Что изучает наука естествознание 5 класс

Роль науки-естествознание 5 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Раздел долгосрочного плана: 5.1А Мир науки

Школа: КГУ «Беловская средняя школа»

ФИО учителя: Ермолаева Татьяна Николаевна

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5.1.1.1 определять функции науки как вида человеческой деятельности

определять функции науки как вида человеческой деятельности

Учащийся достигает цели обучения, если:

*Правильно соотносит научные знания, решения проблемы и создание новых технологий.

Учащиеся могут устно и письменно объяснить роли науки.

Предметная лексика и терминология: Наука, Функции науки, План исследования, Гипотеза, Эксперимент, Вопрос исследования, Анализ данных.

Серия полезных фраз:

Прививаются навыки работы в группе: ценности взаимопомощи и коллаборативной работы.

Навыки использования ИКТ

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

(К) Учащиеся выполняют упражнение «Дерево ассоциаций». Для этого каждый ученик записывает на стикере слово или выражение, возникающее у него при чтении слова «наука». Стикеры прикрепляются на доску или плакат с изображением ствола и ветвей дерева. Обсудите с учащимися результат, сравнив его с научной трактовкой термина «наука».

Изображения дерева можно заменить на дом, предложив учащимся собрать его по кирпичикам.

Стикеры, плакат с изображением дерева или дома.

(Г) Учащиеся исследуют несколько видов мячей: Футбольный, Волейбольный, Теннисный, Для пинг-понга

В процессе исследования учащиеся отвечают на вопросы:

Почему каждый мяч используют в определенной спортивной игре?

Чем эти мячи отличаются друг от друга?

По завершении исследования объясните с учащимися что они провели небольшое исследование.

(Г) Учащиеся знакомятся с основными функциями науки:

Наука создает знания

Наука решает проблемы

Наука создает что-то новое

После обсуждения учащиеся в группах сортируют карточки с примерами, согласно функциям науки.

(Г, О) Учащиеся соотносят примеры научных знаний, способы их применения в решении проблем и примеры создания новых продуктов.

Предложите учащимся следующие примеры для соотнесения

Примеры научных знаний:

• Цыпленок вылупляется из яйца

• Лед тает при нагревании

• Сахар растворяется в воде

Примеры решения проблем:

• В инкубаторе температура воздуха соответствует температуре тела птицы

• Чтобы лед не таял, его поместили в термос

• Чтобы сахар растворялся быстрее в воде, его нагревают на огне

Примеры создания новых продуктов:

• В Европе создали Инкубатор ИБМ-30 Э электронный цифровой с автоматическим переворотом яиц.

• В 1892 году Д.Дьар создал первый термос для льда

• Под руководством профессора Лесли Хьюи Королевского колледжа Лондона впервые был открыт заменитель сахара

Несколько видов мячей

Карточки с примерами основных функций науки.

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

— что узнал, чему научился

— что осталось непонятным

— над чем необходимо работать

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Все учащиеся смогут поделиться своими идеями о «науке». Большинство учащихся смогут провести исследование на разных мячах, а так же смогут сопоставить научные знания с решением проблем и примером создания новых продуктов. Менее способным учащимся можно предоставить готовый материал для записей в тетради.

Формативное оценивание (оценивание учителем)

Индивидулаьная работа (самооценивание)

Групповая работа (самооценивание и взамиооценивание)

Соблюдение ТБ во время урока.

Цыпленок вылупляется из яйца

Чтобы лед не таял, его поместили в термос

Под руководством профессора Лесли Хьюи Королевского колледжа Лондона впервые был открыт заменитель сахара

Лед тает при нагревании

Чтобы сахар растворялся быстрее в воде, его нагревают на огне

В Европе создали Инкубатор ИБМ-30 Э электронный цифровой с автоматическим переворотом яиц

Сахар растворяется в воде

В инкубаторе температура воздуха соответствует температуре тела птицы

В 1892 году Д.Дьар создал первый термос для льда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Номер материала: ДБ-644558

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России

Время чтения: 1 минута

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза

Время чтения: 2 минуты

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Естествознание 5 класс тема:Естествознание-наука о природе

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Маршрутный лист для учащегося

5.1.1.1 – определять функции науки как вида человеческой деятельности ;

Ф.И. учащегося (заполняется учеником)

Изучи тему 1.1 (С страницы 6 по 7 страницу)

Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомился(лась)

Прочитав данную тему:

Подумайте с какими науками связано естествознание.

И выполните кластер в тетради

Выполните задание на стр 6,данное задание называется Путешествие на *машине времени*

Свои выводы по данному заданию запишите в тетрадь.

Просмотрев рис 2 на стр 7 произведите ответы на вопросы,которые вверху рис 2. напишите ответы в тетрадь

Поставь знаки «+» или «-»

Обратная связь от учителя

(словесная оценка и/или комментарий)

Приложение 1) Это пример как должен выглядеть кластер. (Вам нужно выполнить кластер на тему:) связь естествознания с другими науками Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Номер материала: ДБ-1303458

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников

Время чтения: 1 минута

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть фото Что изучает наука естествознание 5 класс. Смотреть картинку Что изучает наука естествознание 5 класс. Картинка про Что изучает наука естествознание 5 класс. Фото Что изучает наука естествознание 5 класс

В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Рабочая программа по курсу «Естествознание», 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 г. Балахны

на заседании школьного МО Директор МБОУ СОШ №14

учителей _______________ г.Балахны

Протокол №___ от_________ Приказ №____от__________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по курсу «Естествознание»

МБОУ СОШ № 14 г. Балахны

к рабочей программе учителя по курсу естествознания для 5 класса.

Рабочая программа учителя учебного предмета «Естествознание» составлена на основе авторской программы к пропедевтическому курсу «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак (2015), и учебника А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия» (2015).

Данный учебный предмет имеет свой целью:

подвести учащихся 5 классов к изучению нового предмета, показать учащимся роль химии и физики в окружающей их действительности, раскрыть перед ними широкую перспективу использования химии и физики в их повседневной жизни;

воспитать у учащихся ответственное отношения к учебе, гордость за отечественную науку;

развить мышление, повышение интереса к предметам.

и способствует решению следующих задач:

создать условия для развития устойчивого интереса к физике и химии, к решению задач;

сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях;

развить общеучебные умения: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач;

развить творческие способности учащихся;

развить коммуникативные умения работать в парах и группе;

показать практическое применение законов физики и химии через решение экспериментальных задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

3. Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» являются:

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики и химии;

— воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

— формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

— освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);

— формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.);

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).

Предметными результатами изучения курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» являются:

— освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

— формирование элементарных исследовательских умений;

— применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

4. Данная программа содержит 2 часа компонента образовательного учреждения для изучения пропедевтического курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание»

Существенных изменений в авторскую программу внесено не было. Только некоторые лабораторные работы, рассчитанные на 20-25 мин учебного времени были объединены в практические работы, время выполнения которых – 1 урок, что позволяет учащимся сконцентрироваться на эксперименте.

5. Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используется учебно-методический комплект:

Учебник «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия», авторы А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак (2012).

Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса, авторы А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак (2012).

Сборник задач по физике. Автор В.И. Лукашик (2009).

Справочник по физике и технике. Автор А.С. Енохович (2011).

6. Учебный предмет изучается в 5-6 классах. Курс рассчитан на 140 учебных часов (занятия по два урока в неделю).

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 70 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов. Контрольных работ – 4. Практических работ – 4. Лабораторных работ – 26.

Природа. Человек – часть природы. Явления природы. Влияние человека на природу. Охрана природы.

Физика и химия – науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества.

Методы исследования природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, штатив, держатель для пробирок. Нагревательные приборы, строение пламени. Правила нагревания вещества.

Измерения. Измерительные приборы: линейка, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерения, правила пользования).

Знакомство с лабораторным оборудованием

Практическая работа № 1 «Простейшие измерения»

Тело и вещество (23 ч)

Характеристики тел и веществ (форма, объём, цвет, запах).

Твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Масса. Масса различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы.

Движение частиц вещества.

Взаимодействие частиц. Строение твёрдых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения. Диффузия в твёрдых телах, жидкостях и газах.

Химические элементы. Периодическая система Д.И. Менделеева.

Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).

Кислород. Горение в кислороде.

Водород. Воздух – смесь газов. Фотосинтез.

Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.

Письменный опрос «Химические элементы».

Сравнение характеристик физических тел.

Наблюдение различных состояний вещества.

Измерение температуры воды и воздуха.

Наблюдение делимости вещества.

Наблюдение явления диффузии.

Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ.

Наблюдение горения в кислороде.

Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием.

Практическая работа № 2 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Контрольная работа № 1 «Тела и вещества»

Взаимодействие тел (20 ч)

Силы. Сила как характеристика взаимодействия.

Действие рождает противодействие. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.

Всемирное тяготение. Зависимость силы тяжести от массы.

Деформация. Различные виды деформации.

Сила упругости. Зависимость силы упругости от деформации.

Условие равновесия тел.

Трение. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхности.

Электрические силы. Объяснение электрического взаимодействия. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.

Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит.

Письменный опрос «Силы в природе». Давление. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.

Задачи на вычисление давления

Давление в жидкостях и газах.

Давление на глубине.

Сообщающиеся сосуды. Закон Паскаля.

Плотность вещества. Задачи на вычисление плотности.

Определение плотности вещества.

От чего зависит выталкивающая сила. Изучение архимедовой силы.

Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.

Измерение силы трения.

Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел.

Наблюдение магнитного взаимодействия.

Определение давления тела на опору.

Выяснение условия плавания тел.

Практическая работа № 3 «Определение плотности вещества»

Практическая работа № 4 «От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?».

Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел»

Физические и химические явления (13 ч)

Механические явления (6 ч)

Механическое движение в природе и технике.

Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения. Путь и время движения.

Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное).

Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание – необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

Тепловые явления (7 ч)

Учет теплового расширения и использование его в технике.

Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.

Испарение жидкостей. Конденсация.

Изучение процесса испарения жидкостей.

Вычисление скорости движения.

Наблюдение относительности движения.

Наблюдение источников звука.

Наблюдение изменения объема жидкостей и газов при нагревании и охлаждении.

Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении.

Отливка игрушечного солдатика.

Нагревание стеклянной трубки.

Наблюдение за плавлением снега.

От чего зависит скорость испарения жидкости.

Наблюдение охлаждения жидкости при испарении.

Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.

Контрольная работа № 3 «Механические и тепловые явления»

Контрольная работа №4 «Решение качественных задач»

Источник

Рабочая программа по естествознанию 5 класс

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Пояснительная записка к рабочей программе

образовательной области «Естествознание»

Настоящая рабочая программа курса «Естествознание» для 5 класса II ступени обучения составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и авторской программы гр.авторов Суховой Т. С., Строганова В. И., И.Н.Пономаревой и др. (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с.).

Основная цель курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строение вещества.

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об окружающем мире;

овладение умениями работать с простейшим лабораторным оборудованием, организовывать собственную информационную и практическую деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами;

воспитание ответственного отношения к природе и собственному организму;

выработка навыков применения знаний о живой и неживой природе в повседневной жизни.

Программа курса естествознания в классах для детей с задержкой психического развития решая те же учебно-воспитательные задачи, что и в массовой общеобразовательной школе предполагает одновременно коррекционную направленность предусматривающую:

активизация познавательной деятельности учащихся

формирование общеинтеллектуальных умений и навыков

нормализацию учебной деятельности

развитие устной и письменной речи

формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки деятельности учащихся

Основная характеристика учебного предмета

Учебный предмет «естествознание»в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Резервное время позволит учителю строить такие уроки с учетом уровня подготовки учащихся.

Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).

Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.

Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.

При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т. е. единство материального мира.

С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях (резервное время).Те материалы, которые в авторской программе были отмечены светлым курсивом и должны изучаться по усмотрению учителя, внесены для изучения в календарно-тематический план.

Место предмета в базисном учебном плане.

Программа имеет 8 содержательных разделов: «Что тебя окружает», «Многообразие природных явлений», «Химические явления», «Физические явления», «Биологические явления» « Особенности живого организма», «Движение в сферах планеты Земля», « Освоение природы человеком». В программе отводится 68 учебных часов для обязательного изучения естествознания в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю, в том числе практических работ-2, лабораторных работ-9, экскурсий-3

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся: овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Результаты изучения курса «Природоведение » приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять. Анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике «Использовать примененные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и направлены на решение разнообразных жизненных задач.

В результате изучения естествознания ученик должен: знать/понимать:

многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы; строение живой клетки (главные части);

-царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

-природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.

При реализации программы используется учебник: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Примерный учебно-тематический план.

Естествознание 5 класс

Раздел 1. Как человек изучает природу

1.Введение. Что тебя окружает.

1.2.Загадки природы. Практическая работа №2.

Единство живой и неживой природы. Практическая работа №3.

Изменяется ли окружающий нас мир?

Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?

Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?

Раздел 2. Многообразие природных явлений

2.1. Все течет, все изменяется.

2.2.Чем различаются химические и физические явления?

Раздел 3. Химические явления и живой и неживой природе

Как узнать что химическая реакция произошла?

Можно ли повлиять на химическую реакцию?

Какие условия необходимы для реакции горения?

Вещества, образуемые растениями.

Раздел 4. Физические явления в живой н неживой природе

4.1.Что необходимо знать, изучая физические явления?

4.2.Магнитные и электрические явления. Лабораторная работа №1.

4.3.Механическое движение в живой и неживой природе.

4.4.Световые явления в живой и неживой природе.

4.5.Свет в жизни живых организмов.

4.6.3вуковые явления в живой и неживой природе.

Раздел 5. Биологические явления

5.1. K ак идет жизнь на Земле.

5.2.Прибор, открывающий «невидимое». Лабораторная работа №2.

5.3.Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работе №3.

Раздел 6. Особенности живого организма

6.1.Как размножаются живые организмы?

6.2.Как размножаются животные?

6.3.Как размножаются растения?

6.4.Строение семени. Лабораторная работа №4.

6.5.Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

6.6.Как переселяются растения?

6.8.Почему всем хватает места на Земле?

6.9.Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

6.12.Как питаются разные животные?

6.13.Как питается растение? Лабораторная работа №5.

6.14.Только ли лист кормит растение? Лабораторная работа №6 (по выбору).

6.15.Как питаются паразиты?

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

Можно ли жить без волы?

Можно ли жить не питаясь?

Как можно добыть энергию для жизни?

6.21.Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

6.23.Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лабораторная работа №7.

Разнообразие клеток многоклеточных организмов. Лабораторная работа №8.

Можно ли жить и не дышать?

Возвращают и живые организмы вещества в окружающую среду?

Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле.

Раздел 7. Движение в сферах планеты Земля и в космосе

7.1. Изменение облика Земли и живых организмов.

7.2. Движение литосферы.

7.3. Движение атмосферы.

7.4. Движение гидросферы.

7.5. Круговорот воды в природе.

7.6. Взаимосвязь сфер Земли.

7.7. 3накомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. Лабораторная работа №9

7.9. Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.

Раздел 8. Освоение природы человеком

8.1.Роль современной науки в жизни человечества.

8.3.Влияние человека на биосферу.

Содержание тем учебного курса

Естествознание 5 класс

1. Введение. Что тебя окружает.(7часов)

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений при постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

Экскурсия №1 « Живая и неживая природа»

Практическая работа «Уход за комнатными растениями»

В результате изучения данного раздела ученик должен знать/понимать :

многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

тела живой и неживой природы (перечислять, приводить примеры представителей); среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать;

уметь характеризовать тела живой и неживой природы;

правильно ухаживать за комнатными растениями;

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.

2. Многообразие явлений природы.(3часа)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые сложные вещества, смеси. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины о сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни разных условиях среды обитания.

В результате изучения данного раздела ученик должен знать/понимать :

многообразие тел, веществ;

состав живых организмов.

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

выявлять приспособления растений и животных к разным условиям среды.

3. Химические явления в живой и неживой природе (5часов)

Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т. п.)Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

В результате изучения данного раздела ученик должен уметь:

проводить опыты, демонстрирующие горение веществ. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль.

4. Физические явления в живой и неживой природе (7часов)

Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т. п.).Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости и т. п.).

В результате изучения данного раздела ученик должен знать/понимать:

многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

физические явления (механические, тепловые, световые), и их использование в повседневной жизни описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ.

5. Биологические явления (3часа)

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии (использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений и т. п.).

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян

Лабораторная работа №2 «Знакомство с микроскопом»

Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени»

В результате изучения данного раздела ученик должен:

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

проводить опыты, демонстрирующие влияние температуры, света, влажности на прорастание семян;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты.

6. Особенности живого организма (27часов)

Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев (электронных коллекций) и др.); Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.).

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.)- Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Лабораторная работа №4 «Изучение строения семени»

Лабораторная работа №5 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа»

Лабораторная работа №6 «Рассматривание корней растений»

Лабораторная работа №7 «Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом»

Лабораторная работа №8 «Разнообразие клеток многоклеточных организмов»

Практическая работа №2 «Подкармливание птиц зимой»

Экскурсия №2 «Как переселяются растения»

В результате изучения данного раздела ученик должен:

проводить опыты, демонстрирующие горение веществ. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

знать правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. п.);

знать простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах);

понимать взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.).

7. Движение в сферах планеты и в космосе. (9часов)

Изменение облика Земли и живых организмов. Движение литосферы. Движение атмосферы. Движение гидросферы. Круговорот воды в природе. Взаимосвязь сфер Земли. Горные породы, образовавшиеся с участием живых организмов.

В результате изучения данного раздела ученик должен знать/понимать:

модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

определять стороны горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать).

8. Освоение человеком природы. (5 часов)

Роль современной науки в жизни человечества. Человек — часть природы. Влияние человека на биосферу.

Лабораторная работа №9 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения»

В результате изучения данного раздела ученик должен знать:

природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Требования к уровню подготовки учащихся: в результате изучения курса «Естествознания»

Учащиеся должны знать:

положение о том, что все в природе находится в движении: движение — форма существования материи;

относительность движения и покоя;

понятия «вещество» и «тело»;

примеры и основные признаки химических реакций;

основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;

основные процессы, происходящие в живых организмах;

примеры движений в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);

причины изменения поверхности Земли;

причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;

движение Земли (суточное, вокруг Солнца).

Учащиеся должны уметь:

сравнивать различные явления, делать выводы;

проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;

выявлять взаимосвязи организмов и среды;

составлять пищевые цепи;

находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;

объяснять причины изменения поверхности Земли;

объяснять причины смены дня и ночи, времен года.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

Методическое пособие для учителя: Природоведение: 5 класс: методическое пособие/Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Программы: авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2008.

Литература для учителя:

Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. серии « Твой первый атлас определитель»: Животные леса. Птицы леса, Животные луга, Рыбы наших водоёмов.-М.: Дрофа, 2008.

Тимофеева Л. Л. Мастер-класс. Уроки природоведения в 5 классе М.: Дрофа, 2007.

Литература для учащихся:

Бровкина Е.Т., Сивоглаов В.И. серии « Твой первый атлас определитель»: животные леса, птицы леса, животные луга, рыбы наших водоёмов.- М.: Дрофа, 2008.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2003.

Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Детская литература, 1995.

Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1992.

Оборудование и приборы:

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Лабораторное оборудование: лупы, термометры, ножницы, скальпели, препаровальные иглы, пинцеты, пипетки, пробирки, держатели для пробирок, предметные и покровные стёкла, спиртовки, магниты.

Микроскопы, готовые микропрепараты тканей растений и животных.

Коллекции горных пород.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

Выполнил работу без ошибок и недочетов.

Допустил не более одного недочета

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик: Допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».

Если правильно выполнил менее половины работы.

Не приступил к выполнению работы.

Критерии и нормы устного ответа по биологии.

Оценка «5» ставится, если ученик :

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Оценка «2» ставится, если ученик :

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

Полностью не усвоил материал.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по биологии:

Оценка «5» ставится, если ученик:

Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений проводить наблюдения по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).

Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.

Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.

Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).

Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

4. Не владеет умением проводить наблюдение.

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение тестовой работы в отметку по пятибалльной шкале

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *