Что изучает антропонимика кратко
Антропонимика
Антропони́мика (греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя) — раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей (принимающие различные формы, например: Пётр Николаевич Амехин, Иван Калита, Игорь Кио, Пеле) и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования.
Антропонимика вычленилась из ономастики в 60-70-е годы XX века. До 60-х годов XX века вместо термина «антропонимика» использовался термин «ономастика». Эта наука изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты. Антропонимика изучает функции антропонима в речи — номинацию, идентификацию, дифференциацию, смену имен, которая связана с возрастом, изменением общественного или семейного положения, жизнью среди людей другой национальности, вступлением в тайные общества, переходом в другую веру, табуированием и др.
Известному русскому учёному, философу и богослову П. А. Флоренскому, которого современники называли «Леонардо да Винчи 20-го века» принадлежит философский труд «Имена», созданный им в начале ХХ века. Сущность имён раскрыта с исторической, литературной и метафизической точек зрения. Павел Флоренский составил подробное описание 16 имён, восьми мужских и восьми женских: Александр и Александра, Алексей и Анна, Владимир и Ольга, Василий и Софья, Николай и Екатерина, Павел, Константин, Михаил, Елена, Вера, Людмила.
Разработкой основных вопросов антропонимики занимались В. Д. Бондалетов, Н. А. Баскаков, С. И. Зинин, Ю. А. Карпенко, В. Н. Михайлов, А. А. Реформатский, В. П. Морошкин, Н. А. Петровский, А. М. Селищев, А. В. Суперанская, О. Н. Трубачёв, Н. М. Тупиков, В. К. Чичагов, Л. В. Успенский. Российская антропонимика в 1980-90-е годы XX века пополнилась работами И. М. Ганжиной, М. В. Горбаневского, Ю. А. Карпенко, И. А. Королёва, Т. Н. Кондратьевой, В. А. Никонова, Н. Н. Парфёновой, Н. В. Подольской, Б.-О. Унбегауна, Н. К. Фролова. В последние десятилетия российских учёных интересуют вопросы становления региональной антропонимики. Только введение в научный оборот множества текстов различных территорий нашей страны, включающих значительное количество личных имён и фамилий, поможет представить реальную картину формирования антропонимической системы в целом.
На волне интереса к личным именам появилось немало низкопробной литературы справочного характера, дающей «описания имён» и характеристики их носителей, в том числе в сочетании с отчеством, знаком зодиака и т. п. Такой китч не имеет ничего общего с научными исследованиями и философским осмыслением имён.
Содержание
Китайская антропонимика
Китайская система именования является основой для всех традиционных способов именования людей в Восточной Азии. Практически все страны Восточной Азии следуют традиции, подобной китайской. Характерной чертой является наличие сравнительно небольших списков возможных вариантов фамилий, подобных Байцзясин («Сто фамилий»), позволяющих судить о фактической кодифицированности китайской фамилии.
Тибетская антропонимика
Тибетская система имён принципиально отличается от китайской и ориентирована в большей степени на Индию. В Тибете нет фамилий. Многие имена являются калькой с санскрита, но есть и традиционные (напр.: Дава (тиб. луна, понедельник ), Ньима (тиб. солнце, воскресенье )). Выбор имени происходит с участием астролога или духовного наставника. О значении астрологии в тибетской антропонимике может говорить тот факт, что количество фонетических вариантов тибетского слога приблизительно равно количеству дней в году.
Английская антропонимика
Поэтическая антропонимика
Антропонимика
(от греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνυμα — имя) — раздел ономастики, изучающий антропонимы — собственные именования людей: имена личные, патронимы (отчества или иные именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы (индивидуальные или групповые), криптонимы (скрываемые имена). Изучаются также антропонимы литературных произведений, имена героев в фольклоре, в мифах и сказках. Антропонимика разграничивает народные и канонические личные имена, а также различные формы одного имени: литературные и диалектные, официальные и неофициальные. Каждый этнос в каждую эпоху имеет свой антропонимикон — реестр личных имён. Совокупность антропонимов называется антропонимией.
Антропоним, особенно личное имя, отличается от многих других имён собственных (онимов) характером индивидуализации объекта: каждый объект номинации (человек) имеет имя. Реестр имён ограничен. Имена личные повторяются, что заставляет давать дополнительные именования.
Антропонимика изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьёй, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты. Антропонимика изучает функции антропонима в речи — номинацию, идентификацию, дифференциацию, смену имён, которая связана с возрастом, изменением общественного или семейного положения, жизнью среди людей другой национальности, вступлением в тайные общества, переходом в другую веру, табуированием (см. Табу) и др. Специально изучаются особенности имён в эпоху социализма в силу введения в идеологию общества новых понятий, которые дали основу новым именам.
Предметом теоретической антропонимики являются закономерности возникновения и развития антропонимов, их структура, антропонимная система, модели антропонимов, исторические пласты в антропонимии того или иного этноса, взаимодействие языков в антропонимии, универсалии. Теоретическая антропонимика применяет те же методы исследования, что и другие разделы ономастики (учитываются особые условия, мотивы и обстоятельства именования людей — социальные условия, обычаи, влияния моды, религии и т. д.).
Прикладная антропонимика изучает проблемы нормы в именах, способы передачи одного имени в разных языках; способствует созданию антропонимических словарей. Антропонимист помогает в работе органов загса, в выборе имён, в разрешении некоторых спорных юридических вопросов именования человека. Антропонимика тесно связана с историей, этнографией, географией, антропологией, генеалогией, агиографией, юриспруденцией, литературоведением, фольклористикой, культурологией. Антропонимика вычленилась из ономастики в 60—70‑х гг. 20 в., однако целый ряд проблем рассматривается комплексно. До 60‑х гг. 20 в. вместо термина «антропонимика» многими исследователями использовался термин «ономастика».
Ономастика России
Имена собственные в нашей жизни
Антропонимия
Опубликовано Поповым С. А.
Антропоним, особенно личное имя, отличает от многих других имен собственных (онимов) характером индивидуализации объекта: каждый объект номинации (человек) имеет имя. Реестр имен ограничен. Имена личные повторяются, что заставляет давать дополнительные именования. Официальное именование человека в развитом обществе имеет свою формулу имени: определенный порядок следования антропонимов и имен нарицательных (этнонимов, названий родства, специальности, рода занятий, званий, титулов, чинов и т. п.). Постоянная формула имени была известна еще в античном Риме: praenomen (личное имя) + nomen (родовое имя) + cognomen (прозвище, позднее фамильное имя) + (иногда) agnomen (добавочное имя), например, Publius Cornelius Scipio Africanus major. В Индии эта формула складывается из трех (реже более) компонентов: 1-й — в зависимости от гороскопа, 2-й — показатель пола или принадлежности к религиозной секте, 3-й — название касты или вместо него псевдоним; например, имя Рабиндранат Тагор имеет следующие компоненты: Рабиндра (Бог Солнца), Натх (муж), Тхакур (каста землевладельцев). Форма именования человека зависит от речевого этикета.
Антропонимика изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты. Антропонимика изучает функции антропонима в речи — номинацию, идентификацию, дифференциацию, смену имен, которая связана с возрастом, изменением общественного или семейного положения, жизнью среди людей другой национальности, вступлением в тайные общества, переходом в другую веру, табуированием и др. Специально изучаются особенности имен в эпоху социализма в силу введению в идеологию общества новых понятий, которые дали основу новым именам.
Предметом теоретической антропонимики являются закономерности возникновения и развития антропонимов, их структура, антропонимическая система, модели антропонимов, исторические пласты в антропонимии того или иного этноса, взаимодействие языков в антропонимии, универсалии. Теоретическая антропонимика применяет те же методы исследования, что и другие разделы ономастики (учитываются особые условия, мотивы и обстоятельства именования людей — социальные условия, обычаи, влияние моды, религии и т. д.).
Прикладная антропонимика изучает проблемы нормы в именах, способы передачи одного имени в разных языках; способствует созданию антропонимических словарей. Антропонимист помогает в работе органов загса, в выборе имен, в разрешении некоторых спорных юридических вопросов именования человека. Антропонимика тесно связана с историей, этнографией, географией, антропологией, генеалогией, агиографией, литературоведением, фольклористикой, культурологией. Антропонимика вычленилась из ономастики в 60-70-х гг. 20 в., однако целый ряд проблем рассматривается комплексно. До 60-х гг. 20 в. вместо термина «антропонимика» многими исследователями использовался термин «ономастика» ( Подольская Н. В. Антропонимика // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 36-37).
В современной русской антропонимической системе каждый человек имеет личное имя (выбираемое из ограниченного списка), отчество и фамилию (возможное число последних практически неограничено). Существовали и существуют иные антропонимические системы: в Древнем Риме каждый мужчина имел преномен — личное имя (таковых было всего 18), номен — имя рода, передаваемое по наследству, и когномен — имя, передаваемое по наследству, характеризующее ветвь рода. В современной Испании и Португалии человек имеет обычно несколько личных имён (из католического церковного списка), отцовскую и материнскую фамилии. В Исландии каждый человек имеет личное имя (из ограниченного списка) и вместо фамилии — производное от имени отца. В Китае, Корее, Вьетнаме имя человека складывается из односложной фамилии (в разные эпохи их насчитывалось от 100 до 400) и личного имени, обычно состоящего из двух односложных морфем, причём количество личных имён неограничено. Особое место в антропонимических системах занимают гипокористики (ласкательные и уменьшительные имена — русские Машенька, Петя, английские Bill и Davy), а также псевдонимы и прозвища.
Данные антропонимики существенны и для других разделов языкознания, социологии, истории народов.
Антропонимика
Интересуются
Практикуют
Новости
Антропонимика (греч. — человек и — имя) — раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т.п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования, географию.
Ономастика, в переводе с греческого, означает «искусство давать имена». Это раздел лингвистики, изучающей собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике.
Антропонимика выделилась в самостоятельное направление в 60-70-е годы XX века. Не так давно она получила еще одно название — именология.
Большой вклад в изучении влияния имени на судьбу внёс Павел Флоренский. В своей работе «Имена» он на фактическом материале показал, что имя, данное при рождении, формирует «типический склад личности». Пытаясь создать универсальную систему именотворчества, П.Флоренский выявил бытийные связи личности через типологию конкретных восемнадцати имён.
Не меньший вклад в изучении ономастики внесли такие выдающиеся русские мыслители, как С.Н.Булгаков и А.Ф.Лосев. Они доказали, что имя определяет место и роль своего носителя в обществе и предназначение человека. Во многих именах, как им удалось установить, содержатся предопределённые события, и ритм их повторения.
Также широко известны имена А.В.Суперанской, В.Д.Бондалетова, Л.В.Успенского, Б.Ю.Хигера и других, внесших большой вклад в исследования данного направления.
Психологи, физики, биологи доказали влияние звука на человека. Имя, к которому человек привыкает сразу после рождения, намертво врезается в подсознание, становясь неким «идентификационным кодом» личности. Этому коду-имени свойственны вибрации звуков, приводящие в возбуждение различные участки мозга. И от того, из каких звуков состоит этот «код» — звонких или глухих, твердых или мягких, — бессознательно формируются соответствующие черты характера.
Имя состоит из набора звуков различной высоты, которые приводят в возбуждение отдельные участки мозга, оказывая таким образом воздействие на своего носителя, а также на окружающих его людей.
Одни имена звучат твердо, жёстко: Игорь, Дмитрий, Анатолий, Жанна, Дина, Екатерина и т.д. Под воздействием звукового раздражителя у детей с такими именами формируется настойчивый, упрямый характер. Они самостоятельны и решительны.
Обладатели мягко звучащих имен: Светлана, Вера, Наталья, Михаил, Сергей, Алексей и т.д. — обычно имеют спокойный, покладистый характер.
Есть нейтральные, как бы промежуточные между твердыми и мягкими, имена: Артем, Аркадий, Андрей, Александр, Валентин, Ольга, Анна, Анастасия, Зоя, Людмила, и т.д. Как правило, такие люди уравновешенны, рассудительны, в меру настойчивы.
Человек, с детства привыкая к своему имени, как бы настраивает душевные вибрации своего «я» к эмоциональной вибрации своего имени. Отсюда следует вывод: имя может влиять на характер. А личностные качества во многом могут определить судьбу. Если, к примеру, человек отождествляет себя с именем, которое звучит уверенно и сильно, то он может проникнуться верой в самого себя и очень многого добиться.
Родители с раннего детства своего ребенка могут развивать те способности, которые в нем заложены генетически и формируются под воздействием звуков носимого имени, и тем самым могут помочь ему найти се6я.
Имя — знак персоны, личное название человека, способ различения людей. Сейчас ребёнку дают имя под влиянием моды, семейных традиций, имена полюбившихся героев. В древние времена к выбору имени подходили гораздо серьёзней. В древности хорошо было известно о том, насколько велико влияние имени на характер человека, выбор профессии и в итоге на судьбу. В Индии имена людям давали при рождении астрологи после составления гороскопа младенца. Имя должно было отражать еще и качества личности, на которые указывала карта рождения. Эта традиция сохранилась и до наших дней.
Отчество несёт в себе генную информацию — то, что заложено самой природой и передается из поколения в поколение. Оно корректирует образ, сложившийся под влиянием имени, не меняя его коренным образом, а смягчая или, наоборот, обостряя некоторые черты. Поэтому большое внимание антропонимика уделяет сочетаемости имени и отчества, а также фамилии.
Смена имени или фамилии, присвоение прозвищ и т.д. могут кардинально изменить судьбу человека. Недаром люди, стремящиеся развиваться духовно, получают посвящение, во время которого им дается новое духовное имя, которое наиболее полно отражает качества данной личности.
В целом при выборе имени, как для новорожденного, так и для улучшения качеств, которых не хватает человеку от рождения или приглушить нежелательные, следует учитывать следующие моменты:
Антропонимика или именология, как ее все чаще называют, на протяжении многих лет является одним из самых интересных и популярных направлений. Вряд ли найдется хоть один человек, который останется равнодушным к тайнам имени. Ведь собственное имя для многих людей является самым дорогим и ценным. Исследования в данной области все ещё продолжаются. И людей ожидает еще много интересных открытий в данной области.
АНТРОПОНИМИКА
Полезное
Смотреть что такое «АНТРОПОНИМИКА» в других словарях:
антропонимика — антропонимика … Орфографический словарь-справочник
АНТРОПОНИМИКА — (от антропо. и греч. onyma имя) раздел ономастики, изучающий происхождение, изменение, географическое распространение, социальное функционирование и т. п. собственых имен людей … Большой Энциклопедический словарь
антропонимика — сущ., кол во синонимов: 2 • лингвистика (73) • ономастика (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Антропонимика — (от антропо. и греческого onyma имя), раздел ономастики, изучающий антропонимы (собственные имена людей), закономерности их возникновения и развития, структуру, географическое распространение, социальное функционирование. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Антропонимика — (греч. ἄνθρωπος человек и ὄνομα имя) раздел ономастики, изучающий антропонимы имена людей (принимающие различные формы, например: Пётр Николаевич Амехин, Иван Калита, Игорь Кио, Пеле) и их отдельные составляющие (личные… … Википедия
Антропонимика — (от греч. ἄνθρωπος человек и ὄνυμα имя) раздел ономастики, изучающий антропонимы собственные именования людей: имена личные, патронимы (отчества или иные именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы (индивидуальные или… … Лингвистический энциклопедический словарь
антропонимика — раздел ономастики, изучающей антропонимы (от греч. anthropos – человек и onoma – имя) – имена людей: личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы, зашифрованные имена и т. д. Теоретическая антропонимика изучает закономерности… … Литературная энциклопедия
антропонимика — и; ж. [греч. anthrōpos человек и onyma имя]. Лингв. Раздел языкознания, изучающий происхождение и изменения собственных имён людей. * * * антропонимика (от антропо. и греч. ónyma имя), раздел ономастики, изучающий происхождение, изменение,… … Энциклопедический словарь
Антропонимика — – (греч. antropos – человек, onyma – имя) – раздел ономастики, изучающий антропонимы – собственные именования людей: имена личные, патронимы (напр., отчества), фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы (индивидуальные и групповые), криптонимы … Энциклопедический словарь СМИ
Антропонимика — (от Антропо. и греч. ónyma имя) раздел ономастики (См. Ономастика), изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие… … Большая советская энциклопедия