Что изучает альгология 5 класс

Альгология

Что изучает альгология 5 класс. Смотреть фото Что изучает альгология 5 класс. Смотреть картинку Что изучает альгология 5 класс. Картинка про Что изучает альгология 5 класс. Фото Что изучает альгология 5 класс

Альгология (от лат. alga — морская трава, водоросль и греч. λογοσ — учение) — раздел биологии, изучающий водоросли.

Что изучает альгология 5 класс. Смотреть фото Что изучает альгология 5 класс. Смотреть картинку Что изучает альгология 5 класс. Картинка про Что изучает альгология 5 класс. Фото Что изучает альгология 5 класс

Что изучает альгология 5 класс. Смотреть фото Что изучает альгология 5 класс. Смотреть картинку Что изучает альгология 5 класс. Картинка про Что изучает альгология 5 класс. Фото Что изучает альгология 5 класс

Ранее все водоросли относили к растениям, а потому альгологию рассматривали как раздел ботаники. В современном же понимании водоросли — не таксон, а гетерогенная экологическая группа, к которой относятся представители царств протист, бактерий и растений.

Наиболее известные альгологи

Ссылки

Литература

Что изучает альгология 5 класс. Смотреть фото Что изучает альгология 5 класс. Смотреть картинку Что изучает альгология 5 класс. Картинка про Что изучает альгология 5 класс. Фото Что изучает альгология 5 класс

Полезное

Смотреть что такое «Альгология» в других словарях:

альгология — фикология Словарь русских синонимов. альгология сущ., кол во синонимов: 3 • биология (73) • ботан … Словарь синонимов

Альгология — наука о морфологии, физиологии, генетике, экологии и эволюции макро и микроскопических одно и многоклеточных водорослей (Источник: «Словарь терминов микробиологии») … Словарь микробиологии

АЛЬГОЛОГИЯ — (от лат. alga водоросль и. логия), фикология, раздел ботаники, изучающий водоросли. Ведутся исследования в области массового культивирования некоторых видов (Chlorella, Chlamidomonas, Scenedesmus, Spirulina и др.), разработки мер борьбы с… … Экологический словарь

АЛЬГОЛОГИЯ — (от лат. algae водоросли и греч. logos наука), отдел ботаники, посвященный изучению водорослей (си.). А. сыграла большую роль в выяснении сущности полового процесса, физиологии размножения, смены поколений у организмов и др. Помимо флеретического … Большая медицинская энциклопедия

Альгология — (от лат. alga морская трава, водоросль и греч. lógos учение) наука о водорослях (См. Водоросли), один из разделов ботаники (См. Ботаника) … Большая советская энциклопедия

альгология — альгология, альгологии, альгологии, альгологий, альгологии, альгологиям, альгологию, альгологии, альгологией, альгологиею, альгологиями, альгологии, альгологиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

Что изучает наука альгология

Что изучает альгология 5 класс. Смотреть фото Что изучает альгология 5 класс. Смотреть картинку Что изучает альгология 5 класс. Картинка про Что изучает альгология 5 класс. Фото Что изучает альгология 5 класс

Общие сведения

Для всех типов водорослей характерен автотрофный тип питания и наличие хлорофилла. В отличие от других автотрофных организмов водоросли не имеют разделения тела на органы, весь их организм состоит из однотипных клеток и называется талломом. Выделяют двенадцать типов организации талломов.

На данный момент альгология разделяет все водоросли на 11 отделов. При этом представители отделов могут крайне отличаться друг от друга и иметь разное происхождение.

Изучать водоросли важно в том числе и потому, что они могут пролить свет на развитие жизни на Земле. Сине-зеленые водоросли считаются причиной появления на нашей планете кислородосодержащей атмосферы. Водоросли являются основой всех водных пищевых цепей. Многие горные породы образовались из водорослей.

Впервые в отдельную группу водоросли выделил Карл Линней, но альгология выделилась в отдельную науку только в 20 веке.

Актуальность альгологии

Водоросли важны для человечества уже сейчас и могут стать незаменимы в будущем. Альгологи занимаются не только изучением существующих видов водорослей, но и выводят новые виды, которые проще и дешевле культивировать, а также разрабатывают способы использования водорослей.

Водоросли идут не только в пищу человеку, гораздо большее количество водорослей используется в качестве дешевого корма для скота.

Водоросли используют для биологической очистки сточных вод, что очень актуально в современном мире, где чистая пресная вода становится все более ценным продуктом.

Водоросли могут решить энергетические проблемы человечества, существует несколько проектов по получению биотоплива из них, и в скором времени не исключено появление автомобилей, работающих на топливе из водорослей.

Источник

АЛЬГОЛОГИЯ

АЛЬГОЛОГИЯ (латинский alga — водоросль и греческий logos — учение) — раздел ботаники, посвященный изучению водорослей.

Интенсивное развитие Альгологии началось в 30-х годах 19 века. В этот период активно изучали клеточное строение и онтогенез водорослей (см.). В 1853 году французский ботаник Тюре (G. Thuret), а в 1858 году немецкий альголог Прингсгейм (N. Pringsheim) впервые описали процесс оплодотворения у водорослей. Прингсгеймом был изучен цикл развития эдогониевых водорослей и установлено закономерное сочетание бесполого и полового оогамного размножения, а в 1869 году он открыл и описал у водорослей изогамный половой процесс. В этом направлении проводили исследования и другие зарубежные и русские ученые (де Бари, 1858; И. Н. Горожанкин, 1875, и другие).

Первые исследования по физиологии водорослей провел А. П. Артари (1903). В 20 веке большое внимание стали уделять вопросам систематики. Значительный вклад в развитие систематики водорослей внесли русские советские ботаники А. А. Еленкин, Н. Н. Воронихин, В. И. Полянский, Л. И. Курсанов. В настоящее время достигнуты значительные успехи в культивировании зеленых и бурых водорослей, которые являются ценным источником продуктов, используемых на корм скоту, в пищевой и фармацевтической промышленности.

Библиография: Арнольди В. М. Введение в изучение низших организмов, М.—Л., 1925; Базилевская Н. А., Белоконь И. П. и Щербакова А. А. Краткая история ботаники, с. 66, М., 1968.

Источник

Альгология, как учебная дисциплина

Альгология – наука о исследовании водорослей, их структуры и эволюции.

Основным направлением курса «Альгология» является изучение особенностей внешних форм и внутренних структур водорослей, их таксономического состава, размножения и распространение растений, основных направлений морфологической эволюции водорослей.

Особое внимание уделяется изучению альгофлоры Украины, осваивание методов исследования различных экологических групп водорослей, формирование навыков определения количественных показателей развития водорослевых клеток и оценка качества воды по сапробиологическим показателям индикаторных форм водорослей.

Что изучает альгология 5 класс. Смотреть фото Что изучает альгология 5 класс. Смотреть картинку Что изучает альгология 5 класс. Картинка про Что изучает альгология 5 класс. Фото Что изучает альгология 5 класс

Курс предусматривает изучение представителей основных систематических групп водорослей, циклы размножения, значения в природе и использования в практической деятельности человека низших растений и цианопрокариот.

Цель курса: сформировать у студентов систему глубоких знаний о закономерностях внутреннего строения водорослей и их внешние формы, пути их эволюции, а также определить значение в природе и практическое использование.

Основные задачи курса:

— изучить анатомическое строение и морфологию различных систематических групп водорослей;

— выяснить пути эволюции низших растений, ознакомиться с основными достижениями отечественной и зарубежной альгологической науки;

— проанализировать значение водорослей в природе и жизни человека, выяснить их экологию и распространение;

— ознакомиться с методами исследования водорослевых группировок.

Что изучает альгология 5 класс. Смотреть фото Что изучает альгология 5 класс. Смотреть картинку Что изучает альгология 5 класс. Картинка про Что изучает альгология 5 класс. Фото Что изучает альгология 5 класс

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

— особенности анатомии и морфологии различных отделов водорослей, их происхождение, принципы классификации, распространения и значения в природе и жизни человека.

— распознавать внешние и внутренние структуры водорослей, их видовую принадлежность, изготавливать временные препараты уметь пользоваться дополнительной литературой, свободно работать с микроскопом и бинокуляром.

В процессе изучения курса «Альгология» студенты должны:

— Знать: разнообразие альгофлоры мира; характерные особенности строения и диагностических признаков водорослей; пути их эволюционного развития; филогенетические отношения между отдельными группами организмов; характерные особенности морфолого-анатомической структуры спорофитов и гаметофитов основных таксонов водорослей, их жизненные циклы, закономерности прогрессивной эволюции.

— Уметь: получить навыки сбора, хранения, гербаризации растений; уметь определять растения, используя необходимые ключи; вести стационарные и маршрутные наблюдения за объектами.

— Владеть: полевым оборудованием; навыками фиксации материала различными способами; методами отбора и анализа растительного материала, иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации.

Что изучает альгология 5 класс. Смотреть фото Что изучает альгология 5 класс. Смотреть картинку Что изучает альгология 5 класс. Картинка про Что изучает альгология 5 класс. Фото Что изучает альгология 5 класс

Свое внимание становлению и развитию курса уделяли такие ученые: Тахтаджян А.Л., Магомедова М.А. и др.

Итак, если Вам необходимо купить дипломную работу или презентацию по курсу «Альгология» обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS». Коллектив высококвалифицированных специалистов Вам быстро и за умеренную цену поможет в этом.

Источник

Что изучает альгология 5 класс

Что изучает альгология 5 класс. Смотреть фото Что изучает альгология 5 класс. Смотреть картинку Что изучает альгология 5 класс. Картинка про Что изучает альгология 5 класс. Фото Что изучает альгология 5 класс

Кира Леонидовна Виноградова родилась 1 августа 1937 года в г. Ленинграде в потомственной интеллигентной семье. Обстановка доброты и взаимного уважения повлияла на формирование ее личности и способствовала свободному выбору жизненного пути. Семья была музыкальной. Отец играл на фортепьяно и сочинял музыку. В круг общения семьи входили артисты балета и музыканты, такие как Галина Уланова, Аскольд Макаров, Исаак Дунаевский, писатель Михаил Зощенко. В школе Кира Леонидовна училась блестяще и, закончив ее с золотой медалью, в 1954 г. поступила на биолого-почвенный факультет Ленинградского государственного университета. Для специализации она выбрала кафедру гидробиологии. Начало ее научной деятельности проходило под руководством проф. Е.Ф. Гурьяновой. Студенткой 4-го курса она пришла в Ботанический институт к Анне Дмитриевне Зиновой, которая учила Киру вести научную работу, привила ей любовь к объекту, добросовестному и честному отношению к делу, была руководителем курсовой, а затем и дипломной работы.

Что изучает альгология 5 класс. Смотреть фото Что изучает альгология 5 класс. Смотреть картинку Что изучает альгология 5 класс. Картинка про Что изучает альгология 5 класс. Фото Что изучает альгология 5 классС 1959 г., после защиты дипломной работы и окончания университета (с отличием), вся научная деятельность Киры Леонидовны связана с Лабораторией альгологии Ботанического института (БИН) РАН, где она быстро стала высококвалифицированным систематиком и флористом. В то время здесь работали такие выдающиеся ученые, как В.И. Полянский, М.М. Голлербах, А.И.Прошкина-Лавренко, А.Д. Зинова, Е.К. Косинская. В Ботаническом институте Кира Леонидовна прошла путь от лаборанта до главного научного сотрудника; начиная с 1987 г. она много лет заведовала Лабораторией альгологии. С конца 1989 г. по 1996 г., сохраняя руководство лабораторией, Кира Леонидовна работала в должности заместителя директора БИН РАН по научной работе. В 1969 г. К.Л. Виноградова защитила кандидатскую диссертацию «Ульвовые водоросли (порядок Ulvales, Chlorophyta) морей СССР (монографический обзор)», а в 1983 г. – докторскую диссертацию «Зеленые водоросли (Chlorophyta) Мирового океана: состав, классификация, распространение». В 1992 г. ей присвоено звание профессора.

Что изучает альгология 5 класс. Смотреть фото Что изучает альгология 5 класс. Смотреть картинку Что изучает альгология 5 класс. Картинка про Что изучает альгология 5 класс. Фото Что изучает альгология 5 классКира Леонидовна – ученый с мировым именем, редкий по многообразию интересов систематик, флорист, эколог, признанный в стране и за рубежом специалист по морским водорослям. Она много и эффективно работает, принимает активное участие в экспедициях в различные регионы Мирового океана: в Балтийское, Баренцево (1958, 1960-1961, 1963 и 1967 гг.), Белое (1967 г.), Черное (1963, 1964 гг.), Берингово (1968, 1970 гг.) и Японское (1957, 1966 гг.) моря, на острова Индийского океана и Южно-Китайского моря (1983-84 гг.), собирает материал на Кубе (1974 г.), в Польше (1987, 1993 гг.).

В Лаборатории альгологии, еще будучи лаборантом, Кира Леонидовна берет самую трудную для исследовательской работы группу – морские зеленые водоросли. Профессиональный систематик, она изучает виды, их изменчивость, учитывает помимо морфологических и анатомических также ультраструктурные и палеонтологические данные. Изучает индивидуальное развитие, жизненные циклы, экологию и распространение видов Chlorophyta в Мировом океане. Она критически пересматривает систему Chlorophyta; кардинально меняет современное представление о происхождении и эволюции этой группы; разрабатывает ее филогению.

К.Л. Виноградова доказала, что флора Chlorophyta Мирового океана гетерогенна, в ее состав входят две большие группы, различающиеся по месту и времени происхождения: древняя группа истинно морских водорослей сифонового комплекса и группа более позднего происхождения, сформировавшаяся в результате выселения в морскую среду пресноводных водорослей улотриксового комплекса.

Установление факта генетической, временной и пространственной разобщенности морских зеленых водорослей не только объяснило многие особенности представителей Chlorophyta, но и стало первым значительным вкладом в решение проблемы взаимосвязей обитателей континентальных водоемов и океана, в проблему выселения морских организмов в пресные воды и пресноводных организмов в океан. Были показаны также эволюционные результаты этих двусторонних проникновений. В целом, географический анализ морских Chlorophyta и выделение флористических областей в Мировом океане являются ценным вкладом ученого в изучение общих закономерностей пространственной дифференциации флор и фаун.

Глубокое понимание К.Л. Виноградовой природы явлений и широту проблематики ее научной деятельности можно видеть на нескольких примерах. Она показала, что существует «вероятность независимого возникновения разнообразия однозначных структур и таксонов, т. е. когда вначале возникает множество, члены которого в ходе эволюции, оказываясь адаптированными более или менее, получают неодинаковое развитие».

Анализируя древнюю группу Dasycladales, Кира Леонидовна постоянно имеет в виду возможность конвергентного развития ее представителей: «сохранившиеся до настоящего времени сходные формы могут явиться дериватами разных эволюционных линий», – резюмирует она. Интересна авторская концепция происхождения многоклеточности, подтверждающая представление о том, что сходные признаки и структуры возникали не один раз и независимо друг от друга. В древней группе сифоновых водорослей (Siphonocladales) многоклеточные структуры образуются из неклеточной при делении без участия ядер многоядерного слоевища на неравные участки. При таком типе деления наиболее примитивным будет образование бесформенных слоевищ типа Dictyosphaeria и Valonia, а наиболее специализированной структурой – однорядная нить Chaetomorpha. Другой путь образования многоклеточности – путь эволюции коккоидной клетки, осевшей на грунт и приобретшей полярность и способность к цитокинезу. В этом случае однорядная нить является первичной многоклеточной структурой. Третья возможность – это образование бесформенных скоплений клеток, наблюдаемое, например, у Chlorosarcinales. Действительно, такие возможности возникновения многоклеточных форм выглядят вполне естественно, поскольку автор этой концепции исходит непосредственно из строения организмов.

Должное внимание Кира Леонидовна уделяет цитологическим и биохимическим признакам, которые, как она показала, так же изменчивы, как и любые другие признаки; и чтобы оценить их таксономическое значение, необходимо изучать их изменчивость, как и любых других признаков. Проблема эволюции циклов развития Chlorophyta также остается одной из главных в ее исследованиях. В альгологии существовало представление о первичности изоморфного цикла у водорослей. Изучая циклы развития, она приходит к заключению, что в разных таксономических группах первичным в эволюционном ряду может быть как изоморфный, так и гетероморфный цикл. Более того, изоморфный цикл может возникать из гетероморфного. Интересен ее методологический подход к изучению такого обще-биологического явления, как жизненные формы у водорослей. Авторы систем жизненных форм обычно исходят из того, что обитание в сходных условиях дает сходную морфологию. Кира Леонидовна предлагает упорядочить морфологическое разнообразие на основе функциональной интерпретации морфологии, разделив водоросли на несколько физиономических типов, каждый из которых объединяет виды с определенной величиной площади поверхности слоевища и продукционными особенностями, хотя и разной морфологии.

Велик вклад К.Л. Виноградовой в таксономию не только зеленых, но и бурых, а также других водорослей. Она пересматривает статус и объем порядка Ulvales, обосновывает выделение в пределах отдела Chlorophyta двух классов: Siphonophyceae и Chlorophyceae, и определяет их состав, описывает новое семейство, виды и внутривидовые таксоны, подвергает ревизии многочисленные роды, делает видовые и внутривидовые комбинации.

Обратившись к флористическим региональным исследованиям, Кира Леонидовна берет наименее исследованный и труднодоступный регион – северные моря России. Она изучает видовой состав водорослей о. Шпицберген, архипелага Земля Франца Иосифа, Мурманского побережья Баренцева моря, Белого моря, Новосибирского мелководья (море Лаптевых), Чаунской губы (Восточно-Сибирское море), участвует в создании Атласа морской флоры южного Шпицбергена, изучает распространение водорослей-макрофитов в арктических морях России. Ее интерес не ограничивается этим регионом. Участник экспедиций в дальневосточные моря, К.Л. Виноградова изучает флору Берингова моря, Камчатки, Сахалина, залива Петра Великого в Японском море, Балтийского и Черного морей. Она уточняет и расширяет ареалы и дополняет флору новыми видами. Пристальное внимание Кира Леонидовна уделяет изучению географических особенностей бентосной флоры северных морей России.

Сделанные ею выводы закономерно и убедительно вытекают из таксономического и биогеографического анализа флоры и анализа родственных связей видов. Особенно интересно заключение о том, что центром распространения многих бореально-арктических видов, как циркумполярных, так и амфибореальных, составляющих основной географический элемент ледовитоморской флоры, связан именно с Северным Ледовитым океаном, откуда они мигрировали к югу, а не наоборот. Недавние, сделанные К.Л. Виноградовой, находки атлантических видов на Мурманском побережье Баренцева моря и в Белом море свидетельствуют о современных процессах расширения ареалов и о тенденциях в развитии флор, связанных с потеплением климата.

Результатом этих исследований стали многочисленные публикации, в числе которых следующие монографии: «Ульвовые водоросли морей СССР» (1974), «Определитель зеленых водорослей Дальневосточных морей СССР» (1979), «Определитель пресноводных водорослей СССР» (раздел по красным и бурым водорослям, вып. 13, 1980), «К истории формирования морской флоры Chlorophyta» (34-е Комаровские чтения, 1984), «Атлас морской флоры южного Щпицбергена» (раздел по бентосным водорослям, 1995). Ей принадлежат крупные разделы по красным и зеленым водорослям в издании «Жизнь растений» (1977).

В течение многих лет К.Л. Виноградова является исполнителем и руководителем проектов в рамках федеральных и академических научных программ, которые выполняются в Лаборатории альгологии. Бесценный опыт альголога она постоянно передает подрастающему поколению ученых. Под ее официальным руководством защищены докторская и кандидатские диссертации, дипломные и курсовые работы студентов.

Кира Леонидовна удачно сочетает научную работу с организаторской деятельностью в институте. Многие годы она исполняет обязанности заместителя главного редактора «Ботанического журнала», в течение ряда лет является членом редколлегии журнала «Альгология», входит в состав Президиума Российского ботанического общества (РБО) и возглавляет Альгологическую секцию РБО. Много времени она посвящает редакторской работе, является ответственным редактором 6 монографий, постоянно рецензирует альгологические статьи, крупные сводки, диссертации.

Кира Леонидовна Виноградова – член Международного фикологического общества, Фикологического общества США, Национального географического общества (США), работает в составе Номенклатурного комитета по водорослям Международной ассоциации по таксономии растений.

Исключительная работоспособность, дисциплинированность, аккуратность в работе, выдержанность, ровность в общении, отзывчивость и доброжелательность делают ее любимым и незаменимым членом научного коллектива Лаборатории альгологии и всего Ботанического института РАН. Во многом благодаря ее умению вникать в специфику исследований каждого из сотрудников, научный потенциал Лаборатории альгологии в такое трудное для отечественной науки время был и остается высоким.

Cписок научных трудов, опубликованных К. Л. Виноградовой
(за период с 1961 г. по 2007 г.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *