Что изучает лингвистика история

Историческая лингвистика

Историческая лингвистика

Лингвистика
Теоретическая лингвистика
Фонетика
Фонология
Морфология
Синтаксис
Семантика
Лексическая семантика
Прагматика
Прикладная лингвистика
Усвоение языка
Психолингвистика
Социолингвистика
Письменность
Дешифровка
Типология
Эволюционная лингвистика
Сравнительно-историческое
языкознание
Этимология
Стилистика
История лингвистики
Список лингвистов
Языки мира
Нерешённые проблемы

Сравнительно-историческое языкознание (лингвистическая компаративистика) — область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка). Сравнительно-историческое языкознание занимается установлением степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.

Сравнительно-историческое языкознание на протяжении XIX века было господствующим разделом лингвистики.

Содержание

История

Сравнительно-историческое языкознание появилось после открытия европейцами санскрита, литературного языка древней Индии. Ещё в XVI веке Итальянский путешественник Филиппо Сассети заметил сходство индийских слов с итальянскими и латинскими, однако научных выводов сделано не было. Начало сравнительно-историческому языкознанию было положено Уильямом Джонсом в XVIII веке, которому принадлежат следующие слова:

Санскритский язык, какова бы ни была его древность, обладает удивительной структурой, более совершенной, чем греческий язык, более богатой, чем латинский, и более прекрасной, чем каждый из них, но носящей в себе настолько близкое родство с этими двумя языками как в корнях глаголов, так и в формах грамматики, что не могло быть порождено случайностью, родство настолько сильное, что ни один филолог, который занялся бы исследованием этих трех языков, не сможет не поверить тому, что они все произошли из одного общего источника, который, быть может, уже более не существует. Имеется аналогичное обоснование, хотя и не столь убедительное, предполагать, что и готский и кельтский языки, хотя и смешанные с совершенно различными наречиями, имели то же происхождение, что и санскрит.

Дальнейшее развитие науки подтвердило правильные высказывания У. Джонса.

В начале XIX века независимо друг от друга разные ученые различных стран занялись выяснением родственных отношений языков в пределах той или иной семьи и достигли замечательных результатов.

Франц Бопп исследовал сравнительным методом спряжение основных глаголов в санскрите, греческом, латинском и готском, сопоставляя как корни, так и флексии. На большом обследованном материале Бопп доказал декларативный тезис У. Джонса и в 1833 году написал первую «Сравнительную грамматику индогерманских (индоевропейских) языков».

А датский ученый Расмус-Кристиан Раск всячески подчеркивал, что грамматические соответствия гораздо важнее лексических, потому что заимствования словоизменения, и в частности флексий, «никогда не бывает». Раск сопоставил исландский язык с гренландским, баскским, кельтскими языками и отказал им в родстве (относительно кельтских Раск позднее переменил мнение). Затем Раск сопоставлял исландский язык с норвежским, потом с другими скандинавскими языками (шведский, датский), далее с другими германскими, и, наконец, с греческим и латинским языками. Раск не привлекал в этот круг санскрита. Возможно, в этом отношении он уступает Боппу. Но привлечение славянских и в особенности балтийских языков значительно восполнило этот недочет.

Третьим основоположником сравнительного метода в языковедении был А. Х. Востоков. Он занимался только славянскими языками. Востоков первый указал на необходимость сопоставления данных, заключающихся в памятниках мертвых языков, с фактами живых языков и диалектов, что позднее стало обязательным условием работы языковедов в сравнительно-историческом плане.

Трудами этих ученых сравнительный метод в языкознании был не только декларирован, но и показан в его методике и технике.

Большие заслуги в уточнении и укреплении этого метода на большом сравнительном материале индоевропейских языков принадлежат Августу-Фридриху Потту, давшему сравнительно этимологические таблицы индоевропейских языков.

Результаты почти двухсотлетних исследований языков методом сравнительно-исторического языкознания подытоживаются в схеме Генеалогической классификации языков.

Источник

Лингвистика

Лингвистика

Лингвистика
Теоретическая лингвистика
Фонетика
Фонология
Морфология
Синтаксис
Семантика
Лексическая семантика
Прагматика
Прикладная лингвистика
Усвоение языка
Психолингвистика
Социолингвистика
Письменность
Дешифровка
Типология
Эволюционная лингвистика
Сравнительно-историческое
языкознание
Этимология
Стилистика
История лингвистики
Список лингвистов
Языки мира
Нерешённые проблемы

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение) — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле является частью семиотики как науки о знаках.

Лингвистикой профессионально занимаются учёные-лингвисты.

Содержание

Предмет лингвистики

Лингвистика в гносеологическом аспекте

Субъект и объект лингвистики

Разделы лингвистики

Лингвистика в широком смысле слова (познание языка и передача результатов этого познания другим людям) подразделяется:

Теоретическая лингвистика

Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории. Она бывает:

Можно говорить не только о «языках», но и о «Языке» вообще, поскольку языки мира имеют много общего. Поэтому выделяют:

Прикладная лингвистика

Прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.

Практическая лингвистика

Кибернетические модели языка проверяются тем, насколько похоже они имитируют человеческую речь; адекватность описаний мёртвых языков проверяется в ходе раскопок, когда археологи обнаруживают новые тексты на древних языках.

Эмпирическая лингвистика

Эмпирическая лингвистика добывает языковые данные тремя путями:

Описание может быть ориентировано на письменную и на устную речь; оно может либо ограничиваться только «правильным» языком (см.: языковая норма), либо учитывать также разнообразные отступления от него (см.: просторечие); может описывать либо лишь систему закономерностей, действующих во всех разновидностях языка, либо включать в себя также правила выбора между вариантами в зависимости от внеязыковых факторов.

Одноязычная и сравнительная лингвистика

Сравнительно-историческое языкознание занимается изучением истории языков и выявлением их генеалогических связей (см.: генетическая классификация языков). Этот раздел лингвистики может описывать хронологический срез языка в определённую историческую эпоху, при жизни одного поколения (синхроническая лингвистика изучает язык как систему, ставит перед собой задачи установить принципы, лежащие в основе любой систем, взятой в данный момент), иногда также называется «синхронной»), или изучать сам процесс изменения языка при его передаче от поколения к поколению (историческая лингвистика, иногда также называемая «диахронной» или «диахронической»).

Внешняя и внутренняя лингвистика

Лингвистика языка и лингвистика речи

Статическая и динамическая лингвистика

Общая лингвистика

В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.

Соответствующие дисциплины отличаются друг от друга ориентацией на изучение единиц разных уровней языка:

Лингвистика и смежные области знания

На стыке лингвистики со смежными областями знания возник ряд пограничных дисциплин. К таким дисциплинам относятся следующие:

Лингвистическая экзотика

Многие лингвистические вопросы вызывают обострённый интерес со стороны не-лингвистов. Примеры таких тем приведены в статье Лингвистическая экзотика.

Лингвистическая терминология

Язык, изучаемый лингвистом, — это язык-объект; а язык, на котором формулируется теория (описание языка, напр., грамматика или словарь в соответствующих значениях) — это метаязык. Метаязык лингвистики имеет свою специфику: в него входят лингвистические термины, имена языков и языковых группировок, системы специального письма (транскрипции и транслитерации) и др. На метаязыке создаются метатексты (то есть тексты о языке); это грамматики, словари, лингвистические атласы, карты географического распространения языков, учебники языков, разговорники и т. п.

История лингвистики

В древности наука о языке («грамматика») изучала лишь родной язык ученого, но не чужие языки; только престижные языки духовной культуры, а живой разговорный язык народа (и уж тем более неграмотных бесписьменных народностей) не изучался. До XIX века наука о языке была предписывающей (нормативной), стремясь не описать живой язык, на котором говорят, а дать правила, по которым «следует» говорить (и писать).

Источник

Что такое лингвистика и что она изучает

Лингвистика (другое название – языкознание) – наука о языке, процессах, в нём происходящих, его лексическом составе, развитии, структуре, истории и связи с другими языками.

Предмет изучения лингвистики поистине бесконечен. Самому явлению «язык» очень трудно дать точное определение. Языки существуют столько же, сколько человеческое общество. Язык объединяет нацию и разделяет народы, на нём создаётся литература, пишутся исторические документы. Ни одна наука не существует вне языка.

Это история накопления знаний о языковых реалиях, их систематизации, об изменении научных методик, о понимании роли языка в обществе, возникновении новых направлений лингвистики.

Этапы развития лингвистики

Древний мир

Изучать язык люди начали тысячи лет назад, одновременно с появлением письменности. Учёные не уверены, началось это в Китае, Индии, в странах Древнего Востока или в Египте. Многие письменные свидетельства утеряны. Остаётся судить по источникам, дошедшим до просвещённых веков. Но первым опытом научного осмысления языка (санскрита), установления норм его использования считают индийскую рукопись под названием «Восьмикнижие». Автор этого труда, учёный по имени Панини, жил в V − IV веках до нашей эры.

Языкознание Античности

Древняя Греция − колыбель европейской лингвистики. В работах Гераклита Эфесского, в некоторых из «Диалогов» Платона содержатся попытки объяснить происхождение слов, символику звуков.

Аристотель в «Поэтике» выделяет 8 частей речи, пишет о назначении падежей. Он классифицирует звуки и описывает работу речевого аппарата.

Во II в. до нашей эры в Александрии существовала созданная благодаря Александру Македонскому Александрийская школа, прославившаяся огромной библиотекой и созданием грамматики греческого языка.

Римские философы в своих работах опирались на перевод Александрийской грамматики, внеся изменения для адаптации к латинскому языку. Но были и вполне самостоятельные труды. К примеру, «О латинском языке» Марка Теренция Варрона. В IV веке нашей эры Элий Донат был автором нескольких учебных пособий, ставших классическими. Объединённые в один труд, они получили название «Грамматическое руководство». Самым популярным, подробным, тщательно прописанным и крупным стал «Курс грамматики» Присциана ( VI в. нашей эры), состоящий из 18 книг.

Средневековье и Возрождение

С гибелью античной цивилизации во всех областях научной деятельности наступил застой. Причиной этого была религия, проникшая во все сферы жизни. Единственным объектом изучения для лингвистов стал латинский язык. Он давно не функционировал в общественной жизни, не использовался как средство живого общения. Поэтому языкознание, в сущности, не развивалось. Другие языки рассматривались только в сравнении с латынью по канонам, прописанным ещё Донатом и Присцианом. Латинский и греческий стали основой системы образования во всех европейских странах.

Позитивное движение в Средние века наблюдалось лишь у славянских народов. В населённых ими землях широко распространилась созданная Кириллом и Мефодием азбука. Её появление объяснялось необходимостью переводить с греческого церковные книги. Но возникновение собственной письменности стало толчком для развития самобытной культуры и науки.

В XV – XVII вв., в эпоху Возрождения интерес лингвистики переместился с изучения отдельных фактов языка на исследование текста, как цельной структуры. Активно появляются грамматики европейских языков: польского, армянского, французского, венгерского, английского и других

Это время в российском языкознании связано с деятельностью Максима Грека, автора трудов по основам перевода.

Просвещение

XVII век ознаменовался появлением словарей иностранных слов и изобретением книгопечатания. На язык стали смотреть как на основу национального самосознания. Возрос интерес к родному языку и языкам иных стран. Делаются попытки сопоставительного анализа лингвистических явлений, проводятся этимологические исследования.

Бурно развивающаяся наука, нарождающийся капитализм предъявляли новые требования к лингвистике. В XVII – XVIII веках на основании новых философских идей был выдвинут целый ряд лингвистических теорий, которые нашли подтверждение или были опровергнуты намного позже. Часть поднятых в этот беспокойный век проблем не решена до сих пор.

Учёные-лингвисты той поры сосредоточились в основном на следующих вопросах:

Научные изыскания в области языка проводят люди, чья основная деятельность не связана с лингвистикой. Это Жан-Жак Руссо, Георг Лейбниц, Джанбатист Вико, Этьен Бонно де Кондильяк.

Российское языкознание

XVIII век – время полноценного участия российских лингвистов в развитии науки о языке. Русский язык окончательно отделяется от старославянского и изучается как самобытное явление. В.Г. Адодуров пишет первый учебник русского языка. М.В. Ломоносов создаёт «Российскую грамматику», в которой фиксирует и систематизирует явления не старославянского, а именно русского языка.

В конце XVIII века выходит в свет Словарь Академии Российской. В нём целый ряд новшеств: слова не только поделены на русские и старославянские, но и имеют пометки о стилевой принадлежности в соответствии с теорией «трёх штилей», сформулированной Ломоносовым.

XIX век

Основным методом в языкознании становится сравнительно-исторический. Возникновение самого термина произошло благодаря работам Фридриха и Августа Шлегелей.

Одновременно с исследованиями в этом ключе развивается теоретическое языкознание, формируются новые направления. Например, психологическое, основанное немецкими учёными Гумбольтом и Штейнталем, а также философом из России А.А. Потебней. Главными вопросами этого направления стали проблемы связи национального языка с мышлением, речью, ментальностью («духом народа»).

В это же время появляется несколько теорий о происхождении и генеалогии языков. Самая известная и критикуемая из них – концепция А. Шлейхера, отрицавшего существование праязыка.

XX век и начало XXI

Ярчайшей отличительной чертой языкознания XX века стало появление лингвистического структурализма. Основа этого течения – восприятие языка как целостной системы из взаимосвязанных элементов.

У истоков структурализма стоял швейцарец Ф. де Соссюр. Огромный вклад был сделан российскими лингвистами Ф. Фортунатовым, И. Бодуэном де Куртенэ, Р. Якобсоном.

В 70-е годы прошлого века структурализм вошёл в состав общего языкознания. На смену пришло отделившееся от него перспективное направление − конструктивизм. Его основоположником стал Н. Хомский (США). Выдвинутая им идея опиралась на представление о языке как о динамической системе. Этот взгляд был развит российским лингвистом С.К. Шаумяном и его последователями.

В современной науке превалирует стремление к синтезу разнообразных методик лингвоанализа. Историческое языкознание на подъёме. Это позволило воплотить такие трудоёмкие, масштабные проекты, как «Словарь праславянского языка», «Этимологический словарь славянских языков», лингвистические атласы. К современным языковедческим направлениям относятся ареальная и когнитивная лингвистика, психолингвистика, этнолингвистика.

Источник

Что изучает лингвистика история. Смотреть фото Что изучает лингвистика история. Смотреть картинку Что изучает лингвистика история. Картинка про Что изучает лингвистика история. Фото Что изучает лингвистика история

Что изучает лингвистика история. Смотреть фото Что изучает лингвистика история. Смотреть картинку Что изучает лингвистика история. Картинка про Что изучает лингвистика история. Фото Что изучает лингвистика историяПортал

Историческая лингвистика, также называемый диахроническая лингвистика, это научное исследование изменение языка через некоторое время. [1] К основным проблемам исторической лингвистики относятся: [2]

Историческая лингвистика основана на Униформистский принцип, который определяется лингвистом Дональд Ринге так как: [3]

Если мы не сможем продемонстрировать значительные изменения в условиях усвоения и использования языка между некоторым временем ненаблюдаемого прошлого и настоящим, мы должны предположить, что те же самые типы и распределения структур, вариаций, изменений и т. Д. Существовали в то время в прошлом. как в настоящем.

Содержание

История и развитие

Западный современный исторический лингвистика датируется концом 18 века. Он вырос из более ранней дисциплины филология, [4] изучение древних текстов и документов, относящихся к древность.

Вначале историческая лингвистика служила краеугольным камнем сравнительное языкознание, прежде всего как инструмент для лингвистическая реконструкция. [5] Ученые были озабочены в основном созданием языковых семей и реконструкцией незарегистрированных протоязыки, с использованием сравнительный метод и внутренняя реконструкция. [5] Первоначально акцент делался на хорошо известных Индоевропейские языки, многие из которых имели давно написанные истории; ученые также изучали Уральские языки, еще одна евразийская языковая семья, для которой существует менее ранний письменный материал. С тех пор была проведена значительная сравнительная лингвистическая работа, расширяющаяся и за пределами европейских языков, например, на Австронезийские языки и на различные семейства Индейские языки, среди многих других. Сравнительное языкознание стало лишь частью более широко понимаемой дисциплины исторической лингвистики. Что касается индоевропейских языков, сравнительное исследование теперь является узкоспециализированной областью. Большая часть исследований проводится по дальнейшему развитию этих языков, в частности, по развитию современных стандартных разновидностей. [ нужна цитата ]

Некоторые ученые предприняли исследования, пытаясь создать суперсемьи, связывающие, например, индоевропейские, уральские и другие семьи в Ностратический. Эти попытки не получили широкого признания. Информация, необходимая для установления родства, становится менее доступной по мере увеличения глубины времени. Временная глубина лингвистических методов ограничена из-за случайного сходства слов и вариаций между языковыми группами, но часто предполагается предел около 10 000 лет. [6] Датировка различных протоязыков также трудна; Для датировки доступно несколько методов, но можно получить только приблизительные результаты.

Диахронический и синхронный анализ

Изначально вся современная лингвистика имела историческую направленность. Даже изучение современных диалектов требует изучения их происхождения. Фердинанд де Соссюрразличие между синхронный а диахроническая лингвистика является фундаментальной для современной организации дисциплины. Приоритет отдается синхронной лингвистике, и диахроническая лингвистика определяется как изучение последовательных синхронных стадий. Однако у четкой демаркации Соссюра были как защитники, так и критики.

Основными инструментами исследования в диахронической лингвистике являются сравнительный метод и метод внутренняя реконструкция. Менее стандартные методы, такие как массовое лексическое сравнение, используются некоторыми лингвистами для преодоления ограничений сравнительного метода, но большинство лингвистов считают их ненадежными.

Находки исторической лингвистики часто используются в качестве основы для гипотез о группировках и перемещениях народов, особенно в доисторический период. Однако на практике часто неясно, как интегрировать лингвистические данные с археологический или генетический доказательства. Например, существует множество теорий о родине и ранних движениях Протоиндоевропейцы, каждый со своей интерпретацией археологических находок.

Подполи обучения

Что изучает лингвистика история. Смотреть фото Что изучает лингвистика история. Смотреть картинку Что изучает лингвистика история. Картинка про Что изучает лингвистика история. Фото Что изучает лингвистика история

Сравнительное языкознание

Генетическое родство подразумевает общее происхождение или протоязык. Сравнительная лингвистика ставит своей целью построить языковые семьи, реконструируя протоязыки и определяя изменения, которые привели к документированным языкам. Чтобы поддерживать четкое различие между подтвержденный язык и реконструированные формы, лингвисты-компаративисты ставят звездочку перед любой формой, которая не встречается в сохранившихся текстах.

Этимология

Этимология это исследование история из слова: когда они вошли на язык, из какого источника и как их форма и значение изменились с течением времени. Слово может войти в язык как заимствованное слово (как слово из одного языка, принятое носителями другого языка), через деривационная морфология путем комбинирования ранее существовавших элементов в языке с помощью гибрида этих двух процессов, называемых фоно-семантическое соответствие, или несколькими другими второстепенными способами.

В языках с долгой и подробной историей этимология использует филология, изучение того, как слова меняются от культуры к культуре с течением времени. Этимологи также применяют методы сравнительное языкознание для восстановления информации о языках, которые слишком стары для получения какой-либо прямой информации (например, письма). Анализируя родственные языки с помощью техники, известной как сравнительный метод, лингвисты могут делать выводы об их общем родительском языке и его словарном запасе. Таким образом, корни слов которые можно проследить вплоть до происхождения, например, Индоевропейский языковая семья были найдены. Несмотря на то, что они берут свое начало в филологической традиции, многие современные этимологические исследования проводятся в языковые семьи для которых мало или отсутствует ранняя документация, например Уральский и Австронезийский.

Диалектология

Диалектология это научное исследование лингвистических диалект, разновидности языка, которые характерны для определенных групп, в первую очередь на основе географического распространения и связанных с ними особенностей. Это контрастирует с вариациями, основанными на социальных факторах, которые изучаются в социолингвистика, или вариации, основанные на времени, которые изучаются в исторической лингвистике. Диалектология рассматривает такие темы, как расхождение двух местных диалектов от общего предка и синхронная вариация.

Диалектологов интересуют грамматические особенности, соответствующие региональным областям. Таким образом, они обычно имеют дело с населением, живущим в определенных местах в течение нескольких поколений без переезда, но также и с группами иммигрантов, приносящих свои языки в новые поселения.

Фонология

Фонология это подраздел лингвистики, изучающий звук система определенного языка или набора языков. В то время как фонетика о физическом производстве и восприятие Из звуков речи фонология описывает способ функционирования звуков в данном языке или между языками.

Важной частью фонологии является изучение того, какие звуки являются отличительными единицами языка. Например, «p» в «булавке» означает с придыханием, но «p» в «spin» нет. В английском языке эти два звука используются в дополнительное распространение и не используются для различения слов, поэтому считаются аллофоны того же самого фонема. На некоторых других языках, например Тайский и кечуа, одно и то же различие в устремлении или отсутствии стремления различает слова, и поэтому два звука (или телефоны) поэтому считаются двумя разными фонемами.

В дополнение к минимально значимым звукам (фонемам), фонология изучает, как чередуются звуки, например / p / в английском языке, и такие темы, как слог структура, стресс, акцент, и интонация.

Принципы фонологической теории также были применены к анализу жестовые языки, но фонологические единицы не состоят из звуков. Принципы фонологического анализа могут применяться независимо от модальность потому что они предназначены для использования в качестве общих аналитических инструментов, а не языковых.

Морфология

Морфология изучение формальных средств выражения на языке; в контексте исторической лингвистики, как формальные средства выражения меняются со временем; например, языки со сложными флективными системами склонны подвергаться процессу упрощения. В этой области изучается внутренняя структура слов как формального средства выражения. [8]

Синтаксис

Синтаксис это изучение принципов и правил построения фразы в естественные языки. Период, термин синтаксис используется для прямой ссылки на правила и принципы, которые регулируют структуру предложений любого отдельного языка, например, синтаксис современного ирландского». Современные исследователи синтаксиса пытаются описывать языки с точки зрения таких правил. Многие профессионалы в этой области пытаются найти основные правила которые применимы ко всем естественным языкам в контексте исторической лингвистики, как характеристики структуры предложений в родственных языках менялись с течением времени. Увидеть грамматикализация.

Темпы изменений и разновидности адаптации

В исследованиях по исторической лингвистике часто используются термины «консервативный»или» новаторский «для характеристики степени изменений, происходящих в конкретном языке или диалекте по сравнению с родственными разновидностями. В частности, консервативный разнообразие меняется относительно меньше, чем новаторский разнообразие. Различия в пластичности часто связаны с социально-экономическим положением носителей языка. Примером новаторского диалекта может быть Американский английский из-за огромного количества говорящих и открытого взаимодействия говорящих с другими языковыми группами; изменения можно увидеть в терминах, разработанных для бизнеса и маркетинга, а также в других областях, таких как технологии.

Обратной стороной новаторского языка является консервативный язык, который обычно определяется его статической природой и невосприимчивостью к внешним влияниям. На большинстве, но не на всех консервативных языках говорят в уединенных районах, где нет других основных языков населения.

Ни описательные термины, ни описательные термины не содержат оценочных суждений в лингвистических исследованиях и не определяют какую-либо форму достоинства языка по сравнению с любым другим языком.

Особенно консервативный сорт, сохраняющий черты, давно исчезнувшие где-то еще, иногда называют «архаичный». В современном обществе есть несколько примеров архаичного языка, но некоторые из них сохранились в установить фразы или в детских потешках.

Эволюционный контекст

С точки зрения эволюционной теории историческая лингвистика (в отличие от исследований истоки человеческого языка) учеба Ламаркиан приобретенные характеристики языков. [9]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *