Что изображено на вершине триумфальной арки
1.в каком районе Москвы стоит Триумфальная арка? 2.Кто её авторы? 3.В честь какого события она была сооружена?
1.в каком районе Москвы стоит Триумфальная арка?
на площади Победы, у Поклонной горы
2.Кто её авторы?
архитектор О. И. Бове’, скульпторы И. П. Витали’
и Иван Тимофеев.
4.Где планировал разместить своё произведение автор и почему?
5.где первоначально была установлена арка?
Первоначально арка была установлена на площади
Тверской заставы на месте деревянной арки,
сооружённой в 1814 году.
3.В честь какого события она была сооружена?
В честь победы русского народа в Отечественной
войне 1812 года.
6.Что изображено на её вершине?
Арка увенчана шестеркой коней и колесницей с крылатой
богиней Победы.
В ее правой руке – лавровый венок в честь победителей.
7.чем ещё украшен памятник?
12 чугунных двенадцатиметровых колонн.
На одном только карнизе арки было размещено
более тысячи самостоятельных деталей!
Между колоннами предусмотрены ниши – в них на
высоких постаментах разместили литые фигуры
воинов, облаченных в древнерусские доспехи.
По периметру карниза расположились гербы
административных районов страны, жители которых
принимали участие в борьбе с завоевателями.
Там же помещались медальоны с инициалами Николая I.
Сверху – сидящие статуи богинь Победы со скипетрами
и венками в руках.
У их ног собраны военные трофеи.
Надпись со стороны города гласила:
Благословенной памяти
Александра I,воздвигшаго из пепла и украсившаго
многими памятниками отеческаго попечения
первопрестольный град сей
во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков,
лета 1812 огню преданный.
С противоположной стороны была размещена та же
надпись на латинском языке.
Триумфальная арка
У этого монумента, уникального произведения русской архитектуры и скульптуры, дважды рожденного, — большая и интересная история.
После победоносного окончания заграничных походов 1813–1814 годов для торжественной встречи русских воинов, возвращавшихся из Парижа в Москву, на Тверской заставе, на месте нынешней площади Белорусского вокзала, в середине 1814 года была сооружена временная деревянная Триумфальная арка. Она простояла до 1826 года, когда ее, обветшавшую от времени, решили заменить на каменную.
Составить проект новой арки поручили известному московскому архитектору О. И. Бове, бывшему ополченцу Отечественной войны, корнету Иркутского гусарского полка.
Осип Иванович Бове родился в 1784 году в Петербурге, в семье живописца Винченцо Джованни Бова, работавшего в Эрмитаже. Осип был старшим сыном, два младших брата — Михаил и Александр — впоследствии тоже стали архитекторами и его ближайшими помощниками. Ещё в детстве Осип переезжает с семьей в Москву, где начались годы учения, а затем и практической деятельности будущего мастера.
В 1802 году Бове поступает в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения, которую возглавлял в те годы И. В. Еготов. В числе своих первых учителей Бове называет архитектора Франца Компорези, от которого он получил «первоначальные познания в архитектурном художестве», и великих русских зодчих Казакова и Росси, у которых он находился «помощником в практических по сему художеству занятиях».
Бове успешно занимался в архитектурной школе, постепенно повышаясь в чинах; от канцеляриста и коллежского регистратора в 1803 году до губернского секретаря в 1806 году и коллежского секретаря в 1809 году. В 1809–1812 годах Бове уже значится в числе архитекторских помощников в Экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля, ремонту зданий, благоустройству города.
Для восстановления сожженной и разрушенной древней столицы была организована специальная Комиссия для строения Москвы. Город поделили на четыре участка, каждый из которых возглавлял архитектор с помощниками.
В сентябре 1813 года на должность архитектора четвертого участка вступает Бове. С этого времени все творчество Осипа Ивановича связано с деятельностью Комиссии. В ведении Бове находились наиболее значительные, центральные районы города. Архитектор со своими помощниками составляет проекты для строительства жилых домов, участвует в их закладке и следит за их «производством в точности по прожектированным линиям, также выдаваемым планам и фасадам». Он проектирует торговые лавки в различных частях города.
В феврале 1816 года совет Академии художеств в Петербурге за представленные проекты и «произведенные им практические многие строения» присуждает Бове звание архитектора.
Самые значительные работы Бове были связаны с реконструкцией центра Москвы, которая осуществлялась по плану Комиссии для строения. Участие Бове в создании ансамбля центра Москвы — одна из самых ярких страниц в творческой биографии мастера.
Первые работы Бове были связаны с реконструкцией Красной площади, одной из самых древних площадей города, центра его торговой и общественной жизни. Бове составляет проект восстановления Никольской башни, сильно разрушенной во время взрыва Арсенала, восстанавливает старинные постройки с северной стороны площади — Присутственные места, Воскресенские ворота, здания городской думы и магистрата, которые вертикалями своих башен гармонировали с архитектурой Кремля.
Строительство Большого театра (1824) было одной из самых значительных работ Бове, принесших ему известность и славу. Как и многие другие крупные сооружения того времени, оно явилось результатом ряда конкурсов и коллективного труда зодчих.
Триумфальная арка на Тверской заставе
Тема патриотизма, прославления родины красной нитью проходит через все творчество Бове. Наиболее яркое выражение эта тема получила в Триумфальных воротах у Тверской заставы, построенных Бове в честь победы над Наполеоном. Над проектом ворот Бове работал в 1826–1828 годах. Бове создал яркий, выразительный образ, олицетворяющий военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов — победителей Наполеона.
Закладка Триумфальной арки состоялась 17 сентября 1829 года, а через пять лет, 20 сентября 1834 года, — их торжественное открытие. Однако до столь волнующего момента Бове не дожил трех месяцев.
Арка была сложена из кирпича и облицована белым камнем, так называемым «татаровским», по имени подмосковного села Татарово, где в то время добывался белоснежный камень. Скульптурный декор был отлит из чугуна на Мышегском заводе в Алексине Тульской области.
После открытия Триумфальные ворота стали одной из достопримечательностей Москвы. Они стояли у Тверской заставы, оформляя въезд в город со стороны Петербурга и давая начало парадной магистрали Москвы — Тверской улице. По сторонам арки Бове разместил два здания кордегардии. Они были украшены дорическими портиками, перекрыты плоскими куполами и объединены с воротами невысокой ажурной металлической решеткой, поставленной полукругом. Этим образовывалась небольшая овальная площадь.
Триумфальные ворота, сооруженные из белого камня и украшенные скульптурным декором из черного чугуна, невольно восхищали каждого, кто впервые их видел. Зрители не могли не отдать должное монументальной масштабности, совершенству форм, примеру блестящего воплощения синтеза двух искусств — архитектуры и скульптуры.
Триумфальные ворота стали в Москве единственным памятником подобного типа. По проекту Бове они представляют собой однопролетную 28-метровую белокаменную арку с гранитным цоколем. Шесть пар чугунных колонн коринфского ордера, расположившихся с трех сторон арочных опор-пилонов, поддерживают массивный антаблемент, опоясанный декоративным скульптурным фризом.
Пролет триумфальной арки украшен трубящими в фанфары летящими Славами, композиционно связанными замковым камнем со скульптурной фигурой воина-строителя. Богато декорирован и сам кесонированный арочный свод. Его крайних два ряда, а их всего пять, состоят из девяти (четырех больших и пяти малых) рельефных чугунных досок с изображением воинских доспехов. А три центральных ряда насчитывают тридцать девять квадратных рельефов из растительного орнамента.
Между каждой парой колонн стоят на каменных постаментах чугунные фигуры древнерусских воинов в островерхих шлемах и легких доспехах, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Одной рукой они опираются на овальные щиты, в другой — держат длинные копья. Над ними, в нишах, скульптурные рельефы, повествующие в аллегорических мотивах о событиях Отечественной войны 1812 года, о «Побиении двенадесяти языков» или «Изгнании галлов из Москвы» и об «Освобождении Москвы». Их всего шесть, по одному рельефу, трижды повторяющемуся на фасадах правого и левого пилонов.
Эти рельефы созданы по рисункам Бове талантливыми русскими скульпторами Иваном Тимофеевичем Тимофеевым и Иваном Петровичем Витали.
Один из двух горельефов представлял в аллегорических формах сцену изгнания французов из Москвы: на фоне Кремлевской стены русский воин-богатырь с двух главым орлом на щите поверг француза-галла на землю, занеся над ним обнаженный меч, другие французы спасаются бегством.
Рельеф «Освобождение Москвы» выполнен Витали, автором многих широко известных скульптурных работ, украшающих московские здания. Он представляет собой аллегорическую сцену, где полулежащая женщина в русском одеянии — Москва — протягивает руку в знак благодарности Александру I, облаченному в одежды воина, увенчанного лавровым венком победителя. Вокруг них — фигуры Геракла и Минервы, а также группы горожан, олицетворяющих русский народ. Эта сцена, как и сцена в «Изгнании галлов», изображена на фоне Кремлевской стены. Витали исполнил и большую часть скульптурного декора Триумфальных ворот, включая колесницу Славы с шестеркой коней.
Венчает арку шестерка грациозных коней, запряженных в колесницу Славы. Крылатая богиня Победы с лавровым венком в правой руке словно приветствует русских воинов, разгромивших полчища Наполеона. Ее торжествующий взгляд обращен в ту сторону, откуда шел непрошеный завоеватель на Москву. Под колесницей Славы, в центре аттика, расположена бронзовая памятная доска. На ней читаем мы четкие слова из кутузовского приказа, обращенного к русским воинам: «…Славный год сей минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель отечества. Россия приветствует вас сим именем. Фельдмаршал М. И. Кутузов».
А с противоположной стороны аттика, обращенного ныне в сторону Поклонной горы, …следующие строки, также отлитые в бронзе: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».
Более ста лет стояли Триумфальные ворота на площади Тверской заставы, став свидетелями многих исторических событий в жизни города: пуска первой московской конки, проехавшей под ее аркой в 1872 году, в 1899-м — первого электрического трамвая, в 1933 году — первого городского троллейбуса. Триумфальные ворота были свидетелями трагического дня 18 мая 1896 года, когда под их аркой проходили вереницы людей, несущих тела погибших на Ходынском поле во время коронации Николая II. Они были свидетелями и первых выступлений московского пролетариата в 1905 году, октябрьских дней семнадцатого года, когда отряды Красной гвардии двигались к центру города, к Тверскому бульвару, где шли в те дни ожесточенные бои.
Шли годы. Москва развивалась и разрасталась. Число ее жителей с каждым годом заметно возрастало. Нагрузка на пассажирский транспорт все увеличивалась. По Генеральному плану развития Москвы 1935 года Триумфальные ворота было решено снести.
Однако тресту «Мосразборстрой» поручили не ломать Триумфальную арку, как это обычно делалось тогда, а аккуратно разобрать на отдельные части, с тем, чтобы можно было позднее снова собрать. Большую уникальную работу по фиксации Триумфальных ворот проделали сотрудники музея архитектуры. Они тщательно их измерили, многократно зарисовали с разных точек, зафиксировали на фотопленку. Руководил этой научно-исследовательской работой архитектор Н. Н. Соболев, впоследствии известный архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РСФСР. Чугунный декор перевезли и разместили на открытом воздухе у Северных ворот и перед папертью Большого Собора.
Триумфальная арка на Кутузовском проспекте
В 1962 году, в связи с празднованием 150-летия Бородинского сражения, было решено восстановить Триумфальные ворота. В 1965 году Мосгорисполком поручил Главному архитектурно-планировочному управлению Москвы разработать проект и составить необходимую для этого документацию.
Было решено воздвигнуть Триумфальные ворота на широком Кутузовском проспекте, который одним своим концом сливается с Новым Арбатом, а другим — с Можайским шоссе.
На Кутузовском проспекте Триумфальные ворота воздвигнуты не случайно. Именно здесь осенью 1812 года французский император с нетерпением ожидал посланцев Москвы с ключами от города. Однако, как известно, в тот день 2 сентября 1812 года он так и не дождался желанных ключей от непокоренных москвичей.
Восстанавливали Триумфальные ворота без двух павильонов кордегардии, так как в новых условиях ворота являлись уже Монументом Славы, Памятником триумфа Победы. Они стали в один ряд с уже имеющимися памятниками и мемориалами Отечественной войны 1812 года— Бородинским полем. Поклонной горой, «Кутузовской избой», панорамой «Бородинское сражение».
6 ноября 1968 года Триумфальная арка пережила свое второе рождение. Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был восстановлен, пожалуй, самый грандиозный московский памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Реставрация Триумфальной арки
В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии.
При выполнении ремонтных работ была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по металлическим элементам. При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота, и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.
Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года.
За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.
Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.
Как добраться
Доехать до Триумфальной арки можно на метро, рядом находится станция метро «Парк Победы» (Арбатско-Покровская линия).
Триумфальные ворота на Кутузовском в Москве: история возникновения и строительства
Триумфальная арка в Москве
Триумфальная арка или Триумфальные ворота в Москве – объект культурного наследия, расположенный на Кутузовском проспекте. Памятник воздвигнут в честь победы русского народа над Наполеоном в 1812 году. Достопримечательность относится к самым известным триумфальным воротам и аркам мира.
История
Триумфальная арка была построена в середине 1814 и первоначально была деревянной. Сооружение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о возведении каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, известный по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году.
Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В памятник была вмонтирована бронзовая доска с надписью о возвеличивании русского народа в его борьбе против французов.
Строительство велось в течение пяти лет и было завершено в 1834 году. А еще через два года при реконструкции площади у Белорусского вокзала московские Триумфальные ворота разобрали, убранство передали в Музей архитектуры. Через тридцать лет сооружение решили восстановить.
Новым адресом Триумфальной арки в Москве стал Кутузовский проспект. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать первоначальный облик арки. Они создали более 150 моделей – точных копий всех декоративных элементов.
По фрагментам единственной оставшейся колонны были отлиты 12 чугунных двенадцатиметровых колонн. Согласно плану реконструкции Кутузовского проспекта арка была торжественно открыта в 6 ноября 1968 года. Сегодня арка находится на площади Победы недалеко от станции метро “Парк Победы”. Рядом также находится Поклонная гора.
Описание
Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве – однопролетная арка, имеющая две арочные опоры-пилоны. Вокруг них расположились двенадцать колонн. Лицевой стороной сооружение обращено ко въезду в Москву.
Между колоннами предусмотрены ниши – в них на высоких постаментах разместили литые фигуры воинов, облаченных в древнерусские доспехи. По периметру карниза расположились гербы административных районов страны, жители которых принимали участие в борьбе с завоевателями.
Там же помещались медальоны с инициалами Николая I. Сверху – сидящие статуи богинь Победы со скипетрами и венками в руках. У их ног собраны военные трофеи.
Арка увенчана шестеркой коней и колесницей с крылатой богиней Победы. В ее правой руке – лавровый венок в честь победителей. На главном фасаде размещена чугунная плита с текстом о победах русского народа.
Скульптуры
Воин на переднем плане держит круглый щит с гербом России. В его правой руке – меч, занесенный над поверженным врагом. Горельеф воплощает всю мощь русского народа, поднявшегося против завоевателя. Очень выразительно исполнена фигура убитого врага с обнаженной грудью.
Благодаря пространственной глубине сооружения движение кажется особенно впечатляющим. Фигуры на переднем и заднем плане различаются по размерам, а ближайшие являются почти самостоятельными скульптурами.
Другой горельеф – «Освобожденная Москва» выглядит более спокойно. Полулежащая женщина опирается на щит с изображением древнего московского герба. На нем виден святой Георгий Победоносец, поражающий дракона. Она олицетворяет Москву. Фигура облачена в сарафан и мантию, на голове небольшая корона. Правая рука тянется к императору Александру I. Вокруг – изображения Минервы, Геракла с палицей на правом плече женщины, старца и юноши. Все они расположились на фоне зубчатой стены Московского кремля.
Реставрация
В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии. При выполнении ремонтных работ была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по металлическим элементам. При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота, и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.
Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года. В ближайших планах сооружение на воротах смотровой площадки.
digitall_angell
.: Хроники ментальных путешествий :.
Ментальная разведка и метаконтакт. Новый взгляд на историю, медицину, «других» и возможности Матрицы
Москва. Триумфальная арка. Невозможное чугунное литье
История этого памятника начинается в 1814 году – на площади Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся домой после победы над Наполеоном.
Николай I пожелал, чтобы в Москве был возведен монументальный памятник, посвященный событиям Отечественной войны. Осуществить этот замысел император поручил архитектору О. Бове. Возведение Триумфальных ворот продолжалось пять лет. 20 сентября 1837 года строительство было завершено.
Триумфальная арка украшена шестью парами чугунных 12-метровых колонн, нишами, в которых располагаются фигуры русских воинов, над ними расположены горельефы, изображающие сцены изгнания французов, освобождения Москвы и пр. Над карнизами возведены статуи Победы, а вершину арки украшает Колесница Славы.
Триумфальные ворота, 1883 год (кликабельно)
Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1848 году. Рисунок Ф. Бенуа
В 1936 году в ходе реконструкции площади Арку разобрали, а в 1966 году было принято решение восстановить её на Кутузовском проспекте, неподалеку от Музея-панорамы «Бородинская битва».
В середине марта 2012 года начались реставрационные работы, арку окружили строительные леса (сняты в середине июля). Сооружение отреставрировано к сентябрю 2012 года в канун празднования 200-летнего юбилея Бородинского сражения. Открытие обновленной арки состоялось 4 сентября.
Все телеканалы 16 марта обсасывали очередную культурную новость о реставрации «Триумфальной арки» в Москве. Репортёры в поиске сенсации взяли интервью у организаторов процесса и специалистов. Вскоре, забыв, что в 19 веке, когда строилась арка, Россия официально считалась «отсталой страной», они выплеснули всё, что накопали, в информационное пространство.
Главным источником сведений является глава столичного департамента культурного наследия Александр Владимирович Кибовский. Остальные специалисты, заключение которых стало предметом этой статьи, в основном остались безымянными. Приведу несколько цитат:
«Все скульптуры были отлиты из чугуна по уникальной технологии, секрет которой в настоящее время утрачен, и покрыты специальным составом, подчеркивавшим декоративно-пластические качества скульптуры». (Московские новости).
Что же секретного может быть в этой технологии, и особенно утраченного? Хочу напомнить, что на дворе 21 век, и космические корабли уже бороздят просторы Солнечной системы. И если Россия в 19 веке действительно была промышленно отсталой, то чему это вдруг сегодня, могут научить нас те «пушечно-сковородочных» дел мастера? Если бы секрет касался особенностей плетения лаптей, которые давно вышли из употребления, тогда понятно – перестали носить и забыли, как делать. Но ведь чугун лили, льют и лить будут. Как смогли утратить технологию? Уже интересно…
«Скульптурные композиции отливали из чугуна, созданного по особой технологии, секрет, которой был утрачен, рассказывает руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский: «Секрет чугуна, сделанного в 19 веке, раскрыть не смогли даже сегодня с учётом всех нынешних высоких технологий. Так и не удалось определить точный состав сплава…» (Вести ФМ).
То есть нас хотят убедить, что, имея образец металла, специалисты не смогли определить его химический состав? Либо Кибовский сам не владеет информацией (он всё-таки историк по образованию, а не металлург), либо его неверно процитировали. Ещё десять лет назад я сам наблюдал, как подобный анализ делали в рядовой лаборатории металлургического цеха. Вся процедура тогда занимала не больше 20 минут. Любой образец, любого металла. А вот секрет самой технологии получения сплава, действительно разгадать бывает трудно.
«Что ж, только можем снять головные уборы, удивляемся и чтим память таких великих специалистов и гордимся тем, что были в нашем Отечестве такие выдающиеся скульпторы, мастера-литейщики», – отметил руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы Александр Кибовский…» (Телеканал «Культура»).
Что же, нам, видимо, стоит разобраться, чем смогли удивить современных специалистов наши, якобы неграмотные предки. И, наконец, главный приз «Дилетант года» получают сотрудники телеканала НТВ:
«Все фигуры на арке отлиты из серого чугуна. Технология его создания теперь утрачена. Современным мастерам для реставрации предстоит подобрать материалы, максимально близкие по составу…» (НТВ).
То есть, как? Технология серого чугуна? Утрачена? Это того самого, который по ГОСТУ обозначается как СЧ-15, СЧ-20? Какая потеря для машиностроения.
Как видите, трезвона было много, а, по сути, сказано мало. Мало, но достаточно, чтобы восстановить картину в первом приближении. Всё вышесказанное относится в основном к скульптурной композиции, состоящей из колесницы, запряжённой шестёркой лошадей, которыми правит богиня победы. Она венчает триумфальную арку. Композиция была отлита два века назад из чугуна и имела покрытие, которое не только защищало металл от коррозии, но и выгодно подчёркивало её пластику.
Почему реставраторов интересовал состав сплава? Да потому, что некоторые части композиции настолько разрушились, что их проще было бы отлить заново, чем собирать из кусков. Отлить из чего? Потребовался анализ материала. Думаю, что его провели и точно установили химический состав. Видимо, специалистов просто удивил результат. Вероятно, состав этого сплава отличается от привычного чугуна (сплав железа с углеродом в содержании более 2%). Это могло быть иное процентное содержание углерода, либо примеси других металлов или неметаллов. В этом случае трудно отнести сплав к применяемым традиционным маркам, то есть определить его по существующей классификации. Видимо, это и имелось в виду.
Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е. На заднем плане — Белорусский вокзал
Сплав должен быть ещё и литейным, то есть иметь хорошую текучесть в расплавленном состоянии, а таких материалов вообще немного. Если вы придёте к литейщикам, и попросите их отлить очень ажурную вещь из сплава, который они первый раз видят, то вам, скорее всего, откажут. Работа трудоёмкая и кропотливая, а результат не гарантирован. Может быть, это и поставило в тупик специалистов. Но реставраторы могли бы просто попытаться заказать отливку из обычного чугуна.
Скорее всего, так и поступили. Но когда стали задавать вопросы специалистам, то оказалось, что сегодня это сделать невозможно по другим причинам. По заявлениям в прессе, скульптура Богини Победы весит 4 тонны. Это говорит о том, что она пустотелая, и стенки очень тонкие. Сравните её с Царь пушкой. Не обращайте внимания на двух статистов с нижнего рисунка. Они там – как мерка, для определения диапазона роста человека обыкновенного – один жердяй (187 см.), другой – совсем низенький (162 см). Они должны по правде отличаться на целую голову, но один из них, видимо, встал на цыпочки. Итак, видно, что габариты отливок не сильно отличаются, но Царь пушка, сама будучи пустотелой со стенками толщиной 15 см, весит около 40 тонн (только пушка без лафета). К этому можно добавить цитату из репортажа с 1 канала:
«”Металл шириной с палец потом становится с полпальца, и потом идёт разрушение, то же самое – этот монумент может не рассыпаться, а частями развалиться”, – поясняет директор Государственного казённого учреждения Москвы “Мосреставрация” Сергей Балясников.
Похоже, что стенки этого чугунного литья действительно очень тонкие, вероятно, порядка 1,5…3 см. Вот этого как раз и не могут сегодня повторить. Не должен чугун проливаться в такие тонкие и протяжённые полости, да ещё, давая такое прекрасное качество поверхности. Оно, конечно, можно и заполировать местами, но если литьё не обеспечивает такого качества, то всю поверхность не заполируешь. Латунь может так литься, бронза тоже, ведь у них температура кристаллизации ниже, чем у чугуна. Например, при температуре 1200ºС чугун уже не течёт, а бронза отлично проливается. Здесь, по-видимому, мы и наблюдаем результат неизвестной на сегодня технологии, которая утеряна. И это уже серьёзные факты.
Триумфальные ворота, 1931 год
Ведь что такое технология? Это не просто секрет какой-то, а целый комплекс. Для того, чтобы технология устойчиво работала, недостаточно только ушлого рукастого мужичка. Пусть он хоть десять раз мастер, хоть глаз у него алмаз. Нужны правильные материалы, подготовленные соответствующим образом. Речь о добывающей промышленности. Нужно правильное оборудование, то есть плавильные печи, дающие устойчивый результат по температуре расплава, удобные для регулярной работы и соответствующие по объёму. Наконец, нужна правильная оснастка, в нашем случае – формовочные материалы, плиты, короба и т.д. И даже если всё это без исключения имеется в наличии (сегодня-то имеется), ничего не получится без знания процессов, происходящих с металлом, и конкретной последовательности операций, а также способов формовки, сушки и т.д. Только всё это вместе является технологией.
Когда говорят об утерянной технологии, то почему-то подразумевают только последнее. Дескать, знали старые мастера, куда какое полено вовремя подсунуть. Но забывают, что без остального технология вообще невозможна. Ведь в данном случае речь вовсе не о какой-то уникальной вещице, которую исхитрились изготовить с «божьей помощью и молитвами всех святых». В первой трети 19 века шло грандиозное строительство в Петербурге и Москве. Вспомните хотя бы Исаакиевский собор. Там тоже есть аналогичное чугунное литьё. Выпуск подобных шедевров был поставлен на поток. Следует говорить о высоком уровне развития металлургической отрасли. Могли успешно лить как серийные вещи, вроде опор под колонны, так и штучные. высокохудожественные.
Сегодня, конечно, можно изобразить нечто похожее, но только соединив композицию из множества элементов, или отлив её из бронзы с более толстыми стенками, и покрасив под чугун. И вообще, полезно сравнить, что могли в 1834 году и, например, в 1966, когда Триумфальную арку решили восстановить к юбилею. Ведь она была полностью разобрана в 1936 году. В обоих случаях велась разработка проекта и строительство с нуля. Разве что большая часть литья сохранилась и была использована при восстановлении, в том числе и колесница с шестёркой лошадей.
Итак, в 1826 году составление проекта Арки поручили архитектору Осипу Бове. В том же году он разработал и первоначальный её проект. Однако решение о новой планировке привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 года. Постройка Триумфальных ворот растянулась на пять лет. Во многом из-за нехватки средств. Только 20 сентября 1834 года состоялось открытие этого памятника.
Многие думают, что работа Бове заключалась только в создании альбома эскизов, что и так немало, учитывая художественный уровень объекта. Зато, когда речь заходит о современном проекте, то все уже представляют стопки чертежей с привязками к местности, разрезами грунта, точными размерами, обозначением коммуникаций, спецификацией материалов, расчётами и сметой.
Это представление неверно. Если вы немного порассуждаете, то сами поймёте, что и тогда весь объём работы был необходим, как и сейчас. Без всей перечисленной документации даже сметы не составить, а это важно во все времена. У Осипа Бове была другая бумага, другие карандаши, нежели у современных архитекторов, но объём работы был таким же.
В 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3», руководимый В. Либсоном, в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой.
Скульпторы-реставраторы Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей – точных копий каждого восстанавливаемого элемента декора.
Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами, вместо подлинных. Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной «одежды» Триумфальных ворот.
Над возведением монумента трудились бетонщики, облицовщики, монтажники, камнерезы и сварщики 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов. Колонны, весом 16 тонн каждая, были заново отлиты на московском заводе «Станколит» по деталям единственной сохранившейся старой колонны. В результате, 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.
То есть Осип Бове за год разработал первый проект (не факт, что менее сложный), и за два года – второй. Строители и литейщики всё это отлили и построили за 5 лет. Они не использовали, согласно общепринятому мнению, строительные краны и технологию бетона, существенно ускоряющую процесс. Строительные материалы доставляли не на 10-тонных грузовиках, а на подводах грузоподъёмностью 300 кг, что меньше в 33 раза и в 12 раз медленнее. Да ещё строительство приостанавливалось из-за недостатка финансирования. Однако, сделали за 5 лет, не очень торопясь.
Особых восхищений по поводу строительства арки в 19 веке не сохранилось. Видимо, в то время это было рядовым явлением. Зато восстановительные работы, проводимые 150 лет спустя, в описаниях выглядят едва ли не подвигом. И это притом, что основу сделали бетонной, верх арки покрыли рубероидом, отлить смогли лишь недостающие элементы, а все чугунные детали заботливо покрасили кузбасслаком (каменноугольная пыль растворённая в сольвенте).
Как сегодня утверждают специалисты, новое замечательное покрытие как раз и способствовало разрушению уникального чугунного литья, которое до этого простояло без существенных повреждений 102 года. Да и восстановлен был не весь комплекс. В новый проект не включили кордегардии, симметрично располагавшиеся ранее по обеим сторонам. Кордегардии это не те колонны, что вы видите на переднем плане, а здания с низким куполом и колоннадой, стоящие слева и справа от самой арки. В изначальном проекте кордегардии соединялись с аркой ажурной, кованой решёткой.
Продержалось всё это до капитального ремонта, всего 44 года. На мой взгляд, сравнение не в пользу современности.
Может быть, современники забыли материаловедение:
Однако, самый главный вопрос до сих пор остаётся без ответа. Откуда всё это?
Московия, переросшая в Российскую империю и сделавшая своей столицей Петербург, со времён воцарения династии Романовых, только и делала, что занималась геноцидом собственного населения, и присваивала земли бывшей Тартарии. Эта социальная политика вовсе не способствовала расцвету культуры и ремёсел. Разве что в части предметов роскоши. Но те аспекты промышленности, которые мы затронули, всё же отражают её общее, базовое состояние.
Создаётся впечатление, что это экономическое богатство было приобретено вместе с присоединением, якобы диких, новых земель. Богатейшие ремесленные центры, вероятно, были захвачены на Урале и в Сибири. Новая столица была украшена остатками величия старой Империи…
Источник