Что изучает лингвистическая прагматика
Что изучает лингвистическая прагматика
Прагмалингвистика(лингвистическая прагматика) — филологическая (лингвистическая) наука (дисциплина), область лингвистических исследований.
Поскольку в лингвистической литературе встречаются два определения для понятия «прагмалингвистика», поскольку отмечается два проявления речевого воздействия в зависимости от осознаваемого/неосознаваемого выбора говорящим лингвистических единиц высказывания, поскольку объект и предмет прагмалингвистики анализируется с двух сторон, то представляется целесообразным выделить два вида прагмалингвистики, которые и различаются по вышеперечисленным критериям. С одной стороны, прагмалингвистика, еще не получившая своего современного названия, называлась «прагматикой» и определялась как «область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи». Это определение мы находим в работе, вышедшей в 1990 году, когда ученые еще не выделяли науку о речевых знаках в отдельную дисциплину. Именно тогда отмечалось, что прагматика как наука еще не имеет четких контуров, а к вопросам, которые изучались в ее рамках относились те, которые связаны с говорящим субъектом, адресатом, их взаимодействием в коммуникации и ситуацией общения. Интересно, что все эти вопросы в равной мере являлись предметом исследования в рамках психолингвистики. Как отмечается в лингвистическом энциклопедическом словаре, психолингвистика определяляется как «наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка».
В прагмалингвистике следует выделять функциональную прагмалингвистику и скрытую прагмалингвистику. В рамках функциональной прагмалингвистики изучается речевая деятельность отправителя текста с продуманным намеренным выбором иллокуций, а в скрытой прагмалингвистике исследуется интуитивный привычный выбор речевых сигналов актуализации речевого поведения отправителя текста. Такое деление имеет смысл, разумеется, только в исследовательских целях, и тем не менее оно полезно, так как приводит к важным практическим результатам.
Речевой этикет как объект изучения требует внимания различных наук: прагмалингвистики, межкультурной или сопоставительной прагматики, социологии, психологии и смежных с ними дисциплин. Интерес к этим проблемам возник в середине XX века, когда в центре внимания лингвистов оказались социальные и личностные факторы языкового общения.
М.М.Бахтин рассматривал язык как «непрерывный творческий процесс созидания, осуществляемый индивидуальными речевыми актами; язык как продукт является как бы застывшей лавой языкового творчества, «абстрактно конструируемым лингвистикой в целях практического научения языку как готовому орудию» [Волошинов 1993: 53-54].
Теоретической основой исследований в прагматике стала теория речевых актов, которая была создана Дж.Серлем, Дж.Остином и рядом других зарубежных исследователей. Минимальной реализацией речевого общения является речевой акт, который понимается как целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, существующими в данном обществе [Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 412].
Важнейшими чертами речевого акта являются намеренность (интенциональность), целеустремленность, конвенциональность.
Совокупность речевых актов составляет речевую деятельность. В процессе речевого акта осуществляется передача речевого сообщения от одного или нескольких участников общения другому или другим участникам общения. В этом состоит коммуникативная природа речевого акта, сущность которого в передаче информации, во взаимообмене ею. Однако, по мнению У.Матураны «обмен информацией» – всего лишь неудачная метафора, на самом деле ‘обмена’ и ‘передачи’ не происходит»
Речевой акт определяется обычно как высказывание (речедействие) или совокупность высказываний, совершаемых одним говорящим с учетом другого. Высказывание индивидуально по своей природе, оно не повторяется, но происходит каждый раз как бы заново.
Коммуникативная природа речевого акта предполагает его двусторонний характер. Участие в акте общения минимально двух участников, даже если один из них воображаемый или бессловесный, предполагает скорее диалогическую структуру общения, чем монологическую. Процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания можно назвать говорением, которое рассматривается как форма правилосообразного речевого поведения человека в том или ином сообществе. Кроме говорения, или устной формы общения, существует и общение письменное, которое подчиняется неким правилам ведения эпистолярной деятельности. Как в устном, так и письменном общении, многими исследователями выделяются различия в совершении некоторых речевых актов, таких как прошение, приветствие, извинение. Человек в своем поведении может следовать некоему правилу, не сознавая этого.
Одно из условий полноценного общения – вежливое, доброжелательное отношение к партнеру в различных ситуациях речевого общения.
Вежливость, по мнению Н.И.Формановской, – это отведение собеседнику той социальной роли, которая соответствует его социальным признакам или в некоторых ситуациях – даже ее завышение [Формановская 1989а: 50]. Вежливость отождествляют с речевым этикетом, под которым понимается совокупность правил, регулирующих общение. Почти во всех выделенных ею ситуациях общения, речевой этикет проявляется в функции вежливости.
Вежливость имеет различные оттенки значений: корректность – подчеркнутая официальность; учтивость – почтительная вежливость; любезность – стремление быть приятным и полезным другому и др.
Конечно же, коммуникативный процесс самым непосредственным образом связан с информационно-психологическим воздействием. Воздействуя на собеседника, мы более всего взаимодействуем с ним для достижения нужной нам цели, посредством нашего вежливого отношения к нему и посредством выбора той или иной коммуникативной стратегии. Например, выражая просьбу при разговоре, мы стараемся оказать на собеседника речевое воздействие, т.е. вербально и/или невербально стараемся побудить его к совершению некоторого практического действия. Исходной интенцией любого предложения является оказание воздействия на слушающего, с учетом вежливого к нему отношения.
Лингвистическая прагматика не имеет чётких контуров, в неё включается комплекс вопросов, связанных с говорящим субъектом, адресатом, их взаимодействием в коммуникации, ситуацией общения.
В связи с субъектом речи изучаются:
в) организация высказывания в соответствии с тем, чему в сообщении придаётся наибольшее значение.
В связи с адресатом речи изучаются:
3) типы речевого реагирования на полученный стимул (прямые и косвенные реакции, например способы уклонения от прямого ответа на вопрос).
В связи с отношениями между участниками коммуникации изучаются:
3) соотношение между участниками коммуникации в тех или иных речевых актах (ср. просьбу и приказ).
В связи с ситуацией общения изучаются:
2) влияние речевой ситуации на тематику и формы коммуникации (ср. типичные темы и формы разговоров в гостях, на банкетах, в больницах, в приёмных врачей и адвокатов и т. п.).
Прагматика изучает речь также в рамках общей теории человеческой деятельности. Так, Остином был выделен класс так называемых перформативных высказываний.
В автоматическом анализе текста энциклопедическая информация, в т. ч. прагматические данные, организуется в форме сценариев или «фреймов» (термин М. Минского), моделирующих знание о типичных ситуациях и позволяющих правильно интерпретировать содержание текста. Прагматические сведения используются также в информационно-поисковых диалоговых (интерактивных) системах. Категории прагматики вошли в ряд философских логик, предполагающих учёт пропозициональных установок (логика оценок, логика практического рассуждения и др.).
Выдвинув в качестве объединяющего принцип употребления языка говорящими в коммуниктивных ситуациях и прагматической компетенции говорящих, прагматика охватила многие проблемы, имеющие длительную историю изучения в рамках риторики и стилистики, коммуникативного синтаксиса, теории и типологии речи и речевой деятельности, теории коммуникации и функциональных стилей,социолингвистики, психолингвистики, теории дискурса и др., с которыми прагматика имеет обширные области пересечения исследовательских интересов.
Прагматика как лингвистическая дисциплина
Исследуя некоторые аспекты теории речевых актов, мы приходим к понятию прагматики. Под прагматикой (прагматизмом, прагматичностью) в быту и не только понимают полезность, практичность, работоспособность той или иной идеи, концепции, политики, метода как критерий их достоинств. Подходы к достижению конкретного результата в бизнесе, политике или общественных отношениях часто называют прагматическими. Весьма часто этот термин приобретает дополнительные положительные коннотации. Само же слово восходит к греческому «действие».
Термин прагматика в лингвистике традиционно понимается вдвух значениях. Во-первых, прагматика – это лингвистическая дисциплина, которая изучает использование и функционирование языковых знаков в речевой коммуникации; Прагматика – это также измерение формирования речевых высказываний, определяемое функциональными особенностями партнеров в речевом акте, например, коммуникативными интенциями говорящего и характером речевых средств, которые он использует, а также самой ситуацией общения [19].
Одним из основных вопросов прагматики, точнее прагматической семантики, является установление смысла разного рода языковых единиц в соответствующих условиях их употребления [40, c., 219]. Так, высказывание У нас гости в разных ситуациях может быть и ответом на соответствующий вопрос, и объяснением причины неприхода в установленное время или место или вежливым отказом.
Следует различать просто слушающего и адресата сообщения, потому что в ситуации общения может случиться так, что иллокутивный акт направлен на слушающих, обычно не принимающих участия в разговоре, но в данной ситуации выступающих в роли адресатов. Например, «Мать говорит трехмесячному ребенку в присутствии отца: Тебе не кажется, что папа должен сменить тебе пеленки?» [40, c.221].
По мнению Ю.С. Степанова, наука в своем развитии идет вслед за сторонами изучаемого объекта. По мере продвижения научные концепций, интересы, системы взглядов и школ, (парадигмы) последовательно сменяют друг друга. Современное состояние гуманитарных наук позволяет сделать вывод о превалировании интереса к пользователю коммуникативных систем, к человеку, к прагматическому аспекту [62].
Ю.С. Степанов отмечает, что в основе всех употреблений языковых знаков любого языка лежат три элементарные функции. Это номинация, предикация и локация. Номинация – название предметов реального мира, предикация – это приведение названного в связь друг с другом и локация – это локализация названного в пространстве и времени [62]. То есть, три названные функции соответствуют трем аспектам общей семиотики: семантике, синтактике и прагматике. Семантика соотносит знаки языка с объектом номинации. Синтактика, или синтаксис соотносит знаки друг с другом линейно, то есть друг за другом (предложения в языке и высказывания в речи). Прагматика показывает отношение между знаком самим по себе и употреблением знака в ситуации «здесь-и-сейчас». Прагматика также занимается отношением говорящего к высказываемому, а также связью содержания высказывания с действительностью [32].
Максимы общения
Успешное коммуникативное взаимодействие определяется неким рядом установленных правил. В основе подобного принципа кооперации, выведенных американским ученым П. Грайсом, лежат так называемые максимы общения, регулирующие деятельность говорящего. Перечислим их.
Максима количества (информативности) включает 2 постулата:
1. Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;
2. Твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.
Нарушение первой максимы ведет недопониманию сообщения. В связи с тем, что адресант не ввел слушающего в курс дела, адресант сообщения не воздействует на собеседника, то есть не достигнет желаемого коммуникативного эффекта.
Нарушение второго постулата проявляется в том, что лишняя информация может ввести собеседника в заблуждение, он может выдвинуть предположение о наличии какой-нибудь особой, скрытой цели, особого смысла, то есть подтекста.
Максимы качества
Общий постулат: «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным!».
Он включает в себя два более конкретных постулата:
1. Не говори того, что считаешь ложным;
2. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
Давая неверную информацию, говорящий неизбежно меняет ход беседы, мнения и знания собеседника.
Максима отношения
1. Не отклоняйся от темы
Нарушение данной максимы ведет к тому, что цель коммуникации не достигается.
Максимы способа
3. Избегай непонятных выражений;
4. Избегай неоднозначности;
5. Будь организован.
Не только содержание информации влияет на адресата, но и то, как информация преподносится. Нарушение данных постулатов ведет к непониманию сообщения и как следствие несостоявшемуся акту коммуникации.
Таким образом, максимы общения позволяют адресанту вкладывать, а адресату получать из высказываний большее содержание, чем в нем непосредственно выражается. В некоторых случаях говорящий сознательно нарушает указанные максимы с определенной целью. Различные стилистические приемы можно признать нарушениями максим общения. С другой стороны, подобные максимы описывают идеальных говорящего и слушающего, а коммуникация, как отмечает У. Эко, может происходить только при определенном несовпадении кодов коммуникантов [73].