Что изучает комплексная наука зоология назовите науки входящие в ее состав кратко
1. Зоология – наука о животных
1. Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.
Зоология – это комплексная наука, изучающая животных, их многообразие, строение, жизнедеятельность, среду обитания, историческое развитие, роль в природе и значение для человека.
В состав зоологии входят такие специальные науки, как морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология.
2. Рассмотрите рисунки 1 (с. 5) и 7 (с. 11) и назовите внешние признаки животных, обитающих в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организмах других животных.
Для каждой группы животных характерны специфические внешние признаки, обусловленные средой обитания. Для животных, обитающих в воде, это жабры, плавники, обтекаемая форма тела; для животных в воздушной среде обитания – крылья, перьевой покров, острое зрение; для сухопутных животных – крепкие лапы, шерсть или кожа, зубы, когти; для животных, живущих в почве – маленькие конечности или их отсутствие, острый слух; для паразитических животных – аппарат для присасывания к организму хозяина.
3. Используя рисунок 1, составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных.
1) Рассказать о том, что на планете существует огромное количество животных.
2) Все они разные, различаются по внешнему виду, среде обитания, каждое животное имеет специфические черты, связанные с его образом жизни. Привести примеры.
4. Какие признаки характерны для животных? В чем их отличие от растений?
Животные обладают признаками, которые отличают их от растений:
1) питание готовыми органическими веществами;
2) активное передвижение;
3) самостоятельная добыча пищи;
4) способность воспринимать раздражение и реагировать на него;
5) клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки;
6) в отличие от растений, которые растут на протяжении всей жизни, животные растут только в период «молодости».
5. Вспомните и назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных растений и известные вам способы борьбы с ними.
Саранча наносит огромный вред сельскохозяйственным культурам. Собираясь в колонии, эти насекомые могут уничтожать целые поля растительности. Основные методы борьбы с саранчой – перепахивание и обработка земли перед посевом, обработка полей химическими препаратами.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
· формировать активную позицию сотрудничества со сверстниками;
· формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету биологии;
· формировать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
· развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;
· развивать умение работать с текстом;
· формировать умение оценивать свои действия;
· формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
· формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами урока;
· формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
· сформировать у учащихся представление о зоологии как науке, изучающей животный мир;
· установить черты сходства и различия между растениями и животными;
· актуализировать знания о средах жизни и местообитаниях животных, их приспособленности к условиям обитания и взаимоотношениях между ними;
· развивать умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды.
· таблицы «Различия растений и животных» и «Взаимоотношения между организмами».
I . Мотивация и целеполагание
Слайд 3. Нашим помощником в познании биологии станет учебник «Биология: 7 кл.», написанный коллективом авторов В.М. Константиновым, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.
Главный помощник в учебе — учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему —
Будь благодарен за это ему.
— На наших с вами уроках нам понадобятся рабочие тетради.
Слайд 4. Рабочая тетрадь в 2-х частях авторов С.В. Суматохина и В.С. Кучменко и обыкновенная тетрадь в клеточку, в которую мы будем записывать основные моменты урока.
— Какой же раздел биологии мы будем изучать в этом году?
Слайд 5. Предлагаю вам выполнить задание. Посмотрите на слайд. В контурной мозаике спряталось название этой биологической науки. Найдите и прочитайте его.
— Правильно, эта наука зоология. А что же она изучает? Ответы учащихся.
— Молодцы! Наш урок так и называется «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда». Слайд 1.Чтобы вернуться на первый слайд с темой урока, необходимо навести указатель мыши на изображение тигра на пятом слайде в левом нижнем углу. Учащиеся записывают число и тему урока.
II . Изложение нового материала
— Все эти науки изучают многообразный мир царства животных, который на сегодняшний день по данным Всемирного (Международного) союза охраны природы насчитывает более 1,5 млн. видов.
Что же объединяет этот разнообразный и многочисленный мир животных?
Слайд 7. Для тогочтобы выявить характерные особенности этих организмов, предлагаю выполнить следующее задание- заполнить таблицу «Различия растений и животных». Работу выполняйте парами. Для экономии времени учащимся раздаются напечатанные таблицы.
По способу питания
(автотрофы или гетеротрофы)
(ограниченный или неограниченный)
(активное или неактивное)
( наличие или отсутствие специальных органов)
(наличие или отсутствие клеточной стенки)
Учащиеся в течение нескольких минут выполняют задание, затем осуществляется проверка. На экране в таблице появляются правильные ответы.
По способу питания
(автотрофы или гетеротрофы)
(ограниченный или неограниченный)
(активное или неактивное)
( наличие или отсутствие специальных органов)
отсутствие специальных органов
наличие специальных органов
(наличие или отсутствие клеточной стенки)
наличие клеточной стенки
отсутствие клеточной стенки
— Животные распространены по всему земному шару. Они освоили разные среды жизни.
Слайд 8. Посмотрите на рисунок и определите названия сред жизни. На экран проецируетсязадание. Одновременно с ответами учащихся на слайде появляются названия сред жизни:
1- наземно- воздушная
— Да, вокруг нас четыре замечательных дома – четыре среды обитания, с которыми неразрывно связана судьба большинства населяющих нашу планету животных. Каждое животное приспособилось к жизни в своем доме.
Слайд 9. Подумайте, в каких средах, по вашему мнению, обитают насекомые, конечности которых изображены на рисунке? На экран проецируетсярисунок с конечностями насекомых (медведки, кузнечика, жука-плавунца).
Учащиеся дают ответы.
— Можете ли вы назвать этих насекомых? К какой работе приспособлены их конечности? Учащиеся дают ответы. На экране появляются фотографии и названия данных насекомых.
Слайд 10. А сейчас, давайте поиграем. Ваша задача – определить среды, в которых живут данные животные, и показать соответствующие движения. Если животное обитает в наземно- воздушной среде, выполняем махи руками через стороны вверх – вниз. Если животное обитает в водной среде, выполняем круговые движения руками вперед поочередно. Если животное обитает в почвенной среде, выполняем энергичные сгибания и разгибания рук в локтях на уровне груди.
IV . Продолжение темы урока
— Животные заселяют разные среды жизни на Земле. В каждой среде животные встречаются только там, где имеются благоприятные для них условия существования.
Слайд 11. Этот наиболее благоприятный для каждого вида животных участок в любой среде обитания называется местом обитания. Например, дельфины и щуки живут в водной среде. Только дельфины обитают в морях и океанах, а щуки предпочитают омуты и заводи рек.
— Всё, с чем взаимодействует животное в своём месте обитания, воздействует на него в той или иной мере. Напомните, как называются окружающие условия, воздействующие на живой организм? Ответы учащихся.
— Правильно, экологические факторы.
V . Самостоятельная работа
— Давайте вспомним группы экологических факторов, выполнив задание 3 на стр. 6 в рабочей тетради. На экран проецируется задание.
Слайд 12. Задание: пользуясь материалом параграфа (стр. 12), назовите экологические факторы, приведите примеры. Завершите схему.
Учащиеся выполняют задание. Затем осуществляется проверка.На экране проецируется дополненная схема.Учащиеся приводят примеры разных групп экологических факторов.
— Сейчас более подробно остановимся на биотических экологических факторах- различных формах влияния живых организмов друг на друга. Эти влияния могут быть прямыми и косвенными и проявляться достаточно полярно.
VI . Работа с учебником
Слайд 13. Пользуясь учебником стр. 12-14, заполним таблицу «Взаимоотношения между организмами».
Значение для 2-х видов, извлекаемое из взаимоотношения: