Что изучает искусствоведение как наука

Искусствоведение

Что изучает искусствоведение как наука. Смотреть фото Что изучает искусствоведение как наука. Смотреть картинку Что изучает искусствоведение как наука. Картинка про Что изучает искусствоведение как наука. Фото Что изучает искусствоведение как наука

В данной статье имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

Что изучает искусствоведение как наука. Смотреть фото Что изучает искусствоведение как наука. Смотреть картинку Что изучает искусствоведение как наука. Картинка про Что изучает искусствоведение как наука. Фото Что изучает искусствоведение как наука

Что изучает искусствоведение как наука. Смотреть фото Что изучает искусствоведение как наука. Смотреть картинку Что изучает искусствоведение как наука. Картинка про Что изучает искусствоведение как наука. Фото Что изучает искусствоведение как наука

Что изучает искусствоведение как наука. Смотреть фото Что изучает искусствоведение как наука. Смотреть картинку Что изучает искусствоведение как наука. Картинка про Что изучает искусствоведение как наука. Фото Что изучает искусствоведение как наука

Что изучает искусствоведение как наука. Смотреть фото Что изучает искусствоведение как наука. Смотреть картинку Что изучает искусствоведение как наука. Картинка про Что изучает искусствоведение как наука. Фото Что изучает искусствоведение как наука

Искусствове́дение, искусствозна́ние — комплекс наук, изучающих искусство (преимущественно изобразительное) и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства и их отношение к действительности, совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведение включает в себя теорию и историю искусства, а также художественную критику.

Первые попытки создать теорию искусства предпринимались ещё в античную эпоху, например, Платоном и Аристотелем. Среди трудов античных учёных встречаются практические руководства по искусству (Витрувий), и описания художественных памятников (Павсаний, Филострат). Обширный трактат по античному искусству написал Плиний Старший. Ряд трудов в этом направлении появился в эпоху Возрождения. Главная веха — «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари.

Систематизированное изучение произведений искусства, которое предусматривает самостоятельная отрасль науки, появилось сравнительно недавно. Один из первых по этому предмету стал труд И. Винкельмана «История искусства древнего мира». Ценный вклад в развитие данной науки внесли западноевропейские просветители XVIII в. Дени Дидро, Г. Э. Лессинг и др.

В XIX—XX вв. искусствоведение получило широкое развитие, в науке сложился целый ряд школ и направлений. Фундаментальные исследования в области искусствоведения были выполнены Вильгельмом Любке, Антоном Шпрингером, Карлом Верманом (Германия), Эженом Виолле-ле-Дюком, Гастоном Масперо (Франция), Якобом Буркхардтом (Швейцария).

Содержание

Российский Государственный образовательный стандарт

В России введён Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования, специальность 020900 — «Искусствоведение», квалификация — «Искусствовед». Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 2 марта 2000 года. Согласно п. 1.3.2 этого стандарта, Основными видами профессиональной деятельности специалиста искусствоведа связаны с работой в качестве научного работника, преподавателя, сотрудника музеев, библиотек, архивов, консультанта и эксперта. Срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника при очной форме обучения составляет 260 недель.

Источник

Искусствоведение как наука

Вы будете перенаправлены на Автор24

Искусствоведение — это комплекс научных дисциплин, изучающих искусство.

Искусствознание и искусствоведение

Многие теоретики и специалисты склонны разделять понятия искусствоведения и искусствознания. По этой причине главной формой классического искусствоведения считается всеобщая история искусств. В рамках этой научного предмета решаются задачи открытия, накопления, атрибуции, и предварительной классификации художественных объектов.

Искусствоведение включает в себя ряд смежных дисциплин:

Нужно уточнить, что искусствознание отличается от искусствоведения умозрительностью, большей аналитичностью, абстрагированием терминов и понятий, стремлением к синтезу, созданию гипотез, концепций и теоретических моделей. К области искусствознания относятся следующие научные дисциплины:

К специфическим областям искусствознания можно отнести следующие:

Становление теории искусства

Среди специалистов в области искусств, учёных и философов ведутся постоянные споры, как лучше всего определить термин «искусство». Есть множество трудов, книг, журнальных статей, где можно найти споры относительно того, что вообще нужно понимать под искусством. Немецкий социолог, философ и музыкальный композитор Теодор Адорно считал, что относительно искусства ничего нельзя считать очевидным. Сегодня специалисты в совершенно различных отраслях, программисты, дизайнеры, психологи, киноактёры используют понятие искусства в своей области, все они определяют искусство по-своему.

Готовые работы на аналогичную тему

Искусство – это образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе. Это творчество, которое отражает не только то, что интересно творцу, но и других людям.

Искусство играет важную роль в жизни общества. Оно показывает человеческую природу, отражает социальные противоречия, пытается решить какую-то проблему через призму художественных методов и приёмов. Так или иначе каждый человек причастен к искусству, он либо создаёт, либо потребляет его. Искусство возникло около 40 тыс. лет назад, хотя древнейшие его произведения, такие как ожерелье из раковин, появились ещё 75 тысяч лет назад.

Древнегреческий философ Платон, а затем Аристотель предприняли первые попытки создать теорию искусства. Среди литературных памятников античности можно найти практические руководства по искусству (Ветрувий), описания художественных памятников (Павсаний, Филострат Старший). Большой каталог культурных артефактов составил Плиний Старший. Ряд подобных трудов появятся во времена Возрождения. Вначале это были биографии знаменитых и выдающихся художников. Яркий пример такого труда – «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» автора Джорджо Вазари (1550 г.).

Систематизирование изучение художественных предметов зародилось сравнительно недавно. Одной из первых работ в новой научной дисциплине стал труд И. Винкельмана «История искусства древности» (1764). Большой вклад в развитие новой научной области внесли Дени Дидро и Г. Э. Лессинг.

В 19-20-ых столетиях искусствоведение получает широкое развитие, в этой отрасли появляется множество течений и школ. Серьёзные исследования в этой области были проведены Якобом Буркхардтом, Алоизом Риглем, Вильгельмом Любке, Антоном Шпрингером, Генрихом Вёльфлином, Карлом Вёрманом, Гастоном Масперо, Эженом Виолле-ле-Дюком, Аби Варбургом, Гансом Зедльмайром и многими другими.

Области искусствоведения и искусствознания

Давайте рассмотрим лишь некоторые отдельные дисциплины в искусствоведении.

История искусств. Данная отрасль знания является частью искусствознания и истории. В различные периоды развития общества, искусство по-разному классифицировалось. К примеру, в тёмную эпоху средних веков было принято выделять семь свободных искусств, особо выделили механическое искусство, включающее в себя архитектуру, ткачество, сельское хозяйство, кулинарию, торговлю, боевые искусства, и металлургию. В 20-ом столетии в искусстве выделяли уже 9 категорий. Кроме того, стремительно развивались техника и технологии, менялась культура, и к искусству стали относить совершенно новые явления: кинематограф, фотографию, рекламу, компьютерную графику и видеоигры.

Музыковедение. Эта область знаний изучает музыку как специфическую форму художественного освоения мира. В музыковедение включён целый ряд смежных предметов, например, всеобщая история музыки, музыкальная история национальных культур, история видов и жанров. К этой науке также относится множество теоретических дисциплин: ритмика, метрика, гармония, полифония, инструментовка, мелодика. Есть специфические направления: музыкальная фольклористика, музыкальная эстетика, музыкальная социология, а также смежные науки: музыкальная акустика, инструментоведение, нотография и др.).

Художественная критика. В этой научной отрасли проводится анализ, оценка и интерпретация произведений изобразительного искусства. Среди специалистов принято критиковать искусство в контексте эстетики или теории красоты. Разнообразие художественных течений и школ привело к разделению художественной критики на разные отрасли и дисциплины, каждая из которых применяет собственные критерии для своих суждений.

Источник

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu

Что изучает искусствоведение как наука. Смотреть фото Что изучает искусствоведение как наука. Смотреть картинку Что изучает искусствоведение как наука. Картинка про Что изучает искусствоведение как наука. Фото Что изучает искусствоведение как наука

Основные этапы становления и развития искусствоведения в Европе и России. Программа

Искусствоведение — комплекс научных дисциплин, изучающих искусство (преимущественно изобразительное, декоративно-прикладное и архитектуру) и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства и их отношение к действительности, совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведение включает в себя теорию и историю искусства, а также художественную критику.

Первые попытки создать теорию искусства предпринимались ещё в античную эпоху, например, Платоном и Аристотелем. Среди трудов античных учёных встречаются практические руководства по искусству (Витрувий), и описания художественных памятников (Павсаний, Филострат). Обширный трактат по античному искусству написал Плиний Старший. Ряд трудов в этом направлении появился в эпоху Возрождения. Главная веха — «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари.

Систематизированное изучение произведений искусства, которое предусматривает самостоятельная отрасль науки, появилось сравнительно недавно. Один из первых по этому предмету стал труд И. Винкельмана«История искусства древнего мира». Ценный вклад в развитие данной науки внесли западноевропейские просветители XVIII в. Дени Дидро, Г. Э. Лессинг и др.

В XIX—XX вв. искусствоведение получило широкое развитие, в науке сложился целый ряд школ и направлений. Фундаментальные исследования в области искусствоведения были выполнены Вильгельмом Любке, Генрихом Вёльфлином, Антоном Шпрингером, Карлом Верманом (Германия), Эженом Виолле-ле-Дюком, Гастоном Масперо (Франция), Якобом Буркхардтом (Швейцария).

История искусствоведения начинается в XVIII столетии. В те времена эта наука называлась «историей искусства». Ее преподавали и изучали в европейских университетах и Академиях, находили ей практическое применение в сфере коллекционирования произведений искусства и в археологии. В методологическом смысле искусствоведение можно отсчитывать от аналитических сочинений И. И. Винкельмана, написанных в середине XVIII в. и сочетающих в себе два основных подхода современного искусствоведения (формальное и историческое исследование искусства). Уже в этот период вполне четко очерчивается круг типовых задач искусствоведческой работы и специфичность ее инструментария. Становится очевидной необходимость комплексного исследования явлений истории искусства – для их объективного и полноценного понимания.

История искусствоведения и его методологии, как и в случае других гуманитарных наук, не развивалась строго линейно — некоторые исследовательские традиции прерывались. Содержание тем и приемов искусствоведческой работы значительно менялось во времени. Часто это происходило в связи с взаимодействием науки и художественной практики, а также какими-то большими культурными феноменами (романтизмом в первой половине XIX в., позже — философией позитивизма). В XIX — XX столетиях искусствоведы сталкивались с необходимостью более тщательно обосновывать научную методологию их специальности (Дж. Рёскин, И. Тэн, формалисты и др.). Ведущие авторы значительно перерабатывали отдельные методы (Г. Вёльфлин, Э. Панофский и др.), по-новому формулировали глобальные цели искусствоведческой науки (представители формализма и школы Варбурга), писали о просветительской задаче искусствоведения (Э. Панофский, М. Фридлендер), а также о возможности превратить его в точную дисциплину (Г. Зедльмайр) или, наоборот, интерпретировать как субъективистскую интеллектуальную практику (У. Пэйтер). В первой половине XX века создание единой теории и истории искусства, идеальной искусствоведческой методологии и коллективной работы над этими задачами — представлялись вполне реальными. Позже, к рубежу XX — XXI вв., теоретические споры утихают, намечается тенденция узкой специализации ученых и своего рода охлаждение в отношении вопросов теории научного познания и новых методологических разработок.

Программа

Искусствоведение в Европе

Источники сведений о ранних этапах формирования искусствоведческого знания. Особенности античной мысли об искусстве. Сохранившиеся сведения о первых образцах литературы об искусстве («Каноне» Поликлета, трактатах Дуриса, Ксенократа). «Топографическое» направление в литературе об искусстве: «Описание Эллады» Павсания. Описание художественных произведений у Лукиана. Пифагорейская концепция «космоса» как стройного целого, подчиненного законам «гармонии и числа» и ее значение для начал теории архитектуры. Идея порядка и соразмерности в архитектуре и градостроительстве. Образы идеального города в сочинениях Платона (шестая книга «Законов», диалог «Критий») и Аристотеля (седьмая книга «Политики»). Понимание искусства в Древнем Риме. «Естественная история» Плиния Старшего (I в. н. э.) как главный источник сведений по истории античного искусства. Трактат Витрувия: систематическое изложение классической архитектурной теории. Судьба античных традиций в эпоху средневековья и особенности средневековых представлений об искусстве. Эстетические воззрения Средневековья (Августин, Фома Аквинский), ведущая эстетическая идея: Бог – источник красоты (Августин) и ее значение для художественной теории и практики. Идея «первообраза». Особенности средневековой литературы об искусстве. Практически-технологические, рецептурные руководства: «Руководство живописцев» с горы Афаонской Дионисия Фурнаграфиота, «О красках и искусствах римлян» Гераклия, «Схедула» (Schedula – Ученьице) Теофила. Описание памятников архитектуры в хрониках и житиях святых. Ренессанс как поворотный этап в истории развития европейского искусства и искусствознания. Новое отношение к античности (изучение памятников античности). Развитие светского мировоззрения и возникновение экспериментальной науки. Формирование тенденции к исторической и 6 критической интерпретации явлений искусства: «Комментарии» Лоренцо Гиберти Трактаты по специальным вопросам – градостроительству (Филарете), пропорциям в архитектуре (Франческо ди Джорджо), перспективе в живописи (Пьеро дела Франческа). Теоретическое осмысление ренессансного перелома в развитии искусства и опыта гуманистического изучения античного наследия в трактатах Леона Батиста Альберти («О статуе», 1435, «О живописи», 1435-36, «О зодчестве»; опубл. в 1485), Леонардо да Винчи («Трактат о живописи», опубл. посмертно), Альбрехта Дюрера («Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Критика архитектурной теории Витрувия в «Десяти книгах о зодчестве» (1485) Леона Батиста Альберти. Витрувианская «Академия доблести» и ее деятельность по изучению и переводу труда Витрувия. Трактат Джакомо да Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562). «Четыре книги об архитектуре» (1570) Андреа Палладио – классический эпилог в истории архитектуры эпохи Возрождения. Роль Палладио в развитии архитектурных идей барокко и классицизма. Палладио и палладианство. Формирование ренессансных законов и правил изобразительного искусства: теории перспективы и учения о пропорциях

Основные этапы становления исторического искусствознания в Новое время: от Вазари к Винкельману. Интерес к творческой личности художника — почва для развития биографического жанра и ранних ростков художественной критики. «Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1550, 1568) как этапный труд в истории становления искусствоведческой науки. Теоретические основы трех искусств «рисунка»: живописи, скульптуры и архитектуры. «Книга о художниках» Карела Ван Мандера как продолжение жизнеописаний Вазари на материале нидерландской живописи. Мыслители XVII века о проблемах стилеобразования в искусстве, о художественных методах, месте и роли художника в обществе. Проблема оценки «древнего» (античного) и «нового» (современного) искусства в итальянской и французской художественно-критической мысли. Рационализм в искусствознании. Классицистическая теория Никола Пуссена. Джованни Пьетро Беллори и сложение академической доктрины. Теоретическая программа классицизма в «Поэтическом искусстве» Никола Буалло (1674) и «Беседах о наиболее знаменитых живописцах, старых и новых» А. Фелибена (1666-1688). «Метод» Шарля Лебрена. Разработка иерархии живописных жанров Парижской Академией. Деятельность Королевской Академии архитектуры в Париже. «Курс архитектуры» Франсуа Блонделя (1675-1683). Переводы Витрувия и собственные сочинения Клода Перро («Ордер пяти видов колонн согласно методе древних»): выступление против догматического классицизма.

Век Просвещения (XVIII в.) и теоретико-методологические проблемы искусства. Формирование национальных школ в рамках общей теории искусства. Развитие художественной критики во Франции. Роль Салонов во французской, художественной жизни. Обзоры Салонов как ведущие формы критической литературы об изобразительном искусстве. Споры о задачах художественной критики (оценка творчества или просвещение публики). «Салоны» Дени Дидро (1759-1781) и становление профессиональной художественной критики. Компромиссно-синтезирующий характер английской просветительской мысли об искусстве. Сочетание идей барокко, классицизма и реализма в трактате Уильяма Хогарта «Анализ красоты» (1753). Увлечение античной классикой и утверждение ценности национальной готики, признание значения фантазии художника и стремление вывести абсолютные законы искусства (линия красоты). Господство доктрины классицизма в Италии. Собирание и систематизация исторического материала («Словарь живописцев» Орланди (1704), «Истории итальянской живописи» аббата Ланци (1789) и др.).Особенности немецкого искусствознания. Вклад в теорию изобразительного искусства Готхольда Эфраима Лессинга. Трактат «Лаокоон» (1766) и проблема границ живописи и поэзии. Введение понятия «изобразительные искусства» вместо «изящные искусства» (перенос акцента с красоты на правду и выделение изобразительно-реалистической функции искусства). Значение деятельности Иоганна Иоахима Винкельмана для развития исторической науки об искусстве. Винкельмановская концепция античного искусства и периодизация его развития. Завершение формирования истории искусства 19 века. Специфика этого этапа развития данной научной дисциплины: демократизация процессов художественного творчества, повышение статуса публики и критики, «открытие» древних и примитивных культур, переосмысление эстетических оснований фольклорных форм искусства, развитие выставочных практик, стилевое многообразие.

Значение позитивизма для формирования искусствоведения как самостоятельной науки и ее методологических принципов. Эволюция методологических принципов изучения искусства в ходе исторического становления и развития искусствознания. Особенности современного этапа развития искусствоведческой науки.

Количественный рост литературы по изобразительному искусству на рубеже XIX-ХХ вв. Стремление к систематичности. Серийная публикация памятников искусства в виде альбомов и иллюстрированных монографий. Инвентаризация памятников в Австрии, Германии, Голландии и др. странах. Обобщающие работы по видам искусства, странам, жанрам, иконографическим темам и т.п. Научная тщательность, популярность изложения, иллюстрированность. Усиливающийся процесс специализации: работы по всеобщей истории искусства становятся коллективными (1905-1929 – 19-ти-томный труд под редакцией А. Мишеля во Франции; 1913-1930 – 34-томный труд под редакцией А. Бринкманна в Германии). Уникальная авторская работа А. Вентури по истории итальянского искусства (1901-1940), 25 томов). Достижения в лексикографии и библиографии. Метод сравнительного анализа (К. Фолль). Источниковедение (достижения филологического метода в работах В. Каллаба, Ю. Шлоссера). Новое в антиковедении. Споры о сущности итальянского Ренессанса, систематическое изучение немецкого, нидерландского, французского и испанского Возрождения. Развитие византинистики, медиевистики. Эволюция взглядов на маньеризм и барокко. Исследование проблем искусства XIX и ХХ веков. Западное постклассическое искусствознание конца ХIХ — ХХ в.в. О сущности, возникновении и развитии художественных стилей. Формальная школа. А. Фон Гильдебранд и проблема архитектонической целостности в изобразительном искусстве. К. Фидлер – неокантианская версия изобразительного искусства как «чистой зрительности». А. Ригль и проблема историзма в искусствознании. Критики и последователи А. Ригля. Дихотомическая концепция стиля Г. Вельфлина. «Венская школа» искусствознания. Критика формальной школы. Поиски альтернативы формальной школе: духовно-исторический метод, иконология, социологический метод. История искусств как история духа М. Дворжака. Социология А. Хаузера. Иконология Э. Панофского. Попытки синтеза достижений формальной школы с концепциями ее критиков – «структурная наука» о художественных стилях. «Структурная наука» Г. Кашница и проблема жизнеподобия. «Структурная наука» Г. Зельдмайра. Критика искусства модернизма.

Искусствоведение в России

Истоки отечественной мысли об искусстве. Сведения о художниках и художественных памятниках в русских средневековых летописных и эпистолярных источниках. Постановка вопросов об искусстве в общественно-политической жизни XVI в. (Стоглавый собор 1551 г. и др. соборы) как свидетельство пробуждения критического мышления и борьбы различных идейных направлений. Коренной перелом в русском искусстве XVII в.: формирование зачатков светского мировоззрения и первое знакомство с европейскими формами художественной культуры. Становление художественно- теоретической мысли. Глава «Об иконном писании» в «Житии» Аввакума. Записка Симеона Полоцкого царю об иконописании: формулировка новых 8 художественных принципов. Деятельность Оружейной палаты как своего рода «Академии», объединившей разнообразные художественные силы во второй половине XVII в. «Сочинение об искусстве» Иосифа Владимирова (1665-1666) и «Слово к люботщательному иконного писания» Симона Ушакова (1666-1667) – первые русские сочинения по теории искусства. Активное формирование новых светских форм культуры в XVIII в. Записки Я.фон Штелина – первая попытка создания истории русского искусства. Эстетическое и теоретическое осмысление новых задач искусства и роль в этом императорской Академии художеств (осн. В 1758 г.). Появление первых русских учебных пособий и трактатов: «Рассуждение о свободных художествах» П. Чекалевского (1792), «Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах» Ивана Урванова (1793). Появление первого периодического издания по вопросам искусства («Журнал изящных искусств», 1807). Новое романтическое понимание искусства в критических статьях К.Н. Батюшкова, Н.И. Гнедича, В. Кюхельбекера, В.Ф. Одоевского, Д.В. Веневитинова, Н.В. Гоголя. Перевод работ немецких романтиков и оригинальное теоретическое обобщение законов творчества («Опыт науки изящного» А.М. Галича, 1825). Апология академического романтизма в статьях П.П. Каменского, Н.В. Кукольника, С.П. Шевырева. Первые попытки обобщения процесса развития русского зодчества в архитектурной науке. Вклад историков (Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева) в создание истории отечественной архитектуры. Авторские публикации Тома де Томона, Л. Руска, О. Монферрана, А.Н. Воронихина. Историко-художественная концепция А.И. Герцена. Научно- теоретическая и критическая деятельность В.Г. Белинского. Значение эстетической концепции Н.Г. Чернышевского («Эстетические отношения искусства к действительности». 1855). Развитие художественной критики (журнальные публикации в «Отечественных записках», «Современнике», «Памятнике искусств»). Утверждение эстетических позиций реализма (В.В. Стасов, Н.А. Добролюбов). Ф.И. Буслаев как родоначальник иконографической школы в русском искусствознании. Исследования древнерусского искусства. Рождение русской византинистики – Н.П. Кондаков. Школа Кондакова: Е.К. Редин, Д.В. Айналов, Ф.И. Шмит, М.В. Ростовцев. Международный резонанс русской византологии. Марксистское искусствознание: В. Плеханов. Развитие русского архитектуроведения во второй половине XIX в. Издание специального «архитектурного и художественно-технического» журнала «Зодчий» (1872), посвященного вопросам теории и истории архитектуры.

Изменение статуса истории искусства (до 1910-х гг. фактически вспомогательная дисциплина при классической филологии и археологии). Создание Петербургского института истории искусств (1912 г., открыт В.П. Зубовым) – первый шаг становления искусствознания как самостоятельной науки в России. 10 И.Э. Грабарь – руководитель издания первой научной «Истории русского искусства». Переводы трудов Вёльфлина, Гильдебрандта. «История живописи…» А. Бенуа (1912-1917). Методологические искания в советском искусствознании 1920-х гг. Стремление к преодолению формального искусствознания, к культурно-историческому истолкованию художественной формы (понятие «внутренней формы») в работах А. Габричевского, Б. Виппера, А. Бакушинского, Д. Недовича. Интерес к социологической проблематике. Ортодоксальное следование плехановским принципам марксистского искусствознания (В. Фриче). Формально- социологический метод И. Иоффе (выявление социокультурного бытия через анализ художественного памятника). Партийная художественная критика (А. Луначарский, Вяч. Полонский). Деятельность научно-исследовательских центров: Государственная академия художественных наук (ГАХН), Научно-исследовательский институт археологии искусствознания, Государственный институт истории искусств, Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения (МИХМ), Всесоюзная академия архитектуры. Утверждение марксистско-ленинской методологии в искусствознании 30-х гг. Борьба с формализмом и разработка эстетической программы «социалистического реализма» — главные задачи советской искусствоведческой науки. Постановление партии и правительства «О литературных и художественных организациях» 1932 г. Изоляция от европейского искусствознания. Новый интерес к зарубежному научному опыту, начиная с 60-х гг. Активизация методологических научных поисков: точные методы (искусствометрия), семиотика, иконология, культурологическое искусствознание. Ориентация на естественнонаучные методы в изучении искусства у Л.С. Выготского. Восприятия искусства как объект научного анализа. Психологический анализ «эстетических знаков». Психология искусства через исследование формы и материала искусства. Семиотический подход в искусствознании. Особенности семиотического исследования произведений изобразительного искусства в работах Ю.М. Лотмана, С.М. Даниэля, Б.А. Успенского. Многообразие методов исследования искусства в современной отечественной науке. Принципы анализа художественного произведения и проблемный подход к исследованию истории искусства в трудах М. Алпатова («Художественные проблемы искусства Древней Греции», «Художественные проблемы итальянского Возрождения»). Синтез методологических подходов (формально-стилистического, иконографического, иконологического, социологического) у В. Лазарева. Сравнительно-исторический метод исследования в работах Д. Сарабьянова («Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования»). Системный подход и его особенности. Влияние культурологии на искусствоведение и процесс «культурологизации» искусствоведческого знания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *