Что изучает биогеография 5 класс

биогеография

Полезное

Смотреть что такое «биогеография» в других словарях:

биогеография — биогеография … Орфографический словарь-справочник

БИОГЕОГРАФИЯ — (от био. и география), наука, изучающая закономерности распространения животных и растительных сообществ (биоценозов) в зависимости от условий их местообитания и геологии, истории отдельных местностей. Включает географию микроорганизмов,… … Экологический словарь

БИОГЕОГРАФИЯ — (от био. и география), наука о закономерностях распространения и распределения живых организмов и их сообществ (биоценозов) по земному шару. Развитие биогеографии (18 19 вв.) связано с трудами немецкого ученого А. Гумбольдта, английского… … Современная энциклопедия

БИОГЕОГРАФИЯ — (от био. и география) изучает распространение и распределение живых организмов по земному шару … Большой Энциклопедический словарь

БИОГЕОГРАФИЯ — (от био. и география), наука о закономерностях распространения и распределения по земному шару сообществ живых организмов и их компонентов видов, родов и др. таксонов растений, животных, грибов и микроорганизмов. Б. относится к числу наук о… … Биологический энциклопедический словарь

биогеография — сущ., кол во синонимов: 2 • биология (73) • география (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

БИОГЕОГРАФИЯ — отрасль знаний, изучающая географическое распространение и распределение животных и растений и их сообществ, а также фауны и флоры отдельных территорий. Разделяется на зоогеографию (географию животных) и фитогеографию (географию растений).… … Геологическая энциклопедия

БИОГЕОГРАФИЯ — Научная дисциплина, изучающая закономерности распределения растительного покрова и животного населения в биосфере Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

биогеография — Изучает распространение и распределение живых организмов по земному шару [http://www.dunwoodypress.com/148/PDF/Biotech Eng Rus.pdf] Тематики биотехнологии EN biogeography … Справочник технического переводчика

биогеография — Изучение распространения на Земле растений, животных и образуемых ими сообществ … Словарь по географии

Биогеография — (от био. и география), наука о закономерностях распространения и распределения живых организмов и их сообществ (биоценозов) по земному шару. Развитие биогеографии (18 19 вв.) связано с трудами немецкого ученого А. Гумбольдта, английского… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Биогеография презентация к уроку

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Содержимое разработки

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Орлова Татьяна Владимировна

учитель МБОУ СШ №42

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Биогеография изучает распространение и

распределение живых организмов

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

в книге «Основы биогеографии» (1976)

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Весь органический мир, который нас окружает

можно рассматривать с двух позиций:

со стороны биологии и географии.

*Первая помогает нам понять,

как организован наш мир.

*Вторая отвечает на вопрос,

каким образом он распространен.

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Значение биогеографии очень велико

Но не все ее дисциплины развиты достаточно

Например, география микроорганизмов

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Эта отрасль слаборазвита, так как изучение

микроорганизмов началось только

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Именно благодаря микроорганизмам

мы имеем ряд полезных ископаемых:

каменный уголь, торф и нефть.

Они являются главным компонентом

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Еще один раздел биогеографии – география

распространения растений или

фитогеография .Она рассматривает

взаимосвязь условий среды и растительного

Ее еще можно называть геоботаникой.

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

К основам биогеографии относится и наука, изучающая распространение животных на планете.

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Сообщества и организмы –

объекты не только биогеографии,

но и биологии и экологии.

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Знание основных положений биогеографии

необходимо для решения вопросов

Источник

БИОГЕОГРА́ФИЯ

Том 3. Москва, 2005, стр. 487

Скопировать библиографическую ссылку:

БИОГЕОГРА́ФИЯ (от био… и гео­гра­фия ), нау­ка о про­стран­ст­вен­ном рас­пре­де­ле­нии в био­сфе­ре ор­га­низ­мов и их со­об­ществ – био­це­но­зов и био­гео­це­но­зов; от­но­сит­ся к по­гра­нич­ной об­лас­ти, объ­е­ди­няю­щей гео­гра­фию и био­ло­гию. Осн. объ­ек­ты Б.: аре­ал ви­да или др. так­со­на (ро­да, се­мей­ст­ва и т. д.), а так­же уча­сток тер­ри­то­рии (ак­ва­то­рии) с еди­но­об­раз­ным не­по­вто­ри­мым со­ста­вом био­ты. Б. де­лит­ся на ча­ст­ные дис­ци­п­ли­ны: по гео­гра­фи­че­ско­му прин­ци­пу вы­де­ля­ют Б. мо­ря, Б. су­ши и Б. кон­ти­нен­таль­ных во­до­ёмов; по так­со­но­ми­че­ско­му – бо­та­ни­че­скую гео­гра­фию (фи­то­гео­гра­фию), гео­гра­фию жи­вот­ных ( зоо­гео­гра­фию ), гео­гра­фию мик­ро­ор­га­низ­мов и т. д. Б. су­ши в осн. раз­ви­ва­ет­ся в фор­ме двух обо­соб­лен­ных раз­де­лов – бо­та­ни­че­ско­го и зоо­ло­ги­че­ско­го. В фи­то­гео­гра­фии су­ши наи­бо­лее раз­ра­бо­та­на гео­гра­фия выс­ших рас­те­ний – цвет­ко­вых, го­ло­се­мен­ных и па­по­рот­ни­ков (обыч­но без раз­де­ле­ния на так­со­но­мич. со­став­ляю­щие), в зоо­гео­гра­фии су­ши – гео­гра­фия по­зво­ноч­ных с пре­иму­ще­ст­вен­ным вни­ма­ни­ем к рас­про­стра­не­нию мле­ко­пи­таю­щих и птиц, ви­до­вой со­став ко­то­рых изу­чен луч­ше, чем др. групп жи­вот­ных. Ве­ду­щи­ми на­прав­ле­ниями в Б. яв­ля­ют­ся так­же их­тио­гра­фия (гео­гра­фия рыб) и ма­ла­ко­гра­фия (гео­гра­фия мол­лю­сков). Кро­ме то­го, к Б. от­но­сят ис­сле­до­ва­ния гео­гра­фич. рас­пре­де­ле­ния рас­тит. со­об­ществ, что вы­ра­жа­ет­ся пре­ж­де все­го в гео­бо­та­нич. кар­то­гра­фи­ро­ва­нии, и жи­вот­но­го на­се­ле­ния (со­об­ществ жи­вот­ных). Ис­то­ри­че­ская Б. тес­но свя­за­на с эво­лю­ци­он­ным уче­ни­ем; она ис­сле­ду­ет влия­ние гео­ло­гич. про­шло­го Зем­ли на рас­про­стра­не­ние совр. ор­га­низ­мов и их со­об­ществ.

Источник

Место биогеографии в системе наук, история развития биогеографии.

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Тексты лекций

Лекция №1

Место биогеографии в системе наук, история развития биогеографии.

1.Биогеография — наука о распространении на Земле живых организмов и образуемых ими сообществ в зависимости от естественно-исторических, географических и экологических условий.

Географические факторы, определяющие закономерности размещения живых организмов на Земле:

Тектогенные формы рельефа. Наиболее крупные формы рельефа – материки и океанические впадины, равнинно-платформенные области и горные массивы – созданы внутренними силами Земли, проявляющимися в виде тектонических движений и вулканической деятельности. Распределение суши и моря определяет выделение основных типов климата, влияющих на характер растительного покрова и животного мира, морского и континентального.

В Северном полушарии суши больше, ее площадь составляет 39,4 % площади полушария; в Южном полушарии площадь суши составляет всего 19 %. В Северном полушарии на обширных пространствах суши формируется континентальный климат с резкими суточными и сезонными амплитудами температур и небольшим количеством атмосферных осадков. Формирование климата в Южном полушарии происходит при преобладающем воздействии океана: морской климат характеризуется пониженными амплитудами годового и суточного хода температуры, повышенным количеством атмосферных осадков.

Важным фактором распространения жизни на суше являются крупные тектонически обусловленные формы рельефа: низменности, равнины, плато, плоскогорья, горы. Соотношение равнинных пространств и гор существенным образом влияет на характер климата. На равнинах четко выражено действие закона географической зональности. Горные сооружения усиливают контрастность природных условий. Распределение жизни в горах контролируется действием закона высотной поясности. Горы играют роль барьеров в распространении организмов. Склоны гор, обращенные к воздушным массам, дующим с океана, получают больше атмосферных осадков, чем склоны, находящиеся в ветровой тени.

Географическая зональность – закономерное изменение всех географических компонентов и географических ландшафтов по широте (от экватора к полюсам). Основные причины зональности – форма Земли и ее положение относительно Солнца, а предпосылка – падение солнечных лучей на земную поверхность под углом, постепенно уменьшающимся в обе стороны от экватора.

Помимо географической широты на распределение тепла на Земле влияют характер распределения суши и моря, морские течения и господствующие ветры, рельеф, высота местности над уровнем моря.

Однако есть ряд отличий в характере флор и фаун, объяснить которые только особенностями среды обитания нельзя. К примеру, области влажных тропических лесов Южной Америки, Африки, Азии с одинаковым климатом и очень сходным типом растительного покрова населяют разные фауны. Причины их кроются в истории формирования фаун названных материков: длительное развитие в условиях изоляции приводит к появлению коренных различий между фаунами. Если же между двумя участками земного шара существует связь и возможен обмен живыми организмами, то на громадном участке возникают сходные флоры и фауны.

Отсюда следует вывод, что распространение живых организмов на земном шаре можно объяснить, учитывая не только ныне существующие факторы среды, но и условия прошлых эпох, то есть геологическую историю.

2. Основные задачи и направления современ­ной биогеографии. Объекты изучения биогеографии.

Основными направлениями исследований в биогеографии являются, во-первых, выяснение современного распространения живых организмов на планете, во-вторых, выявление причин различий между флорами и фаунами разных частей земного шара и, в-третьих, обнаружение закономерностей, которые регулируют или регулировали в прошлом расселение живых организмов из центров их происхождения. Одновременно биогеография освещает географическую точку зрения на процесс эволюции животных.

Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть фото Что изучает биогеография 5 класс. Смотреть картинку Что изучает биогеография 5 класс. Картинка про Что изучает биогеография 5 класс. Фото Что изучает биогеография 5 класс

Откликаясь на запросы народного хозяйства, биогеография призвана прогнозировать все возможные перемены в животном мире, чтобы предупредить исчезновение редких видов, прежде всего ценных. Велико ресурсоведческое значение биогеографии, особенно для пушного и морского промыслов, оценки охотничьих территорий, для медицины.

Важна роль животных и растений как индикаторов изменений окружающей среды, обусловленных, в частности, ее загрязнением.

Одной из центральных проблем современной биогеографии следует считать изучение всевозможных причин и путей изменения флоры и фауны — от природных до антропических. В связи с этим биогеография ставит перед собой следующие задачи.

1. Изучение ареалов — областей земного шара, населенных популяциями определенных видов.

2. Выявление причин, определяющих характер географического распространения живых организмов.

3. Изучение закономерностей формирования флор и фаун под влиянием природных и антропогенных факторов.

4. Прогнозирование изменений растительности и животного мира в обозримом будущем для предотвращения обеднения их видового состава или сдвига последнего в нежелательную для человека сторону.

В настоящее время биогеография, объединяясь со многими естественными науками, успешно решает эти задачи.

Объектами биогеографических исследований являются:

ü Ареалы растений и животных;

ü Биоты – исторически сложившиеся на данной территории или акватории совокупности всех видов растений (флора) и животных (фауна);

ü Биомы, образованные территориальными сочетаниями сообществ организмов – биогеоценозов.

Имеется ряд основных направлений Б.: ареалологическое, флористическое и фаунистическое, региональное, экологическое и историческое, в которых достигнуты определённые успехи.

Б. пользуется методами: сравнительно-географическим (сравнение особенностей фауны, флоры, растительного покрова, животного населения различных природно-территориальных комплексов), экологическим (установление взаимодействия органического мира с другими компонентами природно-территориальных комплексов), количественным (установление закономерностей распределения биомассы и биологической продукции), историческим и картографическим.

3. Место био­географии в системе биологических и географических наук. Разделы биогеографии: общая биогеография и региональная биогео­графия.

Для выполнения задач, стоящих перед различными направлениями, биогеография пользуется собственными методами исследования, применяя вместе с тем достижения и методы смежных наук. Число этих наук велико. Прежде всего это зоология и ботаника, а также ряд наук о Земле.

Биогеография теснейшим образом связана с систематикой. Перед тем как приступить к биогеографическим построениям, нужно точно выяснить систематическую принадлежность исходного материала, отнести его к определенным видам.

Изучение микроэволюционных процессов дает неоценимый материал для понимания биогеографических тенденций. Поэтому биогеография использует идеи и данные теории эволюции. В свою очередь, результаты исследований биогеографии очень полезны для систематики и эволюционного учения.

Очевидна связь биогеографии с палеозоологией и палеоботаникой. Ископаемые дают самую лучшую основу для выяснения истории распространения живых организмов. Без палеонтологического материала в большинстве случаев нельзя обосновать ни одну теорию расселения из центров происхождения тех или иных форм.

Обширный комплекс наук о Земле (климатология, ландшафтоведение, геология), а также их разделы, изучающие прошлое нашей планеты (палеогеография, историческая геология, палеоклиматология), в той или иной степени используются биогеографией. Не зная геологического прошлого страны, нельзя объяснить современное распространение живых организмов, особенно тех групп, ареалы которых размещены на разных материках. Без изучения климатов прошлого, особенно периодов, предшествовавших современной эпохе, трудно установить причины сохранения в современных условиях ряда видов, экологические требования которых находятся как бы в противоречии с современной обстановкой, например холодолюбивых видов в Центральной Европе или влаголюбивых форм в среднеазиатских пустынях.

К настоящему времени в биогеографии сложилось несколько самостоятельных разделов, в том числе такие, как биогеография Мирового океана, пресных вод, ботаническая география и зоогеография суши, биогеографическое картографирование, биоиндикация, геногеография, география биологических ресурсов и др.

4. Связь биогеографии с исходными дисциплинами — географией растений и географией животных.

Некоторые авторы (французский учёный Э. Мартонн, советский учёный В. Г. Гептнер, чешский учёный Ф. Витасек, финские исследователи Л. Аарио и Х. Янус) полагают, что Б. лишь совокупность ботанической географии и зоогеографии, другие (советский учёный В. Б. Сочава) — что она представляет как бы надстройку над этими науками, изучающую наиболее общие закономерности географии органического мира Земли.

Если сравнивать отдельные группы животных с отдельными группами растений, то выявленные различия почти всегда могут быть «перекрыты» при сравнении между разными группами растений (например, цветковые, голосеменные, диатомеи) или же между разными группами животных (например, птицы, насекомые, нематоды). Отсюда вытекает и принципиальное сходство целей и методов зоогеографии и фитогеографии суши.

Возвращаясь к сравнению зоогеографии, фитогеографии и биогеографии, следует отметить еще одну важную деталь. Очевидно, развитие биогеографии как синтетической науки зависит от развития и взаимного обогащения фактами и идеями зоо- и фитогеографии. Фаунистическое и флористическое направления при этом обнаруживают весьма значительную независимость, хотя в ряде работ и принимаются во внимание данные «параллельной» дисциплины, а в некоторых фаунистических исследованиях использовались сведения по географии и палеогеографии растительного покрова.

Работы по географии растительности, пожалуй, в наибольшей степени изолированы от какого-либо зоогеографического влияния. В то же время совершенно невозможно себе представить исследования по экологической (в широком смысле, включая сюда и ландшафтную) зоогеографии, по географии животного населения или отдельных его частей (сообщество каких-либо групп наземных животных) без строгой привязки данных к сведениям о характере растительности. Наиболее наглядно это проявляется в зоогеографическом картографировании на ландшафтной основе. Причины всего этого не требуют особых пояснений.

5. Основные этапы развития биогеографии

А. Г. Воронов в 1987 г. выделил в истории биогеографии следующие периоды:

1. Появление отрывочных сведений — до начала XVI в.

2. Накопление флористических и фаунистических сведений при господстве библейского мифа о сотворении мира — начало XVI — конец XVIII в.

3. Создание обобщающих ботанико- и зоогеографических работ при господстве теории катастроф — конец XVIII —середина XIX в.

4. Развитие ботанико-географических, зоогеографических, экологических исследований и возникновение биоценологии на основе теории эволюции Дарвина — вторая половина XIX в.

5. Разработка учения о растительных сообществах, дальнейшего развития экологического и исторического направлений ботанической географии и зоогеографии, попытки создания биогеографии как совокупности ботанической географии и зоогеографии — с начала до середины XX в.

6. Развитие единой биогеографии — с середины XX в. Указанные работы по периодизации развития ботанико- и зоогеографических идей и становления биогеографии как самостоятельного направления в науке сохраняют свое значение до настоящего времени.

Лекция №2

Ареалогия

2. Картирование ареалов.

3. Типология ареалов.

4. Структура ареалов.

5. Развитие ареалов во времени

Понятие «ареал».

Ареал — часть земной поверхности или акватории, в пределах которой достаточно длительное время постоянно встречаются популяции определенного вида или другого систематического так­сона живых организмов.

В биогеографии главным объектом изучения является ареал вида, поскольку вид — основная и исходная таксономическая катего­рия живых организмов. Аналогично иерархии категорий в систематике (вид, род, семейство, отряд, класс, тип) сущест­вует и иерархия ареалов: ареал вида слагается из подвидовых аре­алов, рода — из видовых, семейства — из родовых и т. д.

Однако рассматривать ареал лишь как площадь не совсем пра­вильно. Точнее представлять его как трехмерную структуру, посколь­ку водные биотопы имеют не только горизонтальное, но и верти­кальное протяжение, да и наземные животные, распространенные и в горах, и на равнине (арктоальпийские), рас­полагаются не только на площади, но и в некоем объеме.

Сле­довательно, по ареалу нетрудно судить о том, что происходит с интересующим нас животным и растением в условиях антропического воздей­ствия на природную среду.

Картирование ареалов

Правильное представление об ареале (а также сравнение ареа­лов нескольких видов) становится возможным только после его картографического изображения. Существуют различные методы картирования ареалов.

Одним из наиболее распространенных и в то же время конк­ретных является точечный метод: местонахождение каждого об­наруженного вида обозначается точкой на контурной карте. С помощью данного метода в отличие от других можно точ­нее определить пункт сбора, поимки особей того или иного вида либо его регистрации. Он оказывается единственно приемлемым методом, когда картируется распространение редкого или мало­изученного вида. Поэтому точечный метод хорош также в начале исследования географического распространения животного. При всех своих преимуществах этот метод имеет и недостатки. Он ма­лопоказателен, так как требует известной доли воображения, чтобы представить себе форму и площадь ареала. Кроме того, животные, как известно, встречаются не в точке, а на более или менее ши­роком пространстве.

Эти недостатки можно компенсировать с помощью контурного метода, дающего возможность картировать границы ареала. С этой целью на контурной карте крайние, т. е. расположен­ные на границах ареала, точки соединяют сплошной линией, при­давая изображению замкнутую форму.

В последнее время во многих странах применяется сеточный метод, который называют еще растровым, или методом формальных квадратов. При этом поле контурной карты разбивают на квадраты со стороной 50 км (для специальных целей мае штаб может быть другим). Квадратом может служить и по градусной сетки со стороной 1/4, 1/16 и т. д. градуса. Если в пределах квадрата обнаружены особи изучаемого вида, он затушевывается или обозначается условным знаком. Прочие квадраты остаются без обозначений.

На растровой карте разными условными знаками могут быть выделены местонахождения, известные по старым литературным данным и по новым находкам, что позволяет судить, меняются ли площадь и форма ареала со временем.

3. Типология ареалов

Каждый вид имеет свой собственный ареал, и в природе практически невозможно найти два абсолютно одинаковых по площади, расположению или по форме ареала, за исключением мелких островов, где различные виды животных могут населить всю территорию, и тогда их ареалы будут изображаться на карте оди­наково. Тем не менее все разнообразие ареалов можно свести к какому-то ограниченному числу типов.

Для номенклатуры ареалов важно использовать 3 оси коорди­нат, или 3 составляющие ареала: широтную (распространение с севера на юг), долготную (с запада на восток) и высотную (вер­тикальную, сверху вниз).

Широтная составляющая ареала (зональное распространение) является его основным географическим признаком. Она опреде­ляется в первую очередь климатическими, особенно температур­ными, факторами, прямо или косвенно влияющими на распро­странение большинства видов. Границы ареалов таких видов на определенном протяжении совпадают с границами ландшафтной зоны, хотя зональная приуроченность каждого из них может значительно меняться на всем протяжении ареала.

Высотная составляющая ареала (вертикальная поясность) в определенной степени аналогична широтной, поскольку также определяется главным образом температурными градиентами. По характеру вертикального распространения можно различить аль­пийские и монтанные (горные) виды. Последние заселяют среднегорья. Выделяют и промежуточные между ними — субальпий­ские формы. Часто приходится сталкиваться с равнинно-горным расселением. Примером может служить арктоальпийское или бореомонтанное распространение видов.

Долготная составляющая ареала определяется степенью удаленности от океана, обусловливающей характер климата. Границы ареалов могут быть связаны с континентальным или морским, аридным или гумидным климатом.

Комбинация составляющих ареала позволяет охарактеризовать тип распространения и создать описательные классификации ареалов.

При типизации ареалов следует учитывать их размеры, непрерывность (континуальность) и прерывистость (дизъюнкции). У наземных организмов выделяются ареалы четырех уровней размерности:

1) континентальные, Ареал континентального типа охватывает большие площади одного или нескольких континентов.

Виды, распространенные на всех континентах, называют космополитами (что означает «распространенный по всему миру»). Космополитами являются многие сорняки, связанные в своем распространении с деятельностью человека: мокрица, крапива, одуванчик.

2) провинциальные, провинциального занимает большую часть физико-географической или биогеографической провинции;

3) региональные, ареал регионального типа ограничен площадью физико-географического или биогеографического района;

Континуальное (сплошное) распространение.

Разорванными называются ареалы, состоящие более чем из одного участка, находящихся в состоянии географической изоляции. Различают разрывы ареалов внутриматериковые и межматериковые или океанические.

Внутриматериковыми называют разрывы, если отдельные участки расположены в разных частях материка. Например, один участок ареала голубой сороки приурочен к восточной части материка Евразии, а другой расположен в западной — на Пиренейском полуострове.

Межматериковым (океаническим) называют разрыв в том случае, когда отдельные участки расположены на разных материках, т.е. разделены друг от друга океаном.

Возникновение разорванных ареалов объясняется событиями прошлых геологических эпох: исчезновением мостов-переходов на суше, дрейфом континентов, горообразованием, изменениями климата и т. п. Ареал вида может быть расчлененным, и занимать обширные области на разных континентах.

Чтобы подчеркнуть определенные особенности ареалов континентальной размерности используют дополнительные термины. Ареалы видов, приуроченных к арктическому поясу северного полушария, называются циркумполярными. Они образуют кольцо вокруг полюса. Ареал видов, охватывающих тропический пояс, называется пантропическим.

Особый тип образуют биполярные ареалы. Это разорванные ареалы, часть которых расположена в высоких широтах Северного, а часть в высоких широтах Южною полушария. Возникновению биполярных ареалов способствовало похолодание климата в ледниковую эпоху, когда холоднолюбивые виды Севера смогли преодолеть современный теплый пояс и проникнуть в высокие широты Южного полушария.

Провинциальные и региональные типы ареалов формируются внутри континентов и биоклиматических зон. Например, для европейских древесных пород давно уже установлено, что их распространение на север и восток в наибольшей степени регулируется зимними температурами.

Ареалы локальной размерности характерны для молодых видов, освоивших специфичные местообитания, например дарвиновских вьюрков. Или для реликтовых видов, сильно сузивших свой ареал, например ареал сейшельской пальмы ограничен долиной на одном из островов Сейшельского архипелага.

Ленточные ареалы имеют вал узких вытянутых лент. Таковы ареалы животных и. растений, обитающих в долинах рек, шельфовых зонах морей и океанов.

Точечные ареалы имеют виды, у которых отдельные местонахождения разбросаны на обширном пространстве, и говорить о какой-то территории, занятой видом, говорить невозможно

Простые и сложные ареалы. Ареалы животных могут быть простыми и сложными. Сложные ареалы имеют животные, совершающие отдаленные миграции и попеременно эксплуатирующие то один участок, то другой, Таковы, например, ареалы перелетных птиц; в весенне-летнее время они заселяют северные участки, на зиму улетают в другие районы, главным образом на юг. Сложные ареалы имеют также лососевые рыбы, европейский угорь и т.д.

При изучении ареалов, когда речь идет о близких видах, различают ареалы, налагающиеся и викарирующие.

Симпатрическими (налагающимися) называются ареалы, если два близко- родственных вида заселяют одну и ту же территорию и, таким образом имеют совмещающиеся ареалы. При этом симпатрические виды занимают различные экологические ниши.

Викарирующими называются смещенные в пространстве ареалы близко- родственных видов.

Структура ареалов.

В пределах ареала любого вида не все пространство равномерно и сплошь заселено соответствующими организмами. Внутри ареала вида обычно существу­ют три зоны с разным характером динамики численности. В зоне оптимума, которая часто (хотя и не всегда) располагает­ся вблизи от центра ареала, преобладает положительный баланс численности и избыток особей расселяется. В зоне оп­тимума, которая обычно приурочена к периферии ареала, наблюдается отрицательный баланс и уровень численности поддерживается в значительной части за счет иммигрантов. В промежуточной зоне баланс близок к нулю в среднем за мно­го лет. В отдельные годы он может выходить за этот уровень в отрицательную или положительную сторону. Если на боль­шей части ареала начнет преобладать положительный баланс, ареал может расширяться. В противоположной ситуации он сужается. Этот процесс называют пульсацией ареала. Пульса­ция такого рода весьма обычна тогда, когда граница ареала не совпадает с каким-либо резким физическим рубежом (горный хребет, водная преграда и т. п.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *