Что изображено на картине репина не ждали

История одной картины. Репин. Не ждали

Илья Репин.Не ждали, 1884—1888гг.Государственная Третьяковская галерея

Всем нам давно знакома из школьных учебников картина Репина «Не ждали».Но мало кому известно,что существовали два варианта этой картины,что художник очень много работал над портретом главного героя,неоднократно его переделывая.

Первый вариант картины, относящийся к 1883 году, был начат Репиным на даче в Мартышкине, под Петербургом. Комнаты этой дачи и изображены на картине. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречала женщина и две другие девушки, предположительно сестры.

Вслед за этой картиной Репин в 1884 году начинает другой вариант, которому предстояло стать основным.
Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы. Художник и выполнил его в гораздо больших размерах, видоизменил персонажей и увеличил их число. Входящая девушка была заменена возвратившимся из ссылки революционером, встающая с кресла на первом плане — старухой матерью, вместо одной девушки за столом изображены мальчик и маленькая девочка.

Внутренней темой картины стала проблема отношения общественного и личного, семейного долга. Она решалась в сюжете неожиданного возвращения революционера в свою семью, оставшуюся без него одинокой, как ожидание того, каким образом будет воспринято это возвращение, будет ли революционер оправдан своей семьей.

Эта проблема оправдания революционера своей семьей была, в сущности, проблемой оправдания и благословения революционного подвига, которые Репин давал в картине в единственно возможной в условиях цензуры форме.

Репин строит композицию как схваченную на лету сцену. Действия всех персонажей изображены в самом их начале: революционер делает первые шаги, старуха только встала и хочет двинуться ему навстречу, жена только обернулась, мальчик приподнял голову.

Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Особенно показательна в этом отношении фигура поднявшейся навстречу входящему старухи матери. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего.

Она настолько выразительна, что Репин мог позволить себе почти не показать ее лица, дав его в таком повороте, при котором не видно его выражения. Хороши руки старухи и молодой женщины за роялем, охарактеризованные удивительно индивидуально.

Все застигнуты неожиданно, их переживания еще смутны и неопределенны. Это первый миг встречи, узнавания, когда еще своим глазам не веришь, еще полностью не осознаешь увиденного. Еще мгновение — и встреча произойдет, люди бросятся в объятия друг другу, раздадутся плач и смех, поцелуи и восклицания. Репин держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания.

Образ главного героя менялся в сторону от полной уверенности в избранном пути до глубоких сомнений. По воспоминаниям современников, в варианте 1884 года ссыльный входил в дом как решительный, мужественный человек. В окончательном варианте, для которого позировал писатель В.М. Гаршин, на картине – робко входящий в дом человек.

Он словно ищет глазами ответ на вопрос: меня простили? меня ждут? прав ли я, что рисковал благополучием семьи? Сосредоточив основное внимание на фигурах ссыльного и его матери, художник добивается психологической правды в характеристике реакций всех изображенных персонажей: безразличие новой горничной, которая не знает, кто это пришел, испуг девочки и радость мальчика.

Темная фигура вернувшегося, в коричневом армяке и больших истоптанных на просторах дальних дорог сапогах, вносит в семейный интерьер нечто от Сибири и каторги, и с ней, раздвигая стены домика, сюда, в семью, где играют на рояле и детишки готовят уроки, словно входит громада истории, суровая жестокость жизни и испытаний революционера.

Интересно, что все изменения в композиции, удаление фигур, как и переработка выражения лиц, производились Репиным непосредственно на самом холсте. Картина таким образом компоновалась подобно тому, как если бы это была театральная мизансцена. Первый вариант картины Репин писал прямо с натуры, у себя на даче, разместив в комнате в качестве действующих лиц своих родных и знакомых.

Они же послужили моделями и для большой картины: жена возвратившегося писана с жены художника и с В. Д. Стасовой, старуха мать — с тещи, Шевцовой, девочка за столом — с Веры Репиной, мальчик — с С. Костычева, горничная в дверях — с прислуги Репиных. Большая картина, вероятно, также была начата в Мартышкине в какой-то мере с натуры. Продолжая работу над нею уже в Петербурге, Репин компонует и пишет ее, как бы имея перед глазами натурную сцену, — метод, который он применил также в «Запорожцах».

Полотно «Не ждали» — выдающаяся картина Репина по красоте и мастерству ее живописного решения. Она написана в пленэре, полна света и воздуха, ее светлый колорит сообщает ей смягчающую драму мягкую и светлую лиричность.
Репин видел казнь народовольцев, но решил рассказать об этих людях не в кровавом сюжете, а раскрыть через отдельного героя драму целого поколения, начало которой в народническом движении рубежа 1860–1870-х годов.

Поэтому художник решает столь значительную социальную тему по законам бытового жанра, подробно описывая обстановку дома разночинной интеллигенции, где на стене висят фотография Александра II на смертном одре, портреты поэтов Н.А. Некрасова и Т.Г. Шевченко. В то же время композиция картины построена по законам кульминационного кадра кинофильма, который является ключом к пониманию всего фильма.

«Картина появилась на выставке вскоре после амнистии ссыльным народовольцам. В контексте таких напоминаний о „мятежах и казнях“, омрачивших „начало дней“ царствующего монарха, появление ссыльного в стенах родного дома получает характер неожиданного чудесного явления с порога небытия, иначе говоря — воскресения.
Эрнст Саприцкий «НЕ ЖДАЛИ»

Наверно, был воскресный день,
С детьми учила мать уроки.
Вдруг распахнулась резко дверь
И входит странник светлоокий.

Не ждали? Все изумлены,
Как будто воздух всколыхнулся.
То не герой пришел с войны,
То каторжник домой вернулся.

Он весь тревожно напряжен,
Он нерешительно застыл:
Да будет ли женой прощен?
Ей много горя причинил
Его арест, затем тюрьма…
О, как состарилась она.

Но солнцем все освещено.
Еще не вечер. Счастье будет.
Погожий день глядит в окно.
Скрепит Бог запись в книге Судеб.

Источник

Эту картину Ильи Репина я помню издавна, еще со школьной скамьи. Ее название давно стало мемом, который обыгрывают все, кому не лень.

Но когда я сейчас увидела ее опять и задумалась над тем, что же именно я вижу на ней и что именно могу сказать о событии, которое она описывает, то с сожалением поняла, что ответить мне будет нечего.

Зато после прочтения ее разбора мне многое стало понятно.

Насколько же по-другому раскрывается и воспринимается произведение искусства, когда ты хоть немного начинаешь владеть его языком!

Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали
Илья Репин. «Не ждали», 1884 год
Третьяковская галерея, Москва

Момент, изображённый на картине, показывает первую реакцию членов семьи на возвращение из ссылки революционера-народовольца.

Это произведение считается «самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы» и относится к так называемой «народовольческой серии» Репина.

Репин начал работать над картиной «Не ждали» в начале 1880-х годов, находясь под впечатлением от убийства императора Александра II, совершённого 1 [13] марта 1881 года, а также от публичной казни принимавших в нём участие народовольцев-первомартовцев, которая состоялась 3 (15) апреля 1881 года и на которой он сам присутствовал.

Художник так все изобразил, что не нужны объяснения: совершенно ясно, что неожиданно в свою семью вернулся после долгого отсутствия ее глава.

Вошедший в комнату мужчина вернулся из ссылки. Об этом говорит не только его одежда, но измученное лицо и глубоко запавшие глаза. Верно, очень он изменился, если даже родные не сразу узнали его. Женщина, сидящая у рояля, жена ссыльного, кажется слабой, болезненной. Ее взгляд выражает радость и некоторую растерянность. Фигуру матери художник поместил спиной к зрителю. Стоит только увидеть эту сутулую спину, как сразу становится ясно, что не только старость, но и горе, и трудности согнули ее.

Главным психологическим узлом композиции картины является динамика фигур ссыльного и его матери, а также пересечение их взглядов. В этот первый момент возвращения фигура матери служит связующим звеном между её сыном, который пока ещё кажется чужим в этом светлом интерьере, и остальными членами семьи.

Стремление к наибольшей выразительности рождает иногда и новые варианты картины. Так, работая над картиной «Не ждали», И. Е. Репин перебрал несколько вариантов. Вначале она была задумана как внезапное возвращение курсистки (студентки).

Курсистками в то время были наиболее прогрессивно и даже революционно настроенные девушки. Часто против воли родителей они уезжали из дому, чтобы получить образование. Поэтому приезд курсистки в родной дом мог быть событием, дававшим материал для произведения. Репин даже написал такой вариант картины. Но потом, работая над картиной, художник изменил ее, углубив содержание. И уже не курсистка приезжает домой, а революционер возвращается из ссылки.

В настоящее время этот вариант картины также является частью собрания Третьяковской галереи.

Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали

Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали

Бился над этим Репин целых четыре года.

И даже после того, как картина была закончена и показана зрителям, он неоднократно возвращался к образу революционера и дописывал его.

Предполагается, что лицо входящего мужчины могло быть написано с Всеволода Гаршина, над портретом которого Репин работал в 1884 году. Есть указания, что наибольшее сходство с Гаршиным было в одном из промежуточных вариантов картины.

Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали

Бывает, что художник долго работает над какой-либо фигурой, а потом оказывается, что она лишняя, и. он убирает ее с холста, потому что ничего не говорящие фигуры или предметы могут отвлечь внимание зрителей от главного. Например, в картине «Не ждали» Репин убрал фигуру старика, входящего слева с балкона. А сколько труда было потрачено, чтобы ее написать!

На стенах комнаты мы видим портреты Некрасова и Шевченко. Оба поэта были певцами и заступниками народа. Значит, в комнате, где висят их портреты, живут люди, любящие и уважающие простой народ. Рядом изображение императора Александра II, убитого народовольцами, на смертном одре, а также Христос на Голгофе — символ страдания и искупления, соотносившегося интеллигентами-революционерами со своей миссией.

Посмотрите на горничную. Она еще держится за ручку двери. Думаете, случайно? Нет. Этот жест еще больше подчеркивает ее испуг и недоумение: она слегка приоткрыла дверь, но не распахнула ее и робко впустила в комнату незнакомого человека.

Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали

А гимназист? Шейка у него худая, тонкая, одежда немного великовата, куплена на вырост. Разве не говорит это о скудости средств семьи?

Понятно, что художник вводит в картину только такие детали, которые помогают уяснить смысл. И как бы ни была хороша сама по себе какая-то деталь, подробность, но, если она не способствует более глубокому осмыслению содержания, она лишь вредит произведению.

Но художник не только оставляет в своей картине необходимые детали, но располагает в ней все так, чтобы главное было заметно, чтобы второстепенное не вылезало вперед, а помогало понять главное, чтобы детали не нарушали целостности восприятия.

В картине Репина сначала взгляд останавливается на матери, потому что она одета в черное и ее крупная фигура в черном особенно заметна на фоне светлых стен комнаты.

Источник

«Не ждали» расшифровка картины

Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали

Итак, что мы видим: некий худой изможденный мужчина робко входит в комнату. Присутствующие удивлены — даже поражены его визитом. Женщина в черном на первом плане вскочила с места и не может поверить своим глазам.

Кто этот мужчина? Откуда вернулся и почему его возвращения «не ждали».

Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали

На «центральной» стене висят изображения, раскрывающие духовную жизнь семьи: поэтов Шевченко и Некрасова. И тот и другой являлись символами истинно народного творчества, а также поэтами-борцами.

Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали

Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали

И напоследок, еще два факта.

Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали

Можно сказать, это человек передовых взглядов, следующий за идеей, вдохновленный высшими идеалами.

В финальной же версии картины, это осунувшийся, исхудавший каторжник, почти что призрак, который даже не уверен, примет ли его собственная семья.

Второй факт, картин «Не ждали». две! На первой, Именно первой, ибо написана она в 1883 году, вместо бывшего каторжника, изображена девушка-гимназистка в походной шали, которая вернулась домой, к семье. В остальном, она повторяет композицию знаменитого шедевра.

Источник

11 фактов о картине Репина «Не ждали»

«Картина Репина «Не ждали»» — это выражение давно стало мемом. «Вокруг света» разобрался, кого и чего на самом деле не ждали герои, автор и владелец картины.
Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали

Картина «Не ждали»
Холст, масло. 160,5 х 167,5 см
Годы создания: 1884–1888
Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее

Один из главных сюрпризов достался меценату Павлу Третьякову. Он купил за 7000 рублей превозносимую критиками картину известного художника, посетители Третьяковки с нетерпением ждали ее прибытия с XII выставки передвижников. Привлекал публику и злободневный сюжет: политический, выпущенный досрочно, не успевает предупредить домашних об освобождении и ошеломляет их своим появлением. В начале 1880-х выходили на свободу по амнистии осужденные в 1870-е годы народники.

Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего. Герой полотна, по свидетельствам очевидцев, стал выглядеть моложе, но гордость убежденного революционера в его чертах сменилась безволием и растерянностью. Увидев картину, Третьяков пришел в ярость от самоуправства Репина и, кроме того, решил, что она исправлена некачественно. Думал уволить смотревших за галереей слуг, которые никак не ожидали его гнева: им и в голову не пришло помешать художнику, давнему другу и советчику хозяина галереи.

2. Армяк. Крестьянская одежда героя, пишет Ерохов, означает, что мужчина отбывал наказание в исправительных арестантских ротах далеко от дома: за отправленными по этапу не возили одежду, в которой их взяли, а по освобождении выдавали тряпье, купленное на пожертвования Обществом попечительным о тюрьмах.
Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали
3. Старуха. Мать героя, которую Репин писал с тещи, Евгении Шевцовой. «Вошедший, — пишет искусствовед Татьяна Юденкова, — видит только то, что не видит зритель: глаза матери».
Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали
4. Дама. Супруга героя. Репин писал ее с жены Веры и с племянницы критика Стасова Варвары. И мать, и жена в трауре — знак того, что в семье кто-то умер недавно, в пределах года.
Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали
5. Горничная. Девушка неохотно впускает в комнату бедно одетого человека, не признав в нем главу семьи: видимо, ее наняли уже после его ареста.
Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали
6. Мальчик. Сын героя, мальчик в мундире гимназиста, узнал вошедшего отца и обрадовался. Репин писал мальчика с Сережи Костычева, сына соседей по даче, будущего академика РАН, изучавшего дыхание растений.
Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали
7. Девочка. Дочь героя, напротив, испугана: вероятно, она была слишком мала, когда отца арестовали, чтобы помнить его. Репину позировала его старшая дочь Вера.
Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали
8. Мебель. «Обстановка по-дачному скудная», — отмечал искусствовед Лазарь Розенталь. Интерьер художник писал с обстановки дома в Мартышкине, который Репины снимали в качестве дачи, как многие петербургские семьи, селившиеся на лето за городом у Финского залива.
Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали
9. Фотография. На ней — убитый в 1881 году народовольцем Гриневицким Александр II в гробу. Фотография — примета времени, указывающая на политизированность сюжета картины. Убийство царя было рубежом для народнического движения: вопреки надеждам революционеров, устранение монарха не вызвало прогрессивных перемен в Российской империи. 1880-е стали временем раздумий, когда многие разочаровались в терроре как методе и в готовности общества к преобразованиям.
Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали
10. Портреты Николая Некрасова и Тараса Шевченко, писателей и публицистов, которых народники считали идейными вдохновителями, — знак того, что члены семьи ссыльного разделяют его убеждения.
Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали
11. «На Голгофе» Карла Штейбена — очень популярная репродукция и в то же время намек на страдания, которые пришлось пережить герою, и своего рода воскресение его для семьи после нескольких лет заключения.

Художник
Илья Репин

Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали

1844 — Родился в семье военного поселянина в Харьковской губернии на Украине.

1864–1871 — Учился в Академии художеств в Петербурге.

1870–1873 — Писал картину «Бурлаки на Волге».

1872 — Женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора. В браке родились три дочери и сын.

1874 — Начал выставляться с Товариществом передвижных художественных выставок.

1876 — Написал «Под конвоем. По грязной дороге», первую картину на революционно-историческую тему.

1880–1889, 1892 — Работал над вторым, наиболее известным вариантом картины «Арест пропагандиста».

1887 — Развелся с женой.

1899 — Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты», и съехался с Наталией Нордман — суфражисткой, писательницей (псевдоним — Северова).
1907–1911 — Работал над картиной «Манифестация 17 октября 1905 года».

1930 — Умер в «Пенатах» (тогда усадьба была на территории Финляндии, теперь — в России).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

Источник

Не ждали

Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть фото Что изображено на картине репина не ждали. Смотреть картинку Что изображено на картине репина не ждали. Картинка про Что изображено на картине репина не ждали. Фото Что изображено на картине репина не ждали

Описание картины «Не ждали»

Картина Репина «Не ждали» изображает внезапное возвращение ссыльного революционера. Позировали для картины жена Репина Вера Шевцова, их дочь, теща, друзья дома. Ссыльный написан с Всеволода Гаршина (1, 2).

Примечательно, что обстановку Репин изначально определил, и комната в эскизах практически не изменяется, а вот персонажи в процессе работы подвергались значительным пертурбациям. Особенно долго художник бился над образом вернувшегося, мучительно подбирая нужные интонации. В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. Настроение этого варианта – радость от возвращения, радость встречи и даже ощущение сюрприза, почти новогоднего подарка. Совсем иным стал окончательный вариант.

Картина Репина «Не ждали» 1884 (художник будет дорабатывать ее до 1888-го) года показывает нам вернувшегося мужчину. Неожиданность, шок, который вскоре сменится радостью, – есть. Ощущения сюрприза нет и в помине. Изначально автор предполагал показать несломленного героя, борца за свободу. Но окончательный вариант – о другом. В нем сильны мотивы возвращения блудного сына и воскрешения. Герой напряженно и мучительно всматривается в лица родных: примут ли они его? Не вынесут ли и свой обвинительный приговор? Лицо вошедшего большей частью в тени, но настороженный взгляд огромных глаз нам виден. В них – вопрос и попытка оправдаться, в них дилемма между велением совести, которому он последовал, и тем фактом, что он покинул семью. Ждут ли его здесь? Как его встретят?

Мастерство Репина в полной мере отражено в выборе момента – пикового, самого острого: сын, муж, отец вернулся и уже вошел в комнату, испуганная впустившая его горничная и еще кто-то из прислуги стоят у двери и смотрят, как дальше будут развиваться события. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду. Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах. Мать привстала с кресла, протягивает вперед ослабевшую руку, мы не видим ее глаз, но догадываемся, что в них надежда, страх, радость и, скорее всего, слезы. Она пристально всматривается в мужчину, вошедшего в одежде каторжника, и сейчас окончательно узнает в нем сына.

Жена, сидевшая за пианино, встрепенулась, замерла, готовая в следующее мгновение вскочить и броситься на шею вошедшему. Глаза ее расширены, робкая радость пробивается сквозь недоверие и испуг, рука судорожно сжимает подлокотник. Девочка, вероятно, была совсем маленькой, когда отца сослали, она его не узнаёт, ссутулилась и смотрит настороженно, она взволнована непонятным ей напряжением, вызванным появлением этого странного человека. А вот мальчик постарше, он, напротив, весь вытянулся в направлении отца, приоткрыл рот, глаза его сияют и, вероятно, в следующее мгновение он радостно завизжит. В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия. А сейчас – миг, предшествующий этому, и в нём с невероятным мастерством отражены чаяния, страхи и надежды. Кисть Репина вывела происходящее из бытового контекста и придала монументальность, общечеловеческий фактор – речь не о конкретном вернувшемся ссыльном, речь о вере, любви, страхе, совести и надежде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *