Что изучает история литературы
история литературы
Смотреть что такое «история литературы» в других словарях:
История литературы — см. Литературоведение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ — ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, см. в ст. Литературоведение … Литературный энциклопедический словарь
История литературы и методы ее изучения — Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на древесной коре, костях или камнях. На известной… … Литературная энциклопедия
История литературы и методы ее изучения — ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на… … Словарь литературных терминов
История литературы в Швеции — Самостоятельное существование истории литературы, как отрасли науки, начинается в Швеции с появлением новоромантической школы. Новатором в данной области явился Л. Гаммершельд, автор теперь уже устаревшего труда «Svenska Vitterheter» (1818). Труд … Википедия
История литературы Швеции — Самостоятельное существование истории литературы, как отрасли науки, начинается в Швеции с появлением новоромантической школы. Новатором в данной области явился Л. Гаммершельд, автор теперь уже устаревшего труда «Svenska Vitterheter» (1818). Труд … Википедия
История всемирной литературы — Автор: коллектив авторов Издательство: Наука … Википедия
История Российского Пушкинского общества — Идея образования Всероссийского Пушкинского общества возникла у почитателей поэзии не на пустом месте. Само движение имеет в России глубокие корни. Еще в 1880 году в Петербурге был образован первый кружок любителей пушкинской поэзии. В 1882 году… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ИСТОРИЯ — (греч.). 1) наука, исследующая последовательное развитие человечества, народа, учреждения и т. д. 2) естественная история: все науки, которые занимаются исследованием предметов или явлений природы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
ИСТОРИЯ — ИСТОРИЯ, истории, жен. (греч. historia исследование). 1. только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю. 2. перен., только ед. Память человечества о прошлом, о выдающихся … Толковый словарь Ушакова
История литературы и методы ее изучения
Полезное
Смотреть что такое «История литературы и методы ее изучения» в других словарях:
История литературы и методы ее изучения — ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ Зачатки письменности существовали в самую первобытную эпоху на заре человеческой культуры, когда для обозначения разных событий, увековечения их в памяти, употребляли нарезки и грубые рисунки на… … Словарь литературных терминов
Методы домарксистского литературоведения — I. Метод и мировоззрение. II. Проблемы историографии домарксистского литературоведения. III. Краткий обзор основных течений домарксистского литературоведения. 1. Филологическое изучение памятников слова. 2. Эстетический догматизм (Буало, Готтшед … Литературная энциклопедия
История Свидетелей Иеговы — Содержание 1 Исследователи Библии 1.1 Исследователи Библии при Расселле 1.2 … Википедия
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ — наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения. И. ф. как особая область исследования… … Философская энциклопедия
История медицины — История науки … Википедия
История — Слово история греческого происхождения (ίστορία); оно значило, первоначально, исследование, разузнавание, повествование о том, что узнано (ίστορέω стараюсь разузнать, ίστωρ знаток, свидетель). В смысле повествования о разузнанном, оно перешло в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
История «Новой хронологии» (Фоменко) — Основная статья: Новая хронология (Фоменко) «Новая хронология» псевдонаучная[1][2] теория, утверждающая, что существующая хронология исторических событий в целом неверна, и предлагающая свой вариант хронологии и вообще истории человечества … Википедия
История картографии — Картография (от др. греч. χάρτης «хартия, лист папируса» и γράφω «пишу»), или наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества, является… … Википедия
История арифметики — Арифметика. Роспись Пинтуриккьо. Апартаменты Борджиа. 1492 1495. Рим, Ватиканские дворцы … Википедия
Методы оптимизации — Математическое программирование математическая дисциплина, изучающая теорию и методы решения задач о нахождении экстремумов функций на множествах конечномерного векторного пространства, определяемых линейными и нелинейными ограничениями… … Википедия
История литературы и теория литературы как литературоведческие дисциплины
История литературы дает исторический подход к художественным произведениям. Историк литературы изучает всякое произведение как неразложимое, целостное единство, как индивидуальное и самоценное явление в ряду других индивидуальных явлений. Анализируя отдельные части и стороны произведения, он стремится лишь к пониманию и интерпретации целого. Это изучение восполняется и объединяется историческим освещением изучаемого, т.е. установлением связей между литературными явлениями и их значения в эволюции литературы. Таким образом, историк изучает группировку литературных школ и стилей, их смену, значение традиции в литературе и степень оригинальности отдельных писателей и их произведений. Описывая общий ход развития литературы, историк интерпретирует это различие, обнаруживая причины данной эволюции, заключающиеся как внутри самой литературы, так и в отношении литературы к иным явлениям человеческой культуры, в среде которых литература развивается и с которыми находится в постоянных взаимоотношениях. История литературы является отраслью общей истории культуры.
Теория литературы — теоретическая часть литературоведения, опирается на историю литературы и литературную критику и вместе с тем даёт им принципиальное обоснование. С другой стороны, теория литературы тесным образом связана с философией и эстетикой. Теория литературы изучает основание эстетической оценки, социальная функция литературы как одна из форм идеологии, вопрос о сущности познания действительности и поэтического её познания.
Поэтика и методология с точки зрения марксизма-ленинизма
Методология — изучает природу поэтического познания действительности и принципы его исследования. Основные методологические проблемы теории литературы — специфика литературы, литература и действительность, генезис и функция литературы, классовость литературы, партийность литературы, содержание и форма в литературе, критерий художественности, литературный процесс, литературный стиль, художественный метод в литературе, социалистический реализм.
Поэтика — изучает исторические формы поэтического познания действительности. Проблемы поэтики в теории литературы — образ, идея, тема, поэтический род, жанр, композиция, поэтический язык, ритм, стих, фоника в их стилевом значении.
Для марксистско-ленинского литературоведения существенным является решительное подчеркивание единства вопросов методологии и поэтики, рассмотрение вторых на основе первых, четкая связь с методологией при рассмотрении всего круга проблем поэтики. В силу этого деление проблем теории литературы на проблемы методологии и поэтики условно, так как любой вопрос формы, структуры литературного произведения может быть поставлен и чисто методологически (например общая постановка вопроса о функции ритма, стиха, фоники в литературном произведении) и в плоскости поэтики (определенные исторические и стилевые особенности тех или иных ритмических, языковых категорий). С другой стороны, методологические вопросы могут быть поставлены лишь при учете исторического развития литературных форм. Утверждение тесного единства основных разделов теории литературы, характерное для марксизма-ленинизма, отличает его литературную теорию от старых «теорий словесности» и формалистических «теорий литературы», где вопросы поэтики рассматривались вне определенных методологических предпосылок, чисто описательно, но где в действительности эти предпосылки были лишь скрыты и носили идеалистический характер.
05.03.2016, 10146 просмотров.
Тема 1. Методология и теория исторической науки
Оглавление
Долгое время история относилась к литературе и искусству. В греческой мифологии ее покровительницей была муз Клио, изображавшаяся в виде прекрасной женщины со свитком пергамента в руке. Имя музы истории Клио произошло от греческого слова «прославляю». И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались в основном восхвалению (прославлению) правителей.
Короли, президенты, премьеры и другие правители относились к истории адекватно уровню своего интеллекта. Многие из них использовали ее знания не только для возвеличивания своей персоны, династии, партии, но и для объективного изучения проблем развития государства, общества, отношений между странами с целью принятия грамотных политических решений.
Императрица России Екатерина II, например, интересовалась всеми трудами по вопросам философии, истории и других наук, применяя полученные сведения на пользу Отечества. Однако существовали и другие взгляды на историю. Фридрих II – король Пруссии – говорил, что если ему захочется приобрести какие-либо земли, то он без размышления это сделает, так как всегда найдутся юристы и историки, которые докажут, что эти территории по праву принадлежат ему. Имеются у него последователи и сегодня. Что представляет из себя историческая наука, насколько она важна и нужна, а также из чего строится этот непростой интеллектуальный «организм» – вот те немногие задачи, которые мы ставим в этой теме.
Сущность, формы, функции исторического знания
Итак, что такое «история»?
Понятие история в переводе с греческого означает повествование о событиях, о том, что известно. Встречаются самые различные определения этой науки. Одни ученые (материалисты) полагают, что история изучает конкретные, ограниченные пространственно-временными рамками закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей. Другие утверждают, что главным ее объектом является человек. Марк Блок (Франция) считал, что история – «наука о людях во времени», причем на первый план выдвигал духовную их сторону, т. е. сознание.
История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Ее содержанием служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни и деятельности, сведения о которых сохранились в различных источниках и памятниках. Эти явления чрезвычайно разнообразны и касаются экономики, социальной сферы, внешней и внутренней политики, международных отношений, влияния на судьбы государств выдающихся личностей.
История России – научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития нашего Отечества, его многонационального народа, основных государственных, политических, экономических и духовных институтов.
Отрасли истории: экономическая, политическая, социальная, гражданская, военная, история государства, права, религии.
Исторические науки: этнография – ее предметом является быт и культура народов; археология – исследует прошлое по вещественным источникам древности: орудиям труда, домашней утвари, украшениям, а также целым комплексам: поселениям, могильникам, кладам.
Вспомогательные исторические дисциплины: история мира (всеобщая история); история континентов (например, Азии, Африки); история отдельных стран и народов (например, Индии, Франции).
Основные задачи изучения этой науки – повышение уровня исторического сознания, воспитание гражданина, патриота своей Родины, чувства ответственности за ее свершения. Такое сознание формируется на основе знания истории, обобщения ее опыта и уроков, научного прогнозирования.
История выполняет несколько общественно значимых функций.
Прежде всего – познавательную, интеллектуально-развивающую. Она состоит в изучении прошлого и настоящего России, ее народов, в правдивом отражении всех событий и процессов, составляющих ее историю. Во-вторых, – практически-политическую. Ее сущность заключается в том, что история, исследуя закономерности общественной жизни на основе осмысления фактов, явлений, помогает вырабатывать грамотную политическую линию, избегать субъективизма в принятии решений. В-третьих, – мировоззренческую. История создает точные и эмоциональные документальные повести о событиях прошлого, великих мыслителях, выдающихся личностях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение является научным, если опирается на объективную реальность, т. е. на исторические факты. Чтобы выводы из истории были истинными, необходимо исследовать все факты, относящиеся к какому-либо явлению, процессу, без исключения, в их совокупности. Только тогда можно получить адекватную действительности картину и, следовательно, обеспечить научность познания.
Немаловажна и воспитательная функция. Знание истории России, других стран формирует гражданские качества, позволяет уяснить моральные ценности человечества, позволяет понять такие нравственные категории, как честь, долг, совесть, счастье, добро, видеть недостатки людей и общества, их влияние на судьбу личности.
Таковы функции, которые выполняет история.
Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника
Объективное изучение истории обеспечивается научной методологией. Методология – это система принципов и методов исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической теории.
Получить достоверную информацию, новое знание позволяют методы изучения истории.
Историко-генетический метод заключается в последовательном раскрытии свойств и функций объекта в ходе его изменения. Познание здесь идет от единичного к особенному и далее к общему. Этот метод способствует всестороннему и глубокому анализу развития того или иного явления, события.
Историко-типологический метод служит для упорядочения фактов, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им общих признаков и различий.
При историко-системном методе исследуется единство событий, явлений в общественно-историческом развитии. Например, рассмотрение истории России не как самостоятельного процесса, а как результата взаимодействия с другими странами в виде одного из элементов всей цивилизации.
Эти и другие методы изучения истории используются во взаимосвязи.
Правдивость, истинность исторического познания зависит от научных принципов.
Принцип историзма требует изучения событий (явлений) в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и развитии. Например, как данное явление возникло, какие этапы прошло, чем в конечном счете стало.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их реальном содержании. Важно раскрывать каждое событие в его многогранности и противоречивости, в совокупности положительных и отрицательных сторон. Большое значение здесь имеет личность ученого: его воззрения, профессионализм, честность.
Принцип социального подхода заключается в рассмотрении историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения и форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает соотносить интересы узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в деятельности правительств, партий, личностей.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности, извлечь уроки на будущее.
Только при соблюдении и сочетании всех этих принципов и методов может быть обеспечена строгая научность в изучении истории.
Объективно-истинные исторические знания можно получить на базе достоверных источников, которые подразделяются на четыре категории (типа): вещественные; изобразительные; письменные; фонические.
Ими могут быть памятники архитектуры, предметы быта, документы, картины, гравюры, рисунки, звукозаписи.
Очень важной проблемой в истории является периодизация развития общества. Разработано множество ее вариантов.
Так, поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н.э., Древняя Греция) делил историю народов на пять периодов: божественный; медный; золотой; серебряный; железный. Он утверждал, что от века к веку люди живут все хуже.
Великий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э., Древняя Греция) выдвинул теорию круга, согласно которой движение истории идет по одной и той же колее: зарождение – расцвет – гибель.
Идеологи Просвещения в истории человечества отметили три периода: естественное состояние; дикое состояние; цивилизованное состояние. Непосредственно Вольтер выделял дикость, варварство и цивилизацию.
Карл Маркс положил в основу периодизации способ производства, или формационную концепцию, по которой человечество в процессе развития обязательно переживает первобытный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и перейдет в коммунистическую стадию.
Западные ученые ХX в. выдвинули идею круговорота локальных цивилизаций, развивающихся независимо друг от друга, но проходящих одни и те же стадии: зарождение; расцвет; разложение; гибель.
Кроме того, различают три основных типа цивилизации. Народы без идеи развития, т. е. вне исторического времени. Он соответствует первобытному состоянию общества, характеризуется равновесием человека и природы, строгим соблюдением традиций, запретом на их нарушение (табу).
Восточному типу (циклическому) присущи переплетение прошлого и настоящего; сохранение религиозных приоритетов; отсутствие заметных классовых различий и развитой частной собственности; наличие сильного авторитарного государства с замкнутыми кастовыми общинами. Прогресс идет циклами, замедленно.
В основе европейского типа лежит идея непрерывного движения. Он становится общим для стран Европы с распространением христианства. Для этого типа характерны: рационализм, престиж труда, частная собственность, рыночные отношения, классовая структура, наличие партий и гражданского общества.
Все типы цивилизаций равны перед историей, им присущи свои достоинства и недостатки. Американский исследователь У. Ростоу (60–70-е гг. ХХ в.) обосновал теорию стадий экономического роста, которые проходит человечество в своем развитии: традиционное общество; период предпосылок или переходного общества; стадия «взлета» или «сдвига»; период зрелости; эра высокого массового потребления; стадия поиска путей качественного улучшения жизненных условий человека.
Известный ученый Л. Н. Гумилев в истории России выделил две цивилизации: Древнюю Русь, киевско-славянский суперэтнос в бассейне Днепра. Фаза затухания его пассионарной энергии пришлась на XII–XIII вв., когда он распался под ударами кочевых племен.
И Московско-Петербургскую Россию, великорусский этнос, возникший в XIV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и части монголов, покинувших Золотую Орду.
Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть всемирной истории
Основателем отечественной исторической школы считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. «Откуда есть, пошла Русская земля» – с этого труднейшего вопроса начал он «Повесть временных лет», составленную приблизительно около 1113 г. В летописных биографиях Ольги, Владимира, Бориса и Глеба имеются сведения о военных успехах и неудачах князей, освещаются политические события, излагаются легенды и сказания, присутствуют песенно-этические детали.
В 80-е гг. XI в. Нестор составил «Чтение о житии и погублении… Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского». В них он проповедовал христианские идеи, подчеркивал самостоятельность Руси по отношению к Византии, выступал страстным патриотом Русской земли, ратуя за ее объединение, осуждая княжеские усобицы.
Для первых русских документов прошлого примером служили византийские жития святых, пока в XVI в. митрополитом Макарием не была произведена широкая канонизация русских святых, что дало новый импульс развитию агиографии (жизнеописания святых, церковная литература). Так «Житие Симона Воломского» (основателя монастыря возле Устюга Великого), убитого крестьянами в 1641 г., свидетельствует о социальном напряжении в среде крестьян. В житиях святых XVI–XVII вв. Зосимы и Савватия, Антония Сийского повествуется о плавании поморцев в Белом и Баренцевом морях, о судостроении, зверобойном промысле. Конечно, эти источники, составленные на основе устных рассказов и преданий, недостаточно достоверны с точки зрения биографии личностей. Но в них отражены важные сведения о земледелии, строительной технике, о быте и нравах людей. Зачастую они в текстах заключают народные предания.
Известными памятниками истории, литературы, культуры стали «Слово о полку Игореве», «Задонщина». В них содержится призыв к прекращению распрей князей, их объединению для борьбы с внешним врагом.
С образованием Московского царства возникает необходимость определить его место среди других государств. Предпринимается попытка объяснить самодержавие, доказать его незыблемость и вечность. Появляется «Степенная книга», написанная в 1560–1563 гг. духовником Ивана IV Андреем (позднее митрополит Афанасий). В ней история Руси предстает как серия княжений от Владимира I Святославича до Ивана IV включительно.
История как наука формируется в России с XVIII в. Обоснование сильной монаршей власти потребовалось в эпоху Петра I. Он повелел всем подданным «ведать Российского государства историю». Большая заслуга в выполнении его наказа принадлежит Василию Никитичу Татищеву (1686–1750). Во время Северной войны он выполнял дипломатические поручения Петра I. В 1620-1630-е гг. управлял казенными заводами на Урале, основал Екатеринбург. В 1741–1745 гг. был и астраханским губернатором, немало способствуя колонизации заволжских территорий.
В. Н. Татищев положил начало развитию этнографии и источниковедения, подготовил первую публикацию исторических источников, ввел в научный оборот тексты «Русской Правды» и Судебника 1550 г. Он написал труд «История Российская с самых древнейших времен» в 5 книгах. Стремился найти закономерности в развитии общества, выделить причины возникновения государственной власти, отдавая предпочтение самодержавию. Ученый разработал периодизацию истории России, выделив три основных этапа: господство единовластия (862–1132); нарушение единовластия (1132–1462); восстановление единовластия (с 1462 г.). Главная заслуга В. Н. Татищева состоит в том, что он попытался дать целостную схему русской истории, в которой видел средство воспитания гражданских и патриотических чувств у россиян.
На рубеже XVIII–XIX вв. в России появилось просветительское видение истории: Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. Однако более убедительным в это время было дворянско-монархическое понимание истории, видным представителем которого был Николай Михайлович Карамзин (1766–1826). В 1803 г. он получает звание историографа и полностью отдается работе над «Историей государства Российского» в 12 томах. На формирование его мировоззрения большое влияние оказали сближение с масонами и заграничные путешествия в 1789–1790 гг. Французская буржуазная революция произвела на него отрицательное впечатление, о чем он позднее расскажет в «Письмах русского человека».
В 1803 г. Александр I поручил Н. М. Карамзину написать историю России. Через 13 лет в печати появились первые тома «Истории государства Российского». Ученый считал, что прогресс человечества заключается в борьбе разума с заблуждением, просвещения с невежеством, а решающую роль в обществе играют великие личности.
Н. М. Карамзин видел в истории науку, призванную наставлять людей в их деятельности на благо Отечества. Он обосновывал незыблемость самодержавия и подчеркивал, что Россия – громадная страна, «мира половина», и потому ее общественным строем должна быть монархия. Она, по его мнению, способствовала объединению и сплочению русских земель в единое государство.
В отличие от В. Н. Татищева Н. М. Карамзин утверждал, что удельная Русь соответствовала своему времени и была свойственна всем странам Западной Европы.
По иному он объяснял и причину образования единого Российского государства при Иване III. Это было не восстановление древней монархии, а новая ступень в развитии Руси. Этот процесс он сравнивал с формированием централизованных государств в Западной Европе. Историческая концепция Н. М. Карамзина нашла поддержку правительства. Из нее в дальнейшем исходили сторонники теории «официальной народности» (самодержавие, народность, православие). Сторонником этой концепции был также и писатель, академик Петербургской АН Михаил Петрович Погодин (1800–1875). Он издавал журналы «Московский вестник», «Москвитянин», труды по Древней Руси и летописанию. В условиях буржуазных революционных настроений в Западной Европе и назревания кризиса крепостного строя в России, М. П. Погодин и Н. М. Карамзин развивали идею самобытности русской истории, исключающей возможность резких изменений в стране.
В XIX в. в России формируется новое направление в истории – либеральное. Его представители: академик Петербургской АН с 1872 г., ректор Московского университета (1871–1877) Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879) и общественный деятель, глава московских западников, с 1839 г. профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855).
Главным делом жизни С. М. Соловьева было написание «Истории России с древнейших времен» в 29 томах (1861–1879). В ней ученый говорит о поступательном движении общества, в котором видел целостный организм, действующий «естественно и необходимо». Важно, подчеркивал он, «не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин…».
Указывая на общие черты, присущие России и Западной Европе, С. М. Соловьев видел и своеобразие путей развития Российского государства. Он считал, что оно заключается в географическом положении страны (на стыке Европы и Азии). Из этого вытекала и другая особенность – многовековая борьба русского народа с кочевниками. По его мысли вначале на Русь «наступала» Азия, а с XVI в. случилось обратное – Россия двинулась в «контрнаступление».
С. М. Соловьев показал объективную необходимость реформ Петра I. Он утверждал, что переход древней России к капитализму состоялся на рубеже XVII–XVIII вв. Под влиянием его воззрения в последующие годы работали В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов и др.
В середине XIX в. одним из направлений в русской историографии была государственная школа. Ее сторонники подчеркивали, что государство и его деятельность – основа общественного прогресса в России. Борис Николаевич Чичерин (1828–1904) отмечал такие главные положения своей теории, как утверждение государства как движущей силы истории России и обоснование его господствующей роли в силу природных условий. Б. Н. Чичерин писал, что в Западной Европе господствует право, а в России – сила власти. Там развитие общества и государства шло снизу, а у нас насаждалось волей князей, царей, императоров. По его логике история России зависела лишь от внешних сил: влияния варягов, кочевников, европейских держав.
Весомый вклад в российскую историю внес Василий Осипович Ключевский (1841–1911). Он уделял большое внимание анализу социально-экономических факторов в развитии общества; подчеркивал, что колонизация, проводимая русскими, была вызвана не столько государственным вмешательством, сколько природными условиями страны и ростом ее населения. Основой деления на классы В. О. Ключевский считал различные виды хозяйственной деятельности, общественное разделение труда: земледельцы, скотоводы, купцы, ремесленники, военные и т.д. В понятие «народ» он не вкладывал социального содержания (не выделял трудящихся и эксплуататоров), а употреблял в этическом и этническом смысле. Ученый писал, что крепостная зависимость в России была порождена экономической задолженностью крестьян феодалам и базировалась на личных решениях последних. Государство законодательно закрепляло уже совершившийся факт.
В 1903 г. начал издаваться «Курс русской истории» в 5 томах. В ней В. О. Ключевский отошел от периодизации по правлениям монархов. По его мнению, история России делится на периоды: Днепровский, Верхневолжский, Московский (Великорусский) и Всероссийский. Он стремился исследовать проблемы экономической, общественной и культурной жизни России в ее развитии и выявить закономерности. Влияние В. О. Ключевского как личности, талантливого ученого сказалось на творчестве П. Н. Милюкова, С. Ф. Платонова, М. Н. Покровского.
После Октября 1917 г. в России в исторической науке стала утверждаться марксистская концепция. Активное участие в этом приняли политики и историки тех лет Н. М. Лукин, Е. М. Ярославский, В. И. Невский, А. С. Бубнов и др.
Особая заслуга принадлежит Михаилу Николаевичу Покровскому (1868-1932), авторитет которого стал огромен задолго до 1917 г.
В 1910–1913 гг. он выпустил «Русскую историю с древнейших времен» в 5 томах. Ученый доказывал, что в основе развития России, как и любой другой страны, лежат экономические процессы. Эта главная идея стала вектором всей его деятельности. М. Н. Покровский был авторитетным ученым. Его статьи исчисляются сотнями, а монографии десятками. Под его руководством опубликованы исследования по крестьянским войнам XVII–XVIII вв., восстанию декабристов, революции 1905-1907 гг., международным отношениям.
На формирование и развитие истории России оказали свое влияние многие исследователи всех времён и народов. Древнегреческий мыслитель Геродот (V в. до н.э.), которого считают «отцом истории», описал Древнюю Грецию, народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию… Его главным трудом является «История греко-персидских войн». Он и Фукидид (V в. до н.э.), автор «Истории», посвященной Пелопонесской войне, первыми в свои труды внесли элементы критики, при отражении событий применяли документальные источники, подчеркивали важность проникновения во внутренние связи явлений и процессов.
Античный мыслитель Полибий пытался написать всемирную историю. Его исследования охватывают историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран. Из 40 написанных им книг полностью сохранились первые 5, остальные во фрагментах.
Грек Аппиан (II в.), автор «Римской истории» от основания Рима до начала II в., в возникновении войн увидел экономические причины.
Образец в обобщении прошлого показал китайский учёный Сыма Цянь (II–I вв. до н.э.), прозванный «китайским Геродотом», создавший «Исторические записки» («Ши Цзы»).
Человечество постепенно продвигалось к более современному познанию своего прошлого. Если католические мыслители Западной Европы, руководствуясь учением Августина Блаженного (IV–V вв.), рассматривали будущее как неизменный конец его земной истории, то, например, Иохим Флорский в XII в. выступил с концепцией развития от рабства к свободе, любви и миру.
В XVI в. в Германии вождь и идеолог Реформации Томас Мюнцер выдвинул теорию ниспровержения феодального строя, передачи власти народу, создания общества без эксплуатации и частной собственности.
Итальянские гуманисты Леонардо Бруни (XIV–XV вв.), Никколо Макиавелли (XV–XVI вв.) искали объяснение истории в ней самой, в ее внутренних процессах.
Талантливым ученым XX в. по праву считается французский историк Марк Блок. Ему принадлежит идея изучения поступков личности от социальных, экономических, природных условий жизни. Экономические категории Марк Блок рассматривал как отражение взглядов людей. Его воззрения вылились в целое направление историографии, получившее условное название школы «Анналов» (произошло от наименования журнала «Анналы экономической и социальной истории» (1929) (анналы – запись значительных событий по годам).
Среди исторических школ Запада выделяются следующие. Школа профессора Лондонского университета Роберта У. Сетон-Ватсона, уделявшего в первой половине XX в. большое внимание истории взаимоотношений стран Западной Европы со славянскими государствами. Школа историков–компаративистов (от лат. comparativus – сравнительный), которую представляют Д. Брайс, О.Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс, придающие важное значение использованию сравнительно-исторического метода.
Сегодняшняя Россия – страна с богатыми традициями, которая тесно связана с Востоком и Западом. Мы должны познать эту историю, взаимовлияние государств друг на друга с тем, чтобы еще больше дорожить, гордиться нашим прошлым во имя настоящего и будущего.
Отечественная история, бесспорно, играет огромную роль в становлении человека – гражданина, патриота, защитника Родины, в воспитании личности с высокими моральными качествами, для которой честь, достоинство, совесть, долг, доброжелательность, сопереживание не просто знаки, слова, а прежде всего понятия нравственного характера.
Гуманистические качества не даются человеку вместе с его появлением на свет, они формируются в социальной общности: в семье, школе, институте, в практической деятельности (учебе, службе, работе) и большое значение здесь имеют группы и коллективы. Очень важно, чтобы вы учились, общались в дружном студенческом коллективе, чтобы радовались жизни и ничем не огорчали своих родителей, близких, преподавателей, наставников. Искренне желаем вам отличных и хороших знаний, счастья, здоровья, благополучия.