Что изучает мифология 5 класс
Проект «Славянская мифология» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1» г. Биробиджана
учащаяся 5 В класса
учитель русского языка и литературы
1.Определение из википедии
2. Учёные, изучающие славянскую мифологию
3. Происхождение славянской мифологии
5. Славянская мифология в современности
Особая форма человеческого сознания, способ познания мира древним человеком и систематизации им знаний об окружающей его действительности, а так же способ сохранения традиций в беспрестанно изменяющейся действительности, включает в себя народные сказания (мифы, эпос и т. д.)- это и есть мифология.
1.Определение из википедии
Славянская мифология ― совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до конца первого тысячелетия н. э.). Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до нашей эры и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.
2. Учёные изучающие славянскую мифологию
Древнеславянская мифология сложна по своей структуре и богата по содержанию. К сожалению, до наших дней дошло очень мало источников, описывающих верования древних славян, и существ, соседствующих с ними в те времена. Во-первых, славянская мифология настолько древняя что, большинство историй существовало лишь в устной форме. Во вторых, история славянского народа была такова, что верования людей несколько раз менялись насильственным образом, при этом уничтожались практически все упоминания о прежних мировоззрениях.
На протяжении многих веков люди придумывали мистических существ, чтобы объяснить окружающий непознанный мир. Со временем многие образы прижились, причем настолько, что стали частью культуры народов. Множеством собственных персонажей наделена и мифология, существа и боги древних преданий являются отражением языческих верований славянских народов. Они свято верили в мистических героев, помогающих людям собрать хороший урожай, исцелить от болезней, подарить счастье в семейной жизни, а также наказать за неблаговидные поступки.
Боровички — маленькие старички, вершка в два, хозяева грибов — груздей, рыжико.
Все знают о леших и домовых. Много любопытных и загадочных историй связано с этими, и другими, существами из славянской мифологии. Но не все персонажи народного фольклора отличались доброжелательным или нейтральным отношением к человеку.
В жизни древних славян было немало и злых созданий, многие из которых сегодня незаслуженно забыты. Попытаемся восстановить справедливость.
8. Славянская мифология в современности
В настоящей работе объектом исследования стали лирические произведения А.Пушкина, К.Бальмонта, в которых нашли отражение образы и мотивы славянской мифологии. Автор работы, тщательно изучив историю славянской мифологии, старается найти ее воплощение в творчестве русских поэтов, выявить изобразительные средства, которые используют авторы для создания того или иного образа, понять причины обращения многих русских писателей и поэтов к истокам славянской мифологии.
Выдуманные персонажи: 4 учащихся.
Не знаю: 5 учащихся.
Наука изучающая мифологию: 15 учащихся
2.Перечислить богов и существ которых знают учащиеся.
Перечисленные персонажи: 8 учащихся.
Не знаю : 16 учащихся.
3. Хотели бы узнать о славянской мифологии?
Программа по факультативному курсу для 5 класса «Мифология»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 56»
п. Сыня г. Печора Республика Коми
Программа по факультативному курсу для 5 класса
Автор-разработчик: Близеева С.А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «ООШ № 56» п. Сыня
Рабочая учебная программа
по факультативному курсу для 5 класса «Мифология»
Автор: Близеева С.А., учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ № 56» п. Сыня
2 ступень образования. Срок реализации программы: 1 год. Количество часов: 34
Рабочая программа по факультативному курсу для 5 класса «Мифология»
разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011.»
34 часа в год (1 час в неделю).
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием « Г.И. Данилова: Мировая художественная культура: Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс . – М.: Дрофа, 2011»
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Шедевры мировой литературы, золотой фонд русской классики и сокровища национальных литературных традиций по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным “культурным кодом”, без которого невозможно полноценное самосознание личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое, внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических, нравственных и творческих способностей.
В условиях обновления школы задачи литературного образования, заключающиеся в том, чтобы приобщить к богатству мировой литературы, способствовать освоению духовных ценностей, воспитывать у обучающихся умение эстетически воспринимать явления жизни, приобретают особое значение. В этой связи, несомненно, важным становится изучение мифологии в школьном курсе литературы.
Настоящая программа факультативного курса «Мифология» помогает расширить познания мифологии, с которой пятиклассники начали знакомство в рамках основного образования.
Факультативный курс «Мифология» рассматривает наиболее известные сюжеты и образы античной и славянской мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость и в наше время. Особое внимание уделено их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мирового искусства.
Античная мифология представляет богатейшее собрание сюжетов и образов, которые вдохновляли художников на протяжении тысячелетий. Культура античности – один из столпов, на котором строилась европейская цивилизация. Чрезвычайно важно познакомить детей с основными персонажами и образами античных мифов, что облегчит им в дальнейшем понимание произведений искусства.
Интегрированный факультативный курс «Мифология» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Факультативный курс «Мифология» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления.
В курсе античной и славянской мифологии, изучаемом в 5 классе, основной акцент ставится на образную и сюжетно-событийную сторону изучаемых произведений, общечеловеческие ценности и моральные нормы.
Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. В результате изучения факультативного курса «Мифология» обучающиеся научатся пользоваться различными источниками информации; выполнять учебные и творческие задания (доклады, презентации, получат навыки исследовательской и проектной деятельности).
Программа построена на основе межпредметной интеграции с предметами гуманитарного цикла: историей, литературой, изобразительным искусством, что позволяет ликвидировать разрыв в изучении образовательных дисциплин, помогает формировать разносторонне развитую личность.
Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием информационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир, используя информационную систему
Ожидаемые результаты: учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира культуры и истории. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.
Факультатив «Мифология» предназначен для учащихся 5 класса общеобразовательной школы.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34ч).
сформировать у учащихся целостное представление о мифологии как осно- ве мировой художественной культуры;
сформировать метапредметные способности: способности схематизации, проблематизации и целеполаганию, способности к поиску и рефлексии; навыки исследовательской и проектной деятельности, развить творческие способности, память, внимание.
Введение мировой мифологии в школьный курс литературы не просто расширяет фактическое содержание программы, это конкретный функциональный материал историко-культурного плана. Таким образом, изучение мифологии и более поздних литературных произведений, в которых использованы мифологические образы и мотивы, дают возможность школьникам уже в раннем возрасте осознавать характер постижения жизни, развитие мировой литературы и её теории в целом (и русской в частности).
Образовательные цели и задачи курса:
Обобщение и систематизация ранее полученных знаний в гуманитарной области (история, литература, искусство, музыка);
Организация условий для систематической самостоятельной образовательно-исследовательской работы;
Соединение исторического принципа с элементами культурологи и эстетики (художественная картина мира);
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стилях и направлениях, важнейших закономерностях их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления;
Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, заинтересованного в активном диалоге с произведением искусства;
развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства.
Развитие познавательного интереса обучающихся.
Личностный рост обучающихся.
Задача курса познакомить учащихся не только с мифами и мифологическими героями, но и с литературным и произведениями, в которых использованы мифологические образы, обучать “цепкому” взгляду при прочтении любого литературного материала, учить аналитическому подходу к произведениям. Воспитывать грамотных людей, умеющих аргументировано высказывать собственные мысли. Развивать речь и кругозор учащихся путём знакомства их с различным литературно-историческим теоретическим материалом, мифологическими и художественными произведениями, в которых использованы те или иные мифологемы, и подталкивать учащихся к размышлениям разного характера.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.
Защита творческих проектов, создание презентаций, написание докладов, участие в научно-практических конференциях, диспутах и дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Методы преподавания факультатива «Мифология» определяются:
возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины, которая может играть важную мировоззренческую роль в современной российской школе;
спецификой интегративного содержания, предполагающего изучение художественных произведений разных видов искусств с единых культурологических позиций и духовно-нравственных оценок;
активным использованием творческих методов обучения проблемно-поискового характера, основанных на включении школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с анализом и оценкой художественных явлений.
Для успешной реализации задач необходимо осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, организация работы в группах (4-6 человек). Форма организации занятий и дидактическое обеспечение курса должно позволить каждому учащемуся продвигаться в своем темпе и по своей траектории. Фронтальные формы работы при таком подходе минимизируются. Обучающимся будет предоставлена возможность выбирать виды и темы заданий в рамках заданного учителем содержания.
Виды деятельности: виртуальные экскурсии, творческие работы детей, проектная деятельность, викторины, конкурсы, подготовка презентаций.
Формы контроля: тестирование, сочинения – эссе; оформление стендов, выставок; докладов, проектов; видеовикторины, участие в интерактивных играх и конкурсах.
В рамках курса будет организована продуктивная мыслительная деятельность учащихся, в т. ч. исследовательская, организованы интерактивные коммуникации (учащиеся должны обсуждать друг с другом проблемную ситуацию, план и способы выполнения заданий, полученные результаты и т. д.)
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
Наиболее продуктивными для решения учебных, педагогических и воспитательных задач изучения факультатива «Мифология» является использование следующих технологий:
технология развивающего обучения
технология индивидуализации обучения
технология проектного обучения
технология критического мышления
Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний раздела, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. При этом вырабатываются навыки поискового, исследовательского подхода к решению теоретических или практических проблем.
Технология развивающего обучения
Цель развивающего обучения – сформировать у учащихся умение анализировать сложившуюся ситуацию и делать вывод, устанавливать связь данного объекта изучений с другими объектами, выделять существенные признаки и отсеивать несущественные, сравнивать, классифицировать, и обобщать наблюдаемые явления, переносить известный способ деятельности в другие условия
При использовании данной технологии необходимо:
включать ребенка в творческую деятельность (требуется создание проблемной ситуации);
усиливать роль частично-поискового (эвристического) и исследовательских методов;
основной формой организации учебно-воспитательного процесса становятся коллективные и групповые формы учебной деятельности;
использование дифференцированного подхода.
Технология индивидуализации обучения
Технология индивидуализации обучения позволяет организовывать учебный процесс с учетом выбора приемов, средств и темпа обучения обусловленных индивидуальными способностями учащихся, что в значительной степени формирует самостоятельность, трудолюбие и творчество учащихся.
Технология проектного обучения
Технология проектного обучения ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся.
Проектная технология предполагает следующие этапы работы:
— разработка проектного задания (выбор темы, формулирование проблемы, определение цели и поэтапных задач).
— составление плана работы (определение сроков, выбор средств и методов выполнения проекта, способа оформления результатов, распределение обязанностей).
— реализация проекта (сбор, анализ и обобщение информации, проведение исследования, подготовка материалов, оформление их для презентации).
— завершение проекта (представление результатов самостоятельных исследований, оценивание результатов проекта обучающимися и учителем, рефлексия).
Учащиеся выполняют групповые или индивидуальные проекты разной направленности:«Божественный идеал в религиях мира»,«Идеал человека в искусстве» и др.);
Главное преимущество этой технологии в том, что работа над проектом приносит удовлетворение в продукте собственного труда, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, обеспечить высокое качество образовательного процесса.
Применение игровых технологий: дидактических, сюжетно-ролевых и имитационных игр, деловых игр (пресс-конференции, интервью, круглые столы, суды, соревнования и т.д.) считаю одной из удачных форм развития креативных способностей обучающихся. Результативность уроков с применением игровых технологий выше, так как они пользуются особым интересом у школьников и к подобным занятиям учащиеся всех возрастов готовятся намного активнее. Обучающиеся приобретают опыт публичного выступления, свободного обмена мнениями, проявления инициативы и принятия ответственных решений, закрепляются навыки правомерного поведения.
Технология критического мышления.
Основные стадии учебного действия «вызов – осмысление – рефлексия».
Использование пятиминутных эссе, небольших дискуссий побуждают ребёнка искать образы в уже имеющемся личном знаниевом или практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать новый ни на что не похожий свой продукт, а это уже творчество.
Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:
1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
Пять основных направлений использования ИКТ на занятиях (по классификации Войтко С.А.):
1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
3. Создание собственных мультимедийных презентаций.
4. Использование ИКТ во внеклассной работе.
5. Использование ресурсов сети Интернет.
Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве.
При реализации данной разработки для решения поставленных задач при выборе методов обучения отдается предпочтение активным (продуктивным) методам обучения:
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме «Мифология» (учебник Чертова)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мифология Совокупность, система мифов. Наука о мифах.
РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.
Эпос басня рассказ повесть очерк роман роман-эпопея
лирика романс ода песня элегия послание сонет
драма трагедия комедия, мелодрама водевиль
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Аполлон и музы
Аполло́н —златокудрый сребролукий бог света (отсюда его прозвище Феб — «лучезарный», «сияющий»), покровитель искусств, предсказатель будущего, бог-врачеватель, олицетворение мужской красоты.
В древнегреческой мифологии бог-покровитель искусств Аполлон был окружен свитой, состоящей из девяти прекрасных муз. Каждая из них обладала способностями к одному из видов искусства или науки и могла наделить ими того, кого считала достойным этого прекрасного дара.
Музы являлись дочерями Зевса и богини памяти Мнемосины. Они жили на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ – источник божественного вдохновения. На земле в честь каждой из них были установлены храмы, именуемые мусейонами. Именно от их названия произошло слово «музей».
Старшей из муз была Каллиопа, которая означала «красиво звучащая», – муза эпической поэзии. В знак главенства над другими музами Каллиопа носила золотую корону. Обычно ее изображали с дощечкой, покрытой воском, и стилосом (бронзовым стержнем для нанесения текста) в руках. У музы Каллиопы был сын, Орфей. Каллиопа учила своего сына Орфея стихам для пения. Каллиопа была также самой мудрой из всех сестер Муз, а также самой напористой.
Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Её обязательным атрибутом была флейта или лира. Эрато – муза любовной поэзии. Обязательным атрибутом Эрато была кифара.
Покровительницами театрального искусства являлись муза трагедии Мельпомена и муза комедии Талия. Обеих изображали с венком плюща на голове и с маской: у Мельпомены она была трагической, у Талии – комической.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-687065
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.