Что изучает дисциплина родная литература
Рябочая программа по дисциплине «Родная литература» для студентов 1 курса СПО
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения родной (русской) литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Просмотр содержимого документа
«Рябочая программа по дисциплине «Родная литература» для студентов 1 курса СПО»
НеКОММЕРЧЕСКОЕ ЧАСТНОЕ учреждение ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования
«Колледж управления и экономики»
____________ /Рахматулин Т.С./
____________ /Рахматулин Т.С./
____________ /Рахматулин Т.С./
Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОУД.12 РОДНАЯ литература
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
40.02.02 Правоохранительная деятельность
(социально- экономический профиль)
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Разработчик: Янгутова Н.П., преподаватель русского языка и литературы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения родной (русской) литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа учебной дисциплины «Родная литература» разработана на основании ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.№413; Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413; Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций (автор Обернихина Г.А. и др.); Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), Рекомендация в редакции 2017 г.(Протокол №3 от 25 мая 2017 г.)
Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
Формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числев сети Интернет.
Рабочая программа по учебному курсу «Родная (русская) литература»
Разделы: Литература
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа по учебному курсу «Русская (родная) литература» представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Русская родная литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русской родной литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Русская (родная) литература». Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Русская (родная) литература».
Рабочая программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.
Назначение учебного курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников.
Задачами изучения курса «Родная (русская) литература» являются:
Данная рабочая программа ориентирована на содержание и на учебник-хрестоматию: Литература: 5-6кл.; 7-9кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Авт.-сост. Ю.В.Лебедев. – М.: Просвещение-регион, Просвещение, 2002; учебное пособие Костромской край с древнейших времён до наших дней: учебное пособие. В 2ч / Отв. ред.Е.А.Лушина. – Кострома: Изд-во КОИРО, 2017; учебное пособие Литература Костромского края. Вторая половина 19 века. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018.
Обоснование выбора программы
Мы часто упускаем из вида, что любовь к Родине нельзя воспитать только громкими и широковещательными лозунгами, что это чувство выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и что начинается оно с чувства любви и почтения к «малой родине», к дому, где он родился и вырос, к родному краю. По точным словам академика Д.С.Лихачева, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
Именно в процессе изучения учебного курса «Русская (родная) литература» ученик открывает для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живет, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов.
Колыбелью многих писательских дарований, вошедших в историю русской литературы 19 – начала 20 века, явился Костромской край. П.А.Катенин и А.Ф.Писемский, Ю.В.Жадовская и С.В.Максимов были связаны с ним не только своим рождением, не только детскими и юношескими годами, но и последующей жизненной и творческой судьбой.
Изучение литературы Костромского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Н.Островского, Н.А.Некрасова, И.И.Пущина, В.Г.Короленко и многих других.
Костромская литература является неотъемлемой частью русской литературы. Изучение костромской литературы призвано открыть обучающимся Костромской области духовное богатство родной земли, оценить разнообразие культурной жизни прошлых поколений. Это является основой нравственного и патриотического воспитания.
Знакомство с литературой родного края ведется параллельно с изучаемыми в основном курсе литературы художественными произведениями. Это позволяет пробудить в душах учащихся те состояния, те впечатления, которые когда-то вызвала к жизни через художественные произведения писателей-классиков наша родная земля. Такой подход к изучению литературы не только расширяет представление о ней благодаря новым именам, новым художественным произведениям, но и позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи литературных и исторических событий, связывающих прошлое с будущим.
В рабочую программу по учебному курсу «Русская (родная) литература» включены только лучшие образцы местной литературы, так как связи Костромского края с большой, всероссийской культурой достаточно широки, глубоки и многообразны. На Костромской земле родились, жили, создавали свои шедевры многие деятели русской литературы и искусства. Задача учителя заключается в том, чтобы показать учащимся, как они использовали в своих произведениях костромской материал, как полно они отразили в них быт, природу, нравы, образ жизни костромичей, кого из наших земляков они избрали в качестве прототипов своих героев, какие факты из жизни наших предков стали достоянием их художественного творчества.
Для реализации этой задачи необходимо:
Рабочая программа предусматривает осуществление межпредметных и внутрипредметных связей:
Общая характеристика учебного предмета
Изучение учебного курса «Родная (русская) литература» играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.
Учебный предмет «Русская (родная) литература» предназначен для углубления и расширению знаний учащихся по литературе (закрепление терминологии, отработка практических умений и навыков анализа), знакомства с литературным наследием края; для детального изучения произведений, созданных поэтами и писателя малой родины; направлен на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.
Ценность данного учебного курса заключается в том, что он, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.
Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
В программе представлены следующие разделы:
Место предмета в учебном плане школы
Предметная область «Родной язык и родная литература» включает обязательные учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература».
Объем часов по классам (годам) обучения устанавливается самостоятельно общеобразовательной организацией за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений, но не менее 2 часов в неделю суммарно за 5 лет обучения по каждому учебному предмету предметной области «Родной язык и родная литература».
Учебный план МОУ лицея №3 предусматривает обязательное изучение учебного курса «Русская (родная) литература» основного общего образования:
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Итоговые отметки по учебным предметам инвариантной части учебного плана, включая обязательные учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература», выставляются в аттестат об основном общем образовании.
Требования к результатам освоения примерной программы по учебному курсу «Русская (родная) литература)
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» делятся на личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. При изучении предмета «Родная (русская) литература» будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении «Родной (русской) литературы» обучающиеся усовершенствуют приобретённые имеющиеся навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
В ходе изучения «Родной (русской) литературы» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее.
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Смысловое чтение.
Рабочая программа «Родная литература» (1 курс СПО)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский колледж информационных и промышленных технологий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП. 09 «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий»
методической цикловой комиссией гуманитарных дисциплин
от «31» августа 2020 г.
Председатель методической цикловой комиссии
__________ Е.В. Адельшина
Зам. директора по ОПП:
_______________ Е.А. Волобуева
© ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа учебного предмета «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» среднего общего образования (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения учебных предметов, входящих в образовательную область « Русский язык и литература» и на основе следующих нормативно-правовых документ ов :
1. Конституция Российской Федерации (статья 26);
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 5, 8, 12, 14);
3. Федеральный закон от 25.10.1991 г. № 1807-1 (ред. от 12.03.2014 г.) «О языках народов Российской Федерации» (статьи 2, 6, 9, 10);
4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28 июня 2016 года. Протокол №2/16-з.
Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОУП.09 «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» входит в общеобразовательный цикл
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты освоения учебного предмета опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей. В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:
1) личностные результаты;
2) метапредметные результаты;
3) предметные результаты.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
— ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
— готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
— готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
— принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
— неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
— российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
— уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
— формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
— воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
— гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
— признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
— мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
— интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
— готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
— приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
— нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
— принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
— способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
— формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
— развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
— мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
— готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
— экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
— эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
— ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
— положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
— уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
— осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
— готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
— потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
— готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
— физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
— оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
— ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
— выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
— организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
— сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
— искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
— критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
— использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
— находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
— выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
— выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
— менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
— при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
— координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
— развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений
Предметные результаты изучения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Родная литература» на уровне среднего общего образования:
— сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;
— владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
— сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
— обогащение активного и потенциального словарного запасана родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
— овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
— сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
— сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
— обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
— сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1 Объем учебного предмета