Что изучает географическое краеведение саратовской области

Тема: Земля моя родная – Саратовский край.

Тип урока: Обобщения, систематизация и практического применения знаний и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые ребята!

Мы сегодня на уроке краеведения (можно использовать и на уроке географии Саратовской области).

Мы много нового узнали при изучении раздела “Г.П, Рельеф, геологическое строение воды”. Впереди еще много новых открытий и урок хочется начать словами Константина Бальмонта: “И нет желанней ничего, чем образ края моего”.

Урок “Земля моя родная – Саратовский край” можно начать эпиграфом. Запишите слова Николая Дружкова “У каждого есть Родина своя, у каждого есть дом, где он родился…”.

II. Основная часть.

Этап закрепления, обобщения и систематизации знаний.

1. Сегодня урок построен необычно, надеюсь, мы пройдем к намеченной цели успешно, будьте внимательны. Желаю удачи!

Мы работаем с картой Саратовской области, на ней много объектов и названий городов, рек, озер, равнин, гор.

Посмотрите на карту и ответьте, в состав какого региона входит наша область?

2. Географическое положение Саратовской области.

Практическая работа. Выполните практическую работу на контурной карте:

— обозначьте соседние пограничные территории;
— обозначьте координаты крайних точек.

3. Геологическое строение.

Кто из вас в детстве не мечтал иметь машину времени. Попробуем мы переместиться из одной эпохи в другую и посмотрим, что было когда-то на месте Саратовской области в далеком геологическом прошлом. И поможет нам в этом наука геология, которая изучает историю развития Земли.

Заслушаем рассказ о геологическом развитии и узнаем о глубокой древности нашего края. Заглянуть в глубь веков можно лишь находясь на берегу реки.

— У меня в руках коллекция горных пород, взятых с берега реки Большой Караман.

— О древнейшем днепровском оледенении повествуется в книге Д.С. Худякова “Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел…” Д.С. Худяков ведет передачу “Не за тридевять земель”, выпускается издательством газета с таким же названием.

В книге путешествия упоминается, что ледник надвигался с севера до Приволжской возвышенности.

— Решите географические задачи:
— Что лежит в основе поверхности области?
— Что произошло с рекой Б.Караман, если бы горные породы были не песок и глина, а гранит и нейс?
— В какой временной геологический отрезок мы сейчас живем?
— Покажите основные формы рельефа.
— Какой рельеф и причины его формирования?

(Холмистый, ступенчатый рельеф. Причины: геологическая история развития, оледенение, внешние силы – вода, ветер).

— Расскажите о рельефе Правобережья. Места выхода горных пород на местности отражены в песнях, легендах, сказках.

Легенда по книге Д.С.Худякова “Столбичи”.

— Охарактеризуйте Сыртовую равнину, Прикаспийскую низменность.

— Ребята, к каким бассейнам относятся реки Саратовской области.
— Вспомните, сколько названий у Волги?

(I тысячелетие до н.э. – упоминается река ДАИТИЯ – в ведической мифологии).

РА (Рим.) – тыс. – означает Бог утреннего Солнца. (Рим.)
Оарос – IV в. Геродот упоминает реку.
Итиль – VIII–Х вв. Каган Хазарий Хасдай сообщил в письме: “Я живу у реки по имени Итиль”.
Волга – XIX в финское название.

Послушаем легенду “Утесы на Волге”.

Составить кроссворды “Волга”, “Города Поволжья”, “Города на Волге в Саратовской области”. (См. Приложения)

6. Символы Саратовской области.

Герб Саратовской области, что он означает?

Вопросы на закрепление знаний и навыков.

1. Что изображено на гербе Саратовской области:

2. Что изображено на гербе Советского района? Почему?

а) колоски пшеницы;
б) буровая вышка;
в) буровая вышка и колоски пшеницы.

3. В какой части Саратовской области расположен р.п. Советское

а) Приволжская возвышенность;
б) Сыртовая равнина: Левобережье;
в) Прикаспийская низменность Левобережье.

4. Символом какого района является дрофа, занесенная в Красную Книгу Саратовской области:

а) Ершовский район;
б) Ровенский район;
в) Федоровский район.

5.Самые высокие горы:

а) Змеевые;
б) Синие;
в) Хвалынские.

6. О какой зоне идет речь…

7. Кто губернатор области (Павел Ипатов).

III. Заключение.

Звучит музыка “Гляжу в озера синие…”

На фоне музыки читает учащийся стихотворение о Родине Н.Дружкова.

“У каждого есть Родина своя,
Родина для каждого святая”.

— Как ты понимаешь эти слова?
— Ребята, скажите, можно ли назвать Саратовскую область своей Малой Родиной?
— Объясните почему?

Где-то там вдали
Края другие и другие реки.
Ты моя судьба
Родная Волга
Я с тобой навеки. (Н.Палькин)

Итак, наша работа по теме подошла к концу, подумайте над тем, что было на предыдущих уроках. Сравните с этим уроком.

— Что нового для вас было?
— Какие вопросы остались неясны.

В своей тетради напишите мнение о данном уроке.

Всем участникам учебного процесса ставлю оценки. Урок окончен.

Источник

Рабочая программа по географическому краеведению Саратовской области

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п. Соколовый

Саратовского района Саратовской области»

Протокол № 1 от 29.08.16

Приказ № ______ от 31.08.16

Агаповой Оксаны Владимировны

Учебно-тематическое планирование по Географическому краеведению

Учитель : Агапова О.В

Всего 34 часов, в неделю 1

Административных контрольных уроков __1_час

Планирование составлено на основе:

Примерной программы основного общего образования по «Географическому краеведению. Саратовской области» под редакцией Л.В. Макарцевой, 2004 г.

( рекомендовано Министерством образования Саратовской области)

Учебно-методическая линия : курс «Географическое краеведение. Саратовская область» разработанный доцентом кафедры экономической и социальной географии СГУ Л.В. Макарцевой.

Учебник: Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. – Саратов: Лицей, 2007. – 64с. ( рекомендовано Министерством образования Саратовской области)

Рабочая тетрадь: Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Рабочая тетрадь. – Саратов: Лицей, 2010.

Демин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В. География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2005. – 336с.

attachment:/1/saratov.html Характеристика Саратовской области

a ttachment:/50/info_202.html Справочная информация о Саратовской области

attachment:/226/letopis_1.htm Саратов сквозь время

Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе Феде­рального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Л.В. Макарцевой без дополнений и изменений. Она опирается на опыт создания курса Географического краеведения. Саратовской области для основной школы. Общее количество времени 35 часов. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.

Цель курса – создание природного образа малой родины.

Сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;

Показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;

Научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области;

Продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;

Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.

Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

Способствовать воспитанию экологического сознания, развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.

Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств.

Содержание программы курса

Курс «Географическое краеведение. Саратовская область» рассчитан на 34 ч (из расчета 1 академический час в неделю) для изучения в 6 классе общеобразовательной школы.

Что изучает географическое краеведение.

1. История исследования Саратовской области

Изучение природы нашего края со 2 века н.э., первые сведения о Волге

Путешественники, иностранные послы

Методы географических наук

2. Географическое положение Саратовской области

Условные топографические знаки. Способы определения направлений и расстояний на плане.

Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности

Ориентирование по плану и компасу.

Глазомерные съемки (маршрутные и площадные)

Географическое положение Саратовской области.

3. Тектоническое строение и рельеф

Тектоника и геологическое строение

Минеральные ресурсы. Урок-практикум

4. Климат Саратовской области

Климатообразующие факторы Саратовской области

Контрольная работа по темам «Рельеф и климат»

Внутренние воды области. Волга – главная река области

Реки Саратовской области

Гидрологические наблюдения. Урок-практикум

6. Природные комплексы

Растительность Саратовской области

Животный мир Саратовской области

Охраняемые памятники природы

7. Население области и Фёдоровского района (6 часов)

Население области и района

Населенные пункты. Города.

Рабочий поселок Соколовый, Саратовской обл.

Экскурсия в музей Краеведения р.п.Соколовый

Контрольная работа по курсу «Географическое краеведение»

Требования к уровню подготовки

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель своей малой Родины – Саратовской области);

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

— умения управлять своей познавательной деятельностью;

— умение организовывать свою деятельность;

— определять её цели и задачи;

— выбирать средства и применять их на практике;

— оценивать достигнутые результаты.

— формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

— основные географические понятия и термины;

— различия в хозяйственном освоении территорий Саратовской облсти; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством области;

— специфику географического положения и административно-территориального устройства Саратовской области Российской Федерации; особенности ее природы;

— природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

— выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

— находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения объектов и явлений, территории Саратовской области, экологических проблем;

— приводить примеры : использования и охраны природных ресурсов,

— составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников историко-географической информации и форм ее представления.

Календарно – тематическое планирование 6 класс Краеведение

Источник

Рабочая программа по географическому краеведению Саратовской области.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Заместитель директора школы

по УВР МБОУ « ООШ с.

Директор МБОУ « ООШ с. Холманка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Величко Александра Валерьевича

Первой квалификационной категории

по учебному курсу «Географическое краеведение»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

от «____» ___________2015г.

Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяет его общеобразовательным значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, ученых. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе-формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении-геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населенного пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.

ЦЕЛЬ- создание природного образа малой родины.

Главные задачи курса «Географического краеведения» состоят в следующем:

Сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;

Показать положительное и отрицательное влияние человека на природный комплекс и его компоненты.

Научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области.

Продолжить работу по обучению школьников приемам пространственного ориентирования в условиях своего населенного пункта и в сельской местности.

Создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.

Учебный процесс необходимо построить так, чтобы географические знания стали фундаментом практической деятельности в краеведении.

На уроках географического краеведения целесообразно использовать следующие формы, методы, приемы обучения:

практические работы на местности;

наблюдения за окружающей средой;

экскурсии и походы;

работу с краеведческой литературой;

Содержание тем учебного курса .

За основу взята программа для образовательных учреждений, допущенная Министерством Образования Саратовской области, авторы: Л.В. Макарцева, Р.В. Маркина. На курс «Географическое краеведение» отведено 34 часа (1 час в неделю). Распределение времени является примерным и может быть изменен учителем по своему усмотрению. Возможна перестановка тем, изменение часов.

История исследования Саратовской области, методы исследования-3 часа.

План местности-4 часа.

Особенности географического положения области, района-2 часа.

Строение земной коры. Минералы и горные породы-2 часа.

Рельеф Саратовской области-4 часа.

Воды суши Саратовской области-4 часа.

Атмосфера. Климат области-5 часов.

Природные комплексы-5 часов.

Население области, своего района-5часов.

Резервное время-1 час.

Перечень обязательной номенклатуры по Саратовской области.

Основные формы рельефа: Русская равнина, Приволжская возвышенность, Окско-Донская равнина, Прикаспийская низменность, Сыртовая равнина,Общий Сырт, долина реки Волги, Хвалынские горы, Змеевы горы, Соколовая гора, Алтынная гора, Лысогорский массив.

Внутренние воды: Волга, Большой Иргиз, Малый Иргиз, Медведица, Хопер, Большой Узень, Малый Узень.

Минеральное сырье: нефть, природный газ (Волго-Уральская нефтегазоносная провинция), горючие сланцы, торф(по долинам Медведици, Хопра), каменная и калийная соль (Заволжье), сера (Заволжье), фосфориты (около Саратова, Вольска), глина (долины рек), пески.

Растительность (флора): мягко лиственная порода: береза, осина, липа, клен, разнотравье степи: девясил, ковыль, пижма, тысячелистник, представители полупустыни: полынь, солерос.

Животный мир (фауна): лоси, зайцы-беляки, лисицы, кабаны, птицы: дятел, дрофа, горлица, иволга, соловей, снегирь, ястреб.

Тема 1. « Что изучает географическое краеведение?»

Тема 2. «История исследования Саратовской области. Методы познания»

Изучение природы нашего края с древнейших времен.

Саратовцы- исследователи других континентов.

П.Р.№1 «Организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными наблюдениями в природе »

Тема 3. «План местности».

План: Условные знаки, масштаб.

Ориентирование по плану и компасу.

П.Р.№2 «Описание маршрута по плану местности».

Изображение неровностей. Работа с топокартой..

Ориентирование по плану своего населенного пункта.

Тема 4. «Особенности географического положения области, района».

Расположение области, района на материке, части света, Восточно-Европейской равнине.

Географическое положение Саратовской области и своего района.

П.Р.№3 «Географическое положение Саратовской области и своего района».

Тема 5. «Строение земной коры. Минералы и горные породы».

Геологическое строение. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья.

Определение горных пород по образцам.

П.Р.№4 «определение горных пород по образцам».

Образцы горных пород

Тема №6. «Рельеф Саратовской области, своего района».

Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья.

Обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых области. Оценка рельефа своей местности.

П.Р.№5 « Обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых области. Оценка рельефа своей местности ».

Тема 7. «Воды суши Саратовской области»

Внутренние воды области. Волга- главная река области. Анализ П.Р.№5.

П.Р.№6 «Описание по карте гор и равнин».

Реки Волжского бассейна.

Реки бессточного бассейна. Озера.

Описание реки. Нанесение на контурную карту объектов гидрологии.

П.Р.№7 « Описание реки. Нанесение на контурную карту объектов гидрологии ».

Тема 8 «Атмосфера. Климат области».

Метеорологические элементы. Местные признаки погоды. Анализ П.Р.№7.

П.Р.№8. «Построение графика температуры. Облачности, розы ветров».

Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры.

П.Р.№9 «Климат Земли. Работа с климатическими картами».

Ветра, господствующие в области. Осадки.

Климат района, его влияние на жизнь и здоровье людей.

Обработка и анализ метеорологических наблюдений П.Р.№8

Тема 9. «Природные комплексы Саратовской области».

Тип почвы Саратовской области.

Растительный и животный мир области, района.

Природные зоны области, района.

Памятники природы. Экологические проблемы.

Экскурсия в природный комплекс.

Тема 10. «Население области, района»

История заселения. Освоение области.

Народы Саратовской области.

Обобщение по теме (защита проектов).

История костюмов народов Саратовского края.

Быт и культура народов. Традиции.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

В результате изучения краеведения в 6 классе учащиеся должны приобрести умения:

• определять географическое положение родного края, города, поселка;

• определять координаты района;

• составлять календарь погоды своей местности;

• объяснять особенности взаимодействия человека и природы родного края;

Перечень учебно-методического обеспечения:

География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.

Саратовская область в географических названиях. В.И.Горцев. Издательство СГУ, 1984.

География Саратовской области. А.М. Дёмин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщиков. Саратов : «Лицей», 2008.

География Саратовской области. Е.Ф. Лёгенькая, М.А. Шабанов. Саратов, Приволжское книжное издательство, 1973.

Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Рабочая тетрадь. Л.В. Макарцева. Саратов: «Лицей».2007.

Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Л.В. Макарцева. Саратов: «Лицей».2007.

Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. Моссква: «Школа-Пресс», 2001.

Зеленый остров, Серый ключ, Красная речка. Л.Г. Хижняк, З.Л. Новоженова. Саратов, Приволжское книжное издательство, 1990.

Земля Саратовская. Д.С. Худяков. Саратов: «Соотечественник», «Кедр». 1998.

Энциклопедия Саратовской области. Саратов. Приволжское книжное издательство, 2002.

Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Рабочая тетрадь. Л.В. Макарцева. Саратов, Издательство«Лицей».2007.

Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Л.В. Макарцева. Саратов, Издательство «Лицей». 2007.

Что изучает географическое краеведение саратовской области. Смотреть фото Что изучает географическое краеведение саратовской области. Смотреть картинку Что изучает географическое краеведение саратовской области. Картинка про Что изучает географическое краеведение саратовской области. Фото Что изучает географическое краеведение саратовской области

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что изучает географическое краеведение саратовской области. Смотреть фото Что изучает географическое краеведение саратовской области. Смотреть картинку Что изучает географическое краеведение саратовской области. Картинка про Что изучает географическое краеведение саратовской области. Фото Что изучает географическое краеведение саратовской области

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что изучает географическое краеведение саратовской области. Смотреть фото Что изучает географическое краеведение саратовской области. Смотреть картинку Что изучает географическое краеведение саратовской области. Картинка про Что изучает географическое краеведение саратовской области. Фото Что изучает географическое краеведение саратовской области

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что изучает географическое краеведение саратовской области. Смотреть фото Что изучает географическое краеведение саратовской области. Смотреть картинку Что изучает географическое краеведение саратовской области. Картинка про Что изучает географическое краеведение саратовской области. Фото Что изучает географическое краеведение саратовской области

Рабочая программа по географическому краеведению Саратовской области.

В рабочей программе по Саратовской области представлены КТП на учебный год с планом 34 учебной недели. Материалы по учебнику Макарцева с изменением авторской рабочей программы по ФГОС.

Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяет его общеобразовательным значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, ученых. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе-формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении-геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населенного пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.

ЦЕЛЬ-создание природного образа малой родины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *