Что изобрел вождь индейского племени ирокезов для записи речи индейцев 7 букв
Что изобрел вождь индейского племени ирокезов для записи речи индейцев?
Сам разгадывал этот кроссворд он изобрел алфавит
Клиентатор выше прав, вождь индейского племени для записи речи изобрел алфавит.
В русском языке существует немалое множество фразеологизмов с ключевым словом «тарабарский»:
5.Тарабарский король. (именно так именовал себя Карабас-Барабас)
Алкоголь срывает тормоза.Поэтому пьяный может говорить вам вообще все что угодно.
И правду и не правду и откровенный бред.Особенно если словит «белку»
Поэтому я бы в любом случае не стала, особо задумываться над тем, что они говорят.А слушать надо нормальных людей, адекватных и трезвых
Алкоголь делает человека более раскованным и бесстрашным.Поэтому он может сказать то, что не сказал бы в трезвом состоянии.Но не всегда к этому стоит относится серьезно и предавать этому смысл.Это может быть банально пьяным бредом и фантазиями, вызванными алкогольным опьянением
Я знаю одно, пьяный ты или трезвый, нужно следить за собой и своим языком.А не можешь оставаться адекватным когда выпьешь, лучше вообще не пей.А то можно случайно сказать или сделать что-то такое, о чем потом придется пожалеть, в последствии.Только вот изменить, уже ничего нельзя будет
Но я не считаю, что пьяные говорят только правду.
Они могут говорить то что считают сами или им это кажется.Да и вообще, правда это субъективное понятие.Что для вас правда, для другого может правдой и не быть.Или наоборот
Не знаю.С пьяными общаться не люблю.Не мое это.И компании где пьют, не люблю.Одно дело в праздник, но квасить каждый день. извините.Пьян ой я была в жизни только два раза, на Новый год.И то, это было достаточно легкое опьянение.И при этом я прекрасно осознавала, что я говорю и что делаю.И могла контролировать себя.Чего и другим советую.И не важно пьешь ты или нет
А то так можно и неприятностей себе, нажить в последствии
Топ 10 индейских вождей
Об этих великих коренных американцах имеются книги в библиотеке Университета Мичигана. Там была организована выставка, посвящённая этим вождям. Создатели этой экспозиции проявили большой интерес к культуре коренных американцев.
Они уверяют, что индейцы были неправильно поняты и историки неправильно описывали их в своих работах. Эта выставка интересна интересующейся культурой коренных американцев аудитории. Вот несколько историй об индейских вождях.
Джеронимо (Гойатлай)
Гойатлай – знаменитый вождь апачей. Он родился 16 июня 1829 года на территории современной Мексики около бухты Турция (река Гила). Умер 17 февраля 1909 года в Форт Силле в штате Оклахома. Племя апачей принадлежало к группе племён бедонских и чирикауа. Джеронимо был известен своим боевым духом. Его индейцы часто совершали набеги на завоевателей. Он стал символом сопротивления коренных американцев в США и Мексике. Ему сопутствовала репутация бесстрашного бойца, сеющего хаос. Он мстил мексиканским войскам за то, что они убили всю его семью: мать, детей, жену.
Многие набеги он совершал во время апач-американского конфликта. Белые поселенцы заняли земли Апач после войны с Мексикой 1848 года. Затем начался Американский конфликт 1850 – 1886 года. Сначала апачи нападали на мексиканских и американских военных, затем начались кражи скота у фермеров. Убийства были с обеих сторон.
Джеронимо оказывал сильное сопротивление своим врагам. Его борьба с завоевателями продолжалась в течение 30 лет. Он завоевал репутацию самого жестокого из племени Чирикауа среди мексиканских и американских военных. Он сдался в 1886 году. Его содержали в лагерях во Флориде, Алабаме, Форт Силле в штате Оклахома. В последние годы жизни Джеронимо стал христианином. Ему никогда не разрешалось вернуться в своё племя. Он умер в больнице в Форт Силле в 1909 году. Его именем было названо американское подразделение, которое ликвидировало Усаму бен Ладана.
Главный Джозеф (Хайнмот Тооялекет)
Главный Джозеф родился 3 марта 1840 года на территории штата Орегон. Умер 21 сентября 1904 года в резервации Коллвилл. Он был вождём нез-персе. Его племя жило в долине Уоллов в штате Орегон. Этот вождь защищал права проживания своего народа на родной земле. В 1877 году правительство США насильственно выселило племя нез-персе в резервацию. Они должны были покинуть свои дома в течение тридцати дней. Индейцы не были согласны с таким решением. Началось сопротивление, приведшее к войне. У Джозефа было две сотни воинов.
Они спрятали своих жён и детей подальше от американских военных. Три месяца персе сражались на территории от Орегона до Монтаны. Затем индейцы персе попытались найти убежище на севере у племени лакота, вождём которых был Сидящий Бык. Они были отважными воинами. Но осенью 1877 года персе вынуждены были сдаться в штате Монтана. Им не хватило всего 40 миль, чтобы оказаться в Канаде, где их ждала свобода. В 1885 году всё их племя было отправлено в резервацию в Колвилле. Это было очень далеко от родины.
Метакомент (король Филипп)
Метакомент был вождём вампаноаг. Годы жизни с 1638 по 12 августа 1676 года. Его племя сначала хотело жить в мире с колонистами.
Он стал вождём после смерти отца и старшего брата. Его племя торговало с колонистами.
Он купил себе одежду европейского кроя и стал именовать себя королём Филиппам. Но посягательства поселенцев на их землю с каждым годом становились всё сильнее.
Между вампаноагами и белыми началась война (1675 – 1678 годов). До этого племена индейцев сражались между собой.
Это были Бобровые войны ирокезов с другими индейцами. Многим не нравилась политика дружбы Метакомента с колонистами.
Обвандияг (Понтиак)
Понтиак был вождём племени одава (оттава). Он родился в районе Великих Озер в 1720 году, а умер 20 апреля 1769 года в штате Иллинойс. Он был руководителем многих войн против британцев, оккупировавших из земли. Эти конфликты названы войной Понтиака, которая проходила в районе Великих Озёр. Он вступил в союз с Новой Францией против лидера гуронов Николая Оронтони. Тогда была сформирована конфедерация коренных американцев для борьбы с британцами. Понтиак был убит 20 апреля 1769 года представителем индейского племени пеории.
Джозеф Брант
Джозеф Брант был из племени ирокезов-могавков. Он был очень образованным. Его племя под его руководством сражалось во многих войнах в союзе с британцами против других ирокезов. Ему была вручена от правительства Великобритании серебряная медаль за службу. Он свободно говорил по-английски и на трёх ирокезских языках. Он же со своими могавками участвовал в гражданской войне за независимость. Им обещали земли в Квебеке. Могавки были представителями «Шести наций», пожелавшими остаться нейтральными. Но четыре из них, в конечном итоге, вступили в союз с британцами. Но после войны начались территориальные споры, и Брант переехал в Канаду со своими соплеменниками. Он умер в своём доме около озера Онтарио.
Ма-ка-тай-ме-она-киа-киак (Чёрный Ястреб)
Чёрный Ястреб был вождём племени сауков. Это племя проживало на территории Среднего Запада США. Он совершал набеги с юности. Его племя в войне 1812 года было на стороне британцев и сражались против армии США. Эти боевые действия проходили в районе Великих Озёр. Желанием Чёрного Ястреба было изгнание со своей территории поселенцев. Когда-то сауки и лисы отказались от земель реки Миссури в штатах Иллинойс и Винсконсин. Он был не согласен с подписанием такого договора. В 1832 году он возглавил конфедерацию сауков, мескавиков, кикапу. Это объединение индейцев назвали «Британской группой». Они хотели вернуть себе исконные земли. Последняя война этих племён называлась Войной Чёрного Ястреба. Он умер в штате Айова.
Текумсе
Этот вождь шауни родился в марте 1768 года на территории современной Канады. Его имя переводится как, «Падающая звезда» или «Пантера в небе». Он был лидером самой большой конфедерации индейских племён, которые выступали против Соединённых Штатов и были союзниками Великобритании в войне 1812 года. Он усаствовал во многих войнах на границе. Он известен войной Текумсе, которая привела к войне 1812 года. Во время неё состоялась осада Детройта и битва при Темзе. Во время этой битвы в 1813 году Текумсе был убит. После его смерти распалась и конфедерация.
Татанка-Иётанка (Сидящий Бык)
Сидящий Бык родился в 1831 году на территории современного штата Дакота. Он был вождём лакота (сиу). Он долгие годы во главе своего народа оказывал сопротивление политике Соединённых Штатов. Он был стойким защитником земли своего народа и образа жизни. Правительство США приложило большие усилия по расселению поселенцев на исконно индейских землях.
В битве при Маленьком Бигхорне Сидящий Бык совместно с другими вождями разгромили войско США, убив при этом подполковника Кастера и всех его людей. Но всё равно индейцы не выдержали наступления войск США. Они бежали в Канаду. Он вернулся на родину в 1881 году и был пленён. Через 2 года его освободили. Он поселился в резервации Стандинг Рок. Затем он присоединился к Буффало Биллу. Сидящий Бык оставался стойким критиком политики СШС. В 1890 году он был убит специально подосланным агентом выстрелом в голову.
Кинтпуаш (Капитан Джек)
Вильма Манкиллер
Манкиллер была первой женщиной-вождём индейцев чероки 10 лет. В 1983 году она впервые была избрана на этот пост. Эта женщина-вождь очень много сделала для своего племени. При её правлении были созданы предприятия, которыми владеют индейские общины. Проведены электричество и вода. Численность этого племени увеличилась в три раза. Она удостоена нескольких наград. Умерла Вильма Манкиллер в 2010 году.
Кто становился вождем индейцев?
Вожди пользовались у членов племени большим авторитетом и были для рядовых индейцев не столько начальниками, сколько советниками. В вожди выбирали смелого, умного, энергичного и состоятельного индейца, который умел красноречиво говорить и вызывал доверие племени своими решениями и делами. В некоторых племенах вождями избирали женщин.
Сидящий Бык (1831—1890) был мудрым вождем сиу. В 1876 году он возглавлял объединенные племена сиу, которые нанесли сокрушительное поражение белым солдатам в знаменитой битве на реке Литтл-Биг-Хорн. В 1890 году он был убит.
Красная Туча (1822—1909), вождь оглалла-сиу. Известно, что на одной пресс-конференции он выступил с обращением к президенту США Улиссу Симпсону. Его речь вызвала симпатии и уважение представителей белого населения Америки.
Индейцы выпускают газету
Секвойя (1760—1843) был вождем племени чироки. Он изобрел алфавит, на основе которого чироки разработали собственную письменность и грамматику. В 1821 году племя выпустило газету «Феникс чироки». В честь Секвойи названо гигантское хвойное дерево, символ американской природы.
Херонимо (1829—1909), знаменитый вождь апачей. Под его предводительством племя стояло насмерть, защищаясь от белых.
Военное дело индейцев
Североамериканские индейские племена вели между собой многочисленные войны задолго до того, как в Новом Свете появился первый белый человек. Период боевых действий обычно называли «военной тропой».
О том, ступить или нет воинам племени на военную тропу, как правило, решал его совет. Если у совещательного огня было принято решение начать боевые действия, то совет одновременно определял, кто возглавит воинов.
Индейцы вожди
У некоторых североамериканских индейских племен мы встречаемся с двумя группами вождей. Одни руководили как мы бы сегодня сказали —«своим ведомством» в период мира, другие — в период войны. Командные обязанности и права «вождей на период войны» заканчивались в день возвращения из военного похода.
Многие из славных вождей, о героических делах которых мы рассказывали, как раз и были именно такими индейскими «офицерами», которые в период мира не имели прав на какие-либо особые привилегии.
Таким образом, еще до того, как индеиские воины вступили на военную тропу, совет племени должен был выбрать из их рядов командующего. Таким военным вождем мог быть избран только тот индейский воин, к которому — если так можно выразиться — «были благосклонны индейские боги». А это значит, что его сила, отвага, героизм, тактические и стратегические способности были не его личным дарованием, а дарованы богами, которые помогали ему и охраняли его.
Эту магическую охрану и помощь сверхъестественных сил военный вождь принимал или сам, или при помощи посредника. Специальная литература называет обычно этих посредников кэта-бэрер.
Индейцы воины
Индейский воин — этот факт необходимо особо подчеркнуть — ступал на тропу войны не только для того, чтобы защищать интересы и честь своего рода, но также и для того, чтобы поднять свой собственный престиж. У ряда племен, живущих в прериях, существовал даже точный перечень поступков, которые общественное мнение племени считало особенно героическими. Этот комплекс заслуг в специальной литературе называют «коуп систем».
«Коуп» в этом случае означает «касание». Считалось, что индейский воин тогда проявил храбрость в бою, когда он коснулся тела вражеского воина. Оценка личных заслуг каждого воина проводилась по возвращении в деревню и имела свой строгий, традиционно сохраняемый порядок, определяла до следующего похода место и звание каждого мужчины в племени. Американский этнограф Бернард Мишкин, например, насчитал у одного из племен более двадцати различных титулов среди мужчин.
Ритуал скальпирование
С представлением о том, что касанием у вражеского воина отнимается магическая жизненная сила, непосредственно связан и самый известный и самый осуждаемый индейский обычай — «скальпирование». Скальп был для индейца доказательством отваги, военным трофеем. Индейские воины скальпы заботливо сохраняли. Они консервировали их и размещали на своих жилищах или перед ними, а часть их даже прикрепляли к одежде. К слову, живучести этого военного обычая способствовали больше всего сами белые — торговцы и европейские фабрики.
Они создали для индейцев стальные ножи для скальпирования. В период, когда в Северной Америке воевали англичане с французами, обе стороны предлагали индейцам высокие вознаграждения за скальпы вражеских солдат. Британцы платили за один французский скальп двенадцать фунтов.
Тактика индейцев
Приход белых в Америку почти все изменил в индейском военном искусстве. Если раньше индейцы совершали лишь короткие военные походы, а потом возвращались в свои деревни, то теперь они должны были годами бороться с врагами. Если раньше в течение всего похода погибал, скажем, один воин, то теперь индейцы должны были немилосердно убивать, чтобы их самих не уничтожили.
План боевых действий индейцев до прихода белых был всегда очень простым: выход со своей территории, нападение на лагерь враждебного племени, решающее сражение и возвращение в исходный пункт. Индейская военная наука не знала совместно координируемого выступления многих боевых подразделений, не знала позиционного боя, не знала осады.
Многие из вождей, пытались решить задачи, вытекающие из новой ситуации. Они стремились создавать крупные индейские войска (Текумсе), осаждали длительное время вражеские крепости (Понтиак) и, наконец, научились командовать и координировать боевые операции различных подразделений (Сидящий бык).
До прихода белых в Северную Америку исход войны обычно решало одно-единственное сражение, часто даже бой. Отдельные индейские племена Северной Америки были немногочисленны, в отличие от индейских групп Месоамерики и Андской области, часто все племя проживало в одной деревне, в одном военном лагере.
Взятие лагеря племени, как правило, решало исход войны. Однако для того, чтобы напасть на одну из деревень или главную деревню враждебного племени, индейцы должны были совершать многодневный поход всей своей деревней (лошадей, напомним, у них не было; они получили их уже от европейцев).
Ритуалы индейцев
Вечером индейцы всегда строили лагерь, танцевали военные танцы: это были скорее танцевальные драмы — своего рода пантомимы, с помощью которых они готовились к предстоящему бою. Особую роль имела первая такая стоянка, которая устраивалась не для ночевки, а лишь для выполнения различных религиозных обрядов.
Именно на первой «священной» стоянке принимал на себя командование военный вождь. После большего или меньшего числа стоянок воины племени добирались, наконец, до цели своего похода — деревни или лагеря враждебного племени.
Решительный бой происходил здесь. Самому бою всегда предшествовала очень тщательная разведка. (Индейские разведчики-лазутчики прекрасно ориентировались на местности, были великолепными следопытами, выносливыми и физически крепкими. Поэтому белые — особенно армия Соединенных Штатов — нанимали для своих походов против индейцев следопытов-индейцев.
Сигналы индейцев в бою
Для успеха боевых акций имело значение не только вооружение, но и организация связи. Во время войны с белыми необходимо было передавать сообщения и приказы частям, нередко значительно удаленным.
Индейские воины использовали разные трюки с одеялами, особую езду на лошади (например, быстрая езда одного всадника вперед и назад означала приказ всем подразделениям немедленно собраться на этом месте). Индейцы прерий передавали сообщения и с помощью стрел, которые выстреливались различными способами и в различном направлении.
От американцев индейцы заимствовали гелиографический способ: связь посредством точно направляемых отражений зеркалец. У апачей большую роль играли дымовые сигналы. Каждое апачское «подразделение» выделяло одного воина для наблюдения за дымовыми сигналами. Они немного напоминали телеграф. В согласованные интервалы времени дым искусственно задерживался (например, одеялом).
Язык жестов индейцев
В период совместных выступлений многих племен против белых возрастала роль особого средства общения языка жестов. Он помогал договориться индейцам, говорящим на разных языках. Для передачи сообщений на большое расстояние подходил больше всего «уолс хэнд дайлект»— сообщения, передаваемые посредством движения всей руки; для личного общения —«фангер дайлект», «язык-пальцев».
Язык жестов не был бедным. Словари, которые были составлены, содержат несколько тысяч слов. Язык жестов легко воспринимался, и индейцы очень быстро научились передавать на нем и сложные мысли.
Например, существует и «Отче наш», «переведенный» на язык пальцев.
Хотя бы два слова в качестве примера: тесно сведенные пальцы правой и левой руки означали оборону.
Два сжатых кулака, двигающиеся, как вражеские войска, один навстречу другому,— войну. На языке жестов звучали и местные названия, и собственные имена, которые обычно носили совершенно конкретный смысл. Так, например, имя известного вождя Бешеного коня индеец изображал сначала знаком для выражения бешенства, а потом — знаком, обозначающим мустанга.
Ведение войн индейцами
До прихода белых война для индейцев заканчивалась в день решающего сражения и возвращения в свою деревню. Индейские племена никогда не вели между собой войну за то, чтобы территория племени, вышедшего победителем, была расширена за счет территории потерпевших поражение. И уничтожение как можно большего числа воинов враждебного племени тоже не было единственной целью военного похода индейцев.
Тем не менее в руки победителей попадало большое число военнопленных. Какой была их дальнейшая участь? Племя победителей или принимало их полноправными членами, или убивало. Решение принимал совет. Чаще всего пленных спасала необходимость заменить вдовам погибших в только что закончившемся походе мужей.
Однако мужчину, который не оправдал ожиданий вдовы, позднее убивали. Один из французских иезуитов рассказывает, что какой-то индейский вождь приговорил к смерти сорок недостаточно крепких в сексуальном отношении мужчин-пленных, которых он одного за другим предлагал в качестве мужей жене своего брата, погибшего на войне.
Обращение с пленными индейцами
Наиболее жестоко обращались с пленными ирокезские племена. Например, сенека сначала пытали пленных в специальном здании, потом пытали на открытом пространстве перед женщинами и детьми на чем-то вроде дыбы. Ирокезы, как правило, пытали своих пленных огнем, затем сжигали.
Привязывание пленных к столбу для пыток, судя по всему, индейцы заимствовали уже у белых. Утверждение, что североамериканские индейцы ели пленных врагов, не соответствует действительности. Но у некоторых племен (например, у оглалов) было принято ритуальное закалывание собаки и совместное поедание собачьего мяса перед вступлением на военную тропу. Собачье мясо символизировало тело врага, убитого в предстоящем бою.
Победившее «войско» возвращалось с пленными в деревню, и вражда прекращалась. Иногда это скреплялось особым договором. У индейцев на востоке Северной Америки такие мирные договоры заключались с помощью вампунов (вампуновых поясов).
В основном мы уделили внимание военному искусству прерийных индейцев — всех групп сиу, чейеннов, ассини, байнов и т. д. Индейцы, которые продолжали борьбу и после поражения прерийных племен — апачи, мозоки и другие — должны были в новой ситуации воевать уже по-новому, изменив традиционным способам ведения войны. Они создавали небольшие группы захвата, прообраз отрядов, известных нам по последней мировой войне, укрывались в горах и оттуда вели партизанскую войну.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Индейцы в 10 вопросах
Действительно ли североамериканские индейцы жили в вигвамах, правильно ли изображать их с луком и стрелами и общий ли у них язык
1. Когда и как индейцы попали в Америку
2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе
3. Где и как жили индейцы
У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное строение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слишком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Считалось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.
4. Что они ели
Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земледельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и кашей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из кукурузы хлеб, и его рецепт сохранился:
«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков кукурузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».
5. Мог ли неиндеец возглавить племя
В 1885–1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индейцев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный известный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.
6. Кто такой кенневикский человек
Реконструкция внешнего облика кенневикского человека © Brittney Tatchell / Smithsonian Institution
Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, оснований считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.
7. Что индейцы думали о луне
Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся животные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту считали, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая полотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).
8. Когда у индейцев появились лук и стрелы
Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнообразные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории современной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части континента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на территории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на территорию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.
9. На каких языках говорят индейцы
Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных языках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индейских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утратили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифорнии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разработанным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.
10. Как живут современные индейцы
Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. Достаточно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.
Племена определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным индейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения.
См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе «Мифы Южной Америки».