Что изучает география почв краткий ответ
Значение географии почв в системе подготовки учителя географии.
Лекция № 1. Основы почвоведения и географии почв
План: 1. География почв как наука, методология и задачи географии почв.
2. Почва, её значение и роль в народном хозяйстве и природопользовании.
3. Значение географии почв в системе подготовки учителя географии.
4. Краткий обзор истории изучения почвы.
География почв как наука География почв — это наука, изучающая закономерности формирования и пространственное размещение почв. Это физико-географическая наука, имеющая тесную связь с почвоведением. По Г.В. Добровольскому и И.С. Урусевской география почв — это наука о закономерностях распространения почв на земле. Как научная дисциплина география почв возникла и начала развиваться в конце 70-х и начале 80-х годов 19 века, когда в России В.В. Докучаевым и его учениками были созданы основы генетического почвоведения. Теоретической основой географии почв является учение В.В. Докучаева о почве как продукте совокупной деятельности факторов почвообразования. География почв является важнейшим разделом почвоведения, без знания географии почв (распространения почв) невозможно решить вопрос о происхождении почв. Почвоведение — это наука, изучающая почвы, их образование и развитие, состав и свойства, географическое распространение, а также пути рационального использования и повышения плодородия почв.
Методы изучения почв. Основными методами изучения почвы являются полевой, лабораторный, лабораторно-полевой, сравнительно-географический метод, предложенный В.В. Докучаевым. Сущность этого метода заключается в сопряженном изучении почв и факторов их образующих, в тщательном сопоставлении всех изменений географических условий почвообразования. Сравнительно-географический основной, но не единственный метод изучения почв. Для изучения почв используется так же сравнительно-аналитический метод, стационарный, аэрокосмический и другие.
Основные задачи географии почв и почвоведения. Основные задачи географии почв — разработать практические рекомендации по рациональному использованию почв в соответствии с зонально-региональными особенностями. Обеспечить народное хозяйство почвенными картами, методиками охраны почв, повышения биологической продуктивности почв. Основные задачи почвоведения — обеспечить сохранность почвенного покрова планеты для будущих поколений, обеспечить получение максимальной продуктивности с минимальных площадей для удовлетворения все растущих потребностей развивающегося человечества.
Почва как природное образование обладает рядом специфических признаков и свойств, отличающих её от других природных тел, в частности от горной породы, из которой она образовалась.
Природные условия, от которых зависит ход и скорость почвообразовательных процессов, В.В. Докучаев назвал факторами почвообразования. К ним ученый отнес растительный и животный мир, климат, почвообразующие породы, рельеф местности, возраст почв. Производственная деятельность человека может изменять как факторы почвообразования, так и сами почвы и их свойства. Поэтому хозяйственная деятельность человека и воздействие вод на формирование почв, также важные факторы почвообразования.
Значение географии почв в системе подготовки учителя географии.
Почву как элемент ландшафта учащиеся изучают на уроках географии. Здесь они достаточно подробно знакомятся с факторами почвообразования, на практике во время экскурсий наблюдают закономерности распространения почв на той или иной территории. Умение методически правильно организовать работу по ознакомлению учащихся с почвой и ее свойствами, умение провести исследование почв имеет для учителя большое значение. В условиях школы исследование почв должно проводиться для углубления у учащихся теоретических знаний и для выработки у них ряда практических навыков, необходимых им для дальнейшего образования и участия в производительном труде в области сельского хозяйства. Это условие проводится путем: 1) определения основных почвенных разновидностей, развитых в районе исследований; 2) изучения закономерностей их образования и распространения на этой территории; 3) обобщения основных агропроизводственных показателей данных почв.
Краткий обзор истории изучения почвы. Почвоведение древняя и в то же время молодая наука, по мнению одних ученых она возникла более 10 тысяч лет назад, по мнению других не многим более 100 лет. Корни научных знаний о почве уходят в глубокую древность, они связаны с зарождением земледелия, это период неолита и бронзы. Официальной датой рождения современного почвоведения является 10 декабря 1883 года, в этот день выдающийся русский естествоиспытатель В.В. Докучаев защитил докторскую диссертацию в Санкт-Петербургском университете по теме «Русский чернозем». Совершим переворот в знаниях о почве и заложив основы современного генетического почвоведения как самостоятельной науки. В конце 18 века в период подъема научной и общественной жизни России, произошли 2 события, которые можно считать истоками изучения почв задолго до появления научного почвоведения. В 1766 г. по указу Екатерины II началось составление планов Генерального межевания по отдельным уездам и губерниям. На планы или карты М от 1:100000 до 1:300000 наносились сведения о рельефе, урожайности, почвах «… грунт земли сухой или влажный, черноземный или глинистый, или песчаный». Ценность их для последующих работ заключалась в картографически достоверных для того времени различий между землями обширных пространств Центральной России. Противоположностью конкретным фактическим материалам Генерального межевания были «Дневные записки» академиков, путешествовавших приблизительно в то же время по России с целью изучения ее природы. Наиболее известны сочинения И.И. Лепехина (1740-1802) и П.С. Палласа (1741- 1811). Они содержали подробные географические описания обширных территорий, рассуждения о происхождении тех или иных явлений и первые попытки поисков причин смены почв и растительности в пределах степей и полупустынь Европейской России. Интересные сведения о почвах Урала и Сибири содержатся в дневниках революционера А.Н. Радищева (1749-1802), которые он вел в течении 10 лет, находясь в Тобольской ссылке.
На рубеже 18 и 19 веков внимание естествоиспытателей и путешественников привлекли черноземы с их высоким плодородием, проявлением почвообразования, четкой зависимостью свойств от рельефа и климата. Именно черноземы оказались первым объектом почвенной картографии, а также предметом острой дискуссии в 1840-1870-х годах, блестяще завершившейся трудами В.В. Докучаева. В 1856 г. А.И. Гроссул-Толстым была составлена карта юга Украины, которую можно считать предшественницей почвенных карт. На ней выделялись следующие субширотные полосы: 1) настоящая черноземная; 2) супесчаночерноземная; 3) суглинистая с более значительной примесью чернозема; 4) глинисто-известковая с незначительной примесью чернозема. Традиция государственного учета качества земель и их картографирования, начатая планами Генерального межевания, была продолжена в 1838-1867 гг., когда Министерством государственных имуществ были составлены кадастровые карты для 16 губерний Европейской России. Они содержали сведения об урожайности почв, их местных названиях и распространении, выделялись также группы почв по гранулометрическому составу (песчаный или суглинистый чернозем), пески, глины, солонцы, заливные земли.
а) сходством гидротермических режимов;
б) особыми палеогеографическими или литолого-геоморфологическими условиями. Идея фациальности оказалась очень своевременной, так как некоторые свойства и особенности распространения ряда почв не могли быть удовлетворительно объяснены только с позиции вертикальной или широтной зональности. Огромная масса информации о почвах в связи с факторами почвообразования, собранная в результате почти трех десятилетий исследований в разных природных условиях, требовала нового этапа анализа и обобщения. Эта задача была выполнена С.С. Неуструевым в его книге «Элементы географии почв» (1931), где в предельно четкой и яркой форме излагаются многие почвенно-географические наблюдения и закономерности, не утратившие своего значения и в наши дни.
География почв
Вы будете перенаправлены на Автор24
Законы географии почв
География почв – это направление почвоведения, исследующее закономерности распределения различных типов почв на поверхности планеты Земля для осуществления почвенно-географического районирования.
Основой зональности почв является неравномерное выпадение осадков и распределение влаги, поступление солнечной радиации на различных широтах планеты, что предопределяет развитие растительных зональных и почвенных критериев.
В Северном полушарии планеты выделяют следующие широтные почвенные пояса:
Законы географии почв:
Готовые работы на аналогичную тему
Выражение закона горизонтальной зональности на практике имеет определенные сложности, связанные с особенностями рельефа, отличий в темпах круговорота элементов в природе.
Примером фациальности может служить разделение степной зоны России на фации: Европейскую – субконтинентальную; Восточно-Европейскую- континентальную; Сибирскую – резко континентальную.
Почвы территорий с сухим тропическим климатом можно разделить на фации в зависимости от продолжительности сухого сезона: фация черных тропических почв; фация красно-бурых субаридных карбонатных почв; фация красно-бурых слабокарбонатных почв.
Распределение почв по элементам рельефа имеет аналогичную природу: автоморфные или зональные почвы залегают на возвышенностях; генетически подчиненные почвы (гидроморфные, полугидроморфные) расположены на отрицательных элементах рельефа или в понижениях; переходные почвы находятся на склонах гор.
Почвенные зоны
На равнинах внутри поясов выделяют почвенные зоны – местности с доминированием одного основного, реже двух типов почв, взаимосвязанных с определенной растительностью.
Почвенная зона – ареал распределения почвенных зональных типов и сопутствующих интразональных почв.
Зональные почвы образуются под растительными сообществами определенных зон на водораздельных возвышенностях, равнинах, там, где на процессы почвообразования не влияют подземные воды, на территориях, где отсутствует застаивание поверхностных вод и их приток со стороны. Так, в полярном поясе выделяют зону арктических почв Арктики и зону тундровых иллювиально-гумусовых и тундровых глеевых почв Субарктики.
В бореальном поясе выделяют следующие зоны и типы почв:
Интразональные почвы – почвы, не являющиеся типичными для какой-либо зоны, в встречающиеся во многих зонах (пойменные, болотные, солончаки, солонцы и др.).
Азональные почвы – молодые почвы, для которых еще не характерны зональные особенности (образующиеся на элювии плотных пород, свежем аллювии, молодые рыхлые на песках, примитивные щебнистые и др.).
Вертикальная почвенная зональность
Расположение почвенных структур или типов высотной поясности определяется: высотой горной страны; нахождением горной страны в общей системе широтных почвенных зон; положением относительно движения воздушных масс; наличием на разных склонах температурных инверсий; изолированностью другими горными системами от воздействия морей и океанов и т.д.
Каждая горная страна неповторима и индивидуальна. Характер высотной почвенной зональности зависит от природы изменения термических режимов и увлажнения на разных склонах.
Для горных систем характерны: интерференция (выпадение отдельных почвенных зон); миграция (проникновение одной почвенной зоны в другую); инверсия (нижние зоны находятся выше положенного в сравнении с подобными горизонтальными зонами). Например: смена горно-лесных подзолотистых почв альпийскими и субальпийскими лугами, а не тундрой, как на равнинах; отсутствие между зонами горно-луговых и каштановых почв горных черноземов в горной системе Южного Закавказья; проникновение по горным долинам одних почв в другие.
Почвенно-географическое районирование
Почвенно-географическое районирование (ПГР) – разделение территории на отдельные почвенно-географические районы, являющиеся однородными по взаимосвязи факторов почвообразования, структуре почвы, характеру использования в сельском хозяйстве.
Система таксонометрических единиц ПГР включает следующие структуры: почвенно-биоклиматический пояс; почвенная биоклиматическая область; почвенная зона; почвенная провинция; почвенный округ; почвенный район.
Почвы субполярных и полярных областей: болотные, дерновые субарктические, тундровые глеевые, дерновые арктотундровые, полярные пустынные.
Почвы бореальных и суббореальных лесных областей: дерново-карбонатные, грунтово-глеево-элювиальные, поверхностно-глеево-элювиальные, буроземы, подзолотистые, подзолы, подбуры.
Почвы степных и лесо-лугово-степных суббореальных областей: каштановые, черноземы, серые лесные.
Почвы суббореальных и субтропических пустынь и полупустынь: такыры и такыровидные почвы, сероземы, серо-бурые пустынные, бурые пустынно-степные.
Почвы саванных тропических и субтропических, переменно-влажных ксерофитно-лесных областей: красные и красно-бурые почвы саванн, слитоземы, серо-коричневые, красно-коричневые, коричневые.
Почвы экваториальных, тропических, влажных субтропических областей: темно-красные ферралитные, красно-желтые ферралитные, желтоземы, красноземы.
§19. Почвы
Вспомните
Что такое плодородие?
Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.
Это я знаю
1. Чем объясняется разнообразие почв на Земле?
Разнообразие почв на Земле определяется природными особенностями конкретной территории: климатом, растительностью, рельефом и другими факторами.
2. Что влияет на образование различных типов почв?
В каждой природной зоне в зависимости от климата – условий увлажнения и температурного режима – формируются определенные типы почв.
3. Установите соответствие между перечисленными природными зонами и типами почв:
4. Выберите верный ответ. Кто из ученых открыл закон мировой почвенной зональности: а) В.И. Вернадский, б) М.В. Ломоносов, в) В.В. Докучаев.
5. Какая существует связь между почвой и растительностью? Приведите примеры, используя имеющиеся знания.
От типа растительности в некоторой степени зависит тип почв, мощность гумусового горизонта. К примеру, под степной растительностью развиваются черноземы – плодородные почвы с мощным гумусовым горизонтом. Под пустынной и полупустынной растительностью формируются пустынные почвы, которые имеют небольшую мощность и в которых отсутствует гумусовый горизонт.
Это я могу
6. По рисунку 52 сравните, как проходят границы гумусового горизонта и почвенного слоя в целом. Определите, в каких природных зонах наиболее мощный почвенный слой. Сравните мощность гумусового горизонта этих почв. Объясните различия.
Граница гумусового горизонта и почвенного слоя в целом проходят синхронно друг другу. Исключением является природная зона влажных экваториальных лесов. Там красные ферраллитные почвы имеют огромную мощность. Это самый мощный почвенный слой. Однако, из-за высоких температур и влажности происходит быстрое окисление органических веществ. Поэтому гумусовый горизонт отсутствует или совсем тонкий. Помимо влажных экваториальных лесов мощный почвенный слой развивается под степями. Именно почвы степей имеют самый мощный гумусовый горизонт. Самую небольшую мощность почвы в целом и гумусового горизонта имеют почвы арктических пустынь, тундры, тропических пустынь и полупустынь.
Обобщение по теме
Какие самые интересные природные объекты или явления на земном шаре вы хотели бы увидеть своими глазами в первую очередь? Составьте топ-лист из 10 позиций. Обсудите в группе место каждой позиции.
Топ-10: самые зрелищные природные явления
1. Миграция бабочек Монархов.
Бабочки-монархи широко известны благодаря своим зрелищным миграциям. Интересны они тем, что сама по себе бабочка не в состоянии преодолеть расстояние в 3200 километров, но они способны на такой перелет за несколько поколений. Повинуясь смене времен года, они путешествуют из одного конца Северной Америки в другой.
Гейзеры — впечатляющая демонстрация подземных сил природы. Обычно это горячие источники, вода из которых периодически извергается в воздух в следствии высокого подземного давления. Больше половины гейзеров планеты расположены в одном единственном месте — Йеллоустонском национальном парке.
Морские ночесветки — одно из морских чудес планеты. Эти крошечные организмы обладают удивительной способностью светиться в темноте. Собираясь в огромных количествах у поверхности воды они могут быть заметны даже из космоса.
Сами по себе торнадо — довольно страшное явление, но если добавить к ним огня, то тут уже наступает панический ужас. Огненные смерчи обычно возникают, когда разрозненные очаги пожаров объединяются в один огромный костёр. Воздух над ним нагревается, его плотность уменьшается и он поднимается вверх. Напор горячего воздуха здесь достигает ураганных скоростей.
В художественной литературе очень долгое время морские водовороты описывались как несущие страшную опасность для моряков. В реальности же не было зафиксировано ни одного случая, когда более менее крупное судно стало их жертвой. Возникают морские водовороты из-за столкновений приливных и отливных волн и встречных течений. Движение воды в водоворотах может достигать очень больших скоростей. Горизонтальные размеры меняются от нескольких сантиметров до нескольких километров.
Обычно лава появляется лишь во время серьезных извержений вулканов, однако на нашей планете есть пять мест, где она находится в относительно спокойных с этой точки зрения местах. Эти озера обычно связаны непосредственно с ядром планеты. Высокая температура расплавленных пород заставляет их издавать довольно жуткое свечение в ночное время.
Возникают песчаные бури при сильных воздушных потоках, скорость которых более 10 м/с. Со стороны буря выглядит, как плотная стена высотой несколько сотен метров. Ежегодно около 40 миллионов тонн пыли и песка переносятся из Сахары к бассейну Амазонки.
9. Солнечное затмение.
Солнечное затмение — интереснейшее явление природы. Они бывают относительно часто, но видны не из всех местностей земной поверхности и поэтому многим могут показаться редкими. Это случает когда Луна в своем движении проходит на фоне диска Солнца. Луна расположена ближе к Земле, чем Солнце, почти в 400 раз, а так же ее диаметр меньше диаметра Солнца в 400 раз. Поэтому видимые размеры Земли и Солнца почти одинаковые, и Луна может закрыть собой Солнце.
10. Северное сияние.
Северное сияние — по-настоящему потрясающее зрелище. Это явление природы чаще всего можно наблюдать поздней осенью, зимой или ранней весной. Оно возникает, когда частицы солнечного ветра попадают в атмосферу планеты и ионизируют ее атомы.
Урок географии: «География почв России»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок физической географии. 8-й класс.
«География почв России»
Зенькина Надежда Михайловна–
учитель географии высшей квалификационной категории,
МОУ Пирочинской ООШ
Тема урока: «География почв России»
Цель : Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах основных типов почв.
-изучить основные типы почв России, закономерностями распространения почв по территории страны
-совершенствовать умения работать с почвенной картой, устанавливать зависимость типа почв от разных природных компонентов (климата, почв, растительности и т.п.);
Оборудование: учебник «География России. Природа и население». (Авторы: А.И.Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В.Ким), атлас для 8класса, атлас Московской области, компьютер, проектор, экран, почвенная карта России
I . Организационный момент.
II . Проверка домашнего задания.
Что называют почвой? (почва- это особое естественно-историческое тело)
Основное отличительное свойство почвы? (плодородие)
С чего начинается формирование почвы? ( с выветривания горных пород)
Назовите факторы почвообразования. (материнская порода, рельеф, климат, разнообразие растительности и животного мира)
Какие из них является главными? (разнообразие растительности и животного мира)
Основоположник науки почвоведения. (В.В.Докучаев)
Что такое почвенный профиль? (набор почвенных горизонтов, отличающихся по способу образования, цвету, составу, свойствам)
Как образуется гумус? (после отмирания растения и животные под воздействием микроорганизмов и кислот разлагаются и превращаются в органическое вещество-гумус)
Почему В.В.Докучаев определил почву как « зеркало ландшафта»? ( формирование почвы происходит в конкретных местных условиях, при определенном климате, под определенной растительностью)
Нарисовать почвенный профиль.(у доски)
I П Изучение нового материала.
Откройте карту в атласе «Почвы и почвенные ресурсы».
Какую информацию несёт нам эта карта?
Кажется, карта пестрая и почвы расположены хаотично.
Есть ли закономерности в размещении почв? (Она знакомит нас с главными типами почв и их размещением на территории России)
Сформулируйте тему сегодняшнего урока…………………………………………………..
«География почв России» (Запись темы в тетради.)
Нарушает закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почвы соответствует типу растительности.
А как вы понимаете: что же такое тип почвы? Работа с учебником. стр.139
(Тип почвы – это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.) (Запись в тетради.)
Условия на территории нашей страны одинаковые? (нет)
Какова же цель нашего урока?
Наша главная цель сегодня на уроке? Сформировать представление о закономерностях распределения и характерных чертах почв России.
-изучить основные типы почв России, закономерностями распространения почв по территории страны
-совершенствовать умения работать с почвенной картой, устанавливать зависимость типа почв от разных природных компонентов (климата, почв, растительности и т.п.);
Закономерности размещения почв.
Более 100 лет назад В.В.Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности.
Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик- режима увлажнения и температурного режима.
В нашей стране широтная зональность выражена ярче.
С чем это связано? Работа с учебником. стр.139 В.В. Докучаев установил, что важнейшим фактором зонального размещения почв по поверхности России является: протяженность страны с севера на юг и большое разнообразие климатических условий
Работа с почвенной картой России.
Наибольшую площадь России занимают ….подзолистые почвы. (Запись в тетради.)
Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность . Она была установлена в конце прошлого столетия при исследовании почв Кавказа. (Запись в тетради.)
Работа в парах. Самостоятельный поиск информации, работа с таблицей.
Задание: С помощью учебника и карты атласа заполните таблицу «Главные типы почвы России» ( Приложение1)
1. Арктическая пустыня
Часто отсутствуют или арктический
Мало тепла и растительности
1. Арктическая пустыня
имеют слой глеевой
Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода
Б) тайга Вост.Сибири
Б) тайга Вост.Сибири
Больше, чем в подзолистых
Промыв весной, больше растительных остатков
Самые плодородные почвы, зернистая структура
Кувл=1 и 0,8 0,9 много растительных остатков ежегодно, много тепла
Бурые полупустынь, серо-бурые
Сухой климат, разреженный растительный покров Кувл,
Почвы Московской области. Работа с атласом Московской области.
Типы почв Московской области
Хозяйственное использование почв
IV Закрепление изученного материала.
Почвы тундровой зоны Северного полушария гумуса в них мало (до 5 %), так как растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из-за недостатка тепла. Обычно маломощны, грубогумусные, часто с признаками мерзлотных явлений, переувлажнены, недостаточно кислорода. Используются под пастбища, для выращивания картофеля, капусты, кормовых корнеплодов, ячменя на зеленый корм.
Почвы тайги и смешанных лесов формируются в условиях континентального и умеренно-континентального климата при избыточном увлажнении и постоянном промыве просачивающимися водами; одержат мало гумуса (1-4 %), малоплодородные, требуют внесения удобрений. В подзолистых почвах хорошо выражен подзолистый горизонт (А-2) из которого вымываются частички гумуса, глинистые частицы, оксиды железа и др.,которые откладываются в нижнем, иллювиальном горизонте, плотном, бурого цвета, напоминает по виду золу (откуда их название). Материнские породы обычно представлены наносами из глинистых, песчаных и других пород. Пригодны для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, кормовых, овощных, технических культур, садов.
Формируются под смешанными лесами, гумуса больше, чем в подзолистых, благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду. Промыв весной, больше растительных остатков.
Почвы широколиственных лесов и лесостепей умеренного пояса. Гумусовый горизонт достигает 30 см. разделяются: – светло-серые (2-4 % гумуса) – наиболее оподзоленные слабо оструктуренные почвы, серые;
– темно-серые (7-9 % гумуса) – менее оподзоленные, обладающие относительно хорошими физическими свойствами, значительной биологической активностью, плодородием. Используются для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, технических, овощных и др. культур, возделывания садов.
Тип почвы лесостепной и степной зон умеренного пояса. Верхний перегнойный горизонт имеет зернистую или мелкокомковатую структуру, самые богатые гумусом, содержание которого составляет 6-9 %, отчего почвы имеют интенсивный черный или буро-черный цвет. Мощность гумусового горизонта – от 40 до 120 см. обилие перегноя объясняется следующими причинами: большой массой органических веществ, образованных растительностью, недостаточном количестве влаги и медленным разложением остатков. Органическое вещество накапливается в верхней части профиля, иллювиальный горизонт обогащен кальцием. При достаточном количестве влаги черноземы очень плодородны; используются под посевы зерновых, технических, овощных, комовых культур, виноградники.
Почвы сухих степей и полупустынь умеренного пояса. Гумусовый горизонт менее мощен, чем у черноземов; содержание гумуса 1,5-4,5 %,что объясняет более светлую (темно-каштановую, каштановую и светло-каштановую) окраску почв. Запаса органического вещества пополняются за счет обильного травяного покрова, который развивается в течение короткого времени, пока в почве достаточно
влаги после зимы. Достаточно плодородны, но для земледелия требуют орошения, так как распространены сухой зоне.
Бурые полупустынные почвы.
Формируются в условиях сухого климата под пустынно-степной растительностью умеренного пояса. Имеют светло-бурую окраску, мало гумуса (содержат 1,5-2,5 % гумуса); верхний горизонт рыхлый, часто слоеватый; нижележащий – обычно –уплотненный, солонцеватый; отличаются высоким содержанием карбонатов, которое возрастает с глубиной; используются как пастбища. Замедление возможно только при орошении.
Серо-бурые пустынные почвы.
Формируются в пустынной зоне умеренного и субтропического поясов под разреженной, преимущественно полынной и солянковой растительностью. Пористая корка (2-7см) подстилается слоеватым карбонатным, часто солонцеватым горизонтом (10-15 см).содержание гумуса – менее 1 %. Используются как пастбища, земледелие возможно только при орошении.
Обсуждение результатов работы
Проверка таблицы по образцу.
4. Разнообразие почв – это портрет разнообразия природы нашей страны. От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше
6. Проверим себя: Решение итогового теста «10 из 10», с последующей проверкой (Приложение2)
1. Основатель науки о почвах:
а) М. В. Ломоносов; б) В. В. Докучаев; в) В. А. Обручев.
а) в ней содержится больше гумуса;
б) почва хорошо увлажнена;
в) она дает высокие урожаи.
4. Почвенная карта дает информацию:
а) о распространении типов почв; б) о растительности;
в) об увлажнении почв.
5. Найдите соответствие типа почв природной зоне:
1) тундра; а) подзолистые;
2) тайга; б) черноземы.
3) степь; в) тундрово-глеевые;
6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?
а) Россия имеет равнинный рельеф;
б) На территории преобладает горный рельеф;
в) Россия вытянута с севера на юг.
7. Какие почвы формируются при увлажнении K = 0,3-0,4?
а) подзолистые; б) каштановые; в) бурые.
10 правильных ответов- «5»
Мы сегодня рассмотрели закономерности распространения почв по территории России, вы выполняли задания разных типов.
Оценки за работу на уроке, устные ответы. тест.
Оцените работу на уроке.Поднимите соответствующий смайлик.
8. Домашнее задание :
V Домашнее задание §21, ключевые слова и выражения стр.139.