Что изучает астрономия структура и масштабы вселенной 11 класс астрономия
Презентация по теме «Структура и масштабы Вселенной» (выполнена учащимися 11 класса)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ученики 11 класс МОУ «Свободненская СОШ» Октябрьского района Челябинской области Губайдулин Артемий, Циер Радион учитель Сычёва Ольга Ивановна Структура и масштабы Вселенной
Спасибо за внимание
Источники Астрономия 11 класс Б. А. Воронцов-Вельяминов ; Е. К. Страут Астрономия 10-11 В.М. Чаругин Яндекс.Картинки- «Структура и Масштабы Вселенной»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1251843
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Время чтения: 1 минута
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Структура и масштабы Вселенной
Содержимое разработки
§ 1. ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ
Астрономия изучает движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.
Это слово происходит от двух греческих слов: «астрон» — звезда, светило и «номос» — закон
Получила свою музу‑покровительницу — Уранию. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль.
Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному — к Небу и Звездам
Периодическим изменениям в земной природе сопутствуют изменения вида звёздного неба и видимого движения Солнца.
Астрономические наблюдения издавна позволяли людям ориентироваться в незнакомой местности и на море
2. Структура и масштабы Вселенной
Самая близкая к Солнечной системе звезда (Проксима Центавра,была открыта в 1915 году астрономом из Англии.) находится так далеко, что свет идёт от неё до Земли более четырёх лет
Возраст нашей Галактики чуть больше 13 млрд. лет, в ней продолжается активное звёздообразование.
В одной только нашей Галактике звезд насчитывается две сотни миллиардов. Объём, занимаемый этой звёздной системой, так велик, что свет может пересечь его только за 100 тыс. лет
Галактики так далеки друг от друга, что невооружённым глазом можно видеть лишь три ближайшие: две — в Южном полушарии, а с территории России всего одну — туманность Андромеды.
Вещество, составляет только 5% массы Вселенной. Остальная масса приходится на тёмную материю.
Расстояние до Луны составляет примерно 400 тыс. км
Если изобразить Луну шариком диаметром примерно 7см, находящимся от глобуса на расстоянии около 7,5 м.
Модель Солнца будет иметь диаметр 28 м и находиться на расстоянии 3 км,
а модель Нептуна — самой далёкой планеты Солнечной системы — будет удалена от нас на 90 км.
Ближайшая к нам звезда при таком масштабе модели будет располагаться на расстоянии примерно 800 тыс. км
3D Модель Солнечной системы
Что отличает астрономию от других наук? (Три особенности. Стр.8)
Сведения о том, что происходит за пределами Земли в космическом пространстве, учёные получают главным образом на основе приходящего от этих объектов света и других видов излучения
Наблюдения — основной источник информации в астрономии.
Для невооружённого глаза объект не выглядит точкой в том случае, если его угловые размеры превышают 2—3ʹ.
Мы видим объект не точечным лишь в том случае, если расстояние до него превышает его размеры не более чем в 1700 раз
Чтобы отыскать на небе светило, надо указать, в какой стороне горизонта и как высоко над ним оно находится.
С этой целью используется система горизонтальных координат — азимут и высота.
Точка Z, расположенная прямо над головой наблюдателя, называется зенитом.
Плоскость, которая проходит через центр сферы перпендикулярно отвесной линии, образует при пересечении со сферой окружность — истинный или математический горизонт. Высота светила отсчитывается по окружности, проходящей через зенит и светило M, и выражается длиной дуги этой окружности от горизонта до светила.
Эту дугу и соответствующий ей угол принято обозначать буквой h.
На практике, например в геодезии, высоту и азимут измеряют специальными угломерными оптическими приборами — теодолитами
Сегодня мы познакомимся с четырьмя созвездиями Северного неба: Большая Медведица, Малая Медведица (с известной Полярной звездой), Дракон и Кассиопея. Все эти созвездия ввиду своей близости к Северному полюсу мира на Европейской территории бывшего СССР являются незаходящими. Т.е. их можно отыскать на звездном небе в любой день и в любой момент времени. Первые шаги следует начать с известного каждому «ковша» Большой Медведицы.
Теперь обратите внимание на две крайние звезды этого «ковша». Если мысленно провести прямую через эти две звезды, то первой же яркой звездой,, будет Полярная звезда, принадлежащая созвездию Малой Медведицы.
Структура и масштабы вселенной. урок астрономии № 1
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Структура и масштабы вселенной Астрономия. Урок 1.
Изучение вселенной Число звезд в галактике исчисляется в триллионах. Самые многочисленные звезды – это карлики с массами примерно в 10 раз меньше Солнца. Кроме одиночных звезд и их спутников ( планет ), в состав Галактики входят двойные и кратные звезды, а также группы звезд, связанные силой тяготения и движущиеся в пространстве как единое целое, называемое звездными скоплениями. Некоторые из них можно отыскать на небе в телескоп, а иногда и не вооруженным глазом. Такие скопления не имеют правильной формы; их в настоящее время известно более тысячи. Звездные скопления делятся на рассеянные и шаровые. В отличие от рассеивающих звездных скоплений, состоящих в основном из звезд, которые принадлежат главной последовательности, шаровые скопления содержат красные и желтые гиганты и сверхгиганты. Обзоры неба, выполненные рентгентовскими телескопами, установленными на специальных искусственных спутниках Земли, привели к открытию рентгентовского излучения многих шаровых скоплений.
Строение галактики Подавляющая часть звезд и диффузной материи Галактики занимает линзообразный объем. Солнце находится на расстоянии около 10.000 Пк от центра Галактики, скрытого от нас облаками межзвездной пыли. В центре Галактики расположено ядро, которое в последнее время тщательно исследуется в инфракрасном, радио- и рентгеновском диапазонах волн. Непрозрачные облака пыли застилают от нас ядро, препятствуя визуальным и обычным фотографическим наблюдениям этого интереснейшего объекта Галактики. Если бы мы могли взглянуть на галактический диск «сверху», то обнаружили бы огромные спиральные ветви, в основном содержащие наиболее горячие и яркие звезды, а также массивные газовые облака. Диск со спиральными ветвями образует основу плоской подсистемы Галактики. А объекты, концентрирующиеся к ядру Галактики и лишь частично проникающие в диск, относятся к сферической подсистеме. Это и есть упрощенная форма строения Галактики.
Типы галактик 1 Спиральные. Это 30% галактик. Они бывают двух видов. Нормальные и пересеченные. 2 Эллиптические. Считается, что большинство галактик имеет форму сплющенной сферы. Среди них есть шаровые и почти плоские. Самая большая из известных эллиптических- галактика М87 в созвездии Девы. 3 Не правильные. Многие галактики имеют клочковатую форму без ярко выраженного контура. К ним относится Магеланово Облако Нашей Местной группы.
Солнце Солнце — это центр нашей планетной системы, основной ее элемент, без которого не было бы ни Земли, ни жизни на ней. Наблюдением за звездой люди занимаются с древних времен. С тех пор наши знания о светиле значительно расширились, обогатились многочисленными сведениями о движении, внутренней структуре и природе этого космического объекта. Более того, изучение Солнца вносит огромный вклад в понимание устройства Вселенной в целом, особенно тех ее элементов, которые аналогичны по своей сути и принципам «работы».
Жёлтый карлик Солнце — это не уникальный объект. Его относят к классу желтых карликов, сравнительно небольших звезд главной последовательности. Срок «службы», отпущенный таким телам, составляет примерно 10 миллиардов лет. По меркам космоса, это совсем немного. Сейчас наше светило, можно сказать, в самом расцвете сил: еще не старое, уже не молодое — впереди еще полжизни.
Световой год Световой год – это то расстояние, которое проходит свет за один год. Международный астрономический союз дал свое объяснение световому году – это то расстояние, которое проходит свет в вакууме, без участия гравитации, за юлианский год. Юлианский год равен 365 суткам. Именно эта расшифровка используется в научной литературе. Если брать профессиональную литературу, то тут расстояние рассчитывается в парсеках или кило- и мегапарсеках. До 1984 года световым годом считалось расстояние, которое проходит свет за один тропический год. Новое определение отличается от старого всего лишь на 0,002%. Особого различия между определениями нет. Имеются конкретные цифры, которые определили расстояние световых часов, минут, дней и т.д. Световой год равен 9 460 800 000 000 км, месяц — 788 333 млн. км., неделя — 197 083 млн. км., сутки — 26 277 млн. км, час — 1 094 млн. км., минута — около 18 млн. км., секунда — около 300 тыс. км.
Галактика Созвездие Девы Лучше всего Деву можно рассмотреть в начале весны, а именно в марте — апреле, когда оно переходит в южную часть горизонта. Благодаря тому, что созвездие имеет внушительные размеры, Солнце в нем находится больше месяца – начиная с 16 сентября и вплоть до 30 октября. На старинных звездных атласах Деву представляли, как девушку с колоском пшеницы в правой руке. Однако не каждый способен разглядеть в хаотичной россыпи звезд именно такой образ. Тем не менее, найти созвездие Девы на небе не так уж сложно. В ее составе есть звезда первой величины, благодаря яркому свету которой Деву можно легко разыскать среди прочих созвездий.
Туманность Андромеды Ближайшая к Млечному Пути большая галактика. Содержит примерно 1 триллион звёзд, что в 2,5-5 раз больше Млечного Пути. Расположена в созвездии Андромеды и отдалена от Земли на расстояние 2,52 млн св. лет. Плоскость галактики наклонена к лучу зрения под углом 15°, её видимый размер — 3,2 × 1,0°, видимая звёздная величина — +3,4m.
Ядро Млечного Пути Эта часть Млечного Пути расположена в созвездии Стрельца. В ядре находится источник нетеплового излучения, имеющий температуру порядка десяти миллионов градусов. В центре данной части Млечного Пути находится уплотнение, называемое «балджем». Это целая вереница старых звезд, которая движется по вытянутой орбите. У большей части этих небесных тел жизненный цикл уже подходит к концу. В центральной части ядра Млечного Пути расположена сверхмассивная черная дыра. Этот участок космического пространства, вес которого равен массе трех миллионов солнц, имеет мощнейшую гравитацию. Вокруг него вращается еще одна черная дыра, только меньшего размера. Такая система создает настолько сильное гравитационное поле, что находящиеся неподалеку созвездия и звезды совершают движение по весьма необычным траекториям. У центра Млечного Пути есть и другие особенности. Так, для него характерно большое скопление звезд. Причем расстояние между ними в сотни раз меньше, чем то, которое наблюдается на периферии образования.
Предмет астрономии
Урок 1. Астрономия 11 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Предмет астрономии»
Астрономия — это одна из древнейших и самых увлекательных наук, которая изучает объекты и явления, наблюдаемые во Вселенной. Её истоки относятся к далёкому каменному веку, то есть примерно к шестому — третьему тысячелетию до нашей эры.
На протяжении всей своей истории, человечество стремилось понять природу наблюдаемых объектов и явлений, разгадать тайны окружающего мира и определить своё место в нём.
У многих народов ещё на заре цивилизации существовали особые — космологические мифы, в которых рассказывалось о том, как из первоначального хаоса постепенно возникает космос, что в переводе с греческого, означает «порядок». Появляются небо и земля, моря и реки, растения и животные, а также сам человек
На протяжении тысячелетий люди наблюдали и запоминали явления, которые происходили на небе. Оказалось, что с изменением вида звёздного неба и видимого движения Солнца происходили и периодические изменения в окружающей природе: смена дня и ночи, смена времён года и так далее. Всё это было необходимо древнему человеку для того, чтобы вовремя произвести сельскохозяйственные работы, заготовить на зиму пропитание.
Иначе говоря, регулярные наблюдения за перемещением светил были обусловлены практическими потребностями человека в счёте времени. А строгая периодичность движения Солнца и Луны дала толчок к введению основных единиц счёта времени: суток, месяца, года, и позволила людям высчитывать наступление определённых сезонов года.
Так, например, Древнем Египте жрецы умели предсказывать весенние разливы Нила, определявших начало сельскохозяйственных работ, по появлению на предутреннем небе самой яркой звезды — Сириуса.
В Древней Аравии главную роль играло наблюдение фаз Луны, так как из-за сильной жары большинство работ проводились в ночное время.
А в странах с развитым мореплаванием особое внимание уделялось способам ориентирования по звёздам.
В настоящее время во многих местах земного шара найдены древнейшие каменные сооружения, ориентированные на астрономически значимые направления. К таким направлениям, например, относятся точки восхода и захода Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Примечательно, что такие сооружения найдены по всему миру. Например, в Южной Англии — это Стоунхендж, в России на Южном Урале — Аркаим. Возраст таких древних обсерваторий достигает 5—6 тысяч лет.
Простое созерцание происходящих явлений и их наивное толкование постепенно сменялись попытками научного объяснения причин наблюдаемых явлений. Когда в шестом веке до нашей эры в Древней Греции началось бурное развитие философии как науки о природе, астрономические знания стали неотъемлемой частью человеческой культуры.
Кстати, термин «астрономия» происходит от двух древнегреческих слов: «астрон» — звезда, и «номос» — наука.
В настоящее время под астрономией понимается фундаментальная наука, которая изучает строение, движение, происхождение и развитие небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом.
Примечательно, что астрономия — это одна из немногих наук, которая получила свою музу-покровительницу — Уранию.
С самых древних времён развитие астрономии и математики было тесно связано между собой. Ещё в Древней Греции появилось первое правильное научное представление о том, что Земля является небесным телом. Вы знаете, что в переводе с греческого название одного из разделов математики — геометрии — означает «землемерие». Так вот, в 240 году до нашей эры александрийский учёный Эратосфен на основе астрономических наблюдений за высотой Солнца в полдень достаточно точно определил размеры земного шара.
С развитием торговли и мореплавания, астрономические наблюдения позволяли людям ориентироваться в незнакомой местности и на море, а также определять точное время. Все эти задачи начала решать практическая астрономия.
В XVI—XVII веках некоторые учёные начинают ставить под сомнение геоцентрическую систему мира Птолемея. В частности, в 1543 году выходит великий труд Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», в котором он приводит доводы о том, что центром нашей системы является не Земля, а Солнце. Так возникло гелиоцентри́ческое учение, которое дало ключ к познанию Вселенной.
Астрономические наблюдения за движением небесных тел и необходимость заранее вычислять их расположение сыграли важную роль в развитии не только математики, но и очень важного для практической деятельности человека раздела физики — механики. Выросшие когда-то из единой науки о природе — философии — астрономия, математика и физика никогда не теряли тесной связи между собой. Поэтому не случайно и то, что такие учёные, как Галилео Галилей и Исаак Ньютон известны своими работами не только по физике, но и по математике и астрономии.
К тому же Галилей, построивший первый простейший телескоп, своими наблюдениями и вычислениями получил бесспорные доказательства истинности гелиоцентрической теории Коперника.
Ньютон, сформулировав в конце XVII века свой знаменитый закон всемирного тяготения, открыл возможность применения математических методов для изучения движения планет и других тел Солнечной системы.
А известный астроном Иоганн Кеплер, изучая траекторию движения Марса и других небесных тел, смог сформулировать три закона движения планет, которые сыграли важную роль в развитии представлений о строении Солнечной системы.
Раздел астрономии, изучающий движение небесных тел, получил название небесной механики. Она позволила не только объяснить, но вычислить с очень большой точностью почти все движения, наблюдаемые как в Солнечной системе, так и в Галактике, что вывело астрономию, как науку, на первый план среди всех наук той эпохи.
Со временем в астрономических наблюдениях начинают использовать всё более совершенные телескопы. Простейшая зрительная труба Галилея сначала была усовершенствована Кеплером, а затем и Гюйгенсом, который в 1655 году разглядел не только кольца Сатурна, но и открыл его спутник Титан.
В 1761 году великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов открыл атмосферу у Венеры и провёл исследования комет.
Принимая за эталон Землю, учёные сравнивали её с другими планетами и спутниками. Так зарождалась сравнительная планетология.
В начале XIX века начало казаться, что дальнейшее развитие астрономии невозможно. Французский философ Огюст Конт писал: «Мы представляем себе возможность определения форм, расстояний, размеров и движений небесных тел, но никогда, никакими способами мы не сможем изучить их химический состав. ».
«Приговор» был суров. Однако в 1859 году немецкими учёными Робертом Бунзеном и Густавом Кирхгофом был разработан метод определения химического состава вещества по его спектру (спектральный анализ). Это ознаменовало появление нового раздела физики — спектроскопии, изучающей спектры электромагнитного излучения. А применение спектрального анализа в астрономии положило начало широкому использованию физики при изучении природы небесных тел и привело к появлению нового раздела науки о Вселенной — астрофизики.
Примерно в то же время (где-то в промежутке между 1837—1839) независимо в России, Германии и Англии учёные впервые смогли получить первые данные в определении расстояний до звёзд. Так начала зарождаться звёздная астрономия. Она изучает закономерности в пространственном распределении и движении звёзд в нашей звёздной системе — Галактике, а также исследует свойства и распределение других звёздных систем.
Дальнейшее развитие астрономии связано с усовершенствованием техники наблюдений, что привело к серьёзным изменениям в научной картине мира, к становлению представлений об эволюции Вселенной как единого целого. Эти представления составляют основу современной космологии. Наиболее активно этот раздел стал развиваться в первой половине XX века после того, как Альберт Эйнштейн представил миру свою общую теорию относительности. Оказалось, что Вселенная, в которой мы живём сейчас, несколько миллиардов лет назад была совершенно иной. Согласно современным представлениям, в ней не существовало ничего: ни галактик, ни звёзд, ни планет. Для того чтобы объяснить процессы, происходившие на начальной стадии её развития, понадобился весь арсенал современной теоретической физики, включая теорию относительности, атомную и квантовую физику, а также физику элементарных частиц. Так происходило зарождение современной космогонии — раздела астрономии, изучающего происхождение и развитие небесных тел и их систем.
Во все времена астрономия оказывала большое влияние на практическую деятельность человека, но самое главное её значение заключалось и заключается в формировании научного мировоззрения. Это можно проследить, рассматривая развитие отдельных разделов астрономии, которое всегда шло в тесной связи с другими науками. Например, изобретение атомных часов, точность хода которых составляет 10 –15 секунд, позволяют изучать годовые и вековые изменения вращения Земли, а значит, вносить поправки в единицы измерения времени.
Развитие ракетной техники позволило человечеству выйти в космическое пространство. Это существенно расширило возможности исследования всех объектов, находящихся за пределами Земли, и привело к новому подъёму в развитии небесной механики. Благодаря ей происходит расчёт орбит автоматических и пилотируемых космических аппаратов различного назначения.
Исследование атмосфер тел Солнечной системы помогает лучше познать законы динамики атмосферы Земли, точнее построить её модель, а, следовательно, увереннее предсказывать погоду.
Современное развитие астрофизики стимулирует разработку новейших технологий. Например, изучение источников энергии Солнца и других звёзд подсказало идею создания управляемых термоядерных реакторов. А при изучении солнечных протуберанцев возникла идея теплоизоляции сверхгорячей плазмы магнитным полем и создание магнитогидродинамических генераторов.
Как видим, события, которые произошли в науке за последние несколько десятилетий, показали, что неразрывная связь, существующая между астрономией и физикой, позволяет успешно решать многие проблемы, волнующие человечество. Поэтому не случайно, что в первые годы двадцать первого века три Нобелевских премии по физике были присуждены учёным за исследования по астрофизике и космологии.
Вам уже известно, что Земля и Луна, другие планеты и их спутники, малые и карликовые планеты и кометы обращаются вокруг Солнца. Все они вместе образуют нашу Солнечную систему. Однако и наше Солнце не стоит на месте. Вместе с миллиардами других звёзд оно обращается вокруг центра нашей огромной звёздной системы — Галактики Млечный Путь. Самая близкая к Солнечной системе звезда располагается так далеко, что свет от неё идёт до Земли более 4 лет. А объём, занимаемый нашей Галактикой, так велик, что свет может пересечь её примерно за 100 тысяч лет.
Однако Вселенная — это не только наша Галактика. В ней существуют миллиарды других звёздных систем. От наиболее удалённых из известных галактик свет до Земли идёт более 13 миллиардов лет.
Вступив в космическую эру своего существования и готовясь к полётам на другие планеты, человечество не вправе забывать о Земле. Ведь Земля — это уникальная планета, где развилась человеческая цивилизация. И если природа Земли уникальна, то и огромна ответственность людей за её сохранение.