Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Поршневые кольца двигателя внутреннего сгорания

Рассматривая принцип работы двигателя внутреннего сгорания, можно понять, что основные процессы проходят в цилиндрах. Причем для этого требуется создание определенных условий, одним из которых является обеспечение герметичности камеры сгорания – пространства, находящегося над поршнем. При этом сам поршень – подвижный элемент, который перемещается внутри цилиндра, то есть между ними имеется скользящее соединение.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Стоит отметить, что диаметр поршня должен быть меньше внутренних размеров цилиндра. А все потому, что проходящие в цилиндрах процессы сопровождаются выделением значительного количества тепла. Из-за воздействия большой температуры металлы расширяются. Если бы диаметр поршня был равен цилиндру, то при нагреве происходило бы заклинивание. Получается, что между этим элементами имеется зазор, то есть герметичности не будет. Чтобы решить эту проблему, в конструкцию ЦПГ добавлен еще один элемент – специальные кольца, установленные на поршнях.

Назначение, виды, особенности

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Эти элементы ЦПГ имеют ряд важных функций:

Функционирование поршневых колец проходит в достаточно сложных условиях – высокотемпературное воздействие, значительные механические нагрузки, возникающие не только от постоянного воздействия газов, но и от повышенного трения из-за недостатка смазочного материала в области днища поршня.
Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца
Одно кольцо не справилось бы с поставленными задачами, поэтому на поршень устанавливается несколько элементов, каждое из которых выполняет определенные функции. Все поршневые кольца делятся на два типа:

Общее количество может быть разным и зависит от конструктивных особенностей силовой установки. Наибольшее распространение получила трехкольцевая компоновка (2 – компрессионных, 1 – маслосъемное). Но есть двигатели, у которых их количество может достигать и 7 штук. А к примеру, на двухтактных двигателях устанавливается только два компрессионных, а маслосъемное не используется.

Все используемые кольца – незамкнутого типа. То есть, они не сплошные (его просто невозможно было бы установить в поршневую канавку), и в нем имеется вырез, кстати, играющий тоже важную роль.

В разжатом состоянии кольца сделаны в форме овала, при этом расстояние между концами значительное. Это дает возможность без проблем надеть его на поршень и установить его в специальную канавку в нем. При посадке в цилиндр оно принимает правильную круглую форму, что обеспечивает прилегание по всей окружности, при этом вырез (замок) уменьшается, и этот зазор составляет всего 0,15-0,5 мм. Этот зазор является тепловым, и в его задачу входит компенсация размеров в результате теплового расширения.

Поскольку есть зазор, то газы могут через него проходить в подпоршневое пространство. Чтобы исключить этот фактор и устанавливается два компрессионных кольца. Они создают так называемое уплотнение лабиринтного типа, для чего замок первого кольца развернут на 180 град. относительно второго. Но даже такое решение не обеспечивает полной герметизации надпоршневого пространства и часть газов проникает в картер.

Видео: Теория ДВС: Поршневые кольца (часть 2)

Отметим, что установка дополнительного третьего компрессионного кольца хоть позволяет снизить утечки, но при этом сила трения в ЦПГ сильно возрастает, поэтому такое решение является нецелесообразным.

Компрессионные кольца

Основная нагрузка приходится на первое компрессионное кольцо, расположенное ближе всего к днищу поршня. Его основная задача – обеспечение герметичности камеры сгорания. Именно на него приходится больше всего высокотемпературного воздействия и давления газов, и все это в условиях нехватки смазочного материала. Чтобы максимально снизить трение между стенкой и кольцом, у последнего рабочая поверхность делается закругленной. Также уменьшить износ верхнего кольца при функционировании в тяжелых условиях позволяет молибденовая или хромовая вставка, нанесенная напылением на поверхность, но само оно делается из эластичного высокопрочного чугуна, но иногда используется и сталь.

Видео: 2.0 Теория ДВС: Ошибка установки маслосъемного наборного поршневого кольца

Примечательно, что рабочие газы принимают участие в создании герметичности камеры сгорания. Для этого высота кольца несколько меньше высоты канавки. Через образуемый зазор газы проникают внутрь канавки и начинают давить на внутреннюю поверхность кольца, дополнительно прижимая его к стенке.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Некоторые производители занимаются выпуском так называемых «неразъемных» компрессионных колец. На деле же оно состоит из двух плоских колец, которые после посадки на поршень, замками разворачиваются на 180° относительно друг друга. По сути, такая конструкция позволяет осложнить лабиринтное уплотнение, тем самым снизив количество пропускаемых газов.

Второе компрессионное кольцо выполняет две задачи. Во-первых, оно является элементом лабиринтного уплотнения и предотвращает проникновение прорвавшихся через верхнее кольцо газов в подпоршневую полость. А во-вторых, оно принимает участие в регулировке количества смазки на стенках цилиндра. Этот элемент обладает специфической формой рабочей поверхности (конусную или Г-образную). Такая поверхность играет роль скребка, снимающего излишки смазки со стенок, и сбрасывает его к маслосъемному кольцу. Поэтому его еще еще называют скребковым.

Поскольку оно воспринимает значительно меньшие нагрузки, чем первое, то в его конструкции не используются высокопрочные напыления, оно изготовлено полностью из пластичного чугуна.

Маслосъемные кольца

В задачу маслосъемных колец входит регулировка толщины масляной пленки на стенках цилиндра, именно регулировки, а не полного удаления смазочного материала. Если масла будет недостаточно, то сила трения будет увеличена, что приведет к быстрому износу колец, а также возможному появлению задиров на стенках цилиндров. Большое же его количество при сгорании в камере сгорания будет оседать в виде нагара на всех поверхностях внутри ее.

Конструктивно этот элемент самый сложный и он единственный, которое имеет дренажные отверстия для отвода снятого масла. На автомобилях могут использоваться два их типа:

Рабочими элементами П-образного кольца являются две кромки, которые соскабливают смазочный материал со стенок. Причем масло, снятое верхней кромкой проходит через отверстия дренажа и по каналам, проделанным в поршне, стекает вниз. Смазка же, соскобленная нижней кромкой уходит вниз по стенкам юбки поршня и цилиндра.

Видео: Поршни вставляем в блок цилиндров

Чтобы обеспечить необходимое прижатие к поверхности, используются специальные тангенциальные расширители:

Устанавливаются эти расширители в поршневую канавку под кольцо. Для спирального расширителя на внутренней поверхности кольца проделывается специальный паз.

Составные маслосъемные кольца отличаются разборной конструкцией, включающей в себя несколько элементов, а именно две плоских кольцевых пластины (изготовленные из стали и покрытые хромом), между которыми помещается два расширителя – тангенциальный и осевой. В некоторых случаях используется только один расширитель, обеспечивающий расширение в обоих направлениях.

Основные неисправности

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Поскольку эти элементы ЦПГ находятся в постоянном контакте со стенкой цилиндра, то главной их неисправностью является износ рабочих поверхностей. Ресурс этих элементов во многом зависит от материала изготовления и условий эксплуатации, и он может варьироваться от 150 тыс. до 1 млн. км.

Но несоблюдение правил эксплуатации может значительно сократить их срок службы. Повлиять на ресурс могут:

Основными признаками сильного износа поршневых колец является сильное падение компрессии, вследствие чего падают мощностные и динамические показатели авто и увеличивается расход топлива, а также значительное повышение расхода смазочного материала.

Источник

Кольца компрессионные, маслосъемные, установка

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольцаЧто изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольцаЧто изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольцаЧто изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольцаЧто изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Поршневые кольца

Поршневые кольца формируют уплотнение между стенкой цилиндра и поршнем. Должны обеспечивать хорошее уплотнение по всей плоскости цилиндра в широком диапазоне температур. В четырех тактных двигателях чаще применяется три кольца, из них два компрессионных и нижнее маслосъемное.

Первое компрессионное кольцо

Предназначено исключительно для предотвращения прорыва расширяющихся газов в камере сгорания. Во время цикла «рабочий ход» нарастающее давление в камере сгорания прижимает первое компрессионное кольцо ко дну канавки поршня и сильнее прижимает к стенкам цилиндра, тем самым обеспечивая достаточную изоляцию камеры сгорания. Давление в канавке кольца сохраняется на последующих тактах не
успевая снизиться. Зазор между кольцом и канавкой составляет 0.04-0.08 мм

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Защищает второе кольцо от высокой температуры сгорания и уменьшает нагрузку. Имеет наибольший теплоотвод от поршня к цилиндру, примерно 50-60% отводимого тепла от поршня к цилиндру приходится на компрессионные кольца. Некоторая часть газов прорывается, второе кольцо приступает к выполнению своих функций, об этом чуть позже.

Первое компрессионное кольцо изготавливается из высокосортного чугуна или стали, способного выдерживать высокие температуры и нагрузку при этом имея не большой коэффициент теплового расширения. Во время работы двигателя температура кольца достигает 180-210°C, в верхней мертвой точке где практически нет смазки из-за трения, достигается еще большая температура. На внешней рабочей поверхности кольца часто присутствует специальное покрытие для снижения трения. Это может быть плазменная наплавка молибдена, металлокерамики, керамики. Чаще встречается хромовое покрытие, имеющее серый матовый цвет (наносится гальваническим метолом) и своеобразную пористую структуру, позволяющую задерживать масло для большего снижения трения. Остальные поверхности имеют черный цвет в результате фосфатирования. Покрытие обеспечивает антифрикционные и антикоррозийные свойства.

Компрессионные кольца производятся не совсем круглыми, а имеют сложную форму дуги в свободном состоянии и достаточно большой концевой зазор. Когда кольцо займет свое место в поршне и будет вставлено в цилиндр, оно будет обеспечивать равномерную прижимную силу в любой точке окружности.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Второе компрессионное кольцо

Работает в более благоприятных условиях и выполняет функцию дополнительного уплотнения так же из-за специальной формы помогает маслосъемному снять излишки масла, оставляя только масленую пленку на поверхности цилиндра. Средняя температура кольца 150 — 170 °C в режиме работы. Зазор между кольцом и канавкой поршня немного ниже чем у первого 0.03-0.06 мм. Выполненно из чугуна и очень хрупкое. Разнообразие форм колец обуславливает выполнение определенных функций. Таких как распределение нагрузки в канавке, уменьшение трения юбки поршня методом аквопланирования по маслу, удаление излишек масла.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Фаска на внутренней стороне кольца определяет в какую сторону будет изгибаться кольцо. Если фаска снизу, то кольцо после нагрева будет выворачиваться наружной поверхностью вниз, как показано на картинке. И соответственно если фаска сверху, то и выворачиваться рабочая поверхность кольца будет вверх.

Маслосъемное кольцо

Под компрессионными кольцами располагается маслосъемное кольцо, выполняющее функцию удаления излишек масла со стенок цилиндра.

Большое количество масла, проникающее через компрессионные кольца в камеру сгорания, плохо сказывается на работе двигателя. В процессе работы сгорающее масло откладывается на стенках клапанов, камере сгорания, свечах, дне поршня. Большой нагар сильно разогревается, повышается вероятность детонации. Выпускные клапана подвергаются увеличенной температурной нагрузке.

Тонкий слой масленой пленки, оставляемый маслосъемными кольцами, снижает силу трения компрессионных колец, увеличивая их долговечность. В отличии от компрессионных маслосъемные не прижимаются рабочим давлением газа к плоскости канавки в поршне и стенкам цилиндра, поэтому имеют специальные осевые и радиальные расширители.

По конструкции можно выделить два типа колец: коробчатые и наборные те и другие могут иметь различные расширители.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

При движении поршня вниз маслосъемные кольца соскребают со стенок цилиндра излишки масла направляя их по дренажным отверстиям в поршне обратно в картер. Масляный клин перед кольцом помогает эффективно смазывать скользящую юбку поршня. Стенки цилиндра имеют шероховатость, так называемый хон, который позволяет задерживать тончайший слой масла, для компрессионных колец.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Большее распространение получили наборные кольца, состоящие из двух тонких стальных пластин, (часто имеющих различные покрытия для снижения терния) и тангенциального расширителя, выполняющего одновременно осевое и радиальное расширение. Используются в современных двигателях.

Особенности установки маслосъемных колец

Хочу обратить ваше внимание на установку именно маслосъемных колец. С компрессионными не должно возникнуть проблем если соблюдать простые правила, устанавливать надписями вверх (надписи, точка) и пользоваться специальным инструментом.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

При установки маслосъемных могут возникнуть трудности при отсутствии надписей, или правильность установки замка расширителя. Разберемся в этом подробнее. Если надписи отсутствуют, то не имеет значения какой стороной вы поставите кольцо и какое из них будет сверху, а какое снизу (наборные).

Часто ошибки возникают при установке поршня в цилиндр, даже если используется специальных хомут для стяжки колец на поршне. Особенность состоит в следующем. При сборке маслосъемного кольца стоит обратить внимание на замок расширителя и правильность его стыковки. Для наглядности смотрим изображение ниже.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Во время сжатия колец на поршне замок расширителя маслосъемного кольца может соскочить с правильного положения и лечь в нахлест собираясь по спирали, таким образом пластины проваливаются через расширитель и это приведет к задиру стенок цилиндра, и канавок поршня. Чтобы этого избежать стягивающий хомут следует располагать таким образок как показано на изображении.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Соблюдая простые правила, вы правильно установите кольца в цилиндре.

Источник

Поршневые кольца

При изучении принципов работы двигателя внутреннего сгорания отмечалось, что скользящее соединение между поршнем и цилиндром герметично, то есть газы, находящиеся под давлением в надпоршневом пространстве, не проникают между поршнем и стенками цилиндра в картер двигателя. Обеспечить приемлемую герметичность основное предназначение поршневых колец.

При этом необходимо отметить, что незначительная часть газов из камеры сгорания всё равно проникают во внутренне пространство картера даже нового, вполне исправного, двигателя. Уплотнение при помощи поршневых колец в технике называется уплотнением лабиринтного типа, в уплотнениях подобного типа всегда происходит некоторая утечка газов. Но эта утечка на исправном двигателе обычно лежит в диапазоне 0,5 – 1,0%. Находящиеся в картере двигателя газы называются картерными газами. По мере износа цилиндропоршневой группы двигателя количество картерных газов увеличивается.

Кроме уплотнения поршневые кольца выполняют ещё две задачи. Регулируют количество масла на стенках цилиндра, необходимого для смазывания, как самих колец, так и поршня, и отводят тепло от поршня к стенкам цилиндра.

Предназначение поршневых колец:

Обеспечение герметичности между поршнем и стенками цилиндра. Регулирование количества масла, необходимого для смазывания соединения поршня и цилиндра, и предотвращения попадания масла в камеру сгорания двигателя. Отвод тепла от поршня к стенкам цилиндра.

Эти три задачи поршневые кольца выполняю в очень тяжёлых условиях под воздействием высоких тепловых и механических нагрузок. Тепловое напряжение поршневых колец возникает под воздействием горячих рабочих газов и под воздействие трения колец о стенки цилиндра, происходящего в условиях масляного голодания в верхней части поршня. Успешное решение этих задач решается как за счёт конструкции колец, так и правильного подбора материала изготовления колец.

Тип колец Поршневые кольца делятся на два типа: Компрессионные,маслосъёмные.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

1.1-Молибденовая противоизносная вставка

2-Второе компрессионное кольцо

3.1. Верхняя маслосъёмная пластина

3.2. Тангенциальный расширитель

3.3. Нижняя маслосъёмная пластина

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Поршень с поршневыми кольцами Фотография разреза поршня современного бензинового двигателя с установленным на него типичным комплектом поршневых колец в соответствии со схемой, данной на верхнем рисунке. Компрессионные кольца обеспечивают необходимую герметичность, а маслосъёмные кольца регулируют количество масла на стенках цилиндра. Именно регулируют, а не полностью удаляют, поскольку полное или слишком большое удаление масла приведёт к масляному голоданию соединения поршня со стенками цилиндра в верхней части поршня и последующему заклиниванию поршня в цилиндре.

Ранее двигатели были тихоходными, и количество поршневых колец на одном поршне доходило до 5 – 7. Но почти все современные бензиновые двигатели и быстроходные автомобильные дизельные двигатели имеют на одном поршне всего три поршневых кольца – два компрессионных кольца и одно маслосъёмное. Хотя поршни двигателей форсированных спортивных автомобилей, постоянно работающие на высоких оборотах, могут иметь всего два кольца. А поршни дизельных автомобильных двигателей, для облегчения запуска, могут иметь четыре кольца, три из которых компрессионные.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольцаЧто изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольцаЧто изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Первое (верхнее) компрессионное кольцо, установленное в канавку поршня, находящегося в цилиндре двигателя, должно принять абсолютно круглую форму (это выполняется, если сама гильза цилиндра не имеет деформаций) и быть прижатым к поверхности цилиндра по всей наружной окружности поршневого кольца. Для обеспечения этого, упругое поршневое кольцо изготавливается не в виде правильной окружности, а в виде дуги переменного радиуса, большего, чем диаметр цилиндра и имеющее в свободном состоянии достаточно больший зазор (1) между концами кольца. При установке в цилиндр кольцо сжимается и зазор (2) в замке кольца становится 0,15 ÷ 0,5 мм. Точное и максимально допустимое значение этого зазора указывается в технической документации двигателя. Обеспечение регламентированной величины зазора очень важно, увеличенный зазор способствует прорыву газов в картер двигателя и снижению мощности. Но ещё опасней уменьшенный зазор в замке поршневого кольца.

Во время работы, в результате нагрева кольцо расширяется и при уменьшенном зазоре может произойти заклинивание поршневого кольца в цилиндре, что приведёт к образованию задиров на зеркале цилиндра, поломке межкольцевых перегородок поршня или поломке самого кольца. Поэтому допустимо небольшое увеличение зазора, но недопустимо уменьшение зазора в замке поршневого кольца.Ведущие производители поршневых колец производят кольца с постепенно уменьшающимся через 0,1 мм зазором, таких подбираемых размеров может быть до 15.

Некоторые производители поршневых колец выпускают «беззазорные» поршневые кольца. Разумеется, невозможно изменить природное свойство металлов к расширению при повышении температуры, кольцо, установленное в цилиндр двигателя без зазора, обязательно заклинит. Но многое можно решить за счёт удачной конструкции. В этом случае поршневое кольцо состоит из двух плоских колец, установленных друг на друга и повёрнутых относительно друг друга на 180º. При этом верхнее кольцо имеет форму буквы «L», а нижнее кольцо вставлено в выемку верхнего кольца, за счёт чего высота такого кольца получается не более высоты стандартного кольца.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Когда-то замки поршневых колец старых тихоходных двигателей, для уменьшения прорыва газов через замок кольца имели сложную форму, но в современных высокооборотных двигателях прорыв газов через замок кольца незначителен. Поэтому современные кольца имеют только прямоугольную форму замка.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Правильная установка поршневых колец Переменный радиус дуги поршневого кольца берётся не произвольно, а рассчитывается для обеспечения необходимой эпюры силы прижатия кольца к стенкам цилиндра. Во время работы поршневое кольцо изнашивается неравномерно. В результате экспериментов определено, что наиболее интенсивно кольцо изнашивается в районе замка. Поэтому первоначальное увеличение силы прижатия кольца в зоне замка увеличивает срок службы кольца. Но точно рассчитанная эпюра усилий кольца может измениться в результате непрофессиональной установки кольца на поршень. Современные, очень тонкие компрессионные поршневые кольца не допускается устанавливать на поршень руками. Для этого необходимо использовать специальное приспособление, обеспечивающее равномерное разжатие кольца по всей окружности и ограничение максимального разжатия. Установка кольца руками, с увеличенным и неравномерным расжатием, значительно сокращает срок службы кольца.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Прижатие компрессионных колец к стенкам гильзы цилиндра

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольцаНа этом рисунке видно, что газы из камеры сгорания через зазор между жаровым поясом поршня и стенкой цилиндра и через зазор между стенкой перегородки и поршневым кольцом попадают во внутреннюю полость поршневого кольца. При этом давление во внутренней полости верхнего компрессионного кольца практически равно давлению в камере сгорания. За счёт давления газов на внутреннюю поверхность кольца происходит дополнительное прижатие поршневого кольца к стенкам цилиндра. Некоторая часть газов также попадает во внутреннюю полость второго компрессионного кольца. Поскольку первое компрессионное кольцо дросселирует давление газов, давление во внутренней полости второго компрессионного кольца мотет быть равно 30 – 60%, от давления во внутренней полости первого компрессионного кольца.

С учётом того, что все процессы в двигателе происходят достаточно быстро, давление из внутренних полостей поршневых колец не падает до следующего такта рабочего хода, это явление называется аккумулированием давления. Аккумулирование давления обеспечивает приемлемую работу поршневых колец, частично потерявших свою упругость в результате старения или перегрева. Потерявшие упругость поршневые кольца будут удовлетворительно работать на режиме высоких нагрузок двигателя, но при работе двигателя в режиме низких нагрузок поршневые кольца не обеспечат необходимое уплотнение. Поэтому, исправными можно считать поршневые кольца серийного легкового автомобиля, обеспечивающие прижатие к стенкам цилиндра за счёт собственной упругости.

Некоторые производители поршневых колец заявляют, что до 90% усилия прижатия поршневых колец возникает за счёт давления рабочих газов двигателя. Возможно, кольца с подобными технически характеристиками подойдут только для специальных спортивных двигателей, постоянно работающих в диапазоне высоких оборотов и высоких нагрузок, Но вряд ли такое кольцо будет успешно работать в двигателе серийного автомобиля. Специально подготовленные поршневые кольца, как и многие другие детали двигателя, могут улучшить работу двигателя на строго определённых режимах оборотов и нагрузки. Но при этом значительно ухудшить работу двигателя на остальных режимах.

Очень важным эксплуатационным размером является боковой зазор между кольцом и канавкой поршня, поскольку именно от него зависит давление в поршневой канавке. В среднем этот зазор равен 0,04 ÷ 0,08 мм. От величины этого зазора также зависят ударные нагрузки на перегородки поршневых колец и, соответственно, шумность работы двигателя, возрастающие при увеличении зазора или вероятность заклинивания (потери подвижности) поршневых колец при уменьшении зазора.

Многие автомеханики считают, что поршни не подлежат дальнейшей эксплуатации по причине износа направляющей части (юбки) поршня, но обычно износ направляющей части поршня незначителен. Разумеется, если поршень не работал в режиме масляного голодания, и на поверхности поршня и стенок цилиндров не образовались задиры. На самом деле поршень часто выбраковывается по причине недопустимого износа канавки верхнего компрессионного кольца.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

При производстве и высота поршневых колец, и высота канавки поршня имеют некоторый разброс, поэтому, для обеспечения необходимого зазора, иногда бывает возможность подбора поршневого кольца необходимой высоты.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольцаЧто изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Форма второго компрессионного кольца отличается от формы первого компрессионного кольца. Иногда из-за своеобразной формы наружной поверхности второе компрессионное кольцо называется скребковым Это кольцо работает не только как компрессионное, но и участвует в регулировании количества масла на стенках цилиндров, то есть частично выполняет задачу маслосъёмного кольца. Нижняя часть рабочей поверхности второго кольца изготавливается в виде скребка, который при перемещении поршня вниз снимает со стенок цилиндра лишнее масло. Нижнее компрессионное кольцо работает в значительно более лёгких условиях. И температура в зоне кольца и давление газов на кольцо (соответственно сила прижатия кольца к стенке цилиндра) значительно ниже по сравнению с подобными показателями, оказывающими воздействие на верхнее кольцо. Оба компрессионные кольца допускается устанавливать только в одном положении. На верхней поверхности компрессионного поршневого кольца ставится метка «Т», «ТОР» или другие. Кольцо всегда устанавливается этой меткой вверх. Неправильно установленное поршневое кольцо, неправильно работает.

Маслосъёмные кольца устанавливаются ниже компрессионных поршневых колец. На поршни двигателей современных легковых автомобилей устанавливается всего по одному маслосъёмному кольцу. Хотя старые двигатели, особенно предназначенные для стационарного применения, использовали по несколько маслосъёмных колец.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Маслосъёмные кольца предназначены для регулирования количества масла, находящегося на стенках цилиндра. Тут не очень подходит русская поговорка: «Кашу маслом не испортишь». Масла на стеках цилиндра должно быть не как можно больше, а ровно сколько необходимо. Недостаточное количество масла приведёт к масляному голоданию и, вследствие этого, к повышенному износу поршневых колец, поршня и поверхности цилиндра. В некоторых тяжёлых условиях работы двигателя при наличии масляного голодания могут произойти задиры в соединение поршня с цилиндром, и даже полное заклинивание поршня в цилиндре. Так же нежелательно излишнее количество масла на стенках цилиндра. Лишнее масло, через компрессионные кольца попадает в камеру сгорания двигателя. Что приводит к повышенному расходу масла, образованию нагара на стенках камеры сгорания, клапанах и свече зажигания. Нагар от сгоревшего масла в камере сгорания и на клапанах значительно ухудшает некоторые технические характеристики двигателя. Во время работы двигателя система смазки разбрызгивает в нижней внутренней полости цилиндра большое количество смазки, необходимого для смазывания поршневого пальца и охлаждения поршня.

При перемещении поршня вниз, маслосъёмное кольцо своими кромками собирает излишнее масло со стенок цилиндра и через дренажные отверстия в канавке поршня направляет его во внутреннюю полость поршня. Далее масло стекает в масляный поддон, возвращаясь в систему смазки двигателя.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольцаЧто изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Для надёжной работы двигателя на стеке цилиндра должен находится тонкий слой масла, установленной толщины. Слой масла зависит не только от маслосъёмного кольца, но и от качества обработки поверхностей, как самих стенок цилиндров, так и поршня. Иногда можно слышать мнение, что чем чище отполирована поверхность стенки цилиндра, тем меньше сила трения и тем лучше работает двигатель. На самом деле это не так.

Составные трёхкомпонентные маслосъёмные кольца оставные маслосъёмные кольца с различными типами расширителей

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Различные типы тангенциальных расширителей составных маслосъёмных колец

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Составное четырёхкомпонентное кольцо

Материалы поршневых колец

К материалам, из которых изготавливаются поршневые кольца, предъявляются очень высокие требования. Во время работы температура верхнего компрессионного кольца достигает 300º С. При этой температуре кольцо должно сохранять эластичность, обладать низким коэффициентом трения по материалу, из которого изготовлены стенки цилиндров, и иметь высокую износоустойчивость. До 50 ÷ 60% всех потерь на трение в двигателе приходится на трение между поршневыми кольцами и стенками цилиндра.

Обычно компрессионные поршневые кольца двигателей серийных автомобилей изготавливаются из специальных сортов прочного легированного чугуна, но в последнее время компрессионные кольца, особенно высокофорсированных двигателей, изготавливаются из стали. Для повышения износостойкости компрессионных колец на них рабочую поверхность наносится хромовое или молибденовое покрытие. Пористый хром, применяемый для покрытия поршневых колец, удерживает на своей поверхности необходимое количество масла. Эти покрытия имеют не только высокую износостойкость, но и уменьшенный коэффициент трения в паре с чугуном, из которого изготовлен блок цилиндров или вплавленные гильзы цилиндров алюминиевого блока. На поршневые кольца молибден наносится методом плазменного напыления. Поскольку молибден достаточно дорогой металл, обычно он наносится только на верхнее компрессионное кольцо, при этом перед напылением молибдена на рабочей поверхности кольца делается тонкая пазовая проточка. По своим физическим качествам хромированные поршневые кольца несколько отличаются от поршневых колец с молибденовым покрытием.

Неисправности поршневых колец

Основной неисправностью поршневых колец является их износ в процессе продолжительной эксплуатации. Ресурс поршневых колец двигателей отечественных автомобилей приблизительно равен 150000 км. (Вернее состояние соединения между поршневыми кольцами и стенками цилиндров). Кольца современных автомобилей передовых производителей могут служить до 300000 км, правда, иногда приходится слышать от владельцев, что двигатель их автомобиля уже прошёл 500000 км. Пробег лучших грузовых автомобилей-тягачей может быть более 1000000 км. Но эти пробеги могут быть значительно уменьшены неправильной эксплуатацией. К ускоренному износу поршневых колец приводит несвоевременная замена масла в двигателе, использование не подходящего для этого двигателя или загрязнённого мала. Несвоевременная замена воздушного фильтра и, тем более, эксплуатация автомобиля вообще без воздушного фильтра или езда по пыльным дорогам. Применение некачественного топлива или несвоевременная замена топливного фильтра. К тяжёлым условиям можно отнести постоянную эксплуатацию автомобиля в городских пробках. Очень вредны для колец кратковременные поездки, при которых двигатель не успевает прогреться до нормальной рабочей температуры, особенно в зимнее время. Не допускается эксплуатация двигателя с высокими нагрузками, до его полного прогрева. Система управления двигателя некоторых высокофорсированных автомобилей не позволяет двигателю развивать полную мощность, пока температура масла в двигателе не достигнет установленного предела. Именно масла, а не охлаждающей жидкости системы охлаждения.

Бывают случаи быстрого, лавинообразного разрушения поршневых колец. Это может произойти или из-за сильного перегрева двигателя или в результате работы двигателя в условиях недостаточной смазки. В таких случаях возможно заклинивание колец в цилиндре, образование задиров на стенках цилиндра и поршне, разрушение поршневых колец и перегородок между кольцевыми канавками поршня. Такое состояние двигателя диагностируется достаточно легко. Признаком недопустимого износа поршневых колец является повышенное потребление масла. Если двигатель малолитражного автомобиля расходует более 0,5 литра масла на 1000 км и при этом при трогании с места после остановки перед светофором наблюдается появление из системы выпуска сизого дыма, можно предположить что поршневые кольца двигателя имеют недопустимый износ. В этом случае может наблюдаться повышенное давление картерных газов двигателя, которое можно определить, отсоединив шланг системы принудительной вентиляции картера двигателя. Также о большом давлении картерных газов свидетельствуют протечки масла через сальники, прокладки и другие уплотнения двигателя.

Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Смотреть картинку Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Картинка про Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца. Фото Что изображено на рисунке где они устанавливаются и как называются поршневые кольца

Для более точного диагностирования необходимо проверить компрессию в цилиндрах двигателя и проверить состояние цилиндропоршневой группы методом утечки сжатого воздуха.

Прямоугольное поршневое кольцо

Первоначально компрессионное поршневое кольцо в разрезе имело достаточно простую прямоугольную форму, но со временем форма колец стала значительно сложнее. Самый распространённый вид современных компрессионных поршневых колец.

Верхнее компрессионное кольцо

Первое (верхнее) компрессионное кольцо

Второе компрессионное кольцо

Второе компрессионное кольцо

Кольцо имеет наружную (рабочую) поверхность, непосредственно соприкасающуюся со стенками цилиндра, внутреннюю поверхность, направленную в сторону центра окружности кольца и две боковые поверхности, верхнюю и нижнюю. В результате эволюции двигателя форма разреза кольца перестала быть прямоугольной. Для обеспечения большей долговечности кольца, его более быстрой притирке к поверхности цилиндра, уменьшения вероятности закоксовывания колец в канавках поршня и для обеспечения других рабочих характеристик кольца форма разреза кольца стала довольно сложной и очень разнообразной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *