Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры

Лексика и фразеология. 7-й класс

Класс: 7

Презентация к уроку

Вид урока – урок-путешествие.

Тип урока – урок-повторение изученного материала.

1. Организационный момент (2 мин.)

Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.

2. Слово учителя (3 мин.)

– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?

– Правильно. А с каких сторон, позиций мы изучаем слово?
– Какой раздел русского языка изучает написание слова? (Графика)
– Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).
– Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).
– Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).
– Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).

– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.

3. Работа с Толковым словарем (3 мин.)

Задание 1. На парте у учеников лежат Толковые словари.

– Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».

– Какое из этих лексических значений подходит к русскому языку?

Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).

4. Многозначные слова

– Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?

Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.

– Как называются слова, которые имеют несколько значений?

– Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.

Задание 2. (5 мин.)

Пока два ученика делают разборы у доски, остальные работают в тетради, а некоторые выполняют карточки.

– В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?

– Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражения в прямом значении будут красного цвета, в переносном – белого.

– Что такое прямое значение?

Ответ: Это основное лексическое значение слова.

– Что такое переносное значение?

Ответ: Это вторичное лексическое значение.

5. Дифференциация. Работа по карточкам

– У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.

Карточка 1. НУВ

– О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.

Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)
Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)
И лесным ключом, поверь, (родник)
Не откроешь эту дверь.

Ответ: Эти слова называются омонимы.

Карточка 2. ВУВ

– В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,
А между ними нужен… (антракт)
На время дело прекратив,
Вдруг объявили … (перерыв)
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать … (передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена)

Ответ: Эти слова называются синонимы.

Карточка 3. «Средние»

– Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.

Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть картинку Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Картинка про Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры

После этого ученики вслух устно комментируют задание на карточках.

6. Физкультурная минутка (2 мин.)

7. Итоги раздела Лексика

– Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. Что мы узнали об этой стране?

Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.

– Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика познакомились с со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?

Ответ: В разделе языка «Фразеология».

– Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся.

8. Слайд 11.

– Вот мы и приплыли в бухту «Мал золотник – да дорог».

Задание 3. (5 мин.)

– Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.

Задание 4. Устно. (3 мин.)

Задание 5. (5 мин.)

– А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

– А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.

9. Итоги раздела Фразеология

– Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?

10. Итоги всего урока

– Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. Понравилась вам эта познавательная прогулка?
– По каким странам мы сегодня путешествовали?
– Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (Словарный состав языка)
– Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (Устойчивые выражения и сочетания)
– Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?

11. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Для чего я должен знать фразеологизмы?»

– Спасибо вам за урок, вы можете быть свободны.

Источник

Лексикология — это… Что изучает лексикология?

Лексикология — это раз­дел линг­ви­сти­че­ской нау­ки, кото­рый изу­ча­ет сло­во и сло­вар­ный состав языка.

Чтобы понять, что такое лек­си­ко­ло­гия, выяс­ним про­ис­хож­де­ние и зна­че­ние сло­ва. Этот язы­ко­вед­че­ский тер­мин вос­хо­дит к гре­че­ским сло­вам lexikos (сло­вес­ный) Что изучает лексикология?

В линг­ви­сти­ке сло­во иссле­ду­ет­ся в раз­ных его про­яв­ле­ни­ях, начи­ная с внеш­ней зву­ко­вой обо­лоч­ки (фоне­ти­ка) и закан­чи­вая внут­рен­ним содер­жа­ни­ем (лек­си­че­ское зна­че­ние). Одним из раз­де­лов язы­ко­зна­ния явля­ет­ся лек­си­ко­ло­гия, кото­рая изу­ча­ет сло­ва язы­ка как целост­ную систе­му, име­ю­щую свои внут­рен­ние свя­зи, функ­ции, кате­го­рии и поня­тия. Эта линг­ви­сти­че­ская нау­ка иссле­ду­ет не толь­ко отдель­ные сло­ва, а весь сло­вар­ный запас язы­ка в его вза­и­мо­свя­зи как нечто цель­ное, объ­ек­тив­но суще­ству­ю­щее и функ­ци­о­ни­ру­ю­щее по сво­им внут­рен­ним законам.

ОпределениеЛексикология — это раз­дел язы­ко­зна­ния, кото­рый изу­ча­ет сло­во и сло­вар­ный состав языка.

Узнаем подроб­нее, что изу­ча­ет лек­си­ко­ло­гия, какие аспек­ты сло­ва её привлекают.

Лексикология и значение слова

Предметом изу­че­ния лек­си­ко­ло­гии явля­ет­ся сло­во, в первую оче­редь, с точ­ки зре­ния его спо­соб­но­сти что-то назы­вать. Любое само­сто­я­тель­ное сло­во в язы­ке соот­но­сит­ся с опре­де­лён­ным пред­ме­том, при­зна­ком, дей­стви­ем и пр. Оно обла­да­ет номи­на­тив­ной функ­ци­ей, кото­рая инте­рес­на лек­си­ко­ло­гии с точ­ки зре­ния смыс­ло­во­го содер­жа­ния сло­ва, его лек­си­че­ско­го зна­че­ния. Лексикология выяс­ня­ет связь зна­че­ния сло­ва с поня­ти­ем, кото­рое оно выра­жа­ет, и выде­ля­ет раз­лич­ные типы его значения.

Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть картинку Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Картинка про Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры

В рус­ском язы­ке сло­ва могут иметь пря­мое и пере­нос­ное зна­че­ние.

Прямое зна­че­ние сло­ва чёт­ко соот­но­сит­ся с обоб­щён­ным поня­ти­ем об опре­де­лён­ной реа­лии дей­стви­тель­но­сти, с пред­став­ле­ни­ем о пред­ме­те, сло­жив­шем­ся в созна­нии носи­те­лей языка.

Переносное зна­че­ние сло­ва воз­ни­ка­ет на его осно­ве в резуль­та­те пере­осмыс­ле­ния свя­зей меж­ду поня­ти­я­ми или пред­ме­та­ми и уста­нов­ле­ния допол­ни­тель­ных логи­че­ских, мета­фо­ри­че­ских или мето­ни­ми­че­ских отно­ше­ний меж­ду ними. Так воз­ни­ка­ют мно­го­знач­ные сло­ва, напри­мер:

Кроме того, лек­си­ко­ло­гия ста­вит перед собой зада­чи реше­ния про­блем, свя­зан­ных не толь­ко с его спо­соб­но­стью обо­зна­чать пред­мет или с диф­фе­рен­ци­а­ци­ей смыс­ла сло­ва. Номинативной функ­ци­ей сло­ва не огра­ни­чи­ва­ет­ся его иссле­до­ва­ние как основ­ной еди­ни­цы язы­ка. Значение слов явля­ет­ся объ­ек­том само­го вни­ма­тель­но­го изу­че­ния лек­си­ко­ло­ги­ей. По семан­ти­ке, по отно­ше­нию друг к дру­гу выде­ля­ют лексико-грамматические груп­пы слов: сино­ни­мы, анто­ни­мы, омо­ни­мы и паро­ни­мы.

Лексикология и происхождение слов

Лексикология изу­ча­ет сло­ва с точ­ки зре­ния их про­ис­хож­де­ния. Этими иссле­до­ва­ни­я­ми зани­ма­ет­ся раз­дел лек­си­ко­ло­гии — эти­мо­ло­гия. В сло­вар­ном соста­ве рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют искон­но рус­ские сло­ва как само­быт­ный пласт лек­си­ки (ворог, шолом, берег) и заим­ство­ван­ные сло­ва.

Множество ино­языч­ных слов (утюг, сара­фан, пюре, матч) попол­ни­ли состав лек­си­ки в резуль­та­те кон­так­тов с дру­ги­ми наро­да­ми, обме­на быто­вой и куль­тур­ной инфор­ма­ци­ей, с раз­ви­ти­ем научно-технического про­грес­са и появ­ле­ни­ем новых поня­тий и реа­лий дей­стви­тель­но­сти. Особо отме­тим заим­ство­ва­ния из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка, кото­рые полу­чи­ли вто­рую жизнь в рус­ском язы­ке и сей­час состав­ля­ют зна­чи­мую часть книж­ной лексики.

Активная и пассивная лексика

Объектом изу­че­ния лек­си­ко­ло­гии явля­ет­ся актив­ная и пас­сив­ная лек­си­ка рус­ско­го язы­ка.

В рус­ском язы­ке отме­тим огром­ный слой вос­тре­бо­ван­ной лек­си­ки, необ­хо­ди­мой для повсе­днев­но­го обще­ния людей. В актив­ную лек­си­ку вхо­дят сло­ва, кото­рые понят­ны всем гово­ря­щим и нахо­дят­ся в посто­ян­ном упо­треб­ле­нии. На фоне актив­ной лек­си­ки выде­ля­ют­ся уста­рев­шие сло­ва — исто­риз­мы и арха­из­мы, кото­рые состав­ля­ют её пас­сив­ный слой. Пассивная лек­си­ка понят­на всем гово­ря­щим, но не упо­треб­ля­ет­ся в обыч­ном рече­вом обще­нии. К ней при­над­ле­жат так­же нео­ло­гиз­мы — новые сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют вновь воз­ник­шие поня­тия и пред­ме­ты. Эти сло­ва отли­ча­ют­ся сво­ей новиз­ной. Они еще не при­жи­лись в язы­ке и не ста­ли обще­упо­тре­би­тель­ны­ми и при­выч­ны­ми в речи.

Лексикологию инте­ре­су­ет сло­вар­ный состав язы­ка с точ­ки зре­ния его исполь­зо­ва­ния. В язы­ке выде­ля­ют обще­упо­тре­би­тель­ную лек­си­ку и лек­си­ку огра­ни­чен­ной сфе­ры упо­треб­ле­ния (диа­лек­тиз­мы, про­фес­си­о­на­лиз­мы, жар­гон, сленг, арго). В лите­ра­тур­ный язык вхо­дят так­же неко­то­рые област­ные сло­ва (диа­лек­тиз­мы), упо­треб­ле­ние кото­рых вна­ча­ле было огра­ни­че­но тер­ри­то­ри­ей (кол­до­би­на, вспо­лох, око­ли­ца, пахать и пр.)

Стилистическая лексикология

Словарный состав рус­ско­го язы­ка нача­ли изу­чать в 18 веке. Неоценимый вклад в раз­ви­тие нау­ки о сло­вар­ном соста­ве внес рус­ский уче­ный М. В. Ломоносов. Он обра­тил самое при­сталь­ное вни­ма­ние на сти­ли­сти­че­ское рас­сло­е­ние лек­си­ки рус­ско­го язы­ка, на осо­бен­но­сти соче­та­е­мо­сти слов и исполь­зо­ва­нии их в обще­ствен­ной жизни.

Лексикология изу­ча­ет сти­ли­сти­че­скую диф­фе­рен­ци­а­цию сло­вар­но­го соста­ва язы­ка, соот­но­ше­ние сти­лей речи друг с дру­гом. С этой точ­ки зре­ния лек­си­ка рус­ско­го язы­ка при­над­ле­жит основ­ным функ­ци­о­наль­ным стилям:

К этим книж­ным сти­лям пись­мен­ной речи при­мы­ка­ет раз­го­вор­ный стиль, свой­ствен­ный непри­нуж­дён­но­му обще­нию людей в обыч­ной жиз­ни. Для него харак­тер­ны раз­го­вор­ные сло­ва (элек­трич­ка), сло­ва с уменьшительно-ласкательным зна­че­ни­ем (матуш­ка, бра­тиш­ка), обра­ще­ния, пря­мая речь и пр.

Отметим, что основ­ную часть любо­го функ­ци­о­наль­но­го сти­ля состав­ля­ет обще­упо­тре­би­тель­ная ней­траль­ная лексика.

Составляющей частью лек­си­ко­ло­гии явля­ет­ся фра­зео­ло­гия, кото­рая изу­ча­ет устой­чи­вые выра­же­ния, часто сино­ни­мич­ные по зна­че­нию одно­му сло­ву (кот напла­кал — мало; куры не клю­ют — мно­го).

Видеоурок

Источник

Лексика

Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть картинку Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Картинка про Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть картинку Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Картинка про Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры

Всего получено оценок: 342.

Всего получено оценок: 342.

В данной статье, предназначенной для учеников 5 класса, рассмотрим, что такое лексика, чем данный термин отличается от термина «лексикология», какие пласты лексики бывают в русском языке.

Определение

Лексика – это совокупность слов языка, словарный состав.

Термин «лексика» греческого происхождения: «lexikos» – «относящийся к слову».

Лексика и лексикология

Раздел языкознания, который занимается изучением лексики, называется лексикологией. Это значит, что наукой, изучающей слова с точки зрения их смыслового значения, является не лексика, а лексикология.

Лексика не является разделом языкознания и тем более не является наукой.

Классификации лексики

Лексика по значению бывает однозначная и многозначная. Некоторые слова могут иметь только одно лексическое значение, некоторые – два и более.

По происхождению слова бывают исконно-русскими и заимствованными. Исконно-русскими являются те слова, которые возникли в самом русском языке, заимствованными – слова, пришедшие в русский язык из других языков.

По происхождению также выделяют старославянизмы.

По употреблению лексика в русском языке бывает общеупотребительной и ограниченной в употреблении. Общеупотребительной является лексика, использующаяся всеми носителями русского языка, независимо от их профессии или места жительства. К ограниченной лексике относятся: профессиональная (слова, употребляемые людьми определенной профессии), диалектная (слова, употребляемые жителями той или иной местности) и жаргонная (слова, употребляемые в узком, социально ограниченном кругу людей).

По смысловым отношениям лексика делится на синонимы (слова со схожим значением), антонимы (слова с противоположным значением), омонимы (слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению) и паронимы (слова, сходные по звучанию, но разные по значению).

С точки зрения истории языка лексика делится на историзмы (слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода), архаизмы (слова, вышедшие из употребления, но замененные новыми словами) и неологизмы (новые слова).

Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть картинку Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Картинка про Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры

Что мы узнали?

Лексика (греч. lexikos – относящийся к слову) – это совокупность слов языка, словарный состав. Лексика не является наукой или разделом языкознания. Разделом языкознания, занимающимся изучением лексики, является лексикология. Лексика делится на различные пласты: по значению (однозначные и многозначные слова); по происхождению (исконно-русская, заимствованная, старославянская); по употреблению (общеупотребительная и ограниченная в употреблении (профессиональная, диалектная, жаргонная)); по смысловым отношениям (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы); с точки зрения истории языка (историзмы, архаизмы, неологизмы).

Источник

Урок по русскому языку на тему «Лексикология» (7 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Открытый урок – повторение «Лексикология»

Создать положительный эмоциональный настрой у учащихся

-у меня все получается!

Проверяем готовность учащихся к уроку.

Рассаживаем в 4 группы.

Учителем называются «наблюдатели»: объясняется их задачи: наблюдение за учениками. Учитель спрашивает : «Кто хочет стать командиром своей группы»

Приветствуют учителя, гостей, улыбаются друг – другу.

Каждый учащийся прикрепляет себе бейджик с одним из четырех цветов «красный» «оранжевый» «синий» «зеленый». Рассаживаются по группам в соответствии со своим цветом. Выбирается группой «лидер»

Новые подходы к образованию

Учитель анализирует эпиграф. Просит учащихся найти ключевое слово. Именно об этом мы и будем говорить

Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если мы им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В. Кодухов)

Учащиеся анализируют эпиграф. И говорят, что сегодня будут говорить о словах.

Критическое мышление, ключевое слово

Заинтересовать учащихся, актуализировать знания

— вы сами должны назвать тему, которую мы будем сегодня повторять. Это один из разделов языка. Для этого вам нужно найти ключевые слова, выполнив, задания в группе. Наблюдатель не забывает оценивать людей в группе.

Учащиеся работают в группе, после чего лидер отвечает. Дети должны ответить в чем особенность слов, над которыми они работали. Вместе вспомнить термин и написать определение в тетрадь.

1 группа разгадывает кроссворд ( см. приложение) и у них появляется слово

2 группа. Фразеологизмы вставить необходимые по смыслу словосочетания:

Бывает частенько, что слово одно

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода»

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало «воды утекло»

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и воду пройдет»

Заметили люди : «Как с гуся вода.»

Случалось с тобою : ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идет –

«Под камень лежачий вода не течет»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Рассматривают картинки. Читают стихотворение

Мы слова из русской речи,

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда важна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «наоборот»

Скажу я слово «высоко»

А ты ответишь « низко»

Скажу я слово «далеко»

А ты ответишь «близко »

Скажу я слово «потолок»

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты «нашел»

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты – «храбрец»

Теперь «начало» я скажу,

Какого термина здесь не хватает? (синонимы)

Что объединяет эти термины? (они все изучают слова, их изучает раздел лексикология)

Назовите однокоренные слова к термину лексикология. Что они обозначают

Учащиеся называют ключевые слова: фразеологизмы, омонимы, паронимы, антонимы.

Учащиеся подводят итог и говорят о том, что сегодня они повторяют такой раздел языка, как Лексикология

Учащиеся отвечают: лексика, лексикография

Формирование умения работать в группе

Развивать речь, воображение

Выберите подходящий по смыслу пароним.

1) племя – военное, воинствующее

2) кости – игорные, игральные;

3) на ребенка – одеть, надеть; 4) вид – виноватый, виновный; 5) эффективность – метода, платья;

6) ужин – дружеский, дружественный. 7) планировка – дома, производства

1 Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Устранить повторы глаголов в словах автора, вводящих прямую речь. Можно использовать глаголы: сказал, проговорил, произнес, промолвил, проронил, изрек, возразил, выкрикнул и другие.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья женщина. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот одна женщина говорит другой: «Мой сыночек ловок да силен, никто с ним не сладит».

Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Другой песню поет, соловьем заливается. А третий к матери подбежал, взял у женщины ведра тяжелые и потащил их.

Говорят женщины старичку: «Ну что? Каковы наши сыновья?»

Домашнее задание: эссе «Как я помогаю маме!»

«Зоологические омонимы»
1.Наречие и неядовитая змея отряда чешуйчатых–уж
2.Глагол в повелительном наклонении, в форме 2 лица, единственного числа и пчелиная семья- рой
3.Астрономический прибор и порода золотой аквариумной рыбки- телескоп

4.Название царя зверей и имя писателя- классика Толстого – лев

5.С этим словом ассоциируется одно из зодиакальных созвездий и членистоногое животное, живущее в воде – рак

6.Простейший организм инфузория и изящная женская обувь, которую потеряла Золушка, носят одинаковое название- туфелька

7.Приспособление для ношения двух вёдер на плечах и крупная хищная стрекоза- коромысло

8.Глагол «попугать» в повелительном наклонении и птица тропических стран с ярким опереньем –попугай

Дети встают со своих мест. Подтягиваются. Тянут ручки кверху

Учащиеся пересаживаются в группы, в соответствии с цифрой, которая написана на бейджике.

Учащиеся переходят вместе со своими тетрадями, ручками. К столику, где написана та цифра, которая есть у них на бейджике

Теперь в группах сидят разные специалисты. Нужно, используя свои знания ответить на вопросы верно-неверно. Записать термины в свои тетради.

Найти верные утверждения.

1.Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется фонетикой..

2.Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

3.Паронимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

4.Омонимы – слова, сходные по звучанию и частично совпадающие в морфемном составе, но не одинаковые по значению, употреблению..

5.Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

6.Ряд синонимов принято называть лексико-синонимическим рядом.

7.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Близкие по лексическому значению одному слову.

8. Наука, которая изучает словари называется морфология.

Дополнительная информация. Чтение и осмысление

. Обратите внимание, ребята! Интересные числа!

В 17-томном словаре современного русского литературного языка дается 120480 слов.

Словарь произведений А. С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, – из 12 тысяч слов.

А словарь младшего школьника 10–12 лет – 3600 слов!

Учащиеся должны составить синквейн

Что? (одно сущесвительное

Зачем нужна? (1 предложение)

Поднимите руки те, кто собой сегодня доволен?

Может быть вы хотите обратить внимание наблюдателей на какой-то вид деятельности

Источник

Лексикология

Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть картинку Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Картинка про Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть картинку Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Картинка про Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры

Всего получено оценок: 306.

Всего получено оценок: 306.

Лексикология – это наука, занимающаяся изучением словарного состава языка, то есть его лексики, основной единицей которой является слово. Фактически лексикология изучает не только конкретные языковые единицы – слова (они же лексемы), но и отношения между ними, совокупности слов, что знает каждый ученик 5 класса. Таким образом, можно сделать вывод, что у этой науки целых два объекта.

Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть картинку Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Картинка про Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры

Слово как то, что изучает лексикология

Несмотря на то, что эта языковая единица является предметом изучения нескольких разделов науки о языке, лексикология изучает ее с новой стороны. Для нее слово – это и форма, которую принимает значение (оно рассматривается с точки зрения предметно-понятийного содержания), и единица, входящая в такую целостность, как словарный состав языка.

Слова могут объединяться в группы на основании не только общих, но и противоположных признаков, а также разных семантических связей.

Понять, что имеется в виду, помогут простые примеры. Так, слово “звезда” будет рассматриваться лексикологией как название нескольких предметов и явлений с одной стороны и как единица лексической системы, входящая в определенные классы слов – названия небесных тел, названия геометрических фигур и так далее.

Разделы лексикологии, ее задачи

Основная задача лексикологии – это изучение слова в указанных выше проявлениях, то есть как носителя значения и как части языковой системы. Когда общая масса информации о словах перестала быть целостной, она разделилась на несколько частей. Первая – это общая лексикология, которая изучает словарные составы разных языков, в то время как предмет частной лексикологии – это определенный язык.

Если говорить о науке в историческом разрезе, то она делится на синхроническую, то есть изучающую современное состояние языка, и историческую, которая занимается изучением лексики в развитии.

Что касается деления науки на разделы, то она включает в себя:

С семантической точки зрения слово может изучаться в двух аспектах, то есть по пути от значения к форме и напротив, от формы к значению.

Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Смотреть картинку Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Картинка про Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры. Фото Что изучает лексикология 7 класс в русском языке примеры

Что мы узнали?

Как и многие другие разделы науки о языке, лексикология занимается изучением слова. Но изучает она его в особом аспекте, точнее, аспектах – понятийном и системном, то есть как носитель значения и как часть языковой системы. Лексикология, в свою очередь, подразделяется на пять разделов, каждый из которых занимается изучением своей части лексики или рассматривает ее только с какой-то одной точки зрения. В то же время лексикология как наука подразделяется и на несколько частей – на общую и частную с точки зрения того, изучается только один язык или все, а также на синхроническую и историческую, которые изучают язык в современном состоянии и историческом разрезе соответственно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *