Что изобрел аль бируни

Исламские новости

Одной из таких великих личностей, которых принято относить к величайшим ученым всех времен, является персидский мусульманин-эрудит Абу Райхан аль-Бируни. Он жил с 973 по 1048 годы и провел большую часть своей жизни в Центральной Азии и Индийском субконтиненте. В период своей блестящей карьеры аль-Бируни стал экспертом в многочисленных областях науки, включая историю, физику, математику, астрономию, лингвистику, сравнительное религиоведение и науку о Земле. Несмотря на политические проблемы, существовавшие в мусульманском мире в период его жизни, он сумел стать одним из величайших ученых в истории человечества.

Ранний период жизни

Аль-Бируни родился в 973г. в провинции Хорасан, расположенной в северо-восточной Персии. Как и многие другие дети того времени, он начал обучаться с малых лет, изучал арабский и персидский языки, основные исламские дисциплины, а также естественные науки. Еще в раннем возрасте он начал проявлять интерес к математике и астрономии, постигать которые ему помогали выдающиеся астрономы того времени.

Когда ему было двадцать с чем-то лет, он покинул свой дом в поисках знаний. В течение трех лет он объехал всю Персию, обучаясь у ученых многочисленным наукам. В 998 г. он, наконец, обосновался в Джурджане (современный Горган), поступив на работу к местному правителю Шамс аль-Маали Кабус. В течение следующих десяти лет он жил в этом небольшом северном иранском городе, занимаясь исследованиями, написанием книг и пополнением своего багажа знаний.

За это время им был написан монументальный труд, посвященный анализу исторической хронологии древних цивилизаций, наряду с изучением развития и падения империй. Данная книга предопределила его будущее как ученого по многочисленным наукам. Эта книга представляла собой нечто большее, чем просто труд по истории, поскольку она объединила историю, науку, астрономию и исследования культур с целью интерпретации событий прошлого. В период своей деятельности в Джурджане Аль-Бируни стал одним из самых выдающихся умов своего времени.

Период жизни в Газни

Аль-Бируни смог воплотить в жизнь некоторые из своих величайших произведений только после переезда в Газни, где он находился под патронажем султана Махмуда. В то время Газни был крупным городом, расположенным на территории современного Афганистана. Империя Махмуда простиралась далеко за пределами современного Афганистана, однако, находилась в пределах современных Ирака, Пакистана и Индии. В этой могущественной империи аль-Бируни обладал необходимыми ресурсами и возможностями для проявления своего потенциала.

Значительную пользу аль-Бируни принесло то, что султан Махмуд регулярно организовывал военные экспедиции в Индию с целью защиты своих владений на этой территории. Махмуд постоянно брал с собой аль-Бируни на все свои военные кампании, что давало возможность последнему регулярно погружаться в языковую, культурную и религиозную среду Индии.

Обладая способностью легко перенимать новые идеи, аль-Бируни за короткое время сумел изучить санскрит, являвшийся языком индуистского богослужения. Это открыло ему дверь в индийское литературное наследие, которое он изучал и сравнивал с трудами из других уголков мира. Он осуществлял переводы книг с санскрита на арабский и персидский языки, а также переводил труды с арабского на санскрит. Он твердо верил в то, что цивилизации должны стремиться к изучению, а не уничтожению друг друга.

Будучи знатоком индийской истории, аль-Бируни также сумел найти время для научных достижений. Во время своих путешествий он имел возможность своими глазами видеть различные географические явления и создавать теории относительно того, как они взаимосвязаны. Анализируя различные типы частиц грунта в реке Ганг, от ее истока до Бенгальского залива, аль-Бируни сформулировал теории об эрозии и об образовании форм рельефа, особо отметив роль воды в этом процессе.

Что изобрел аль бируни. Смотреть фото Что изобрел аль бируни. Смотреть картинку Что изобрел аль бируни. Картинка про Что изобрел аль бируни. Фото Что изобрел аль бируни

Аль-Бируни также стал первым исследователем в области геологии, собрав и проанализировав сотни металлов и драгоценных камней. Он дал описание их свойств, состава и указал те места, где они могут быть найдены. Его труды, посвященные драгоценным камням, служили основным источником для понимания этих минералов на протяжении столетий.

Замечательная карьера Аль-Бируни продолжилась в начале 11 в. В этот период он проводил исследования по следующим проблемам:

— Как земля вращается вокруг своей оси

— Как колодцы и источники доставляют воду на поверхность

— Сочетание статики и динамики в изучении механики

— Запись широты и долготы тысяч городов, что позволило ему определить направление к Мекке для каждого города

— Оптический характер теней, особенно их использование для расчета времени намаза

— Разделение научной астрономии от астрологии, основанной на суевериях

За 75 лет прожитой жизни, аль-Бируни удалось в корне изменить понимание многочисленных областей науки. К моменту своей смерти в 1048 году, он являлся автором более 100 книг, многие из которых не сохранились до наших дней. Его интеллект и глубокие знания по разным областям науки, а также его способность объединить их в одно целое для лучшего понимания каждой из них, ставит его в один ряд с величайшими мусульманскими учеными всех времен. Его жизнь служит доказательством способности мусульманских ученых прошлого расширять границы знаний и устанавливать новые границы в науках. Также она служит ярким примером того, как лучшие ученые могут быть выше политических проблем, войн и всеобщей нестабильности, продолжая воплощать в жизнь революционные исследования и делать замечательные открытия.

Аджрам К. Чудо исламской науки. Седар Рапидс: Нолидж Хаус Паблишерз, 1992.

Хан Мухаммад. 100 известнейших мусульман. Лестершир, Великобритания: Кьюб Паблишинг Лимитед, 2008.

Морган М. (2007) Забытая история. Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество.

Источник

Аль-Бируни – великий ученый из Хорезма

Что изобрел аль бируни. Смотреть фото Что изобрел аль бируни. Смотреть картинку Что изобрел аль бируни. Картинка про Что изобрел аль бируни. Фото Что изобрел аль бируни

Что изобрел аль бируни. Смотреть фото Что изобрел аль бируни. Смотреть картинку Что изобрел аль бируни. Картинка про Что изобрел аль бируни. Фото Что изобрел аль бируни

Абу Рай­хан Му­хам­мад аль-Би­ру­ни /973, го­род Кят, Хо­резм – 1048, Газ­ни/ — ве­ли­кий уче­ный Сред­не­ве­ковья, ав­тор мно­го­чис­лен­ных ка­пи­таль­ных тру­дов по ис­то­рии, гео­гра­фии, фи­ло­ло­гии, аст­ро­но­мии, ма­те­ма­ти­ке, гео­де­зии, ми­не­ра­ло­гии, фар­ма­ко­ло­гии, гео­ло­гии и др. Аль-Би­ру­ни вла­дел поч­ти все­ми на­ука­ми сво­е­го вре­ме­ни. По­смерт­ный пе­ре­чень его ра­бот, со­став­лен­ный его уче­ни­ка­ми, за­нял 60 мел­ко ис­пи­сан­ных стра­ниц.

Аль-Би­ру­ни по­лу­чил ши­ро­кое ма­те­ма­ти­чес­кое и фи­ло­соф­ское об­ра­зо­ва­ние. Его учи­те­лем в Кя­те был вы­да­ю­щий­ся ма­те­ма­тик и аст­ро­ном ибн Ирак. Пос­ле взя­тия в 995 го­ду Кя­та эми­ром Гур­ганд­жа и пе­ре­но­са сто­ли­цы Хо­рез­ма в Гур­гандж аль-Би­ру­ни уехал в Рей, где ра­бо­тал у ал-Ход­жан­ди. За­тем он ра­бо­тал в Гур­га­не при дво­ре Шамс аль-Ма’али Ка­бу­са, ко­то­ро­му он око­ло 1000 го­да по­свя­тил «Хро­но­ло­гию», за­тем вер­нул­ся в Хо­резм и ра­бо­тал в Гур­ганд­же при дво­ре хо­рез­м­ша­хов Али /997 – 1009/ и Ма­му­на II. С 1017 го­да, пос­ле за­во­е­ва­ния Хо­рез­ма сул­та­ном Мах­му­дом Газ­не­ви он был вы­нуж­ден пе­ре­ехать в Газ­ну, где ра­бо­тал при дво­ре сул­та­на Мах­му­да и его пре­ем­ни­ков Ма­су­да и Мау­ду­ди. Аль-Би­ру­ни участ­во­вал в по­хо­дах Мах­му­да в Ин­дию, где про­жил не­сколь­ко лет.

В са­мом пер­вом со­чи­не­нии «Хро­но­ло­гия, или па­мят­ни­ки ми­нув­ших по­ко­ле­ний» (1000 год) аль-Би­ру­ни со­брал и опи­сал все из­вест­ные в его вре­мя сис­те­мы ка­лен­да­ря, при­ме­няв­ши­е­ся у раз­лич­ных на­ро­дов ми­ра, и со­ста­вил хро­но­ло­ги­чес­кую таб­ли­цу всех эпох, на­чи­ная от биб­лей­ских пат­ри­ар­хов.

В за­вер­шен­ном в 1030 го­ду тру­де «Ин­дия, или Кни­га, со­дер­жа­щая разъ­яс­не­ние при­над­ле­жа­щих ин­дий­цам уче­ний, при­ем­ле­мых ра­зу­мом или отвер­га­е­мых» аль-Би­ру­ни дал де­таль­ное на­уч­но-кри­ти­чес­кое опи­са­ние бы­та, куль­ту­ры и на­уки ин­дий­цев, из­ло­жил их ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ские сис­те­мы, до­ста­точ­но точ­но пе­ре­ло­жив уче­ние клас­си­чес­кой сан­кхьи, те­о­рию кос­ми­чес­кой эво­лю­ции, уче­ние о свя­зи ду­ши с «тон­ким те­лом» и др. Здесь же из­ло­же­на зна­ме­ни­тая ле­ген­да о со­зда­те­ле иг­ры в шах­ма­ты.

Аст­ро­но­мии уче­ный по­свя­тил свы­ше 45 со­чи­не­ний, глав­ное из ко­то­рых – «Ка­нон Мас‘уда по аст­ро­но­мии и звез­дам», в ко­то­ром при­ве­де­ны под­роб­ные экс­пе­ри­мен­таль­ные и ма­те­ма­ти­чес­кие до­ка­за­тельст­ва всех из­ла­га­е­мых по­ло­же­ний. Он рас­смот­рел ги­по­те­зу о дви­же­нии Зем­ли во­круг Солн­ца; он утверж­дал оди­на­ко­вую ог­нен­ную при­ро­ду Солн­ца и звезд, в от­ли­чие от тем­ных тел – пла­нет, по­движ­ность звезд и ог­ром­ные их раз­ме­ры по срав­не­нию с Зем­лей, идею тя­го­те­ния. Аль-Би­ру­ни со­здал пер­вую мо­дель Зем­ли (гло­бус), смог с по­мощью ма­те­ма­ти­чес­ких рас­че­тов до­ка­зать, что Зем­ля круг­лая и на дру­гой час­ти зем­ли есть ма­те­рик (Аме­ри­ка) и там жи­вут лю­ди (позд­нее его тру­ды по аст­ро­но­мии ис­поль­зо­вал Га­ли­лей, как ос­но­ву и смог пол­ностью до­ка­зать фор­му Зем­ли-ша­ра). Аль-Би­ру­ни про­во­дил на­блю­де­ния на по­стро­ен­ном на-На­са­ви в Рее стен­ном квад­ран­те ра­ди­у­сом 7,5 м, вы­пол­няя их с точ­ностью до 2′. Он уста­но­вил угол на­кло­на эк­лип­ти­ки к эк­ва­то­ру, рас­счи­тал ра­ди­ус Зем­ли, опи­сал из­ме­не­ние окрас­ки Лу­ны при лун­ных за­тме­ни­ях и сол­неч­ную ко­ро­ну при сол­неч­ных за­тме­ни­ях.

Что изобрел аль бируни. Смотреть фото Что изобрел аль бируни. Смотреть картинку Что изобрел аль бируни. Картинка про Что изобрел аль бируни. Фото Что изобрел аль бируни

Боль­шое вни­ма­ние аль-Би­ру­ни уде­лял ма­те­ма­ти­ке, осо­бен­но три­го­но­мет­рии: по­ми­мо зна­чи­тель­ной час­ти «Ка­но­на Мас‘уда», он по­свя­тил ей со­чи­не­ния «Об опре­де­ле­нии хорд в кру­ге при по­мо­щи впи­сан­ной в не­го ло­ма­ной ли­нии» (здесь рас­смат­ри­ва­ет­ся ряд при­над­ле­жа­щих Ар­хи­ме­ду те­о­рем, не со­хра­нив­ших­ся в гре­чес­ких ру­ко­пи­сях), «Об ин­дий­ских ра­ши­ках» (в этой кни­ге об­суж­да­ет­ся так на­зы­ва­е­мое трой­ное пра­ви­ло), «Сфе­ри­ка», «Кни­га жем­чу­жин о плос­кос­ти сфе­ры» и др. Во­про­сам при­клад­ной ма­те­ма­ти­ки по­свя­ще­ны трак­тат «Те­ни», не­сколь­ко трак­та­тов об аст­ро­ля­бии и дру­гих аст­ро­но­ми­чес­ких ин­ст­ру­мен­тах, ряд со­чи­не­ний по гео­де­зии.

В 1038 го­ду аль-Би­ру­ни на­пи­сал «Ми­не­ра­ло­гию, или Кни­гу сво­док для по­зна­ния дра­го­цен­нос­тей», в ко­то­рой опре­де­лен удель­ный вес мно­гих ми­не­ра­лов и да­ны под­роб­ные све­де­ния о бо­лее чем пя­ти­де­ся­ти ми­не­ра­лах, ру­дах, ме­тал­лах, спла­вах и др. Им же со­став­ле­на «Фар­ма­ког­но­зия» — кни­га о ме­ди­цин­ских ле­кар­ст­вах.

Как ис­сле­до­ва­тель аль-Би­ру­ни под­чер­ки­вал не­об­хо­ди­мость тща­тель­ной про­вер­ки зна­ния опы­том, про­ти­во­пос­тав­ляя экс­пе­ри­мен­таль­ное зна­ние умо­зри­тель­но­му. С этих по­зи­ций он кри­ти­ко­вал арис­то­те­лев­скую и авицен­нов­скую кон­цеп­цию «ес­тест­вен­но­го ме­с­та» и ар­гу­мен­та­цию про­тив су­щест­во­ва­ния пус­то­ты.

По­ми­мо сво­е­го род­но­го хо­рез­мий­ско­го язы­ка, аль-Би­ру­ни вла­дел араб­ским, пер­сид­ским, гре­чес­ким, ла­тин­ским, ту­рец­ким, си­рий­ским язы­ка­ми, а так­же ив­ри­том, сан­скри­том и хин­ди. Эти зна­ния спо­собст­во­ва­ли вы­ра­бот­ке им прин­ци­пов пе­ре­во­да ес­тест­вен­но­на­уч­ной тер­ми­но­ло­гии с од­но­го язы­ка на дру­гой. Со­здан­ная аль-Би­ру­ни на поч­ве араб­ской гра­фи­ки сис­те­ма тран­скрип­ции во мно­гом пред­вос­хи­ща­ла со­вре­мен­ную сис­те­му пе­ре­да­чи ин­дий­ских слов в ур­ду.

Ин­те­рес­ный факт: аль-Би­ру­ни уми­рал в пол­ном со­зна­нии и, по­про­щав­шись с друзь­я­ми, спро­сил по­след­не­го: «Что ты тол­ко­вал мне од­наж­ды о ме­то­дах сче­та не­пра­вед­ных при­бы­лей?» «Как Вы мо­же­те ду­мать об этом в та­ком со­сто­я­нии?» — изум­лен­но вос­клик­нул тот. «Эх ты! – ска­зал уче­ный еле слыш­но. – Я ду­маю, что по­ки­нуть этот мир, зная от­вет на этот во­прос, луч­ше, чем уй­ти из не­го не­веж­дой…»

По ма­те­ри­а­лам: Бул­га­ков П.Г. Жизнь и тру­ды Бе­ру­ни. Таш­кент, «Фан», 1972.

Источник

Абу Райхон Беруний

Абу Райхон Беруний

Что изобрел аль бируни. Смотреть фото Что изобрел аль бируни. Смотреть картинку Что изобрел аль бируни. Картинка про Что изобрел аль бируни. Фото Что изобрел аль бируниЧто изобрел аль бируни. Смотреть фото Что изобрел аль бируни. Смотреть картинку Что изобрел аль бируни. Картинка про Что изобрел аль бируни. Фото Что изобрел аль бируни

Выдающийся учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др.

4.10.973 – 9.12.1048

Когда знакомишься с биографиями ученых средневекового Востока, не устаешь удивляться широте их познаний и тому, как много они успели в своей жизни. Кажется, что само время тогда текло по-другому.

Одним из таких ученых, сохранивших в себе энергию молодости и интерес к жизни до конца своих дней, был аль-Бируни. Полное имя этого ученого — Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни (973 — 1048 г.г.). Он родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма. Теперь место его рождения носит имя ученого и является городом Бируни в современном Узбекистане.

Бируни называют ученым-энциклопедистом, тем самым подчеркивая обширность его познаний и открытий, которые сделал этот человек в самых разных областях науки: в математике и астрономии, химии и физике, геологии и минералогии, географии и картографии, истории и этнографии, философии и языкознании. Научное наследие аль- Бируни составляет примерно 150 трудов. Его исследования охватывают и практические измерения координат городов, и разработку методов решения отвлеченных геометрических задач.

Биография

Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гурганджаль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997—1009) и Мамуна II. С1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Научные работы

В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.

В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.

Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

Главное сочинение Бируни по астрономии — «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например, предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца спредварением равноденствий Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. Он рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца; он утверждал одинаковую огненную природу Солнца и звёзд, в отличие от тёмных тел — планет, подвижность звёзд и огромные их размеры по сравнению с Землёй, идею тяготения. Бируни проводил наблюдения на построенном ан-Насави в Рее стенном квадрантерадиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2′. Он установил угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.

Большое внимание Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов обастролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.

Как исследователь, Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.

Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Созданная Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду.

Ученый рос в Кяте, в то время переживавшем пору расцвета. Через Кят проходили торговые пути на север и на юг, и по этой причине в нем почти всегда бывали люди из разных стран, которые приносили с собой новые знания о мире. Любознательный от природы, Бируни впитывал новые сведения. В старости в своей «Фармакогнозии в медицине» он писал: «По своей натуре я смолоду был наделен чрезмерной жадностью к приобретению знания соответственно (своему) возрасту и обстоятельствам. В качестве свидетельства этому достаточно (следующего): в нашей земле поселился (тогда) один грек, и я приносил (ему) зерна, семена, плоды и растения и прочее, расспрашивал, как они называются на его языке, и записывал их» [Бируни Абу Рейхан. Избранные произведения. Ташкент, 1974, т. 4, кн. 1, с. 139.]. Сама жизнь стала университетом для Бируни.

Познавая мир с ранней юности, он уже молодым человеком был тесно связан с научными кругами древнего Хорезма. Так, его учителем был знаменитый астроном и математик Абу Наср Мансур. Вместе со своим учителем в возрасте 17 лет он участвовал в вычислениях географической широты города Кята. Вскоре за первой научной работой последовали следующие. К 22-м годам он уже был автором нескольких трудов, одна из которых, «Картография», была посвящена составлению карт и методам развертки объема на плоскости.

В 27 лет Бируни издал сочинение «Хронология древних народов», где он собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Основываясь на изучении летоисчисления разных народов, ученый предложил общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих.

Относительно спокойная жизнь, которую вел до сих пор Бируни, была нарушена политическими событиями. Период конца 10 — начала 11 веков для Хорезма был временем войн и переворотов. Более сильное государство династии Газнавидов со столицей в Газни (современный Афганистан) стремилось захватить земли Хорезма. Происходящие изменения существенно повлияли на жизнь Бируни.

В 1017 г. властитель Хорасана и Афганистана Махмуд завоевал Хорезм, и Бируни вместе с другими пленными был отправлен в Газни, где прожил 13 лет. Несмотря на тяжелые условия, Бируни продолжал научную работу. Ученый стал настоящим украшением двора Махмуда Газни, оставаясь при этом узником. В период плена он написал ряд трудов по географии, астрономии и геологии и по другим наукам. Так, Бируни установил, что свет распространяется быстрее звука.

В области гидрогеологии он первый предложил правильное объяснение образования природных ключей и артезианских колодцев. Вероятно, в эти годы он проводил измерения плотностей металлов и драгоценных камней. Им был изобретен для этих измерений особый конический прибор — сосуд, наполненный водой. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. С точки зрения современной науки результаты Бируни оказываются весьма точными. Между прочим, этот метод измерения, известный как «объемный» по сей день успешно применяется в полевых (экспедиционных) исследованиях в почвоведении, инженерной геологии, грунтоведении и других разделах геолого-почвенных наук.

К сожалению, они стали известны в Европе очень поздно. В середине 19 века была найдена рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из труда Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Исследование плотности веществ было сопряжено с изучением свойств воды. Бируни указывал, что на ее свойства влияют времена года и состояние воздуха и что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.

В период вынужденного пребывания в Газни Бируни пришлось участвовать в походе Махмуда в Индию. Дух ученого и открытость новому знанию не раз помогали Бируни осваиваться в новых условиях. В Индии ученый изучает местную культуру, обычаи, язык, религию и науку.
Плодом наблюдений и исследований Бируни в тот период стал труд «Индия», освещавший многие аспекты жизни этой страны. Здесь содержится описание кастовой системы индийского общества, география страны, изложение основ индийской философии, календарь и индийская астрономия и математика.
Такое всестороннее исследование стало возможным благодаря еще одному таланту этого человека — его интересу и способности к языкам.

Кроме арабского, греческого, сирийского, берберского и персидского языков, которые были ему уже знакомы, Бируни, будучи в Индии, изучил и санскрит — древнеиндийский язык, что позволило ему читать индийские книги в оригинале и получать знания из первых рук.

К моменту окончания «Индии» положение Бируни изменилось. На престол взошел сын Махмуда Масуд. Он благосклонно относился к Бируни и покровительствовал ему. Ученый посвятил Масуду большое сочинение по астрономии и сферической тригонометрии, известное под названием «Канон Масуда», в котором дается описание картины мира. Здесь Бируни предстает как великий астроном, опередивший свое время. Так, ученый утверждал огненную природу Солнца и звезд, и отличал их от темных тел — планет. Он говорил об огромных размерах звезд по сравнению с Землей, выдвигал идею тяготения.

Бируни сделал ряд замечаний о движении Земли вокруг своей оси. Объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца.
Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант).

Результаты и достижения Бируни в области астрономии оставались непревзойденными в течение нескольких веков:
ученый построил самый крупный стенной квадрант — угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2′; он разработал новый метод определения радиуса Земли — по степени понижения горизонта при наблюдении с горы.

Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.

Какие бы политические и социальные изменения ни происходили вокруг, в каком бы положении ни оказывался Бируни, он оставался исследователем, ученым до конца своих дней. Всегда он сохранял свежий взгляд на природу и был открыт новому знанию. В какой бы стране он ни жил и ни трудился, всюду он устанавливал живую связь с людьми, наблюдал их нравы и обычаи, не проявляя неприязни или нетерпимости к людям другой религии.

Несмотря на то, что до наших дней дошло не больше одной пятой работ Бируни, и по ним мы можем составить представление об этом великом ученом. Мы видим человека — создателя оригинальных теорий, вдумчивого наблюдателя, блестящего экспериментатора и лингвиста.

Бируни изучал мир, природу, вечное, не предаваясь суетному и временному, и время работало на него.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *