Что изображено на картине джексона поллока
Джексон Поллок: биография, творчество, лучшие картины художника
Джексон Поллок (Paul Jackson Pollock; родился 28 января 1912 — умер 11 августа 1956 гг.) — американский художник и великий экспериментатор XX века, идеолог и яркий представитель экспрессионизма. Джексон Поллок разработал собственное направление — радикальный абстрактный стиль, в котором оторвал линию от цвета, внедрил новые техники описания пространства и доказал, что истинного художника нельзя ограничивать узкими рамками традиционной живописи.
Биография Джексон Поллок
Детство Джексона Поллока, который родился 28 января 1912 года в городе Коди, штат Вайоминг, сложно назвать счастливым. Пятый, самый младший, сын рос в постоянном страхе перед вечно пьяным отцом-землемером. Средств на проживание не хватало, поэтому мать ездила на заработки по разным штатам и возила с собой детей. Потом отец их бросил, а семейство переехало в Калифорнию.
Джексон Поллок не пользовался популярностью среди сверстников и учителей, рос тихим и замкнутым мальчиком, у которого часто случались вспышки гнева и злости. При этом его тянуло к прекрасному — Джексон интересовался культурой и искусством индейских племен, проживающих в поселках возле города Чико. В 15 лет он уже работал чернорабочим на Гранд-Каньоне, где и научился пить. К двадцати годам превратился в полноценного алкоголика, увлеченного философией, психоанализом и кино.
В 1928 благодаря матери, насобиравшей денег на учебу, Джексон Поллок поступил в Высшую школу искусств, где познакомился с работами Диего Риверы (Diego Rivera), Давида Сикейроса (David Alfaro Siqueiros), Хосе Ороско (José Clemente Orozco) и других. Сокурсники насмехались над юношей и утверждали, что он не умеет рисовать, ему стоит бросить обучение и пойти в водопроводчики. Вместо этого Джексон стал брать приватные уроки рисования у Томаса Бентона (Thomas Hart Benton). И нашел в художнике не только учителя, но и собутыльника — вместе они уходили в продолжительные запои.
Молодой человек много путешествует, берется за любую работу, не чурается получать пособие для нуждающихся художников. В 1934 году наконец-то решает осесть и лучшего места, чем Нью-Йорк, не нашел. В 1944 году женился. Поселился с супругой Ли Краснер (Lenore «Lee» Krasner) в двухэтажном коттедже в Спрингсе, а в небольшом сарае обустроил мастерскую. В 1947 году изобрел новую технику рисования: расстилал на полу огромные холсты и разбрызгивал на них краску, не прикасаясь к поверхности полотна кистью. «Льющаяся техника», как окрестил Поллок свое изобретение, со временем получила название дриппинг или капельная живопись. А у Джексона появилась кличка — Jack the Dripper (в переводе — Джек Разбрызгиватель).
Новизна и естественность картин, созданных Поллоком, привлекла внимание критиков. В 1948 году он организовал выставку в Галерее Бетти Парсонс, которая прошла вполне успешно. На вырученные деньги мастер обустроил себе большую мастерскую и создал серию из 6 картин. Через год Джексон Поллок стал «величайшим художником Америки» по версии журнала Life Magazine. Его работы стали пользоваться спросом среди коллекционеров современного искусства, у семьи Поллоков появились деньги. При этом Джексон стал пить еще чаще и больше, начал изменять супруге и купил новый автомобиль Ford. Именно на нем Джексон Поллок и разбился 11 августа 1956 года, врезавшись в дерево. Он был пьян, и ему исполнилось всего 44 года.
Самые известные Картины Джексона Поллока
Одной из самых известных картин Поллока, выполненных в стиле абстрактный экспрессионизм, была и остается картина «№ 5, 1948». Как и у большинства произведений художника, у нее нет названия, только номер. Мастер использовал фиброкартон, на котором разбрызгал и разлил краски серого, белого, желтого и коричневого цветов. Первый покупатель выложил за «№ 5» всего 1500 долларов. Последний владелец, по слухам это коллекционер из Мексики Давид Мартинез, не пожалел за работу Поллока 140 миллионов долларов.
«Синие столбы» — еще одна нашумевшая картина. В 1973 году ее купила Национальная галерея Австралии за 1,3 миллиона австралийских долларов и с тех пор шедевр остается в собственности государства. Картину редко и неохотно отпускают на выставки за пределы Австралии. Сегодня ее стоимость оценивают от 100 до 350 миллионов американских долларов.
Среди известных картин Джексона Поллока:
Картины, написанные в технике дриппинг, часто продают на аукционах и выставляют в галереях. В электронном каталоге платформы Very Important Lot представлены интересные работы современных художников, вдохновленных примером Поллока. Произведения можно купить у живописцев напрямую.
Джексон Поллок: как изобразить мир после создания ядерной бомбы?
Взгляд художника — это не только его личная точка зрения, но и выражение запроса эпохи. Что творчество Поллока может рассказать об изменениях в Американской культуре, каковы причины поворота к абстракции в изобразительном искусстве середины XX века и как научиться понимать современное искусство?
Война — это всегда кризис не только политический, но и внутренний. Это кризис всего общества и каждого человека. Кризис заставляет задуматься и пересмотреть устоявшийся взгляд на мир, что требует поиска новых с ним отношений не только в жизни, но и в искусстве: новой техники, нового содержания, новой точки зрения. Работы Поллока выражают формировавшееся уже в годы войны мировоззрение всего Американского общества.
Джексон Поллок — один из первых американских художников, который принял вызов времени и стал национальным героем США, ковбоем в мире живописи. Всю жизнь Поллок искал творческое вдохновение, собственную манеру письма, новые сюжеты для выражения современности. Это была не только личная проблема автора, но и вызов для молодой Американской культуры.
Желание найти свой путь в искусстве без оглядки на достижения европейской традиции, создать живопись, которая бы подчеркнула американскую инаковость — актуальная проблема того времени. Стремление противопоставить себя не только советскому соцреализму, но и европейскому авангардизму требовало новых истоков вдохновения.
Для этого американский художник обратился к мифологии и рисункам древних индейцев. Его увлекал универсальный характер символов, который он находил в их искусстве. Будучи уверенным, что такие символы способны найти отклик в бессознательном каждого человека, он решил использовать их в творчестве.
Европейские сюрреалисты вдохновлялись психоанализом Фрейда, но для Поллока фрейдизм был слишком прост. Однако ему была близка идея бессознательного, которую он использовал, чтобы объяснить свои работы. В свое время он увлекался юнгианством, которое не только помогло ему справиться с алкогольной зависимостью, но и повлияло на его творчество.
Поллок считал, что коллективная память человечества выражается в искусстве. Он верил, что пальцы лучше выражают эмоции и идеи, когда пишут независимо от сознания. Эта вера стала основанием не только содержательной стороны его творчества, но и основой создания новой художественной техники. Такой метод письма подразумевает вживание в каждую линию, в каждый нанесенный пигмент в момент творчества.
Новый поворот в работе с холстом
Художники европейской школы работали над картинами, устанавливая холст перед собой таким образом, чтобы, сделав шаг назад, можно было увидеть картину целиком. Так происходила смена точки видения. Поработав над частью, они оценивали, как эта часть меняет картину в целом, а затем снова приступали к работе над этой или другой частью картины. Дж. Поллок нашел новый способ работы над картиной, он решил снять холст со стены и расстелить на полу. Таким образом художник оказывается внутри холста и во время работы полностью погружается в окружающие его разноцветные кривые линии. Это не просто импровизация, это стремление проникнуть в невыразимые ритмы, сюжеты культуры, это способ открыть их в своей душе.
Юнг пишет, что чрезвычайно важно, чтобы архетип и символ резонировали в нашей душе, только в этом случае они из мертвой схемы превращаются в жизненную силу. Иногда Поллоку не удавалось придать жизнь картинам и он упрекал себя за это.
Поллок стремился выразить себя, свое Я, скрывающееся за мертвыми формами, шаблонами и копированием, распространенными в классической школе живописи.
«На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри нее. Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже».
Творчество Джексона Поллока — это протест против современных ему форм живописи, поиск своего места в живописи, которое возвысит его над историей искусств.
Готика и Поллок
© Jackson Pollock, «Number 5», 1948
Взглянем на картину Поллока №5. Первое, что бросается в глаза — бесчисленное количество линий.
«Сколько же литров краски ушло на создание этой картины», — спросит бережливый человек. А ведь действительно на этой картине нет ни одного пустого места, того, что не несет в себе смысла. Традиционная школа предполагает несколько обязательных составляющих картины — фон и предмет изображения. Первый вопрос, который задается художнику и зрителям: «Что является предметом изображения?» Второй: «Удачно ли подобран фон?»
На картине Поллока все является предметом и ничто не является им само по себе. Такая манера предполагает другой подход к чтению изображения. Зрителю следует забыть все привычные представления об искусстве. Он должен подойти предельно близко к картине, чтобы оказаться внутри, и тут происходит нечто совсем непривычное: мы погружаемся в картину, линии переходят в цвет, цвет становится линией. Появляется ощущение некоего ничто.
Именно в таком контексте творчество Поллока воспринимала современный теоретик искусства Е. Ю. Андреева, считая его героем, борющимся с ничто, человеком перед бездной.
Насколько на самом деле такая бездна могла присутствовать в жизни художника, мы можем понять, только взглянув на генезис его творчества.
Начиная с середины 40-ых годов, его живопись становится все более абстрактной, до такой степени, что Гринберг — известный искусствовед и теоретик искусства — употребляет слово «готика» применительно к картинам Поллока.
Гринберг поясняет свое замечание. Под готикой он имеет в виду эмоциональную составляющую, некое варварство, границу с ничто, изображенные Поллоком формы, близкие к архаическим глубинам культуры. Однако готика имеет и другие смыслы.
Йохан Хейзинга в работе «Осень средневековья» описывает этот термин следующим образом:
«…готика — это словно бесконечно длящийся заключительный органный аккорд: она растворяет все формы в самоанализе, каждая деталь прорабатывается без устали, каждой линии противопоставляется контрлиния. Это безудержное прорастание формы за пределы идеи: становящиеся узором детали захватывают все поверхности и все линии».
Основная эмоция, пронизывающая такое искусство, — «страх пустоты» — что, по мнению Хейзинги, является «характерным признаком близящихся к концу эпох». Такое настроение связано с предчувствием конца, с его экзистенциальным переживанием.
Стремление выразить себя, пока не настал конец света, — вот что движет Поллоком. Такая установка на самовыражение, вместе с тем, удачно сочетается с господствующим настроением американской культуры того времени. «Успеть закончить мир своим словом», что сложно, потому что мир не заканчивается, а значит, и слово (в данном случае линия) непрерывно уходит в бесконечность.
Абстрактный экспрессионизм Дж. Поллока оказался очень востребованным после Второй мировой войны. Его выставки прошли не только в Соединенных Штатах, но также и в Европе. Даже в СССР после его выставок стали появляться последователи этого направления.
Роль критика
Гринберг наряду с другими влиятельными людьми в области культуры и искусства того времени не только открыл художника для мировой аудитории, но и задал новую парадигму в американском искусстве, которую только в 60-е годы сменили минимализм и концептуализм. Абстрактный экспрессионизм удачно вписался в идеологию США того периода, так как отношения с СССР тем временем накалялись со страшной силой, а потому необходимо было переместить эпицентр современного искусства – авангарда – к себе, дав ему свое политическое обоснование.
Как и многие национальные герои США, Поллок не дожил до старости, разбившись в автомобильной катастрофе. Однако его вклад в современное искусство неоспорим, а его трагическая жизнь до сих пор вызывает интерес к его искусству, а его искусство, в свою очередь, к его жизни, что весьма характерно для США, где жизнь художника, писателя, музыканта и его творчество всегда идут рука об руку. В XX веке биография автора играет не меньшую роль для успеха, чем творчество. А потому общество всегда стремится к романтизации своих героев, ведь тогда точка зрения становится не абстрактной, а вполне конкретной и понятной каждому.
Литература:
Литература
2. Андреева Е. Ю. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века СПб, 2004,
Обложка: Jackson Pollock at the MoMA (Joan Sorolla/ flickr).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Джексон Поллок – укротитель
брызг
Ставший впоследствии одним из самых ярких представителей экспрессионизма и создатель живописи действия Джексон Поллок в свое время решил, что для написания картин не обязательно использовать привычные техники.
Как это бывает у многих известных деятелей искусства, детство Поллока нельзя назвать счастливым. Он родился в 1912 году и был пятым сыном в семье, главой которой являлся пьющий и бушующий отец, держащий детей, особенно – Джексона, в страхе. В связи с этим мальчик рос запуганным, замкнутым и тихим, но способным на яркие вспышки гнева. Не слишком добрая мать, к тому же оставленная мужем, в поисках заработка ездила по всем штатам и возила с собой детей.
У юного Поллока не было друзей, из-за плохого поведения его не любили учителя и два раза выгоняли из школы. Несмотря на это, мальчика с детства привлекало искусство индийских племен, поселений которых было много в одном из городов, где жила семья Джексона. Взрослея, будущий художник стал интересоваться кинематографом, психоанализом и философией.
К пятнадцати годам Поллоку вместе с братом пришлось работать на Гранд-Каньоне вместе с чернорабочими. В их обществе мальчики стали баловаться алкоголем, и вскоре достигли в этом больших успехов. А уже в двадцать с лишним лет Джексон стал полноценным алкоголиком. Но в его случае алкоголь не способствовал творческому процессу, а скорее – наоборот.
С горем пополам накопив денег, мать смогла оплатить младшему сыну обучение в лос-анджелесской Высшей Школе Искусств, куда он поступил в 1928 году.
В одном из учителей Поллок увидел родственную душу, и благодаря нему стал интересоваться самобытным искусством, в частности – работами Давида Сикейроса, Диего Риверы, Хосе Ороско и других. Ему нравились проблемы, которые эти художники затрагивали в своих картинах.
Джексон не слушал сокурсников, которые утверждали, что он совершенно не умеет рисовать и лучше ему было пойти на водопроводчика, и хотел как можно больше практиковаться в художественном мастерстве. Он стал брать частные уроки у художника Томаса Бентона, который тоже много пил, из-за чего они оба стали уходить в длительные запои.
Несколько лет Поллок жил на пособие для неимущих художников. Иногда ему удавалось получить заказы на роспись стен и очистку памятников, но он понимал, что имея талант, тратит его впустую, и от этого еще больше пил, в итоге угодив в «желтый дом». Там он сделал большое количество набросков, продолжая вдохновляться Риверой и Сикейросом.
Ранние картины Джексона в основном являются пейзажами, выполненными в экспрессионистской манере, хотя во многих из них прослеживаются черты импрессионизма. Как и его наставник Томас Бентон, Поллок считал, что настоящий художник должен уметь работать в разных стилях. Помимо привычных техник, в ранних работах художник использовал литографию и графику. Хороший пример того, как на творчество Поллока влияли произведения других мастеров, это картина «На Запад», вдохновленная работами Томаса Бентона.
«На Запад» выполнена широкими мазками мрачных цветов. Несмотря на то, что это пейзаж, видно, как художник пытается уйти от реальных форм в сторону абстракции и фигуративных объектов, с помощью которых, как ему стало казаться, можно было выразить гораздо больше мыслей и идей.
Выйдя из лечебницы, Поллок познакомился с Джоном Грэхеммом – смотрителем музея одним из первых, кто оценил творчество Джексона.
Женой Поллока стала художница Ли Краснер, познакомившая его с авангардными творческими кругами. В 1943, в то время, пока Джексон еще пробовал себя в разных жанрах и пытался найти свой стиль, его картину «Стенографическая фигура» включили в одну известную выставку, и она была тепло принята критиками. Для Поллока это был первый успех, и он не спешил заканчиваться – уже к 1947 Джексон стал культовым художником американской живописи.
Его картины очень нравились критикам за свою новизну и искренность, но совершенно не интересовали простых зрителей, которые их совсем не покупали, что очень странно для такого известного художника. Народ считал, что творчество Поллока невнятно, странно и, отчасти, страшно.
Интересной работой является полотно «Красный и синий», ведь оно не является ни фигуративным, ни абстрактным. Как говорил сам Поллок, здесь изображен архетип его матери, и именно поэтому в картине используются такие агрессивные цвета и остроугольные фигуры.
У Поллока был свой способ создания картин, который позже назовут «живописью действия», и понимали его суть очень немногие. Джексон решил поменять себе агента, но все, что ему удалось после этого – продать одну картину за 8 тысяч долларов. Осознание того, что слава не приносит почти никакого дохода, очень угнетало художника, и плюс к алкоголю начал принимать наркотики.
В какой-то момент Поллок понял, что раз живопись – это творчество, то в нем не должно быть рамок и норм, а значит необязательно использовать привычные способы создания картин. Зачем постоянно держать в руке кисть и водить ей по холсту, стоящему на мольберте, если можно положить холст на пол и наносить на него брызги? Если можно макать руки в краску и рисовать пальцами? Именно так он и стал создавать работы, которые впоследствии стали наиболее известными.
В этих картинах нет смысла, как многие думают, на них изображено именно то, что мы видим – разноцветные мазки, линии, точки, пятна и брызги. Создавая подобные работы, Поллок не ставит перед собой никаких задач, кроме самовыражения. А у тех, кто будет критиковать подобное творчество, не будет аргументов, ведь на то это и творчество.
То, что художник стремился именно и только к самовыражению, подтверждается его словами:
«Я не начинаю работу с рисунка. Я не делаю набросков, а сразу пишу на холсте»
К тому же, он считал, что творческий процесс спонтанен, и свои работы нельзя домысливать. Хотя некоторые его произведения выполнены настолько специфично, что невольно воспринимаются как эскизы, например – рисунок со спиралями, не имеющий названия.
Вплоть до 1954 он становился все более известным. У них с супругой стали появляться деньги, Джексон позволил себе покупку нового «форда», продолжение нездорового образа жизни и измены жене.
Созданная Поллоком «живопись действия» впервые практиковала нанесение красок без кисти, и тем самым они изменила представление об авангардном искусстве.