Что изучает география почв 5 класс

Конспект урока по географии в 5 классе «Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.»

Автор: Цыбрина Лариса Анатольевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Практико-значимая работа по теме:

«Конспект урока по географии в 5 классе «Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.»

Цыбрина Лариса Анатольевна, учитель географии

МБОУ «Шугаровская СОШ» Ступинского района

Кандидат педагогических наук

Мухорина Наталья Борисовна

1. Пояснительная записка_______________________________

2. Основная часть______________________________________

4. Список литературы___________________________________

К конспекту урока по географии « Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы».

Вопросам изучения почв своей страны и региона уделяется много внимания практиками и хозяйственниками, научными работниками и бизнесменами. С каждым годом возрастают масштабы антропогенной деятельности человека.

Почва, как поверхностный слой почвы, определяет ресурсный потенциал биосферы для потребления будущими поколениями людей. Сегодня последствия ухудшения почв уже выражаются в целом ряде глобальных, региональных и местных экологических проблем, связанных с состоянием атмосферы, гидросферы и здоровья людей.

Тип урока: Занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Как разработчик урока, ставлю следующие цели:

1. Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.

2. Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования

3. Продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.

1. Усвоение понятий: почва, почвоведение; выяснение состава почвы, условий образования почвы и разнообразие видов почв в связи с этим; определение почвенных горизонтов и их особенностей; сравнение видов почв и выявление сходств и различий.

2.Развитие умения сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

На уроке используются игровые технологии, технология критического мышления, технология уровневой дифференциации,- здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий стимулирует школьников к активной деятельности для выполнения задания, развивает интерес к проблеме, самостоятельность. А также совместная работа в группе способствует сплочению коллектива, растёт взаимопонимание, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы.

В условиях введения ФГОС актуальной становится задача формирования у учащихся целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста, поэтому был выбран еще один метод- метод интеграции. Использование межпредметных связей играет роль пускового, побуждающего стимула и способствует включению учащихся в познавательную деятельность. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами познавательной активности.

Основным критерием результативности деятельности в процессе проведения урока будет выступать критерий сформированности у детей правильного понимания понятий по данной теме. Основными показателями такого критерия будут служить: активизация познавательной деятельности учащихся, информированность по теме урока.

Основная часть

Авторы УМК: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин «Введение в географию. 5 класс»

Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка

Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной… (А. Утенкова)

-Знаете ли вы, что такое почва?

— Знаете ли вы, как образуется почва?

— Знаете ли вы, куда нужно сажать растения?

— Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые?

— Знаете ли вы, какие почвы в нашей области?

— Знаете ли вы кто такой Докучаев?

Свойства почвы: Опыты по определению состава почв:

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха.

Вывод: в почве есть воздух.

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке мокрое пятно.

Вывод: в почве есть вода.

1. Возьмите посуду с почвой.

2. Рассмотрите почву через лупу

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели, песок, глину, мусор, корешки, части насекомых.

1. Возьмите стакан водой и бросьте туда комочек почвы.

2. Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания.

3. Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели осадок на дне стакана и увидели снизу в стакане песок, сверху на него осели мелкие частицы глины, а на поверхности воды плавают мелкие кусочки растительных остатков (листики и палочки).

Вывод (общий для групп 3 и 4): в почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

— Кто из вас знает, как называется одним словом гниющие остатки растений и организмов в почве? (Ответ: перегной)

-Правильно. Еще одно его название – гумус. Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.

«Сказка о мечте старого камня»

Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…

А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?

Дети продолжают сказку : И вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.

И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, семя проклюнулось, и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ.

Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.

А установил весь этот путь и книжку о нем написал великий русский ученый, геолог, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев. И назвал он свою книжку “Русский чернозем”. Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью.

Теперь познакомимся с видами почв.

-Рассмотрите образцы почв.

— Что вы заметили? (Они по цвету разные)

— Правильно. Как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться?

— Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер. Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание. Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.

1. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…

1. водой и кислородом

2. питательными веществами

3. питательными веществами, водой и кислородом

2. Плодородие почв зависит от…

1. содержания гумуса и влажности

2. механического состава и структуры

3. содержания гумуса, механического состава, структуры и влажности

3.Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования…

1. продуктов жизнедеятельности животных

2. частей растений, попадающих в почву

3. почвенных минералов

4. Наиболее плодородные почвы России –…

5. Черноземы в основном используют под…

2. строительство промышленных объектов

3. сенокосы и пастбища

6. На черноземных почвах в основном выращивают…

1. рожь, лен–долгунец и хлопок

2. пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу

3. чай и цитрусовые культуры

Разработка урока продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.

Проблема сохранения земельных ресурсов, на которых строится сельскохозяйственная деятельность человека, действительно остается актуальной. Быстрый рост населения земного шара постоянно требует увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Эту проблему можно решить либо увеличением урожайности сельскохозяйственных культур, либо освоением новых земель.

Своевременно полученная информация может побудить учащихся задуматься о том, что среди природных ресурсов почвы занимают особое место, так как обладают естественным плодородием. Это их важнейшее свойство служит нам, людям для производства продуктов питания.

Тип урока: комбинированный

Содержание урока: проведен в рамках программы. Основной акцент сделан на активизацию работы учащихся с использованием почвенной карты мира, закреплении терминов и понятий, выявлении причинно-следственных связей между климатом и почвой. Урок построен так, чтобы весь достаточно объемный материал был охвачен на уроке.

Тестовые задания были составлены с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки данного класса.

Мотивация: Чтобы заинтересовать учащихся, на уроке использовались:

Средства обучения: учебник, атлас, карточки с заданиями, физическая карта.

Методы: На уроке использовались следующие методы:

— по источникам знаний : словесные, наглядные, практические.

— по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа, работа в группах

— по характеру познавательной деятельности: репродуктивный (воспроизведение изученного по памяти), частично-поисковый (при формулировке и объяснении некоторых понятий), проблемный ( в течении изучения нового материала)

по принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, обобщающий, сравнительный, классификационный

Дифференцированный подход: при выполнении теста, при работе в группах.

Оценки и домашнее задание: объявлены и прокомментированы.

Условия проведения урока: урок проводился в кабинете географии, в классе светло, чисто, уютно. Кабинет оформлен необходимыми картами. Температурный режим – в норме. Для ребят это привычная рабочая обстановка.

Результат: на цель вышла.

1. Джахангиров А.Д. Кузьминцев В.П. Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: Педагогика, 2007.

2. Добровольский Г.В. Принципы и задачи почвенного мониторинга. Почвоведение, №11, 2004

3. Докучаев В.В. Дороже золота русский чернозем. – М.: Издательство МГУ,

3. Зверев А.Т. Экология: сборник задач и упражнений. – М.: Издательство МИИГАиК, 2006.

4. Ильин В.Б., Степанова М.Д. Относительные показатели загрязнений в системе почва-растения. – Почвоведение, 2008.

5. Качинский Н.А. Почва, ее свойства и жизнь. – М. : Наука, 2007.

6. Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство. – СПб.: «Крисмас+», 2000.

7. Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2005.

Источник

Урок по природоведению 5 класс на тему » Почва. Состав почвы».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Почва. Состав почвы.

Образовательные : сформировать представление о почве, ее составе и свойствах.

Развивающие : выявлять причинно-следственные связи между живой и не живой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес.

Воспитательные : прививать интерес к предмету, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного отношения к почве.

Базовые понятия : почва, плодородие, гумус, чернозем.

1 Организационный момент

2 Новая тема с элементами беседы.

Домашнее задание у вас было опережающее и касающееся нашего сегодняшнего урока, поэтому заслушивать мы его будем по ходу данного урока.

А начнем мы наш урок такой загадкой, которая и расскажет нам о чем мы сегодня будем говорить!

— Есть на свете чудесная кладовая

Положишь в нее весной мешок зерна,

А осенью смотришь, вместо одного мешка

В кладовой уже двадцать.

Ведро картошки в чудесной кладовой

Превращается в мешок картофеля.

Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, моркови!

Сказка это или не сказка?

Чудесная кладовая есть на самом деле!

Как она называется?

Сегодня мы узнаем, что такое почва, из чего она состоит, кто обитает в почве и как сделать так чтобы почва сохранилась на много лет.

По ходу моего рассказа мы с вами работаем в тетрадях, куда будем записывать новые для вас термины и понятия. ( Записывают число и тему урока)

Итак, что же такое почва?

Почва-это верхний, рыхлый слой земной коры, обладающий плодородием.

Образование почв это очень сложный процесс. Для формирования 1-2 см почвы необходимо около 500 лет.

В состав почв входят различные компоненты, а какие именно мы с вами сейчас узнаем разгадав загадки :

— Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он не видимый и все же, без него мы жить не сможем. ( воздух)

— Мною можно умываться, я умею проливаться.

В кране я живу всегда, ну конечно я …( вода)

— Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе

Он и на стройке и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже! (песок)

— Если встретишь на дороге, то увязнут сразу ноги.

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу! (глина)

Помимо названых вами компонентов есть еще такие как : минеральные соли, перегной или гумус, горные породы.

Что же такое гумус?

Гумус –это органическое вещество, которое образуется из растительных и животных остатков на протяжении тысячелетий.

Гумус очень богат веществами, в которых нуждаются растения.

Почвы содержащие достаточное количество гумуса называются плодородными.

Плодородие – высокое содержание гумуса в почве.

Прежде чем мы с вами узнаем о том какие почвы наиболее плодородны и где они распространены давайте проведем несколько опытов и убедимся, что в почве действительно есть компоненты, о которых мы с вами узнали.

Опыт № 1 В стакан с водой помещаем комочек почвы. Вы заметили, как на поверхность поднимаются пузырьки. Это вода вытеснила из почвы воздух.

Опыт № 2 Положим кусочек почвы на салфетку и сожмем ее. На салфетке остался мокрый след. Это говорит о том, что в почве содержится вода, которая необходима растениям, которые на ней произрастают.

Опыт № 3 В воде оставшейся у нас после первого опыта мы можем наблюдать разделение на компоненты. Как называется метод при помощи которого мы разделяем вещества на компоненты (метод отстаивания).

Таким образом мы с вами убедились, что в почве действительно содержатся все перечисленные нами компоненты.

Образование почвы мы можем записать в виде формулы :

(горные породы + вода + воздух + тепло + гумус) · время = почва

Физминутка ( садим огород)

Почвы Земли разнообразны. Главная причина их различий – климатические условия.

Сегодня мы познакомимся с почвами, которые сформировались на территории Украины.

Сообщения о них нам подготовили …( ученики рассказывают о почвах Украины).

О следующих почвах замечательный писатель Антон Павлович Чехов шутливо заметил : « Почва такая хорошая, что если посадить оглоблю в землю, то через год вырастет тарантас. ( оглобля-одна из двух жердей, надетых одним концом на ось повозки, служащих для запряжки лошадей ; тарантас-четырехколесная конная повозка).

О каких почвах идет речь? ( о черноземах)

И о них нам расскажет…

Итак мы с вами познакомились с типами почв сформировавшимися на территории Украины.

Мы с вами сказали, что почвы образуются очень медленно. Но в отличии от формирования, разрушаются они очень быстро. На это оказывает свое влияние очень много факторов.

Беспрерывное перепахивание приводит к разрушению комочков почвы, что понижает ее плодородие, повысить же его можно, внося органические и минеральные удобрения. Но делать это надо всегда в пределах разумного, по рекомендациям агрономов и почвоведов, т. к. чрезмерное внесение этих веществ может нанести вред, как растению, так и нам приего употреблении.

Почва может разрушаться и под действием природных факторов. Например под действием ветра ( ветровая эрозия, пыльные бури). Для сохранения почв от воздействия ветра необходимо высаживать лесополосы, которые будут защищать от воздействия ветра.

Также влияние оказывает и вода (водная эрозия, образование оврагов). Для предотвращения появления оврагов необходимо высаживать зеленые насаждения на месте появившейся промоины, которая может превратится в балку, а затем в овраг.

Таким образом лучшие защитники почвы при этом различные растения.

Человек должен заботливо относится к почвам защищая их от истощения и загрязнения.

Но не только человек оказывает влияние на почву. Существуют организмы населяющие почву, которые разрыхляют ее и улучшают проникновение в нее воды и воздуха.

Это муравьи, жуки, кроты, микроорганизмы-разлагающие остатки растений и которые образуют перегной (гумус), а так же дождевые черви.

В почве сада на каждом гектаре живет до 100 тысяч земляных червей. За год эта армия подземных «копателей» переворачивает до 30 тонн земли. Питаясь, дождевые черви вместе с разлагающимися органическими веществами пропускает сквозь кишечник несколько сотен тонн почвенной массы. Таким образом дождевые черви ускоряют разложение органических веществ и влияют на урожайность растений.

Итог : Таким образом мы с вами изучили почвы, узнали о их составе, о том что влияет на их образование, какие почвы сформировались на территории Украины и какие из них наиболее плодородные. А так же узнали какие организмы заселяют почву и какое влияние они оказывают. ( по ходу итога задаются вопросы)

Источник

Урок географии 5 класс «Почва как особое тело»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ открытый урок почва.docx

Раздел: Природа Земли

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: способствовать формированию понятия – почва.

Обучающие: познакомить учащихся с составом почвы, выделить главное свойство почвы – плодородие.

Развивающие: развивать умения учащихся работать с текстом учебника; развивать мышление, речь; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы, объяснять понятия;

Воспитывающие: воспитывать правильное отношение к природе; интерес к географии.

Формирование УУД на данном уроке:

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии, методы, приемы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «География. Начальный курс. 5 класс» (Баринова И.И. Плешаков А.А. Сонин Н.И.), презентация урока.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния в начале урока

(Сл.1) Начинается урок точно вовремя и в срок.

Все готовы отвечать и пятерки получать?

Сели правильно, красиво.

Чтоб на урок вам сил хватило.

Работайте старательно, слушайте внимательно.

Какое у вас настроение? (слайд 2)

В зависимости от ответов учащихся выводы: Надеюсь, оно таким и останется. Надеюсь, в конце урока у вас будет прекрасное настроение.

Перед вами «Дерево успеха». (слайд 3)Оно пока ещё без листочков. Вам предстоит украсить его листьями. В ходе урока вы будете оценивать свою работу и прикреплять листья на дерево. (слайд 4)

( сл.5 ) Сегодня наш урок я хочу начать словами великого Гете: « Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».

– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

Отвечают, какое у них настроение.

Дети отвечают на поставленный вопрос

Предлагаю вам соотнести признаки и факторы: сл.6

А. Растения и животные

Б. Осадки, температура и ветер

В. Реки и озера, моря и океаны

Г. Почва, рельеф и горные породы

— Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?

– Конечно, – это почва.

Назовите тему урока: «ПОЧВА» (сл.9)

Как вы думаете, с какими знаниями вы уйдете сегодня с урока? (сл.10) Цели урока:

Познакомиться с понятием «Почва»;

Узнать каков её состав и главное свойство;

Узнать, как образуется почва и каково её значение в жизни человека.

Дети выполняют соотношение

Выявление места и причины затруднения

Впервые о почве как об особом теле природы, наряду с животными и растениями и минералами, заговорил Василий Васильевич Докучаев ( слайд 11 ). Он является основателем почвоведения. За время экспедиции по России Докучаев преодолел свыше 10 тыс. км. собрал тысячи проб. Доказал, что почва не горная порода, а самостоятельное тело природы. (Сл.12)

(Сл.13) Если почва – особое природное тело, то верно ли утверждать, что почвы могут болеть, расти и умирать? В чём особенность почвы? Ответьте мне, пожалуйста.

Пытаются ответить на вопрос

проекта выхода из затруднений

( слайд 14 ) Что такое почва? Выберите правильный ответ:

Верхний слой земной коры.

Верхний слой земной коры, где есть песок и глина.

Верхний плодородный слой земной коры .

Верхний слой земной коры, где есть песок, глина, вода и воздух.

Почему именно этот ответ вы выбрали?

Прочитайте, что пишет автор учебника о том, что такое почва (стр.128, пар.26, 1-й абзац)?

Выбирают правильный ответ, объясняют, почему его выбрали.

Работают с текстом параграфа

Реализация построенного проекта

А может ли растение развиваться на гладком камне или глине? Назовите главное свойство почвы? Что обеспечивает это свойство?

Найдите в пар.26 определение гумуса.

Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений (записывают в тетрадь).

Работа в парах: попробуйте самостоятельно назвать состав почвы (первая пара использует наглядное пособие, вторая – текст пар.26, третья – таблицу):

По вашим выводам составим схему и запишем в тетрадь ( сл.15 ).

Значит, (Сл.16) почва – это природное образование; результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов во времени.

А сейчас мы немного отдохнем и пойдем с вами в лес. Давайте остановимся вот под этим дубом ( слайд 17 ). Посмотрите, как густо он населен. Как вы думаете, чем занят кабан?

– А кто из вас задумывался, из чего состоит лесная подстилка, на которой так удобно посидеть, отдохнуть, помечтать?

– Но если уж мы решили изучать природу, а сейчас забрели в дубраву ( слайд 18 ), то воспользуемся случаем и узнаем, что же такое лесной ковер.

Когда животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. Затем в соли. Их используют растения. Вот так вещества «путешествуют по кругу». Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву. Как называется этот процесс, кто помнит? (Происходит круговорот веществ).

Таким образом, растения леса сами удобряют почву, создают ее плодородие.

Земля заботу любит ( слайд 19 ).

Какова же роль почвы в жизни человека? Для чего она нам нужна?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *