Что изучает методика работы с детским вокально хоровым коллективом
Вокально-хоровая работа в детском коллективе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель музыки Хакимова Е.А
Вокально-хоровая работа в детском коллективе
Коллективное пение-прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности.
По отношению к музыкальной культуре детское хоровое пение выполняет две ведущие функции-приобщение детей к музыкальной культуре и функцию участия в созданиисамой музыкальной культуры, создании музыкальных ценностей.
Совместная хоровая деятельность усиливает свойственную детям потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма.
Главная задача детского хора состоит, прежде всего, в формировании интереса детей к хоровому пению, в развитии их музыкальных способностей, вниманию к воспитанию личности ребёнка средствами музыки, к самому формированию его музыкальной культуры. Куда составной частью, как закономерный результат, входит и концертная деятельность, приносящая удовлетворение прежде всего самим участникам хора.
Музыкальный слух и певческий голос есть у каждого ребёнка. В течении всей своей практической работы мне приходится работать с детьми «с не выявленными музыкальными способностями».
В процессе работы эти задатки развиваются и иногда приводят к неожиданным результатам. При этом становится богаче и речевая интонация. Вокальное воспитание, позволяющее более полно использовать природные ресурсы голосового аппарата, естественно, приводит к активному развитию и музыкального слуха.
Певческий аппарат человека чрезвычайно сложен по своему устройству. Хотя мы различаем отдельные звенья (систему дыхания, звукообразования, резонаторы, артикуляционный аппарат), действие их в певческом акте целостно. Дети развиваются по-разному, и если одному ребёнку достаточно нескольких занятий, чтобы научиться управлять голосом, то у других этот процесс может занимать несколько месяцев, а иногда и год. Главное, чтобы работа велась последовательно и комплексно. Систематическое обучение заключается в регулярных занятиях и тренировках голосового аппарата, которые только и могут привести к полноценному развитию голоса, позволить окрепнуть соответствующим мышцам.
Вокально-хоровая работа включает несколько позиций: работа над дыханием, ритмические упражнения, работа над дикцией и артикуляцией, вокальные упражнения и непосредственно работа над произведениями.
Структура занятий не всегда одинакова, она меняется в зависимости от настроения, усталости детей, иногда даже от погодных условий в день занятий. Основной путь вокального воспитания заключается в создании условий, при которых процесс формирования голоса и певческих навыков мог бы осуществляться естественно и последовательно с самого начала и до конца. Для этого музыкальный материал должен быть заранее и хорошо систематизирован, особенно это важно на начальном этапе обучения.
Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию и развитию певческих навыков. Распевание одинаково необходимо как при обучении певца-солиста, так и хорового коллектива. Необходимо оно и на уроках музыки, особенно в младших классах, где закладывается фундамент массового музыкально-певческого образования.
Важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием и интонированием. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Поэтому провожу специальную работу по активизации артикуляционного аппарата. Учу правильно открывать рот при пении, правильно располагать губы, освобождаться от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободно располагать язык во рту. Объясняю хористам, что при пении важны особенности произношения, напевность гласных, умение округлять их, стремление к чистоте звучания неударных гласных.
Проблема интонирования в хоре, который является инструментом с нефиксированной высотой звуков, всегда была одной из самых острых и болезненных. Хоровой строй невозможен без чистого унисона, который возникает благодаря осознанному интонированию музыкальных звуков голосом. Голосовой аппарат и ухо – это две неразделимые части единой системы звуковой передачи. Слух является органом чувств, который доводит до мозга звуковые явления, происходящие в окружающей организм среде. Голосовой аппарат может выразить только то, что вошло в мозг через слух или что возникло в мозгу на основе этих слуховых впечатлений. Немаловажную роль в интонации играет внимание ребёнка. При внимании любая работа спорится: движения точны, аккуратны, в них нет ничего лишнего, мысли ясны, мозг хорошо анализирует, всё хорошо запоминается.
Работа над песней – не скучная зубрёжка и не механическое подражание преподавателю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. На занятиях хора необходимо ввести правило: когда учитель демонстрирует своим голосом образец исполнения, ученики должны смотреть, слушать и мысленно петь одновременно с ним. Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности.
Под хоровым пением подразумевается прежде всего пение многоголосия. В воспитании навыков многоголосного пения чрезвычайно важная роль принадлежит мелодическому слуху. Но важен и гармонический слух. Всю работу по воспитанию навыков многоголосия связываю с развитием различных сторон музыкального слуха детей.
Репертуар – самый важный вопрос жизни хора. Репертуар – это его лицо. Его визитная карточка. Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно в определенной мере судить о творческом лице коллектива, его исполнительских возможностях. Вот поэтому я тщательно продумываю каждое произведение.
Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, в значительной мере способствует эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, повышает ответственность перед коллективом.
В заключении хочется сказать, что хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению «музыкальной речи», помогает выявить музыкальные способности.Хоровое пение может обеспечить такое музыкальное воспитание и обучение большой массы детей. При этом музыкальное воспитание строго на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей, а не по принципу отсева менее слабых.
Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, в целом являются формирование музыкальной культуры детей.
Разнообразие методов и форм работы в детском хоровом коллективе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район
Разнообразие методов и форм работы в детском хоровом коллективе
Педагог дополнительного образования
Малахова Екатерина Юрьевна
Задача моей педагогической деятельности применение методической системы, которая посредством хорового пения, правильно выбранного репертуара, традиционных и нетрадиционных форм урока будет содействовать музыкальному образованию, воспитанию и развитию личности ребенка. В своей работе использую как уже опробованные, так и современные педагогические технологии. Но, чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая и кропотливая музыкальная педагогическая работа. Хористов необходимо воспитывать с самого раннего возраста.
Методики хорового воспитания постоянно обновляются. Каждый педагог, в том числе и я, занимающиеся данным видом творчества, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике. Немаловажную роль в обучении хоровому творчеству играет и личность педагога. Необходимо обладать не только знаниями в области хорового искусства. Необходимо быть прогрессивным интеллектуалом, умеющим давать представление о разных стилях, видах, жанрах, направлениях в музыке и искусстве, интересных фактах из жизни и творчества композиторов, поэтов, художниках разных времен и эпох. Учитывая реалии сегодняшнего времени, необходимо раскрыть для ребенка не только красоту классики, но и дать возможность исполнять современные произведения и даже популярную музыку.
Хоровое пение в тесной связи с обучением сольфеджио и музыкальной литературой
Одновременно происходит формирование общей музыкальной культуры ребенка с учётом возрастных и личностных особенностей. Каждый обучающийся должен уметь сольфеджировать и играть на инструменте свою хоровую партию, что невозможно без изучения сольфеджио и игры на инструменте. Включение детей в творческий процесс на занятиях вокально-хорового хорового коллектива происходит постепенно. Этому весьма способствует внимание педагога к каждому ребенку, поддержке в коллективе творческого настроя
Занятия в нашем хоровом коллективе строятся на принципах творчества, сотоварищества, развития художественно-образного и ассоциативного мышления, фантазии ребенка. Выразительное, эмоционально яркое произнесение текстов повышает речевую культуру детей. Элементы движений, включаемые в исполнение упражнений, песен, музыкальных спектаклей развивают необходимую координацию движений.
Основные методы и методики, используемые при работе с хором.
Для работы с хоровым коллективом использую современные методы обучения: изучение, обобщение, наблюдение, выступление, опрос, показ, оценивание, эксперимент, анализ результатов деятельности посредством просмотра своих выступлений.
Для эффективности образовательного процесса, наряду с вокально-прикладными технологиями, мною широко применяются интерактивные образовательные технологии и методы, значительно активизирующие процесс освоения и закрепления вокально-хоровых навыков, дающие новый стимул творческой коллективной работе, создающие на хоровом уроке атмосферу сотрудничества и общего познания вокальных и хоровых «секретов».
Говоря о применении интерактивной технологии, необходимо ещё раз подчеркнуть, что занятия хоровым пением уже являются интерактивным методом обучения. Метод хорового интерактивного действия использует свойство голосовых связок копировать частоту слышимых человеком звуковых колебаний. Связки ученика с интонационным дефектом начинают колебаться в частоте слышимого им звука под воздействием хорового окружения. Значительное улучшение вокальной интонации у слабо интонирующих ребят при пении в хоре, которое неоднократно наблюдалось, является одним из важных доказательств интерактивности хорового обучения. Интерактивная технология, применяемая в процессе обучения на протяжении всего курса хоровых занятий, позволяет мне шире использовать разнообразные методы и формы коллективной работы. Учащиеся учатся друг у друга (в хоре всегда есть несколько ребят, обладающих природными вокальными данными), друг с другом (можно спеть дуэтом, терцетом или ансамблем хоровой партии) и все вместе.
На занятиях использую технику взаимоконтроля . Эта техника преследует цели: проверка знаний, предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах, снятие неуверенности у слабых учеников, развитие певческих навыков учащихся, интенсификация опроса. Группа разбивается на «учителей» и «учеников». «Ученики» отвечают своим «учителям».
Главным, считаю, не заставлять, а заинтересовы в ать, приглашать ребенка к творческому сотрудничеству. Все дети по результатам опроса посещают занятия с удовольствием.
Для того, что бы хор зазвучал грамотно, я применяю следующие основные принципы постановки голосов в детском хоре:
1. теория – знакомство с общими принципами устройства и работы голосового аппарата и с вокальной терминологией;
2. вокально-техническая работа: упражнения на сознательное использование регистров голоса, тренировку певческого дыхания, артикуляции, дикции, на овладение вокально-хоровыми навыками;
3. вокальная работа над репертуаром – сознательное применение теоретических знаний и практических навыков академического голосообразования при разучивании произведений;
4.охрана детского голоса. Фониатрический контроль в хоре.
Я ответственно подхожу к подбору репертуара, который должен быть в соответствии с высоким художественно-идейным содержанием.
доступность образного содержания произведений для детей разного возраста;
соответствие репертуара техническим возможностям коллектива;
часть репертуара должна отвечать теме дня, жизни города, страны и т.д.;
включение произведений, поднимающих хор на новую, более высокую художественную ступень;
разнообразие по жанру, стилю и характеру исполнения.
Методическая работа «Методика работы с детским хоровым коллективом»
В данной методической работе освещаются теоретические и практические вопросы обучения детей пению. Может быть использована другими преподавателями хоровых классов, а также всем, кто интересуется проблемами работы с детскими хоровыми коллективами
Просмотр содержимого документа
«Методическая работа «Методика работы с детским хоровым коллективом»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств с. Александров-Гай»
Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области
с детским хоровым коллективом.»
Мамонова Нина Сергеевна
преподаватель хорового класса
МБУДО «ДШИ с. Александров-Гай»
«Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто
не отрешает его от земли и уз телесных, как пение…»
Святитель Иоанн Златоуст
В настоящее время большое внимание уделяется возрождению нашей духовности и перед преподавателями, композиторами, деятелями искусства стоят важные задачи по музыкальному воспитанию подрастающего поколения
2.Особенности работы с детским хором.
Возрастные характеристики детского голоса.
Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания.
Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно, и к предмету в целом.
Соколов В.Г. предлагает нам следующую классификацию диапазонов детских голосов:
Сопрано детского хора от до I – до соль II октавы.
Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.
У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Им свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности.
Условно детские голоса можно разделить на 3 группы:
1) Детская, от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы – до II октавы, или ре I – ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука р-mf. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками
На начальном этапе вокального воспитания закладываются профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование.
2) От 11-12 до 13-14 лет. Средний школьный возраст. Уже есть предрасположенность к грудному звучанию. Постепенно расширяется диапазон (до I октавы – ми, фа II октавы). 5-7 класс, наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается формирование и развитие женского тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны. Сопрано до, ре I октавы – фа, соль II октавы. Альты ля малой октавы – ре, миb II октавы
3) 14-16 лет. В основной массе сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октавы. Звучание смешанное. У мальчиков в 8 – 11 классах заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания.
У девочек заканчивается формироваться голос. Мальчики подвержены мутации и редко поют в этом возрасте.
Следует отметить, что полный диапазон каждой партии в детском вокальном ансамбле может расшириться, например, сопрано до «ля», «сиb» II октавы; альты до «соль» малой октавы
Правильное представление о примарных тонах, или зоне примарного звучания, переходных звуках и звуковом диапазоне детского голоса позволит руководителю определить удобный участок звуковой шкалы для пения. А также выбрать соответствующий репертуар, способствующий наилучшим образом на развитие детского голоса.
Примарными вокалисты называют певческие звуки, звучащие наиболее естественно в сравнении с другими. Следовательно, при пении в примарной зоне все звенья голосового аппарата работают с естественной природной координацией.
У большинства детей домутационного периода зона примарного звучания фа1 – ля1. Следует начинать распевание с этих тонов. Некоторые специалисты и педагоги считают, что она расположена довольно ниже, и связано с функционированием аппарата в процессе речи. Выяснено, что эта зона в разные годы – до наступления мутационного возраста – меняется. И среднее значение высоты ре1 – ля1. Выяснено, что понижение голоса от 3-4 лет связано со становлением речевой функции и отсутствие полноценного вокального воспитания.
Переходные звуки. По природе голоса детям, как и необученным взрослым певцам, свойственно использовать натуральные регистры с переходом грудного звучания на фальцетный.
3.Вокальные упражнения в детском хоре.
Значительное место в системе хорового обучения занимают вокальные упражнения. Упражнения – это многократно повторяемая, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения.
Эти упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи.
Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.
Особое внимание в работе с начинающими хористами уделяется в первый год обучения. Именно в этот период у них формируются базовые знания об исполнительском искусстве и закладываются практические навыки пения.
Первым условием системы вокально-хоровых упражнений является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам, которые ставятся в процессе упражнений. В начале обучения хоровому пению школьники больше, чем в процессе дальнейшей работы, нуждаются в объяснениях и наглядных показах педагога. Постепенно, в результате сознательного обучения и рационального повторения они уже самостоятельно применяют полученные навыки. Достаточно определенного дирижерского жеста руководителя хора, соответствующей мимики: даже взгляда, и весь хоровой коллектив слаженно и четко отзывается на его требование.
Вторым условием системы упражнений является постепенное и последовательное усложнение учебных задач. В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного к более трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше. Третьим условием системы упражнений является учет особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению его применить, к закреплению этого умения, к постепенному приобретению навыка.
Четвертое условие- разнообразие заданий, переключение внимания учащихся в процессе упражнений с одного задания на другое, охват целого комплекса заданий.
Пятое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается в необходимости регулярной и последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой временной разрыв между ними ведут к потере навыков.
Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории.
К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению более высокого уровня художественного исполнения.
Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат. Они должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться. Пение не может совсем не выражать никаких эмоций. Даже в упражнениях надо стремиться к определённой эмоциональной окраске голоса, причём лучше соотносить пение с радостным настроением. Поэтому упражнения в основном даются в мажорном ладе. На первых занятиях при введении нового упражнения его мелодию лучше играть в унисон с поющим. Подыгрывать мелодию на инструменте надо гораздо тише поющего, чтобы не мешать ему слушать себя. Как только интонация обучающегося станет устойчивой, нужно оставлять одну гармоническую поддержку.
Пение упражнений следует начинать с примарных звуков –у сопрано с – это соль – ля первой октавы, у альтов – ми бемоль – фа первой октавы. Постепенно, во время занятии, объём звуков расширяется. Со временем он увеличивается на весь диапазон голоса. При выборе гласного исходит также и из общего звучания голоса обучающегося. Если голос звучит глухо, затемнено, глубоко, то лучше применять упражнения на звонкие гласные «и», «е», способствующие близкому звучанию. И, наоборот, если голос звучит слишком близко, открыто и плоско, то следует начинать с глухих гласных «о», «у» или округлённого «а». Необходимо учитывать и различные призвуки, темброровые особенности голоса. При горловом призвуке, «зажатом» голосообразовании, гласный «и» ещё более усугубит эти качества, а гласные «а», «о», «у», помогут изжить их. При носовом призвуке показаны упражнения на гласные «о» и особенно «у».
Система вокально-хоровых упражнений на занятиях хора предполагает следующий объем и порядок задач.
Первая задача— выработка навыков певческого дыхания, напевного и легкого звучания детских голосов, а также отчетливой, ясной артикуляции (диапазон 3-5 звуков). Работа над унисоном.
Третья задача— расширение диапазона (до октавы), выравнивание, округление звучания гласных при пении legato, выработка слитного хорового звучания, работа над унисоном.
Четвертая задача— работа над двухголосным пением (упражнения с самостоятельным голосоведением в хоровых партиях, каноны, начальные упражнения на терцовое двухголосие).
Шестая задача— выработка энергичного, но не резкого forte и мягкого, но звучного piano на основе хорошего владения певческим дыханием.
Седьмая задача— интонирование полутонов и хроматических ходов.
Некоторые правила вокальных упражнений
Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз.
Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более.
Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач.
В младшем хоре вокальным упражнениям ( распеваниям) уделяется 10-15 минут. Я использую распевания Н. Добровольской, и другие традиционные распевания.
4. Развитие вокально- хоровых навыков.
-При пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно, стоять твердо на обеих ногах; равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги
— корпус держать прямо, без напряжения, плечи, слегка отодвинуты назад, спина не сгорбленная ( при сгорбленном положение спины диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует ее свободным движениям. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой), ноги, выпрямленные в коленях, опор на пятках, носки врозь. Нижняя часть живота слегка подтянута
— необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
— Не класть ногу на ногу (такое положение создает в корпусе ненужное напряжение, затрудняет работу мышц живота при пении) и не складывать руки.
— Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая, непринужденное положение головы производят благоприятно эстетическое впечатление, но и содействуют правильному функционированию дыхания.
Во время пения необходимо следить за тем, чтобы обучающиеся не делали каких-либо побочных движений, что часто имеет место у детей: не качались из стороны в сторону, не вертели руками, не отбывали такт ногой и не крутили головой.
2. Дирижерский жест.
Дирижирование песней активизирует работу на занятиях. Преподаватель с первых уроков знакомит детей с дирижерскими жестами (схемы 2/4, 3/4, 4/4) и их значением:
— смена по руке дирижёра силы звука, темпа, штрихов
Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
-точное и одновременное начало (вступление).
-единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
-единообразное звуковедение (legato, non legato).
-изменение в темпе, ритме, динамике.
Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счётом на букву «С» или «Ф».
Короткий вдох в живот, короткий выдох на букву «С».
Очень важно, чтобы обучающийся знал основное правило хорового пения: брать дыхание следует до того, как исчерпан запас воздуха. Умелое пользование дыханием позволит выработать и необходимый коллективный навык – цепное дыхание, при котором участники хора возобновляют запас воздуха не одновременно с рядом поющими. Такой приём обеспечивает непрерывное звучание хора, в течение продолжительного времени, успешное исполнение произведения протяжного характера, а так же пение на одном дыхании не только отдельных частей, но и хоровых сочинений целиком. Цепное дыхание способствует тем самым выразительной и глубоко осмысленной фразировке.
Звукообразование в певческом голосе является результатом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми связками.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная ( но нефорсированная) подача звука, выработка высокого головного звучания наряду с использованием микстового (смешанного) и грудного регистра, в особенности у низких детских голосов, для которых грудной регистр является естественным. В возрасте до десяти лет верхние звуки детского голоса имеют фальцетное звучание, которое по мере развития организма переходит в смешанное.
Важным при голосообразовании является положение гортани. При пении форма ротоглоточной трубы изменяется в зависимости от оптимального для данного певца рабочего положения гортани. Полости ее расширяются, значительно увеличивается объем ротовой полости за счет опускания нижней челюсти и поднятия мягкого неба. Постоянно слегка расширенный отдел глотки и умеренно приподнятое мягкое небо создают наилучшие акустические условия для округления гласных. Поэтому рот при пении открывается больше, чем когда человек просто говорит. Певческий голос должен звучать ровно, однородно по всему диапазону.
1.ТВЁРДАЯ АТАКА. Голосовые связки плотно смыкаются до начала выдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку, с сильным жёстким призвуком, возникающим от судорожного присмыкания, резкого захлопывания голосовой щели. Эта атака встречается у необученных певцов, вредна для голосовых мышц и потому совершенно непригодна для голосообразования.
2.МЯГКАЯ АТАКА. Момент смыкания голосовых связок почти совпадают с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых связок. В отдельных случаях, при боле плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твёрдой атаке.
3.ПРИДЫХАТЕЛЬНАЯ АТАКА. Смыкание голосовых связок значительно отстаёт от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых связок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака рассматривается самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.
Основной момент в работе над гласными – воспроизведении их в чистом виде то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.
А.В. Свешников составил схему выравнивания гласных, которую по его выражению применял в зависимости от того «что требуются звуки» (осветление, озвончение или округление). По этой схеме выравнивания можно начинать с любой, лучше всего звучащей гласной в хоре когда каждое звено при пение охватывало все гласные.