Что изучает данная дисциплина

Значение слова «дисциплина»

Что изучает данная дисциплина. Смотреть фото Что изучает данная дисциплина. Смотреть картинку Что изучает данная дисциплина. Картинка про Что изучает данная дисциплина. Фото Что изучает данная дисциплина

[От лат. disciplina — учение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Спортивная дисциплина — вид спорта.

Дисциплина — богиня в римской мифологии, персонифицирующая воинскую дисциплину. Культ получил распространение при императоре Адриане.

Дисциплина — поведенческая модель человека, направленная на следование порядку, закону или установленным правилам.

«Дисциплина» — фильм азербайджанского режиссёра Джейхуна Мирзоева.

Научная дисциплина — самостоятельная отрасль какой-либо науки.

ДИСЦИПЛИ’НА, ы, ж. [латин. disciplina]. 1. только ед. Обязательное для всех членов какого-н. коллектива подчинение твердо установленному порядку. Воинская д. Трудовая д. Партийная д. Железная д. Профсоюзная д. Палочная д. || Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.). Д. ума. 2. Самостоятельная отрасль какой-н. науки (книжн.). Гуманитарные дисциплины.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

дисципли́на

1. обязательное следование установленному порядку ◆ В развитие этого принципа следует согласиться с тем, что дисциплина перемещения сегментов должна существенно зависеть от интенсивности обращений к конкретным сегментам. А. Б. Барский, «Применение SPMD-технологии при построении сетевых баз данных с циркулирующей информацией // «Информационные технологии»», 2004 г. (цитата из НКРЯ) ◆ У коммунистов по-прежнему сильна партийная дисциплина. Вячеслав Костиков, «Тень КПРФ становится гуще (2003) // «Аргументы и факты»», 2003 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Дисциплина в классах ― как в армии, учебный процесс обеспечен. Виктория Токарева, «Своя правда // «Новый Мир»», 2002 г. (цитата из НКРЯ)

2. самостоятельная отрасль науки либо знаний, преподаваемых в учебном заведении ◆ Для решения таких проблем была создана и успешно применяется во всём мире дисциплина «Управление проектами». Иван Долгов, «Как получить заказ // «Биржа плюс свой дом»», 2002 г. (цитата из НКРЯ)

3. самостоятельный вид спорта ◆ В нашей команде множество спортсменов в различных дисциплинах: от горных лыж до шорт-трека, и они будут разбросаны по всем трём олимпийским деревням, поэтому нам нужно увидеть своими глазами все спортивные объекты, отели и продумать всё до мелочей.

Источник

Что такое антропология: понятие, предмет изучения, методы

Что изучает данная дисциплина. Смотреть фото Что изучает данная дисциплина. Смотреть картинку Что изучает данная дисциплина. Картинка про Что изучает данная дисциплина. Фото Что изучает данная дисциплина

Приветствую Вас, друзья!

Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.

Что такое антропология?

Антропология – это комплексная наука о человеке, включающая в себя большое количество различных научных дисциплин. Она изучает всё, что связано с человеком: его происхождение, особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности. Термин «антропология» образован от греческих слов ἄνθρωπος (антропос – человек) и λόγος (логос – наука).

Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.

Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.

Объект и предмет изучения антропологии

Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.

Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.

Методы антропологии

В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:

История развития антропологии

Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.

Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.

В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.

Физическая (биологическая) антропология

Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.

В рамках физической антропологии существует три раздела:

Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.

Культурная (социокультурная) антропология

Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.

С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.

Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.

Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.

Заключение

Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.

Источник

Что изучает данная дисциплина

Что изучает данная дисциплина. Смотреть фото Что изучает данная дисциплина. Смотреть картинку Что изучает данная дисциплина. Картинка про Что изучает данная дисциплина. Фото Что изучает данная дисциплина

Ключевым для научных и учебных дисциплин фактом, порождающим различные версии конкретной дисциплины, являются несовпадения (и иногда существенные) в определении её предмета и объекта. Поэтому необходимо рассмотреть теоретические основы определения предмета и объекта любой научной и учебной дисциплины.

Методологически принципиально важно чётко разграничить объект и предмет изучения [13, c. 75]. Дело в том, что «субъект научного познания обычно не только не может во всей полноте охватить объект своей познавательной деятельности, но и не стремится к этому… потому, что задачи науки – выявить существенное и закономерное в том классе реалий (или целостности), который выступает в качестве объекта данной науки» [4, c. 130].

Осознанное определение своего предмета и фиксация объекта исследования позволяет научной и учебной дисциплине преодолевать ограничения познавательных возможностей исследователей. Поэтому центральной теоретико-познавательной проблемой всякой научной и учебной дисциплины является определение её объекта, предметной области и границ [10, c. 44].

Соответственно, «каждая наука имеет свой предмет исследования» [11, c. 9]. Причём предметом может быть только то, что допускает совокупность всей эмпирической реальности как условие своей возможности [8, c. 353].

Определение предмета дисциплины имеет функциональное значение для следующих действий:

– определения ее содержания;

– определения ее эмпирической базы;

– выбора методов исследования и т.п. [4, c. 128].

«Предмет науки… выступает и как цель; точнее: воспроизведение, знание предмета – цель… научного познания» [4, c. 130]. Предмет дисциплины – это результат теоретического абстрагирования, позволяющий выделить определенные закономерности функционирования изучаемого объекта, специфические для конкретной науки и никакой другой. Такого рода абстрагирование (построение модели изучаемого объекта) определяет ту «часть», «сферу», «сторону», «аспект» реальности, на которую направлена деятельность исследователя [12, c. 79]. Остальные стороны или особенности остаются как бы вне поля его зрения [14, c. 66].

«Определить предмет науки – значит указать на существенное и закономерное ее специфического качественно определенного объекта» [4, c. 131]. В словесном выражении предмет дисциплины представляет собой «совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность» [5, c. 77]. Считается, что предмет дисциплины – «это вопросы о том, что и как изучать, чему и как учить в данной области знания и где границы компетентности специалиста» [15, c. 3].

По существу, предмет устанавливает те самые границы, в рамках которых изучается объект [5, c. 66]. Именно поэтому «у каждой науки необходимо должен быть один и лишь один предмет, соответствующий специфическому ее объекту» [4, c. 131].

В определении предмета дисциплины много зависит от следующего:

– от набора используемых понятий и их содержания;

– от мировоззрения исследователя;

– от понимания объекта познания [6, c. 6].

Предмет дисциплины не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии, становлении, как и сам процесс познания. Его движение зависит от следующих решающих факторов:

– прогресса научного знания;

– меняющихся потребностей общества, социального запроса [15, c. 4].

Следует различать понятия «объективная реальность» и «объект». Первое охватывает все существующее независимо от нашего сознания. Второе обозначает в объективной реальности только то, что на данном этапе стало предметом теоретической и практической деятельности [9, c. 74]. «В явлении объекты и даже свойства, которые мы им приписываем, всегда рассматриваются как нечто действительно данное…» [8, c. 64]. Объект – это не любой феномен природы, а феномен, включенный в сферу деятельности человека. Он сам по себе как объективная реальность существует независимо от сознания человека, он становится объектом, вступая во взаимодействие с субъектом [9, c. 74].

Реальный объект задаётся как то, что существует само по себе, осваивается практикой, может исследоваться в науке и фиксируется с помощью знаний. Но при этом всегда остаётся более богатым, чем любая сумма полученных к этому моменту знаний, и открывает неисчерпаемое множество возможностей для новых направлений анализа [13, c. 76]. Таким образом, «объект науки – это данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира» [12, c. 79].

Объект дисциплины как определенная область реальности предшествует её предмету [2, c. 45]. Притом «объект субъективен,… потому, что действительность дана человеческому познанию не сама по себе, а в форме практической человеческой деятельности» [7, c. 148]. Соответственно, «говорить об объекте научного исследования помимо анализа деятельности человека бессмысленно, т.к. вне деятельности нет и объекта исследования» [3, c. 38].

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать некоторые наиболее важные положения относительно предмета и объекта научной и учебной дисциплины.

Предмет той или иной дисциплины определяется осознанно на основе уже имеющегося некоторого знания (не обязательно полученного в рамках данной дисциплины). Выделение предмета научной и учебной дисциплины – это по своей сути методологический приём, с помощью которого наука выделяет определенную специфическую сферу познания и знания об избранной ею области объективной реальности. В свою очередь, инструментом выделения предметной области познания и знания является представляющий собой целостную совокупность определённый понятийный аппарат. С его помощью дисциплина описывает и объясняет избранную ею область объективной реальности.

Эта выделенная для научного познания область объективной реальности называется объектом исследования конкретной дисциплины. И, кстати, объект исследования определенной дисциплины может быть объектом исследования и для других дисциплин. То есть объект научной и учебной дисциплины – это та область объективной реальности, которая осознанно определяется людьми в лице своих представителей (ученых, научных коллективов и научных сообществ) для познания специфическим для определённой дисциплины научным аппаратом.

Таким образом, предмет дисциплины – это логически сопряженная между собой совокупность специфических понятий, представляющая собой обобщенную теоретическую модель научного познания, описания и хранения знания относительно выбранной этой дисциплиной сферы (области) объективной реальности (ее объекта).

В методологии и социологии науки в качестве инвариантных компонентов любой дисциплины рассматривают нижеследующие [1, c. 292–293].

1. Массив накопленного знания, понимаемый как сделанные в нее «вклады» – результаты (прошлое дисциплины).

2. Существующее в рамках дисциплины сообщество, дифференцированное (статусно и организационно) внутри себя (настоящее дисциплины).

3. Предметно-проблемное поле поисков результатов в рамках дисциплины (вектор в направлении будущего дисциплины).

4. Механизм социализации и институционализации добытых «вкладов», их признания и ввода в массив накопленного знания (их перевод в разряд «решенных вопросов»).

5. Институционализированные механизмы подготовки кадров через приобщение неофитов к наличному массиву знания и принятым в рамках дисциплины правилам деятельности (система высшего образования, поствузовской подготовки и переподготовки и т.п.).

6. Система ценностей, традиций, правил деятельности (этос дисциплины).

7. Сложившаяся сеть цитирования, постоянно деконструируемая и вновь конструируемая путем внесения новых «вкладов», делаемых отсылок, а наиболее радикально – путем изменения структурирующих критериев в дисциплинарном массиве знания; фактически эта сеть является пространством координат, ориентиров, шкал измерения, векторов наибольшего приложения усилий.

8. Собственно дисциплинарная деятельность по воспроизводству, сохранению, наращиванию, переструктуризации целостности дисциплины; в значительной степени это коммуникации.

Таким образом, исходя из представленной выше версии теоретических основ определения предмета и объекта дисциплины, это можно сделать относительно любой научной и учебной дисциплины.

Рецензенты:

Игнатьев В.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой социологии, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск;

Крюков В.В., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск.

Источник

Цели и задачи дисциплины

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.

основными целями учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности являются:

· формирование мировоззрения и воспитание у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности;

· освоение студентами теоретических, организационного-правовых и методических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности;

· приобретение знаний по идентификации опасностей в различных условиях жизни и деятельности человека;

· выработка практических навыков в принятии решений по защите населения и материальных ценностей от воздействия негативных факторов среды обитания и ликвидации их последствий;

· развитие потребности в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях реформирования экономики России.

Безопасность жизнедеятельности решаем следующие основные задачи.

· идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

· защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

· ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

· создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека.

1.3. основные понятия и определения.

Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности и привлекающая для ее решения многие другие науки, выработала определенную систему понятий, теоретических положений, аксиом и методов исследования.

Основные теоретические положения учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности:

· с момента своего появления на земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей;

· опасности причиняют вред здоровью человека, что проявляется в травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах, поэтому они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом;

· профилактика опасностей и защита от них – актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой должно быть заинтересовано, прежде всего, государство;

· обеспечение безопасности – приоритетная задача для личности, общества и государства;

· абсолютной безопасности не бывает, всегда существует некоторый остаточный риск, поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития общества можно смириться;

В системе происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в соответствии с законом сохранения жизни: жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации.

Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную и антропогенную природу, они во многом зави9ят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания.

Человек и окружающую его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых

человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как минимум две основные задачи:

· обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

· создаёт и использует защиту от негативных воздействий со стороны, как среды обитания, так и себе подобных. Среда обитания неразрывно связана с понятием биосфера.

Биосфера-область распространения жизни на 3емле, включающая в себя нижний слой атмосферы, атмосферу гидросферу верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

ХХ век ознаменовался потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация. Это вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного воздействия. Кроме того, к середине ХХ в. человек стал обладать способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения регионального и глобального масштабов, соизмеримые со стихийными бедствиями. В результате активной техногенной

Техносфера— регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера-регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда).

негативные воздействия в системе

принято называть опасностями.

Опасности не обладают избирательным свойством, при возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о потенциальной опасности процесса жизнедеятельности:

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном, характере её проявления. Например, мы не ощущаем до определённого момента увеличения концентрации СО2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2 увеличивается. Углекислый газ не имеет цвета, запаха, и нарастание его концентрации проявится возникновением усталости вялости снижением работоспособности. Но в целом организм человека, пребывающего систематически в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма

дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления, Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и, другим негативным последствиям.

По степени и характеру действия на организм все факторы условно делят на вредные и опасные.

К вредным относятся такие факторы которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности,

Опасными называют такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. это деление условно, так как вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными.

Условия, при которых созд8ется.,возможность возникновения несчастного случая, называют опасной ситуацией.

В процессе деятельности и жизни человек может оказаться в такой опасной ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают пределов при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и действиям, адекватным сложившейся ситуации. Такие ситуации называют экстремальными.

Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий. Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

В мировой практике отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические;

социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения, т.е. риск, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности.

Человечество должно научиться прогнозировать негативные

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие изменения характерны для мира опасностей XXI в.?

2. Каковы последствия антропогенного воздействия человека на окружающую среду?

3» Как влияет урбанизация на безопасность жизнедеятельности людей?

6.’Каковы средства достижения основной цели дисциплины?

10. Сформулируйте основную аксиому безопасности жизнедеятельности.

12. Каковы основные положения учения В.И. Вернадского?

13. Что такое индивидуальный и социальный риск?

14. Объясните содержание и смысл концепции приемлемого риска.

ГЛАВА 2

2.1.Понятие чрезвычайной ситуации

Часто в печати, по радио и телевидению одни и те же события

может показаться, что различия межу ними нет. Но достаточно оценить потери и человеческие жертвы, и различия в понятиях проявляются.

Комитет по проблемам современного общества (Всемирная организация здравоохранения __ВОЗ) считает, что катастрофа – это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население неспособно, справиться самостоятельно.

Различают следующие виды катастроф:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *