Что изучает грамматика в русском языке кратко

Что такое грамматика: понятие, состав, направления

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всем нам известен термин “грамматика” как нечто из области языкознания. Однако, что кроется под этим определением, не так очевидно.

Мы чаще обращаемся к производному понятию: грамотной называем правильную речь, грамотным — образованного человека.

Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть фото Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть картинку Что изучает грамматика в русском языке кратко. Картинка про Что изучает грамматика в русском языке кратко. Фото Что изучает грамматика в русском языке кратко

Сегодня же разберемся в том, что такое грамматика как раздел лингвистики, поговорим о её составляющих, направлениях исследования, связи с другими дисциплинами, а также о синхронии и диахронии.

Грамматика — это.

Слово “грамматика”, как и названия большинства разделов лингвистики, восходит к древнегреческому языку. Вообще античное γραμματική (грамматикЭ) восходит к лексеме γράμμα (грамма), что в свою очередь буквально переводится на русский язык как “буква”, “написание”.

То есть изначально термин соотносился с правильной письменной речью. Профессор и академик РАН Н.Ю.Шведова в статье для энциклопедии “Русский язык” дает сразу три определения для данного термина. Первое и основное таково:

Грамматика — это формальный строй языка, то есть система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, всех видов и способов словопроизводства.

Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть фото Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть картинку Что изучает грамматика в русском языке кратко. Картинка про Что изучает грамматика в русском языке кратко. Фото Что изучает грамматика в русском языке кратко

Проще говоря, грамматика как раздел языкознания объединяет три других раздела: словообразование, морфологию и синтаксис.

Многие упускают её из виду именно потому, что на упоминание грамматической науки как таковой уделяется несколько минут, а далее учителя подробно останавливаются на её составляющих.

Второе определение более касается самой структуры лингвистики:

Грамматика — это раздел языковеденья, который изучает формальный строй языка, его организацию и категориальное строение.

Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть фото Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть картинку Что изучает грамматика в русском языке кратко. Картинка про Что изучает грамматика в русском языке кратко. Фото Что изучает грамматика в русском языке кратко

Словом, структурный раздел науки о языке, изучающий всё то, что изложено в первом определении.

Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть фото Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть картинку Что изучает грамматика в русском языке кратко. Картинка про Что изучает грамматика в русском языке кратко. Фото Что изучает грамматика в русском языке кратко

Наконец, под грамматикой также понимают и функционал отдельных категорий лингвосистемы, поэтому можно встретить такие словосочетания, как грамматика существительного, глагола, предлога, падежа и т.д.

Два подхода к исследованиям

Грамматика русского языка изучается в синхронии и диахронии.

У каждого из этих направлений в исследовании есть своё определение:

Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть фото Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть картинку Что изучает грамматика в русском языке кратко. Картинка про Что изучает грамматика в русском языке кратко. Фото Что изучает грамматика в русском языке кратко

Важно понимать, что синхронную грамматику не обязательно интересует только современная картина. Этот языковой “срез” может быть сделан как для нашего времени, так и для, к примеру, второй половины XVIII века.

Задача ученого в таком случае только описать грамматический строй в определенный период, но не сравнивать его с оным в другое время. Поэтому синхронная грамматика в XIX веке также называлась описательной.

Структура и основные единицы грамматики

Грамматика может быть разложена на три основных направления в зависимости от научных интересов:

Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть фото Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть картинку Что изучает грамматика в русском языке кратко. Картинка про Что изучает грамматика в русском языке кратко. Фото Что изучает грамматика в русском языке кратко

Практически весь школьный курс русского языка — это изучение грамматики.

Именно она рассматривает части речи, падежи, формы глагола, члены предложения и т.д.

Соответственно основными единицами грамматики называет морфему, слово, словосочетание, предложение.

Внутренняя классификация

Внутри науки о грамматическом строе выделяется несколько важных направлений. Итак, грамматика бывает:

Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть фото Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть картинку Что изучает грамматика в русском языке кратко. Картинка про Что изучает грамматика в русском языке кратко. Фото Что изучает грамматика в русском языке кратко

Существует также классификация на основе предмета изучения:

Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть фото Что изучает грамматика в русском языке кратко. Смотреть картинку Что изучает грамматика в русском языке кратко. Картинка про Что изучает грамматика в русском языке кратко. Фото Что изучает грамматика в русском языке кратко

О делении грамматики на синхронную и историческую мы писали выше, но это также можно рассматривать как внутреннюю классификацию науки.

Связь грамматики с другими дисциплинами

Грамматика — одна из основ лингвистики как таковой. Она тесно связана с другими разделами языкознания, среди которых важнейшие места занимают:

Таким образом, грамматика тесно вписана в структуру языкознания. И сегодня мы рассмотрели вопрос о том, что это такое, изучили внутреннюю структуру и основные направления. Довольно доступно об этом вопросе рассказывают также в этом видео:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Странно, я думал, что все со школы знают, что такое грамматика) Хотя встречаются уникумы, которые пишут это слово «граматика»))) И им по 35-40 лет, дети, хорошая работа и так далее))

На самом деле познавательно все это вспомнить, что в статье, но я думал, что любой человек, который говорит на русском языке, знает, что такое грамматика. Хотя вспоминая этого моего знакомого, нужно ему ссылку на статью выслать, пусть вспоминает)

Источник

Сущность грамматического строя речи, его значение. Основные направления в изучении грамматики

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, а во-вторых, — науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи предполагает усвоение детьми именно грамматического строя языка.

Грамматический строй языка — система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.

Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.

Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

Сформированный грамматический строй речи — непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи — одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и т. п.) требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.

Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, не стеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.

2. Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях:

1) помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка;

2) помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;

3) сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Пути формирования правильной речи:

— создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; в связи с этим необходимо повышение речевой культуры взрослых;

— специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

— формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

— исправление грамматических ошибок в речи детей.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Обучение носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки (см. наглядно-методический альбом О. И. Соловьевой «Говори правильно»). Методы и приемы обучения грамматически правильной речи выбираются на основе знаний возрастных особенностей ребенка (см. книгу для воспитателей детского сада А. Г. Арушановой «Речь и речевое общение детей»).

Итак, первое направление – формирование морфологической стороны речи. Младший дошкольный возраст характеризуется тем, что к трем годам дети овладевают наиболее типичными показателями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. На четвертом году жизни ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с активным усвоением категории рода. Наблюдается стремление к сохранению глагольной основы слова (МОЖУ, НЕ ПУСТЮ). Поэтому в младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм слова и употреблением их в речи.

Основное содержание работы сводится к обучению изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов. Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций. Занятия проводятся с игрушками, так как игрушка позволяет проследить за изменением места (на столе, под столом, положения (сидит, стоит, действий (прыгает, играет); называть качества – цвет, форму (мяч синий, маленький; зайчик белый, пушистый, числовые соотношения (кошка одна, а котят много). Для усвоения различных грамматических категорий Е. И. Тихеева рекомендует проводить следующие дидактические игры: «Что изменилось?» (правильное употребление предлогов с пространственным значением, «Прятки» (усвоение предлогов и падежей, «Угадай, чего не стало?» (усвоение формы родительного падежа множественного числа, «Волшебный мешочек» (ориентировка в родовой принадлежности слов, обозначающих различные предметы, спрятанные в мешочке; упражнение в правильном согласовании прилагательного с существительным). Трудные грамматические формы образует воспитатель, здесь полезно употребить сопряженную речь, а за ней – отраженную.

На пятом году жизни (средний дошкольный возраст) у детей появляется большое количество ошибок, обусловленное усложнившейся структурой речи, но наряду с этим в речи детей наблюдается и увеличение количества правильных грамматических форм.

Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие у ребенка умений мобилизовать свою память, более осознанно изменять слова, искать правильные формы («Я правильно сказала?»).

Содержание обучения усложняется. С одной стороны, продолжаем учить детей правильно употреблять формы родительного падежа множественного числа существительных, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, использовать разные глагольные формы (спряжение глаголов по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением. С другой стороны, в связи с тем, что на данном этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, чем раньше, связано с развитием монологической речи, следует учить детей правильно изменять трудные для них слова.

В методике обучения на занятиях особых отличий по сравнению с младшими группами нет. В равной мере применяются и игрушки, и картинки. Часть грамматических форм подлежит усвоению без наглядного материала. Ведущим приемом обучения остается образец, он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок. В дидактических играх приводится не одна, а несколько ситуаций, производятся не единичные, а множественные изменения (например, в игре «Угадай, кого не стало?» убирают по две игрушки). Повышаются требования к четкости и внятности произнесения. Педагог привлекает ребенка к исправлению собственных и чужих ошибок.

Дидактические игры пополняются играми на усвоение категории одушевленности– неодушевленности («Что (кого) видим?», повелительного наклонения глагола («Мишка, сделай!»). Вводятся словесные упражнения на закрепление категории рода у существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление несклоняемых имен существительных, разноспрягаемых глаголов (хотеть и бежать). Например: Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она? Про что (кого) еще можно сказать большой? Большая? Большое?

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Затруднение вызывают лишь нетипичные формы. У детей иногда встречаются ошибки в чередовании согласных («Я МСТЮ и МСТЯ моя страшна», в употреблении существительных в родительном падеже во множественном числе («Не пугай ИНОПЛАНЕТЯНЕЙ», в образовании повелительного наклонения глаголов (ЕХАЙ, ЛЯЖЬ, ЛОЖЬ, СТЕРИ, ВЫТЕРИ) и сравнительной степени прилагательного и наречия («Эта дорога КОРОТКЕЕ», «Я лицо ВЫТРАЛ СУХЕЕ»). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными (С ДВУМЯМИ детьми, местоимениями (ИХНИЙ двор, употребление причастий (СЛОМАТАЯ, НАРИСОВАТАЯ, глаголов хотеть, бежать, звонить (ОНИ БЕЖАТ, ОН ХОТИТ, ТЕБЕ ЗВОНЯТ).

Усвоение грамматики в этом возрасте облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.

Задачи этого возрастного этапа: учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно. Снижается роль дидактических игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения.

Второе направление работы – формирование синтаксической стороны речи.

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Как уже указывалось, речь 3-летних детей ситуативная, поэтому необходимо учить ребенка строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). На четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации.

В младшем дошкольном возрасте работа над предложением проходит в такой последовательности: сначала детей учат чувствовать основу предложения (подлежащее и сказуемое, затем распространять и грамматически оформлять простое предложение. Для этого, рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:

— Что делает девочка? (Прыгает.)

— Что делает кошка? (Мяукает.)

Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы:

— Что делает девочка? (Девочка прыгает.)

— Что делает кошка? (Кошка мяукает.)

Распространяем вместе с детьми предложение (задание «закончи предложение»):

— Какая кошка? (Кошка пушистая.)

— Что делает пушистая кошка? (Пушистая кошка лежит.)

— Где лежит пушистая кошка? (Пушистая кошка лежит на ковре.)

В младшей группе детей учат также распространять предложения за счет однородных членов предложения, чуть позже – употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, фрукты).

Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средний дошкольный возраст) связано со становлением монологической связной речи. В речи ребенка увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В связи с этим дети не всегда правильно строят предложение, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих (Папа и мама они пошли к тебе, переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств (см. об этом выше).

В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие сложноподчиненные и сложноподчиненные предложения. Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением. Для этого активно знакомим ребенка с глагольной лексикой. Продолжаем учить составлять словосочетания, отвечать на вопросы полным ответом. Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. С этой целью необходимо активизировать в речи детей сочинительные союзы (а, но, и, или, да, то-то) и подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, если, когда, так как). Вводятся союзы в речь путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или закончить предложение (дети пошли в школу, чтобы…; почему птицы осенью улетают на юг? и т. п.).

В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы. Речь детей характеризуется большей связностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, то есть контекстностью.

Содержание обучения по-прежнему включает формирование умений строить простые и сложные предложения, употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью.

Используются описанные выше дидактические игры, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты, в содержание которых включается еще и подбор однородных определений для согласования, добавление придаточных предложений, построение предложений с глаголами сослагательного (условного) наклонения, упражнения на составление предложений с правильным употреблением предлогов. Задание дополнить сложное предложение можно провести, используя игру «Размытое письмо», «Письмо заболевшему другу» (Тихеева). При пересказе литературных текстов дети используют прямую и косвенную речь.

Третье направление – формирование способов словообразования.

Для самостоятельного словообразования особенно важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное. Поэтому необходимо развивать речевой слух детей, обогащать их знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно обогащать словарь детей, прежде всего мотивированными словами, а также словами всех частей речи.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать механизм словообразования и научиться им пользоваться.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают суффиксальный способ словообразования (названия детенышей животных, посуды) и приставочный способ образования глаголов (ходить – заходить – уходить, а также образование глаголов от звукоподражательных слов (уточка – кря-кря-кря – крякает).

В среднем дошкольном возрасте проводится обучение разным способам словообразования слов, относящихся к разным частям речи.

Формирование грамматической стороны речи ребенка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Поэтому следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Как считает А. М. Бородич, неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего в этот момент ребенка, но и у слушающих его детей.

Источник

Грамматика (краткий курс лекций)

СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Способ аффиксации

2.2. Агглютинация и фузия

2.3. Морфологический и этимологический состав слова

2.4. Чередования и внутренняя флексия

2.5. Повторы (редупликации)

2.7. Способ служебных слов

2.8. Способ порядка слов

2.9. Способ ударения

2.10. Способ интонации

Тип языка определяет грамматика как его наиболее устойчивая часть.

В решении вопроса о том, что такое грамматика, есть две стороны: вопрос о том, что такое грамматическая абстракция, и способность грамматики материализовать человеческие мысли.

Грамматическая абстракция существенно отличается от лексической абстракции, поскольку грамматика абстрагируется от конкретных лексических значений слов. Именно поэтому в одинаково построенном предложении можно заменить одно слово другим, не меняя ничего более, например: Я прочитал роман (рассказ, очерк, репортаж и пр.) Грамматика обычно выражает отношения не как конкретные отношения каких-либо конкретных слов, а как отношения лексем, их серий и/или групп, организованных по определенному признаку и образующих те или иные модели в языке.

Модели в грамматике бывают словообразовательными и словоизменительными, продуктивными и непродуктивными.

Каждое грамматическое явление имеет две стороны: внутреннююграмматическое значение, и внешнююграмматический способ выражения. Любое грамматическое явление должно быть рассмотрено в этих двух аспектах. Поэтому благодаря грамматике лексика через фонетику получает возможность облечь человеческие мысли в материально доступную для восприятия данность.

Необходимо различать: грамматическое значение, грамматические способы их выражения и возникающую в результате их взаимодействия грамматическую форму (единство данного грамматического значения и данного грамматического способа).

Для понимания грамматических единиц, грамматической формы важным является линейность речи и системность языка.

Благодаря линейности речи для грамматики важно не только количество и качество звеньев данной цепи, но и их порядок. Эти отношения называют синтагматическими.

Системность языка состоит в том, что все однородные единицы структуры языка получают свою значимость лишь как противопоставленные части целого. Эти отношения называют парадигматическими.

Грамматические способы – это аффиксация, внутренняя флексия, повторы, сложения, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация и супплетивизм. Грамматика любого языка может выражаться только этими способами.

Языки могут пользоваться всеми или только некоторыми из этих способов. При этом в разных языках эти способы могут передавать различные грамматические значения, что порождает каждый раз новую грамматическую форму. При грамматическом анализе всегда лучше идти от внешнего (то есть способа) к выяснению внутреннего (то есть значения или категории), а не наоборот.

2.1.Способ аффиксации

Способ аффиксации состоит в присоединении к корням или основам тех или иных аффиксов. Аффиксы – это морфемы с грамматическим значением. Они не употребляются самостоятельно, а всегда сопровождают корень. Они служат для словоизменения и словообразования, и по положению относительно корня подразделяются на префиксы и постфиксы. Постфиксы делятся на суффиксы и флексии, которые различаются по типу грамматического значения: суффиксы чаще всего– это постфиксы со словообразовательным (деривационным) значением, а флексии обычно – со словоизменительным (реляционным) значением. В отличие от суффиксов и флексий, префиксы могут выражать и тот и другой тип грамматического значения.

Кроме префиксов и суффиксов выделяются и интерфиксы (служебные морфемы, не имеющие собственного значения, а служащие для связи корней или значимых частей слова); конфиксы (комбинации из двух аффиксов – префикса и постфикса, действующих совместно); инфиксы (аффиксы, вставляемые в середину корня); трансфиксы (аффиксы, которые разрывают корень, состоящий из одних согласных, и сами разрываются, становясь «прослойкой» гласных среди согласных, что позволяет грамматически оформить словоформу); нулевой аффикс (отсутствие аффикса в одной форме парадигмы при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы)

2.2. Агглютинация и фузия

В языках мира наблюдаются две тенденции аффиксации, которые определяют и характер лексем и типов синтаксических связей в предложении: фузия и агглютинация. Фузия предполагает присоединение нестандартных аффиксов, могущих быть многозначными, к корням, которые могут изменяться. Агглютинацией называется механическое присоединение однозначных, стандартных аффиксов к неизменяемым корням. При фузии аффиксы и внешне и внутренне тесно спаиваются с корнями и друг с другом и в составе этих «сплавов» теряют свое значение, как бы «затухают» и «стираются». При агглютинации целое (то есть грамматически оформленное слово) не представляет собой сочетания двучлена из производящей основы и формообразующего элемента, а является цепочкой самостоятельных, сохраняющих свою значимость морфем. В таких языках понятие основа существенно отличается от понятия основа в фузионных языках, Не так очевидно и различие аффиксов по признаку деривационного и реляционного значения. Слово, построенное по принципу агглютинации, по меткому выражению А.А.Реформатского, «похоже на длинный поезд, где корень – паровоз, а цепь аффиксов – вагоны, «просветы» между которыми отчетливо видны». (А.А. Реформатский, 1967,с. 274)

2.3. Морфологический и этимологический состав слова

Для определения морфологического и этимологического состава слова важными являются линейная и парадигматическая форма в грамматике.

Однако границы морфем в слове могут исторически перемещаться: во-первых, начало последующей морфемы может стать концом предыдущей; во-вторых, единая морфема может превратиться в сочетание двух морфем; в-третьих, сочетание двух морфем может «сплавиться» в одну морфему. Так, напримар, в древнерусском языке вершок разлагалось на верш – ок + нулевое окончание, как, например, дружок – друг. Это его этимологический состав. В современном русском языке членение этого слова иное, ср.: вершок + нулевое окончание. Это его морфологическое членение. Таким образом, этимологический и морфологический состав слова могут не совпадать, поскольку смысловые и грамматические связи слов рвутся, и слова перестают принадлежать к одному словообразовательному гнезду.

2.4. Чередования и внутренняя флексия

Грамматические значения могут выражаться изменениями звукового состава самого корня, то есть внутренней флексией.

Следует помнить, что не всякое чередование является внутренней флексией. Чередования могут быть:

Нефонетическими, когда изменение звучания не зависит от фонетической позиции. При этом чередуются не варианты одной фонемы, а разные фонемы. В результате морфемы получают разный фонемный состав в своих различных вариантах: друг – друзей – дружок, где корень представлен в разных вариантах: /друг-/, /друз’-/, /друж-/. Среди них различаются морфологические и грамматические чередования.

Морфологические чередования (или иначе – исторические или традиционные) сами по себе не являются грамматическим способом, а сопровождают образование грамматических форм и обязательны лишь в силу традиции, например: лоб – лба, хотя возможно: столстола. Историческими эти чередования называются потому, что они объясняются только исторически, а не фонетически. Они могут быть регулярными, когда повторяются в разных формах и в разных частях речи: бегу – бежишь; луг – лужок; и нерегулярными: берегу – беречь. Эти чередования образуют особую область языкознания – морфонологию.

Грамматические чередования напоминают морфологические, но отличаются от них тем, что они не только участвуют в образовании грамматической формы, а самостоятельно передают грамматическое значение, ср. гол – голь, где чередование /л/ и /л’/ передает различия между краткой формой прилагательного гол и существительным женского рода голь. Эти чередования являются особым грамматическим способом и называются внутренней флексией. В 19-м веке это явление было охарактеризовано как волшебные изменения чудесного корня (ср. формы так называемых сильных глаголов в английском языке).

Часто внутренняя флексия сочетается с аффиксацией, например, ходить – хаживал.

Необходимо различать явления трансфикса, свойственные семитским языкам, в частности – арабскому, и внутренней флексии, свойственной германским языкам.

Формула «корень + схема», свойственная семитским языкам представляет собой группу согласных и прослойки между ними гласных. И по способу оформления и по значению – это две самостоятельные единицы, две морфемы, сочетающиеся чересполосно: одна входит в другую, каждая из них разрывается и разрывает другую. В английских же словоформах типа sing sang sung songчередующиеся гласные считать отдельными морфемами нельзя. Эти формы одноморфемны являются вариантами одного корня – гиперкорня или, иначе говоря – гиперморфемы. На таких объединителях в одну гиперединицу разных единиц низшего ранга построена вся структура языка. И самая мелкая гиперединица – фонема также объединяет все варианты и вариации, которыми она может быть представлена в речи.

Явления нефонетических чередований изучает морфонология. Так, она изучает фонемный состав морфем, правила их сочетаемости в морфемах, количество фонем в морфемах разного типа. Функции же этих чередований, т. е. какие именно грамматические значения они выражают, изучает грамматика.

2.5. Повторы (редупликации)

Повторы или редупликации представляют собой полное или частичное повторение корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным его изменением. Они используются для выражения значения множественного числа или усиления значения, в образовании звукоподражательных слов и т.п.

2.6. Сложения

При сложениях,в отличие от аффиксации, в одной лексеме соединяются не корневая морфема с аффиксами, а корневая морфема с корневой же. В результате этого образуется новое сложное слово. Таким образом, сложения выполняют словообразовательную функцию. При этом соединяться могут как полные корни, так и усеченные, а также основы и целые слова в какой-нибудь грамматической форме. Такие сложения могут быть как механическими, т.е. агглютинирующими, так и органическими, т.е. фузионными. В первом случае значение сложного слова является суммой значений слагаемых (профком – профсоюзный комитет); во втором – значение целого не является простой суммой значений его частей, а гораздо сложнее (например, паровоз – это не воз, движущийся силой пара, а машина, движущая железнодорожные составы по рельсам).

Сложные слова могут представлять собой либо действительно слова с одним лексическим значением (самолет, тепловоз); либо не собственно сложные слова, а словосочетания, поскольку могут иметь два ударения: первое слабое, второе – сильное; и иметь иную ритмику. Сюда же относятся и все виды сложносокращенных слов. Во многих языках сложные слова представляют собой примеры в той или иной степени лексикализованных словосочетаний.

2.7. Способ служебных слов

Грамматические значения могут выражаться не только внутри слова, но и вне его, при помощи служебных слов, сопровождающих знаменательные слова. При этом служебные слова могут выполнять эту функцию самостоятельно или сочетаться с аффиксацией. Часто служебные слова выполняют ту же функцию, что и аффиксы. Служебные слова лишены номинативной функции в привычном понимании. Их лексическое значение совпадает с их грамматическим значением. Они называют то отношение, которое выражают. Это явление называется суппозицией. К служебным словам относятся: предлоги, послелоги, союзы, частицы, артикль, вспомогательные глаголы, слова степени., пустые слова.

2.8. Способ порядка слов

Как известно, порядок расположения звеньев в речевой цепи имеет существенное значение. Это имеет отношение и к фонемной цепи и морфемной. Это же может относиться и к цепочке слов, образующих высказывание, где перемена места лексем в речевой цепи служит выразительным средством передачи грамматических значений. Слова изменением места могут показывать свою роль в предложении. Это характерно для языков, где слова морфологически не меняютсяи только по порядку слов в предложении можно понять, что есть подлежащее, что есть дополнение и иные смысловые моменты, связанные не только с оформлением слов, но и с их порядком в целом.

В языках с так называемым свободным порядком слов (например, латинский) порядок слов не выполняет грамматической функции. В этих языках наряду с более обычным, нейтральным порядком слов, выделяются и другие варианты порядка слов, которые могут быть использованы со стилистическими целями. В тех языках, где порядок слов фиксирован для выражения грамматических значений, он с трудом может быть использован для стилистических целей; в языках же, где порядок слов свободный, перестановка слов, т.е. инверсия – сильное стилистическое средство.

2.9. Способ ударения

Ударение является грамматическим средством в том случае, когда оно изменчиво. Поэтому тоновое ударение всегда может быть грамматическим средством из-за своей политоничности, т.е. изменяемости тона на том же слоге. Так использовать динамическое ударение нельзя из-за его монотоничности, то есть однородности. Однако если динамическое ударение подвижно, то оно становится удобным грамматическим средством, ср.: до`мa— дом`а. Грамматическим средством ударение является в том случае, когда оно передвигается в рамках парадигмы слова, различая грамматические формы того же слова. Зачастую этот грамматический способ сочетается с другими способами, например, с аффиксацией ср.: встреч`ать – встр`етить, где, помимо ударения, видовые различия передаются противопоставлением суффиксов –а— и –и-, а также чередованием согласных /ч/ и /т/.

Как и всегда в грамматике, где все положительное соотнесено с нулем, наличие и отсутствие ударения может быть достаточным противопоставлением для различения грамматических форм и категорий. Так, наличие или отсутствие ударения может отличать знаменательное слово от служебного. В языках с фиксированным или мало изменяемым ударением такие случаи редки, и как грамматический способ оно использовано быть не может, но, расчленяя ритмические группы, оно содействует строению предложения.

2.10. Способ интонации

Интонация относится не к слову, а к фразе, и поэтому грамматически она связана с предложением и его строением. Она передает целевую установку высказывания – сообщение, побуждение, вопрос, переспрос, сомнение, удивление, убеждение, личное отношение говорящего к тому, о чем он говорит и т.п. Способ интонации определяет расстановку и градацию пауз внутри предложения и в соответствии с этим расчленение предложения. Интонацией можно отличать сочинительное предложение от подчинительного в отсутствии союзов. К способу интонации относится и логическое ударение, представляющее собой смещение фразового ударения для подчеркивания каких-либо элементов предложения. Интонацией выделяются вводные слова и выражения, чем они отделяются от членов предложения.

Необходимо отличать интонацию как грамматическое средство от использования ее в других целях, например, как экспрессивное средство.

Не во всяком языке интонация используется как грамматическое средство. Чем менее выразительна интонация, тем легче использовать ее как грамматическое средство.

2.11. Супплетивизм

Соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов с одним и тем же лексическим значением называется супплетивизмом. При этом различие основ служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений, например: ребенок (ед. число) – дети (мн. число), братьвзять. Супплетивизм является одним из проявлений изоэмии в языке, в отличие от алоэмии, когда коневая морфема бывает та же или в своих вариантах, ср.: стол – столы, встречать – встретить.

Супплетивизм свойственен не всем языкам.

Языки с синтетической тенденцией грамматики называются языками с синтетическим строем; а языки с аналитической тенденцией грамматики называются языками с аналитическим строем. От преобладания той или другой тенденции меняется характер слова в языке. Так в языках синтетического строя слово, будучи вынутым из предложения, сохраняет свою грамматическую характеристику. Слово аналитических языков выражает одно лексическое значение и, будучи вынутым из предложения, ограничивается только своими номинативными возможностями, грамматическую характеристику приобретают лишь в составе предложения.

Выражение грамматических значений в синтетических языках повторяется как в согласованных членах предложения, так и в пределах форм одного и того же слова, в аналитических же языках грамматическое значение выражается преимущественно один раз – в составе предложения.

Грамматическая категория – это система словоформ, воплощающая одно и то же грамматическое значение.

Грамматические категории имеют два взаимосвязанных аспекта проявления: номинативный и синтаксический. Номинативный аспект связан со способностью категории выражать некоторое номинативное значение (например, формы единственного и множественного числа существительных передают идею количества предметов); синтаксический аспект связан со связующей ролью грамматических категорий, так как с их помощью связываются слова в предложении.

Грамматические категории бывают двучленными (например, категория единственного – множественного числа); трехчленными (категория времени); шестичленными (например, категория падежа) и т.д. Они бывают словоизменительными, классифицирующими, и словообразовательными.

Наиболее общими и необходимыми в грамматике каждого языка категориями являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка.

В разных языках имеется разное количество по-разному соотносящихся друг с другом частей речи. Определять их следует на грамматических основаниях, то есть по характеру отношения слов к грамматике.

Части речи образуют в каждом языке взаимосвязанную расчлененную систему, где связи разных частей речи различны, поэтому выстраивать все части речи в один безразличный ряд неправильно. Привычная схема частей речи в русском и других европейских языках непригодна для многих языков Азии и Африки.

Слова как строительный материал, находясь в распоряжении грамматики, получают прежде всего значение той или иной части речи, что сказывается не только в их синтаксическом употреблении и способности или неспособности к тем или иным сочетаниям, но и в их морфологических свойствах, как словообразовательных, так и словоизменительных. Общая отнесенность к той или иной части речи определяется грамматическим значением данной части речи. Тем самым становится ясно, что грамматическая абстракция частей речи не то же самое, что лексическая.

При квалификации того или иного слова как части речи необходимо обращать внимание на его морфологические свойства, как в отношении словоизменения, так и в отношении словообразования, потому что разные части речи не только имеют разные словоизменительные парадигмы, но и разную направленность словообразования, что тоже образует парадигму. Что касается синтаксического критерия, то обычное положение о том, в качестве какого члена предложения выступает данное слово, мало что дает в связи с тем, что не существует строго закрепленного параллелизма между частями речи и членами предложения. В этой связи гораздо более важен критерий сочетаемости.

Наиболее простой вид синтагмы – производное слово, например, стол – столик, где стол определяемое, а –ик – определяющее. Это пример внутренней синтагмы, что для синтаксиса не имеет значения. Сюда же относятся и сложные слова типа самолет. Выделяются скрытые синтагмы (например, Мороз), которые образуют особый тип односоставного предложения.

Самый обычный тип синтагм – пары слов, из которых одно определяет другое. Это внешние синтагмы. Члены синтагмы могут быть и более сложными, то есть быть словосочетаниями или даже предложениями.

Между членами синтагмы могут существовать разные отношения: предикативные и непредикативные, организованные на основе различных синтаксических связей.

Предложение – это высказывание, содержащее предикативную синтагму. Члены предложения обычно делят на главные и второстепенные, которые могут быть простыми и составными. Особое место занимают распространенные члены, обусловленные тем, что при том или ином члене предложения имеются зависимые слова: Это было сваренное вкрутую яйцо, где распространенным членом предложения является сваренное вкрутую.

Выделяются и обороты с потенциальной предикативностью. Это простые предложения, но осложненные обособленными оборотами. Эти предложения являются промежуточным типом между простыми и сложными предложениями. Осложненные предложения легко превращаются в сложные: Усталая, она с трудом добралась до постели – Она настолько устала, что с трудом добралась до постели.

Классификация простых предложений может быть осуществлена на основе комплекса признаков, а именно: по составу главных членов предложения; по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, по целеустановке; по характеру главных членов и т.п.

Сложное предложение – это синтаксическая единица, состоящая более чем из одной предикативной синтагмы. Они бывают сложносочиненными, сложноподчиненными и бессоюзными.

В пределах как простых, так и сложных предложений можно встретить такие элементы, которые грамматически не связаны с окружающим текстом. Это могут быть слова, синтагмы, предложения. Это явление называется внесением. К нему относятся слова-междометия, модальные и вводные слова, обращения и т.п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *