Что изучает краеведение воронежской области
Что изучает краеведение воронежской области
Наука краеведение занимается изучением своего родного края, то есть того места, где человек родился, живет, считает своей родиной.
Краеведение – это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии. Краеведение изучает географические особенности территории: ее климат, рельеф, реки, озёра и болота, флору и фауну. Оно знакомит с событиями, происходившими в крае в разное время. Эта наука исследует черты быта местного населения, его обычаи, особенности языка, этническую принадлежность. Краеведение подробно рассматривает хозяйственную деятельность человека, экологические проблемы.
Разделы краеведения. Географическое краеведение изучает природу, население и хозяйство региона. Экономическое краеведение подробно рассматривает социально-экономические особенности территории. Экологическое краеведение исследует экологические проблемы родного края. Историческое краеведение изучает историю своей местности. Топонимическое краеведение – происхождение географических названий. Этнографическое краеведение занимается описанием культуры, быта, народного творчества местного населения. В вéдении искусствоведческого краеведения находится архитектура, литература, живопись, декоративно-прикладное искусство. Литературное краеведение занимается изучением жизни и творчества местных поэтов и писателей, изучением произведений о своём крае.
Материалы к разделу «Краеведение»
Полезные ссылки:
Краткие биографии лиц упомянутых в разделе
Александр Македонский, Александр Великий (июль 356 до н. э., Пелла, – 13.6.323 до н. э., Вавилон), царь Македонии с 336, один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира. Сын македонского царя Филиппа II. Воспитателем Александра Македонского с 343 был философ Аристотель, военную подготовку он прошёл под руководством отца. Впервые проявил мужество и военное дарование в 338 в битве при Херонее (которой завершилось завоевание Греции Македонией). Весной 334 греко-македонская армия переправилась через Геллеспонт (современные Дарданеллы) в Малую Азию, начав войну с Персией. В ряде сражений персидское войско было разбито, а царь Персии Дарий III бежал. Зимой 332-331 армия Александра Македонского заняла Египет. Отсюда армия направилась в Месопотамию, где 1 окт. 331 около Гавгамел нанесла решающее поражение персидским войскам, по численности значительно превосходившим македонские. Дарий III снова бежал и в 330 был убит одним из своих сатрапов. А. М. занял столицы персидских царей Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатану. Продолжая поход на Восток, Александр Македонский в 330 занял центральную часть Иранского нагорья, а в 329 вторгся в Среднюю Азию. Для закрепления своего господства Александр Македонский особенно интенсивно стал основывать города-крепости с сильными гарнизонами, получившие название Александрии (всего их было основано, по преданию, около 70). Весной 327 А. М., воспользовавшись междоусобицей властителя Индии Пора и владетеля г. Таксилы, предпринял поход в Западную Индию (Пенджаб). На р. Гидаспе (приток Инда) он с трудом одержал победу над войском Пора (в составе войска было 200 боевых слонов, с которыми македоняне встретились впервые). Александр Македонский намеревался продолжать поход в долину р. Ганга, но встретил открытое сопротивление своего войска, утомлённого походами и изнурённого болезнями; сказывалось также и то, что большинство воинов было навербовано из завоёванных областей. В 326 г. до н.э. войско вернулось в Вавилон, который стал столицей государства. В разгар приготовлений к новым походам Александр Македонский умер. Огромная держава, созданная в результате завоеваний А. М., простиралась от Дуная до Инда и была самым крупным государством древнего мира. Однако лишённая прочной внутренней связи, она распалась после смерти своего создателя. На её территории возник ряд эллинистических государств
(по Большой Советской Энциклопедии, 1978 г.)
Катасонов Филимон Яковлевич (около 1674 – после 1734) – солдат, затем бомбардир Преображенского полка, исследователь Воронежского края в конце XVII в. Первый воронежский «археолог». В апреле 1696 г. был послан Петром I из Воронежа в городок Костенек для « сделать раскопку больших костей». Раскопки Катасонов предпринял по личному поручению Петра I. Привез Петру I целую коллекцию огромных костей. Перт I высказал предположение, что кости – остатки слонов армии Александра Македонского.
Исследования Катасонова положили начало изучению Костёнок – уникального историко-археологического памятника верхнего палеолита в Воронежской области. Документы о деятельности Катасонова в городке Костёнске сохранились в Центральном государственном архиве древних актов. Катасонов оставил военную службу из-за ранения. С 1702 г. служил подьячим, а в 1706-1734 гг. надсмотрщиком крепостных дел (нотариусом) в Борисоглебске.
Коменский Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Юж. Моравия, – 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, обществ, деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском ун-те, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии – «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский – учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения – Т. Кампанеллы, X. Вивеса и др. В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1533-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания – «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии.
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», где дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668). Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
(по Большой Советской Энциклопедии, 1978 г.)
Ломоносов Михаил Васильевич (8 ноября 1711 – 4 апреля 1765) – русский ученый-энциклопедист, поэт, заложивший основы соврем, русского литературного языка, поборник отечественного просвещения.
Ломоносов родился в деревне Мишанинской возле Холмогор (Архангельская губерния) в семье крестьянина-помора. В декабре 1730 он ушёл пешком в Москву учиться. В середине января 1731 Ломоносову удалось поступить в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где он получил основательную подготовку по древним языкам, в частности изучил латинский язык
В начале 1736 М.В. Ломоносов, как один из лучших студентов академии, был направлен в университет при Петербургской АН, а осенью того же года отправлен за границу и в течение 3 лет обучался в Марбургском университете под руководством немецкого учёного X. Вольфа.
В Марбурге по собственной инициативе Ломоносов изучал и гуманитарные науки. В 1739 он отправился в Фрейберг к специалисту по горному делу И. Генкелю. Здесь он изучал химию и горное дело.
В 1741 М.В. Ломоносов вернулся в Россию. В январе 1742 был назначен адъюнктом физического класса, а в августе 1745 – профессором химии (академиком) Петербургской АН. С первых же лет пребывания в академии Ломоносов повел непримиримую борьбу за развитие русской науки и культуры, против «неприятелей наук российских».
Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение вопросы, относящиеся почти ко всем отраслям современного ему естествознания, горного дела и металлургии, филологии, истории, а также поэзии. Вся громадная энциклопедическая деятельность Ломоносова отличалась цельностью. Многообразные направления его творческой мысли были органически связаны между собой. Научную деятельность Ломоносова условно можно разделить на 3 периода: в первый период – до создания им (после преодоления больших трудностей) химической лаборатории (1748), Ломоносов проводил в основном физические исследования, во второй период – с 1748, проводил главным образом химические исследования и в третий период – с 1757 до конца жизни, проводил исследования в области различных естественных и прикладных наук. Уже в первый период Ломоносова была намечена широкая программа физико-химических исследований. Им было написано большое количество работ, в которых он последовательно развил корпускулярную теорию и атомистические представления о строении вещества.
В 1742 Ломоносов начал исследования в области металлургии и рудного дела, с 1745 проводил химические анализы солей, руд и других пород, присылавшихся в академию из разных учреждений. В июне 1746 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке (в Академии наук).
В 1750-х гг. Ломоносов работал над большим сочинением по истории России, закончил создание научной грамматики русского языка, выполнил свои лучшие мозаичные картины.
Проявляя большую заботу о распространении просвещения в России Ломоносов неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям народа. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был открыт Московский университет (МГУ им. М.В. Ломоносова).
В 1757 Ломоносов был назначен советником канцелярии АН, а в 1758 ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при АН. В последний период своей деятельности Ломоносов завершил важнейшие работы по металлургии, горному делу и геологии, провел исследования по оптике, мореходному делу, географии, метеорологии, астрономии, краеведению и др. Одновременно Ломоносов продолжал свои физико-химические работы, осуществляя намеченный им ранее широкий план научных исследований в этой области. К этому времени относится написание им важнейших трудов по истории русского народа, разработка вопросов грамматики и русского литературного языка, создание ряда новых мозаичных картин. Ломоносов выступал инициатором и руководителем самых разнообразных научных, технических и культурных начинаний, имевших огромное государственное, значение (по Биографическому словарю деятелей естествознания и техники. Т. 1, 1958). Весь материал о М.В. Ломоносове.
Пётр I Алексеевич, Пётр Великий (30.05.1672, Москва – 28.01.1725, Санкт-Петербург), российски царь с 1682 (до 1696 царствовал вместе с братом Иваном V), с 1721 император. Сын царя Алексея Михайловича. В 1697-98 Пётр I в составе «Великого посольства» посетил Западную Европу под именем урядника Петра Михайлова. В 1700 начал Северную войну против Швеции (крупные победы – Полтавская битва 1709, морское сражения при Гангуте 1714, Гренгаме 1720, и др.); по Ништадтскому миру 1721 Россия получила выход в Балтийское море. В 1703 году Пётр I основал в устье р. Невы новую столицу (с 1712) – Санкт-Петербург. Развернул энергичную деятельность по созданию морского флота, организации регулярной армии и развитию промышленности (металлургия, судостроение, производство тканей), строительству каналов (Вышневолоцкий, Ладожский) и сухопутных дорог. Проведённые Петром I реформы центрального и местного управления (создание Сената в 1711, коллегий в 1718-22, введение губерний в 1708) усилили централизацию власти в стране. Большое внимание Пётр I уделял развитию культуры и просвещения (создание по его проекту Академии наук в 1725, ряда школ, основание первой русской газеты «Ведомости» в 1703, реформа календаря в 1700 и т. п.). Широко используя опыт зарубежных специалистов, Пётр I стремился к созданию русских национальных кадров во всех областях государственного управления, военного дела, науки. Политика Петра I отвечала интересам дворянства, являвшегося главной социальной опорой правительства, содействовала экономическому развитию России. Государственные преобразования Петра I подготовляли почву для глубоких экономических и социальных изменений во внутреннем строе России. При Петре I произошел подъём экономической и военной мощи России. (по Энциклопедическому словарю. Т. 2.1964 г.).
Краеведение, Историческое краеведение Воронежской области
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
План: Что изучает краеведение История воронежского краеведения Историческое краеведение Воронежской области
1. Что изучает краеведение Как вы полагаете, важно ли изучать свою местность? Почему вы так считаете? Крестный Ход. Дивногорье, конец XIX в
1. Что изучает краеведение Конспект: Краеведение – это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии. Изучает природу, население, хозяйство, историю небольшой территории. Воронеж. Кинотеатр Пролетарий
Вспомните, что помогает изучать прошлое нашего города? Источники краеведческой информации: Письменные источники о крае (книги, газеты, письма…). Статистические данные. Географические исследования на местности (полевые исследования). Наблюдения, зарисовки, фотосъёмка… Опросы и анкетирование местных жителей. Воронеж. Гостиница Бристоль, начало ХХ века
2. История воронежского краеведения Е.А. Болховитинов – первый воронежский краевед 1767-1837 1800г. – «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» Музей в селе Костёнки
2. История воронежского краеведения Николай Иванович Второв Михаил Федорович Де-Пуле Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842)
«Известия Воронежского краеведческого общества» «Воронежский краеведческий сборник» 1924г. – Воронежское краеведческое общество
1930-е гг. – «Дело краеведов» 86 осуждено на ссылку и исправительные работы, 5-ро расстреляны
Домашнее задание Прочитать §1, ответить на вопросы в конце параграфа. Рабочая тетрадь с.3-4.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-377594
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что изучает краеведение воронежской области
Н50 Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. Часть 1. Учебно-методическое пособие
Крутских О.А. к.г.н., доцент кафедры экономической и
социальной географии ВГПУ.
Щербинина С.В. к.г.н., преподаватель кафедры природопользования ВГУ Пособие предназначено для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, изучающих «Географическое краеведение Воронежской области».
© Немыкин А.Я., текст, оформление, составление, оригиналмакет, 2013.
К читателю Дорогие друзья! У вас в руках пособие по географическому краеведению. Этот предмет вы будете изучать в 6 и 7 классах. Вы узнаете о рельефе местности и геологическом строении, климате, внутренних водах, почве, флоре, фауне, населении и промышленности Воронежской области. В 8-9 классах в разделе «Историческое краеведение» вы изучите историю Воронежской области. Кроме того, вы познакомитесь с такими интересными и увлекательными науками, как топонимика (наука о географических названиях), геральдика (наука о гербах) и многими другими.
Надеюсь, что уроки краеведения помогут вам научиться понимать особенности природы и истории Воронежской области, научат наблюдать и ценить е духовный и материальный потенциал. Заботьтесь о свом крае, приумножайте его богатства так, чтобы все мы могли с гордостью сказать: «Мы – воронежцы!»
Сайт поддержки курса «Географическое краеведение» – «www.край36.рф». Адрес электронной почты для предложений и замечаний по пособию – «kray36@geo-site.ru».
Адрес форума «www.forum.край36.рф».
1. Введение в краеведение § 1. Что изучает краеведение Как вы полагаете, важно ли изучать свою местность? Почему вы так считаете?
Что изучает краеведение. Наука краеведение занимается изучением своего родного края, то есть того места, где человек родился, живет, считает своей родиной.
Знание родного края – это важнейшая часть самосознания человека, которая определяет его место в мире. От глубины этих знаний во многом зависит, будет ли человек гордиться своей родиной, заботиться о е процветании, защищать е, приумножать богатства своей земли. С краеведением тесно связано понятие патриотизма.
Краеведение – это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии. Краеведение изучает географические особенности территории: ее климат, рельеф, реки, озра и болота, флору и фауну. Оно знакомит с событиями, происходившими в крае в разное время. Эта наука исследует черты быта местного населения, его обычаи, особенности языка, этническую принадлежность. Краеведение подробно рассматривает хозяйственную деятельность человека, экологические проблемы.
Краеведческие знания. Каким же образом можно собирать сведения о своей местности? Для этого изучают письменные источники о крае – книги, газеты, письма, дневники. Исследуют местность по различным картам.
Краеведению помогает статистика, занимающаяся сбором и анализом числовых количественных или качественных данных.
Например, статистика нужна для уточнения сведений о населении области, его численности и плотности. Другой пример: для описания местного климата анализируются сведения о температуре воздуха, количестве осадков.
Широко используется метод полевых исследований, который состоит в изучении, описании природных объектов и явлений на местности. Для этого, в том числе, отбирают пробы почвы, горных пород, собирают гербарии.
Многие факты краеведению дают непосредственные наблюдения, зарисовка, фотографирование изучаемых объектов и явлений. Широко применяется метод анкетирования или опроса местных жителей.
История краеведения. Интерес к своему краю не случаен.
Издревле человеку требовалась информация о своей местности. Первоначально для охоты и собирательства. Позднее для сельского хозяйства, для размещения поселений и укреплений, строительства дорог, мостов и для других целей. Узнавая территорию, человек обустраивал на ней свою жизнь и закреплял эту землю за собой. Это нередко сопровождалось борьбой за право жить на этой территории. Гибель сородичей усиливала ценностное отношение к своей земле. С определенного времени с ней были связаны и могилы предков, и жизнь будущих поколений.
Накапливались исторические и географические сведения, которые изначально все являлись краеведческими.
В школьном европейском образовании первые основы краеведения заложил выдающийся чешский педагог XVII в. Ян Амос Каменский (1592-1670). Он писал: «Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».
В России краеведение как наука получило развитие в XVIII в. Первые исследования проводились по указанию Петра I. Так, в город Костнск (ныне это село Костнки Хохольского района Воронежской области) для поиска костей мамонта царм был отправлен солдат Преображенского полка Филимон Катасонов.
Рис. 1. Воронеж, ул. Новомосковская, Рис. 2. Крестный ход. Дивногорье, Птр предполагал, что эти кости – останки боевых слонов армии Александра Македонского.
В 1760 году Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) составил первую «Академическую анкету». Она включала 30 вопросов по истории и геологии и была разослана по всей России.
На е основе были собраны многие сведения и о нашем крае.
С конца XVIII в. в нашей стране появляются первые краеведческие книги.
Большую роль в изучении страны сыграли «Вольное экономическое общество» (с 1765 г.) и «Русское географическое общество» (с 1845 г.), в которых в разное время принимали участие известные учные, писатели, журналисты и путешественники.
После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года интерес к краеведению усиливается. Растет число краеведческих организаций. Повсеместно появляются краеведческие музеи, в том числе школьные. Организуются массовые краеведческие экспедиции. С 1932 г. элементы краеведения вводятся в школьные учебные программы, где и присутствуют по сей день. Позднее оно преподатся в школах как отдельная дисциплина. К краеведческой работе подключаются школы, Дома пионеров, библиотеки, Дома культуры. Во многих регионах регулярно проходят краеведческие конференции.
С 1990 г. в нашей стране существует Союз краеведов России. В наши дни только в Воронежской области существует школьных музеев, в основном исторического профиля.
Разделы краеведения. Географическое краеведение изучает природу, население и хозяйство региона. Экономическое краеведение подробно рассматривает социально-экономические особенности территории. Экологическое краеведение исследует экологические проблемы родного края. Историческое краеведение изучает историю своей местности. Топонимическое краеведение – происхождение географических названий. Этнографическое краеведение занимается описанием культуры, быта, народного творчества местного населения. В ведении искусствоведческого краеведения находится архитектура, литература, живопись, декоративно-прикладное искусство. Литературное краеведение рассматривает жизнь и творчество местных поэтов и писателей, изучает произведения о свом крае.
Как мы видим, краеведение включает знания из разных наук. Все они относятся к небольшой территории.
В России краеведение как наука появилось в XVIII в. и до настоящего времени активно развивалось. Изучением краеведения занимаются как ученые, так и энтузиасты – местные жители.
Вопросы 1.Что такое краеведение?
2.Почему важно знать о том, где ты живешь?
3.С какими науками связано краеведение?
4.Из каких источников можно получать краеведческую информацию?
5.Как зародилось краеведение?
6.Когда появилось краеведение в России и как оно развивалось?
7.Какие разделы выделяют в краеведении?
Творческие задания 1.Существует ли в вашей школе школьный краеведческий музей? Если да, то постарайтесь выяснить его структуру и историю. Кто занимался его созданием? На какие разделы делится его экспозиция?
2.Известны ли вам имена местных краеведов? Соберите информацию о них.
3.Расскажите о выдающихся земляках: учных, писателях, военачальниках и др.
§ 2. Топонимика Что такое имя собственное? Какие виды имн собственных вы знаете?
Что такое топонимика. Вы задумывались когда-нибудь о значении своего имени или известных вам географических названий? Все они обладают определнным смыслом. Это было свойственно именам и названиям уже в древности, когда человек стремился выделить с их помощью кого-то или что-то из ряда похожих, однородных.
Наделить именем означало, в том числе, подчеркнуть отличительную особенность характера человека или свойство вещи.
Имя или название призвано было объяснить суть называемого.
Вспомните хотя бы такие русские личные имена, как Владимир («владеющий миром»), Людмила («людям милая»), Светлана («светлая»). Город Владимир был назван в честь одного из русских князей. Город Новгород был когда-то «новым» по отношению к старорусским городам. Эти имена «прозрачны» в истолковании. Однако есть и такие, значение которых нам сейчас непонятно, и требуется приложить немало усилий для их расшифровки.
Выяснением происхождения названий занимается особая наука – топонимика. Это наука о географических названиях, об их происхождении, значении, развитии и использовании. Название науки происходит от слияния греческих корней:
(topos) – место и (onoma) – имя, название. Топонимы – это и есть географические названия. Например, Москва, Воронеж, Дон, Среднерусская возвышенность, Ленинский проспект – вс это топонимы.
Существуют особые топонимические словари, которые разъясняют тысячи географических Как появляются географические названия. Имеется много способов назвать географический объект. В древности люди Рис. 3. В центре р.п. Панино. На- что слова Альпы, Олимп, Апензвание «Панино», произошло от фа- нины в переводе на русский милии владелицы здешних земель, графини Софьи Владимировны Пани- язык означают «горы».
есть пос. Софьинка, также назван- ли прибавлять слово-признак, ный в честь Паниной. описывающее свойства объекта:
моря Красное и Чрное, озеро Долгое, болото Клюквенное, река Риу-Негру (в переводе – «Черная река»). В подобных названиях отражены природные особенности места. Часто в качестве слова-признака использовалось прилагательное «новый»: Новая Земля, Нью-Йорк (Новый Йорк), Новая Усмань, Новая Зеландия. Названия такого рода обычно содержат память о родине переселенцев.
Существуют и другие способы назвать реки, города, моря.
Можно взять уже готовое название. Например, в США есть города Москва, Санкт-Петербург, Париж. В наше время таким образом названы многие объекты на Луне: море Москвы, Кавказ, Альпы. Немало названий дано по имени христианских святых, по названиям церквей, по церковным праздникам: остров Тринидад (в переводе – «Троица»), остров Пасхи, село Архангельское, город Борисоглебск.
Многие географические объекты получили имена первооткрывателей: пролив Кука в Новой Зеландии, море Лаптевых в Северном Ледовитом океане. Именами выдающихся людей названы гора Косцюшко в Австралии, страна Колумбия, часть света Америка. Нередко топонимы связаны с именами местных землевладельцев: город Бутурлиновка, рабочий послок Панино, послок городского типа Кантемировка.
Есть названия, появившиеся на свет в результате ошибки.
Вступая на открытые земли, завоеватели-европейцы обращались к местным жителям с вопросом о том, как называются эти места. Язык европейцев был непонятен аборигенам, о чм Рис. 4. Река Дон. Слово «Дон» означа- Рис. 5. Паровоз (г. Лиски). Лиски за ет просто «вода» или «река». последние 100 лет переименовывали последние и пытались сказать. Однако их ответ часто воспринимался как название местности. Так появились Чили («холод»), Алеутские острова и полуостров Юкатан («что вы говорите?»).
Многие названия попали на карты из-за ошибок написания или при неправильной записи «на слух» с иностранного языка.
Топонимы имеют свою историю. Одни из самых устойчивых, сохраняющихся тысячи лет, – это названия крупных рек и озр. А названия городов и сл довольно часто изменяются, переименовываются. Например, город Лиски до 1928 г. назывался Новая Покровка, с 1928 по 1943 – Свобода, с 1943 по 1965 – Лиски, с 1965 по 1991 – Георгиу-Деж, с 1991 г. – снова Лиски. Самые молодые топонимы – названия внутригородских объектов (улиц, площадей, скверов). Они меняются чаще других. Улицы в нашей стране активно переименовывались после Революции 1917 г. и в 1990-е годы.
Чтобы определить, как появилось название, особенно древнее, иногда нужно проделать большую, но интересную работу. Необходимо знать местные особенности природы, на каких языках говорили жившие здесь люди, каковы были их обычаи.
Также учитывают, что иноязычные названия могли трансформироваться в русском языке. Возможно, что толкование многих названий будет составлено или уточнено именно вами.
Вопросы 1.Как появлялись имена и каково было их назначение?
2.Что такое топонимика? Приведите примеры топонимов.
3.Какие существуют способы именования географических объектов?
4.Какие топонимы чаще других подвержены изменениям, а какие наиболее устойчивы?
5.Что необходимо учитывать, выясняя историю происхождения топонима?
1. Введение в краеведение
§ 1. Что изучает краеведение
§ 3. Топонимы Воронежской области
2. Знакомство с Воронежской областью
§ 6. Воронежская область
§ 7. История изучения Воронежской области. 3. Геологическая история и строение территории Воронежской области
§ 8. Геологическая история Земли
§ 9. Геологическая история Воронежской области. § 10. Геологическое строение Воронежской области. 4. Рельеф Воронежской области
§ 13. Формы рельефа, образованные поверхностными водами
§ 15. Формы рельефа, образованные ледником, ветром, деятельностью человека
5. Внутренние воды Воронежской области
§ 16. Реки Воронежской области
§ 17. Озра и болота Воронежской области
§ 19. Подземные воды Воронежской области. § 20. Значение и охрана внутренних вод Воронежской области
6. Климат Воронежской области
§ 21. Погода и климат
§ 23. Климат Воронежской области
«28 МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ частности К.А. Семёновой. Показано, как когда и приобретает большую социально- медицинкакими наградами награждали врачей-педиатров скую значимость и сохраняет высокую актув различные промежутки истории нашего госу- альность. дарства. В предлагаемом пособии представлено В книге-пособии приведено более 145 обсуждение основных терминов, касающихся фотографий. Книга с трепетом воспринята ме- особенностей гормонального обмена у муждицинской общественностью и врачами- чин. »
«Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Отраслевой учебный отдел общественных и педагогических наук ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА САРАТОВ 2014 Психология семейных отношений Психология семейных отношений : учебное пособие для студентов / А. Д. Кошелева [и др.] ; под ред. О. А. Шаграева. – Москва : Академия, 2008. – 368 с. В учебном пособии раскрывается специфика влияния членов семьи на детское развитие. »
«ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ М.В. ТЛОСТАНОВА ОТ ФИЛОСОФИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА К ФИЛОСОФИИ ТРАНСКУЛЬТУРАЦИИ Учебное пособие Москва 2008 1 Инновационная образовательная программа Российского университета дружбы народов Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать государственные интересы РФ через систему экспорта образовательных услуг. »
«1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАОУ ВПО КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ М.В. Панасюк, А.В.Саркин МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА (с углубленным изучением истории и культуры ислама) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КАЗАНЬ 2012 УДК 333.9(075.8) ББК 65.9 (4/8) П16 В методических рекомендациях по предмету Мировая экономика основное внимание уделено рассмотрению особенностей современного состояния мировой экономической системы. Даны указания по изучению процессов функционирования. »
«Н.В. Михайлова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям КНОРУС • МОСКВА • 2013 УДК 94(47)(075.8) ББК 63.3(2)я73 М69 Рецензенты: Н.И. Глазунова, заведующая кафедрой государственного управления и политики Государственного университета управления, др ист. наук, проф., А.А. Королев, заведующий кафедрой истории Московского гуманитарного университета, засл. деятель. »
«Рецензии Д.А. Карпук ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ЦЕРКОВНЫХ АРХИВОХРАНИЛИЩ Рецензия на: Старостин Е.В. Архивы Русской Православной Церкви: (X–XX вв.): Учебное пособие. М.: РГГУ, 2011. 255 с. Крупнейший специалист в области архивоведения, профессор Историкоархивного института Российского государственного гуманитарного университета Евгений Васильевич Старостин (1935–2010 гг.)1 создал первый в отечественной историографии учебник по истории архивов Русской Православной Церкви за весь период их. »
«МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра теории и истории государства и права О.И.Лейко МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине “ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ” для студентов факультета правоведения дневной формы обучения Минск 2011 2 Проведение семинарских занятий по дисциплине “История политических и правовых учений” предусмотрено Программой курса. Цель проведения семинарских занятий – • организация самостоятельной работы студентов по усвоению данной. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса _ А.А. ТИМОФЕЕВА ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Учебное пособие Владивосток Издательство ВГУЭС 2006 ББК 67 Т 41 Рецензенты: Н.А. Беляева, д-р ист. наук, зав. каф. гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии; В.Г. Балковая, канд. полит. наук, доц. каф. теории и истории государства и права института права. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ по направлению Менеджмент по профилю Управление качеством и конкурентоспособностью для студентов. »
«Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html || update 21.10.05 ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ) Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru ||. »
«1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАФЕДРА ТЕОРИИ ЯЗЫКА И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ББК 81.2- Г Генидзе Н.К., Барташова О.А. Грамматические категории имени существительного: Учебное пособие.–. »
«МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра теории и истории государства и права О.И.Лейко Методические указания к УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ студентов по изучению тем по дисциплине “ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ” Минск 2011 2 УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА студентов по изучению тем по дисциплине “ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ” Цель управляемой самостоятельной работы – самостоятельное овладение студентами знаниями по определённым темам дисциплины “История политических и. »
«Иванов А.В. CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ, ДВИЖЕНИЯХ Учебное пособие Москва 2013 УДК ББК И Иванов А.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Социального института ГБОУ ВПО г. Москвы Московский городской педагогический университет, Рецензенты: Тетерский С.В., доктор педагогических наук, профессор, президент ДИМСИ. Илларионова Л. П., профессор кафедры социальной и семейной педагогики Российского государственного социального. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ Г.В. ХОМЕЛЕВ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ББК 87. Х Рекомендовано научно-методическим советом университета Хомелев Г.В. Х 76 История философии в. »
«Н.А. Рыжова Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями Лекции 1–4 Москва Педагогический университет Первое сентября 2010 Наталья Александровна Рыжова Материалы курса Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями: лекции 1–4. М.: Педагогический университет Первое сентября 2010. — 96 c. Учебно-методическое пособие Р е д а кт о р М.С. Аромштам Ко рре кт о р Т.А. Подгорная Ко м пь ю т е рн а я в е рс т ка М.Д. Минаев Подписано в печать 25.05.2010. »
«Б А К А Л А В Р И А Т Н.С. Лукьянова ГеоГрафия туризма: туристские регионы мира и россии. Практикум Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Социально-культурный сервис и туризм КНОРУС • МОСКВА • 2014 УДК 338.48(075.8) ББК 65.433я73 Л84 Рецензенты: Ю.С. Путрик, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Московского. »
«Избирательная комиссия Курганской области Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Учебное пособие Третье издание переработанное Курган 2010 Брикез Марина Анатольевна – учитель истории и обществознания МУ Лицей № 12 г. Кургана. Гончар Эльвира Витальевна – директор МОУ Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Кургана. Рукавишникова Ольга Семеновна – зав. кабинетом истории и обществознания ИПКиПРО в. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.