Что изучает метафизика по аристотелю

Метафизика Аристотеля

Вы будете перенаправлены на Автор24

Метафизика – это направление философии, нацеленное на поиск первопричин и сущностей бытия, рассматривающее мир как нечто стабильное, неизменное, в противовес диалектике, как учению о развитии.

Аристотель как основатель метафизики

Аристотель один из наиболее выдающихся мыслителей периода античности, заложивший традиции современной системы философии. Аристотель входит в число учеников Платона, однако он не ограничился изучением концепции собственного учителя, но шагнул значительно дальше, собрав все сведения о философских, научных, этических, политических концепциях своего времени. Как учитель Александра Македонского, Аристотель стал одним из кто сформировал феномен эллинизма – единого культурного пространства, объединявшего достижения греческой и восточной культуры.

В качестве наследия Аристотель оставил свои многотомные труды, в которых дал изложение, критику и обобщение научной и философской мысли античного мира. Именно благодаря Аристотелю и его работам до современности сохранились описания философских взглядов натурфилософов, пифагорейцев, Демокрита и его последователи и т.д. Аристотель заложил традицию философской рефлексии и переосмысления прежних концепций, которая лежит сейчас в основании всей философской деятельности.

Заложил Аристотель и основания метафизики. Однако само слово метафизика появилось достаточно случайно и значительно позднее. Собиратели его сочинений разделили их на две большие группы – физику, в которую включались труды, посвященные конкретным наукам и областям знания – математике, физике, истории, логике, этике и т.д., а также группу из 14 трудов, которые нельзя было отнести ни к одной из этих категорий, и в которых излагались собственные философские воззрения Аристотеля. Сам Аристотель предполагал, что в этих трудах он описывает новую науку, еще неизвестную миру, направленную на познание божественного. Андроник Родосский обобщил эти труды под названием «Метафизика», что буквально означало «то, что идет после физики».

Готовые работы на аналогичную тему

Следует отметить, что метафизика Аристотеля значительно отличается от той метафизики, что устоялась под давлением схоластической полурелигиозной философии и являет собой образец идеализма и догматизма. Метафизика Аристотеля лишена догматичности, рассматривая проблемы причины, сущности, первоначал бытия, она не отрицает подвижного характера самого бытия, его стремления к развитию и становлению.

Основными понятиями метафизики Аристотеля выступают:

Представления о сущности в метафизике Аристотеля

Рассматривая сущность бытия Аристотель подвергает жесткой критике учение своего учителя – Платона. С его точки зрения Платоновские идеи представляют собой не более чем бесплодное удвоение бытия, которое ничего не дает и ничего не объясняет. Так существование неких абстрактных идей, например, идеи яблони, не объясняет реальных процессов, происходящих с яблоней – превращения семени в росток, его развития до состояния плодоносящего дерева, наконец созревания плодов и гибели самого дерева. Идеальный, а потому неизменный, статичный образ яблони не позволяет ни ничего узнать о яблони реальной, ни объяснить, что с ней происходит и как за ней ухаживать, чтобы получить лучший урожай.

Аристотель полагает, что только чувственно-воспринимаемый объект является реально существующим, и воплощает сущность в самом себе. При этом Аристотель выделял два рода сущности (усиа):

Материя есть первая усиа. Материя определяет свойства объекта или предмета. Форма – это вторая усиа. Она определяет бытийность объекта, способ его существования. Так для бронзового шлема, в качестве материи выступает бронза, определяющая такие его качества как вес, прочность/гибкость, твердость и т.д., а формой собственно шлем, определяющей назначение данного предмета и его отличия от друг предметов из бронз, например, кубка. Однако в отличии от Платона, Аристотель на обособляет материю и форму друг от друга, а напротив объединяет. Подлинная сущность объекта раскрывается в единстве материи и формы – без материи форма не существует вовсе, без формы материя не может найти свое воплощение и стать чем-либо.

При этом под сущим Аристотель понимает все бытие, все то, о чем мыслится и о чем говорится, при этом само сущее ни о чем не говорит. Когда же человек обращает свое внимание на некий отдельный объект, он начинает рассматривать именно его сущность, как совокупность определяющих свойств, характеризующих сущее. Аристотель разделяет все свойства объекта на два вида – акциденцию и субстанцию. Если первая представляет собой несущественные, временные качества, то вторая определяет его сущность.

Причины бытия в метафизике

Реализация сущностей в сущем мире согласно философии Аристотеля происходит не спонтанно, а имеет свои причины. Этих причин четыре:

Формальная и материальная причины входят в собственно сущность самого объекта – это его форма и материя, материал из которого он состоит. Без них никакой объект не мог бы быть воплощенным в реальность. Однако одних лишь материи и формы недостаточно. Должно быть нечто, что даст им возможность воплотиться и это движущая причина. Для неживых объектов движущая причина внешняя – деятельность мастера, рабочего, крестьянина, благодаря которой появляются различные вещи. Для живых объектов – той же яблони, движущая причина заключена в ней самой.

Однако никакой мастер не сможет изготовить объект имея под рукой материю, и представление о форме объекта, если нет цели. Без цели никто не станет просто так создавать меч, чашу, весы или чтобы то ни было. Целевая причина является одной из наиболее важных именно она детерминирует и действия мастера, и выбор подходящей формы и материала и переделяет конечное бытие объекта. Также и живые объекты имеют свою целевую причину. Яблоня растет, чтобы приносить плоды, которые в свою очередь дадут начало новым деревьям.

Источник

Метафизика Аристотеля. Учение о душе. Классификация наук

Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю

Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю

Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю

1) Метафизика – это учение Аристотеля о причинах и началах бытия и знания, о том, что такое истинное бытие само по себе.

Трактат о метафизике, состоящий из 14 книг, – важнейшее из сочинений Аристотеля по теоретической философии. Это изложение «первой философии» не является одним цельным произведением, оно не закончено самим Аристотелем. Трактат о метафизике представляет собой, скорее всего, компиляцию, составленную после его смерти из разных черновых работ, отрывков и заметок, относившихся к метафизическому отделу его системы. Эта компиляция составлена довольно плохо, порядок её 14 книг слабо систематизирован.

Согласно «Метафизике» Аристотеля, форма дает предмету действительное существование, а материя предмета заключает в себе лишь возможность его существования. Форма – действительность, материя – возможность. Лишь когда возможное становится действительным, то есть когда бесконечная и бесформенная материя получает определенность, принимает форму, материя становится конкретным явлением, и только тогда мы можем познавать ее. Движение – та деятельность, посредством которой возможное становится действительным, материя становится определенным предметом с определенными качествами.

Все живые существа земли обладают собственной энтелехией – душой. Он считал если у тела есть душа, значит оно живое, и тело будет таким какая будет душа. Аристотель в своей философии подразделяет души на три вида: питающаяся (растительная), чувствующая (животная), и разумная (человеческая). Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела. Впрочем, последнее утверждение Аристотель, судя по всему, относил лишь к первым двум видам души, а третью, разумную, её сторону, сопричастную Богу, он в некоторых отрывках признаёт бессмертной.

Источник

Метафизика аристотеля — Научные и философские интересы Аристотеля

Метафизика — это учение Аристотеля о причинах и началах бытия и знания, о том, что есть истинное бытие само по себе. Трактат по метафизике, состоящий из 14 книг, является самым важным трудом Аристотеля по теоретической философии. Это изложение «первой философии» не является целостным произведением; оно не закончено самим Аристотелем. Трактат о метафизике, скорее всего, является компиляцией, составленной после его смерти из различных черновиков, отрывков и заметок, относящихся к метафизической части его системы. Этот сборник составлен довольно плохо, а порядок расположения 14 книг плохо систематизирован. Одной из главных тем «Метафизики» является рассмотрение взаимосвязи между идеальным и материальным. Аристотель отвергает платоновское учение об идеях как об отдельных от разумных вещей сущностях и доказывает, что «идея» — это лишь форма, в которой материя становится самостоятельным объектом, и что материя приобретает форму благодаря действию третьего принципа, который Аристотель называет движением. Согласно метафизике Аристотеля, форма дает объекту его действительное существование, в то время как материя объекта существует только в возможности своего существования. Форма — это действительность, материя — это возможность. Только когда возможное становится действительным, то есть когда бесконечная и бесформенная материя приобретает определенность, форму, материя становится конкретным явлением, и только тогда мы можем ее познать. Движение — это деятельность, благодаря которой возможное становится реальным, материя становится определенным объектом с определенными свойствами. Первой причиной всякого движения является Бог, существо нематериальное, не имеющее частей, стоящее вне пространства, неподвижное; одним словом, это необусловленная деятельность, чистая энергия. Но только чистая мысль может быть необусловленной деятельностью. Итак, в метафизике Аристотеля Бог — это абсолютно активная мысль; он — абсолютно живое существо, первоисточник всего живого. Субъектом деятельности этого абсолютного мышления может быть только высшее и совершеннейшее, то есть только сам Бог. Таким образом, в Боге мысль и объект мысли совпадают. Бог — это абсолютная цель Вселенной. Вселенная стремится к Божеству, но неэффективно соотносит себя с этим стремлением. Самое важное учение Аристотеля — это учение о человеческой душе. На ней основана аристотелевская этика. Все живые существа на земле имеют свою энтелехию, душу. Он считал, что если у тела есть душа, то это значит, что оно живое, и поэтому тело будет подобно душе. В своей философии Аристотель разделил душу на три типа: кормящую (растительную), чувствующую (животную) и разумную (человеческую). Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не может существовать без тела. Однако Аристотель, похоже, применял это утверждение только к первым двум видам души, а в некоторых отрывках он считает бессмертной третью, разумную сторону души, которая принадлежит Богу.

Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю

Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю

Научные и философские интересы Аристотеля

Античная философия зародилась в Древней Греции как попытка открыть фундаментальные принципы мира (космоса). Расцвет философии в Греции имел множество причин и факторов. Слабое развитие сельского хозяйства, свободное отношение к своим богам (что освободило греческую мысль от консерватизма), символическая форма царской власти, выборные формы власти — все это способствовало возникновению философии. Полисная структура греческих государств позволяла различным культурам взаимодействовать и обогащать друг друга. Это общество было одаренным от природы и проявляло не меньший талант в науке, чем в поэзии, скульптуре или военном искусстве. Греческое мировоззрение фокусировалось в основном на внешнем мире (космосе), который удивлял греков своей упорядоченностью и организованностью. Аристотель (384-322) был древнегреческим философом. Он был учеником Платона. Он был воспитателем Александра Македонского. Он был сыном Никомаха и Фестиды из Стагира. Аристотель был самым выдающимся учеником Платона. Беседовал со своими учениками о философии, прогуливаясь взад и вперед, за что их называли «перипатетиками». Он оказал сильное влияние на дальнейшую европейскую научно-философскую мысль. Основные труды Аристотеля — «Метафизика», «Никомахова этика», «Политика» и «Риторика». Аристотель разделил всю философию на практическую и теоретическую. Практическая философия включала в себя этику и политику, а теоретическая философия — физику и логику. Во всем этом он исходил из двух целей: Вероятность и истина. Для каждого конца исследования он использовал два средства — диалектику и риторику для вероятности, аналитику и философию для истины.

В данной работе я рассматриваю основные взгляды и научно-философские интересы Аристотеля, категории, с помощью которых он мыслил и учил, а также рассматриваю метафизику как учение о четырех причинах вещей, уделяя внимание этике и политике по Аристотелю.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире, греческой колонии на фракийском побережье. Его родной город находился в Македонии, которая считалась провинцией по отношению к Афинам, признанному культурному центру. Правда, на глазах Аристотеля статус Македонии сильно изменился, связанный с победоносными завоеваниями Александра Македонского.

Как истинный представитель греческой культуры, Аристотель высоко ценил мудрость, которую он понимал как умение, способность и мастерство. Такое понимание мудрости также связывает его с его предшественниками в античной философии — «любовь к мудрости».

В 367 году Аристотель отправился в Афины и, после возвращения Платона из поездки на Сицилию, стал его учеником. На протяжении многих лет выясняется, что жизнь Аристотеля связана с Академией, наполнена общением с ее основателем и внимательным изучением платоновской философии. Здесь Аристотель приобретает самый широкий научный кругозор и разрабатывает собственные философские и научные подходы.

Аристотель был настоящим энциклопедистом.

Труды Аристотеля делятся на две группы: «экзотерические» и «эзотерические». Первые были написаны в форме диалога и предназначались для широкой аудитории. Последние не были предназначены для широкой публики, а только для учеников школы. История распорядилась так, что до нас дошли произведения, относящиеся ко второй группе. Следовательно, у нас есть возможность судить о тех взглядах Аристотеля, которые он сам считал «сокровенными» и наиболее полно выражающими истину. Точное количество работ, произведенных Стагиритом, неизвестно, но совершенно ясно, что они огромны. Более поздние авторы приписывают ему от ста сорока до четырехсот произведений.

Аристотель был настоящим энциклопедистом, чьи знания были удивительно разнообразны и поистине универсальны. Наиболее известные из его сохранившихся работ включены в Corpus Aristotelicum — свод сочинений, считающихся каноническими. Его первой работой является «Органон», содержащий трактаты по логике (Категории, Об истолковании, Первая аналитика, Вторая аналитика, Топика, О софистических опровержениях). Далее следуют «Физика», «О небесах» и «О душе». Наиболее известным его трудом является «Метафизика», состоящая из 14 книг. Работы по этике (моральному учению): «Никомахова этика», «Большая этика», «Политика». За ними следуют «Риторика» и «Поэтика». Наконец, биологические труды: «История животных», «О происхождении животных», «О частях животных» и др.

Обширность и тематическое разнообразие трудов Аристотеля затрудняют определение точки, с которой лучше всего начать изложение его системы. В учебниках по истории философии, написанных в советский период, страдавший от подавления обязательной идеологии, внимание обычно уделялось критике Аристотелем платоновского учения об идеях. Аристотель критикует платоновское учение об идеях не с позиции «мнения» (то, что Платон называл «докса»), а с позиции демонстративного, то есть эпистемического, знания. Поэтому аристотелевский подход согласуется с восхищением Платона доказательствами и логической убедительностью и исключением личных и других посторонних мотивов в научных и философских рассуждениях. В свете этой точки зрения знаменитое высказывание Аристотеля «Платон — мой друг, но истина мне дороже», которым, согласно традиции, он ответил на обвинения в отклонении от теории своего учителя, становится понятным и ясным.

В трудах Аристотеля ярко отражены его подходы к изучению философской мысли, а также четко прослеживаются подходы, привнесенные непосредственно самим Аристотелем в методологию этой науки.

Исторический подход. Аристотель сознательно отстаивал принцип, согласно которому, прежде чем сформулировать собственное мнение, необходимо тщательно изучить взгляды своих предшественников, то есть тех мыслителей, которые уже занимались данной проблемой. В современном языке этот подход известен как изучение истории и литературы предмета. Аристотель считал своим долгом тщательно изучить и бесстрастно изложить достижения своих предшественников, и только потом подвергнуть сомнению то, что было известно, или добавить что-то новое.

Систематически и методично. Хорошо известно, что аристотелевские сочинения зрелого периода отличаются систематичностью и последовательностью изложения. При самом поверхностном взгляде видно, что труды Аристотеля являются подлинно научными трактатами, и в этом они разительно отличаются от диалогов Платона, сходство которых с мифопоэтическим творчеством подчеркивается обильным присутствием в них мифологических действий и образов.

Бытие по Аристотелю

Универсальность принципа становления. Платон исключил из мира идей, то есть из мира истинного и прекрасного, всякую текучесть, подвижность, изменчивость. В отличие от Платона, Аристотель связывает познание с наблюдением того, что является общим в вещах, то есть с детальной проработкой. Это познание предстает как источник удовольствия, которое по своей природе оказывается таким же, как и то, которое мы получаем от чувственных вещей. Точнее, существует не два отдельных удовольствия, интеллектуально-созерцательное (высшее) и витально-чувственное (низшее), а одно удовольствие, которое реализуется в познании через внимательное и чуткое отношение к богатству и разнообразию мира.

Познание, таким образом, — это непрерывная детализация, раскрывающая законы становления вещей. Чем глубже и микроскопичнее исследование, проводимое разумом, тем больше удовольствия оно доставляет и тем ближе человек подходит к блаженному состоянию внутреннего равновесия души.

Истина как эстетико-рациональное отношение к миру. Разумное знание выступает мысленным охватом всех деталей, но уже лишенным всякого хаоса и суеты, т.е. того, что характерно для неразумной деятельности и повседневной жизни. Согласно Аристотелю, разум — это динамически движущийся и активный организм. Таким образом, разум (рассудок) выражает образование, жизнь и удовольствие. По словам Аристотеля, философ — это тот, кто, несмотря на трудности и препятствия, находит в знании источник радостного отношения к миру. Истинное знание раскрывает рациональность и «разумную красоту мира».

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы привести смысл слов самого Аристотеля, которые, как мне кажется, отражают все его научно-философские интересы и взгляды: Философия — самая общая из всех наук, поэтому она является «факультетом всех факультетов», выраженным в терминах чистого знания. Поэтому по отношению ко всем другим наукам она выступает как то, что формирует наиболее общие принципы, действующие во всех науках. Однако сама философия не имеет практических или эмпирических целей; она не связана с использованием своих знаний для удовлетворения материальных потребностей. Только философия может выразить и разрешить самую глубокую потребность человека, желание получить ответ на вопрос «почему». Философия выражает чистую жажду знаний, страсть к истине, которая держит ложь на расстоянии. «Таким образом, — заключает Аристотель, — все другие науки более необходимы, чем она, но нет ни одной лучше ее.
Бытие, согласно Аристотелю, — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек обычно способен воспринимать только свойства бытия, но не сущность. Также, согласно Аристотелю, категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которого немыслимо само бытие.

Четыре причины всего сущего

Название «Метафизика» (то, что идет после «Физики») имеет позднее происхождение. «Метафизика» — это название, данное группе трактатов Аристотеля в издании Андроника Родосского после физики. В этих трактатах было изложено учение об основаниях бытия, постигаемых посредством умозрения. Впоследствии, на протяжении целых двух тысячелетий, среди философов господствовал обычай называть любое философское учение, содержащее спекулятивное исследование бытия, «метафизикой». Таким образом, получилось, что то, что в издании Андроника Родосского просто следовало за физикой в порядке публикации, рассматривалось как превосходящее физику по сути предмета: Если физика изучает «потусторонние» явления природы, постигаемые посредством опыта, то «метафизика» изучает сущность бытия не посредством опыта, а посредством умозрения. Начиная с Гегеля, в этой характеристике предмета и способа исследования «метафизика» стала подчеркивать свой метод. Основатели марксизма позволили термину «метафизика» означать лишь название антидиалектического метода.

Аристотель начинает свою первую книгу с утверждения, что все люди по своей природе стремятся к знаниям. Источником знаний являются ощущения и память, которые вместе составляют опыт. Умение опирается на опыт, знания для общего блага. Но практическое умение — это не высшее знание, а только самопознание, мудрость, знание причин и начал. Аристотель говорит, что обычно мудрыми считаются те, кто много знает, но невозможно знать все, зато можно знать причины всего. С самого начала философов интересовали причины: как происхождения Вселенной, так и того, что есть добро. Такое знание он называет божественным. Более того, в главе 3 книги 1 Аристотель перечисляет четыре причины всего сущего:

Аристотель критиковал своих предшественников за их особый акцент на материальной причине: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) или все элементы сразу (Эмпедокл).

Он обозначил такие начала движения, как разум, дружба и вражда. Далее Аристотель рассматривает учения пифагорейцев и Платона.

Аристотель делит науки на теоретические, целью которых является знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие) науки. Теоретические науки — это физика, математика и «первая философия» или теологическая философия (позже названная метафизикой). Практические науки — это этика и политика (также называемая политологией). Одной из центральных идей «первой философии» Аристотеля является его учение о четырех следствиях.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой главной характеристикой была «сущность» или «субстанция», а остальные рассматривались как ее атрибуты. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 9 предикатов.

В многочисленных сочинениях Аристотеля собраны почти все имевшиеся в то время знания, которые в его трудах получили более глубокое философское обоснование, были приведены в строгий, систематический порядок, а их эмпирическая база значительно расширилась. Некоторые из этих работ не были опубликованы им самим при жизни, а многие другие позже были ошибочно приписаны ему. Заслугой Аристотеля является то, что академическое деление предметов философского диспута на логические, этические и физические приобрело значение схоластического деления философии на логику, этику и физику, которое было принято всеми философскими школами эллинизма и которое даже Кант признавал естественным.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Что такое метафизика простыми словами, основные понятия и её принципы

Наука и технический прогресс развиваются семимильными шагами, и все больше возможностей у человечества познать и объяснить те или иные явления. Несмотря на это, каждый из нас, хотя бы однажды, сталкивается с событиями или вещами, которые мы не в состоянии объяснить с научной точки зрения.

Ученые разрабатывают теории, выдвигают предположения, и чем больше они пытаются при помощи различных методов проникнуть в “тайны мироздания”, тем больше этих самых теорий развеиваются как миражи.

Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю

А список непознанного не убывает несмотря на все возможности современной науки и техники. Ежедневно в мире происходят сотни событий, не поддающиеся законам физики. Сотни вопросов остаются без ответа: есть ли Бог, что такое душа, откуда произошел человек, как возникла вселенная, каким образом люди обретают неожиданное исцеление от неизлечимых болезней, что происходит после смерти и т.д. — ответы на эти вопросы за пределами понимания ученых, но все они лежат в области метафизики, как раздела философии.

Метафизика — это раздел философии

Древние греческие мыслители проникали в области философии и мудрости, созерцая истинную картину космоса и бытия. Поэтому и методы исследования в философии и науке не отличались. Платон выделял метафизику, как специально обоснованный метод, хотя и не разделял понятие мудрости на различные науки. Он же и очертил круг специфических проблем метафизики, хотя тогда еще не было этого термина и науки как таковой. Аристотель же выделил метафизику как самую ценную из наук, являющуюся не средством, а целью человеческой жизни и называл ее «первой философией».

Во времена средневековья, в 13-14 в.в, метафизика достигла своего расцвета. Философы метафизики значительно обогатили словарь философии новыми понятиями и терминами. Но при этом, философы стали отождествлять метафизику (познания первых причин вещей) и теологию (познания божественного).

В современном мире, метафизика стала разделом философии, изучающем все сущее, основы бытия и самого человека.

На протяжение многих веков категории бытия занимали особое положение в философской мысли. Это обусловлено двумя обстоятельствами:

Таким образом, метафизика неразрывно связана с философией, являясь ее частью и занимается исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Проблема метафизики в истории философии

С момента возникновения метафизики и по наши дни, философы не перестаю спорить о том, что же такое метафизика, что лежит в ее основе, является ли она самостоятельной наукой или частью философии.

Метафизика Аристотеля

Как мы уже писали, термин метафизики был введен Андроником Родосским и изначально использовался как синоним философии. В древнегреческой философии метафизика приравнивалась к классической онтологии, поскольку заниматься антологией означало искать сверхчувственные основания сущего. Так в трудах Платона и Аристотеля, метафизика определялась как “наука о сверхчувственном”.

Аристотель определял метафизику как наиболее возвышенную науку, так как не связана с материальными нуждами и не преследует материальных целей. Это превращает ее в самоценную, истинно свободную науку, которая существует ради знания и понимания. Аристотель называл ее “первой философией”. В отличие от Физики — “второй философии”, задача метафизики не изучать явления окружающего мира, а постичь суть универсума как единого целого.

Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю

Аристотель выделял четыре основные области метафизики:

Эти направления гармонично связаны с собой и являлись основополагающими критериями, фундаментом для классической метафизики вплоть до 19 в.

Статус метафизики изменяется в историко-философском процессе

Во второй половине 18 — начале 19 века принципы и идеалы классической метафизики были пересмотрены философами (среди которых Л. Фей­ербах, Ф. Ницше, Л. Витгенштейн, П. Фейерабенд, М. Хайдеггер, К. Маркс и др.) и претерпели изменения. Это дало начало постклассической метафизике.

Для нового типа метафизики характерны следующие принципы:

Задачей постклассической метафизики становится осмысление конкретных форм человеческого опыта путем анализа. Она должна отвечать на реальные запросы общества, чтобы стать основой для всех форм культуры, которые решают свои собственные конкретные задачи в сферах познания, мышления и деятельности.

Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю

Метафизика Аристотеля — что это такое

14 книг Аристотеля, описывающие учение о первоначалах, являющихся основой мудрости, стали основополагающей работой в области метафизики. До него метафизика как учение о всеобщем, было смешано с другими знаниями – математическими, астрономическими, физическими и т.д. Аристотель впервые отделил метафизику как особую науку и как систему знаний. И, хотя, сам термин метафизика не принадлежит Аристотелю, именно он в своих трудах заложил фундаментальные основы классической метафизики.

Учение Аристотеля строится на 4 первоначалах:

Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю

Метафизика Аристотеля ­– это учение о причинах и началах бытия и знания о нем, о том, что такое истинное бытие само по себе. При этом, самым достоверным знанием он называет то, которое основано на ощущении и чувстве. Материальные же формы сущностей Аристотель разделяет на:

Античное философское отображение метафизики

Античная философия — философия древних греков и римлян, зародилась около 2500 лет назад, явилась истоком западной философии, и почти всех ее последующих школ. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская культура, философия, наука возвращаются к античной философии как своему первоисточнику и образцу мышления. Сам термин «философия» пришел к нам из античной философии. Философ – человек, стремящейся к мудрости, ищущий и любящий истину.

В развитие античной философии внесли неоценимый вклад Сократ, Платон, а позже Аристотель. Аристотель, будучи учеником Платона, во многом не разделял мнения своего учителя. В частности, он подверг критике платоновскую теорию идей, что сыграло важную роль в дальнейшем развитии философии. Аристотель считал ошибочным разделение на идеи и вещи, аргументируя тем, что идеи — это копии чувственных вещей и родственны им по содержанию. Отделяя идеи от вещей, мы удваиваем то, что должно быть познано и объяснено.

Аристотель считал, что каждая вещь представляет собой единство “материи” и “формы” из которых она состоит. Форма — это реализованная возможность материи. Например, серебро будет материей для серебряного кубка. В тот момент, когда его отольют (то есть реализуют возможность материи), он примет форму. Это же серебро может быть не оформлено (не стать кубком или стать кольцом), но в потенциале содержать форму. При этом возможен переход как от материи в форме, так и наоборот. Соотношение формы и материи относительны. Так серебро может быть как материей по отношению к одному предмету, и формой относительно другого. По мнению Аристотеля существует высшая форма, являющаяся конечной, за которой не следует ни форма, ни материя. Последней формой является перводвигатель, то есть Бог.

Аристотель так же ввел в философию два очень важных понятия – это возможность и действительность, которые оказали огромное влияние на последующее развитие философии.

Его рассуждения о форме и материи вылились во множество рукописей, которые позже были обнаружены и систематизированы Андроником Родосским в 14 томов, получивших название метафизика. В дальнейшем, в слово «метафизика» стали вкладывать особый смысл, определяя его как учение о принципах и сущности бытия, основанных на умозрительных, онтологических положениях, из которых выводятся другие философские положения.

Разница между метафизикой и диалектикой

Диалектика, как и метафизика, является частью философии, но их отношения всегда носили не простой характер. Это обусловлено значительными различиями в принципах и методах, которые лежат в основе каждой из этих наук.

Диалектика в современной философии — это теория развития всею сущего и основанный на ней философский метод.

Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю

Чем же отличается метафизика от диалектики?

Расхождение наблюдается по многим вопросам:

Будучи отраслями философии, метафизика и диалектика тем не менее, представляют собой две противоположные системы познания действительности и развития.

Различия между метафизикой, эпистемологией и онтологией

Аристотель ставил метафизику выше философии, называя ее “первой философией”. С развитием общества, развивались и науки. Развивалась и философия, появились новые отрасли, которые в той или иной степени соприкасаются и оказывают влияние друг на друга.

Поскольку все три являются отраслями философии, очень часто возникает путаница в понимании

Метафизика и эпистемология

Различия метафизики и эпистемологии базируются на разном подходе и методе познания. Метафизика основывается на чувственном познании и мышлении, в то время как эпистемология — изучает знание и его строение как таковое.

Метафизика рассматривает окружающий мир с точки зрения существования вещей как таковых. Она обозначает тип вопросов, которые можно задать окружающей нас действительности без определения метода их исследования.

Эпистемология же задается вопросом как мы можем что-то узнать о реальности, а не что мы можем сказать о ней. Что составляет знание? Как мы можем его получить? Есть ли ограничения наших знаний? Все ли подвластно изучению? На сколько объективны наши знания? Это те вопросы, на которые ищет ответы эпистемология.

Метафизика изучает то, что есть или то, что существует, эпистемология изучает то, как мы знаем или получаем доступ к тому, что существует. Обе эти отрасли философии, на первый взгляд, координально отличаются и работают в разных областях, но они часто пересекаются друг с другом или зависят друг от друга. Ведь перед тем, как анализировать или задаться вопросом как изучать то или иное явление (предмет), для начала нам нужно определить, что оно существует.

Метафизика и онтология

Соотношение онтологии и метафизики двоякое. В них так много схожего, что в определенные периоды развития философии эти понятия отождествляли.

Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть фото Что изучает метафизика по аристотелю. Смотреть картинку Что изучает метафизика по аристотелю. Картинка про Что изучает метафизика по аристотелю. Фото Что изучает метафизика по аристотелю

Онтология изучает бытие и его принципы. Предмет изучения метафизики много шире и включает в себя не только бытие и его познание, но так же исследование первопричин и начал всего сущего; знания о первоисточнике каждой вещи; знание о Боге, как сверхчувствительно субстанции и связи между ними. Исходя из этого онтология является частью метафизики.

Однако если мы сравним Метафизику и Онтологию с точки зрения “общее — частное”, то обнаружим, что онтология предшествовала метафизике. Познание невозможно без формулировки общих принципов, благодаря которым возможно любое познание. Эти признаки и понятия изначально формирует онтология, в рамках которых затем развивается метафизика.

Что есть метафизика

Впервые этот термин был введен Андроником Родосским при систематизации произведений Аристотеля. Помимо трудов о физике, Аристотель оставил после себя многочисленные рукописи, посвященные рассуждениям о первопричинах “первых родах сущего”. Андроник Родосский объединил их в 14 томов и расположил в сборнике после аристотелевой “Физики”, назвав “τὰ μετὰ τὰ φυσικά”, что в переводе с древнегреческого языка дословно означает «то, что после физики». Вот так случайно появился термин метафизика, который, по сути, никак не связан с содержанием книг Аристотеля. Однако, это лишенное научного или философского значения слово, не только укоренилось в научной терминологии, но и стало общепринятым обозначением фундаментальных начал системы любого философа или мыслителя.

Многие известные философы испокон веков и по наши дни пытаются дать определение метафизике. Например, Иммануил Кант в книге «Критики чистого разума» вот так говорит о метафизике:

«На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят все его возможности. ‹…› Поле битвы этих бесконечных споров называется метафизикой.»

Гегель же считал, что: «Объективная логика, таким образом, занимает скорее место прежней метафизики, ‹…› Но тогда объективная логика постольку охватывает и остальные части метафизики, поскольку метафизика стремилась постигнуть чистыми формами мысли особенные субстраты, заимствованные ею первоначально из [области] представления, — душу, мир, Бога ‹…›. Логика рассматривает эти формы свободно от указанных субстратов, субъектов представления, рассматривает их природу и ценность в себе и для себя самих.»

Понять, что такое метафизика без изучения трудов десятков философов сложно из-за разницы подхода к определению. Простыми словами метафизика — это наука, которая изучает все то, что лежит за пределами физических научных явлений с целью изыскать смысл, причины, сущности и конечную судьбу всего бытия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *