Что изучает дисциплина физическая культура

Физическая культура. Что это и что она изучает?

Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина физическая культура. Картинка про Что изучает дисциплина физическая культура. Фото Что изучает дисциплина физическая культура Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина физическая культура. Картинка про Что изучает дисциплина физическая культура. Фото Что изучает дисциплина физическая культура Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина физическая культура. Картинка про Что изучает дисциплина физическая культура. Фото Что изучает дисциплина физическая культура Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина физическая культура. Картинка про Что изучает дисциплина физическая культура. Фото Что изучает дисциплина физическая культура

Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина физическая культура. Картинка про Что изучает дисциплина физическая культура. Фото Что изучает дисциплина физическая культура

Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина физическая культура. Картинка про Что изучает дисциплина физическая культура. Фото Что изучает дисциплина физическая культура

Проанализировав литературу по теории физической культуры, мы пришли к следующим положениям.

В настоящее время выделяют следующие виды физической культуры: образовательная, спортивная, рекреационная, реабилитационная, адаптивная, профессионально-прикладная и др. [19].

Мы предлагаем рассматривать физическую культуру в системе образования (образовательная физическая культура) как теорию физкультурной деятельности, объектом которой является физкультурная деятельность как система последовательных и взаимосвязанных действий по созданию учеником физического упражнения; по его исполнению и рефлексии. Под системой последовательных действий имеется в виду системное владение предметными универсальными учебными действиями.

Предмет исследования в науке – это нечто конкретное, изучаемое в объекте. Предметом исследования в физической культуре является процесс создания учеником физического упражнения, выполнение его и рефлексии учеником завершённой деятельности (по этапам или полностью). Упражнение подбирается учеником, исполняется, дозируется, контролируется, рефлексируется воздействие, которое упражнение оказывает на него. Или. Как научиться ставить цель, мотивировать себя на её достижение, подбирать средства (упражнения), действовать (правильно), получать результат, оценивать его.

Физическая культура, как теория физкультурной деятельности, позволяет определить соотносимый с наукой предмет преподавания физической культуры как учебной дисциплины. Это в самом общем виде освоение основ физкультурной деятельности. На выпуске из школы мы имеем выпускника – субъекта физкультурной деятельности.

Отталкиваясь от этих определений, были разработаны основные подходы к преподаванию физической культуры в системе образования.

Ни спортивные нормативы (это прерогатива спорта), ни здоровье (это предмет валеологии) не могут являться основополагающими моментами физической культуры. Как применять физические упражнения для удовлетворения своих потребностей – вот задача физкультуры. А потребности могут быть самые разнообразные. Упражнения могут (и применяются) для формирования или коррекции фигуры, проведения досуга (досуговая физическая культура), получения острых ощущений, повышения самооценки, социального статуса (сильных, ловких, красивых уважают, а последних ещё и любят) и для здоровья в том числе. Но то, что касается здоровья, тут нужно понять, что понятие здоровья очень широкое и до конца ещё не определённое и оно зависит от многих факторов (наследственность, условия жизни, питание, экология), а занятия физическими упражнениями – только один из них, причём не самый главный.

Но. Между развитием двигательных качеств и здоровьем имеется связь. Она не прямолинейная (чем выше уровень развития физических качеств – тем выше уровень здоровья), а параболическая [4]: недостаточное развитие двигательных качеств, так же как и чрезмерное их развитие, отрицательно сказываются на здоровье (ни для кого уже не секрет, что спорт мало имеет общего со здоровьем). Для здоровья полезно оптимальное развитие качественных особенностей движений. Научить человека воздействовать на свой организм средствами физических упражнений с пользой для здоровья (через оптимальное развитие двигательных качеств) – вот это посильная задача для школьной физкультуры. Значит, задачей физкультуры может быть развитие двигательных качеств до оптимального уровня, но никак не здоровья. Физические упражнения могут носить профилактический характер или здоровьеформирующий только при оптимальной их дозировке. И опять-таки, необходимо иметь в виду, что физические упражнения – это не панацея от всех бед, а только одно из средств его (здоровья) формирования.

Таким образом, спорт не может быть основанием для содержания учебного предмета «физическая культура», т.к. не отвечает её задачам. Следовательно, не подходит для занятия физической культурой средство и основной способ, приемлемый спорту. Уроки по типу спортивных тренировок, с акцентированием на выполнение нормативов, не только не могут привести к достижению спортивных результатов, но и приводят к снижению мотивации к таким урокам.

Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина физическая культура. Картинка про Что изучает дисциплина физическая культура. Фото Что изучает дисциплина физическая культура

Выполнение задачи: «быть здоровым, красивым, умеющим выполнять физические действия в соответствии со своими потребностями» зависит в решающей степени от того, желает ли этого сам человек и способен ли он прилагать регулярные усилия для достижения цели. Другими словами, успех решения этих задач зависит от умения быть автором своего физического состояния.

Помочь человеку стать автором своего физического состояния на основе культуры и есть цель физической культуры. Или другими словами, ближе к контексту Стандарта: целью физической культурыявляется освоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.).

Реализация этой цели возможна, если предмет «физическая культура» поможет ученикам «открыть» способы определения состояния своего физического здоровья, красоты телосложения и способности выполнять физические действия, желанные для него; способы определения видов физических упражнений и нагрузок для сохранения и совершенствования своего здоровья, красоты телосложения, способности в физических действиях; способы контроля соответствия промежуточных и конечных результатов состояния здоровья, красоты и способности выполнять физические действия по выбранному плану.

Освоение перечисленных способов требует, чтобы ученик находился в авторской позиции. Открыть (распредметить) способ невозможно, не конструируя его. Авторство физического движения предполагает формирование набора необходимых авторских умений:

· оценивать собственное физическое состояние;

· определять границу физических возможностей своего организма относительно нужных для него деятельностей;

· планировать, конструировать комплексы движений для достижения определённого качественного физического состояния;

· формулировать проблему и делать запрос специалисту, товарищу, литературе;

· контролировать правильность выполнения тренировочных действий, направленных на выполнение замысла (определять, устанавливать критерии контроля и оценки собственной физической деятельности);

· рефлексировать выполнение замысла.

Это и есть физкультурные компетентности или предметные универсальные учебные действия.

Отношения между учителем и учеником, естественно, должны быть как отношения субъекта к субъекту. Объектом для их совместной деятельности, таким образом, становится способ решения учебной задачи (УЗ). Учитель при этом организует ситуацию постановки УЗ на раскрытие способа её решения средствами физических упражнений, находится в позиции консультанта и методолога, а ученики выполняют квазиисследовательскую деятельность (переоткрывают уже открытое, но в технологии полноценной деятельности) по раскрытию способа решения учебной задачи.

Исходным понятием, раскрывающим смысл физкультуры, является физическое упражнение, а основной учебной задачей курса физкультуры является задача конструирования физического упражнения.

Раскрытие исходного понятия физкультуры осуществляется в процессе решения системы учебных задач (УЗ).

Естественно, что физическая культура на разных возрастных этапах (младшая школа, основная школа, старшая школа) будет иметь свои особенности, свой фокус в решении поставленных задач, обусловленный возрастными особенностями.

Так, в младшем школьном возрасте доминирующей задачей должна стать задача освоения основных видов двигательных действий, в средней школе – задача совершенствования физической красоты тела и движений, в старшей школе – задача совершенствования своих физических возможностей в соответствии со своими потребностями. Задача раскрытия понятия «физическая подготовленность» является сквозной для каждого возраста, поскольку показатель физической подготовленности является ключевым показателем культуры физической деятельности. Анализ возрастных психологических и физиологических особенностей школьников показал, что младший школьник к авторству физической активности готов, но авторскими умениями не обладает, физически двигается много и движение приносит ему радость, но делает он это непроизвольно, а к произвольным длительным физическим нагрузкам не готов, хотя способен к быстрому восстановлению.

Отсюда можно сделать вывод, что занятия физической культурой с младшими школьниками должны иметь достаточно большой объём физической нагрузки, но при этом она должна быть разбита на множество краткосрочных нагрузок с небольшими перерывами, во время которых идёт обсуждение (также небольшое по времени) вопросов, связанных с решением учебных задач. На уроках должна быть организована ситуация исследования того или иного способа, но при этом важно, чтобы дети постоянно соединяли свои размышления с пробами в движении.

Поскольку дети пока не владеют никакими авторскими умениями, а распредмечивать эти умения возможно только в полноценной авторской деятельности, то на первых уроках все функции (и учителя, и учащегося как автора учебной деятельности) берёт на себя учитель, но при этом всё время сопровождает свои действия словесными объяснениями с разных позиций. Задаёт ситуацию, обостряет проблему, формулирует её, даёт возможность высказать свои соображения, а при их отсутствии у учеников предлагает варианты различных точек зрения героев, предлагает выбрать одну из версий и объяснить, почему, и при молчании предлагает объяснения с различных точек зрения, сам задаёт образцы физических действий и др. Постепенно происходит перераспределение функций между учителем и учеником. Ученики овладевают достаточным количеством умений, необходимых для исследователя, и выполняют их сами.

Пояснение. Распредмечивание.

В философской концепции деятельности (Гегель, Маркс, Ильенков, Юдин и др.) рассматриваются две её стороны: «опредмечивание», «распредмечивание», выражающие собой противоположность, единство и взаимопроникновение разных сторон человеческой предметной деятельности. При опредмечивании человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём. Благодаря этому предмет становится социальным, культурным или человеческим, по К. Марксу. Опредмечиваясь, сущностные человеческие силы переходят в объекты, в явления культуры. Затем в последующей деятельности происходит их распредмечивание, т.е. раскрытие сущностных человеческих сил, вычерпывание их из предметов, из явлений, объектов, в данном случае – объектов самой деятельности. Так, в познавательной деятельности распредмечивание в основном предназначено для последующего опредмечивания. Трудовая производственная деятельность характеризуется преимущественно опредмечиванием (через предшествующее ему распредмечивание). Общественно-коммуникативная деятельность, определяемая совместной деятельностью как минимум двух человек, реализует внутреннее единство отношений опредмечивания и распредмечивания. Так, в вербальном общении, являющемся формой реализации общественно-коммуникативной деятельности, говорение реализует опредмечивание смысла для его распредмечивания слушателем, тогда как в процессе слушания осуществляется распредмечивание, раскрытие этого смысла, смыслового содержания текста для последующего его опредмечивания (И.А. Зимняя, С. 79-80).

Суть. При опредмечивании человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём.

Затем в последующей деятельности происходит раскрытие сущностных человеческих сил, вычерпывание их из предметов, из явлений, объектов.

Распредметить упражнение – понять, зачем оно применяется, как им овладеть. Распредметить картину – понять, какой смысл вложил в неё автор. Распредметить стихотворение – понять смысл, какой техникой пользовался автор, чтобы это было именно стихотворение, а не проза (понять законы стихосложения).

По-другому. Вычерпать способности, вложенные в предмет, овладеть ими, чтобы использовать для того, чтобы вложить в другой предмет (свой). Взять их из предмета и вложить в другой.

Источник

Курс лекций по физической культуре

Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина физическая культура. Картинка про Что изучает дисциплина физическая культура. Фото Что изучает дисциплина физическая культура

В пособии рассмотрены основные понятия, средства, формы и методы физической культуры и спорта. Теоретический материал изложен как формирующий мировоззренческую и научно-практическую основу знаний о физической культуре и спорте. Пособие отражает значительную потребность общества к вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья. Данное пособие соответствует учебной программе «Физическая культура» и отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта. Предназначено преподавателям физической культуры и спорта, а также студентам всех специальностей для изучения теоретических основ физической культуры.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс лекций по физической культуре предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Межрегиональная Академия безопасности и выживания, 2015

Тема 1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

1. Физическая культура и спорт — составляющие общей культуры общества

2. Общие понятия теории физической культуры

3. Физическая культура личности

4. Ценности физической культуры

5. Физическая культура студентов

1. Физическая культура и спорт — составляющие общей культуры общества

Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей, При этом особенно важно подчеркнуть, что в системе общечеловеческих культурных ценностей одной из главных составляющих является уровень здоровья и физической подготовленности всей популяции в различные возрастные периоды и особенно в первую половину жизни, определяющей возможности освоения всех остальных ценностей.

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид деятельности человека, значение которого в развития общества весьма многообразно, Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.

Физическая культура — часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию — воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.

Если еще в не очень далеком прошлом занятия физическими упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной из основных задач цивилизованного общества является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной деятельности Важнейший мотив этого стремление повысить устойчивость организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, сохранить здоровье, активную трудоспособность и устранить проявления хронической патологии.

Целью физической культуры и спорта является также расширение диапазон максимально предельных возможностей организма здоровых людей для сохранения устойчивого состояния и способности к преодолению экстремальных факторов, связанных с определенными условиями труда, и общественной деятельности человека.

Стремительный прогресс производства, снижение доли физического труда в быту, значительное интеллектуальное, эмоциональное и психологическое напряжение рабочей деятельности в условиях резкого снижения физической активности этого главного у предшествующих поколений регулятора состояния — функций организма человека, обнажили со всей остротой дефицит физической культуры большинства населения.

Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально повлиять на процесс физической деградации человека Они могут в лучшем случае лишь замедлить его, спасти то, что еще можно спасти. Модный тезис о необходимости охраны природы теперь можно дополнить призывом к охране природы самого человека (В. К. Бальсевич, 1986 г.). Большинство ученых всего мира считают главным источником развития и укрепления здоровья систематическую физическую активность в течение всей жизни.

Осознание роли физической культуры в жизни человека и общества усилилось в последние десятилетия. Стимулом для этого является значение физической куль туры как фактора совершенствования природы человека, как элемента компенсации развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной активности с одной стороны, и реальной физической активности в повседневной жизни — с другой стороны.

По силе воздействия на человека спорт выдвигается на одно из центральных мест в культурной жизни общества. Как одна из сфер социальной деятельности нашего общества физическая культура и спорт являются важными средствами обогащения русской культуры. В наши дни физическая культура и спорт пользуются огромной популярностью. Сообщения о спортивных рекордах и результатах крупнейших международных спортивных соревнований облетают весь мир молниеносно. Мировая пресса прибегает к самым громким эпитетам при характеристике физической культуры и спорта: «Спорт-феномен XX века», «Физическая культура — неотъемлемый элемент системы ценностей современной культуры», «Спорт — зеркало общественной жизни» и т. п.

Физическая культура и спорт привлекают все большее внимание социологов, Медиков, историков, педагогов, философов и специалистов других наук о спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли и кинофильмы. Все это не просто дань моде, а отражение того места в жизни современного общества, которое заняли в нем физическая культура и спорт.

С мотивациями, уровнем физкультурной образованности и объемом накопленного опыта связана и непосредственно осуществляемая каждым физическая активность. Главными слагаемыми любой личностной культурной ценности являются качество организации, систематичность, соответствие целям физической под готовки, адекватность состоянию организма, возрасту, уровню физической подготовленности.

Таким образом, именно в физической активности человека реализуется потенциал его физической культуры, отражается способность к совершенствованию своей физической природы на основе использования и освоения накопленных всем обществом знаний, опыта, технологических и материальных возможностей и соответствующих условиям жизни установок.

2. Общие понятия теории физической культуры

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы.

Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура — мера и способ всестороннего физического развития человека.

Таким образом, физическая культура — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют всей потребности общества и личности в физической подготовке.

Физическое образование — педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.

Спорт — игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.

Физическая рекреация (отдых) — использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

Двигательная реабилитация (восстановление) — целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.

Физическая подготовка — вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).

Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо целенаправленного использования специальных физических упражнений. Физическое развитие — это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в любой момент времени (размеры тела и его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности органов и систем организма).

Физические упражнения — движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.

Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах жизни общества, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развитием общества.

Физическая и функциональная подготовленность — результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечнососудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выделительной и др.

Психофизическая подготовленность — осуществляется в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такие психические качества, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, способность адаптироваться к резко меняющимся условиям окружающей природы и социальной среды. В прямой зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности проявляются также устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и анализу.

Двигательная активность — является одним из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.

Профессиональная направленность физического воспитания — это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.

3. Физическая культура личности

Мотивационно-ценностный компонент (МЦК)

МЦК отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность к ней, систему знаний интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть фото Что изучает дисциплина физическая культура. Смотреть картинку Что изучает дисциплина физическая культура. Картинка про Что изучает дисциплина физическая культура. Фото Что изучает дисциплина физическая культура

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания:

Теоретические — охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования.

Методические — обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «Как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?»

Практические — дают навыки, как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательные действие.

Знания — необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Знания о себе соотносятся с о знаниями о других и с идеалом, выносится суждение о том, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу.

Убеждения — определят направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребность физической культуры — главная побудительная и регулирующая сила поведения личности. Это потребность в движениях и физических нагрузках; общении; контактах и проведении свободное времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе и эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего «Я»; в познании, в эстетическом наслаждении, улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, комфорте и др.

Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радостью, счастьем); неудовлетворение потребностей — отрицательными эмоциями (отчаянием, разочарованием, печалью).

На основе потребностей ФК возникает система мотивов:

• достичь физического совершенствования;

• дружеской солидарности, продиктованной желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

• долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по ФК, выполнять требования учебной программы;

• соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, завоевать авторитет, поднять свой престиж, быть первым, достичь больших успехов;

• подражания, стремления быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в о время занятий;

• спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

• процессуальный при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

• игровой, выступающий средством развлечения, отдыха, снятия нервного напряжения;

• комфортности, определяющий желания заниматься физическими упражнениями в благоприятных комфортных условиях.

Интересы — побуждают студентов заняться физкультурой и спортом. В структуре интереса различают эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты.

Эмоциональный — человек по отношению к объекту или деятельности испытывает какие-либо чувства (удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим «Я» и др.).

Познавательный — связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей. А также связан с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности (убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий, определенный уровень знаний, стремление к познанию и др.).

Поведенческий — отражает мотивы и цели деятельности, рациональные способы удовлетворения потребности.

Интересы — возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

• удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

• результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результатов и др.);

• перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения — задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни.

Активно — положительное — ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Пассивно-положительное — расплывчатые мотивы, неясность и неконкретность целей, аморфность и неустойчивость интересов, эпизодическое участие в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Индифферентное — безразличие и безучастность, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют.

Пассивно-отрицательное — связано со скрытым негативизмом к ФК.

Активно-отрицательное — проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиями физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеет никакой ценности.

Волевые усилия — регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями, направляются разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, самообладание, сдержанность, собранность (сосредоточенность), решительность, инициативность.

На основе критериев определяется ряд уровней проявления физической культуры личности:

Предноминальный уровень — у студентов отсутствует потребность в жизнедеятельной активности, знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом, отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу вне учебной деятельности отвергают.

Номинальный уровень — характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре. Знания ограничены, бессистемны. Смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. В послевузовском периоде такие студенты не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии.

Потенциальный уровень — осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнить разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень — присущ студентам, убежденным в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза они проявляют инициативу самостоятельности во многих сферах жизнедеятельности.

4. Ценности физической культуры

В физической культуре можно выделить две основные ценности: — общественную (общенародную); — личную (индивидуальную).

Основой общественной группы ценностей является общий уровень знаний о методах и средствах развития и совершенствования физического потенциала человека. Этот общий научно-технологический потенциал, физической культуры составляет ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека. Эти знания, добытые медициной, физиологией, педагогикой, психологией и спортивной наукой во взаимодействии со многими другими науками есть главная ценность физической культуры, общее достояние всего человечества.

Вместе с тем это знание тысячами нитей связывает физическую культуру с другими областями человеческого знания и с общей культурой. Через него происходит их взаимное обогащение.

Другой физкультурной ценностью является накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи, опыт организации физической активности. Еще в сравнительно недалеком прошлом такой опыт, по существу, был единственным путем накопления знаний о физической активности, о способах телесного совершенствования, физической тренировки человека. Благодаря традициям, обычаям и обрядам развивалась и обогащалась физическая культура народов, ценности ее передавались из поколения в поколение. В наше время значение опыта, практики в большей мере сводится к проверке новых идей, хотя и передача его по каналам культурной преемственности до сих пор не теряет своей актуальности, особенно в сфере семейного физического воспитания.

Подобно тому, как в фондах музыкальной культуры и живописи хранятся шедевры выдающихся старых и новых мастеров, в летописях культуры физической хранятся шедевры достижений совершенства движений, физической деятельности человека. К сожалению, до недавнего времени не удавалось запечатлеть для потомства многие из этих достижений, и их культурная ценность порой ограничивалась констатацией взятия нового рубежа в процессе физического совершенствования человека и раскрытии его физических возможностей. Однако даже эти достижения оставались и остаются немалой ценностью, вполне материальным свидетельством повышения уровня физической культуры человечества.

Важной и еще недостаточно осмысленной ценностью в сфере физической культуры является общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих её популярность в обществе. Именно эти обстоятельства позволяют в определенной мере оценивать уровень развития и качественные показатели физической культуры в том или ином обществе, или иных регионах.

Следующей ценностью можно назвать уровень активности общества в сфере физической культуры. Деятельность государственных и общественных институтов, политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная, направленная на создание условий для полноценной физической активности, спортивной подготовки и физического воспитания населения региона, коллектива.

Физическая культура личности определяется теми же факторами, что и общественная. На первое место правомерно поставить уровень, глубину, полноту и основательность знания каждого человека о сущности и правилах подготовки, методах организации физической активности, путях и средствах физического совершенствования, законах функционирования своего организма в процессе физической активности, двигательной деятельности и ее социальной, нравственной, духовной и эстетической ценности. При этом нельзя не отметить, что подобный уровень физической образованности пока еще в основном является достоянием довольно узкого круга специалистов и не является типичным для большинства людей.

Личный опыт организации физической активности как культурной ценности приобретается в процессе занятий физическими упражнениями в период обучения в университете, на занятиях по физическому воспитанию, спортивной подготовке, при участии в различных спортивно-массовых мероприятиях. К этой же категории ценностей можно добавить двигательный опыт, приобретенный в процессе труда.

Другой комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью его личных физических достижений. Он определяется развитием уровня его физических качеств и координационных способностей. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи и двигательные действия. Уровень культуры движений во многом зависит от способности человека правильно использовать свой физический потенциал.

5. Физическая культура студентов

Физическая культура студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего гуманитарного образования. Она выступает качественной и результирующей мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Материализованным результатом этого процесса является уро-вень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уровень развития профессионально значимых способностей.

Содержание физической культуры студентов, стратегия приоритетных направлений в её развитии подвержены активному влиянию социально-экономических факторов. Государственная политика в области высшего образования определяет социальный заказ на будущего специалиста и степень его физической готовности.

Существенным недостатком содержания физической культуры студенческой молодежи 80-х годов является её несомненный консерватизм, унитарность и выраженная деперсонализация (неспособность человека к личностному самовыражению в отношениях с другими людьми). Поэтому, на современном этапе перехода вузов Российской Федерации на многоуровневую систему образования, остро встала проблема поиска новых нетрадиционных подходов, позволяющих повысить её эффективность.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предоставляет широкие возможности для переосмысления ценностей физической культуры студентов, в новом спектре осветить её образовательные, воспитательные и оздоровительные функции. Этот закон определяет содержание физической культуры студентов как самостоятельную сферу деятельности в федеральном социокультурном пространстве, выделяя при этом её образовательные приоритеты.

Перед студенческой молодежью сегодня обществом поставлена глобальная социально-экономическая задача по интегрированию отечественного культурного потенциала в мировое сообщество. Однако её реализация по силам только специалистам новой формации, отвечающим по целому комплексу профессиональных и личностных качеств современным требованиям.

Помимо глубоких профессиональных знаний по избранной специальности такой специалист должен обладать: высокими физическими кондициями и работоспособностью, личной физической культурой, духовностью, неформальными лидерскими качествами. Он должен не бояться конкуренции, уметь принимать самостоятельные решения, т. е. быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью.

Наметившаяся сегодня стратегия развития физической культуры студентов, выражаемая в тенденции отхода от унитарной концепции, либерализации и последовательной гуманизации педагогического процесса является гарантом формирования специалиста новой формации.

Структура физической культуры студентов включает три относительно самостоятельных блока: физическое воспитание, студенческий спорт и активный досуг. Для деятельности студентов в сфере физического воспитания приоритетными являются образовательные аспекты.

Целью физического образования является удовлетворение объективной потребности студентов в освоении системы специальных знаний, приобретении профессионально значимых умений и навыков. В соответствии с 12 статьей «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» в круг обязанностей специалистов, работающих в сфере студенческой физической культуры входит проведение мероприятий по формированию потребностей студентов в здоровом образе жизни и самосовершенствовании. Гуманистическая направленность педагогического процесса предполагает целенаправленную интеграцию биологических и социальных потребностей, интеллектуальных и нравственных аспектов при реализации генетически обусловленных природных задатков каждого студента на протяжении его обучения в вузе.

Таким образом, создаются объективные предпосылки к преодолению односторонности и фрагментарности подготовки специалистов в вузе, приданию педагогическому процессу комплексного, целостного характера. Объективным критерием эффективности этого концептуального подхода является существенное сокращение сроков социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе, повышение их социальной активности, качественное повышение учебно-познавательной продуктивности, повышение духовности личности каждого студента.

Студенческий спорт представляет собою обобщенную категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психофизических кондиций, мобилизации его резервных возможностей.

Занятия спортом выступают формой самовыражения и самоутверждения студента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. На передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия.

В сфере активного досуга реализуются, главным образом, биологические потребности студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры. Высокая вариативность выбора студентами формы активного досуга подвержена сильному влиянию флуктуации культурных и социальных факторов, синергично взаимодействующих с биологическими запросами личности.

Трехкомпонентная структура физической культуры студентов определяет специфику выделения дифференцированных целей и педагогических задач каждого её структурного блока. Тем не менее, это не является существенным препятствием к определению генеральной цели физической культуры студентов: целенаправленного формирования гармонично развитой, высоко духовной и высоконравственной личности, квалифицированного специалиста, овладевшего устойчивыми знаниями и навыками в сфере физической культуры.

Занятия по физическому воспитанию строятся таким образом, чтобы обеспечить максимальный профессионально-прикладной эффект при воспитании предприимчивости, оригинальности мышления, настойчивости, честолюбия, интуиции, способности идти на риск.

Стратегия приоритетных направлений государственной политики в сфере физкультурного образования студентов, отражающая возрастание количество сверхсложных систем и технологий, информатизацию всех сфер жизни общества, определяет новые требования к творческой подготовке будущего специалиста, его готовность к высокопроизводительному труду.

Их реализация связана с раскрытием психофизических возможностей студенческой молодежи, гармоническим развитием ее физических, интеллектуальных и духовных сил путем использования физических упражнений, различных видов двигательной активности, рационального питания, природосообразного режима труда и отдыха. Используемая с этой целью физкультурная деятельность связана с физическим упражнением, сущность которого отражает целенаправленно выполняемые двигательные действия, включающими как моторно-исполнительные (операционные механизмы), так и познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты.

Таким образом, свои развивающие и формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно реализует в системе физического воспитания, направленного на решение следующих основных задач:

• всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;

• овладение техникой двигательных действий различных видов спорта;

• овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями;

• обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;

• освоение организаторских умений и навыков по проведению самостоятельных форм занятий физической культурой.

Одной из важнейших задач в преподавании учебной дисциплины «Физическая культура» является внедрение в молодежную среду ценностей физического воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональному развитию личности.

1. Физическая культура: определение, результат деятельности в физической культуре, совокупность ценностей, представляющих физическую культуру.

2. Компоненты физической культуры:

3. Структура физической культуры личности.

4. Операциональный компонент физической культуры личности.

5. Мотивационно-ценностный компонент физической культуры личности.

6. Практико-деятельностный компонент физической культуры личности.

7. Система мотивов в области компонент физической культуры личности.

8. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре.

9. Уровни проявления компонент физической культуры личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *