Что изучает каждая наука о природе
Науки, изучающие природу
Эта и последующие статьи помогут тебе расширить знания о природе. Ты узнаешь, насколько разнообразны тела и явления природы на нашей планете и во Вселенной, как их можно изучать, какие науки этим занимаются, от чего необходимо защищать Землю и ее обитателей. Изучая естествознание, ты окунешься в мир исследований окружающей среды. Каждый шаг в изучении природы будет приближать тебя к пониманию ее загадок и готовить к изучению биологии, физики, химии, географии, экологии.
Какие науки изучают природу
Науки, изучающие природу, называют естественными науками. К ним относятся астрономия, биология, география, физика, химия, экология. Они позволяют познавать природу, вдумчиво использовать и охранять ее.
Астрономия — наука, которая исследует звезды, кометы, планеты, метеориты и другие небесные тела. Эта наука изучает их строение и движение в космическом пространстве, позволяет заблаговременно узнавать о наступлении солнечного или лунного затмения.
Фото Юпитера (сделанное космическим аппаратом Juno, NASA).
Биология изучает живую природу. Ученые-биологи изучают внешнее и внутреннее строение организмов, условия их жизни, изменения, происходящие в организмах. Благодаря биологии человек получает знания, необходимые для сохранения видов живых существ, охраны окружающей среды.
География — наука о планете Земля. Географы исследуют земную поверхность, погоду, океаны и моря, народы, населяющие Землю. Также они изучают распространение видов растений и животных на нашей планете. Благодаря этой науке мы можем пользоваться различными картами, узнавать прогноз погоды, экономно использовать богатства природы.
Физика исследует различные изменения, происходящие с телами природы (например, образование тумана, появление молнии во время грозы), различные явления природы. Например: движение тел, распространение света и звука, действие магнита. Благодаря знаниям по физике созданы бытовые приборы, различные средства связи, в том числе телефоны и Интернет. На предприятиях работают механизмы, развивается машиностроение, изготавливается многие необходимые для человека предметов. Без физических знаний не обойтись при создании предметов повседневного обихода, автомобилей, самолетов, смартфонов, различных приборов и механизмов.
Ветровые электростанции
Химия исследует вещества и их преобразования. Химиков интересуют состав, строение, свойства, получение и применение различных веществ. Знание химии позволяют использовать вещества, которые в природе, а также создавать новые вещества с заранее заданными свойствами.
Экология изучает связи организмов между собой и с окружающей средой. Знания этой науки помогают защитить организмы от негативного воздействия природных явлений и хозяйственной деятельности человека, предотвращать местные и глобальные экологические проблемы.
Результаты своих исследований природы астрономы, биологи, географы, физики, химики, экологи освещают на страницах научных изданий о природе. К ним относятся энциклопедии, словари, справочники, атласы, определители растений и животных, хрестоматии и тому подобное. Информацию о природе можно найти и в Интернете, например на этом сайте.
Роль естественных наук в жизни человека
В естественных науках сделано немало открытий, которые облегчают жизнь человека. Рассмотрим пример. Благодаря физике человечество узнало об электрическом токе и начало применять его для изготовления многих полезных вещей. Например, холодильника, утюга, стиральной машины и других бытовых приборов, которые помогают выполнять работу по дому. Благодаря электрическому току работают компьютеры, телевизоры, электромобили, поезда, лифты, а также приборы, обогревают и освещают наши дома. Без электричества невозможна работа предприятий по производству лекарств, продуктов питания, моющих средств и многих других.
Выбирать вещества для создания различных изделий помогает химия. Географы определяют, в каком уголке нашей планеты есть полезные ископаемые, из которых можно добыть эти вещества, и как их доставить на предприятия. Так, химики выяснили, что вещество, хорошо проводит электрический ток — это медь. Именно из нее изготавливают провода в электросетях. По географии известно, где расположены залежи медных руд.
Биологи выяснили, что поражения человека электрическим током крайне опасно для ее жизни. Поэтому необходимо знать правила обращения с электроприборами и неукоснительно их соблюдать.
Как видишь, естественные науки — важные спутники человека, которые помогают ему познавать природу и обустраивать свою жизнь. Ученые продолжают разрабатывать технологии, которые улучшают нашу жизнь. При этом экологи занимаются тем, чтобы новые изобретения не наносили вреда природе.
1. Что изучает биология? Какие еще науки, изучающие природу, вы знаете? Какую часть природы изучает каждая из них?
Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.
Науки, изучающие природу: естествознание – наука о природе как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое. Астрономия – наука о Вселенной.
Химия – наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях.
Физика – наука, которая изучает наиболее общие свойства материи и формы ее движения.
Ботаника – наука о растениях.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
География – изучает и объясняет особенности явлений природы на Земле, отдельных материках, в конкретной стране либо населенном пункте.
2. Какие потребности человека привели к возникновению науки биологии?
Человечество издавна интересовали различные вопросы: как устроен мир, как продлить жизнь, из чего состоят организмы, как зародилась жизнь эти и несомненно многие другие вопросы и привели к возникновению биологии-науки о жизни.
3. Назовите древнегреческого ученого, который был одним из основателей биологии. В чем состоит его вклад в развитие биологии; других наук?
Аристотель стал одним из основателей биологии как науки, впервые обобщив биологические знания, накопленные до него человечеством. Он разработал систематику животных, определив в ней место и человеку, которого он назвал «общественным животным, наделенным разумом». Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни.
4. Какую роль играют биологические знания для современного человечества?
Биология объединяет сразу несколько наук, которые изучают самые разные живые организмы и особенности их существования. Например, никому не надо говорить о пользе анатомии, которая дала нам знания о человеческом теле, а следовательно двинула вперед медицину. Сейчас любой человек знает из чего состоит его организм, как он функционирует. А к элементарным биологическим знаниям относится и умение применить средства первой помощи при болезни и травме.
Биология помогает нам выращивать новые сорта растений и выводит новые породы животных, благодаря которым мы получаем вкусную пищу в больших объемах. Для любого человека может оказаться важным знать о влиянии растений на атмосферу в целом и на состав воздуха в квартире.
5*Перечислите известные вам биологические науки. Что изучает каждая из них?
Зоология-наука о животных.
Морфология- внешнее строение.
Анатомия- внутреннее строение.
Физиология- процесс жизнедеятельности.
6. Какую роль в вашей жизни уже сейчас играют биологические знания?
Естествознание, или науки о живой и неживой природе
Естествознание представляет собой комплекс наук о природе, включающий в себя сотни дисциплин. Все они направлены на познание мира. Естествознание выступает теоретической основой жизнеобеспечения человека. По объекту исследования различают науки о живой природе и науки о неживой природе. Изучением живой природы занимается биология. Физика изучает явления и процессы, которые происходят в окружающем мире.
Науки, изучающие природу
Все, что существует вокруг человека и произошло без его участия, называется природой. Человек изучает ее на протяжении многих тысячелетий. Со временем знаний становилось все больше, а сами люди старались глубже постичь природу. Так начали развиваться различные естественные науки. Предметы в природе называются телами, а все, что с ними происходит – явлениями. И тех и других огромное количество, поэтому и естественных наук тоже много. Одни из них изучают вещества и явления, а другие — различные тела. Научная деятельность не только удовлетворяет любопытство, но и реализует практические цели, направленные на улучшение качества жизни человека.
Ниже рассмотрены семь базовых естественных наук, изучающих окружающую нас природу:
Астрономия
Наука изучает происхождение небесных тел, их строение, состав и движение в космосе. Астрономия не существует как обособленная наука. Она напрямую связана с геодезией и картографией. Древние навигационные карты составлялись на основе наблюдений за небесными телами. Астрономия имеет огромную связь с химией и биологией в вопросах происхождения химических элементов, и зарождения жизни на нашей планете. Первые научные открытия были сделаны на заре цивилизации, а изобретение телескопа произвело прорыв. Ученые открывали новые галактики, измеряли расстояния до звезд, находили на других планетах воду и лед. Такие достижения являются определяющими моментами в жизни человека. Астрономия показывает, что человек — всего лишь частица природы в огромной Вселенной. Но даже самые примитивные знания о космосе, существенно повышают нашу осведомленность и интеллектуальный уровень.
Физика
В самом широком смысле физика – это наука о природе и ее законах, о материи, ее структуре, и движении. Она изучает вещество, энергию и закономерности, определяющие эволюцию. Каждая теория описывает явления окружающего мира, а совокупность знаний представляет его физическую картину. Именно благодаря физике человек может как можно глубже понять природу и различные явления. Считается, что она выступает основой естествознания. Физика устанавливает универсальные законы, которые действительны не только на Земле, но и во Вселенной, объясняет явления природы с точки зрения фундаментальных принципов и понятий. Физика имеет непосредственную связь с астрономией, математикой, химией. Граница между этими науками достаточно условна. Различают три уровня строения материи: микромир, макромир и мегамир. Все они взаимосвязаны друг с другом и являются объектом взаимного изучения физиков, химиков, биологов и астрономов. Планета Земля и ее природа представляют макромир.
Химия
Химия изучает состав элементов, их превращения и реакции. Каждое вещество обладает уникальными свойствами. Наука тесно связана с биологией, физикой, геологией. Жизнь на Земле является цепочкой химических превращений. Организмы поглощают из окружающего мира одни вещества и выделяют другие. Изучение их жизнедеятельности и природы в целом невозможно без знаний химических процессов, которые в них происходят. Практическая химия возникла на заре цивилизации, когда люди научились использовать огонь. Гончарное производство, металлургия, изготовление лекарств, красок — постепенно химия входила в жизнь человечества. На сегодняшний день химия играет огромную роль в жизни человека. Она интегрирует с остальными науками и является одной из основ естествознания.
География
Наука изучает биосферу Земли, гидросферу, атмосферу и почвенный покров. Ее объектом является географическая оболочка, природные комплексы и их компоненты. Социально-экономическая география состоит из экономической, социальной, политической, культурной и исторической географии. Немаловажным аспектом дисциплины является взаимодействие природы и человека в естественной среде. Очень трудно на сегодняшний момент разграничить географию и геологию. Наука напрямую связана также с физикой и астрономией. Сегодня большая часть земной поверхности видоизменена под влиянием хозяйственной деятельности человека. География включает в себя научные и практические мероприятия по сохранению природы в целом.
Геология
Объектом изучения геологии являются недра Земли. Наука начала самостоятельно развиваться во второй половине XVIII в. Геологией называют совокупность знаний о составе, строении и эволюции природных тел, а также размещении минеральных ресурсов. Она рассказывает, как сформировалась планета и каким изменениям подвергалась за время своего существования. Современная геология не может существовать без связей с географическими и физическими дисциплинами.
Биология
Предметом исследования науки являются вымершие и ныне существующие организмы, их строение, развитие, взаимодействие, распространение и т. д. Она включает в себя ботанику, зоологию, цитологию, генетику, биохимию, анатомию и другие области знаний. Достижения биологии позволяют искоренять болезни, создавать продукты питания, существенно повышать результаты сельскохозяйственной деятельности. Благодаря изучению биологических законов человек может вести правильную природоохранную деятельность и рационально использовать ресурсы.
Экология
Экология сформировалась в начале XX столетия как часть биологии, но сегодня, как правило, рассматривается в качестве отдельной науки. Она изучает взаимодействие живых организмов и их связь с природой. Научно-технический прогресс оказал негативное влияние на окружающий мир. В результате деятельности человека были преобразованы огромные территории. Это вылилось в загрязнения внешней среды, истощения природных ресурсов и уничтожение крупных природных комплексов. Конфликт с природой грозит катастрофой. Экология призвана решить эти проблемы, не допустить гибель живых организмов и создать систему рационального природопользования.
Естествознание, или науки о живой и неживой природе
К главе 4 «Естественнонаучные знания о веществе»
1. Вещество, уменьшающее скорость протекания химического процесса, называется:
2. С современной точки зрения систематизирующим фактором Периодической системы Д. И. Менделеева является:
1) масса ядра атома;
2) заряд ядра атома;
3. Как называется концепция о происхождении живого из неживого:
4. Количество органогенов, то есть элементов, которые в сумме являются основой живых систем и общая весовая доля которых, например, в организме человека 97 %, составляет:
5. Отбор химических элементов во Вселенной проявляется таким образом, что большую часть вещества в ней составляют всего два элемента, а именно:
Общие сведения
Природа науки основана на разуме, экспериментах, фактах и истинах. Она нацелена на логику, рациональность и объективность. Существуют определенные догмы, например, тот факт, что Земля вертится вокруг Солнца. Однако ученые любят делать открытия. Новая информация дает лучшие идеи, технологии, спасает жизни.
Говоря об объяснении нашего мира, наука и псевдонаука — это совершенно разные вещи. Взять, например, астрономию и астрологию. Вторая является идеальным воплощением лженауки, системы убеждений, которая выглядит так, будто она основана на научных идеях. На самом деле астрология не подчиняется даже самым простым научным правилам.
Настоящая наука имеет конкретные утверждения, которые изложены и проверены. Если они не подтверждены, они отвергаются. Верным признаком лженауки является пренебрежение доказательствами и наличие альтернативных объяснений.
Примечания
Наука и система наук
Основой любой науки является сбор фактов, их обработка, систематизация, а также критический анализ, который позволяет построить причинно-следственную связь.
Гипотезы и теории, которые подтверждаются фактами ил опытами, формулируются в виде законов общества либо же законов природы.
Научные знания представляют собой систему знаний о законах общества, природы, мышления. Именно научные знания отражают законы развития мира и составляют его научную картину.
Научные знания возникают в результате постижения человеческой деятельности и окружающей действительности. Научные знания обладают различными видами достоверности.
Система наук
По своему предмету изучению наука не является однородной, она образовывает множество отдельных систем наук. В период античности все научные знания были объединены философией — то есть существовала единая научная система.
Со временем от философии отделилась математика, медицина и астрология. В эпоху Возрождения отдельными системами наук стали химия и физика.
— общественные науки (социология, история, религиеведенье, обществознание);
— технические науки (агрономия, механика, строительство и архитектура);
— естественные науки (биология, химия, физика)
Естественные науки
Естественные науки – это система наук, которые изучают влияние внешних природных явлений на жизнедеятельность человека. Основой естественных наук является соотношение законов природы с законами, которые вывел человек в ходе своей деятельности.
В основе всех естественных наук лежит естествознание – наука, которая непосредственно изучает природные явления. Наиболее значимый вклад в развитие естественных наук сделали такие великие ученые как Исаак Ньютон, Блез Паскаль и Михаил Ломоносов.
Общественные науки
Общественные науки – это система наук, главным предметом изучения которых является изучение закономерностей функционирования общества, а также основных его составляющих. Проблемы общества интересовали человечество еще в период античности.
Именно тогда начали впервые поднимать вопросы о том, какова роль индивида в общественной жизни, каким должно быть государство, что нужно для того, чтобы создать общество всеобщего благоденствия.
Основоположниками современных общественных наук являются Руссо, Локк и Гоббс. Именно они впервые сформулировали философскую основу развития общественности.
Методы исследования
В современной науке выделяются два основных метода исследования: теоретический и эмпирический. Эмпирический метод исследования представляет собой накопление фактов, наблюдение явление и поиск логической связи между фактом и явлением.
Теоретический метод исследования – это философское осмысление данных, полученных в результате эмпирических исследований.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Понятие цивилизации: возникновение цивилизации и этапы ее развитияСледующая тема: Понятие морали и ее связь с правом: общественное мнение и его влияние на человека
Экология как важнейшая наука современности
Как я уже говорил выше, наша планета сейчас сталкивается с огромным количеством природных проблем, можно даже сказать, что мы стоим на пороге экологического кризиса. И во многом спасает нас только наука экология!
Экология — наука о взаимодействии живых организмов между собой, и что самое главное, с окружающей средой.
О многом также говорит тот факт, что название науки звучит точно так же, как другой термин. Экология — это к тому же окружающая человека среда, то есть сама природа.
Практически ежедневно человечество сталкивается с проблемами, решение которых возможно только благодаря экологии. Это уже не говоря об устранении последствий глобальных экологических катастроф, таких как утечка нефти в водные пространства и аварии на атомных электростанциях и химически опасных производствах.
Чем отличаются гуманитарные науки от естественных
Ожидаемым результатом любой целенаправленной деятельности является какой-либо продукт.
Наука сегодня представляет собой разновидность интеллектуальной деятельности людей, назначением которой является получение знаний о реальном мире.
Наука дает людям возможность создавать свою собственную культуру, приспосабливаться к жизни в окружающем мире. Поэтому люди изучают закономерности как окружающего пространства, так и самого Человека.
В настоящее время наука включает в себя около 15 000 дисциплин, которые взаимосвязаны и взаимодействуют.
Подобно тому, как с древнейших времен принято делить мир на физическую и духовную составляющие, научные дисциплины разделяют на естественные и гуманитарные. Это разделение известно еще с античных времен.
Отличия
Науки, которые принято называть гуманитарными, занимаются изучением среды, созданной Человеком и изучают самого Человека в аспекте его мыслительной, духовной, общественной и культурной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что гуманитарные науки изучают все, что делает человека именно человеком, личностью.
Все, что связано со смысловыми аспектами отношений Человека и Общества, Человека и Природы.
Само существование человечества предполагает непрерывную борьбу за выживание. Человека преследуют болезни, голод, неприемлемые природные условия. Естественные науки помогают людям получить знания, которые впоследствии возможно использовать при создании новейших технологий, закреплении человечества в агрессивной окружающей среде.
Именно естественные науки создают материальную базу общества. Без минимального набора естественнонаучных знаний человечество попросту бы не выжило. Считается, что именно этот вид знаний появился у человека раньше, еще до того, как человек освоил способы передачи этих знаний.
С момента, когда было изготовлено (скорее всего — случайно) первое орудие труда, человеком были начаты эксперименты, направленные на повторение успешного опыта, изучение закономерностей материального мира. К этому людей подталкивало банальное желание продолжить жизнь. Поэтому принято считать, что бытие определяет сознание, материальная составляющая позволяет человеку развиваться и духовно.
Причем в разных уголках Земли знания эти были получены людьми почти одновременно.
Математика, физика, химия, биология, информатика, кибернетика и многие другие столпы прогресса являются неотъемлемой частью культуры человечества — культуры естественнонаучной.
Из определений естественных и гуманитарных наук становятся понятными и их функции. Естественным наукам присуще описание, разъяснение и прогнозирование явлений объективной реальности, познание фактического положения вещей.
При этом учеными используется весь наработанный человечеством совокупный объем знаний о природе, о конкретных плоскостях бытия. Ученые исследуют связи и отношения в объективном мире. Это дает возможность человеку не только стать «своим» в окружающей реальности, но и целенаправленно подстраивать действительность под свои нужды.
Гуманитарная культура представляет собой совокупность знаний в области религии, права, искусства, истории, психологии. Границы и общепринятые различия между гуманитарными и естественными науками достаточно условны.
На сегодняшнем витке развития научных знаний они характеризуются обоюдным обогащением предметными методологиями и критериями оценки разнообразных научных результатов.
Например, законы диалектики используются и в гуманитарных, и в естественных науках.
Вывод
Основным отличием между гуманитарными и естественно-научными дисциплинами можно определить следующее: целью существования естественных наук является познание фактов, в том числе и в основном путем измерения, а исследования гуманитарных наук направлены на познание сущности явлений и места человека в окружающей реальности.
Структура естествознания
Попытки классификации естеств. наук предпринимались с античных времён (Платон, Аристотель), возобновились в эпоху Возрождения (Ф. Бэкон) и продолжились энциклопедистами (Ж. Л. Д’Аламбер и др.). Одну из наиболее разработанных классификаций естеств. наук предложил в нач. 19 в. А. Ампер. Естеств.-науч. знания он представил в виде единой иерархич. системы, в которой физика располагалась на первом уровне, химия – на втором, как бы основываясь на физике, и т. д. Позднее (сер. 19 в.), изучая историю развития Е., Ф. А. Кекуле предложил иерархию естеств. наук в виде четырёх последоват. ступеней: механика, физика, химия, биология.
Возможны и др. подходы в определении структуры Е. с учётом свойств и специфики объектов исследований; напр., все естеств. науки можно разделить на две большие группы – науки о неживой и живой природе. Такое деление в какой-то степени отражает химия, которая изучает как неорганические (объекты неживой природы), так и органич. соединения (прослеживается путь к живой природе).
С учётом масштабности объектов исследования можно определить ещё одну иерархич. структуру Е.: астрономия – геология– география – биология. В астрономии изучают крупномасштабные объекты Вселенной (галактики, звёзды, планеты и их спутники), а объекты исследования геологии, географии и биологии связаны с нашей планетой и её элементами, структурой, в т. ч. и биосферой.
Структура Е. не содержит математики и логики, без которых невозможно развитие ни одной из совр. естеств. наук. Благодаря математике все естеств.-науч. отрасли переходят от качественного описания явлений и свойств объектов к их количественному описанию на основании фундам. законов и логически стройных теорий. Практически все естеств. науки используют универсальный язык, предоставляемый математикой, – язык математич. знаков (другой широко распространённый язык Е. – язык химич. знаков и формул).
К главе 3 «Пространство, время, принципы относительности»
1. Не прибегая к вычислениям, укажите, в каких процессах энтропия возрастает:
1) классической механики;
2) абсолютности пространства и времени;
3) приспособления пространственно-временной метрики к современной физике;
4) неинерциальных систем отсчета.
1) внутренняя энергия системы;
2) количество теплоты, которое идет на совершение механической работы;
3) термодинамическая функция состояния, которая характеризует часть внутренней энергии системы, способной преобразовываться в механическую работу; мера хаоса, которая в состоянии теплового равновесия достигает своего максимального значения.
4. Корпускулярно-волновой дуализм – это:
1) теория квантования физических величин;
2) постулат, что всем микрочастицам одновременно присущи и корпускулярные, и волновые свойства;
3) квантово-релятивистские представления о физической реальности на основе СТО и ОТО Эйнштейна.
Человек и природа
Переоценить значение наук о природе невозможно. Открытия в этих сферах всегда давали новый толчок к развитию цивилизации. С их помощью человек научился как использовать природу, так и заботиться о ней (со вторым дела пока не очень, но я не теряю веры в человечество).
Мир перестал быть загадочным и враждебным местом, полным природных духов и сущностей, он обрел границы, систему, где одно связано с другим.
Системность доказывает хотя бы тот факт, что многие научные дисциплины находятся на стыке двух (а то и более) основных наук. Вспомните биохимию, биофизику, биогеографию, биоинформатику…
Развитие новых технологий было бы невозможным без участия естественных наук. Где бы была медицина без химии и биологии? Откуда бы взялись сложные механизмы без знаний о физике? Сколько мест и природных явлений остались бы неизвестными без трудов географов?
Естественные науки
Изучением окружающего мира занимаются многие дисциплины:
Астрономия — наука, объектом изучения которой являются все небесные тела (их происхождение, строение, состав и передвижение в космосе.) Ученые-астрономы продолжают исследовать звезды, кометы, астероиды, планеты. Многие загадки Вселенной уже известны, однако трудно себе представить, сколько еще удивительного предстоит открыть.
Физика — наука, изучающая разнообразные природные явления и механизмы. Это то, с чем приходится сталкиваться каждый день. Почему двигаются тела, изменяется температура, что такое электричество, звук, свет. Эта наука объясняет, что такое молния и почему гремит гром, что такое эхо и из чего состоит радуга. Это также основа любой техники. Ни одно оборудование в мире не будет работать, если не будут учтены определенные физические законы.
Химия — наука о веществах и их соединениях. Изучение этой дисциплины позволяет людям добывать в лабораторных условиях вещества, которые используются в хозяйстве и в повседневной жизни.
География — наука о планете Земля. Объектом изучения служат моря и океаны, материки и континенты, реки и озера, горы и равнины, города и страны, а также многое другое.
Экология — это наука, в которой рассматриваются взаимоотношение и взаимодействие живых существ между собой и с окружающим миром. Одним из главных вопросов является изучение контакта природы и людей. Основная задача экологии — помочь человеку оберегать природу, хранить наш общий дом, в котором мы живем, и где предстоит жить нашим потомкам.
Немного о «противоестественных» науках
Расскажу о наболевшем. О псевдонаучных теориях, которые не дружат ни с логикой, ни с наукой.
На свете много удивительного. Кошка может забеременеть от нескольких котов в рамках одной течки, а потом родить помет котят, у которых будут разные отцы.
Некоторые рыбки могут хранить в себе сперму самца и от «одной порции» беременеть несколько раз. Но и это всё еще не телегония. Ну нет ни одного доказанного случая телегонии! Тем более у человека. Учебником генетики стукнуть бы каждого верующего «телегониста».
Лечиться таблеткой, в которой нет действующего вещества? Здорово придумано, гомеопатия!
Большинство теорий Фрейда давно опровергнуто и представляет лишь исторический интерес. А у психоанализа даже нет доказательств эффективности.
Как же называется единая наука о природе
На сегодняшний день в мире существует великое множество наук, занимающихся изучением окружающей нас природы. Но их все можно назвать естественными науками или просто «естествознанием».
Задача естествознания — это не только изучать земную природу, но и познавать все процессы и явления, которые происходят в реальном мире, земных оболочках и даже в космическом пространстве.
А предмет естествознания: факты и явления, которые могут воспринимать наши органы чувств.
Будучи очень широкой научной областью, естествознание изучает разделы философии, эволюции, астрофизики, генетики, геологии и психологии. К тому же, естествознание подразделяется на свои комплексы наук.
К главе 1 «Предмет и структура естествознания»
1. Наука сформировалась:
1) в Древней Греции;
2) в Европе в XVI–XVIII вв.;
3) в Европе в XIII–XV вв.;
2. Науку от обыденного познания отличает:
1) актуальность объекта познания;
2) достоверность полученных знаний;
3) значимость результатов познания;
4) используемый язык.
3. Определенный способ понимания какого-либо предмета, процесса или явления – это:
4. В научном исследовании выделяются уровни:
1) созерцательный и эмпирический;
2) созерцательный и концептуальный;
3) эмпирический и теоретический;
4) теоретический и концептуальный.
5. Дифференциация естественных наук начала происходить на стадии:
2) аналитического естествознания;
3) синтетического естествознания;
4) интегрального естествознания.
6. Совокупным объектом естествознания является:
4) географическая оболочка Земли.
1) предположительное знание, которое носит вероятностный характер;
2) истинное, доказанное, подтвержденное знание о сущности явлений;
3) утверждение, раскрывающее общие связи изучаемых явлений.
8. Методом эмпирического уровня познания является:
9. Классификация – это:
1) установление сходства и различия признаков исследуемых объектов;
2) объединение различных признаков исследуемых объектов;
3) отнесение объектов к определенному классу явлений.
Парадокс развития естественных наук
Здесь стоит говорить о том, что эти науки должны предоставлять точную информацию, но сами же ее уничтожают и изменяют при проведении экспериментов или свершении новых открытий. Например, в начале 20-го века мельчайшей частицей в физике считался атом, а уже к концу математически было обосновано существование бозонов, а вначале 21-го века — это уже доказано. Поэтому развитие естественных наук никогда не будет 100% точным — всегда найдется место новым открытиям. Таким образом, гносеология (стремление к абсолютно достоверному значению) в среде естественных наук неприменима. Проще всего это просматривается на примере эволюции знаний о законах Вселенной.
Не все мировое сообщество принимает нововведения, до сих пор существуют сторонники «Теории плоской Земли».
История
Естественная история, 1728 г.
Перевод Ж. Бюффона, 1801 г.
Происхождение естественных наук связано с развитием античной философии — натурализма и научными исследованиями природы.
В период позднего средневековья начался пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира, схоластики и религиозных догматов.
В XVIII—XIX веках на основании выделения объектов исследования в природе и создания новых методов их изучения начали формироваться самостоятельные научные направления и научные школы.
Они различались по роду (факторам), энергии (силе) и скорости (темпам) действующих раньше и теперь сил. У них было разное отношение к принципу однообразия, непрерывности и суммирования мелких отклонений в течение длительного времени. По вопросу о соотношении ныне действующих сил природы с силами прошлого выделялись:
Естественная история
Основная статья: Естественная история
Естественная история (устар. от лат. Naturalis Historia — натуральная история) — наука о развитии какой-нибудь области знания о природе. В настоящее время эти направления наук относят к естествознанию или естественным наукам.
Значение термина естественная история со временем становилось более конкретным в связи с появлением отдельных наук:
ЭСБЕ отмечает, что естественной историей до сих пор именуется совокупность трёх наук: «минералогия в обширном значении этого выражения, то есть со включением геологии, ботаника и зоология», которые он относит к частному естествознанию. При этом, «это устаревшее выражение следовало бы устранить или применять только к их чисто описательной части».
В современном языке используется преимущественно в контексте истории науки для обозначения естественноисторических научных областей, когда они ещё не были выделены в самостоятельные науки.
В некоторых других языках соответствующий термин помимо значения, указанного выше, имеет и некоторое значение, привязанное к современности. Например, в английском дисциплину Natural history иногда относят к тем исследованиям живой природы, которые основаны преимущественно на наблюдениях и публикуются в популярных изданиях[уточнить].
Естествознание
Естествозна́ние — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII—XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.
Естественные науки
Естественные, или природные («естество» — природа), науки— это раздел науки, отвечающий за изучение всех внешних по отношению к человечеству, природных явлений. Возникновение всех естественных наук связано с изучением и применением натурализма к научным исследованиям.
Основные принципы натурализма и естественных наук ставят перед собой цель изучать и применять все законы природы, не внося в них законы, которые вносятся человеком, а именно — исключая произвол человеческой воли.
Само понятие о естественных науках и исследованиях введено для их размежевания гуманитарными и социальными науками.
Основой всех естественных наук необходимо считать естествознание — науку о всех существующих природных явлениях. Таким образом, первыми яркими представителями естественных наук нужно считать величайших естествоиспытателей, таких как: Михаил Ломоносов, Блез Паскаль, Исаак Ньютон.
БАЗОВЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ:
Биология — это естественная наука о жизни, предметом изучения являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой;
География — единый комплекс естественных наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующий на выявлении пространственно-временных закономерностей;
Физика — определенная область естествознания и естественных наук. Физика изучает наиболее общие фундаментальные закономерности,которые определяют эволюцию и структуру материального мира. Основные законы физики лежат в фундаменте всего естествознания;
Химия— одна из самых важных и обширных областей познания естественных наук. Это отрасль о веществах, строении и превращениях, их свойствах, которые происходят в результате различных химических реакций, а также фундаментальных законах, которым данные реакции подчиняются;
Астрономия — естественная дисциплина о передвижении, развитии и строения небесных систем и тел, вплоть до Вселенной в общем.
Астрономия, в частности, изучает Солнце, все планеты Солнечной системы и их спутники, метеориты, кометы, астероиды, звезды и внесолнечные системы, межпланетное вещество, туманности, межзвёздное вещество, галактики, скопления, квазары, пульсары, чёрные дыры и так далее.
Все существующие современные естественные науки, применяют математическую модель для описания и понятия рассматриваемых явлений. Естественные дисциплины дают точное определение закономерностей, которые описывают рассматриваемые явления природы.
Также, рассматривают формульную запись новых теорий и гипотез естественных дисциплин. В результате этого, обеспечиваемые естественными науками. Точные описания содержат численные значения.
Без лишних слов можно сказать, что естественные науки — это фундамент современного общепринятых правил в научном мире, с помощью которого строится и развивается современное общество.
Естественные дисциплины являются обязательными к изучению на начальном, среднем уровнях во всех средних учебных заведениях. Более глубокие знания в естественных науках можно получить в высших учебных заведениях.
Роль естественных наук в жизни человека
В естественных науках сделано немало открытий, которые облегчают жизнь человека. Рассмотрим пример. Благодаря физике человечество узнало об электрическом токе и начало применять его для изготовления многих полезных вещей. Например, холодильника, утюга, стиральной машины и других бытовых приборов, которые помогают выполнять работу по дому. Благодаря электрическому току работают компьютеры, телевизоры, электромобили, поезда, лифты, а также приборы, обогревают и освещают наши дома. Без электричества невозможна работа предприятий по производству лекарств, продуктов питания, моющих средств и многих других.
Выбирать вещества для создания различных изделий помогает химия. Географы определяют, в каком уголке нашей планеты есть полезные ископаемые, из которых можно добыть эти вещества, и как их доставить на предприятия. Так, химики выяснили, что вещество, хорошо проводит электрический ток — это медь. Именно из нее изготавливают провода в электросетях. По географии известно, где расположены залежи медных руд.
Биологи выяснили, что поражения человека электрическим током крайне опасно для ее жизни. Поэтому необходимо знать правила обращения с электроприборами и неукоснительно их соблюдать.
Как видишь, естественные науки — важные спутники человека, которые помогают ему познавать природу и обустраивать свою жизнь. Ученые продолжают разрабатывать технологии, которые улучшают нашу жизнь. При этом экологи занимаются тем, чтобы новые изобретения не наносили вреда природе.
Литература
Основные научные труды по естественной истории:
Предмет, задачи и методы биологии
Биология (греч. bio — жизнь и logos — знание, учение, наука) — наука о живой природе. Термин биология был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга.
Многообразие живой природы настолько велико, что современная биология представляет собой комплекс биологических наук, значительно отличающихся одна от другой. При этом каждая имеет собственный предмет изучения, методы, цели и задачи.
Система биологических наук
Биологические науки можно разделить по направлениям исследований.
НАУКА | ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ |
Науки, изучающие систематические группы живых организмов | |
Вирусология | Наука о вирусах |
Микробиология | Наука о микроорганизмах |
Микология | Наука о грибах |
Ботаника (фитология) | Наука о растениях |
Зоология | Наука о животных |
Антропология | Наука о человеке |
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления жизни | |
Анатомия | Наука о внутреннем строении |
Морфология | Наука о внешнем строении |
Физиология | Наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей |
Генетика | Наука о наследственности и изменчивости организмов отдельных организмов |
Науки, изучающие разные уровни организации всего живого | |
Молекулярная биология | Наука о свойствах и проявлении жизни на молекулярном уровне |
Цитология | Наука о клетках |
Гистология | Наука о тканях |
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления коллективной жизни и сообществ живых организмов | |
Экология | Наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой |
Биогеография | Наука о закономерностях географического распространения живых организмов |
Науки о развитии живой материи | |
Биология индивидуального развития | Наука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти |
Эволюционное учение | Наука об историческом развитии живой природы |
Палеонтология | Наука о развитии жизни в прошлые геологические времена |
Науки, использующие различные методы исследований | |
Биохимия (на стыке биологии и химии) | Наука о химических веществах и процессах в живых организмах |
Биофизика (на стыке биологии и физики) | Наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах |
Прикладные науки | |
Биотехнология | Совокупность методов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью живых организмов |
Бионика | Разработка технических устройств по подобию живых систем |
Растениеводство | Разработка технологий выращивания сельскохозяйственных растений |
Животноводство | Разработка технологий выращивания сельскохозяйственных животных |
Ветеринария | Разработка технологий лечения сельскохозяйственных животных |
Методы биологии
Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы.
Название метода | Характеристика |
Метод наблюдения и описания | Сбор и описание фактов |
Метод измерений | Измерение характеристик объектов |
Сравнительный метод | Анализ сходства и различий изучаемых объектов |
Исторический метод | Изучение хода развития исследуемого объекта |
Метод эксперимента | Изучение явления природы в заданных условиях |
Метод моделирования | Описание сложных природных явлений относительно простыми моделями |
Метод прогнозирования | Предсказание будущего объекта или процесса |
Связь биологии с другими науками. Биология принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе, и тесно связана с другими науками: