Что изучает госпитальная эпидемиология
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемpitt.edu
Похожие презентации
3 2 «Как это ни странно, но основополагающим принципом работы любой больницы должен стать принцип не навреди больному Флоренс Найтингейл
4 3 Нозокомиальная инфекция = Любая инфекция, которая отсутствовала у больного (даже в инкубационном периоде) до поступления в больницу
7 6 l Дополнительная заболеваемость l Увеличение продолжительности госпитализации l Долговременные физические и неврологические осложнения, нарушение развития l Возрастание расходов на госпитализацию. l Гибель пациентов Последствия ВБИ
8 7 Задачи госпитального эпидемиолога l Сделать больницу безопасной: –Предупреждение вредного воздействия факторов госпитальной среды на пациентов и медицинский персонал Поначалу упор на борьбе с инфекционными заболеваниями В дальнейшем – внимание ко всем потенциально вредоносным факторам госпитальной среды l Повышение эффективности работы больницы: –Устранение лишних расходов –Отказ от неоправданных, ненужных элементов лечебно-диагностического процесса
9 8 Что такое госпитальная эпидемиология Основные задачи госпитальной эпидемиологии: –Выявить риск –Понять риск –Устранить риск или свести его к минимуму
10 9 Какова роль госпитальной эпидемиологии? Выявление факторов риска для здоровья пациента l Выявление нозокомиальных инфекций: –Эпидемиологическое наблюдение l Выявление и изучение факторов риска нозокомиальных инфекций: –понимать эпидемиологические принципы и методы: когортные исследования и исследования случай-контроль, предвзятость (систематическая ошибка), мешающие переменные (confounding) –знать возбудители нозокомиальных инфекций –понимать, каким образом госпитализация повышает риск заражения
11 10 Какова роль госпитальной эпидемиологии? Ликвидировать или свести к минимуму риск для здоровья больного l лечение и уход должны быть организованы таким образом, чтобы риск для здоровья больного был минимальным –устранить факторы риска –постояннно помнить о факторах риска –совершенствовать алгоритмы лечебных/диагностических манипуляций и процедур ухода за пациентом l проводить обучение врачей и медсестер l изучать факторы риска с тем, чтобы опираясь на знания, свести факторы риска к минимуму
12 11 Задачи программы инфекционного контроля l Эпидемиологическое наблюдение за ВБИ l Расследование вспышек l Разработка письменных алгоритмов изоляции больных l Разработка письменных алгоритмов, обеспечивающих снижение риска, связанного с уходом за пациентами l Участие в мероприятиях по охране здоровья медицинского персонала l Сотрудничество с программой повышения качества медицинской помощи l Обучение персонала по вопросам инфекционного контроля l Постоянно пересматривать асептические, санитарно- гигиенические и изоляционно- ограничительные мероприятия l Мониторинг применения антибиотиков Мониторинг антибиотикорезистентности l Ликвидировать устаревшие или неоправданно дорогие методики
13 12 Сфера интересов госпитального эпидемиолога l Эпидемиологическое наблюдение за ВБИ: –инфекции кровотока –пневмония –инфекции мочевого тракта; –хирургические раневые инфекции l Установление путей передачи ВБИ l Расследование вспышек l Изоляционно-ограничительные мероприятия l Оценка воздействия факторов риска l Здоровье медицинского персонала l Дезинфекция и стерилизация l Контроль работы инженерных служб и состояния окружающей среды: –водоснабжение –фильтрация воздуха l Пересмотр принципов и методов проведения медицинских процедур и ухода за больными
14 13 Сфера интересов госпитального эпидемиолога l Использование антибиотиков l Возбудители, резистентные к антибиотикам l Микробиологическое обеспечение l Национальное законодательство по инфекционному контролю l Комитет инфекционного контроля l Количественные методы эпидемиологии
15 14 Oрганизационные аспекты госпитальной эпидемиологии l Взаимосвязь больницы и внешних учреждений и организаций l Персонал l Кому отчитывается госпитальный эпидемиолог? l Полномочия l Ресурсы
16 15 Полномочия программы инфекционного контроля l Разрешение на аккредитацию: учреждение должно отвечать требованиям аккредитации (пример в США: JCAHO) –Программа инфекционного контроля –Комитет инфекционного контроля –Утверждение полномочий l Требования OSHA (Агентство по профессиональному здоровью и безопасности труда): правила безопасности. l Отдел инфекционного контроля подчиняется администрации больницы, а не терапевтическому/хирургическому или сестринскому отделениям l Повышение авторитета на основе совместной работы, взаимного уважения и общих целей, направленных на улучшение результатов лечения больных
17 16 Инфекционный контроль: повышение качества или регулирование? Регуляторный подход l Внешние организации устанавливают нормативы и правила l Сбор данных для сравнения с внешними стандартами l Инспекции, связанные с надзором за соблюдением норм и правил l Штрафные санкции за несоблюдение норм и правил Повышение качества l Персонал больницы самостоятельно определяет цели и методы инфекционного контроля l Сбор данных для самостоятельного анализа l Постоянные усилия по улучшению качества l Неудачи объясняются недостатками системы, а не виной одного человека
19 18 Изменения частоты возникновения ВБИ при наличии или отсутствии в больнице программы инфекционного контроля SENIC Study, CDC
22 21 Oрганизация программы инфекционного контроля l Основные элементы: –создать эффективную систему эпиднаблюдения –ввести правила, способствующие снижению риска заражения разработать совместно с клиницистами (врачами и медсестрами) –разработать программу непрерывного обучения медицинского персонала –использовать научные (эпидемиологические) методы для исследования проблем и проверки гипотез
23 22 Oрганизация программы инфекционного контроля l Дополнительные элементы эффективной программы: –вести наблюдение и контролировать применение антибиотиков –взаимодействие с микробиологической лабораторией –распространение данных о чувствительности микроорганизмов к антибиотикам –Профессиональное здоровье –оказывать помощь и содействие другим службам больницы в проведении исследований и анализа данных по улучшению качества медицинского обслуживания
24 23 Ключевые элементы эпидемиологического наблюдения l Максимально точное описание событий, требующих изучения (определение случая) l Систематический, надежно организованный сбор необходимых данных l Группировка данных по отдельных категориям l Анализ и интерпретация данных l Использование информации в целях совершенствования методов лечения
25 24 Функции комитета по инфекционному контролю l Совещательная: –рассматривать идеи, возникающие у членов группы инфекционного контроля –оценивать данные, полученные в ходе эпиднаблюдения l Экспертная: –оказывать помощь медицинскому персоналу и разъяснять систему и правила программы инфекционного контроля в больнице l Принятие решений: –рассматривать и утверждать планы мероприятий по инфекционному контролю и эпиднаблюдению –следить за соблюдением единых правил и нормативов для всех отделений больницы l Обучение: –распространять информацию и влиять на отношение медицинского персонала к программе инфекционного контроля
26 25 Комитет инфекционного контроля Состав комитета: –Госпитальный эпидемиолог –Специалист по инфекционному контролю –Представитель администрации –Медсестры отделений, реанимационные и операционные медсестры –Представители терапевтич., хирургич., гинекологич., педиатрич. отделений –Представитель центрального стерилизационного отделения –Инженер больницы –Микробиолог –Зав. аптекой
27 26 Комитет инфекционного контроля Качества для работы в комитете: –Проявлять интерес к этой работе –представлять определенную профессиональную группу сотрудников больницы –обладать высоким профессионализмом в своей области –уметь правильно строить отношения с коллегами –быть коммуникабельным
29 28 Проблемы, которые помогает решить госпитальная эпидемиология l Инфекционный контроль l Улучшение качества медицинского обслуживания l Регулирование стоимости медицинского обслуживания Эффективная программа госпитальной эпидемиологии помогает решить все эти проблемы
30 29 Факторы риска при хирургических раневых инфекциях l Возраст l Ожирение l Плохое питание (низкое содержание альбумина) l Диабет l Прием стероидов или иммуносупрессантов l Длительная госпитализация в предоперационный период l Наличие инфекции другой локализации l Длительная операция l Использование дренажей l Неотложность хирургического вмешательства l Инородное тело l Квалификация хирурга
31 30 Разработка эффективных методов лечения больных l Бригадный подход l Повышение квалификации медперсонала l Обмен информацией
32 31 Выявление проблем методики и практики лечения Пример: пред- и послеоперационный уход Проблема l Бритье кожи вечером перед операцией l Неадекватная периоперационная антибиотикопрофилактика l Хранение инструментов для смены повязок погруженными в раствор дезинфектанта l Использование больших емкостей с антисептиком, отсутствие инструкций по их обработке и повторному наполнению Решение è Избегать бритья кожи вечером накануне операции è Применять на практике рекомендации по профилактическому введению одноразовой дозы антибиотиков перед операцией è Использовать индивидуальные стерильные упаковки инструментов, используемых для ухода за раной è Использовать маленькие емкости с антисептиком; мыть и высушивать емкости перед повторным наполнением
33 32 Методы снижения расходов, связанных с ВБИ l Снизить уровень заболеваемости l Снизить уровень смертности l Сократить сроки госпитализации l Уменьшить стоимость лечения инфекций l Сократить затраты на профилактические мероприятия l Не использовать неэффективных мер контроля
35 34 Отказ от ненужного: излишний микробиологический мониторинг l Постоянное взятие посевов со стен, полов, раковин, других поверхностей и из воздуха l Постоянное взятие посевов из носа и с рук медицинского персонала l Посевы клинического материала, которые не готовы в срок для своевременного принятия клинических решений l Также: отсутствие итоговых годовых данных, способствующих эффективному эмпирическому назначению антибиотиков
36 35 Смывы со стен, полов и других гладких поверхностей l Во всех больницах той или иной степени имеет место контаминация объектов окружающей среды l Каковы доказательства того, что больные заражаются непосредственно из окружающей среды? –Сами пациенты заражают окружающую среду –Неадекватная техника проведения манипуляций, недостаточная обработка рук, недостаточная дезинфекция доказали свое значение для заражения пациентов, но заражение при этом связано с самими мероприятиями, а не с окружающей средой как таковой l Полы, стены, столы, кровати и т.п. следует тщательно обрабатывать, а не брать с них смывы
37 36 Микробиологические исследования окружающей среды: опыт больницы университета штата Висконсин При использовании стандартных гигиенических процедур и уборки уровень загрязненности окружающей среды не влияет на частоту развития нозокомиальных инфекций
38 37 Увеличение продолжительности госпитализации из- за ВБИ в США Локализация инфекции Хирургическая рана6,0 Мочевывод. пути 1,2 Пневмония 4,0 Бактериемия 7,0 Другая 4,2 Адаптировано из Dixon, Ann Int Med 89:749, 1978 Дополнительные дни госпитализации
41 40 Антибиотикопрофилактика в хирургии l Потенциально, одна из основных мер профилактики хирургической раневой инфекции l Может служить источником значительных расходов для больницы l Какова экономическая эффективность при профилактике антибиотиками? –Какова стоимость раневых инфекций? В денежном выражении? В смысле боли и страданий, которые они причиняют больным? –Насколько эффективна профилактика? –Какие средства можно истратить на профилактику одного случая раневой инфекции?
43 42 Результаты профилактического применения цефоноцида (на 1000 больных) l Регулярное применение во время торакальных операций предотвращает: –56 случаев заражения –не менее 23 явных случаев раневой инфекции –16 случаев инфекции мочевого тракта. l Регулярное применение при грыжесечении предотвращает: –19 случаев заражения –не менее 13 случаев раневой инфекции
44 43 Организация и обеспечение l A. Обеспечение ИК в учреждении –Инфекционный контроль как самостоятельное отделение –Положение в организации –Полномочия –Персонал –Другие ресурсы
45 44 Организация и обеспечение l Б. Комитет инфекционного контроля –Членство –Поддержка медработников –Участие других специалистов –Ежегодное планирование
46 45 Организация и обеспечение В. Программа инфекционного контроля –Оценка качества –Информация для клиницистов –Образовательные/информационные ресурсы –Данные эпиднаблюдения –Расследование вспышек –Обеспечение адекватной асептики, стерилизации, дезинфекции –Минимизация риска, связанного с инвазивными манипуляциями/устройствами –Изоляция –Профессиональное здоровье
Эпидемиология
Эпидемиология (др.-греч. ἐπιδημία — имеющая всенародное распространение; др.-греч. λόγος — учение) — общемедицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний различной этиологии с целью разработки профилактических мероприятий (преморбидная, первичная, вторичная и третичная профилактика). Предметом изучения эпидемиологии является заболеваемость — совокупность случаев болезни на определенной территории в определенное время среди определенной группы населения.
За весь период развития после бактериологических открытий, эпидемиология сформировалась как наука, изучающая закономерности эпидемического процесса в интересах ликвидации его и его профилактики. По мере расширения границ профилактики за пределы инфекционной патологии возникла потребность в популяционном подходе при изучении не только инфекционных, но и неинфекционных заболеваний. Наиболее представительным эпидемиологическим исследованием, которое оценивает эпидемиологию как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний, является проводимое под эгидой Всемирной организации здравоохранения исследование Global Burden of Disease. В настоящее время завершается его очередной этап, позволяющий оценить встречаемость, распространенность и летальность основных групп заболеваний во всем мире и отдельных регионах за период 1980-2010 гг.
Цель эпидемиологии заключается в выявлении закономерностей возникновения, распространения и прекращения болезней человека и разработке мер профилактики и борьбы с ними (Покровский В. И., Болотовский В. М., Зарицкий А. М. и др., 1993).
Задачи эпидемиологии сводятся к (Покровский В. И., Болотовский В. М., Зарицкий А. М. и др., 1993):
Объектом эпидемиологии инфекционных болезней является эпидемический процесс, закономерности его развития и формы проявления.
Предметом эпидемиологии являются:
Эпидемиологический метод — специфическая совокупность приемов и способов, предназначенных для изучения причин возникновения и распространения любых патологических состояний в популяции людей (включает наблюдение, обследование, историческое и географическое описание, сопоставление, эксперимент, статистический и логический анализ).
Содержание
Эпидемиология инфекционных болезней
Эпидемиология инфекционных болезней — это система знаний о закономерностях эпидемического процесса и методах его изучения, а также совокупности противоэпидемических мероприятий и организации их проведения с целью предупреждения заболеваемости инфекционными болезнями отдельных групп населения, снижения показателей заболеваемости совокупного населения и ликвидации отдельных инфекций. По мнению некоторых авторов (Беляков В. Д., Яфаев Р. Х., 1989 г.), предметом изучения эпидемиологии инфекционных болезней является эпидемический процесс, закономерности его развития и формы проявления.
Эпидемиология неинфекционных болезней
Эпидемиология неинфекционных болезней — это наука, изучающая причины и условия возникновения и распространения неинфекционной заболеваемости среди населения для разработки и применения профилактических мероприятий. В эпидемиологии неинфекционных заболеваний выделяются, в зависимости от временной протяженности причинно-следственных связей, обуславливаемых реактивностью и компенсаторными механизмами, пространственное (хорологическое) и пространственно-временное (хронологическое)направления. Эти направления достаточно существенно отличаются своими аналитическими системами и используемыми показателями. Пространственное направление эффективно используется в онкологии, сердечно-сосудистой патологии, эндокринологии и др.сферах. Хроноэпидемиологическое направление как методология и метод фазовопространственного анализа впервые разработано и использовано в психиатрии (В. П. Исхаков, 1972—2010).
Фармакоэпидемиология
В последнее время получила развитие область знаний, происшедшая от объединения фармакологии и эпидемиологии — фармакоэпидемиология. Последняя наука является теоретической и методической основой фармаконадзора, проводимого в РФ, в ЕС и США, а также по всему миру.
Военная эпидемиология
Военная эпидемиология — это раздел эпидемиологии и военной медицины, изучающий вопросы теории и практики противоэпидемического обеспечения войск в мирное и военное время. Военная эпидемиология изучает особенности возникновения и развития эпидемического процесса в организованных воинских коллективах с учетом своеобразия их комплектования, возрастного состава, деятельности и быта, разрабатывает методы эпидемиологических обследований и систему войск. Военная эпидемиология тесно связана с общей эпидемиологией, организацией и тактикой медицинской службы, военной гигиеной и военно-полевой терапией (Акимкин В. Г.).
Цель военной эпидемиологии — обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия войск.
Задачи военной эпидемиологии:
Разделы военной эпидемиологии:
Экологическая эпидемиология
Экологическая эпидемиология — это отрасль общественного здоровья, изучающая экологические условия и опасности, представляющие риск для здоровья человека.
По мнению ряда авторов (Олейникова Е. В., Зуева Л. П., Нагорный С. В., 2009) термин «экологическая эпидемиология» сформулирован в последние два десятилетия на Западе, вначале — как ветвь эпидемиологии неинфекционных заболеваний, затем — как особое научное направление, посвященное изучению, анализу и доказательству зависимости здоровья населения от состояния окружающей среды под названием «environmental epidemiology».
Предметом экологической эпидемиологии являются массовые экологически обусловленные болезни среди населения. Следовательно, экологическая эпидемиология являются частью науки эпидемиологии, а не «самостоятельной наукой», и не «методологией гигиены» или «экологии», или «общественного здравоохранения», как формулируют её ряд авторов (Ревич Б. А. и др., 2004; Привалова Л. И. и др., 2003).
Ландшафтная эпидемиология
Одним из современных направлений эпидемиологии является ландшафтная эпидемиология ( Landscape epidemiology).
Ландшафтная эпидемиология происходит из области ландшафтной экологии. Так же, как ландшафтная экология связана с анализом структуры и происходящих в экосистеме процессов (во времени и пространстве), ландшафтная эпидемиология может быть использована для анализа факторов риска и их моделирования. Это основывается на теории, что большинство переносчиков, их хозяев и возбудителей заболеваний, обычно связаны с ландшафтом, а экологические факторы контролируют их распределение и количество. С появлением новых компьютерных технологий, (в частности, ГИС), концепция ландшафтной эпидемиологии была применена для анализа различных инфекционных и паразитарных болезней.
История эпидемиологии
Основоположником науки эпидемиологии считается Гиппократ. До наших дней дошли сочинения Гиппократа «Семь книг об эпидемиях», «О воздухе, водах и местностях» и др. В. А. Башенин в своем учебнике по общей эпидемиологии писал: «В течение почти 2000 лет по эпидемиологии не было высказано более оригинальных научных взглядов, чем взгляды Гиппократа». Со времен Гиппократа, то есть около 2400 лет назад, под словом «эпидемия» понимали массовые заболевания среди людей, которые могли включать болезни инфекционной и неинфекционной природы.
Конечно, в древние и средние века эпидемии в основном являлись результатом распространения заразных заболеваний, хотя представления о том, что такое зараза и как она проникает в организм, были различными. Ещё в древности возникли две теории развития эпидемии. Первая теория, выдвинутая Гиппократом, предполагала, что причиной эпидемий является проникновение в организм людей неких веществ — миазмов, находящихся в космосе или в почве, в частности, в болотистых местах. Согласно этому представлению, вдыхание миазм большим количеством людей приводит к возникновению массовой заболеваемости. Эта точка зрения обосновывалась на наблюдениях, когда возможность заражения пострадавших от других больных проследить не удавалось. По-видимому, не случайно и упоминание о болотистых местах: вполне вероятно, что речь шла о наблюдениях в очагах малярии, при которой невозможно проследить заразность больного — непосредственной угрозы для окружающих он не представляет (больной как бы «не контагиозен»).
Вторая теория предполагала, что причиной развития эпидемий является распространение среди людей живого болезнетворного агента. Эту точку зрения высказал величайший философ Греции Аристотель (IV в. до н. э.), в дальнейшем она нашла последователей в Древнем Риме. Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.) назвал этого агента «Contagium vivum». По существу, как показал исторический опыт, эта гениальная догадка предопределила весь ход развития эпидемиологии, базировалась она на очевидной заразности больных при имевших в те времена широкое распространение нозоформах, таких как чума, оспа и некоторые другие.
В эпоху Возрождения контагионистская гипотеза получила развитие в трудах итальянского врача Фракасторо. Он опубликовал книгу «Siphilides Libris III» (откуда и название болезни — сифилис), в которой сформулировал положение о заразности больного для других. Поскольку при венерических заболеваниях проследить контакты с больным не трудно, в книге были представлены неопровержимые доказательства в пользу контагионистской теории. Надо отметить, что это была важнейшая веха в понимании сути эпидемий. Последовательным сторонником этой гипотезы был основоположник отечественной эпидемиологии Д. С. Самойлович (1724—1810). Труды Самойловича по чуме были признаны всеми учеными Европы, и он был избран членом различных иностранных Академий.
Д. С. Самойлович первый в мире пытался применить микроскоп для обнаружения предполагаемого возбудителя чумы. Разрешающая способность имевшегося микроскопа и техника микроскопирования не позволили получить положительного результата.
Нет сомнения, что постоянная дискуссия контагионистов и сторонников миазматической теории послужила основой дальнейшего развития науки.
Следующим, причем решающим этапом в познании внутренней сущности эпидемии стали великие микробиологические открытия и достижения второй половины XIX в., которым предшествовало открытие микробов (А. Левенгук, 1632—1723). Исследования Л. Пастера (1822—1895), Р. Коха (1843—1910) и их многочисленных учеников определили не только торжество контагионистской теории, но и привели к разработке множества практических мер в борьбе с заразными заболеваниями (современная диагностика заболеваний, использование дезинфекции, разработка и введение в широкую практику специфической профилактики с помощью вакцин и сывороток и т. д.).
Английский врач Джон Сноу известен своим расследованием причин эпидемии холеры в XIX веке.
Целью эксперимента, проведенного Сноу, было выяснение путей передачи холеры. Он обратил внимание, что две разные компании снабжали водой один и тот же район Лондона. Обе водопроводные компании забирали воду из Темзы в тех местах, которые могли подвергаться заражению из городской канализации.
Но в 1892 г. после эпидемии холеры, одна из этих компаний, «Ламбет компани», перенесла свою водоочистительную систему выше по течению, туда, где не было лондонской канализации. Другая, «Саутуорок энд Воксхолл компани», оставила все как было. Обе компании поставляли питьевую воду в один и тот же район города. Часто, отдельный дом пользовался источником водоснабжения, которым не пользовались соседние дома. Между людьми, получающими воду из источников различных компаний, нет никакой разницы ни в положении, ни в профессии.
Данные эксперимента оказались грандиозными. Не менее 300 000 людей обоих полов, всех возрастов и профессий, всех уровней и общественных положений — от знати до самых бедных слоев — были разделены на две группы без их ведома и воли.
Одна группа получала воду с примесью лондонской канализации и со всем, что могло попасть в неё от больных холерой, другая же группа получала воду, совершенно свободную от такого загрязнения. Нужно было только выяснить источник снабжения водой каждого отдельного дома, в котором могла произойти фатальная вспышка холеры. Выполнение этой задачи требовало свести воедино информацию двух типов: случаи холеры и источник водоснабжения.
Смертность в домах, обслуживаемых «Саутуорк энд Воксхолл компани», оказалась в девять раз выше, чем в домах, обслуживаемых «Ламбет компани». Более того, последующие эпидемии холеры четко подтвердили значимость питьевого источника.
Существенный вклад в изучение эпидемий и в борьбу с ними внесли отечественные медики. Это было обусловлено историческими особенностями развития общества в России: частые войны на территориях с природной очаговостью, низкий экономический уровень и даже нищета значительной части населения — неизбежно вели к возникновению и распространению эпидемий многих заразных заболеваний (паразитарных тифов, оспы, кишечных инфекций, в том числе холеры, так называемых «детских инфекций», трахомы и т. д.). Много усилий в борьбе с эпидемиями внесла сформировавшаяся в царское время земская медицина, её известные, а также многие забытые сейчас деятели, которые скромно выполняли свой долг, причем иногда и даже часто с опасностью для собственной жизни.
Первая мировая война, последовавшие затем две революции, граж-данская война, экономическая разруха, голод привели к невиданному до сих пор распространению различных эпидемий. Так, по далеко не полным данным, заболеваемость (инцидентность) только сыпным тифом в 1919 г. составила 2743, в 1920 г. — 2550 на 100 000 населения.
Именно в этих условиях в 1920 г. в Одессе (Новороссийский университет) была создана первая в мире кафедра эпидемиологии. Её организатор — выдающийся ученый и активный практический деятель Д. К. Заболотный (1866—1929), который ещё до войны осуществил неоднократные, причем весьма успешные экспедиционные исследования в очагах чумы. Ему принадлежит открытие наличия природных очагов этой болезни. Д. К. Заболотный написал первый учебник по эпидемиологии, создал школу отечественных эпидемиологов, к которой принадлежали Л. В. Громашевский, М. Н. Соловьев и другие, внесшие в последующем огромный вклад в развитие эпидемиологии. Д. К. Заболотный по праву считается основоположником советской эпидемиологии.
Сложившаяся в стране эпидемическая ситуация нуждалась в фундаментальной теоретической базе как для научных исследований, так и для практической работы. Одним из основных её создателей стал Л. В. Громашевский (1887—1980), сформулировавший учение об эпидемическом процессе, в частности, о механизме передачи. В последующем большой вклад в развитие науки и практики внесли многие ученые и практические работники. Е. Н. Павловский (1884—1966) создал теорию природной очаговости ряда инфекционных заболеваний, согласно которой обеспечивается стойкое сохранение возбудителя.
В. А. Башенин (1882—1977), соавтор открытия безжелтушного лептоспироза, рассматривал эпидемиологию как науку, предназначенную для изучения всех заболеваний, а не только инфекционных. А. А. Смородинцев открыл очаги японского энцефалита в стране, руководил изучением этиологии, клиники и эпидемиологии геморрагической лихорадки с почечным синдромом в очагах, впервые обнаруженных в стране, установил вирусную природу заболевания, доказал роль мышевидных грызунов как источников инфекции. Кроме того, он создал вакцины для специфической профилактики гриппа, клещевого и японского энцефалитов, кори, паротита, краснухи. В. М. Жданов сформулировал стройную систему понимания эволюции заразных заболеваний, значительны его успехи в эпидемиологии вирусных инфекций. В. Д. Беляков (1921—1997) создал теорию саморегуляции эпидемического процесса.