Что изобразил фет в своем стихотворении зреет рожь
Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета
Всего получено оценок: 27.
Всего получено оценок: 27.
Стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” выполнено в характерной для Фета манере. Как приверженец “чистого искусства” он не мог не запечатлеть прекрасную картину природы. Краткий анализ “Зреет рожь над жаркой нивой” по плану поможет ученикам 10 класса лучше понять суть этого произведения и наследия Фета в целом. Его можно использовать в качестве подготовительного материала для урока литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зреет рожь над жаркой нивой.
История создания – точная дата написания неизвестна, приблизительно это произведение датируется концом 1850-х. Напечатано впервые в журнале “Русский вестник” в 1860 году.
Тема – разгар лета, который поэт описывает как отрадную для глаз пору.
Композиция – одночастная, одним мазком Фет рисует всю картину, описывая её с разных сторон.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”.
Олицетворения – “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлён”, “на миг смежает небо огнедышащее око”.
История создания
Неизвестно, в каком году точно было написано это произведение. Исследователи датируют его концом 1850-х, а напечатано оно было в 1860 году, тогда ценители поэзии Фета могли прочитать это произведение в журнале “Русский вестник”.
Фет был апологетом идеи “чистого искусства”, он считал, что поэзия должна быть отделена от политики и других проблем внешнего мира. Чаще всего он обращался именно к теме природы, описывая не столько картину, которую читатель должен был увидеть, сколько эмоцию, которую нужно было почувствовать. Так и стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” – это суть словесное выражение счастья и красоты.
Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передаёт состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.
Композиция
Композиция стихотворения одночастная, на протяжении всех трех строф Фет описывает одну и ту же картину и связанное с ней эмоциональное состояние лирического героя.
Так, в первой строфе перед читателем предстает прекрасная картина поля с уже созревшей рожью, которая колышется на ветру.
Вторая строфа – это указание на время, когда происходит действие – тот период дня, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не ушло окончательно.
И третья строфа показывает солнце, которое заходит за край поля, знаменуя окончание дня. Переход от дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.
Фет прямо не указывает на присутствие человека, но идея и ощущения принадлежат ему. В этом проявляется психологизм творчества поэта, выделяющий его произведения среди русского литературного наследия 19 века.
Трехстопный хорей с перекрестной рифмой делает стихотворение очень простым в плане ритмической организации, при этом помогая поэту выразить восхищение красотой предзакатного летнего вечера. Простая ритмика помогает проще воспринять произведение и ощутить все вложенные в него эмоции.
Это классическое лирическое стихотворение, поскольку в нём яркое эмоциональное начало, отражены мысли и чувства лирического героя.
Средства выразительности
В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу.
Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.
Стихотворение и анализ «Зреет рожь над жаркой нивой…»
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Краткое содержание
Расцвет творчества Афанасия Афанасьевича Фета приходится на конец пятидесятых годов 19 века. В это время началась массовая публикация его произведений, и данное стихотворение было написано им в этот же период времени.
«Рожь». Художник И. Шишкин
В начале сюжета автор описывает природу. Золотое покрывало ржаных колосьев укрыло поле, оно такое огромное, что кажется бескрайним, и эпитет «безбрежной жатвой» только подчеркивает это. Мягкое дуновение ветерка тревожит колоски, день заканчивается, на небе появляется робкий месяц. Закат в представленной Фетом картине не какой-то абстрактный, он – часть истинно русского пейзажа. Рожь здесь также служит олицетворением русской земли, ведь она веками являлась кормилицей для простого русского народа.
Небо в описании, словно живое существо, которое смежает «огнедышащее око». Это напоминает фантастический сюжет: ослепительное солнце и золотые колосья ржи сливаются и образуют нечто сверхъестественное, извергающее огонь. Вся картина окрашивается в красно-желтые цвета, и только ночью огнедышащее существо смыкает свои веки.
Анализ
История создания
Точной даты написания этого стихотворения не существует, впрочем, это не так уж и важно, поскольку стихотворение посвящено не какому-либо событию, а описанию природы. Известно лишь, что оно было написано в конце пятидесятых годов, а вышло в свет в 1860 году в журнале «Русский вестник». Фет принадлежал к числу приверженцев «чистой поэзии», поэтому в его произведениях нет политической подоплеки и обсуждения общественной жизни. Его лирика наполнена красотой русских пейзажей и собственными внутренними переживаниями.
Персонажи и образы
Центральным образом стихотворения выступает сама природа. В первую очередь, это ржаное поле, на которое вот-вот опустится ночь. Образ лирического героя представляется размытым и едва ощутимым. Поэт ни в одной строчке не намекает на присутствие человека, но понятно, что ощущения принадлежат именно ему. Любуясь природой, он стремится слиться с ней духовно, скорее, даже раствориться в ней, чтобы лучше познать ее душу. Золотистое поле услаждает его взор, и это наслаждение передается читателю.
Композиция
Как и другие произведения Фета пейзажно-философского жанра, это стихотворение имеет описательный характер. Композиция его трехчастная, не делимая на смысловые части. Во всех трех четверостишиях задан определенный ритм, благодаря которому идет динамичная смена сюжета.
Первая строфа знакомит читателя с волнующей картиной безбрежного поля, колосья которого, отягощенные спелыми зернами, едва колышутся на ветру. Во второй строфе становится понятно, что наступает вечер. Месяц уже просматривается на небе, но все еще светло, и он, словно удивляется этому обстоятельству. Наконец, третья строфа знаменует собой окончательное завершение дня. Этот переходный момент от светлого дня к темной ночи, словно сказочная картина, оказывает глубокое впечатление на лирического героя.
По принадлежности к литературному направлению стихотворение является реалистическим произведением с некоторым налетом романтизма. По роду литературы – это лирика, по жанру – пейзажное лирическое стихотворение.
Размер и средства художественной выразительности
При создании данного произведения Фет использовал трехстопный хорей и перекрестную рифму с мужским и женским чередованием формы, что придает напевность всему тексту.
Средства художественной выразительности помогают автору еще ярче выразить восхищение предзакатной картиной летнего вечера. Выразительны в этом отношении следующие эпитеты: «жаркая нива», «прихотливый ветер», «золотые переливы», «безбрежная жатва», «огнедышащее око»; этому же служат и олицетворения: «гонит ветер прихотливый», «робко месяц смотрит», «месяц изумлен», «на миг смежает небо огнедышащее око». Эти олицетворения говорят о том, что природа живет по своим законам, неподвластным человеку. Он может любоваться ею, боготворить ее и воспевать, но до конца постичь ее он, все же, не в силах.
Интересно, что в данной пейзажной зарисовке присутствует немалое количество глаголов, которые создают эффект движения. Такие глаголы, как: «зреет», «гонит», «смотрит», «минул», «раскинул», «смежает» придают картинке динамику, наполняют ее жизнью, дыханием и чувствами.
Проблематика и основная идея произведения
Главная задача автора – изобразить свои эмоции так, чтобы у читателя создался эффект присутствия, причастности ко всему происходящему. Мастерство поэта заключается в том, что это стихотворение вызывает у читателя глубокий отклик. Фет радуется тому, что щедрая природа наградила людей таким богатым урожаем и, хотя он не сообщает об этом прямо, это ощущается буквально в каждой строке его произведения. Стихотворение призывает видеть красоту в любых, даже самых коротких мгновениях, многие из которых люди просто не замечают и равнодушно проходят мимо.
Афанасий Афанасьевич Фет стр. 64 — 65
Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…» А. Фет стр. 64
1. От чьего имени написано стихотворение?
События в произведении описаны от имени мальчика.
Возможно, это Афанасий Афанасьевич в детстве.
2. Найди созвучие в словах (рифму), обрати внимание на расположение этих слов.
В этом стихотворении рифмуется 1-я строчка со 2-й, 4-я с 5-й, 3-я с 6-й, 7-я с 8-й, 10-я с 11-й, 9-я с 12-й, 13-я с 14-й, 16-я с 17-й, 15-я с 18-й.
Благодаря такой рифме, стихотворение читается очень интересно, в необычном темпе.
3. Обсудите с другом, как лучше озаглавить это стихотворение.
«Наступила зима», «Зимняя радость», «За окошком», «Первый снег».
Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…» А. Фет стр. 65
1. Что изобразил Фет в своём стихотворении?
Поэт описал период начала осени.
Как раз в это время можно наблюдать дозревание ржи и прекрасные золотые переливы полей.
А также поэт очень интересно рассказал об изумлении месяца и поведении осеннего дня.
Из-за этого возникает ощущение, что они живые.
2. Как помогают представить картину, изображённую поэтом, слова жаркая, прихотливый, золотые, безбрежная, огнедышащее? Почему Фет выбирает именно эти слова?
Они дают представление душного, по-летнему жаркого дня.
Хотя это уже начало осени.
Читая такие слова, представляешь, как тяжело находиться под раскалённым солнцем.
При этом приятно наблюдать за золотыми хлебами, что дозревают на поле.
Поэт хорошо передаёт характер ранней осенней поры, раскрывает своё восхищение ею.
В его словах воплощена вся та красота, которую можно наблюдать на поле в период ранней золотой поры.
3. Прочитай стихотворение выразительно. Какую интонацию ты выберешь? Почему?
Читать данное произведение нужно с неким восторгом от красоты золотых полей, осеннего дня.
В голосе должна присутствовать нежность, восхищение и любовь к природе.
А также можно задействовать поднесённую интонацию, что передаёт величество описанной поры.
Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» (А.А. Фет)
Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» (А.А. Фет) стоит провести для того, чтобы окончательно опровергнуть мнение читателей и многих литературоведов о том, что его автор является второстепенным поэтом 19 века. И хотя оно не выбивается из поэтических традиций Фета, все-таки именно это стихотворение способно будоражить эмоции человека, как ни одно другое произведение писателя.
У стихотворения нет даты рождения, а есть только предположения о том, что оно написано в 1850-х годах. Но пожалуй, это как раз тот самый случай, когда точная дата не имеет большого значения для анализа произведения. Ведь оно о природе, а больше всего Фет любил писать о ней, о любви и о человеке. Только в ней поэт находил истинную душевную гармонию, покой и искреннюю радость. Но для автора было важно не столько описание самой природы, сколько необходимость донести до нас свое настроение, эмоции от созерцания пейзажей. Потому стихи Фета невозможно читать вполголоса, они всегда волнуют сердце, затрагивают самые сокровенные чувства читателя. И тем сильнее эти эмоции, чем лучше мы знаем его биографию, ведь удивительно то, как человек, переживший в жизни страшную драму, до самой смерти продолжал писать светлые и чистые стихи. А ведь читаешь стихотворение, и кажется, что человек прожил абсолютно беззаботную и счастливую жизнь.
Говоря о теме природы в творчестве А.А. Фета, стоит помнить о том, что она всегда неразрывно связана с состоянием человека. А именно этой теме посвящено стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой». А умение наслаждаться и видеть прекрасное в простых вещах – вот идея, которую в трех строфах передает читателям Фет.
«Зреет рожь над жаркой нивой» нельзя разделить на смысловые части, оно носит описательный характер, как и вся пейзажно-философская лирика поэта. Сложно определить в стихотворении и лирического героя. Кажется, что он находится как будто за кадром, созерцая происходящее.
Несмотря на то что стихотворение в целом представляет собой пейзажную зарисовку, у нас при чтении его строк возникает ощущение движения. Этому способствует наличие многочисленных глаголов: «зреет», «гонит», «смотрит», «минул», «раскинул», «смежает». Благодаря этому, природа не статична, она живет, дышит и, кажется, даже чувствует.
Фет выбрал определенное время года для создания своей вербальной картины. Это время, когда рожь в полях почти созрела, налилась силой и готова к жатве. Уже по первой строчке можно предположить, что погода стоит жаркая, что даже поле пышет жаром:
Следующие строки строфы наполняют ее смысл движением с помощью образа ветра, благодаря которому оживает и поле, переливаясь золотом поспевающего злака:
С помощью же ветра пространство теряет границы. Наверное, не случайно именно его образ выбрал автор, чтобы показать бесконечность русских просторов.
«И от нивы и до нивы…» — всего в нескольких словах бескрайнее русское поле, в которое под действием ветра сливаются маленькие и большие нивы. Между тем, сам ветер здесь наделен эпитетом «прихотливый», с помощью которого он оживает под пером автора, становясь обладателем черт характера человека. Ветер капризный, взбалмошный, готовый превратить в хаос поля с рожью, но в природе находится место и для него. И поэтому вместо беспорядка, бегут по полям «золотые переливы», как волны по морю.
Золото полей говорит читателю о том, что ярко светит солнце и, возможно, автор рисует картину жаркого полудня, но вот во второй строфе появляется образ месяца, удивленного и робкого:
Изумлен, что день не минул…
Всю вторую строфу можно считать олицетворением, в котором есть три лирических героя: месяц, день и ночь. Так мы узнаем, что речь в стихотворении идет о моменте, когда день вот-вот сменит ночь – любимом времени суток Фета.
Но самой удивительной, с точки зрения художественного и философского наполнения, является последняя строфа. В ней пейзаж и эмоции, вызванные им, перерастают в размышления о сиюминутности бытия. Так, поэт стирает границы нивы эпитетом «безбрежной», характерным больше для океана, и в этом читается сравнение со стихией воды, такой разной и величественной. И в этом безграничном космосе время теряет свою ценность, ведь ночь, которая длится «от заката» до «востока» – это всего лишь миг.
Так и наша жизнь коротка и похожа на мгновение. И как день сменяет ночь, лето – осень, год идет за годом, так и одну жизнь на земле обязательно сменит другая. Во всем в мире есть цикличность. Но наверное, в этом и заключается строгий порядок природы во всем, в этом и состоит гармония и суть жизни. Природа сама дает ответы на все вопросы человека, нужно только научиться понимать и чувствовать ее.
В стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой» Фет создает неповторимые молчаливые образы дня и ночи, месяца и ветра с помощью многочисленных средств художественной выразительности. Так, наравне с разнообразием глаголов, встречаются в тексте и прилагательные, и не просто прилагательные, а эпитеты: «жаркой нивой», «над безбрежной жатвой», «огнедышащее». Эпитеты усиливают образность стихотворения, украшают его, помогая читателю лучше воссоздавать картины природы.
Много в стихотворении олицетворений, с помощью которых природа становится целым театром для своих актеров, оживает: «гонит ветер», «месяц смотрит… изумлен», «день не минул… объятия раскинул», «око неба».
Метафоры «золотые переливы», «огнедышащее око» вносят момент волшебства в стихотворение, и еще сильнее воздействуют на эмоции читателя.
Несмотря на такие сложные и многогранные образы произведения, оно не кажется нам непонятным и громоздким. Четырехстопный хорей делает стихотворение легким для чтения, добавляет воздуха в его строки.
Лирика Фета не для суетливого прочтения. Его стихи стоит читать в тишине, осмысленно, не спеша. Только так возможно понять, о чем они. Но уж никогда после этого не сможет сказать читатель, что Фет второстепенный поэт. И пожалуй, немногие русские писатели умели так радостно, так спокойно говорить о бытие как о мгновении. Но Фет спокойно принимает жизнь такой, какой ее нам преподносит мироздание и нас учит тому же самому.
«Зреет рожь над жаркой нивой», как и многие другие стихи Фета, селит в душе читателя семя умиротворения и истинного счастья. Поэтому так важно научиться понимать его поэзию, особенно в наш суетливый век скоростного движения по жизни.
«Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зреет рожь над жаркой нивой.
История создания – точная дата написания неизвестна, приблизительно это произведение датируется концом 1850-х. Напечатано впервые в журнале “Русский вестник” в 1860 году.
Тема – разгар лета, который поэт описывает как отрадную для глаз пору.
Композиция – одночастная, одним мазком Фет рисует всю картину, описывая ее с разных сторон.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”.
Олицетворения – “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око”.
История создания
Неизвестно, в каком году точно было написано это произведение. Исследователи датируют его концом 1850-х, а напечатано оно было в 1860 году, тогда ценители поэзии Фета могли прочитать это произведение в журнале “русский вестник”.
Фет был апологетом идеи “чистого искусства”, он считал, что поэзия должна быть отделена от политики и других проблем внешнего мира. Чаще всего он обращался именно к теме природы, описывая не столько картину, которую читатель должен был увидеть, сколько эмоцию, которую нужно было почувствовать. Так и стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” – это суть словесное выражение счастья и красоты.
LiveInternetLiveInternet
Афанасий Афанасьевич Фет
Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул, Но широко в область ночи День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око.
Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей «натуральной школы» и «чистого искусства». Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники «натуральной школы» считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы «чистого искусства» старались в творчестве максимально отстраниться от проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам любви и природы, философским размышлениям. Апологетом «чистого искусства» был и Фет. Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика — это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия. Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасьевича фиксировались переходные моменты и состояния природы. Таково и произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…», датированное концом 1850-х годов и впервые опубликованное в журнале «Русский вестник» в 1860-ом.
Перед читателями предстает закат. День практически подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. Это пограничное время точно и кратко описано Фетом в трех последних строках стихотворения:
…Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око.
Афанасий Афанасьевич рисует картину не какого-то абстрактного заката. Его пейзаж — истинно русский. Не зря в нем присутствует рожь — растение-кормилец для простого деревенского люда. Бескрайняя равнина — еще один неотъемлемый признак пейзажа средней полосы России. Поэтому жатва хлеба у Фета охарактеризована прилагательным «безбрежный». Перед глазами читателей явственно возникает картина родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки.
В стихотворении присутствует одна-единственная цветовая характеристика — переливы поэт назвал золотыми. При помощи этого прилагательного Афанасию Афанасьевичу удается передать настроение рисуемой им картины, создать атмосферу жаркого летнего дня на его исходе. От слова «золотой» в произведении «Зреет рожь над жаркой нивой…» веет теплом, нежностью и даже запахом свежеиспеченного хлеба. Удивительно, как Фет посредством точно подмеченной детали вдыхает жизнь в изображенный пейзаж.
Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передает состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.
Композиция
Композиция стиха одночастная, на протяжении всех трех строф Фет описывает одну и ту же картину и связанное с ней эмоциональное состояние лирического героя.
Так, в первой строфе перед читателем предстает прекрасная картина поля с уже созревшей рожью, которая колышется на ветру.
Вторая строфа – это указание на время, когда происходит действие – тот период дня, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не ушло окончательно.
И третья строфа показывает солнце, которое заходит за край поля, знаменуя окончание дня. Переход от дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.
Фет прямо не указывает на присутствие человека, но идея и ощущения принадлежат ему. В этом проявляется психологизм творчества поэта, выделяющий его произведения среди русского литературного наследия 19 века.
«Зреет рожь над жаркой нивой…» анализ стихотворения Фета
Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы.
Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: «Весна», «Лето»,
«Осень», «Снега» и других.
Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем.
Сходство усиливается за счет метафоры «золотые переливы», которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого
Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, «широко в область ночи день объятия раскинул». Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу.
Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца — то, что он «робко смотрит в очи» и «изумлен, что день не минул». Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.
Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую — они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где «над безбрежной жатвой хлеба» небо «смежает огнедышащее око», ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.
При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета «Зреет рожь под жаркой нивой», скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам.
Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.
Средства выразительности
В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу:
Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.
Природа в стихах А. А. Фета: анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой»
Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой»
Трепет и музыка летней природы в лирике А.Фета
Судьба русского поэта Афанасия Фета складывалась весьма нелегко. Изучая его биографию, узнавая ближе его характер, трудно предположить, что из-под пера этого художника слова вышли такие умиротворенные, дышащие спокойствием строки. В середине XIX века среди творческой интеллигенции шли дискуссии, насколько живопись и литература должны отражать актуальные социальные проблемы общества. Мнения разделились: были люди, которые писали «на злобу дня», и те, кто фокусировались на вечных ценностях. К последней группе принадлежал и Фет, всю свою жизнь рьяно отстаивавший право на существование «чистого искусства», далекого от приземленных насущных дрязг. В этом смысле Фета можно назвать предшественником символистов Брюсова и Бальмонта.
Настоящим гимном русской природе стало стихотворение лирика «Зреет рожь над жаркой нивой». В нем раскрывается настоящий талант стихотворца. Описать сочными красками лето в России нелегко. Многие иностранцы признают, что лето в северных широтах блеклое, скудное на насыщенные оттенки, «холмы-перелески» да березки-осинки мало кого трогают. В то время многие русские художники постоянно жили в Италии, откуда присылали на выставки свои работы — живописующие красоты Неаполитанского залива или усаженные кипарисами и олеандрами холмы Тосканы. В противовес им Фет раскрывает красоту русского лета масштабной, поистине эпической картиной родных просторов.
Слова «И от нивы и до нивы», «Над безбрежной жатвой хлеба» порождают перед внутренним взором читателя образ бескрайней русской равнины — поля, полного созревшей пшеницы. Фет в этом стихотворении умышленно только единожды дает посыл на цвет («Золотые переливы»). Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото. Блеск колосьев, подсвеченных ярким долгим северным закатом, полная луна, «огнедышащее око» солнца — все это сливается в одной гамме, как цвет райских небес на иконах. Однако, в отличие от икон византийского канона, природа у Фета не статична.
Динамизм картине придает сам переходной период запечатленного мига — закат. Солнце и луна, день и ночь встречаются, и у зрителя невольно создается впечатление, что сейчас, через мгновение, должно произойти что-то очень важное. Чувство тревоги и ожидания передают строки «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…». Это ощущение усиливает ветер, и мы как будто наяву видим волны, которые он вздымает в поле золотых колосьев. Одухотворенность природы поэт подчеркивает в самом конце произведения очень удачным тео-антропоморфичным образом: небо (Бог) лишь на миг смежает веки над дивной картиной своего творения.