Что изучает археология 5 класс кратко
История России
§ 5. Археология — помощница историков
1. Что изучает археология
Археологические раскопки. Кумранское поселение, существовавшее около 130 г. до н. э. — 134 г. н. э.
2. Как работают археологи
Археология — самостоятельная наука. Главное занятие археологов — раскопки, позволяющие извлечь из земли вещественные памятники жизни людей в древности. Например, при раскопках Кумранского поселения, расположенного на западном побережье Мёртвого моря в Израиле, археологами были найдены рукописи, большая часть которых написана на древнееврейском языке (иврите). Эти находки имеют огромную ценность для исторической науки. Самые древние рукописи датированы II в. до н. э. Вы уже можете определить, сколько лет они пролежали в пещере возле этого поселения.
Город Помпеи, существовавший в VI в. до н. э. — I в. н. э.
В Южной Италии в древности существовал город Помпеи. Он располагался у подножия вулкана Везувий. В 79 г. при извержении вулкана город был засыпан слоем пепла по самые крыши. Несколько столетий спустя уже ничто не напоминало о когда-то находившемся здесь городе. В 1748 г. начались его раскопки, обнаружились храмы, рынки, жилые дома и многое другое.
Определите, сколько лет находился древний город Помпеи под слоем пепла.
Попробуйте дать его описание, опираясь на иллюстрацию на с. 53.
Раскопки — очень тяжёлая работа. Археологи буквально по крупицам перебирают большие массы земли в поисках памятников прошлого. Иногда для обследования местности используют авиацию. Археологам приходится вести работы в самых разных условиях. Раскапывать могильник*, обследовать обжитую в древности пещеру, работать в местах, где ведётся строительство, спускаться на морское дно в затонувший город или корабль — и это далеко не всё, что их может ожидать.
Археологи не выбирают места раскопок наугад. Они знают, какие территории могли использовать люди для своих поселений в древности. Подсказки можно найти и в трудах древних писателей. В них могут быть сведения о том, где проходили сражения, строились крепости, располагались не существующие теперь города. Это помогает археологам определить, где проводить раскопки.
Поиск остатков прошлого — только начало работы, затем археологи приступают к изучению находок. Важнейшая задача — определить, к какому времени относятся те или иные археологические находки. При исследовании учёные обращают внимание на всё: форму, цвет, возраст предмета, материал, из которого он изготовлен, и другие характеристики. Анализ предметов и почвы, в которой они находились, проводят в лаборатории. Там же принимают меры к сохранению находок.
Важные сведения можно получить, сравнивая предметы, найденные в одном месте, с подобными им. Необходимо сделать всё, чтобы находки стали такими историческими источниками, которые помогают раскрывать тайны прошлого. Например, найденные археологами каменные наконечники стрел позволяют судить и об орудиях охоты, и о местах расселения древних охотников.
В Великом Новгороде археологи обнаружили мостовые, относящиеся к 938 г.
Вдоль всей улицы жители укладывали брёвна, а сверху на них настилали деревянные плахи
Срубы домов, обнаруженные при раскопках в Великом Новгороде, помогают узнать, как жили наши предки в X в., какой утварью и орудиями труда пользовались и о многом другом
Найденные археологами во время раскопок серпы позволили учёным прийти к выводу, что в Древней Руси при изготовлении серпов применяли такую же технику, как и в XIX—XX вв.
Раскопки г. Карфагена
Амфоры из г. Карфагена
Раскопки Карфагена позволили заглянуть в глубь времён.
Карфаген — древний город в Северной Африке, в районе современного г. Туниса. Основан финикийцами в 825 г. до н. э. Когда-то это было могущественное государство на Средиземном море, покорившее Северную Африку и даже земли в Европе.
На следующей фотографии запечатлены глиняные сосуды — амфоры, найденные археологами при раскопках Карфагена. Они имеют узкое горло, заострённое или закруглённое дно и две ручки. В них перевозили и хранили вино, оливковое масло, зерно. Древние греки и римляне широко использовали их в хозяйстве. Обычно на таких сосудах ставилось клеймо — знак, указывающий имя гончара и место, где они были изготовлены. Такие амфоры археологи находят, как правило, на затонувших кораблях, в поселениях и погребениях.
Как вы думаете, какие сведения могут получить учёные, зная место, где затонул корабль, и прочтя надписи на сосудах?
Храм-мавзолей в скале, г. Петра
Раскопки древнегреческого города Горгиппия
Археологические раскопки
На с. 57 даны изображения остатков древних городов.
Петра — город, существовавший с конца 2-го тысячелетия до н. э. по XV в. н. э. в Южной Иордании. Здесь археологи обнаружили под слоем земли остатки храмов, театров и даже жилища в пещерах.
Горгиппия — древний город в Боспорском государстве на восточном берегу Чёрного моря (современная Анапа). Здесь были раскопаны городские кварталы, обнаружены бытовые предметы, погребения. Время, к которому археологи относят найденные предметы, — приблизительно IV— III вв. до н. э. На месте этого древнегреческого города сегодня создан Анапский археологический музей-заповедник.
Город Петра завоевали римляне в 106 г. Сколько лет прошло со времени его завоевания?
Немецкий археолог Г. Шлиман (1822-1890)
Русский археолог А.В. Арциховский (1902—1978)
Английский археолог Г. Картер (1874-1939)
Составьте небольшое сообщение об одном из археологов, портреты которых представлены на этой странице.
Без научных открытий археологов невозможно представить жизнь людей в далёком прошлом. Найденные предметы переходят в собственность музеев и становятся доступными для людей.
Раскопками с целью добычи древностей нередко занимаются люди недобросовестные: коллекционеры, желающие пополнить личную коллекцию, грабители, продающие найденные предметы для собственного обогащения. В таких случаях бесценные свидетельства прошлого бесследно исчезают для науки. По российским законам это считается преступлением.
1. Что изучает наука археология?
2. Придумайте рассказ о том, как вы участвовали в археологических раскопках. Что вы обнаружили и что рассказал вам учёный-археолог о найденных вами орудиях труда, предметах, украшениях или других исторических источниках?
3. Почему городские власти разрешают проводить земляные работы, как правило, только в присутствии археологов?
Археология является одной из исторических дисциплин. Она занимается исследованием и изучением истории человеческой цивилизации на основе материальной базы: ископаемых остатков жизнедеятельности цивилизаций живших ранее.
Сам термин «археология» образовали два греческих слова: «археос» и «логос», означающие понятие «учение о древности».
Но, материальные остатки жизнедеятельности человека тем и отличаются от письменных свидетельств, что не дают прямой информации о событиях прошлых лет. Однако, они являются поводом для определенных выводов о событиях прошлого. И эти самые выводы принято называть исторической реконструкцией.
В свою очередь, особенностью материальной базы с которой работают археологи, является то, что эти артефакты являются результатом проведения раскопок и позволяют реконструировать события которые имели место в прошлом человеческой цивилизации.
Предмет изучения археологии
Но и для исследования прочих эпох, историю которых помогают реконструировать уже письменные источники, значение археологии не из менее важно. Ведь она способна дать учёным новую информацию, дополнив уже известный фактаж.
Потом, уже в XVIII в., термин «археология» обозначал историю древнего искусства.
И только с XIX столетия, когда исследователей стало интересовать любые ископаемые относящиеся к прошлым векам, археологию стали относить к истории. Как ее составляющую, археологию первыми стали трактовать русские.
Американцы же считали археологию составляющей антропологии (науки, изучающей человека).
В свою очередь европейцы считали археологию автономной наукой, сочетающей в себе наработки естественных и гуманитарных наук.
Первым археологом можно считать вавилонского царя Набонида, правившего в VI в. До н. э. Он раскапывал древние городские строения с целью отыскать надписи давних правителей. Этот первый археолог также был первым документалистом, фиксируя в письменном виде все свои достижения и промахи.
Древнеримский Лукреций в І в. до н.э. стал автором периодизации эволюции материальных культурных памяток. Он установил смену эпохи камня бронзой, а бронзы – железом.
В средних веках археологией интересовались меньше. Чего не скажешь об эпохе Возрождения. Тогда, в XV-XVI в., итальянцы активно искали античные скульптуры.
А XVIII век ознаменовался страстью к коллекционированию. Тогда-то и возникли целые археологические сообщества. Они провели первые раскопки ради научных исследований. И это, в конце XVIII в., дало старт развитию именно археологии, как науки.
В этом плане важным шагом стали раскопки около Неаполя Гераклунума и Помпей погибших в результате извержения вулкана в 79 г. н.э. Они продолжались и во время прихода на эти земли французских войск в конце XVIII в. А вообще французов времён Великой французской революции и Первой империи очень интересовала античность. Это позволило раскопать Помпеи и доказать ценность для науки ископаемых артефактов, что стимулировало интерес археологов другими эпохами. Бонапарт снарядивший Египетскую экспедицию в 1799-1801 годах дал старт исследованиям древнеегипетской цивилизации.
А археологические исследования I пол. XIX в., позволили открыть древнюю цивилизацию на территории Месопотамии.
Правда, на тот момент древние артефакты не идентифицировались, и не датировались. А с хронологизацией находок помогло деление на каменный, бронзовый и железный века. Такая догма была популярна среди историков XVIII в. А на археологию ее впервые проецировал в 1836 г., датчанин Томсен. А его последователем стал земляк и коллега Ворсо.
В свою очередь француз Ларте в 1837 г., занялся исследованием пещер на юго-западе страны, датировав их отложения и доказав, что древние люди жившие здесь делали орудия из камня и охотились на мамонтов.
Популярность теории Дарвина принесла признание гипотезы Ларте и дала стимул поискам доказательств жизнедеятельности первобытных людей.
А его коллега и земляк Мортилье в период с 1869 по 1883 создал хронологическую классификацию первобытных ископаемых взяв за основу теорию Дарвина. А ещё он классифицировал эпоху камня на периоды щель, ашель и мустье.
А в 1865 г., британец Леббок разделил эпоху камня на палеолит (древний период) и неолит (новая эпоха). Правда связь между ними найти не удавалось до XIX века. Именно тогда француз Пьет сделал открытие эпохи среднего каменного века (мезолита).
Кон. XIX – нач. ХХ в. ознаменовалось классификацией шведом Монтелиусом археологических артефактов. Он создал ряды эволюции и типизировал их следя за эволюцией форм. А ещё этот ученый датировал бронзовую и раннюю железную эпохи.
В начале XX в., дело Пьета продолжил француз Дешелет написав комплексную работу о западноевропейской археологии и в частности по французской. Он рассмотрел палеолит и эпоху раннего железа.
В I пол. ХХ в., возник термин «археологическая культура» (АК). Картография и сравнительный анализ культурных элементов синхронно существовавших цивилизаций в разных частях планеты позволили археологам отнести ряд древних народностей к определенным АК. А миграции АК стали изучать применяя археологическую картографию. В свою очередь археология стала создавать хронологические схемы и переводить относительную хронологию в абсолютную.
XIX-XX века ознаменовались чередой археологических открытий на территории Греции. Так, Шлиман занимался раскопками древнегреческих Микен и Трои, что привлекло внимание к археологии в целом. Кроме того, были раскопаны комплексы древнегреческих Афин, Спарты, а также храмы в Олимпии и в Дельфах.
На территории Италии были раскопаны Остия и Рим. А в 60-х гг. XIX ст., в уже объединенной Италии Фиорелли занимался раскопками Помеев. Именно ему приписывают создание методики реконструкции археологических находок на основе сохранившихся частей. Результаты работы Фиорелли стали хрестоматией для археологов разных стран.
Примерно в это же время работали археологии и на территории Малой Азии, раскапывая сирийские Пальмиру и Гелиополь, эллинистические Пергам и Пирену, а также малоазиатские Эфес и Милен.
Огромный вклад в археологию сделал на заре ХХ в., британец Эванс открывший в греческом архипелаге Эгейского моря АК бронзового века, относящуюся ко ІІ тыс. до н.э., и раскопавший Кнос на Крите. Ему также принадлежит заслуга установления связей между древностями первобытного и античного миров. Эванс раскопал на Крите новую бронзовую АК имевшую связи с Азией и Египтом. Это позволило датировать критские находки и стимулировало развитие европейской хронологизации археологических находок.
А открытие таких АК как латенская, лужицкая и гальштатская дало толчок для исследований цивилизации населявшей центральноевропейский регион в эпоху железа.
В ХХ в., значительный вклад в исследование славянских памяток внёс чех Нидерле. А британец Чайлд в это же время впервые классифицировал древние азиатские и европейские АК.
В то же время Винклер открыл в Малой Азии хеттскую АК (столица Богазкее) неподалеку современного города Анкара.
А древнеперсидскую культуру помогли изучить раскопки Суз и Персеполя. Тогда как на территории Месопотамии были раскопаны Вавилон, Ниневия, Ашшур, Дур-Шаррукин и т.д. А также открыли самой древней на земле шумерской цивилизации Лагаш и Ур. Позже велись раскопки и в других регионах, в том числе на территории Центральной Америки, Индии и Китая.
Таким образом, зародившись ещё во времена Платона, археология к концу ХХ столетия стала самостоятельной наукой с мощной базой накопленных знаний.
Презентация по истории на тему «Археология» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Археология и этнография Что изучает археология? Как работают археологи?
В чём польза археологии? Многие предметы, которыми пользовались люди в древности, сейчас находятся под толстым слоем земли. Эти предметы помогают восстановить жизнь людей в далёком прошлом (о котором нет письменных свидетельств) Поэтому необходимо производить раскопки.
Раскопки – очень тяжёлая работа!
Раскопки – очень тяжёлая работа!
Раскопки тяжелы не только потому, что необходима большая физическая сила. Археологи очень осторожно снимают слой за слоем земли, а при обнаружении остатков древности, используют уже не лопаты, а маленькие кисточки и щёточки!
Обработка древнего захоронения Обратите внимание, на то, что археологи держат в руках, при исследовании древнего погребения!
Как работают археологи? Под землёй сохраняются и письменные исторические источники. При раскопках более поздних слоев находят глиняные таблички, каменные пластинки, на которых сохранились древние надписи, содержащие сведения о событиях, правителях, законах, повседневной жизни людей. Самые древние рукописи датированы II в. до н.э.
Этнография-наука изучающая культуру и быт народов мира.
Археологи раскапывают целые города.
Найденные предметы изучают в археологических лабораториях. Таким образом, археологи не только копают, но и извлекают из добытого ими материала историческую информацию, на основе которой, составляют отчеты по археологическим экспедициям (описания). Изученные предметы археологи передают в музеи, где хранится часть исторических источников. Где ещё, кроме музеев, хранятся исторические источники?
Благодаря сохранившимся останкам людей, мумиям, древним изображениям мы знаем, как выглядели наши предки. Ученые научились восстанавливать лица древних людей по их черепам.
В изучение первобытности и истории древнего мира вложен труд многих поколений ученых. И сегодня, ежегодно, проводятся археологические экспедиции, благодаря которым мы всё больше узнаём о нашем прошлом.
Вопросы для самопроверки: Что в переводе с греческого означает слово «археология»? Зачем нужна археология, какую пользу она приносит для изучения истории? Археология – что это? Чем занимаются археологи? Где изучаются археологические материалы? Куда передаются изученные предметы древности?
Уважаемые ученики! Далее приведены фотографии и рисунки из отчетов по археологическим экспедициям, а так же любительские снимки. Приятного просмотра!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В чём польза археологии?
Номер материала: 486483
Не нашли то, что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Археология
Археология — это наука, которая изучает жизнь людей в древности по сохранившимся вещественным памятникам. Греческое слово «архайос» означает «древний».
Единственный способ узнать, как жили люди в прошлом, — это изучать оставленные ими после себя предметы. Специалистов, которые обнаруживают в земле и изучают остатки жизнедеятельности человека, называют археологами. Время от времени открывается что-то новое, поэтому наши представления о прошлом постоянно меняются.
Рис. 1. Археологические раскопки. Кумранское поселение, существовавшее около 130 г. до н. э. — 134 г. н. э.
Что изучает археология
Как работают археологи
Археология — самостоятельная наука. Главное занятие археологов — раскопки, позволяющие извлечь из земли вещественные памятники жизни людей в древности.
Без научных открытий археологов невозможно представить жизнь людей в далёком прошлом. Найденные предметы переходят в собственность музеев и становятся доступными для людей.
Раскопки
Раскопки — очень тяжёлая работа. Археологи буквально по крупицам перебирают большие массы земли в поисках памятников прошлого. Иногда для обследования местности используют авиацию. Археологам приходится вести работы в самых разных условиях. Раскапывать могильник, обследовать обжитую в древности пещеру, работать в местах, где ведётся строительство, спускаться на морское дно в затонувший город или корабль — и это далеко не всё, что их может ожидать.
Археологи не выбирают места раскопок наугад. Они знают, какие территории могли использовать люди для своих поселений в древности. Подсказки можно найти и в трудах древних писателей. В них могут быть сведения о том, где проходили сражения, строились крепости, располагались не существующие теперь города. Это помогает археологам определить, где проводить раскопки.
Раскопками с целью добычи древностей нередко занимаются люди недобросовестные: коллекционеры, желающие пополнить личную коллекцию, грабители, продающие найденные предметы для собственного обогащения. В таких случаях бесценные свидетельства прошлого бесследно исчезают для науки. По российским законам это считается преступлением.
Изучение находок
Поиск остатков прошлого — только начало работы, затем археологи приступают к изучению находок. Важнейшая задача — определить, к какому времени относятся те или иные археологические находки. При исследовании учёные обращают внимание на всё: форму, цвет, возраст предмета, материал, из которого он изготовлен, и другие характеристики. Анализ предметов и почвы, в которой они находились, проводят в лаборатории. Там же принимают меры к сохранению находок.
Важные сведения можно получить, сравнивая предметы, найденные в одном месте, с подобными им. Необходимо сделать всё, чтобы находки стали такими историческими источниками, которые помогают раскрывать тайны прошлого. Например, найденные археологами каменные наконечники стрел позволяют судить и об орудиях охоты, и о местах расселения древних охотников.
Примеры археологических раскопок
При раскопках Кумранского поселения (рис. 1), расположенного на западном побережье Мёртвого моря в Израиле, археологами были найдены рукописи, большая часть которых написана на древнееврейском языке (иврите). Эти находки имеют огромную ценность для исторической науки. Самые древние рукописи датированы II в. до н. э.
В Южной Италии в древности существовал город Помпеи (рис. 2). Он располагался у подножия вулкана Везувий. В 79 г. при извержении вулкана город был засыпан слоем пепла по самые крыши. Несколько столетий спустя уже ничто не напоминало о когда-то находившемся здесь городе. В 1748 г. начались его раскопки, обнаружились храмы, рынки, жилые дома и многое другое.
Раскопки Карфагена (рис. 3) позволили заглянуть в глубь времён. Карфаген — древний город в Северной Африке, в районе современного г. Туниса. Основан финикийцами в 825 г. до н. э. Когда-то это было могущественное государство на Средиземном море, покорившее Северную Африку и даже земли в Европе.
Глиняные сосуды — амфоры, найденные археологами при раскопках Карфагена (рис. 4) имеют узкое горло, заострённое или закруглённое дно и две ручки. В них перевозили и хранили вино, оливковое масло, зерно. Древние греки и римляне широко использовали их в хозяйстве. Обычно на таких сосудах ставилось клеймо — знак, указывающий имя гончара и место, где они были изготовлены. Такие амфоры археологи находят, как правило, на затонувших кораблях, в поселениях и погребениях. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
В Великом Новгороде археологи обнаружили мостовые, относящиеся к 938 г. (рис. 5) Вдоль всей улицы жители укладывали брёвна, а сверху на них настилали деревянные плахи Срубы домов, обнаруженные при раскопках в Великом Новгороде (рис. 6), помогают узнать, как жили наши предки в X в., какой утварью и орудиями труда пользовались и о многом другом
Найденные археологами во время раскопок серпы (рис. 7) позволили учёным прийти к выводу, что в Древней Руси при изготовлении серпов применяли такую же технику, как и в XIX-XX вв.
Петра (рис. 8) — город, существовавший с конца 2-го тысячелетия до н. э. по XV в. н. э. в Южной Иордании. Здесь археологи обнаружили под слоем земли остатки храмов, театров и даже жилища в пещерах.
Горгиппия (рис. 9) — древний город в Боспорском государстве на восточном берегу Чёрного моря (современная Анапа). Здесь были раскопаны городские кварталы, обнаружены бытовые предметы, погребения. Время, к которому археологи относят найденные предметы, — приблизительно IV-III вв. до н. э. На месте этого древнегреческого города сегодня создан Анапский археологический музей-заповедник.