К. Рокоссовский (1896-1968), И. С. Конев (1897-1973), Н. Ф. Ватутин (1901-1944), Ф. И. Толбухин (1894-1949), Р. Я. Малиновский (1898-1967), И. Д. Черняховский (1906-1945), Н. Г. Кузнецов (1904-1974) и др.

В ходе Второй мировой войны в Германии, США, Великобритании в качестве основного вида военных действий вооруженных сил теоретическое обоснование получило стратегическое наступление с использованием механизированных армий и крупных сил авиации. На основе обобщения опыта военных действий союзных войск военной наукой были разработаны вопросы подготовки и проведения крупных воздушно-десантных и морских десантных операций; организации стратегического коалиционного руководства войсками; планирования и обеспечения операций и др.

В 1980-е гг. в США была принята доктрина «прямого противоборства», в которой нашли теоретическое обоснование возможности ведения ядерной войны против СССР с нанесением внезапного «обезоруживающего» удара и достижения США военного превосходства над СССР при ведении как ядерной, так и обычной войны в любом регионе мира, где возникнет «угроза жизненным интересам» США. С этой доктриной были связаны также концепции «звездных войн», или «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), «войн малой интенсивности» и др.

Структура военной науки. Современная российская военная наука представляет систему знаний о военно-стратегическом характере войны, путях ее предотвращения, подготовке Вооруженных сил и страны к отражению агрессии, а также о закономерностях, принципах и способах вооруженной борьбы в защиту нашего государства. Предметом ее изучения является вооруженная борьба.

Составными частями военной науки являются (рис. 1): общая теория, теория военного искусства, теория военного строительства, теория управления Вооруженными силами, теория военной техники и вооружения, теория воинского обучения и воспитания, теория видов Вооруженных сил, военная история, военная экономика, военная проблематика общественных, естественных и технических наук.

Общая теория рассматривает концептуальные вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации, развития ее Вооруженных сил, военной доктрины страны, вопросов развития военно-промышленного комплекса (ВПК) и вопросов вхождения Вооруженных сил в какие-либо блоки. Основой для решения этих вопросов служат указы президента Российской Федерации, решения Совета безопасности, законы, касающиеся жизни и деятельности Вооруженных сил.

Теория военного искусства является ведущей областью военной науки, охватывающей теоретические основы подготовки и ведения военных действий, эволюции вооруженной борьбы в тесной зависимости от развития вооружения и военной техники. Включает теории стратегии, оперативного искусства и тактики. Теория стратегии исследует военно-стратегический характер войны, законы (закономерности), принципы и способы вооруженной борьбы в стратегическом масштабе. Теория оперативного искусства изучает характер, закономерности, принципы и способы подготовки и ведения общевойсковых (общефлотских) операций (боевых действий) оперативными объединениями видов Вооруженных сил. Теория тактики занимается вопросами подготовки и ведения боя подразделениями, воинскими частями и соединениями на суше, на море и в воздухе. В соответствии с этим она включает теорию тактики общевойскового боя и теорию тактики видов Вооруженных сил, родов войск (сил) и специальных войск.

Что изучает военная история. Смотреть фото Что изучает военная история. Смотреть картинку Что изучает военная история. Картинка про Что изучает военная история. Фото Что изучает военная история

Рис. 1. Блок-схема российской военной науки

Теория военной техники и вооружения занимается решением комплекса вопросов, связанных с разработкой, производством и снабжением Вооруженных сил необходимой военной техникой и вооружением (оружием, средствами доставки и боеприпасами, системами пуска, наведения, управления и другими техническими средствами). При решении этого вопроса Министерство обороны осуществляет плотное взаимодействие с военными научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и другими организациями, осуществляющими разработки военной техники и вооружения; с Центральным финансовым управлением, осуществляющим финансирование проектов и закупку необходимых для Вооруженных сил военной техники и вооружения; с заводами-производителями, входящими в состав военно-промышленного комплекса.

Теория видов Вооруженных сил включает в себя комплекс мероприятий, направленных на развитие и поддержание в определенной степени боеготовности (боеспособности) частей и подразделений данного вида Вооруженных сил. ВС РФ состоят из трех видов (Сухопутные войска, Военно-морской флот и Воздушно-космические силы) и двух родов (Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска) сил.

Теория военной экономики и тыла это система знаний о закономерностях, способах, формах и методах обеспечения военных потребностей государства (макроэкономика); как часть народного хозяйства она включает в себя материально-техническую базу, трудовые ресурсы и военные финансы, выделяемые для экономического обеспечения военных потребностей государства. Она исследует характер, объем, способы накопления и использования материальных средств, необходимых для обеспечения деятельности Вооруженных сил и ведения войны, а также пути повышения устойчивости народного хозяйства в военное время. Решением вопросов обеспечения Вооруженных сил всем необходимым занимается Тыл ВС РФ со своими службами, а также специальные службы видов Вооруженных сил (родов сил). Решением вопросов экономического обеспечения отдельной части, подразделения (микроэкономика), по видам обеспечения занимаются соответствующие службы. Военная экономика существует в тесной связи с гражданской экономикой, базируется на общей экономической мощи государства.

1.2. Военная история и современность

Важной составной частью военной науки является военная история, которая служит ее исторической базой, изучая войны, которые велись народами и государствами в различные исторические эпохи, процесс развития военного дела. Военная история использует понятия и категории военной науки.

Военная история как составная часть военной науки. В военной истории анализируются военный опыт прошлого, развитие способов ведения военных действий в различные исторические эпохи. Военная история — это область военной науки, которая изучает закономерный процесс развития вооруженных сил, форм и способов ведения вооруженной борьбы в зависимости от изменения социально-экономических, политических и материально-технических условий.

Военная история как наука имеет свои составные части и специальные отрасли. Составными частями военной истории являются история войн, история военного искусства, история строительства вооруженных сил, история военной техники и история военной мысли.

Специальными отраслями военной истории выступают военная историография, военное источниковедение, военная археография, военная археология и военная статистика.

В связи с тем что вооруженные силы государств, в зависимости от специфических условий борьбы и используемых боевых и технических средств, включают различные виды вооруженных сил, составные части и специальные отрасли военной истории содержат в себе соответствующие частные разделы или направления исследования. Предметом их исследования являются конкретные виды вооруженных сил.

История войн изучает социальную сущность войн, раскрывает цели, причины и характер конкретных войн, их ход, последствия, итоги и значение в историческом процессе.

История военного искусства изучает возникновение и развитие форм и способов ведения военных действий на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях в соответствии с тремя основными частями военного искусства.

История строительства вооруженных сил исследует возникновение и развитие вооруженных сил.

История вооружения и военной техники выявляет общие и непосредственные причины возникновения и развития военной техники, ее состояние в различные периоды истории и характер влияния на военное дело.

История военной мысли изучает развитие военно-теоретических взглядов на природу и характер войн, их подготовку и ведение, на проблемы военного строительства и военного искусства.

Военная историография изучает историю военной истории, накопление исторических знаний, борьбу в истолковании исторических явлений, смену методологических направлений.

Военное источниковедение — это теория и методика изучения и использования исторических источников.

Военная археография — теория и методика издания письменных исторических источников.

Военная археология — изучение истории вооруженной борьбы по материальным остаткам жизни и деятельности людей.

Военная статистика — получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности развития вооруженных сил в неразрывном единстве с их качественным содержанием.

Важнейшими принципами российской военной истории являются объективность, системность и всесторонность исследований, опирающихся на факты, военную статистику и документы, активная борьба с фальсификаторами на военно-историческом фронте.

В процессе изучения военной истории в ней самой происходила специализация по отдельным ее составным частям и отраслям (военноисторическим дисциплинам). Изучение всемирной военной истории осуществляется по общественно-экономическим формациям и эпохам, пространственно-географическому принципу комплексным проблемам, отдельным войнам и другим военно-историческим событиям.

Российская военно-историческая наука, в соответствии с принятой общей периодизацией истории, всемирную военную историю изучает по следующим периодам: военная история Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. По пространственно-географическому принципу выделяется военная история связанных между собою географических районов (военная история Европы, Ближнего и Среднего Востока и т. д.) и отдельных стран (военная история России, СССР, Германии и т. д.), которая изучается также по общественно-экономическим формациям и эпохам.

Военная история и Вооруженные силы. Сложившиеся в России политические, социальные и экономические условия, принципы обеспечения ее безопасности требуют постоянного совершенствования ВС РФ для решения стоящих перед ними задач.

Практика военного строительства свидетельствует, что наибольший успех при решении современных задач достигается там, где новые подходы тесно сочетаются с критическим анализом и применением опыта прошлого.

Опыт прошлого изучает военная история, а практическое претворение достижений военной истории как науки в ВС РФ осуществляется в ходе военно-исторической работы (ВИР). Военно-историческая работа — это деятельность органов военного управления по исследованию актуальных проблем военной истории и внедрению полученных результатов в теорию и практику военного дела, использованию знаний по военной истории в интересах обучения и воспитания личного состава Вооруженных сил, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу.

ВИР является одновременно частью научной и воспитательной работы в Вооруженных силах РФ. Она организуется на основе действующего законодательства РФ, приказов и директив министра обороны, ГК ВМФ. Проводится ВИР органами управления всех уровней, научно-исследовательскими организациями и всеми военно-учебными заведениями МО РФ. Организатором и руководителем ВИР в Вооруженных силах Российской Федерации является Историко-архивный военно-мемориальный центр Генерального штаба ВС РФ, который включает в себя три отдела: архивный, мемориальный и исторический. В видах ВС, центральных управлениях ВС, округах, группах войск, на флотах, флотилиях, в армиях, соединениях, воинских частях и учреждениях руководство ВИР осуществляют соответствующие командующие и командиры (начальники) через свой штаб.

Основными направлениями ВИР являются организация и проведение военно-исторических исследований; реализация результатов военно-исторических исследований; использование военно-исторических знаний в обучении и воспитании военнослужащих.

Важнейшими функциями ВИР выступают образовательная и воспитательная. Образовательная функция состоит в приобретении военных профессиональных знаний, умений и навыков, повышении уровня мастерства по своей специальности, расширении кругозора, развитии творческого мышления.

Воспитательная функция предполагает формирование у воинов научно обоснованных взглядов на многие вопросы современной действительности, возможные перспективы ее развития с учетом уроков прошлого, способствование формированию научного мировоззрения, а также патриотическому и нравственному воспитанию личного состава.

Цели и задачи военно-исторической работы в ВС РФ определяются приказами министра обороны, его заместителей, директивами Главного штаба (ГШ), приказами и директивами главнокомандующих видов ВС, командующих (начальников) родов войск.

Одной из задач военно-исторической работы, поставленной министром обороны РФ каждому соединению, части и кораблю, является ведение исторического формуляра части (корабля). Порядок его ведения и форма определены Наставлением по служебной переписке и делопроизводству в ВС РФ.

Исторический формуляр является секретным документом и хранится в секретной части. В военное время он сдается на временное хранение в штаб военного округа (флота, флотилии), а вместо него ведется журнал боевых действий.

Исторический формуляр, как правило, ведет один из офицеров штаба, одновременно являющийся нештатным офицером-историком, или другое лицо по решению командира (начальника).

В исторической справке отражаются те же данные, что и в историческом формуляре, но она не имеет строго определенной формы. В нее вносятся все изменения и основные события, характерные для данного учреждения, произошедшие в течение календарного или учебного года, в произвольном порядке и форме.

Офицеры-выпускники, как будущие командиры и начальники, должны уметь вести военно-историческую работу и руководить ей. При этом нужно помнить требования к военному историку, сформулированные в «Военной энциклопедии» И. Д. Сытина: «Военный историк соблюдает добросовестность и не искажает истины намеренно, иначе произведение его теряет почти всякую ценность. Всякое военно-историческое событие или явление надо исследовать также и относительно общеисторической обстановки, иначе неполнота изучения и освещения будет иметь следствием узость взглядов и односторонность или недостаточную многосторонность заключительных выводов. Работа военного историка должна отличаться возможной полнотой. Очень важно изложить связь описываемого с предшествовавшими обстоятельствами, которая всегда существует, чтобы таким образом была открыта первоначальная причина. При военно-исторической работе следует, прежде всего, собрать достоверный материал, то есть военный историк должен быть исследователем; научно установленные факты связать в ряды по категориям причинности или развития, то есть он должен быть мыслителем; обобщить частные явления и сделать выводы, то есть он должен быть философом; и, наконец, представить все в виде цельной картины, то есть он должен быть художником».

Военная история является важной сферой человеческого познания, частью военной и общеисторической науки. Она изучает процесс развития вооруженных сил, форм и способов ведения вооруженной борьбы в различные исторические эпохи. Как отрасль научного знания военная история включает в себя историю войн, историю военного искусства, историю строительства вооруженных сил, историю военной техники, историю военной мысли, военную историографию, военное источниковедение, военную археографию, военную археологию и военную статистику.

Для исследования актуальных проблем военной истории и внедрения полученных результатов в теорию и практику военного дела, использования военно-исторических знаний для обучения и воспитания личного состава, призывников и молодежи в Вооруженных силах Российской Федерации организуется и проводится военно-историческая работа. Будущие командиры должны владеть военно-историческими знаниями и готовиться организовывать и осуществлять военно-историческую работу в своем подразделении.

Вопросы для повторения

1. Что изучает военная наука?

2. Что изучает наука «военная история»?

3. Что такое военное искусство?

4. Что изучает история военного искусства?

5. Что такое военно-историческая работа в Вооруженных силах Российской Федерации?

6. Какие функции выполняет военно-историческая работа?

7. В каких формах проводится военно-историческая работа?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *