Что изучает дисциплина корпоративная культура

Корпоративная культура: понятие, примеры, виды, функции

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культура

Что такое корпоративная культура?

Если говорить простыми словами, корпоративная культура – это совокупность ценностей, принципов, идей и норм поведения, присущих сотрудникам компании. Также можно сказать, что корпоративная культура – это лицо компании, её особый «фирменный стиль», впечатление, которое она производит и желает производить.

Данное понятие включает такие элементы как:

Корпоративная культура возникает в момент основания компании и постепенно пополняется новыми ценностями и традициями. Некоторые её аспекты сохраняются на протяжении десятилетий, другие меняются. Главными носителями корпоративной культуры являются сотрудники. И чем более довольны они условиями работы, тем более позитивной становится корпоративная культура, которую они формируют.

Для любой компании важна корпоративная культура, ведь она служит её визитной карточкой. От неё зависит, как показывают образ компании СМИ, как её воспринимают потребители и насколько привлекательной она выглядит для потенциальных сотрудников.

Считается, что термин «корпоративная культура» придумал Генри Форд. Он старался обеспечить сотрудникам лучшие рабочие условия в США, но в то же время требовал от них жёсткой дисциплины. Каждый из них отрабатывал 8-часовую смену, работая по 6 дней в неделю (в начале XX века это был очень прогрессивный график).

Форд демонстрировал уважение к каждому сотруднику, знал всех по имени и каждому пожимал руку при встрече. Он уделял огромное внимание тому, что называл «корпоративной культурой», и не прогадал. Благодаря этому ему удалось произвести революцию на американском рынке труда. Многие привычные сегодня вещи, такие как оплачиваемый отпуск или 8-часовой рабочий день, впервые внедрил именно Генри Форд.

Из чего состоит корпоративная культура?

В качестве основных составляющих корпоративной культуры можно назвать такие элементы как:

Важно понимать, что ни одна культура не может существовать без носителей. Носителями корпоративной культуры являются сотрудники, разделяющие, формирующие, развивающие и распространяющие ценности компании.

Примеры яркой корпоративной культуры

В качестве примеров рассмотрим три компании, каждая из которых может похвастаться яркой корпоративной культурой.

Виды корпоративных культур

Наиболее известная и удобная классификация корпоративных культур основывается на центральном элементе, вокруг которого они строятся. Рассмотрим основные разновидности, предусмотренные этой классификацией.

1. Ролевая модель

Ключевая особенность данной модели – формализованная и чётко структурированная иерархия. Часто встречаются такие элементы как формальное общение, строгие графики, дресс-код, различные уставы и своды правил.

Ценности ролевой модели:

Особенно хорошо ролевая модель подходит для больших компаний. Она позволяет организовывать работу многотысячных коллективов, создавая конкурентное преимущество в стабильных нишах. В то же время эта модель делает компанию «неповоротливой», поэтому в быстро меняющихся рыночных условиях она проигрывает конкурентам.

2. Командная модель

В этой модели отсутствует вертикальная иерархия в её привычном понимании. Все члены команды являются равноправными, при этом каждый из них решает свои задачи. Общение в коллективе преимущественно неформальное, часто дружеское.

Ценности командной модели:

Данная модель часто встречается в стартапах. Кроме того, её используют компании, деятельность которых имеет проектный характер. Если проект оказывается успешным, от его участников часто можно услышать что-то вроде: «У нас была полная свобода творчества. Начальство позволило нам нарушать правила, чтобы мы могли создать революционный продукт».

3. Семейная модель

Эта модель подразумевает, что между сотрудниками устанавливаются добрые, дружелюбные, практически семейные отношения. Работники могут обращаться за советами к руководителям, воспринимая их как наставников и старших товарищей. Также принято заботливо и бережно относиться к клиентам.

Ценности семейной модели:

Всем сотрудникам предоставляется соцпакет. Нередко в качестве прибавки к зарплате они получают небольшое количество акций. О заслугах сотрудника обычно сообщается публично. Успешность компании обеспечивается лояльностью сотрудников и потребителей.

4. Рыночная модель

Данная модель ориентирована на финансовые показатели. Ценность сотрудника определяется тем, какой объём прибыли он обеспечил. Поэтому в компаниях, использующих рыночную модель, востребованы энергичные работники, готовые обеспечивать продажи и бороться за повышение в жесткой конкурентной борьбе с коллегами.

Ценности рыночной модели:

В таких компаниях значимость сотрудника, который приносит большой доход, может быть выше, чем значимость того, кто формально находится выше него в иерархии (в том числе, его прямого начальника).

Перечисленные модели обычно существуют не в чистом виде, а содержат в себе признаки других моделей. К примеру, крупная компания, избравшая для себя ролевую модель, может обладать и некоторыми признаками, характерными для семейной модели. Кроме того, растущие компании могут менять модели по мере развития.

Инструменты развития корпоративной культуры

Каждый руководитель стремится сформировать культуру, которая обеспечит позитивное восприятие компании сотрудниками и потребителями. В качестве инструментов для этого можно использовать такие подходы как:

Важно, чтобы у компании была понятная философия, которую смогут разделять все сотрудники. Каждый из них должен чувствовать свою причастность и понимать, что его работа – это вклад в общее дело.

Функции корпоративной культуры

Важность корпоративной культуры объясняется функциями, которые она выполняет:

Источник

Корпоративная культура организации: как сформировать и внедрить

Что такое корпоративная культура компании

Корпоративная культура компании — это свод правил и норм, которые распространяются на процессы внутри организации в целом и на сотрудников в частности. Их должны разделять все работники, в противном случае возникает текучесть кадров, недовольства, конфликты.

Корпоративная культура состоит из систем лидерства и коммуникаций, действующей символики, правил решения конфликтных ситуаций, иерархического положения членов коллектива. Чтобы грамотно составить для компании нормы и правила, важно учитывать цели и ценности, миссию организации, но стоит брать во внимание и интересы сотрудников.

Корпоративная культура компании: пример портрета по методу ДЕНИСОНА

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культура

Что входит в корпоративную культуру

Корпоративная культура основана на:

Пример

В McDonald’s есть руководство из 800 страниц. В нем рассмотрены всевозможные ситуации, начиная от повседневных и заканчивая неординарными. Менеджеры подобрали варианты решения проблем, действий сотрудников. Каждый работник сети обязан изучить руководство при трудоустройстве. Это помогает поддерживать стабильно большой поток клиентов, избегать недовольства с их стороны. Сами работники отличаются доброжелательностью — они всегда готовы прийти на помощь. На создание корпоративной культуры ушло много лет, а в данный момент с нее берут пример многие компании мира.

Корпоративная культура организации: пример правил

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культура

Развитие корпоративной культуры в организации — важная задача руководителя компании. Чем детальнее расписаны нормы и правила, тем лучше для всех. Сотрудники могут обратиться к руководству, заучить отдельные пункты. У них возникает меньше вопросов и стрессовых ситуаций по причине незнания принципов работы и взаимодействия с коллегами, клиентами и руководством.

Корпоративная культура организации: пример

В разных странах мира составляющие элементы корпоративной культуры разные. Рассмотрим 3 основы, свойственные компаниям в США, Японии и России (книга «Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах»).

Обратите внимание! Резкий пересмотр действующей корпоративной системы вредит организации, ведет к спаду лояльности сотрудников, провоцирует снижение конкурентоспособности. Не вносите часто корректировки в систему. Коллективу нужно время, чтобы привыкнуть к нововведениям.

Функции корпоративной культуры организации

Корпоративная культура выполняет несколько функций, без которых невозможно нормальное развитие организации, выход на новые позиции.

7 основных функций корпоративной культуры

1. Имиджевая. Помогает создать положительный образ фирмы, привлекать новых клиентов и сотрудников в условиях жесткой рыночной конкуренции.

2. Мотивационная. Вдохновляет персонал на достижение поставленных задач, качественную и активную работу, участие в жизни фирмы.

3. Идентифицирующая. Развивает ощущение личной ценности, принадлежности к команде.

4. Адаптивная. Помогает новичкам вливаться в коллектив.

Как выстроить процесс адаптации новичков в компании

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культура

5. Управленческая. Помогает сформировать правила и нормы управления сотрудниками, структурными подразделениями.

6. Системообразующая. Делает работу эффективной, упорядоченной.

7. Маркетинговая. Позволяет разрабатывать стратегию, нужную для правильного позиционирования организации на рынке.

О клиентском сервисе Zappos говорит весь мир. Корпоративная культура компании — пример для подражания. Буквально за несколько лет реальные истории и легенды, слухи заполонили весь интернет. В результате этого сервис получил колоссальный приток целевой аудитории, быстро обогнал конкурентов.

Когда нужно формализовать или пересмотреть корпоративную культуру организации и как это сделать

Корпоративная культура организации со временем устаревает. Ее пора пересматривать, если компания:

Если корпоративная культура основана на неформальных принципах, в коллективе обязательно начнут появляться множество негласных правил. Их будут разделять давно работающие специалисты, но не будут понимать новички.

Пошаговый алгоритм формирования корпоративной культуры

Шаг 1. Назначить ответственного за диагностику корпоративной культуры, разработку и внедрение программ по ее развитию. Это может быть сотрудник HR-службы или HR-директор, который возьмет на себя дополнительные обязанности. Если нет возможности подключить своих работников, пригласите внешних консультантов.

Шаг 2. Сделать диагностику существующей корпоративной культуры. Перед тем как приступить к развитию в организации корпоративной культуры, необходимо сделать анализ устоявшихся в коллективе ценностей, правил и норм поведения.

К основным целям общей диагностики корпоративной культуры относят:

Параметры оценки для диагностики корпоративной культуры

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культура

Шаг 3. Выбрать и описать новые корпоративные ценности организации. О бсудите с руководителем организации полученную в ходе диагностики культуры информацию. Зафиксируйте высказанные пожелания и требования. Далее проведите собрания с руководителями среднего звена и ведущими специалистами (значимыми лицами организации), вовлеките их в процесс разработки и внедрения новых корпоративных ценностей. Участие в данном процессе увеличит степень ответственности руководителей за дальнейшее внедрение разработанных программ.

Шаг 4. Определить цели новой корпоративной культуры. Проведите с руководителем организации и руководителями ключевых подразделений интервью, коучинг-сессии, общие собрания по вопросам стратегических целей развития организации. Выясните, какое у руководства видение будущего организации, насколько оно четкое. Попросите описать ценности организации, образ идеального сотрудника, существующую и желаемую атмосферу в коллективе, нормы поведения, которые должны действовать в организации будущего.

Пример целей корпоративной культуры:

Шаг 5. Изменить кадровую политику организации. Сделайте анализ основных направлений работы с кадрами организации: подбор, прием, адаптация, оценка, обучение, ротация персонала. Проверьте, насколько они соответствуют разработанным правилам, ценностям и нормам новой корпоративной культуры. Оцените, какие необходимо ввести коррективы для того, чтобы каждая область управления персоналом стала источником новых стандартов.

Шаг 6. Документально закрепить разработанные правила и нормы поведения, корпоративные ценности. Нормы и правила корпоративной культуры, ценности и программы по их воспитанию в коллективе пропишите в нормативных документах организации, например в корпоративном кодексе, Положении о кадровой политике, книге сотрудника, фирменных стандартах, инструкциях поведения сотрудников.

Шаг 7. Разработать и реализовать план мероприятий по внедрению новых ценностей и норм. Разработайте программы внедрения ценностей. В зависимости от масштаба нововведений и сложности разработанных ценностей, норм и правил оцените требования к программам внедрения, выберите соответствующие виды корпоративных мероприятий для развития культуры.

Шаг 8. Оценить успешность реализации мероприятий и разработать план дальнейшего развития корпоративной культуры.Для оценки результата мероприятий по развитию корпоративной культуры проведите с сотрудниками групповые и индивидуальные выборочные интервью, анкетирование, оцените изменения в поведении руководителей организации, ключевых сотрудников. Для этого используйте те же инструменты и методики, как и при диагностике культуры на стадии разработки ее новых правил и ценностей.

Какой тип корпоративной культуры организации выбрать

При выборе типа корпоративной культуры, опирайтесь на стратегические цели, ценности организации. Учитывайте характер взаимоотношений в коллективе, уже прижившиеся правила и нормы. Помните, что резкий пересмотр принципов в другом направлении не оценят сотрудники организации.

1. Ролевая модель
Отношения в коллективе строятся на распределении обязанностей. Отмечается строгая иерархия, наличие четких инструкций и правил, формальных коммуникаций, дресс-кода. Рабочий процесс автоматизирован и отточен, поэтому исключены серьезные ошибки.
Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культура

нет возможности оперативно реагировать на любые внешние изменения.2. Командная модельТакая модель основана на горизонтальной иерархии. В ней нет четких инструкций, обязанностей, дресс-кода. Коллеги часто общаются между собой в неформальной обстановке, принимают решения сообща. В роли руководителя выступает лицо, рискнувшее принять на себя ответственность за исход дела.Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культура

подходит только для прогрессивных компаний с молодым коллективом, стремящимся к неустанному развитию.3. Семейная модельОтличается дружеской атмосферой внутри коллектива. Сотрудники относятся друг к другу с теплотой, всегда готовы прийти на помощь. Отмечается преданность традициям, общность, сплоченность, клиентоориентированность. Руководство стремится создать максимально комфортные условия труда, учитывает индивидуальные потребности персонала.Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культура

главная ценность — людиЧто изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культура

необщительные сотрудники не разделяют принципы, не желают им следовать, поэтому быстро покидают компанию.4. Рыночная модельРыночный тип корпоративной культуры приживается в организациях, которые ориентируются на прибыль, занимают лидирующие позиции. В коллективе уживаются целеустремленные и амбициозные люди, у которых есть «внутренний стержень». Мягкие и покладистые сотрудники быстро попадают под «прицел» коллег. Отмечается строгая иерархия, поэтому новички могут не надеяться на быстрый карьерный рост.Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культура

сотрудники, которые привыкли действовать по инструкциям, не способны принимать решения.

Это основные типы корпоративной культуры организации. Чаще всего встречаются смешанные модели. Если ни одна система вам не подходит, вы можете внести в нее свои корректировки. Главное, чтобы они не оказывали негативного влияния на работников, не снижали мотивацию и не вызывали явного протеста. Учитывайте интересы персонала, даже если они не совсем схожи с целями компании.

Тест на определение типа корпоративной культуры в организации

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культура

Как развить корпоративную культуру

Формировать и развивать корпоративную культуру нужно постепенно. На каждом этапе анализируйте результативность нововведений. Не ограничивайте свободу сотрудников, но и не давайте возможности действовать у вас за спиной.

Если в корпоративную культуру организации нужно внести глобальные корректировки, привлеките экспертов. Специалисты поэтапно внедрят изменения с минимальными потерями. Они учтут все нюансы, в том числе стремления сотрудников и руководства. В свою очередь будьте справедливы, разумны и предусмотрительны — это поможет избежать негативных последствий.

ВыводКорпоративная культура организации — эффективный инструмент управления сотрудниками, прибыльностью бизнеса, всеми внутренними процессами. Не позволяйте персоналу внедрять негласные правила, которые могут отразиться на имидже компании, психологическом климате. Ведите индивидуальную работу с неформальными лидерами, вовремя прощайтесь с теми, кто категорически не разделяет цели и ценности организации.

Источник

Лекция 8. Корпоративная культура и корпоративная этика

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культура

Лекция 8. Корпоративная культура и корпоративная этика

1. Понятия корпоративной культуры и корпоративной этики. 1

2. Виды и типы корпоративных культур. 3

3. Дискуссии о социальной ответственности. 6

1. Понятия корпоративной культуры и корпоративной этики

Понятие «корпоративная культура» имеет много определений. Наиболее популярными и максимально точно отражающими данный феномен являются следующие дефиниции: корпоративная культура – это сложившийся психологический климат работы в организации; корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, присущих определенной компании; корпоративная культура – свод наиболее важных положений деятельности предприятия, определяемых его миссией и стратегией развития и находящих свое отражение в совокупности социальных норм и ценностей, которые разделяют большинство сотрудников. Несомненно, данное понятие неразрывно связано с вопросами субординационных отношений, трудовой дисциплины, контроля руководством поставленных задач, удовлетворенности своей работой со стороны работников.

Сформулируем базовое понятие.

Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культураценности;

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культураубеждения;

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культурапринятая система лидерства;

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культурастили разрешения конфликтов;

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культурадействующая система коммуникации;

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культураположение индивида в организации;

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культурапринятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы;

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культураЧто изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культурамифы;

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культураязык.

Термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован и применён немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации». (Георг Мюльберг «Студенческая дуэль на саблях»)

Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ ещё в средневековых гильдиях, причём нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ.

Обычно существующая в организациях корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения.

Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались её. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования, подчёркивают современные исследователи.

Роль корпоративной культуры в новой, движимой знаниями экономике быстро возрастает. Это осознают все современные бизнес-лидеры и инвестируют значительные ресурсы в её формирование и развитие, поскольку эти инвестиции оплачиваются сторицей.

Исследования показывают, что большинство менеджеров по корпоративной культуре связывают её с организацией корпоративных выездов, праздников и т. п. В последнее время и среди ведущих российских фирм стало всё больше возникать не только осознание важной роли корпоративной культуры, но готовность кропотливо работать над её формированием и развитием. Такие фирмы начинают подходить к созданию корпоративной культуры как стратегически, создавая общие ценности и вдохновляя сотрудников на достижение дерзкой корпоративной миссии, так и тактически, улучшая информированность сотрудников, облегчая общение между ними, создавая корпоративные видео, печатая внутрикорпоративные журналы, и т. п.

Какова роль корпоративной культуры?

В корне любого здорового и успешного бизнеса лежит здоровая, основанная на общих ценностях, корпоративная культура. Она определяет отношение людей к работе, стиль и эффективность командной работы, удовлетворенность людей работой, отношения в коллективе, отношения с клиентами и партнерами и, в конечном счёте, успех или неудачу фирмы. Из здорового корня вырастает здоровое дерево, и наоборот.

Общие корпоративные ценности – это то, что рождает доверие и соединяет организацию в единое целое. Общие ценности также являются лицом компании, по которому её узнают во всех областях её деятельности.

На основе корпоративной культуры формируется корпоративная этика — система ценностей, регулирующая этические отношения в конкретной организации.

2. Виды и типы корпоративных культур

Многообразие корпоративных культур современные исследователи предлагают свести к типам или видам, выделяя общее и особенное.

Современные исследователи и предлагают следующую классификацию, посредством которой они выделяют различные виды корпоративной культуры.

1) По степени взаимоадекватности доминирующей иерархии ценностей и преобладающих способов их реализации выделяют стабильные (высокая степень адекватности) и нестабильные (низкая степень адекватности) культуры. Стабильная культура характеризуется отчетливо заданными нормами поведения и традициями. Нестабильная — отсутствием четких представлений об оптимальном, допустимом и недопустимом поведении, а также колебаниями социально-психологического статуса работников.

2) По степени соответствия иерархии личных ценностей каждого из сотрудников и иерархической системы внутригрупповых ценностей выделяются интегративные (высокая степень соответствия) и дезинтегративные (низкая степень соответствия) культуры. Интегративная культура характеризуется единством общественного мнения и внутригрупповой сплоченностью. Дезинтегративная — отсутствием единого общественного мнения, разобщенностью и конфликтностью.

3) По содержанию доминирующих в организации ценностей выделяют личностно-ориентированную и функционально-ориентированную культуры. Личностно-ориентированная культура фиксирует ценности самореализации и саморазвития личности сотрудника в процессе и посредством осуществления его профессионально-трудовой деятельности. Функционально-ориентированная культура поддерживает ценность реализации функционально заданных алгоритмов осуществления профессионально-трудовой деятельности и моделей поведения, определяемых статусом работника.

4) в зависимости от характера влияния корпоративной культуры на общую результативность деятельности предприятия выделяют позитивную и негативную корпоративную культуру.

При исследовании корпоративного типа культуры, а также при формировании и поддержании определенного типа культуры, следует принять во внимание, что каждая культура имеет собственную структуру.

Исследователи и предлагают рассматривать типы культуры в соответствии с двумя факторами, оказывающих на культуру сильное опосредованное влияние: риск (насколько объективно и субъективно содержат риск те или иные решения и конкретные действия) и обратная связь (как скоро выяснится, правильным ли было принятое решение). В соответствии с этими критериями различают следующие виды (типы) культуры.

Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина корпоративная культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина корпоративная культура. Картинка про Что изучает дисциплина корпоративная культура. Фото Что изучает дисциплина корпоративная культура

Культура торговли. Эта культура, характеризующаяся быстрой обратной связью и относительно малым риском. Развивается в первую очередь в торговых организациях и организациях по сбыту, в розничной торговле, частично у производителей компьютеров, у маклеров по продаже недвижимости и финансовых маклеров, у торговцев автомобилями, при продаже товаров с доставкой на дом, а также при мелкорозничной торговле. Успех зависит от количества контактов с покупателями и от настойчивости в поисках сделок. Сотрудники — обычно молодые, активные люди, смело идущие на эксперименты. Эти люди по натуре дружелюбные, без больших духовных запросов, но внешне привлекательные, умело используют красноречие, общаясь с людьми с известной долей юмора. Поскольку они часто находятся один на один с покупателем, им особенно важна поддержка коллектива. Сотрудники в сфере культуры торговли во всех отношениях хорошо ведут коллективную игру.

Успех измеряется объемом сбыта, а не риском. Успехи празднуются. Финансовые стимулы не всегда имеют для сотрудников первостепенное значение. Принадлежность к команде, делающей успехи, является фактором, который нужно учитывать.

Недостатки: количество превалирует над качеством; доминирует мышление краткосрочного успеха; сотрудники чувствуют свою связь прежде всего с коллективом и меньше с предприятием; высокая текучесть кадров.

Культура выгодных сделок (спекулятивная культура). Эта культура, на которую накладывает отпечаток быстрая обратная связь успешного или неудачного предприятия и финансовый риск средней и высокой степени, встречается везде, где производятся выгодные сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем и т. п.

Однако элементы этой культуры можно распознать и в таких областях, как мода, косметика, профессиональный спорт, реклама и финансирование рискованных предприятий. Быстрое использование предоставляющихся шансов — вот основная стратегия. Здесь любят быстрые сделки и быстрое получение денег.

Сотрудниками зачастую являются молодые люди, обладающие индивидуалистическими чувствами, высоким самомнением и тщеславием. Вырабатываются бойцовские и агрессивные черты характера, человек становится твердым в своих решениях, он постоянно вступает в соревнование с другими. Чувствительность и эмоциональность остаются в стороне, их нельзя показывать. Здесь общаются друг с другом немногословно и зачастую очень быстро. Примером этого является используемый на бирже язык коротких реплик и жестов. Обычно сотрудники плохо ведут коллективную игру.

Основной мотив — максимально быстрое получение прибыли. Однако вознаграждение может выражаться не только в звонкой монете. В сфере спекулятивной культуры ловким сотрудникам должное воздается в виде создания культа «звезд» и личности.

Игроки по натуре суеверны. В связи с этим у некоторых сотрудников появляются различные причуды, непонятные сторонним наблюдателям.

Административная культура. На фоне низкой степени риска и медленной обратной связи административная культура проявляется в общественном обслуживании, на предприятиях в хорошо налаженных и защищенных отраслях, в крупных административных фирмах и частично в банках, в системе страхования.

Сотрудники — аккуратные и основательные люди, в то же время осторожные, придирчивые, педантичные, покорные и умеющие приспосабливаться. Решения принимаются продуманно, на их принятие требуется длительное время, при этом решения подстраховываются со всех сторон. Общение в сферах административной культуры характеризуется обстоятельностью и подчеркнутой иерархией. Кооперирование сотрудников имеет относительный характер. Основное внимание уделяется тому, как сделать, и меньше тому, что сделать. Таким образом, на переднем плане стоит форма, а результат — скорее, на заднем. Почти нет связи между результатом и вознаграждением. Такая сильно выраженная ориентация на внутренние проблемы проявляется в ряде ритуалов:

1) по всем вопросам делаются протокольные записи;

2) имеется хорошо отлаженная система хранения документов, что позволяет в случае необходимости доказать свою невиновность;

3) процедура имеет большее значение, чем результат;

4) исполняются все распоряжения, как разумные, так и бессмысленные;

5) сотрудники живут в искусственно изолированном мире, в котором полностью переоценивается самое незначительное событие. Связь с внешним миром теряется. В результате этого появляются и натянутые отношения с внешним миром из-за того, что решение невозможно объяснить окружающим;

6) большое значение для самооценки имеют титулы; они важнее, чем деньги.

Инвестиционная культура. Проявляется в нефтяных компаниях, инвестиционных банках, строительстве, частично в армии и в производстве средств производства. Она характеризуется тем, что имеет явно выраженную ориентацию на будущее, и тем, что в условиях высокой степени риска делаются крупные капиталовложения, оставаясь длительное время в неведении о правильности своего решения. Сотрудники работают основательно, осмотрительно, осторожно, терпеливо и настойчиво, поскольку они вынуждены преодолевать длительный период неопределенности в условиях минимальной обратной связи или ее полного отсутствия. Те, кто занимает руководящие должности, рискуют не только своей карьерой, но и будущим своего предприятия. Решения, принимаемые зачастую на самом верху, подлежат очень тщательной проверке.

Большое значение имеет опыт, хотя и новые идеи имеют хорошие шансы на реализацию. В органах, где принимаются решения, царит уважение перед авторитетом и профессиональными знаниями. Здесь придерживаются однажды принятых договоренностей и решений. Сотрудники общаются часто и детально всё обсуждают. На совместных заседаниях держатся вежливо и обходительно, всем ясна взаимная зависимость. Процесс завоевания авторитета, через призму которого рассматривается рост сотрудника, столь же продолжителен, как и вопрос капиталовложений. Быстрой карьеры здесь нет. Эта культура ускоряет большие открытия и развитие науки. Но делается это в то же время исключительно медленно. Имея такую долгосрочную основу, этой культуре наносят ущерб краткосрочные конъюнктурные перемены.

3. Дискуссии о социальной ответственности

Один из самых дискутируемых вопросов в этике бизнеса — вопрос

о том, являются ли корпорации морально ответственными субъектами. Иными словами, должен ли бизнес стремиться к чему-либо, кроме максимизации прибыли. Есть ли у бизнеса обязанности перед обществом, такие, например, как обеспечение занятости, устранение дискриминации, недопущение загрязнения окружающей среды и т. п.? В специальной литературе эта проблема была названа проблемой корпоративной социальной ответственности.

Социальная ответственность в отличие от юридической подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям социально ответственного поведения относятся: благотворительность; развитие корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх предусмотренного законом) информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае её возможной опасности для потребителя и др.

Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы «за» и «против» социально ответственного поведения корпораций, отмечают исследователи Ю. Петрунин и В. Борисов.

Аргументы в пользу социальной ответственности

1. Создаются благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия фирм улучшают жизнь местного сообщества или устраняют необходимость государственного участия. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный имидж компании.

2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с бизнесом социальные ожидания изменились с 60-х годов. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом компаний, их вовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой, и необходимой.

3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.

4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Компания является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять её поведением. Подобно индивидуальным членам общества, компания должна действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, компании должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.

Аргументы против социальной ответственности

1. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Компания ведет себя в наибольшей степени социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен.

3. Недостаточный уровень отчетности перед общественностью. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются непосредственно подотчетными широкой общественности. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели компаний и плохо — их социальную вовлеченность. До тех пор пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему компаний, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любой компании лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.

Исследователи анализируют возможные подходы к реализации корпоративной социальной ответственности

3) подход с позиции «корпоративной совести»;

4) подход с позиций «заинтересованного лица».

, как и группа Райффайзен в целом, традиционно уделяет большое внимание программам Корпоративной Ответственности.— http://www. *****/about/csr/

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Безопасность труда

3. Поддержание социально значимой заработной платы

4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников

5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации

6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративная благотворительность

3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью

4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях

5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)

1. Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.

2. При исследовании корпоративного типа культуры, а также при формировании и поддержании определенного типа культуры, следует принять во внимание, что каждая культура имеет собственную структуру.

3. В соответствии критериями — риск и обратная связь — различают следующие виды культуры: культура торговли, культура «выгодных сделок», административная культура, инвестиционная культура.

4. На основе корпоративной культуры формируется корпоративная этика — система ценностей, регулирующая этические отношения в конкретной организации.

Дополнительная литература к материалам лекции

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *