Что изучает культуру развития человека

Что такое культура — понятие культуры, виды

Что изучает культуру развития человека. Смотреть фото Что изучает культуру развития человека. Смотреть картинку Что изучает культуру развития человека. Картинка про Что изучает культуру развития человека. Фото Что изучает культуру развития человека

Что такое культура: определение, значение

У слова «культура» множество значений. В обыденной речи мы можем этого не замечать, но это действительно так. Мы говорим хулиганам на улице «не надо ругаться, соблюдайте культуру речи», просим ребенка «не кричи, это некультурно!», ходим на концерт в Дом культуры и покупаем в магазине садоводства семена плодово-ягодных культур.

В разных словарях встречается более 15-и определений слова «культура».

Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. Социологический словарь Культура — (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах… Словарь по культурологии культура — культура I ж.

Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. || Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа. Толковый словарь Ефремовой

Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большая советская энциклопедия

Культура — 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Большой бухгалтерский словарь

культура — Культуры, ж. [латин. cultura] (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Большой словарь иностранных слов

КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общенияНовейший философский словарь

КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людейБольшой энциклопедический словарь

культура — КУЛЬТ’УРА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Толковый словарь Ушакова

культура — КУЛЬТУРА ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; || образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Толковый словарь Даля

К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Этнографический словарь

КУЛЬТУРА — (англ. culture) — ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. Большой психологический словарь

Виды культуры

Обратимся к самым распространенным видам культуры:

Артефакты (материальные произведения)

Что изучает культуру развития человека. Смотреть фото Что изучает культуру развития человека. Смотреть картинку Что изучает культуру развития человека. Картинка про Что изучает культуру развития человека. Фото Что изучает культуру развития человека

Культура, как нормы поведения укладывается в правила, которые приняты в том или ином обществе или учреждении. Они могут изменяться со временем, становиться более демократичными или наоборот консервативными. Нормы поведения складываются исторически и, как правило, универсальны, при этом в каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, которые стоит учитывать, если вы отправляетесь в путешествие.

Что изучает культуру развития человека. Смотреть фото Что изучает культуру развития человека. Смотреть картинку Что изучает культуру развития человека. Картинка про Что изучает культуру развития человека. Фото Что изучает культуру развития человека

Артефакты — это материальные произведения, осязаемое выражение культуры общества.

Основные признаки

Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:

Читайте также

Церковь и культура. Видео

Источник

Что такое культурология: понятие, объект и предмет, методы

Что изучает культуру развития человека. Смотреть фото Что изучает культуру развития человека. Смотреть картинку Что изучает культуру развития человека. Картинка про Что изучает культуру развития человека. Фото Что изучает культуру развития человека

Культурология – относительно молодая наука. Она появилась в прошлом веке, объединив в себе элементы социологии, антропологии, истории, психологии, философии и ряда других наук. И если раньше различные аспекты человеческой культуры изучались разрозненно и поверхностно, то теперь многие знания объединены и систематизированы в рамках одной научной дисциплины. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой культурология, что она изучает, какие задачи решает и какие методы использует в своих исследованиях.

Что такое культурология?

Культурология – это наука, изучающая человеческую культуру и закономерности её развития под влиянием различных факторов. Знания, которые легли в её основу, изначально были накоплены и систематизированы другими науками. Современная культурология занимается изучением не только культуры, но и других сфер жизни, пересекаясь с таких науками как история, социология, философия, антропология, лингвистика и психология.

Культурология представляет собой комплексную науку со сложной структурой. Она включает большое количество направлений, при этом для базового понимания её структуры важно знать, что в ней выделяют два уровня:

Как научная дисциплина культурология сформировалась к началу XX века. Её основоположниками считаются американский этнолог Эдуард Тайлор (1832-1917), немецкий химик Вильгельм Оствальд (1853-1932) и американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Автором термина «культурология» считается Лесли Уайт, хотя иногда авторство приписывают также Вильгельму Оствальду.

Объект и предмет культурологии

За время существования данной науки понимание того, что такое культурология, несколько поменялось. Изначально её рассматривали как науку о человеческих цивилизациях, сегодня же это наука, изучающая общие законы развития культуры. Исходя из этого понимания, объект и предмет её изучения можно обозначить следующим образом:

Цели и задачи культурологии

Данная наука решает большое количество задач. Среди них наиболее важными можно назвать такие задачи как:

Основная цель культурологии заключается в том, чтобы изучить культуру и обеспечить её понимание. Для достижения этой цели производится изучение фактов культуры, связи между отдельными культурными феноменами, динамики различных культур. Также изучаются процессы, приводящие к возникновению и развитию специфических культурных феноменов, типы культур и свойственные им нормы морали, ценности и культурные коды.

Функции культурологии

В зависимости от решаемых задач, культурология может выполнять такие функции как:

Структура культурологии

Культурология – это комплексная научная дисциплина, находящаяся на стыке социальных и гуманитарных знаний о человеке и обществе. Она включает в себя несколько разных направлений, каждое из которых сосредоточено на отдельных аспектах культуры, имеет собственный предмет исследования и использует собственные методы. Рассмотрим основные направления, входящие в состав культурологии.

Философия культуры

Данное направление занимается исследованием сущности и структуры культуры, изучает её функции, взаимодействие с природой и человеческой цивилизацией, определяет роль СМИ и других механизмов в её распространении. Кроме этого в рамках философии культуры изучаются вопросы распространения культуры, исследуются её языковые и символические формы.

Социология культуры

Данное направление исследует взаимное влияние культуры и общества, изучает проявление тенденций культурного развития в поведении людей, принадлежащих к разным социальным группам. В рамках социологии культуры принято делить общество на три уровня: массовый, народный и элитарный. Каждый из этих уровней отличается от остальных образом жизни, вкусовыми предпочтениями, взглядами и прочими культурными особенностями.

Также в рамках данного направления рассматриваются субкультуры и микрогруппы, в которые входят люди, объединенные определенными признаками. В качестве примеров можно привести следующие виды субкультур:

Предметом изучения социологии культуры являются социальные факторы, способствующие возникновению и становлению определенных культурных норм и ценностей.

Антропология культуры

Это направление изучает влияние культурных феноменов на человека, а также взаимное влияние разных культур. Оно акцентирует внимание на таких моментах как духовное развитие, социализация, аккультурация (взаимное влияние отдельных культур), инкультурация (освоение личностью окружающей культуры), адаптация личности к воспитательной и образовательной системам.

Антропология культуры изучает влияние культурных, национальных, этнических, природных и прочих факторов на процессы социализации личности. Особый интерес представляет влияние на развитие личности, оказываемое культурными средами, которые радикально отличаются друг от друга (например, культурами «западной» и «восточной» цивилизаций).

История культуры

Предметом изучения истории культуры является культурное развитие человечества на протяжении всего существования нашей цивилизации, а также процессы преемственности культур. Данное направление культурологии исследует накопленные знания о культурах разных эпох, народов и стран, анализирует процессы распространения культурных явлений, изучает материальные и нематериальные памятники разных культур, символы и традиции народов.

Прикладная культурология

В рамках данного направления изучается организация культурной жизни общества, разрабатываются методы воздействия на культуру и практического изучения имеющихся культурных явлений (театроведение, литературоведение и прочее). Одна из важнейших задач прикладной культурологии заключается в том, чтобы выстраивать понятное представление культурных особенностей и разрабатывать программы для сохранения исчезающих культур.

Методы культурологии

Любая наука нуждается в инструментах, позволяющих эффективно решать её исследовательские задачи. В культурологии для этого используются следующие методы:

Конечно же, данный список далеко не полон, более того, любой исследователь может предложить собственный метод и развить его настолько, чтобы он выделился в самостоятельное направление или научную школу.

История становления культурологии

Культурные явления с древних времён интересовали философов, богословов и вообще всех людей, стремящихся лучше понять, как устроен мир. Цицерон рассматривал культуру как форму душевного саморазвития. Противоположную позицию занимал Тертуллиан, считавший, что культура причиняет душе вред. А Климент Александрийский утверждал, что через культуру человек приходит к христианству.

В эпоху Возрождения культуру начали воспринимать как форму гармоничного духовного развития. А в эпоху просветления её считали совокупностью обычаев и правил поведения. Иммануил Кант одним из первых попытался дать точное определение того, что такое культура. В его понимании культура – это всё, что противопоставлено натуре (то есть, природе). А роль связующего звена между миром природы и миром культуры он отводил красоте.

В XIX веке против классической модели выступили Фрейд, Шпенглер, Ницше и другие мыслители. Они не очень высоко ценили культуру и зачатки культурологии, поскольку считали, что человеческая натура находится выше культуры. К концу XIX века отдельные направления таких наук как социология, антропология, история и философия начали выделяться в новое научное направление.

Окончательно эта молодая наука сформировалась только в первой половине XX века. Автором современного понимания того, что такое культурология, считается американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Следует отметить, что помимо него в тот же период времени вопросами культурологии занимались и другие ученые, поэтому его нельзя считать единоличным создателем этой научной дисциплины.

В советской науке культурология появилась гораздо позже, чем в западной. Первым советским ученым, работающим в данном направлении, стал армянский историк Эдуард Маркарян в 1960-х годах. И только в конце 1980-х благодаря его усилиям культурология в СССР была официально признана научной дисциплиной.

Заключение

Культурология – это молодая наука, появившаяся меньше века назад, несмотря на то, что предмет её изучения интересовал философов и исследователей с древних времён. Впрочем, и сегодня многие высказываются пренебрежительно об этой научной дисциплине, считая её не особо важной и полезной, а иногда даже называя ненаучной.

Но в современном мире она очень важна и востребована. Процессы глобализации и культурного проникновения создают новые сложности, с которыми человечество никогда раньше не сталкивалось. И культурология является тем инструментом, который может помочь разрешить сложности, связанные со взаимодействием разных культур.

Источник

Что такое культурология: понятие, объект и предмет, методы

Что изучает культуру развития человека. Смотреть фото Что изучает культуру развития человека. Смотреть картинку Что изучает культуру развития человека. Картинка про Что изучает культуру развития человека. Фото Что изучает культуру развития человека

Культурология – относительно молодая наука. Она появилась в прошлом веке, объединив в себе элементы социологии, антропологии, истории, психологии, философии и ряда других наук. И если раньше различные аспекты человеческой культуры изучались разрозненно и поверхностно, то теперь многие знания объединены и систематизированы в рамках одной научной дисциплины. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой культурология, что она изучает, какие задачи решает и какие методы использует в своих исследованиях.

Что такое культурология?

Культурология – это наука, изучающая человеческую культуру и закономерности её развития под влиянием различных факторов. Знания, которые легли в её основу, изначально были накоплены и систематизированы другими науками. Современная культурология занимается изучением не только культуры, но и других сфер жизни, пересекаясь с таких науками как история, социология, философия, антропология, лингвистика и психология.

Культурология представляет собой комплексную науку со сложной структурой. Она включает большое количество направлений, при этом для базового понимания её структуры важно знать, что в ней выделяют два уровня:

Как научная дисциплина культурология сформировалась к началу XX века. Её основоположниками считаются американский этнолог Эдуард Тайлор (1832-1917), немецкий химик Вильгельм Оствальд (1853-1932) и американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Автором термина «культурология» считается Лесли Уайт, хотя иногда авторство приписывают также Вильгельму Оствальду.

Объект и предмет культурологии

За время существования данной науки понимание того, что такое культурология, несколько поменялось. Изначально её рассматривали как науку о человеческих цивилизациях, сегодня же это наука, изучающая общие законы развития культуры. Исходя из этого понимания, объект и предмет её изучения можно обозначить следующим образом:

Цели и задачи культурологии

Данная наука решает большое количество задач. Среди них наиболее важными можно назвать такие задачи как:

Основная цель культурологии заключается в том, чтобы изучить культуру и обеспечить её понимание. Для достижения этой цели производится изучение фактов культуры, связи между отдельными культурными феноменами, динамики различных культур. Также изучаются процессы, приводящие к возникновению и развитию специфических культурных феноменов, типы культур и свойственные им нормы морали, ценности и культурные коды.

Функции культурологии

В зависимости от решаемых задач, культурология может выполнять такие функции как:

Структура культурологии

Культурология – это комплексная научная дисциплина, находящаяся на стыке социальных и гуманитарных знаний о человеке и обществе. Она включает в себя несколько разных направлений, каждое из которых сосредоточено на отдельных аспектах культуры, имеет собственный предмет исследования и использует собственные методы. Рассмотрим основные направления, входящие в состав культурологии.

Философия культуры

Данное направление занимается исследованием сущности и структуры культуры, изучает её функции, взаимодействие с природой и человеческой цивилизацией, определяет роль СМИ и других механизмов в её распространении. Кроме этого в рамках философии культуры изучаются вопросы распространения культуры, исследуются её языковые и символические формы.

Социология культуры

Данное направление исследует взаимное влияние культуры и общества, изучает проявление тенденций культурного развития в поведении людей, принадлежащих к разным социальным группам. В рамках социологии культуры принято делить общество на три уровня: массовый, народный и элитарный. Каждый из этих уровней отличается от остальных образом жизни, вкусовыми предпочтениями, взглядами и прочими культурными особенностями.

Также в рамках данного направления рассматриваются субкультуры и микрогруппы, в которые входят люди, объединенные определенными признаками. В качестве примеров можно привести следующие виды субкультур:

Предметом изучения социологии культуры являются социальные факторы, способствующие возникновению и становлению определенных культурных норм и ценностей.

Антропология культуры

Это направление изучает влияние культурных феноменов на человека, а также взаимное влияние разных культур. Оно акцентирует внимание на таких моментах как духовное развитие, социализация, аккультурация (взаимное влияние отдельных культур), инкультурация (освоение личностью окружающей культуры), адаптация личности к воспитательной и образовательной системам.

Антропология культуры изучает влияние культурных, национальных, этнических, природных и прочих факторов на процессы социализации личности. Особый интерес представляет влияние на развитие личности, оказываемое культурными средами, которые радикально отличаются друг от друга (например, культурами «западной» и «восточной» цивилизаций).

История культуры

Предметом изучения истории культуры является культурное развитие человечества на протяжении всего существования нашей цивилизации, а также процессы преемственности культур. Данное направление культурологии исследует накопленные знания о культурах разных эпох, народов и стран, анализирует процессы распространения культурных явлений, изучает материальные и нематериальные памятники разных культур, символы и традиции народов.

Прикладная культурология

В рамках данного направления изучается организация культурной жизни общества, разрабатываются методы воздействия на культуру и практического изучения имеющихся культурных явлений (театроведение, литературоведение и прочее). Одна из важнейших задач прикладной культурологии заключается в том, чтобы выстраивать понятное представление культурных особенностей и разрабатывать программы для сохранения исчезающих культур.

Методы культурологии

Любая наука нуждается в инструментах, позволяющих эффективно решать её исследовательские задачи. В культурологии для этого используются следующие методы:

Конечно же, данный список далеко не полон, более того, любой исследователь может предложить собственный метод и развить его настолько, чтобы он выделился в самостоятельное направление или научную школу.

История становления культурологии

Культурные явления с древних времён интересовали философов, богословов и вообще всех людей, стремящихся лучше понять, как устроен мир. Цицерон рассматривал культуру как форму душевного саморазвития. Противоположную позицию занимал Тертуллиан, считавший, что культура причиняет душе вред. А Климент Александрийский утверждал, что через культуру человек приходит к христианству.

В эпоху Возрождения культуру начали воспринимать как форму гармоничного духовного развития. А в эпоху просветления её считали совокупностью обычаев и правил поведения. Иммануил Кант одним из первых попытался дать точное определение того, что такое культура. В его понимании культура – это всё, что противопоставлено натуре (то есть, природе). А роль связующего звена между миром природы и миром культуры он отводил красоте.

В XIX веке против классической модели выступили Фрейд, Шпенглер, Ницше и другие мыслители. Они не очень высоко ценили культуру и зачатки культурологии, поскольку считали, что человеческая натура находится выше культуры. К концу XIX века отдельные направления таких наук как социология, антропология, история и философия начали выделяться в новое научное направление.

Окончательно эта молодая наука сформировалась только в первой половине XX века. Автором современного понимания того, что такое культурология, считается американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Следует отметить, что помимо него в тот же период времени вопросами культурологии занимались и другие ученые, поэтому его нельзя считать единоличным создателем этой научной дисциплины.

В советской науке культурология появилась гораздо позже, чем в западной. Первым советским ученым, работающим в данном направлении, стал армянский историк Эдуард Маркарян в 1960-х годах. И только в конце 1980-х благодаря его усилиям культурология в СССР была официально признана научной дисциплиной.

Заключение

Культурология – это молодая наука, появившаяся меньше века назад, несмотря на то, что предмет её изучения интересовал философов и исследователей с древних времён. Впрочем, и сегодня многие высказываются пренебрежительно об этой научной дисциплине, считая её не особо важной и полезной, а иногда даже называя ненаучной.

Но в современном мире она очень важна и востребована. Процессы глобализации и культурного проникновения создают новые сложности, с которыми человечество никогда раньше не сталкивалось. И культурология является тем инструментом, который может помочь разрешить сложности, связанные со взаимодействием разных культур.

Источник

Что изучает культуру развития человека

А.Я. Флиер

Что же все-таки изучает культурология?

Аннотация. В статье рассматривается многообразие взглядов на место культурологии в отечественной науке и образовании. Предлагается новая модель организации и систематизации предметно-проблемного поля культурологии в трехуровневом варианте, отражающая стихийно сложившийся порядок направленности культурологических исследований.

Ключевые слова. Культурология, ее отрасли, проблемные направления и предметные области, наука и образование.

Ни для кого не секрет, что в академическом дискурсе слово «культуролог», если не является ругательным, то, по крайней мере, имеет выраженно отрицательную коннотацию. Культуролог – это ученый-межпредметник (а часто и его принадлежность к науке ставится под сомнение), не опирающийся на фундаментальное знание какого-либо эмпирического материала и не принимающий участия в его добывании. Он не участвует ни в археологических раскопках, ни в полевых этнографических экспедициях, не разыскивает новые документы по архивам, не открывает новые произведения искусства и т.п. Культуролог проводит теоретическое междисциплинарное обобщение материалов, заимствуемых из анналов иных наук, и в этом он схож с философом. Но философ опирается на многотысячелетнюю традицию, идущую еще от Античности, чего лишен культуролог. Зато культуролог много выступает на различных конференциях; ему всегда есть, что сказать по любой проблеме, но такое универсальное знание отличается сомнительной достоверностью и часто является просто его личной интерпретацией обсуждаемого предмета. Нередко культуролог – это неудачник, не сумевший проявить себя и достичь успеха в академических науках и потому ушедший в новую, еще не доказавшую свою адекватность отрасль знаний, где все принимается на веру. Это одна точка зрения.

Другая точка зрения состоит в том, что культурология, наряду с синергетикой, относится к современным постнеклассическим наукам [1], для которых междисциплинарный синтез знания является важным методологическим принципом, позволяющим открывать новые ракурсы обобщения и анализа давно известного материала, постигать его смыслы, неведомые предшествовавшей науке. Культурологи занимаются вторичным обобщением знаний, как правило, в рамках «теории среднего уровня» [2], не столь умозрительной как в философии, но и не столь предметно конкретной как в академических дисциплинах. Действительно, культурологам принадлежит много теоретических суждений, а порой и открытий, касающихся культурной мотивации человеческого поведения, культурных причин тех или иных исторических общественных процессов, культурных оснований разных идеологий и пр.

Хотя культурологии как науке уже больше полувека, до сих пор не утихает дискуссия о том, какое место в российской науке и образовании она должна занять.

Одна группа специалистов (и я принадлежу к ней) считает, что культурология – это общественная наука и ее место в одном ряду с социологией, антропологией и политологией. Но культурология – это универсальное знание об обществе, и она должна занять нишу в науке и образовании, которую в советское время занимал исторический материализм. Однако при этом культурология должна опираться на весь существующий спектр теорий развития общества, а не только на марксистскую формационную модель, учитывать достижения современной социологии, футурологии, школы cultural studies и др. Таким образом, культурология – это новое обществознание. Эту группу специалистов принято считать сторонниками социальной культурологии.

Другая группа специалистов видит в культурологии новую филологию и считает, что культурология – это развитие семиотики, распространяющее ее текстологические принципы познания на всю социальную реальность. Культурология должна всю эту социальную реальность воспринимать как системообразующий текст и дешифровывать социальные и культурные смыслы, заложенные в ней и скрытые в ее символике. В свое время французские структуралисты, следуя этим путем, пришли к постмодернизму.

Третья группа специалистов считает культурологию новым искусствознанием, которое в отличие от академического искусствоведения, изучающего искусство с позиций мастерства его исполнения, должна исследовать в искусстве в первую очередь его содержание, а именно социокультурные смыслы и их социальный заказ, изучать влияние общества на искусство и влияние искусства на общественное сознание. Т.е. заниматься, по существу, социологией искусства, развивая традицию философской Франкфуртской школы. Вторую и третью группы специалистов принято определять как сторонников гуманитарной культурологии.

Конечно, далеко не все культурологи принадлежат к этим группам. Активисты этих групп являются выразителями крайних взглядов на культурологию и ее задачи. Большинство же культурологов занимает компромиссную позицию по этим вопросам, полагая, что культурология должна заниматься и тем, и другим, и третьим, или вообще не имеет никакой позиции на этот счет.

О том, что изучает культурология, написано уже очень много (и мной в том числе), но вопрос структуры культурологического знания остается открытым до сих пор, и приходится в очередной раз к нему возвращаться. Я позволю себе предложить читателям еще одно размышление на этот счет.

Обоснование новой модели структуры культурологического знания состоит в том, что эта структура более дробно, чем раньше, членит это знание на три уровня: первый – отрасли знания, различающиеся главным образом методологически; второй – проблемные направления знания, различающиеся социальными проблемами, решаемыми в данном сегменте; и третий – предметные области знания, различающиеся сущностью изучаемых артефактов. Это позволяет, во-первых, более полно, чем раньше, охватить познавательное поле культурологии и, во-вторых, наглядно соотнести разные сегменты между собой. В предлагаемой модели отрасли культурологического знания пронумерованы цифрами, проблемные направления культурологии выделены литерами, а предметные области культурологии обозначены символом •.

1. Теория культуры, изучающая сущность культуры, ее природу и структуру, а также основные закономерности ее функционирования и развития. Она состоит из:

а) философии культуры, базирующейся на умозрительном осмыслении культуры и включающей:

• онтологию культуры, осмысливающую сущность культуры;

• аксиологию культуры, изучающую культуру как систему ценностных ориентаций человека;

б) фундаментальной теории культуры, базирующейся на обобщении эмпирического знания о культуре и включающей:

• морфологию культуры, изучающую внутреннюю структуру культуры и взаимосвязи ее компонент;

• динамику культуры, изучающую систему закономерностей, регулирующих процессы исторической устойчивости и изменчивости культуры во времени;

• функциональную теорию культуры, изучающую культуру с точки зрения ее социальной полезности и влияния на разные области жизни людей.

2. История культуры, изучающая динамику культуры в хронологическом порядке и описывающая исторические изменения культурных форм. Она состоит из:

а) фактологической истории культуры, сосредоточенной в основном на систематическом описании исторических культур и меньше на их проблемном анализе, изучающей:

• происхождение культуры и первобытный этап ее истории, описывающее и анализирующее процессы, закладывающие в культуру основные характеристики, определившие ее сущность в дальнейшем;

• историю культуры разных народов и регионов, излагаемую главным образом посредством описания исторической изменчивости их форм с акцентом на национальной специфике этих форм и различием между культурами разных народов;

б) истории символики социальной престижности, изучающей символику престижности во внешнем имидже, одежде, макияже и прическах, украшениях, наградах, атрибутах власти и статуса, обстановке и оформлении интерьера и т.п., включающей:

• изучение костюма и моды, в которых наиболее полно выражена символика социальной престижности;

• изучение материальной культуры повседневности, которая наиболее полно отображает образ жизни той или иной социальной группы в ту или иную эпоху;

• изучение статусной символики и атрибутики, отображающих положение человека в социальной иерархии своего времени.

в) памятниковедения, изучающего историю культуры в ее движимых и недвижимых материальных продуктах (объектах культурного наследия), включающего:

• музееведение, изучающее технологии хранения и экспонирования культурных артефактов, поддающихся перемещению и выставляемых в экспозицию;

• библиотековедение, изучающее технологии хранения и использования книг и рукописей;

• архивоведение, изучающее технологии хранения и использования документов;

• охрану и экспонирование архитектурных памятников, не подлежащих перемещению и показываемых в руинированном или отреставрированном виде.

3. Социология культуры изучает социальную структуру культуры и особенности ее проявлений в рамках тех или иных социальных функций. Сюда входят:

а) основы социологии культуры, посвященные изучению особенностей культуры разных социальных групп (сословий, классов, профессиональных констелляций), их образа жизни, ценностных предпочтений, культурных взаимодействий между ними и т.п., что включает:

• изучение народной культуры, сконцентрированное на бесписьменной культуре крестьянства, отличающейся традиционностью, низкой рефлексивностью, устойчивой повторяемостью во всех проявлениях, преобладанием коллективно-общинного начала, наличием многочисленных пережитков первобытной эпохи и т.п.

• изучение массовой культуры, сконцентрированной в основном в досуговой практике массового потребления средних горожан, отличающейся мифологизацией пользующегося спросом продукта (как материального, так и художественного, информационного и т.п.), ажиотажностью спроса, низкими требованиями к качеству, вниманием потребителя прежде всего к модной форме продукта и пр.;

• изучение элитарной культуры, сконцентрированное на письменно-книжной культуре высокообразованных и высокоспециализированных горожан, отличающейся глубокой рефлексивностью, новационностью, творческой активностью, выраженностью индивидуального начала (что принято называть «высокой культурой»);

б) анализ нормативно-регулятивной поведенческой культуры, выраженной в обыденном бытовом поведении человека, в обычаях, нормах вежливости, гостеприимства, этикете и пр., что включает:

• изучение этнографических обычаев и нравов, регулирующих жизнедеятельность сельской крестьянской среды, складывающихся стихийно в процессах адаптации к условиям существования;

• изучение городских социальных норм адекватного поведения, регулирующих городскую жизнь и социальные взаимодействия, складывающихся тоже стихийно отчасти на основе обычаев, отчасти как реакция на текущие исторические события, отчасти под влиянием элитарной культуры;

• изучение этикетных норм жизни аристократического общества, регулирующих жизнь высокообразованных и социально успешных слоев, складывающихся в основном как реакция на исторические события и под влиянием более престижных образцов;

в) феминистские исследования, сосредоточенные на анализе этапов социальной эмансипации женщин в европейской и американской культуре.

4. Психология культуры, изучающая общественное сознание и культуру как феномен этого сознания. Она состоит из:

а) анализа общественного сознания, сконцентрированного на изучении структуры этого явления, формирования и функционирования его основных составляющих, определяющих культурное сознание общества, что включает:

• изучение исторически доминирующего мировоззрения, научной и культурной картин мира, параметров системности этих картин и пр.;

• изучение идеологии как системы представлений о принципах социальной справедливости, параметрах добра и зла и т.п.;

• изучение основ идентичности как системы отождествления человеком себя с тем или иным обществом, нахождения им своего места на карте социальной структуры мира и пр.;

б) анализа культурной коммуникации, сконцентрированного на параметрах функционирования каналов обмена информацией между людьми, что включает:

• изучение внутрикультурной коммуникации, осуществляемой между разными людьми и группами в пределах одной культуры, при общности языка, ментальных установок и т.п.;

• изучение межкультурной коммуникации, осуществляемой между людьми и группами, принадлежащими к разным культурам.

5. Прикладная культурология осмысливает возможности применения научного культурологического знания в практике культурной деятельности. Она включает:

а) теорию культурной политики, сосредоточенную на разработке научных оснований государственной культурной политики, формулировании социокультурных целей такой политики и систематизации ее задач, что включает:

• разработку научных оснований культурной политики, ее целей и задач;

• исследование возможности социального контроля и управления средствами культуры, разработку его технологий;

• исследование возможности формирования культурной среды с заданными параметрами;

• мониторинг социальной эффективности проводимой культурной политики;

б) основания культурологической экспертизы, преследующие цель оценки культурной значимости тех или иных объектов и возможности их использования в интересах культуры, включающей:

• разработку научных оснований культурологической экспертизы;

• разработку научных критериев культурной значимости и полезности экспертируемых объектов;

в) основы экономики культуры, разрабатывающей модели рентабельности различных культурных мероприятий, включающие:

• изучение рынка культурной продукции и определение продукции, пользующейся наибольшим спросом;

• разработку маркетинговой стратегии производства и сбыта культурной продукции.

6. Гуманитарная культурология изучает культурную значимость различных феноменов художественной и религиозной практики и их культурные смыслы и интерпретации. В нее входят:

а) текстология, исследующая социокультурные смыслы и влияния на общество разнообразных устных и письменных текстов, что включает:

• изучение фольклора и установление его содержательных связей с народными обычаями, обрядами, ритуалами;

• изучение мифо-религиозных текстов и установление их связей с религиозными и бытовыми поведенческими нормами, их общекультурных содержаний и влияния на внерелигиозную жизнь людей;

• изучение нормативно-правовых текстов и установление их влияния на повседневную культуру общества;

• изучение художественных текстов и установление их влияния на поведенческие стереотипы людей и их общую гуманитарную культуру;

• изучение медиа-текстов и установление их влияния на политические, социальные, экономические и иные притязания людей;

• изучение хозяйственно-бытовых текстов как свидетельств хозяйственно-бытовой культуры общества;

• изучение личных сокровенных текстов (писем, дневников) как индикаторов развития индивидуализированной культуры в обществе;

б) культурология искусства изучает различные аспекты художественной деятельности, но наибольшее развитие получила:

• социология искусства, изучающая связи искусства с обществом, проблемы социального заказа, влияние произведений искусства на жизнь общества, различные варианты массовой интерпретации художественных произведений и т.п.

в) анализ обрядов и ритуалов посвящен описанию разнообразных ритуализованных процедур, поиску их истоков и связей с рациональными основаниями, что включает:

• изучение мифо-религиозных обрядов и ритуалов, отражающих состояние общественного сознания в разные эпохи и формы культурной манифестации доминирующих верований и иррациональных представлений;

• изучение политических ритуалов, отражающих культуру власти в том или ином обществе;

• изучение народных календарных обрядов и праздников, отражающих хозяйственные проблемы сельского населения и формы крестьянской культуры того или иного народа.

7. Основания культурологического знания сконцентрированы на рефлексии познавательных и образовательных возможностей культурологии. Сюда входят:

а) теория и методология культурологической науки, разрабатывающая научные цели и задачи культурологических исследований, определяющая их проблемные границы и анализирующая их методологию и методику на предмет познавательной эффективности, что включает:

• построение общей структуры культурологического знания;

• анализ эффективности различных методологий и методов исследования культуры;

б) история культурологической науки, исследующая развитие культурологического знания в хронологической последовательности и выявляющая доминантные тенденции в этом процессе, что включает:

• исследования истории культурологической науки в целом и по направлениям;

• исследования научного творчества отдельных ученых;

в) теория и методология культурологического образования, исследующая образовательную полезность культурологического знания, разрабатывающая цели и задачи преподавания культурологии и анализирующая эффективность тех или иных педагогических технологий в этой связи, что включает:

• разработку структуры изучения культурологии в целом (как общей культурологии, так и специального культурологического образования);

• анализ эффективности различных педагогических технологий в изучении культурологии.

Конечно, в проблемно-содержательном плане реальная направленность всех названных отраслей, направлений и областей культурологического знания много шире, чем приведенные формулировки их характеристик. Но я старался ограничиться статистически преобладающей направленностью в наблюдаемой практике научных исследований по культурологии.

Теперь я позволю себе некоторые комментарии к предложенной схеме культурологического знания.

В направлении философии культуры намеренно не выделена ее гносеология. Культура – это наблюдаемое явление, и ее познание ничем принципиально не отличается от познания других наблюдаемых социальных феноменов. Никакой гносеологической специфики в изучении культуры я не усматриваю.

Отнесение культурной коммуникации к сфере психологии культуры, конечно, условность. Но, вместе с тем, информационный обмен более всего отражается на параметрах общественного сознания, его формировании и изменчивости, что, несомненно, уже область психологии.

В экономике культуры многие технологические аспекты объединены в маркетинговой стратегии производства и сбыта культурной продукции.

Возвращаясь к приведенной модели структуры культурологического знания, нужно сказать, что особенностью этой схемы является то, что она отражает не умозрительные теоретические соображения о том, что надо бы исследовать в принципе, а в основном соответствует стихийно сложившейся практике культурологических исследований. Хотя распределение проблемных направлений и предметных областей по отраслям познания и названия многих направлений и областей отражают мои субъективные представления. Другой исследователь может сгруппировать и назвать их по-иному, что представляется вполне допустимым.

Все рассмотренные сегменты культурологии являются в большей или меньшей мере междисциплинарными, связанными с определенными смежными науками. А именно:

— теория культуры – с философией, социологией и антропологией;

— история культуры – с историей, археологией и антропологией;

— социология культуры – с социологией, антропологией и психологией;

— психология культуры – с психологией, философией, социологией и антропологией;

— прикладная культурология – с политологией, психологией и экономикой;

— гуманитарная культурология – с филологией, искусствознанием и религиоведением;

— основы культурологических знаний – с науковедением и педагогикой.

Разумеется, каждый ученый развивает междисциплинарный характер научного анализа в меру своих индивидуальных профессиональных возможностей. Большинство крупных ученых, как правило, концентрируются в двух-трех, а то и большем числе научных отраслей культурологии. Например, я работаю сразу в четырех отраслях: теории культуры, социологии культуры, психологии культуры и основах культурологического знания; чему и посвящены мои статьи и книги.

Что нового при этом познается? В чем увеличивается объем и глубина наших знаний о человеке и обществе? Я перечислю только некоторые позиции, важные для меня как ученого.

Во-первых, углубляется наше понимание причин социальной интеграции и многообразия ее форм, развивавшихся на протяжении всей истории. Люди не случайно ведут групповой образ жизнедеятельности. За этой потребностью в коллективных формах жизни стоят фундаментальные психологические и социальные потребности, проявляемые в культуре и обеспечиваемые культурой.

Во-вторых, углубляется наше понимание причин культурного многообразия человечества, что связано в основном с проблемами адаптации к условиям существования (в первобытности), а также стимулируется культурным влиянием одних народов на другие (по мере роста цивилизаций).

В-третьих, углубляется наше понимание закономерностей исторической динамики развития человеческого общества, получающей яркое отображение в культуре. Эта динамика обусловлена, конечно, многими причинами, среди которых важнейшей представляется рост профессиональной специализации в труде.

Эти знания и еще множество иных дала нам культурология.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См. об этом: Стёпин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
[2] См.: Меrtоn, Robert King. Social Theory and Social Structure. Glencoe, IL: Free Press, 1957 (Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: тексты. М.: Изд. МГУ, 1994. С. 379-448).
[3] Из последних работ см., например: Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры. М.: Согласие-Артем, 2014. С. 11-302; Флиер А.Я. Некоторые закономерности исторического социокультурного развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 30-34; Флиер А.Я. Развитие теории исторической динамики культуры: взаимодействие социального и культурного факторов // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 109-112 и др.
[4] См. об этом, например: Флиер А.Я. Культура как репрессия. М.: Диаграмма, 2006. 320 с.
[5] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: В 2 кн. СПб.: Петрополис, 2001. Т. 1 383 с.; Т. 2. 320 с.
[6] Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997. 686 с.
[7] Каган М.С. Указ. соч.

Статья поступила в редакцию 2 февраля 2018 г.

Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник
Российского НИИ культурного
и природного наследия им Д.С. Лихачева,
профессор Московского государственного
лингвистического университета
e-mail: andrey.flier@yandex.ru

ISSN 2311-3723

Издатель:
Научная ассоциация
исследователей культуры

№ государственной
регистрации ЭЛ № ФС 77 – 56414 от 11.12.2013

Что изучает культуру развития человека. Смотреть фото Что изучает культуру развития человека. Смотреть картинку Что изучает культуру развития человека. Картинка про Что изучает культуру развития человека. Фото Что изучает культуру развития человека

Выходит 4 раза в год только в электронном виде

Номер готовили:

Главный редактор
А.Я. Флиер

Шеф-редактор
Т.В. Глазкова

Руководитель IT-центра
А.В. Лукьянов

Наш баннер:

Мы в Фейсбуке:

Что изучает культуру развития человека. Смотреть фото Что изучает культуру развития человека. Смотреть картинку Что изучает культуру развития человека. Картинка про Что изучает культуру развития человека. Фото Что изучает культуру развития человека

НАШИ ПАРТНЁРЫ:

Что изучает культуру развития человека. Смотреть фото Что изучает культуру развития человека. Смотреть картинку Что изучает культуру развития человека. Картинка про Что изучает культуру развития человека. Фото Что изучает культуру развития человека

Что изучает культуру развития человека. Смотреть фото Что изучает культуру развития человека. Смотреть картинку Что изучает культуру развития человека. Картинка про Что изучает культуру развития человека. Фото Что изучает культуру развития человека

Что изучает культуру развития человека. Смотреть фото Что изучает культуру развития человека. Смотреть картинку Что изучает культуру развития человека. Картинка про Что изучает культуру развития человека. Фото Что изучает культуру развития человека

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Культуру культуры» обязательна.

© Научная ассоциация исследователей культуры, 2014-2021

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *