Что изучает географическое краеведение саратовской области
Тема: Земля моя родная – Саратовский край.
Тип урока: Обобщения, систематизация и практического применения знаний и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте уважаемые ребята!
Мы сегодня на уроке краеведения (можно использовать и на уроке географии Саратовской области).
Мы много нового узнали при изучении раздела “Г.П, Рельеф, геологическое строение воды”. Впереди еще много новых открытий и урок хочется начать словами Константина Бальмонта: “И нет желанней ничего, чем образ края моего”.
Урок “Земля моя родная – Саратовский край” можно начать эпиграфом. Запишите слова Николая Дружкова “У каждого есть Родина своя, у каждого есть дом, где он родился…”.
II. Основная часть.
Этап закрепления, обобщения и систематизации знаний.
1. Сегодня урок построен необычно, надеюсь, мы пройдем к намеченной цели успешно, будьте внимательны. Желаю удачи!
Мы работаем с картой Саратовской области, на ней много объектов и названий городов, рек, озер, равнин, гор.
Посмотрите на карту и ответьте, в состав какого региона входит наша область?
2. Географическое положение Саратовской области.
Практическая работа. Выполните практическую работу на контурной карте:
— обозначьте соседние пограничные территории;
— обозначьте координаты крайних точек.
3. Геологическое строение.
Кто из вас в детстве не мечтал иметь машину времени. Попробуем мы переместиться из одной эпохи в другую и посмотрим, что было когда-то на месте Саратовской области в далеком геологическом прошлом. И поможет нам в этом наука геология, которая изучает историю развития Земли.
Заслушаем рассказ о геологическом развитии и узнаем о глубокой древности нашего края. Заглянуть в глубь веков можно лишь находясь на берегу реки.
— У меня в руках коллекция горных пород, взятых с берега реки Большой Караман.
— О древнейшем днепровском оледенении повествуется в книге Д.С. Худякова “Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел…” Д.С. Худяков ведет передачу “Не за тридевять земель”, выпускается издательством газета с таким же названием.
В книге путешествия упоминается, что ледник надвигался с севера до Приволжской возвышенности.
— Решите географические задачи:
— Что лежит в основе поверхности области?
— Что произошло с рекой Б.Караман, если бы горные породы были не песок и глина, а гранит и нейс?
— В какой временной геологический отрезок мы сейчас живем?
— Покажите основные формы рельефа.
— Какой рельеф и причины его формирования?
(Холмистый, ступенчатый рельеф. Причины: геологическая история развития, оледенение, внешние силы – вода, ветер).
— Расскажите о рельефе Правобережья. Места выхода горных пород на местности отражены в песнях, легендах, сказках.
Легенда по книге Д.С.Худякова “Столбичи”.
— Охарактеризуйте Сыртовую равнину, Прикаспийскую низменность.
— Ребята, к каким бассейнам относятся реки Саратовской области.
— Вспомните, сколько названий у Волги?
(I тысячелетие до н.э. – упоминается река ДАИТИЯ – в ведической мифологии).
РА (Рим.) – тыс. – означает Бог утреннего Солнца. (Рим.)
Оарос – IV в. Геродот упоминает реку.
Итиль – VIII–Х вв. Каган Хазарий Хасдай сообщил в письме: “Я живу у реки по имени Итиль”.
Волга – XIX в финское название.
Послушаем легенду “Утесы на Волге”.
Составить кроссворды “Волга”, “Города Поволжья”, “Города на Волге в Саратовской области”. (См. Приложения)
6. Символы Саратовской области.
Герб Саратовской области, что он означает?
Вопросы на закрепление знаний и навыков.
1. Что изображено на гербе Саратовской области:
2. Что изображено на гербе Советского района? Почему?
а) колоски пшеницы;
б) буровая вышка;
в) буровая вышка и колоски пшеницы.
3. В какой части Саратовской области расположен р.п. Советское
а) Приволжская возвышенность;
б) Сыртовая равнина: Левобережье;
в) Прикаспийская низменность Левобережье.
4. Символом какого района является дрофа, занесенная в Красную Книгу Саратовской области:
а) Ершовский район;
б) Ровенский район;
в) Федоровский район.
5.Самые высокие горы:
а) Змеевые;
б) Синие;
в) Хвалынские.
6. О какой зоне идет речь…
7. Кто губернатор области (Павел Ипатов).
III. Заключение.
Звучит музыка “Гляжу в озера синие…”
На фоне музыки читает учащийся стихотворение о Родине Н.Дружкова.
“У каждого есть Родина своя,
Родина для каждого святая”.
— Как ты понимаешь эти слова?
— Ребята, скажите, можно ли назвать Саратовскую область своей Малой Родиной?
— Объясните почему?
Где-то там вдали
Края другие и другие реки.
Ты моя судьба
Родная Волга
Я с тобой навеки. (Н.Палькин)
Итак, наша работа по теме подошла к концу, подумайте над тем, что было на предыдущих уроках. Сравните с этим уроком.
— Что нового для вас было?
— Какие вопросы остались неясны.
В своей тетради напишите мнение о данном уроке.
Всем участникам учебного процесса ставлю оценки. Урок окончен.
Рабочая программа по географическому краеведению Саратовской области
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п. Соколовый
Саратовского района Саратовской области»
Протокол № 1 от 29.08.16
Приказ № ______ от 31.08.16
Агаповой Оксаны Владимировны
Учебно-тематическое планирование по Географическому краеведению
Учитель : Агапова О.В
Всего 34 часов, в неделю 1
Административных контрольных уроков __1_час
Планирование составлено на основе:
Примерной программы основного общего образования по «Географическому краеведению. Саратовской области» под редакцией Л.В. Макарцевой, 2004 г.
( рекомендовано Министерством образования Саратовской области)
Учебно-методическая линия : курс «Географическое краеведение. Саратовская область» разработанный доцентом кафедры экономической и социальной географии СГУ Л.В. Макарцевой.
Учебник: Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. – Саратов: Лицей, 2007. – 64с. ( рекомендовано Министерством образования Саратовской области)
Рабочая тетрадь: Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Рабочая тетрадь. – Саратов: Лицей, 2010.
Демин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В. География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2005. – 336с.
attachment:/1/saratov.html Характеристика Саратовской области
a ttachment:/50/info_202.html Справочная информация о Саратовской области
attachment:/226/letopis_1.htm Саратов сквозь время
Общая характеристика программы
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы Л.В. Макарцевой без дополнений и изменений. Она опирается на опыт создания курса Географического краеведения. Саратовской области для основной школы. Общее количество времени 35 часов. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.
Цель курса – создание природного образа малой родины.
Сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;
Показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;
Научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области;
Продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;
Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.
Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.
Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
Способствовать воспитанию экологического сознания, развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.
Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств.
Содержание программы курса
Курс «Географическое краеведение. Саратовская область» рассчитан на 34 ч (из расчета 1 академический час в неделю) для изучения в 6 классе общеобразовательной школы.
Что изучает географическое краеведение.
1. История исследования Саратовской области
Изучение природы нашего края со 2 века н.э., первые сведения о Волге
Путешественники, иностранные послы
Методы географических наук
2. Географическое положение Саратовской области
Условные топографические знаки. Способы определения направлений и расстояний на плане.
Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности
Ориентирование по плану и компасу.
Глазомерные съемки (маршрутные и площадные)
Географическое положение Саратовской области.
3. Тектоническое строение и рельеф
Тектоника и геологическое строение
Минеральные ресурсы. Урок-практикум
4. Климат Саратовской области
Климатообразующие факторы Саратовской области
Контрольная работа по темам «Рельеф и климат»
Внутренние воды области. Волга – главная река области
Реки Саратовской области
Гидрологические наблюдения. Урок-практикум
6. Природные комплексы
Растительность Саратовской области
Животный мир Саратовской области
Охраняемые памятники природы
7. Население области и Фёдоровского района (6 часов)
Население области и района
Населенные пункты. Города.
Рабочий поселок Соколовый, Саратовской обл.
Экскурсия в музей Краеведения р.п.Соколовый
Контрольная работа по курсу «Географическое краеведение»
Требования к уровню подготовки
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель своей малой Родины – Саратовской области);
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
— умения управлять своей познавательной деятельностью;
— умение организовывать свою деятельность;
— определять её цели и задачи;
— выбирать средства и применять их на практике;
— оценивать достигнутые результаты.
— формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
— самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
— основные географические понятия и термины;
— различия в хозяйственном освоении территорий Саратовской облсти; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством области;
— специфику географического положения и административно-территориального устройства Саратовской области Российской Федерации; особенности ее природы;
— природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
— выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
— находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения объектов и явлений, территории Саратовской области, экологических проблем;
— приводить примеры : использования и охраны природных ресурсов,
— составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников историко-географической информации и форм ее представления.
Календарно – тематическое планирование 6 класс Краеведение
Рабочая программа по географическому краеведению Саратовской области.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Заместитель директора школы
по УВР МБОУ « ООШ с.
Директор МБОУ « ООШ с. Холманка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Величко Александра Валерьевича
Первой квалификационной категории
по учебному курсу «Географическое краеведение»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
от «____» ___________2015г.
Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяет его общеобразовательным значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, ученых. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе-формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении-геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населенного пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.
ЦЕЛЬ- создание природного образа малой родины.
Главные задачи курса «Географического краеведения» состоят в следующем:
Сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;
Показать положительное и отрицательное влияние человека на природный комплекс и его компоненты.
Научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области.
Продолжить работу по обучению школьников приемам пространственного ориентирования в условиях своего населенного пункта и в сельской местности.
Создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.
Учебный процесс необходимо построить так, чтобы географические знания стали фундаментом практической деятельности в краеведении.
На уроках географического краеведения целесообразно использовать следующие формы, методы, приемы обучения:
практические работы на местности;
наблюдения за окружающей средой;
экскурсии и походы;
работу с краеведческой литературой;
Содержание тем учебного курса .
За основу взята программа для образовательных учреждений, допущенная Министерством Образования Саратовской области, авторы: Л.В. Макарцева, Р.В. Маркина. На курс «Географическое краеведение» отведено 34 часа (1 час в неделю). Распределение времени является примерным и может быть изменен учителем по своему усмотрению. Возможна перестановка тем, изменение часов.
История исследования Саратовской области, методы исследования-3 часа.
План местности-4 часа.
Особенности географического положения области, района-2 часа.
Строение земной коры. Минералы и горные породы-2 часа.
Рельеф Саратовской области-4 часа.
Воды суши Саратовской области-4 часа.
Атмосфера. Климат области-5 часов.
Природные комплексы-5 часов.
Население области, своего района-5часов.
Резервное время-1 час.
Перечень обязательной номенклатуры по Саратовской области.
Основные формы рельефа: Русская равнина, Приволжская возвышенность, Окско-Донская равнина, Прикаспийская низменность, Сыртовая равнина,Общий Сырт, долина реки Волги, Хвалынские горы, Змеевы горы, Соколовая гора, Алтынная гора, Лысогорский массив.
Внутренние воды: Волга, Большой Иргиз, Малый Иргиз, Медведица, Хопер, Большой Узень, Малый Узень.
Минеральное сырье: нефть, природный газ (Волго-Уральская нефтегазоносная провинция), горючие сланцы, торф(по долинам Медведици, Хопра), каменная и калийная соль (Заволжье), сера (Заволжье), фосфориты (около Саратова, Вольска), глина (долины рек), пески.
Растительность (флора): мягко лиственная порода: береза, осина, липа, клен, разнотравье степи: девясил, ковыль, пижма, тысячелистник, представители полупустыни: полынь, солерос.
Животный мир (фауна): лоси, зайцы-беляки, лисицы, кабаны, птицы: дятел, дрофа, горлица, иволга, соловей, снегирь, ястреб.
Тема 1. « Что изучает географическое краеведение?»
Тема 2. «История исследования Саратовской области. Методы познания»
Изучение природы нашего края с древнейших времен.
Саратовцы- исследователи других континентов.
П.Р.№1 «Организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными наблюдениями в природе »
Тема 3. «План местности».
План: Условные знаки, масштаб.
Ориентирование по плану и компасу.
П.Р.№2 «Описание маршрута по плану местности».
Изображение неровностей. Работа с топокартой..
Ориентирование по плану своего населенного пункта.
Тема 4. «Особенности географического положения области, района».
Расположение области, района на материке, части света, Восточно-Европейской равнине.
Географическое положение Саратовской области и своего района.
П.Р.№3 «Географическое положение Саратовской области и своего района».
Тема 5. «Строение земной коры. Минералы и горные породы».
Геологическое строение. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья.
Определение горных пород по образцам.
П.Р.№4 «определение горных пород по образцам».
Образцы горных пород
Тема №6. «Рельеф Саратовской области, своего района».
Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья.
Обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых области. Оценка рельефа своей местности.
П.Р.№5 « Обозначение основных форм рельефа и полезных ископаемых области. Оценка рельефа своей местности ».
Тема 7. «Воды суши Саратовской области»
Внутренние воды области. Волга- главная река области. Анализ П.Р.№5.
П.Р.№6 «Описание по карте гор и равнин».
Реки Волжского бассейна.
Реки бессточного бассейна. Озера.
Описание реки. Нанесение на контурную карту объектов гидрологии.
П.Р.№7 « Описание реки. Нанесение на контурную карту объектов гидрологии ».
Тема 8 «Атмосфера. Климат области».
Метеорологические элементы. Местные признаки погоды. Анализ П.Р.№7.
П.Р.№8. «Построение графика температуры. Облачности, розы ветров».
Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры.
П.Р.№9 «Климат Земли. Работа с климатическими картами».
Ветра, господствующие в области. Осадки.
Климат района, его влияние на жизнь и здоровье людей.
Обработка и анализ метеорологических наблюдений П.Р.№8
Тема 9. «Природные комплексы Саратовской области».
Тип почвы Саратовской области.
Растительный и животный мир области, района.
Природные зоны области, района.
Памятники природы. Экологические проблемы.
Экскурсия в природный комплекс.
Тема 10. «Население области, района»
История заселения. Освоение области.
Народы Саратовской области.
Обобщение по теме (защита проектов).
История костюмов народов Саратовского края.
Быт и культура народов. Традиции.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
В результате изучения краеведения в 6 классе учащиеся должны приобрести умения:
• определять географическое положение родного края, города, поселка;
• определять координаты района;
• составлять календарь погоды своей местности;
• объяснять особенности взаимодействия человека и природы родного края;
Перечень учебно-методического обеспечения:
География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.
Саратовская область в географических названиях. В.И.Горцев. Издательство СГУ, 1984.
География Саратовской области. А.М. Дёмин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщиков. Саратов : «Лицей», 2008.
География Саратовской области. Е.Ф. Лёгенькая, М.А. Шабанов. Саратов, Приволжское книжное издательство, 1973.
Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Рабочая тетрадь. Л.В. Макарцева. Саратов: «Лицей».2007.
Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Л.В. Макарцева. Саратов: «Лицей».2007.
Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. Моссква: «Школа-Пресс», 2001.
Зеленый остров, Серый ключ, Красная речка. Л.Г. Хижняк, З.Л. Новоженова. Саратов, Приволжское книжное издательство, 1990.
Земля Саратовская. Д.С. Худяков. Саратов: «Соотечественник», «Кедр». 1998.
Энциклопедия Саратовской области. Саратов. Приволжское книжное издательство, 2002.
Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Рабочая тетрадь. Л.В. Макарцева. Саратов, Издательство«Лицей».2007.
Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Л.В. Макарцева. Саратов, Издательство «Лицей». 2007.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рабочая программа по географическому краеведению Саратовской области.
В рабочей программе по Саратовской области представлены КТП на учебный год с планом 34 учебной недели. Материалы по учебнику Макарцева с изменением авторской рабочей программы по ФГОС.
Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяет его общеобразовательным значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, ученых. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе-формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении-геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населенного пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.
ЦЕЛЬ-создание природного образа малой родины.