Что изучает методика русского языка
Методика русского языка как наука. Ее предмет и задачи, связь с другими науками. Методы научного исследования
МПРЯ – наука, которая изучает цели, содержание, принципы, средства и методы обучения русскому языку. Зачем обучать языку? Что изучать? Как изучать? Как контролировать процесс обучения языку? – вопросы, на которые отвечает МПРЯ. Методика оперирует определенными фундаментальными понятиями. Это единственная методика, которая имеет свою теоретическую часть.
Объектом изучения методики является естественный язык.
Предмет методики: исследование основных закономерностей процесса обучения языка
Предмет методики. Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя: а) содержание обучения, языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по отбору и «подаче» материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков. Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено.
СВЯЗЬ МЕТОДИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ:
Философия. Методика, как и педагогика в целом, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определенные аспекты формирования личности: этим обусловлены ее связи с другими науками. Так, философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку.
• Контрольный эксперимент проводится по завершении основного, формирующего, с целью получения материала для оценки новой методики. Нередко он приобретает форму среза в виде контрольных работ, тестов, сочинений, докладов учащихся, их творчества и пр. «Срезы» дают материал для анализа, статистической обработки, обобщения в виде таблиц, схем, диаграмм. При обработке срезовых материалов нужно пользоваться едиными критериями, которые составляются заранее, на начальных этапах формирующего эксперимента, и отражают задачи новой методики и, следовательно, всей экспериментальной работы. В наши дни эксперимент стал самой распространенной формой методических исследований: его проводят не только научные работники институтов, но и учителя школ.
Диагностика и прогнозирование в обучении русскому языку.
На основе диагностики исследователь-учитель осуществляет выбор методов из числа возможных вариантов, что служит основой оптимизации обучения. Пример прогнозирования на основе ориентирующего исследования.
Изучение истории методики. Исследование любого явления должно протекать в его историческом развитии: без понимания того, как изучаемое явление возникло, как шло его развитие, невозможно понять его состояние сегодня и перспективы его развития.
Метод (греч. methodos — путь) — способ достижения определенных результатов в познании и практике.
Методы исследования методики (из лекции Фоминых)
1. Анализ языка в учебных целях
2. Изучение основных работ по проблеме ….
3. Изучение обобщ методов работы в школе
5. Моделирование уч-воспитательного процесса или его элементов
Методика школьного курса русского языка
В пособии предлагается материал, призванный способствовать усвоению студентами специальности 5В011800 знаний и формирования практических навыков по методике преподавания русского языка. В содержании и структуре пособия нашли отражение основные требования к организации обучения на основе кредитной технологии. Приоритетными направлениями являются: учет перспектив освоения предмета, связь теории с практикой, научность материала, последовательность изложения, ориентир на сознательность в работе по формированию профессиональных знаний.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика школьного курса русского языка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 1. Методика русского языка как наука
Предмет и задачи курса методики. Среди обязательных учебных предметов, осваиваемых студентами специальности «Русский язык и литература» в вузе, особое место занимает дисциплина, призванная дать ответ на самые актуальные вопросы дидактической направленности: чему учить? кого учить? как учить? Эта дисциплина носит название «Методика преподавания русского языка» и характеризуется как частная дидактика, представляющая собой специальную отрасль научных знаний.
Методика преподавания русского языка (МПРЯ) — это наука, которая определяет цели, содержание, объем и структуру учебного предмета «Русский язык»; изучает и описывает наиболее рациональные методы и приемы его преподавания, исследует условия и пути усвоения учащимися точно очерченного круга лингвистических знаний, овладения конкретными практическими умениями и навыками.
Цель данного предмета — рационализировать процесс современного обучения в различных типах школ, вооружить учителя арсеналом методов и приемов, сформировать навык использования тех из них, которые будут наиболее эффективны в каждом конкретном случае. Рациональность отобранных приемов определяется их соответствием характеру и содержанию излагаемого материала, возрастными особенностями класса, индивидуальными характеристиками обучающих и обучаемых. МПРЯ вооружает учителя умением выбирать нужный метод в соответствии с указанными условиями и определять траекторию познавательной деятельности учащихся.
Задачи учебной дисциплины сводятся к следующему:
— помочь построить теоретически обоснованную систему обучения предмету «Русский язык»;
— показать специфику проведения аспектных уроков на основе учета тематики и содержания разделов лингвистики;
— представить основные закономерности в работе по развитию речи;
— определить оптимальные способы взаимосвязи обучаемых и обучающих при организации различных видов работы;
— предложить конкретные рекомендации, направленные на организацию работы по совершенствованию всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Методологическая основа МПРЯ. Методология науки — это учение о принципах ее построения, развития, формах и способах научного познания в ней. Методологической основой данной науки являются разработанные философами, педагогами, психологами положения о теории познания, о личностном и системном подходе к процессу освоения учебного материала, о роли деятельности в становлении всесторонне развитой личности. Названные положения нашли специфическое выражение в методике и ее основополагающем обеспечении способами и средствами обучения.
Способы формирования диалектического мировоззрения учащихся, исследование потенциала учебного предмета для реализации воспитательных задач, пути использования социальных возможностей языка, разработка понятийной системы науки, ее внутри — и внешнепредметных связей — вот тот круг проблем, решение которых составляет методологическую основу данной отрасли знаний. Рассмотрение вопросов о соотношении теоретического и практического, рационального и эмоционального, фундаментального и прикладного, культурологического и социального обеспечивает теоретическую базу МПРЯ.
Средством выражения и существования мышления является язык. Обучение языку развивает мышление. Для методики преподавания русского языка важны следующие исходные положения философии: язык — средство человеческого общения; язык неразрывно связан с сознанием и мышлением. Речь выполняет социальную функцию, и учителю-словеснику необходимо добиваться, чтобы она воспринималась каждым учеником как важное средство познания, оформления и выражения мысли. Точному и грамотному использованию речи способствует усвоение теории лингвистики: ее понятий, правил, норм. Отсюда необходимость конкретизации функций языка и речи: язык — средство общения в потенциальном плане; речь — средство общения в реальных условиях.
Связь методики с другими науками. Диалектико-материалистический подход к решению общих и частных проблем обучения языку обеспечивает подлинную научность указанной дисциплины, что свидетельствует о связи МПРЯ с философией. Философия познания рассматривает обучение в развитии, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями, в единстве с практикой. В диалектическом процессе познания ведущая роль принадлежит человеческому сознанию, мышлению как высшей форме познавательной деятельности человека. Для процесса познания характерны следующие этапы: восприятие информации, ее осмысление, запоминание, практическое применение. При изучении каждой темы, составившей курс русского языка в школе, учитель организует названные этапы познания в полном соответствии с рекомендациями гносеологии.
Теоретические положения методики формируются и разрабатываются на основе данных психологии. Психология рассматривает закономерности обучения языку, особенности психики человека, работу органов чувств. Она дает представление об особенностях человеческой памяти, о возрастных и индивидуальных характеристиках обучаемых. Психология изучает также особенности усвоения второго языка, те связи, которые устанавливаются в сознании обучаемого. Влияние родного языка при изучении русского языка как неродного может быть двояким: способствующим его усвоению (транспозиционным); тормозящим овладение им (интерферентным).
Явления интерференции и транспозиции следует учитывать при планировании работы над усвоением неродного языка. Вопросы обучения языку на основе образного, логического, критического и ассоциативного мышления также исследуются на основе данных, взятых из психологии.
Методика преподавания русского языка тесно связана с педагогикой — наукой, изучающей закономерности процесса обучения и воспитания. МПРЯ — частная дидактика, т. к. она занимается вопросами обучения одному из предметов, опираясь на положения, характеризуемые как общедидактические принципы: научность, единство обучения и воспитания, связь теории с практикой, доступность, сознательность, активность, последовательность и преемственность, использование средств обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, организация внутрипредметных и межпредметных связей.
Методика освоения любого предмета опирается на соответствующую науку, поэтому МПРЯ тесно связана с лингвистикой: лингвистика изучает закономерности языка, а методика — закономерности его усвоения. Для развития МПРЯ лингвистика предоставляет в ее распоряжение строго научные данные о языке; новое в лингвистике находит отражение в методике.
Актуальные проблемы современной методической науки. В настоящее время большого внимания заслуживает работа, направленная на пересмотр учебных планов различных типов школ в аспекте интеграции лингвистических дисциплин для би — и полилингвальной подготовки выпускников. В лицеях и гимназиях лингвистическая подготовка учащихся осуществляется на базе филологических кафедр, объединяющих учителей-словесников. Приобретает особую актуальность вопрос о создании программ по русскому языку. Помимо типовой, разрабатываются и внедряются вариативные авторские программы, дающие возможность учителям ярче отразить свое видение перспектив освоения предмета. Существенное значение имеет также разработка альтернативных учебников, позволяющих учителю определить ту методическую систему и то содержательное обеспечение, которые он считает наиболее рациональными. Изменение содержания и структуры предмета предполагает инновационные подходы к разработке методических траекторий. Предстоит осуществить выбор таких технологий обучения, которые призваны повысить у школьников интерес к изучению языка и сформировать определенный круг общепредметных речевых навыков, дающих представление о функциональной значимости изучаемого предмета.
Методы научного исследования. МПРЯ, как и всякая наука, имеет свои методы исследования. Методы исследования — это действия, цель которых — разработка научных проблем обучения. В МПРЯ наиболее востребованными считаются следующие из них:
1. Изучение и анализ методической литературы.
2. Наблюдение за учебным процессом и его анализ.
3. Изучение и обобщение опыта работы учителей-словесников.
4. Проведение анкетирования, опросов, бесед.
5. Экспериментальное обучение.
Для качественного усвоения методической теории необходимо знать ее историю, те основные этапы, которые способствовали эффективной организации процесса обучения русскому языку. Здесь следует указать на значение «Грамматики словенского языка» М. Смотрицкого, «Руководство учителям 1 и 2 разряда народных училищ» Т. Янковича де Мириево, «Букварь» К. Истомина, «Российскую грамматику» М. Ломоносова. Особого внимания заслуживает труд Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка»: опубликованный в 1844 г., он ознаменовал собой рождение методической науки.
Во второй половине XIX — начале ХХ века наблюдается бурное развитие методики. И. И. Срезневский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Д. Алферов, В. И. Водовозов, С. Я. Стоюнин, Л. И. Поливанов, В. П. Шереметьевский, Н. Ф. Бунаков, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов внесли весомый вклад в развитие МПРЯ. В советский период в области лингводидактических изысканий работали А. М. Пешковский, П. О. Афанасьев, М. А. Рыбникова, Е. И. Истрина, В. А. Добромыслов, М. В. Ушаков и др. В настоящее время большой популярностью пользуются труды А. И. Власенкова, Е. Н. Быстровой, А. В. Текучева, М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Е. И. Никитиной, М. М. Разумовской, М. В. Панова и др.
Вопросами преподавания русского языка в школах с русским и нерусским языком обучения в Республике Казахстан занимаются методисты, чьи научные исследования казывают существенное влияние на качество работы учителей-словесников. Достаточно назвать такие известные в стране имена: Г. Ф. Гуревич, Х. А. Бекмухамедова Р. Д. Есенжолова, В. К. Павленко, С. С. Масгутова, Н. Н. Шманова, А. Ф. Нармухамедова, М. Р. Кондубаева, Э. Д. Сулейменова, Г. А. Кажигалиева и др.
На страницах республиканского методического журнала «Русская словесность в школе» авторы (преподаватели вузов, методисты, учителя) рассказывают о новых технологиях и интерактивных методиках, применяемых в обучении русскому языку.
1. Приступить к созданию методического словаря профессиональной направленности, в котором дать определение понятиям: дидактика, методика, лингводидактика, методы исследования, общедидактические, частнодидактические (общеметодические), частнометодические принципы.
2. Выделить в образцах поурочных планов (см. приложение) фрагменты, характерные для этапов познания (восприятие, осмысление, запоминание, применение).
3. Подготовить сообщение, посвященное общедидактическим принципам, используя сведения, полученные на занятиях по педагогике, и примеры лингвистической направленности.
4. Составить на материале параграфа опорную таблицу «Связь методики русского языка с предметами базового и профилирующего циклов».
5. Написать реферат об одном из выдающихся методистов XIX — ХХ столетия.
Лекция по теме «Методика русского языка как наука»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Методика русского языка как наука
Русский язык как учебный предмет в начальной школе
Русский язык – один из важнейших предметов в общеобразовательной школе.
— Согласны ли вы с данным утверждением? Обоснуйте свое мнение.
Язык является важнейшим средством человеческого общения. Значит, речь человека, который владеет тем или иным языком, должная быть содержательной, ясной, правильной богатой, выразительной, доступной пониманию.
Язык неразрывно связан с мышлением, с интеллектом. Не случайно мудрецы говорят: «Заговори, чтоб я узнал, что ты за человек». Значит, знание языка очень важно для общего развития человека. В нашей работе – ребенка.
Знание языка позволит ребенку хорошо усваивать учебные предметы в средних и старших классах. Ведь по любому предмету знания можно считать усвоенными лишь тогда, когда учащийся может выразить их словами и при этом будет понят другим человеком.
Методика – это применение свойств и закономерностей языка, речи к процессам овладения ими.
— Т.е. способы, формы, приемы обучения, поэтому курс МРЯ предполагает, что знания по русскому языку у вас есть. Методика учит не русскому языку, а рассматривает вопросы как учить русскому языку других, в вашем случае – учеников начальной школы.
Любая наука имеет (МРЯ в частности):
свои вопросы и ответы на них
практическую сферу применения теории
связь с другими науками
Предмет изучения МРЯ – процесс овладения русским языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, орфографией, пунктуацией), его практическое использование.
Обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку, учитывая при этом:
специфику языка как средство общения
психолого-педагогические закономерности процесса обучения
социальные потребности общества
1. Диалектический материализм (установление причинно-следственных связей, познание мира, вера в постоянное развитие науки и т.д.)
2. Теория познания (природа тех или иных предметов / явлений, их соотношение и т.д.)
3. Теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности.
Основные вопросы МРЯ:
зачем учить? (цели обучения)
чему учить? (содержание обучения, которое определяется программами, учебниками)
как учить? (методы и приемы обучения)
почему так, а не иначе? (методы обучения исследуются, сравниваются, после чего выбираются наиболее эффективные).
История МРЯ как науки
Как и любая другая наука МРЯ имеет свою историю развития.
Основателем научной методики был Федор Иванович Буслаев – выдающийся лингвист, историк, педагог 19 века. В 1844 г. вышла его книга «О преподавании отечественного языка». Разграничил исследовательские и учебные. Задачи последних – научить школьника учебной деятельности, изучать его личность, обобщать опыт преподавания.
Неизмеримо велик вклад в МРЯ Константина Дмитриевича Ушинского. Он является основателем методики НАЧАЛЬНОГО обучения. Им созданы учебники «Родное слово», «Детский мир», а также пособия для учителей «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову». Методические идеи К.Д. Ушинского актуальны и сегодня.
Яркий след в МРЯ оставил Л.Н. Толстой. Он создал свой метод обучения – слуховой и составил «Азбуку» (1873 г.). Для «Азбуки» он написал более 600 рассказов.
Конец XIX – нач. XX вв.: время необычайного подъема творческой мысли в педагогике и методике русского языка.
Измаил Иванович Срезневский обосновал цели и содержание учебного предмета «Русский язык» в начальной школе.
Дмитрий Иванович Тихомиров – автор и создатель ряда учебников по русскому языку, написавший методическое пособие для учителей «Чему и как учить на уроках русского языка».
Иосиф Иванович Паульсон – автор многих учебников, составитель книг для чтения.
В 1933 г. стал издаваться журнал «Начальная школа». Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ.
С 1955 г. при педагогических вузах стали открываться факультеты начальных классов. Это повысило качество подготовки учителей.
К концу 1980-х гг.произошли такие значительные изменения в жизни страны, что это не могло не сказаться на содержании школьного обучения. Этот период характеризуется созданием большого количества учебных комплектов для начальной школы, программ.
Получили распространение программы развивающего обучения (Л.В. Занкова, В.В Давывова, Г.Г. Граник и др.); программы с углублением научного подхода к системе русского языка (концепция «Школа XXI в.» под ред. А.А. Леонтьева); коммуникативно ориентированный курс русского языка Л.Я. Желтовской и А.Ю. Купаловой).
— Методика обучения грамоте, т.е. первоначальному чтению и каллиграфическому письму
— Методика обучения классному чтению (научить читать правильно, осознанно, бегло, выразительно)
— Методика обучения внеклассному чтению (приобщить к художественной литературе)
— Методика грамматики, орфографии (обучение грамотному письму, формирование языковых понятий, обучение орфоэпии)
— Методика совершенствования речевой деятельности (развитие слушания, говорения, чтения, письма).
Связь МРЯ с другими науками
языкознание (лингвистика). Является базой для МРЯ.
педагогика. МРЯ пользуется принципами этой науки.
психология. Учителю необходимо знать психологические особенности учеников.
психолингвистика. Это наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний.
литературоведение. Художественные произведения, изучаемые детьми, созданы по законам теории литературы.
Задачи студента при изучении МРЯ:
1. Признать курс МРЯ необходимым и профессионально значимым.
2. Усовершенствовать свои знания по русскому языку.
3. Усвоить теоретические основы методики русского языка.
4. Познакомиться с практикой работы учителя начальных классов в школе.
5. Научиться планировать работу по русскому языку во всех разделах МРЯ, пользоваться учебниками и учебными пособиями, подбирать учебный материал.
6. Научиться проводить уроки чтения, письма, русского языка, внеклассные занятия по русскому языку.
Методика обучения русскому языку как науки
методика обучения русскому языку как науки
Просмотр содержимого документа
«Методика обучения русскому языку как науки»
Определение предмета, целей и задач методики обучения русскому языку как науки. Специфика методики применительно к начальному образованию.
Предметом данной науки является процесс овладения школьниками теорией и практикой родного языка в условиях обучения. При этом в понятии «обучение» предусматриваются четыре составные части:
а) содержание изучаемого;
б) деятельность учителя, организующего процесс и подающего материал;
в) деятельность учащихся, открывающих для себя новое знание, овладевающих умениями;
г) результат усвоения, положительное и отрицательное в нем.
Цели методики конкретизируются в четырех традиционных ее задачах:
— первая определяется вопросом «зачем?»: это выбор целей изучения предмета на данном этапе, в данном типе школы; заучивание информации или же ее поиск и открытие; изучение предмета в динамике или в статике;
— вторая – «чему учить?»: отбор содержания курсов, составление программ и учебников, определение минимума знаний, которыми должны овладеть школьники (образовательные стандарты), критерии контроля, выявление знаний и умений, их (само) оценки;
— третья – «как учить?»: разработка методов и приемов, конструирование уроков, методических пособий для учителя, учебного оборудования и пр.;
— четвертая – «почему так, а не иначе?»: обоснование выбора содержания и методов, сравнительное изучение различных (альтернативных) концепций, вариантных систем обучения – с точки зрения их целей и путей достижения целей, результативности; например, сравнительное изучение работы по учебникам «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой, С.Ф. Жуйкова, В.В. Репкина.
Цель методики, одной из педагогических наук, имеет две ветви. Практическая, прикладная цель состоит в том, чтобы вооружить учителя и учащихся системой методов и приемов деятельности и работы по овладению языковыми курсами и умениями (методика не только для учителя, но и для учеников). Теоретическая, фундаментальная цель – исследовать процесс овладения знаниями и умениями, его закономерности, определить принципы обучения, обосновать методы, привести их в систему, создать научные основы конструирования технологий, уроков, их циклов, форм обратной связи и пр.
Методика призвана изучать закономерности речевого развития детей на разных этапах, закономерности формирования языковых понятий у школьников, их аналитико-синтетических умений, осознания практически усвоенного языка. Обслуживая саму себя, методика строит системы объективных закономерностей, понятий, принципов; обслуживая школу, она выстраивает методы, системы приемов, заданий, правил, алгоритмов, моделей уроков, бесед, диалогов.
Методика изучает уровни знаний и умений учащихся, выясняет причины успехов и неудач, диагностирует ошибки и прогнозирует результаты обучения, находит способы предупреждения неожиданностей. Конструирует варианты по интересам школьников, уровням их развития и способностей. Время подсказывает свои задачи: в наши дни идет поиск таких методов и приемов, которые обеспечивали бы познавательный интерес, активность и самостоятельность учащихся, развитие их интеллекта, прочность усвоения знаний и умений.
2. Охарактеризуйте учебный предмет «Родной язык (русский)» в начальной школе, в средней школе, в педагогическом колледже, в мире науки.
Мировой практикой признано, что родной язык в начальных классах – главный предмет: на изучение языка, как правило, отводится половина учебного времени (т.е. уроков). «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения. » Так писал К.Д. Ушинский в статье «Родное слово». Родной язык – величайший учитель, который учил детей и тогда, когда не было еще ни книг, ни школ. И эта его функция не утрачена и поныне. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни тысяч общеупотребительных слов, его фразеологией – меткой, образной, поэтичной, его богатейшей словообразовательной системой, морфемикой, моделями, его грамматикой, воссоздающей механизмы функционирования языка, образования форм и сочетания их в предложении – формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Безграничное разнообразие синтаксических структур, окрашенных интонациями, позволяет передавать тончайшие оттенки мысли. Постоянные занятия языком ( и языками) обогащают интеллект. Это и выбор наиболее точных лексических средств, и быстрое, безошибочное построение больших и малых предложений, связывание их в ткани текста; соблюдение логических связей и обоснованности речи; это полноценное аудирование и чтение, это мир книг – чтение и перечитывание; это осмысление структуры и механизмов языка; и эстетика языка – выразительность речи, красивое, каллиграфическое письмо, первые опыты литературного творчества. К.Д. Ушинский и его последователи так определяли цели школьного предмета «Родной язык»: воспитание и развитие личности ученика, привитие уважения и любви к родному языку, формирование языкового вкуса, «чутья языка», высокой культуры речи; развитие «дара слова» – практическое развитие речи – выражения своей мысли и понимание чужой; формирование и отработка (автоматизация через тренинг) языковых умений: аудирования – восприятия речи с полным пониманием, говорения – выражения своей мысли, письма – графической фиксации мысли и, наконец, чтения; изучение, анализ образцов – всего лучшего, что создано мастерами слова, самим народом (литература, фольклор); на основе работы по первым четырем целям – изучение, исследование, осознание языковой системы в ее функционировании; применение языковой системы для овладения нормами литературной речи и ее выразительностью. Место и размеры теоретического курса языка (фонетики, грамматики, морфемики, словообразования, орфографии, семантики и т.п.) зависят от типа школы и возраста учащихся. Углубленное изучение языка определяется не столько добавлением новых тем, количественным расширением теоретического материала, сколько углублением аналитического, функционального подхода, пониманием выразительных возможностей изучаемых единиц языка, их форм. Изучение родного языка, которым дети, пришедшие в школу, уже свободно пользуются практически, есть по своему существу исследование образцового материала, а также и собственной речевой деятельности, целью его является теоретическое осмысление языка, а практической задачей – высокая культура речи во всех ее проявлениях.
Изучение Родного языка в средней школе характеризуется совершенствование знаний полученных в начальной школе. Приобретению новых, более ориентированных знаний, которые формируют грамотность учащихся и развивают их словарный запас.
В педагогическом колледже получают все знания в полном объеме, которые были получены в школе, но благополучно затерялись в памяти студентов. Так же в колледже дают такие знания и умения как методика преподавания русского языка, чтобы студенты, бушующие педагоги могли преподавать этот могучий предмет.
Ознакомьтесь со «Словарем-справочником по методике русского языка». Выберите примеры тех понятий, которые:
— формирование мировоззрения учащихся средствами русского языка;
— наглядность в обучении русскому языку;
— знания учащихся по русскому языку;
— индукция в обучении русскому языку.
— словарная работа в школе
— сознательность обучения русскому языку
— предмет методики русского языка,
— методы исследования в методике русского языка, закономерности усвоения речи
— система упражнений по русскому языку
— систематичность обучения русскому языку
б) относятся к области преподаваемого предмета. Преподаваемый предмет – чтение: